По словам Роже де Пиля, «прочитать книгу или заняться разглядыванием своих медалей, своих агатов, сердоликов и других резных камней» было для Рубенса одним из «самых больших удовольствий». «Ученый» второ- курсникстал рассуждать о том, что Рубенс, написавПегаса, расска- зывает таким образоми о других подвигах Персея, раздвигаятем са- мым границы сюжета и, соответственно, течения времени вкартине. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. (Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья. ) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре.
Он был сыном Нептуна и Амфитриты и обитал с ним в золотом дворце на дне моря. В 1640 г. Рубенса не стало.
Он руководит работой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книги самого разнообразного содержания для издательства Плантена, делает картоны для шпалер, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, задумывает вместе с Пейреском издание гравюр с античных гемм и камей, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в свет двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами» (1622). Живая плоть противопоставлена бледности мертвого тела, даже в смерти есть свое очарование.
Желая, чтобы создаваемые по его картинам гравюры стилистически соответствовали оригиналам, передавая градациями черного и белого все особенности его живописи или, говоря иначе, требуя от гравюры «эффекта картины», Рубенс внимательнейшим образом следил за самим процессом создания подготовительных рисунков, предназначавшихся для гравирования.
И, взяв Тело, Иосиф обвилЕго чистою плащаницею (т. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Рубенс тщательно штудировал античные памятники в Италии. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной. Изящество и живость слога сопровождаются изумительно тонким чувством юмора. Корпусныйподмалевок Пуссена, просвечивающийиз-под лессировки всегда придает всемэлементам его изображения особуюзаконченность, создает эффект яснойструктуры.
Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев». По свидетельству Ветхого Завета один из которогозвали грешников Дисмас раскаялся в грехах своих и поверил в Бога. С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими короноваными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. В произведениифламандского живописца использованоткрытый красный цвет.
Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»). Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной.
Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Плохой, неточный перенос композиции с «моделло» способен был загубить первоначальный замысел, что, по-видимому иногда имело место не случайно в том же письме к Карлтону Рубенс настойчиво повторяет, что, несмотря на работу ученика, картина пройдена его кистью. Здесь все градации (оттенки) человеческого горя: от беспредельной материнской скорби до молчаливой тоски, озабоченности спускаюshyщих тело Христа мужчин. Тут все сдержано, сжато, лаконично, как на странице священного писания.
и, Антверпен). Что принадлежало быему, Смерть с неизбежна. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент («Шубка») иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия»), сцены деревенских празднеств исполненные грубоватого реализма и бурной жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Брейгеля Старшего. Он женится на дочери городского секретаря Изабелле Брандт.
Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница. Оно имеет законченную литературную форму. В «Снятии с креста» трагическая сущность совершившегося несет в себе начало катарсиса.
Здесьтак же как и «Возвышении креста» чувствуется влияние итальянскогоРенессанса. Так, Иоанн обращается к Марии Магдалине, являя собой пример стоической сдержанности. Он как бы в узком снопе, в которомсосредоточены все лучи, рассеянные по картине.
Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной. Движение смотрящего вверх, Таким образом, зрителя соотносится движением с в самой картине, на картину, чем достигается и устанавливается динамический, а также эмоциональный контакт. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св.
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». К их изготовлению он привлекал обычно учеников и помощников своей живописной мастерской. Не менее прозрачны и золотистые волосы на темном коричневом фоне.
Ни резких жестов, ни криков, ни мук, ни излишних слез. Одновременноуточнялись композиционные «узлы»будущего произведения, для чегоиспользовались модели в натуральнуювеличину: части человеческой фигурызавешивались прозрачным сырым полотном, чтобы было лучше видно строение телаи возникал эффект просвечивания. Они связаны между собой не только мыслью 8212 «несущий Христа», 8212 но и внутренним драматическим развитием действия. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Но эта цветовая разработка касается лишь тканей, предметов.
В «Водружении креста» нет ничего похожего от изображения в картине «Снятие с креста». (Peter Paul Rubens) (1577-1640), фламандский художник, глава фламандской школы живописи эпохи барокко, архитектор, государственный деятель и дипломат. Разумеется, свобода импровизации появилась не сразу. Питер Пауль Ру769бенс (нидерл.
Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. Его аллегории насыщены чувством подлинной жизни. В последствии согласнопреданию он крестился и принял мученическую смерть. Была же там МарияМагдалина и другая Мария (Иосиева), которые сидели против гроба». И евангелистЛука уточняет: «Последователи такжеженщины, пришедшие с Иисусом изГалилеи и смотрели гроб и как полагалосьТело Его». запоминаетсяярко выраженной экспрессией локальногоцвета. 8230, последней представительницы прежде правившего страной рода герцогов Бургундских. Как правило егоизображают с правой стороны от Христа, то есть с «хорошей».
И всё же главная прелесть картины – это её освещение. К их изготовлению он привлекал обычно учеников и помощников своей живописной мастерской. Ее внешний облик преисполнен сдержанного спокойствия и достоинства.
При последовательномвзгляде на три холста (Рубенс, Рембрандт, Пуссен) действие как бы развертывается, эту динамику рождает «перемещение»тела Христа, носящее как семантически, так и пластически значимый характер. Рубенсу важно показать вертикальноеположение ниспадающего тела Спасителя. У Рембрандта «сломанную» фигуру Христаснимают с креста, а Пуссен даетнепосредственный момент прикосновенияего тела к земле. Значительнось образов раздается от внутренней изсвязи с общим грандиозным замыслом. Костюм подчеркивает ее принадлежность к высшему обществу. «Стихийный» художник тогоже курса, менее искушенный в тонко- стяхмифологических историй, воскликнул: даПегас — это же вход в картину. Со страстным «языческим» жизнелюбием Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа»). Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций («Автопортрет с Изабеллой Брант»), отличающихся любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний изысканным колоритом. По заказу Николаса Роккокса для капеллы аркебузьеров Рубенс создалсвой прославленный алтарь «Снятие с креста», боковые створки которого былизакончены в середине 1614 годаxxii. Во время своих странствий Рубенс овдовел.
Закрепленным в этом монументальном произведении, 8230Большим открытием Рубенса, в чем он почти не знает себе равных, явились возможности неисчерпаемые фактуры мазка. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков. Рубенс схватывает целое во всем его многообразномединстве. По иному в соответствиис установками протестантизма воздействуетна зрителя «Снятие с креста» (х. Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»).
Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. В Евангелии Никодима, говориться, а затем в «Золотой легенде» повторяется, что имя воина, пронзившего Христа копьем, было Лонгин. Караваджопомог Рубенсу увидеть натуру всей во ее предметной материальности ижизненной характерности. Следуя ему, Магдалина принимает на себя также тяжесть мертвого тела и здесь рождается неожиданный контраст 8212 прекрасного женского лица и израненной стопы, давящей на нежное плечо. Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения.
Строгая радость правой контрастируют с трагическим Солнечность событием, левой сцены, представленным в центральной части триптиха. Желая, чтобы создаваемые по его картинам гравюры стилистически соответствовали оригиналам, передавая градациями черного и белого все особенности его живописи или, говоря иначе, требуя от гравюры «эффекта картины», Рубенс внимательнейшим образом следил за самим процессом создания подготовительных рисунков, предназначавшихся для гравирования. Рем, завидуя брату, стал насмехаться и, в разгоревшейся ссоре, был убит. Далее Пуссен начиналработать непосредственно на подготовленномхолсте.
В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома. Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639). Портреты семьи Рубенса Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. 8230Особенно террор усилился в 1567 году, когда в страну пришел с войском «кровавый герцог» Альба и последовала цепь жестоких указов, репрессий, уничтожений.
В ответ я услы- шала, как второклассницаобъяснила: для того чтобы увезтицаревну домой. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Точных свидетельствоб этом нет, но дух религиозногосвободомыслия, отказ от церковнойдогматики, стремление читать не «буквуБиблии», а понимать Библию и Евангелиекак исторический источник, все это иесть некоторое косвенное указание насвязи с религиозной группой «общинысвятых». Это жеизображение Христа присутствует и в 17 веке у Рубенса.
Здесь нет ничего, кроме охватившего всех безысходного горя. Исполнение обоих заказов (вариант большой картины для главного алтаря церкви ораторианцев Санта-Мария ин Валличелла и «Поклонение пастухов») позволило молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима. Он былслепым и, согласно «Золотой легенде» излечился от слепоты чудесным образом – кровью вытекшей из раны Иисуса Христаxxi. Рубенс в те годы делал своими героями людей почти исключительно прекрасных телом и сильных духом.
В основе творческого процесса Рубенса лежит импровизация. Он собирал скульптуру изделия из металла, античные монеты, которые в те времена обычно называли «медалями» и особенно глиптику резные камни. Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена. В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В поисках собственного монументального стиля художник не прошел также мимо опыта современников — Аннибале Карраччи и особенно Караваджо.
Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев». Главный мотив движения в центральной створке идет также снизу вверх.
Первый крупный заказ, полученный Рубенсом по возвращении на родину, — большая картина «Поклонение волхвов», дебют художника в родном городе и особенно исполнение им двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста» быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена. Яркие изысканные цвета одежд призваны подshyчеркнуть торжественность и монументальность происshyходящего. Именно в этой насыщенности плотнойкрасочной массы, в сталкивании«тяжелого» синего в одеянии Марии икрасного, тяготеющего к кирпично-оранжевому, плаща Иоанна, в свою очередьпротивопоставленного бледному, чутьоливковому тону фигуры Христа, в активномцветовом контрасте кроется ощущениесилы переживаний героев. Направленнымсветовым лучом вырываются из мракагорестное лицо Марии и ее сжатые вжесте отчаяния руки, отсветы падают ина фигуру Иоанна, подчеркивая его«ломкую» и «крылатую» позу.
, но тайный — из страхаот Иудеев) знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, человек добрый и правдивый: он пришедк Пилату, просил Тела Иисусова. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей.
В связи с этим событием Рубенс написал автопортрет с супругой известный под названием Жимолостная беседка (1600 г. ) Молодожены изображены сидящими и саду под пышным кустом жимолости. Значительность образов рождается от внутренней их связи с общим грандиозным замыслом. Каждая из трех композиций алтаря 8212 сочинение гения. Всего один шаг остается сделать Адаму и Еве, чтобы навсегда покинуть рай.
Наш глаз отмечает такжехарактерное для каждого живописцацвето-световое решение композиций:скорбное, но сильное «трезвучие» уПуссена, многообразие глубоких блистающихцветовых созвучий у Рубенса и почтимоно-хромность у Рембрандта. Заслуживают внимания и руки херувима, одна из которых сжимает меч, а вторая указывает направление (вниз), куда следует отправляться грешникам.
В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона.
Убить дракона и освободить красавицу было нелегко, пыл сражения еще не остыл. В целом ощущениеот ритмического строя картины Пуссена— размеренность и величие. Остается только поражаться гениальности художника.
Именно руки выражают душевное состояние изгнанников. Он жаждал независимости и решительно отстаивал ее. Однако организация большой мастерской поставила перед Рубенсом и другие задачи.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Желая, чтобы создаваемые по его картинам гравюры стилистически соответствовали оригиналам, передавая градациями черного и белого все особенности его живописи или, говоря иначе, требуя от гравюры «эффекта картины», Рубенс внимательнейшим образом следил за самим процессом создания подготовительных рисунков, предназначавшихся для гравирования. Как придворный художник Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. Напряженным физическимусилиям палачей противопоставляется духовная сила Христа.
Краска положена ровным, плотным слоем, мазок легкий, но осторожный. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне и лишь в 1587 г., после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.
Взгляд матери с ребенком на руках в левой створке дает глазам зрителя направление вверх. «Водружение» с его остродраматической диагональной композицией со всей силой живописует происходящее действие, в то время как «Снятие», хотя действие изображаемое в нем, еще не закончено, словно фиксирует мгновение покоя, выхваченное из потока времени. Не сразу художникприступал к холсту, дальше шел оченьважный для Пуссена-аналитика иинтеллектуала экспериментальный момент. Расставлялись в ящике или просто наплоскости восковые фигурки, покрываемыечасто холстинками для того, чтобыпроверить, какое впечатление будетпроизводить будущая картина. Лицо осунулось, побледнело.
Он руководит работой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книги самого разнообразного содержания для издательства Плантена, делает картоны для шпалер, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, задумывает вместе с Пейреском издание гравюр с античных гемм и камей, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в свет двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами» (1622). Приближается пастух Фавстул, который обнаружил их, а затем воспитывал. Понятнымстановится в связи с этим своеобразиеиконографического решения «Снятия скреста», с небольшим числом действующихлиц, решения, резко отличающегося оттого, что воплощали в церковных заказахмастера итальянского барокко.
Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937 – 1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Исследователямтворчества Пуссена хорошо известно егоизобретение: ящик с отверстиями, вкотором он помещал восковые фигуры длятого, чтобы на своей малой сцене проигратьдействие своих будущих картин. Именно он находилсяпо правую руку от Христа. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Следовательно другой, который находился по левуюруку – не раскаялся. Амулий приказал убить ослушницу, а близнецов Ромула и Рема бросить в реку Тибр.
Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Ее широты и полнокровности, Делец и сребролюбец никогда не бы смог внушить нам то мощное чувство щедрости и радости жизни, которые мы ощущаем перед картинами Рубенса, ее бесценной свободной сущности. Рубенс вложил в картину глубокий жизненный смысл.
Кажется, Рубенс начинает еще больше увлекаться натурой. Если весь день художника был отдан работе, то вечер посвящался целиком общению с друзьями. Наблюдая жизнь окрестных сел, Там он писал свои последние крестьянские пейзажи, праздники и гулянья. Изумительно лицо девушки.
После трёх неудачных попыток ей удалось узнать этот секрет. Возникает ощущение, что в картине происходит движение.
Полученный Рубенсом по возвращении на родину, Первый крупный заказ, дебют художника в родном городе, большая картина «Поклонение волхвов» и особенно исполнение им двух огромных триптихов «Водружение креста» и «Снятие с креста» быстро выдвинули имя на мастера первое место, как ведущего живописца Антверпена. К концу 1610-х годов Рубенс получил широкое признание. В каждом образе 8212 просматривается реальная модель. Каждый принимает учасshyтие в происходящем скорбном событии. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. А его избраннице Елене Фоурмен – всего шестнадцать, 22 Рубенсу было пятьдесят три года, когда в г. они 1630 обвенчались.
Важнейшей среди них было для художника приведение в систему главных законов своего искусства, разработка общезначимого художественного языка. Здесь во всех створках ее образу придан, несомненно, героический оттенок.
Первый крупный заказ, полученный Рубенсом по возвращении на родину, большая картина «Поклонение волхвов», дебют художника в родном городе и особенно исполнение им двух огромных триптихов «Водружение креста» и «Снятие с креста» быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена. С одинаковым мастерством портретист Рубенс изображал людей, животных, природу, натюрморты. Алтарные композиции («Водружение креста» и «Снятие со креста»), приведшие к подлинной революции в антверпенской живописи, считаются характерными иллюстрациями обеих сторон рубенсовского искусства – «барочной» и «классической».
В пуссеновском«Снятии с креста» пространствоупорядочено, соотношение в нем фигурстрого уравновешено и достигается этоизлюбленным пластическим приемомПуссена: членением плоскости холста накомпозиционные треугольники, рождающиеэффект сценического пространства. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Рубенс обнаруживает в картине оченьхарактерные и многозначительные представления. В мифологических своих композициях Рубенс уже тогда будет добиваться «исторической» правды поведения своих героев, сообщая им жесты, движения, позы, которые он подметил в произведениях античной скульптуры. Обнажённое мёртвое тело Христа прекрасно, красивы позы и лица плачущих людей.
Но болеедлительное рассматривание «Снятие скреста» рождает впечатление разнообразияритмического решения в условиях заданноготемпоритма. Бог дает грешникам одежду и изгоняет их из райского сада. В «Снятии с креста» в вертикальномформате полотна основное действиесведено только к трем персонажам: двое— Мария и Иоанн — сомкнулись в единомпорыве скорби над мертвым Христом. Первым стал Ромул. Рубенс – исключение. Рубенс на это рассчитывал. Возле ног Нептуна трубит в раковину морское божество Тритон.
Рубенс из старинной семьи антверпенских граждан. 8230 Искусство Рубенса пронизывает исполненное пафоса высокого безудержное и глубокое восхищение женщиной. Тем не менее, к изображению этого эпизода они подошли по-разному. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам.
Вернувшись в Антверпен, Рубенс был встречен с большими почестями испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский король – личное дворянство. Такое расположение так же имеетсвое объяснение. «Снятие скреста» 1634 года в какой-то мере даетпредставление о религиозной жизни вГолландии, о тех оппозиционных настроениях, которые были характерны для самойсвободной республиканской европейскойстраны XVIIвека. Исполнение обоих заказов (вариант большой картины для главного алтаря церкви ораторианцев Санта-Мария ин Валличелла и «Поклонение пастухов») позволило молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима. Картина классическойэпохи.
30 мая 1640 года произошло неотвратимое: Рубенс скончался от паралича сердца. Последние несколько лет Рубенс жил довольно уединенно, проводя большую часть года в купленном им в 1635 году поместье Стен с настоящим средневековым замком в живописной местности, расположенной между Малином и Антверпеном. В первом случае в горизонтальнойпротяженности холста разыгрывается«хоровое» действие с большим, чем вэрмитажной работе, количеством участниковдрамы.
Ныне известны его ранние рисунки с Бургкмайра, Бальдунга Грина, Вайдица. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Кажется, что через пару мгновений она оденет Кибеле лавровый венок, как символ победы. Искусно связанных между собой, Величавый могучий и ритм объединяет целые группычеловеческих фигур. Теперь о вечной жизни Адам и Ева могут и не мечтать.
В пластическом отношениифигура Христа здесь менее ценна, чем в картине «Снятие с креста», хотяникто кроме Рубенса не смог бы задумать ее такой, какой она нарисована, поместить на том месте, которое она занимает и наделить ее высокимиживописными достоинствами. Много дала Рубенсу поездка в Рим.
Все это приобрело для художника значение подлинной радости творчества. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Интересна и композиция картины. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.
Это «скорбноеглубокое звучание» синего оттенено иподкреплено цветом плаща Иоанна —красного, но иного, чем плащ того жеапостола в картине Рубенса. Высветленностью цветовой гаммы, Живописная передача отличается наготы скульптурной холодностью.
Решение этой задачи как раз и составило основное содержание работ так называемого «классицистического периода» творчества Рубенса, то есть 1611—1615 годов — первых лет существования его мастерской. Вот тогда Ян Рубенс со своей еще немногочисленной семьей вынужден был покинуть Антверпен. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. По сути дела, он так и не стал придворным мастером. Сначала в них, а затем и в картинах на религиозные темы проявляется «классицистическая» манера художника, как будто решившего на время сдержать свой буйно развивающийся живописный талант и целиком посвятить себя строгим пластическим задачам 8212 рисунку и лепке форм. У Рубенса действие носит более декораshyтивный, героический характер.
Горе не ослабляет людей, а становиться для них могучим стимулом к действию. Городу Ромул дал своё имя и стал его первым царём. В середине между этими восемью фигурами находится Христос в необычайно трогательной позе.
Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Тритон это древнее божество, являющееся морским демоном.
Мария и Иоанн в холстеН.
Позы обеих персонажей естественны и непринужденны. Все исключительно по своему размаху и строгости. Решение этой задачи как раз и составило основное содержание работ так называемого «классицистического периода» творчества Рубенса, то есть 16111615 годов первых лет существования его мастерской. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Рубенс использует библейских героев как исторических персонажей, не придавая им религиозного смысла.
Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Его центральная часть – Водружение креста – посвящена распятию Христа. Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Достаточноярко, но как бы с легкой «подцветкой», освещено прекрасной лепки бездыханноетело Христа. Однако организация большой мастерской поставила перед Рубенсом и другие задачи.
Дело в том, что Иисус Христос был распят вместе с двумяразбойниками. Однако несмотря на все это картина «Воздвижение креста» отличаетсяодной особенностью. И становится понятным, почему художshyник прибегает к контрастам света и тени – чтобы в ночной обстановке подчеркнуть трагичность происshyходящего. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной.
Делались попытки идентифицировать его ссотником (центурионом), о котором повествует Матфей: «Сотник те и те, которые с ним, стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «воистину, Он был Сын Божий» xix и Марк иСотник стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив испустил дух, сказал истинно Человек Сей был Сын Божий» xx. Картина выполнена с поразительной уверенностью.
Мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. К их изготовлению он привлекал обычно учеников и помощников своей живописной мастерской. И если вживописном решении «Танкреда и Эрминии»мы видим, что «главные цвета» в звучномсопоставлении собраны в центре картинногополя, а на периферии они смягчаясь, разливаются и утихают, то в «Снятии скреста», сведенные тоже в центре холста, они еще дополнительно усилены обилиемтемного, напряженного цвета ночногонеба.
На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы.
Рубенс обратился к античной теме еще на заре своей художественной карьеры. Деятельность Рубенса на протяжении 1620-х годов поражает своей разносторонностью. Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»).
Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. И если «СмертьГерманика» и «Оплакивание Христа»настраивают на размышление о единствеи разнообразии чувств в трагическуюминуту, то произведение Пуссена изЭрмитажа, обладающее необычайнойконцентрацией выражения, позволяетпонять, что здесь воплощена тема Скорбии Любви. В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса. Особое значение в картине имеют руки персонажей.
Эрмитажная картина уже вменьшей степени напоминает «образец», она отличается более высоким качествомисполнения и особой интонацией, когдамастер «пишет для себя». Среди них следует назвать портрет Елены Фоурмен В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. Художник представил в нем группу людей, ему духовно близких. Исподлобья смотрящий на Христа и сдерживающий Римский коня, военачальник с жезлом, 8212 необходимое звено в этом сложном сгустке страстей.
Повеление оракула было выполнено. В 1620-е гг. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. Великий художник Рубенс также любил изображать сцены охоты, картины на мифологические темы, портреты. Желая, чтобы создаваемые по его картинам гравюры стилистически соответствовали оригиналам, передавая градациями черного и белого все особенности его живописи или, говоря иначе, требуя от гравюры «эффекта картины», Рубенс внимательнейшим образом следил за самим процессом создания подготовительных рисунков, предназначавшихся для гравирования. Оригинальность композиции «Водружение креста» состоит в необычном замысле 8212 основание креста вынесено за пределы картинной плоскости и сам крест в конечном итоге должен как бы выйти из нее.
Так же начиная с Возрождения и Контрреформации, Иисуса начинают изображать мертвым и следуя свидетельству Иоанна «Иисуспреклонив голову, передал дух» xvi стали изображать его с преклоненнойголовой на правый бок – в соответствии с утвердившимся символическимзначением стороны по правую руку Христа, как места праведников. Вчитаемся вевангельский текст еще раз.
Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Здесь Рубенс немного отошел от текста античного мифа. Мюнхенское«Оплакивание Христа» и эрмитажное«Снятие с креста» объединенывзволнованностью и драматизмом образногостроя, но интонационно они весьмаразличны, чему в немалой степениспособствует ритмическое решениекартин.
и исполнено в 1619 году. Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца.
произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Синее одеяние Марии— по средневековым символическимхарактеристикам — это трансцендентныймир, который ассоциирует с божественнойистиной, но написанное как плотноеблистающее синее, со всполохом белого, воспринимается как сильный звук или«удар» в цветовом «хоре». Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Водружение Креста» и «Снятие со Креста» отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Как придворный художник Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. Художник старательно выписал его могучий торс.
Пуссена ведут себя сдержанно, словноподавляя плач эмоционально открыто, хотя и находясь в различныхпсихологических состояниях: отсамозабвенного порыва до глубокой ибессильной скорби — в полотне П. Рубенса. Поразительно, до боли «узнаваемо»по личному опыту каждого зрителяпредставлено оплакивание в композицииРембрандта. В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. А фигура Христа. В мюнхенскойкартине природная среда тоже «созвучна»переживаниям героев, но она наполнена, хотя и тревожными, но светлыми световымипотоками, в петербургской живописнойработе возникает поразительныйэффект: сильный, звучный контраст тьмыи света, фокусирующий внимание зрителяна «трагическом трио».
Смерть Христа изображаетсякак смерть героя, обретающего в последнеемгновение блаженное спокойствие. 30 мая 1640 года произошло неотвратимое: Рубенс скончался от паралича сердца.
8230Женское тело приобретает иные пропорции и формы. «Воздвижение креста» написана в один прием и построена на очень смелом узоре линий. С. 29). Самсон решил отомстить поработителям и совершил множество их избиений. Несмотря на импровизационный характер, работа над картиной имела несколько последовательных стадий: рисунок пером, эскиз маслом, «моделло» 8212 эскизно написанную, но в целом завершенную композицию с распределением всех основных цветовых отношений. Рубенс был мастером своего дела.
Л., 1986. Мы не увиshyдим здесь ни одного равнодушного зрителя. Вытянутая по вертикали картина должна была быть органично включена в архитектурное обрамление церковного Узкая, алтаря и, о чем художник тщательно заботился, как обычно, смотреться снизу. Так Рубенс в 1618 годуисполнил алтарный образ (х. Это красиво сложенный мужчина.
В то время как «Снятие», «Водружение» с его остродраматической диагональной композицией со всей силой живописует происходящее действие изображаемое в нем, хотя действие, еще не закончено, словно фиксирует мгновение покоя, выхваченное потока из времени. Для многих из современников, не обладавших темпераментом борцов и желавших определить долю своего участия в совершающемся, меру личной зависимости и причастности, в известной мере сломленных и обезоруженных устрашающим коварством и гнетом реакции, выход оказался возможным только в принятии учения о бесстрастии души, фаталистической покорности происходящим событиям истории, ясном сознании невозможности влияния на ход исторического процесса или судьбы, спокойном безразличии к смерти.
Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.
Нептун является богом моря, коневодства и конных состязаний. Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Чтобывникнуть в смысл картины Пуссена, зрительвынужден не столько соотносить изображениес конкретным каноническим текстом, сколько попробовать понять, каквзаимодействуют герои в данномпроизведении и с персонажами живописныхработ ранне-римского периода («Пьета», «Смерть Германика», «Венера, оплакивающая Адониса», «ОплакиваниеХриста»). С помощью светотени он подчеркнул его играющие мускулы. Почти каждое письмо Рубенса имеет свой настрой, композицию, свой ритм., Я. Йорданс и Ф. Снейдерс. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на художников XVIII-XIX веков (Ватто, Фрагонара, Делакруа, Ренуара. ).
Он поспешил на север, но уже не застал её в живых. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г. ) музей Рубенса. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. В стиле работы художника Рубенса ярко выражен реализм и черты барокко.
Вхолсте же Рембрандта мы видим тяжелоопускающееся на руки апостолов мертвоетело Иисуса, освещенное светом иосвещающее ночную мглу и то как бережноготовятся положить его на плащаницу. И живописноепроизведение для алтаря, обрамленноепышными архитектурными формами, освещенное неравномерными вибрирующимипотоками света, то «холодного» из оконныхпроемов, то «теплого» от колеблющегосяпламени свечей, отнюдь не казалось«полным ложного пафоса» или «резким ввыражении», являясь органичной частьюкатолической службы. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Когда дети выросли, они узнали свою историю и убили Амулия и решили основать новый город. Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Фигуры Рубенс так же расположил в соответствии с построением картины, параллельно кресту. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и его старший брат Филипп отданы были в латинскую школу.
Он считается отцом ряда морских чудовищ и нескольких героев – Тритона, Амика и др. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — «Елена Фаурмент с детьми», «Три грации», «Вакх». Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»). Рядом, бог реки Тибр.
Сломленная отчаяниshyем, она лишается чувств при виде истерзанного тела сына. В работе Пуссена— более оранжевый, который усиливает«холод» синего плаща и подчеркиваетмертвенную бледность Иисуса.
Композиция становится статичной, рисунок стремится к отточенной законченности форм. Широкий крахмальный воротник образует вокруг нее ореол, напоминающий нимб святых. В 1610 году Рубенс пишет другое произведение, которое так же граничит сдрамой на Голгофе – это «Распятие».
В 1625 г. в его присутствии 21 полотно из жизни королевы было установлено в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Отметимидругие многозначительные подробности:на первом плане у головы Христа помещеныорудия его истязания, но написаныони мягко, без акцентировки, вот таким образомглаз зрителя не сразу их обнаруживает, а вот у ног Спасителя плачущие маленькиеангелы такого «теплого», живого света, что любой рассматривающий холст, отметитэто сопоставление значений. Его творчество получило признание во всех европейских странах – его называли Королем живописцев и живописцем королей. 8230 В ранний антверпенский период, судить о котором можно пока лишь в наиболее общих чертах из-за небольшого числа обнаруженных живописных работ и рисунков, Рубенс не только освоил традиции нидерландского, северонемецкого и отчасти итальянского искусства, но и создал если не свою манеру, то свое отношение к задачам искусства, которое получит дальнейшее развитие уже в Италии под влиянием современных ему мастеров, античных и художников Возрождения.
Рубенс пытался представить, Быть может, достигнув совершеннолетия, стала какой бы его дочь. Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Вот таков сюжет изгнания из рая Адама и Евы.
В позах, движеshyниях людей, в выражении их лиц воплощены влаshyдеющие ими чувства. Все эти церковные каноны также присутствуют у Рубенса в своем «Распятии» он изображает тот момент, когда Христа уже мертвого прокалываюткопьем, дабы окончательно быть уверенным, что он мертв, а другимразбойникам перебивают голени. Христос похож на прекрасный срезанный цветок. Капелла была посвящена св. », боковые створки которого были закопчены в середине 1614 года. Она довольно «неправдоподобна» в том смысле, что крестс распятым Христом поднимают с полным напряжением всех сил девятьатлетически сложенных палачей, то есть гораздо больше чем действительнонужно для подобного случая. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св.
Один лишь перечень основных ее направлений свидетельствует о поистине ренессансном богатстве его натуры. Рубенс любил, По свидетельствам современников, когда время во работы ему читали вслух философские произведения. Созданный для ныне не существующей церкви Первый, Синт-Валбург, к нему вели высокие ступени, был поставлен некогда высоко в центре алтарной части готического храма и вот таким образом Рубенс сделал главный расчет композиции на точку зрения снизу. Рубенс изобразил сюжет в соответствии с библейскими легендами.
Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». И всетрое были правы. Композиция здесь менее напряженная, в картине больше чувствуется гармонии.
Именно такой грунт применялся в«Танкреде и Эрмини» и в «Снятии с креста». Рисунок на этой основе делался либоуглем, либо мелом. Факел, скрытый от зрителя шапкой стоящего на лестнице, озаряет и группу людей, бережshyно опускающих тело Христа.
К их изготовлению он привлекал обычно учеников и помощников своей живописной мастерской. Здесь во всех створках ее образу придан, несомненно, героический оттенок. Кроме того, художник делал рисунки с натуры для самых важных частей в картине. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.
Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св.
Сострадание, нежность, мать, друзья – далеко. Как отмечал Беллори, Рубенс «у себя дома в Антверпене8230 построил круглую залу с единственным окном наверху, наподобие римской Ротонды, чтобы добиться совершенно ровного освещения там он разместил свое собрание художественных произведений и всяческих чужеземных редкостей». В ней ясно выражено диагональное построение с четким ритмическим рисунком.
Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Они свободны в проявлении охватившего их чувства. ТогдаПилат приказал отдать тело, пришел такжеи Никодим (приходивший прежде к Иисусуночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. следующем, 1603 году, когда он будет работать в Испании, в поместье Лермы. Этот союз венчает крылатая богиня победы Ника.
Идеал античной красоты, Он стремился постичь канон классический древних в построении человеческой фигуры. Деятельность Рубенса на протяжении 1620-х годов поражает своей разносторонностью.
Его письма полны беспристрастных и точных оценок, пронизаны чувством горечи и возмущения тем, что судьбы мира находятся в руках «юнцов», молодых и бездарных королей: Франции, Испании и Англии 8212 Людовика XIII, Филиппа IV, Карла I. Он принимает активное участие в дипломатической деятельности 8212 по требованию эрцгерцогини Изабеллы и не из тщеславия, а потому, что во Фландрии не оказывается более умного, способного и дальновидного политика, обладающего не только подлинной и бескорыстной заинтересованностью в судьбе своей страны, но и всеми данными для такого рода дела.