Букет стоит на коричневом столе. Жил в Москве. Ветку тронешь – дождём лепестковым Осыпается мокрая гроздь. На столе кофе и бутылка с бенедиктином. При помощи цвета художник стал передавать то, что называется «радостью, счастьем жизни».
Только истинный художник мог увидеть и воссоздать на холсте, это замечательное весеннее состояние, состояние буйства красок, сочности цвета и невероятного аромата и в тоже время состояние простоты, потому, что изображен букет обычной, заурядной сирени. Портрет Мейерхольда Кончаловский писал, когда Всеволод Эмильевич уже лишился своего театра, а сам художник (будучи академиком в то время) не стал писать портрет И. В. Сталина, сославшись на то, что он «реалист» и не может делать портреты по фотографии. В тридцатых годах прошлого столетия известный русский, советский художник Петр Петрович Кончаловский написал дивный натюрморт «Сирень в корзине». Плетеная корзина, похоже, сделанная из прутьев орешника, поддерживает букет и не дает ему рассыпаться. Золотые лучи, словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Затем вкусно позавтракали и, весело кайфуя, музицируют.
А ведь если знать творческий процесс, то окажется, что все это очень сложно. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству, при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. И ноги под стать, такие же сильные и крепкие. Палитра красок представлена очень щедро.
Приятель его держит ноты. Тут же пианино оскалило свои белые сверкающие клавиши. И лица смуглые, как у мавров». Э. Мейерхольда) и комизм (портрет А. Н. Толстого) ситуации, времени и личности, участвующей в создании портрета. Кончаловский искусно изображает сирень, вот ветка белой сирени, а рядом темно-лиловая свешивается через край, в центре розовая – все смотрится весьма естественно и очень органично. Упруго надулись на руках бицепсы.
Я помню, как долго искал мой отец композиционного решения каждого такого натюрморта. Иногда он по два дня «устраивал» его, переставляя предметы, что-то убирал, добавлял другие или вдруг посредине работы начинал искать по дому подходящую салфетку или полотенце, а иной раз, присев на корточки перед корзиной с овощами, выбирал какой-то подходящий огурец или луковицу. Потом, даже при наличии обычных предметов, существовавших испокон веков, это всегда было написано «сегодня», так как Петр Петрович Кончаловский не повторялся и каждый раз его свежее восприятие отражалось в его видении и живописных решениях, так же как в каждом его произведении жила его бесконечная любовь к родине. И что за атлетические фигуры.
Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине (1926-29). Рождественского «Сирень» Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали.
В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, Сухие краски, 1912, Агава, 1916, - все в Третьяковской галерее Семейный портрет, т. н. сиенский, 1912, Верстак, 1917, - оба в собрании семьи Кончаловского). Фон нарочно невыразительный в серо-бурых тонах, абсолютно не отвлекает нас от объекта наслаждения и воодушевления. Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в петербургской АХ (1898- 1907). Недурно устроились мальчики. Над головой Машкова – полка с книгами.
Нужно думать так: приятели занимались атлетикой, культивируя свои богатырские мышцы. Стихотворение Вс. Голый Машков собирается играть на скрипке. Сколько белых и тёмно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось.
Весь их костюм заключается в коротеньких черных трусиках. На полу – тяжелые гири-двухпудовики.
Талант художника удивляет. И вы в 20 шагах свободно читаете жирные отчетливые надписи корешков: «Ассирия», «Вавилония», «Египет», «Библия».