Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. 1615 — все в Эрмитаже Возвращение Дианы с охоты, ок. Это имя стоит в ряду самых прославленных художников мира.
На знаменитой картине "Охота на гиппопотама", одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Со страстным «языческим» жизнелюбием Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа»). Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Рубенс — исключение. Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр). произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Умер художник весной – 30 мая 1640 года.
Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Камеристкавздохнула. Поправила прическу. Таким был великий фламандский художник XVII века Петр Пауль Рубенс. Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).
Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый театр жизни, сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами (Автопортрет с мантуанскими друзьями, ок. «Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар — по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы.
Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен).
Рубенс использует библейских героев как исторических персонажей, не придавая им религиозного смысла. Будучи большим знатоком истории и мифологии античности, ван Веен также находился под влиянием искусства итальянского Возрождения, что в полной мере передалось ученику. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. 1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир.
Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. «У Рубенса было столько талантов, — заметил один из его покровителей, — что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».
Первым стал Ромул. Ее портрет мы видим справа. Портреты его жён и детей можно увидеть на этой странице. Основные мотивы работ П. П. Рубенса Однажды Рубенс написал знаменательные слова: «У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил». Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. Все до дна.
Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Самсон решил отомстить поработителям и совершил множество их избиений. В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастериев и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого барочным классицизмом (наиболее знаменитый пример его — Версаль).
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени.
Примертаких сложных многофигурных композиций, характерных для господствующегостиля барокко, — картина, выполненная им еще в 1611 г. для алтаря соборав Антверпене, «Водружение креста». 1615-16, Картинная галерея, Дрезден Венера перед зеркалом, 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены Вакханалий, прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли (Вакханалия, 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Шествие Силена, 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. «У Рубенса было столько талантов, — заметил один из его покровителей, — что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».
В стиле работы художника Рубенса ярко выражен реализм и черты барокко. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Вмиг оживали перед глазамивереницы людей, вершивших судьбы Европы, целых государств. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир.
Загорелись золотистые охры, вспыхнула английская красная, зарделась киноварь. В 1620-е гг.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
1630-40, Музей истории искусств, Вена). Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми (Радуга, 1632-35, Эрмитаж Возвращение с поля, 1636-38, галерея Питти, Флоренция). Портретное искусство фламандского художника Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории.
Рядом, бог реки Тибр. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Это сильный, мужественный человек, убитый, но не побежденный своимипротивниками.
К концу 1610-х годов Рубенс получил широкое признание. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника (Возчики камней, ок. Леонардо и Рубенс.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент («Шубка») иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия»), сцены деревенских празднеств исполненные грубоватого реализма и бурной жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Брейгеля Старшего. 1639), включает ее изображение в картину Сад любви (ок. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Молодая дама никак не могла скрыть ту слегкавульгарную и горьковатую мину, которой обладали многие участницыдворцовой карусели, порою судорожно веселой, а иногда тоскливой инудно-однообразной.
Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г. ) музей Рубенса. В глубине ее теплых, медовогооттенка глаз таилась почти незримая льдинка опыта, такого дорогого иуничтожающего саму душу.
Но почти все его пейзажи связаны с жизнью людей. Так, в картине «Возчики камней» (ок. Время. Ее внешний облик преисполнен сдержанного спокойствия и достоинства.
Они писали также многочисленные портреты и сцены народныхпразднеств, пейзажи и натюрморты. Известен такой любопытныйрассказ современника. Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Тогда мне не пришлось бы терять время, деньги и награды всякого рода ради недостойных меня произведений, которые каждый может исполнить к удовлетворению Его Светлости» 160 (англ. )русск., состоявший художником при дворе.
Наиболее увлеченно работал Рубенс над большими, монументальными произведениями. «. Мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Более 1000 картин художника — это монументальное достижение.
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: Страшный суд, Малый Страшный суд, Падение грешников, Битва амазонок (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). (Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья. ) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Портреты его жён и детей можно увидеть на этой странице. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку.
В 1653 г. Рубенс приобретает брабантское поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Рубенс жил в эпоху, когда широкое развитиев искусстве Европы получил стиль барокко. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Водружение Креста» и «Снятие со Креста» отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Ничем особым не примечательнаяжизнь французской королевы становится у Рубенса поводом для создания яркогои красочного зрелища.
Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Ему посчастливилось жениться на двух красивых женщинах (первая жена изображена справа) и он был любящим и заботливым отцом для своих восьмерых детей. Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена.
В одном изего писем 1627 г. есть такие слова: «Для себя бы я хотел, чтобы весь мирбыл в мире и мы могли бы жить в веке золотом, а не железном». Любил людей, хотя нередко поражалсяих коварству и лживости. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Рем, завидуя брату, стал насмехаться и, в разгоревшейся ссоре, был убит. Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов.
Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. Но Рубенс никогда не был педантом. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — стеновский). Неразбиться. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру.
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов. Венера (римская богиня, отождествляемая с греческой Афродитой, богиней любви и плодородия) воспылала к нему безнадежной страстью, что явилось результатом случайной царапины от стрелы Купидона.
Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. 1638), одной из трех граций (ок.
Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Питер Пауль Рубенс был человеком разносторонне образованным. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры (Суд Париса, ок. Мерно колышется грудь красавицы.
Миф повествует о том, что Адонис был плодом любви царя Кинира Пафосского (на Кипре) и его дочери Мирры. Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой.
В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Приближается пастух Фавстул, который обнаружил их, а затем воспитывал. Но Рубенс никогда не был педантом. последняя тема – часто встречающееся неродное предание.
В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — «Елена Фаурмент с детьми», «Три грации», «Вакх». А ведь оно только одно из многих.
И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. Как оно летит.
Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог160— впрочем, малопочтенный160— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. Чуть-чутьшелестит подкрахмаленное жабо. Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры.
Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник. Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница. «Камеристка» Рубенса несет в себе пороки идостоинства своего времени. Разносторонние интересы последнего оказали сильное влияние на формирование личности молодого Рубенса.
Венера (римская богиня, отождествляемая с греческой Афродитой, богиней любви и плодородия) воспылала к нему безнадежной страстью, что явилось результатом случайной царапины от стрелы Купидона. Во время своих странствий Рубенс овдовел.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Не упасть. 1620, Эрмитаж). Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью (Статуя Цереры, между 1612 и 1614 Венера и Адонис, 1615 Союз Земли в Воды, ок. В 1620-е гг. И снова погасли.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Нет, нет, бойтесь придворных красавиц, есливы не сам король или герцог. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. Во время своих странствий Рубенс овдовел. Городу Ромул дал своё имя и стал его первым царём.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Блеснули кольца на узкой бледной руке. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Костюм подчеркивает ее принадлежность к высшему обществу.
Однажды в Лондоне один придворный, увидев, что посолФландрии Рубенс стоит за мольбертом, удивленно спросил: «Господин посолзанимается живописью. » — «Нет, милорд, — отвечал Рубенс, — художник занимаетсяиногда дипломатией». В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Ведь иногдахудожник находит модель, в которой видит частицу себя, а иногда и всегосебя. Остаться существовать в милости и довольстве.
Он несколько остудил свой энтузиазм, который вызывала у него античность и вложил собственное, глубоко затрагивающее душу благочестие в мощное живописное искусство, черпая вдохновение из языческих источников, чтобы придать новый масштаб отражению христианских тем, передавая мифологическим образам человеческую теплоту. Много у Рубенса и исторических произведений. На огромном полотне изображен распятыйХристос. Художник хотел передать в картинах борьбусил природы, ее могущество. И снова и снова вставала передРубенсом пестрая панорама его странствий. Фламандская живопись XVII в. — подлинный гимн силеи мужеству человека. Рубенс улыбнулся. Он любил жизнь, этот сын Фландрии.
Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св. Вы погибнете ни за понюшку табаку, поверивв их русалочью прелесть. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Он поспешил на север, но уже не застал её в живых. Не менее прозрачны и золотистые волосы на темном коричневом фоне.
В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов. Ему посчастливилось жениться на двух красивых женщинах (первая жена изображена справа) и он был любящим и заботливым отцом для своих восьмерых детей. В 1620-е гг. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами).
В 1640 г. Рубенса не стало. Но главнымдля Рубенса в течение всей его жизни было искусство. Так же сильно и горячо, как человека, любил Рубенс природу. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
, являвшиеся его отдалёнными родственниками и 160 (англ. ), состоявший художником при дворе. Ей были свойственны грация, спокойноеизящество уверенной в себе юной женщины. Заключение Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности.
РУБЕНС (точнее Рюбенс, Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия — 30 мая 1640, Антверпен), фламандский художник, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Будучи большим знатоком истории и мифологии античности, ван Веен также находился под влиянием искусства итальянского Возрождения, что в полной мере передалось ученику. Когда дети выросли, они узнали свою историю и убили Амулия и решили основать новый город. С наибольшей достоверностью воссоздана им торжественнаяцеремония в картине «Коронация Марии Медичи» (Лувр, Париж).
О картине «Христос в терновом венце». Более 1000 картин художника — это монументальное достижение. Амулий приказал убить ослушницу, а близнецов Ромула и Рема бросить в реку Тибр. Он был величайшим живописцемэтого стиля и одним из его создателей. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события.
Двор не терпит нескромных свидетелей своих тайн, хотя, как и действующие лица жизненных мелодрам, трагикомедий и простотрагедий, свидетели все-таки обязательны. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать этот секрет. О картине «Персей и Андромеда».
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Миф повествует о том, что Адонис был плодом любви царя Кинира Пафосского (на Кипре) и его дочери Мирры. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику изощренную декоративность. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций («Автопортрет с Изабеллой Брант»), отличающихся любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний изысканным колоритом. Широкий крахмальный воротник образует вокруг нее ореол, напоминающий нимб святых. Подчиненное силе его воображения, такое слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников.
Великий русскийхудожник И. Е. Репин, восхищавшийся Рубенсом, писал: «. Интересна и композиция картины.
Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник. О картине «Венера и Адонис». Сверкнулиглаза. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на художников XVIII-XIX веков (Ватто, Фрагонара, Делакруа, Ренуара. ).
Изумительно лицо девушки. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». А ведь оно только одно из многих., состоявший художником при дворе.
Его знаменитая серия полотен«Жизнь французской королевы Марии Медичи» исполненная им в 1622 — 1625гг., представляет собой грандиозный декоративный ансамбль, состоящий из21 большой картины. Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте.
Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок (Персей и Андромеда, 1620-21, Эрмитаж). Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант (Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. С одинаковым мастерством портретист Рубенс изображал людей, животных, природу, натюрморты.