Травлю поддержала пресса, художника обвиняли, что он «сделал попов героями-мучениками». Работа над «Реквиемом» стала делом практически всей его жизни – слишком велика и глобальная была тема. Так как картина рассказала и о другом. Не случайно даже эскиз работы датируется 1935 – 1959 годами. Помнюслова: «Сердца на копья поднимем».
Митрополит Питирим (Нечаев) в книге «Русь уходящая» описал случай, произошедший в 1954 году. Думаю, что большая картина была уже не нужна: каждый портрет. Этими руками он будет держаться за жизнь, какой бы горькой она ни была. После Рождественской службы всех пригласилив праздничную залу на торжество».
Это Церковь, "уходящая" в вечность. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Когда. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы «идейно вредные» и «чуждые народу» произведения никогда не увидели свет. Необходимо отметить, что, работая над такими расстановками, художник зачастую оказывался как бы одним из героев своего портретного цикла.
Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь. Но в Москве начала ХХ века его называли еще и «кухаркиным архиереем», так как он служил литургии для слуг, т. е. начинавшиеся в 3-4 утра, чтобы челядь успевала вернуться к моменту пробуждения хозяев. А еще он считался самым выдающимся оратором своего времени (а ведь это и время Кони и Плевако, да и вообще «говорить красно» умела почти вся тогдашняя интеллигенция). Меня каксамую маленькую посадили на подоконник. Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит". Гигантский чистый холст, натянутый на подрамник и поныне стоит в доме-музее.
Вэтот день Горький сбольшой компанией неожиданно посетил его мастерскую. Постепенно слава этюдов росла.
Что-то примиряло с «Уходящей Русью» и власть и православных. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Онспециально выбрал саврасовский сюжет, зная, что я люблю эту картину. Тогда Елизавета Федоровна обратиласьк молодому Павлу Корину. Находим объяснение: «Начало крестного хода перед торжественным выходом из храма».
Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Робко, нос надеждой позвонила в дверь и мне открыли. А пока вы мне все расскажетеrdquo. Из подробностей этого визита известна одна: Корин в разговоре назвал Герасимова «царём халтуры». Я, как художник, знаю, что такое пустой холст. Под этим именем коринский этюд и замысел вошли в историю искусства. Мне 45 лет».
Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром трубы и медные басы. Определяя его, профессор Александр Ильич Морозов писал в своей последней книге «Соцреализм и реализм» : «Павел Корин и Виктор Попков принадлежали к тому роду художников, чьи помыслы разрывались между адекватным познанием сущего, его отрицанием и страстной жаждой материализации образов совершенства. ». Письма.
Ведь сколько лет он стоял. В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок (Корин – блестящий знаток техники живописи). И сама картина в глазах большинства представлялась констатацией того факта, что Церкви нет места в новом мире, она уже «сброшена с корабля современности». Немало усердствовали в травле Корина «собратья» по цеху.
У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. Мне 45 лет». Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха. В молодости, получив блестящее образование, он после встречи с преп. Приходили и другие художники.
Обращаясь к проблеме духовных истоков искусства 1960-х годов, А. И. Как. Скольких обособившихся от советской действительности «бывших» людей перемолол молох репрессий или борьба за существование вынудила оставить высокие идеалы. Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Между ними постепенно возникли нежныечувства. Корин – страстный любитель музыки и свои посещения консерватории он всегда отмечает в дневнике наряду с самыми важными событиями в жизни: «Сегодня слушал симфонический концерт из произведений Вагнера». Когда художник обратился в дирекцию музея с просьбой дать ему на время некоторые, находящиеся в Третьяковке этюды к «Реквиему», нужные ему для работы над картиной, то получил ответ, что он может Павел Корин не написал своего 8220Реквиема».
Корин вписывается всоветское искусство, получает признание. И продолжал работать над ней на протяжении всей оставшейся жизни. Ходим мы, смотрим, а за нами – целый хвост народу: bdquoВон, «Уходящая Русь» ходит. Середина 60-х годов – время, на которое приходился пик популярности старого мастера, связанный с выходом к публике цикла его «Руси». И мы пошли.
Может быть потому, что она стала чем-то большим, чем картина. Конечно, мне было интересно, почему в мастерской стоит огромный пустой холст. Изучение печатных источников, уточнение обстоятельств жизни людей, которые были моделями портретов П. Д. Очевидно, Корин. С 1936 года наступил черный период в жизни художника. Но, главное, Горький создал все условия для осуществления масштабного замысла «Реквиема».
На нем большая ответственность за выбор темы и ее воплощение. Показ продлится до 30 марта 2014 года. Незадолго до своей смерти в 1967 году он произнес с горечью: «Не успел». – «Видела. Само название «Реквием» свидетельствует о музыкальном восприятии художником своего творения.
Среди них были и письма «коллег по цеху», адресованные самому Сталину: «Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества и т. д. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонкиhellip Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успехаhellip Прошу Вашего указания по этому вопросу». Будто бы сама Русь уходящая никогда и не должна была быть начата. Действие своей картины Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. " – но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Его и взяла в рукиПрасковья Тихоновна, заметив мой интерес: «Это яйцо мы получили на Пасху отМихаила Васильевича Нестерова.
Но не пойти было невозможно, а с экскурсоводом сговорились неожиданно легко и быстро. Нов это время, вскоре после1905 года, село посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна, поотдаленным уголкам России искавшая девочексирот, чтобы собрать их под сводыоснованной ею (1905) Марфо-Мариинской обители и обучить ремеслу сестермилосердия., которой подвел итог возвращения русского искусства на исконную христианскую почву. Только вот сам художник предавал ей совсем другой смысл. Нестеров очень поддерживал общий замысел картины.
Нет, все стоят спиной к алтарю. Возможно итак. Тактихая, скромная, усидчивая, способная Паша стала его ученицей.
Конечно, действо подобного рода не могло не привлекать представителей интеллигенции. Нет идеология тут ни при чём.
Чтобы поместилась «Уходящая Русь», мастерская нужна большая – соответственно и плата внушительная. Картины, эскизы, мольберты, краски, гипсовые слепки с античных скульптур. Человеком «книжным» Корин никогда не был и неодобрительно отзывался о тех картинах, в которых «много литературы, много всяких «содержаний». Холмогорова, а потом еще и другие. Прощание спатриархом было открытое.
Л. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары «Отец и сын», некоторые женские типы — плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у В. Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого. В настоящее время «Реквием», попадая в сферу актуальных событий современного искусства, вызывает острые дискуссии, не оставляя равнодушных в профессиональной среде и в самой широкой зрительской аудитории. Внутренним взором он видит свой крестный путь впереди. Он сам был одним из них.
Среди тех, кто наблюдал за творящимся процессом, был и ещё сравнительно молодой Павел Корин. Наперсональной выставке Павла Корина в Москвев Академии художеств (январь 1963), где доминировали как раз те самыеэскизы, присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Глядя наСвятейшего и бывших с ним, советские студенты шептались: «Смотрисмотри, «Русь уходящая» уходит». Мягкийпереплет, напоминающий холстину. Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: "Благослови кадило, Владыка. Среди всей этой «христовой братии» Корин искал образ, нужный для картины. О коринских этюдах по Москве пошли слухи, оних заговорили.
Название из оценочного превратилось в более «правильное» с идеологической точки зрения. Хитроумный механизм начали делать, но закончить не успели. Исторический сюжет утратил свою конкретность и обрёл предельную силу обобщения. Прошел старичоксхимник.
Он как немой укор. Около ограды стоялиряды нищих. Прасковья Тихоновнаначала объяснять. В конце З0-х годов митрополит Трифон жил на покое. Вглядимся в последний эскиз «Реквиема».
НаРождество Великая княгиня, каквсегда, заказала елку под потолок. И, может быть, был он так близок художнику, что самого себя Корин ощущал в творчестве «басом». Венчалисьв церкви на Арбате. – «Неужели. Первые из портретов «Реквиема» – «Старик Гервасий Иванович» (1925), «Архиепископ Владимир» (1926), «Митрополит Трифон» (1929) – были, несомненно, написаны с натуры. Он предложил свое название картине: «Русь уходящая».
Какое величие. Очевидно, что передача характерности облика каждого и общности их как участников «последнего парада церкви», трактуемого Кориным как событие Страшного суда, была для художника основной целью работы. Он в восторге: «У вас настоящее искусство, кондовое». Заокном стемнело, а мыеще не наговорились.
Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. В 1925 году в своей московской резиденции (тогда это был Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Освободили условно, «за преклонностью лет». Вот так бы написать картину». Талант начинающего художника высоко оценилруководитель школы Клавдий Петрович Степанов, сказав однажды: «Учись, милый, Рафаэлем будешь».
Корин остался без покровительства. Они представлены почти в полный рост. После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Но с ухудшением здоровья приходится отказаться от всех грандиозных планов. Воспоминанияо художнике» (М., 1988).
На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры. Вдовы» (1966-1968) – первого шедевра зрелого Попкова – непроизвольно перекликались с коринскими персонажами.
Когда свеча догорела, предложили сделать перерыв. Я спросила: «Может быть, Выи царявидели». Когда выходили из ограды монастыря, были сумерки. Между тем идею «Руси уходящей» Корин, возможно, не воплотил бы даже в цикле связанных с ней «предварительных» произведений, не будь рядом с ним его Паши. В центshyре на широком плоском блюдев большом количестве лежали пасхальные яйца.
Павел Корин не был диссидентом: ему доводилось делать плакаты «Окна РОСТА», оформлять сцену Большого театра к первой годовщине Октября, рисовать портрет Ягоды. И тут внезапно началась суета, беготня: приехал император Николай Александрович. Со временем появлялись другие заботы, возникали срочные заказы. Онвошел в сопровождениикрасивых дам, всех поприветствовал, а потом предложил каждой девочкеуказать на елке понравившуюся игрушку, которую собственноручно снимали вручал указавшей в качестве новогоднего подарка. В 1909 году шестнадцатилетний мастер-иконописец Павел Корину ехал в Москву продолжать художественное образование.
На похоронах были сотни тысяч людей. Последний классик русской живописи, Корин назвал задуманную картину «Реквием». Идея написать на одном неимоверном холсте картину-реквием родилась именно тогда. Особенно же преклонялся Корин перед талантом Шаляпина. Его неоднократно арестовывали, последний раз в1922 году приговорили кдесяти годам тюрьмы. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Портрет Успенского (младшего) был написан в1931 году. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым.
На следующий день после звонка мы уже стояли у двери музея. – «Насамом верху, у «Вифлеемской звезды» виселзолотой колокольчик. 8230А в конце 40-х Корина не раз пытались выселить из мастерской. На картине нищий калека, словно корявый, мшистый пень, раскинул непомерно большие руки. Мы надеваем рясы в гардеробе, а там с балкона смотрят: bdquo «Уходящая Русь» совсем ушла.
Но в 1936 году, со смертью Горького, всё меняется. В одном просторном зале висят все масштабные эскизы, которые были выполнены при работе над полотном. Во время войны появляются новые темы, образы В 1952 году Корин записывает: «Елоховский патриарший собор Под пение размечтался о картине, о своих былых замыслах Да, я мог бы написать картину возвышенную-торжественную». Русского искусства – ведь средства изысканы Кориным именно русские: иконописная условность времени, место действия – древний кремлёвский собор, герои – русские православные люди (патриархи, священники, монахи, миряне, нищий слепой, могучий работный человек, мечтательный юноша).
Прасковья Тихоновна взяламеня за руку и приоткрыла дверь в «святая святых», куда постороннимвход заказан, – в опочивальню. Но настоящую путевку вжизнь дал картине Максим Горький. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Но даже многочисленные доносы не отвратили Корина от работы над «опасной» картиной.
Двадцать девять законченных портретов были созданы им для полотна о мощирусского духа, о несокрушимой силе, которую несет в себе РусскаяПравославная Церковь, вышедшая на свой «последний парад» из святых врат Успенскогособора Московского Кремля холодным мартом 1925 года. Русь – как невидимый град Китеж исчезнувший – или скрытый. Шутя, предостерегал: «Если вы не напишете этой картины, я вам с того света буду грозить». Я была самая счастливая. Так, в 1847 году Н. В. Всё началось, вероятно, с «Вишневого сада»: «Прощай, старая жизнь.
Но не художнику, а эпохе, в которой ему выпало жить. Сердце его не знало покоя и в более поздние «благополучные» времена, когда он пытался силой своего авторитета спасать от разрушений и уничтожения памятники архитектуры, художественные ценности. Ученица, жена, друг всегда немножко в тени, но всегда – необходима. У меня есть книга, которую я нахожу на полке «с закрытыми глазами». Онидолжны былиenspзаполнитьenspпространство холста, но так и не «встретились» в главной картине мастера.
В1942 году Корин получает заказ исоздает триптих «Александр Невский», воспевающий мощь инепоколебимость русских воинов. Здесь же у художника сложился весь замысел будущего полотна. Что помешало Корину написать этот холст. Реквием», по-разному рассказали об этом. Нестеров радовался возросшему мастерству ученика. Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах.
«Нас называли Павели Паша», – начала Прасковья Тихоновна, както незаметно перейдя отофициального тона к доверительному. Люди, пришедшие на отпевание Патриарха, свой выбор сделали. Старшие сестры вставали на стремянки, развешивалибусы игрушки, хлопушки, снежинки, ватой закидывали мохнатые ветви. Отпевание Патриарха Тихона.
Визит пришелся на понедельник, когда у музеев выходной. Этот почерк должен быть». В их образах, созданных для «Реквиема», была запечатлена та историческая драма, свидетелем которой Корин стал в 1920-1940-х годах. Однако тема «Уходящей Руси» не могла не перекликаться со многими творениями русских писателей – не потому только, что Корин их читал, но потому, что идея, как говорится, носилась в воздухе.
монаха или нищего стал обобщенным образом той России, которая ушла. Тогдато и завязалась между ними тесная дружба. С тех пор Павел Дмитриевич считал Михаила Васильевича своим учителем: «Выбросили мне в душу Ваш пламень, Вывиновник того, что я сталхудожником» (письмо М. В. Нестерову от 26 июля 1935 года). Герои соединены не столь реальным, сколь духовным пространством: в Корине сказался иконописец, которого он, по его собственным словам, «выдавливал из себя двадцать пять лет». Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Пахлохвоей, праздником.
Он исам окончил иконописную школу, работал виконописных мастерских, помогал Нестерову расписывать церковь Марфо-Мариинской обители. Весь сеанс она стояла не шелохнувшись с медным крестом и зажженной свечой в руках. Горький дал мне возможность побывать вГермании, Франции, Англии иИталии». Придя позировать «по послушанию», она не заметила обстановки мастерской, не стала вникать в замысел художника, а сразу предалась привычному делу 8211 молитве.
Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон «наследия прошлого», апологию религиозности и за многое другое. Корин притащил его вмастерскую иписал три дня. Герои сомкнулись стеной, словно защищая алтарь от кого-то. А после службы царица всех насодарила пасхальными яйцами». Можно проститься с ней печально, можно рукой махнуть – уходит, мол, туда ей и дорога.
Павел Дмитриевич Корин был художником не только по призванию, но и по самому рождению. Помни «День гнева».
При Александре Иванове русское общество искало правды на двух полюсах: «западничества» и «славянофильства». Народстоял с зажженными свечами, плач, заупокойное пение. ПашаПетрова (девичья фамилия П. Т. Кориной) захотела рисовать. Потом пришло решение выбрать местом действия главный кремлёвский собор – Успенский. В центре – три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Были выставлены подлинники его полотен bdquoРусь уходящаяrdquo.
– Н. А., В. Г.
Онродился в XIXстолетии, успев вдохнуть атмосферы «золотого века» русского искусства. Изпалехских иконописцев, вырос в православной вере, которой пронизано всеего творчество. Навсегда. Так или иначе, в печати началась травля Корина. Япревратился опять вреставратора ипреподавателя рисования. Ноя желала именно тот колокольчик.
В 1967 году Корин умер. Последний парад тысячелетней Православной Руси. Итак, митрополит Трифон Нестерову не отказал, согласился на 4 сеанса по 2 часа. Когда появились еще первые этюды к «Реквиему», многие встретили их просто в штыки. Кэтому времени Корин работает над эскизами «Уходящей Руси». Обращение героя в зал с монологом – довольно искусственный театральный приём. Коринская «Уходящая Русь» оказалась великим полотном.
К 1936 году большинство этюдов ккартине было готово. В 1935 году последовал еще один этюд — портрет протодьякона М. К. Лишь через семь лет, в 1926 году, согласилась она выйти за Корина замуж. Сам автор питал непонятное пристрастие к иностранному слову «Реквием» и поздний эскиз картины озаглавил именно так.
Ейтогдаисполнилось 16 лет, ему – 24. Но и перенеся несколько инфарктов, он не оставлял замысла. Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Художник согласился.
Хотя, может быть, напрасно. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как «последний парад осужденных историей на небытие». Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. С этого момента пролетарский писатель взял художника под свое покровительство. Нет – прямо на нас.
Наобложке – фрагмент письма: «ДорогаяПашенька. » Это книга «П. Д. Корин об искусстве. Под него было отведено место разрушенного храма Христа Спасителя. О том, что за уходом – возвращение, за смертью – Воскресение. Особенно интересно, что свой «Реквием» он соотносил с «Реквиемом» Берлиоза. У него было и высокое происхождение и блестящее образование, карьерные перспективы.
Центральная фигура — приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку. На самоубийцу Корин похож не был. Героини картины «Воспоминания. Однако эти варианты не удовлетворили мастера и впоследствии он от них отказывается. Он нес послушание и в пересыльной тюрьме и в окопах Первой мировой войны, с которой вернулся с Георгиевским крестом, золотой панагией с надписью: «За храбрость» и с ослепшим от ранения глазом.
– А было это так. По инициативе влиятельного писателя для Корина строится мастерская. Корин объяснял: «Я не могу писать простых людей. Нам, девочкам, разрешили присутствовать приубранстве лесной гостьи.
Он был поражен мастерством, глубоким психологизмом, художественной правдивостью, артистизмом этюдов к «Реквиему». На фоне холста Павел Дмитриевич иногда расставлял свои этюды, прикидывая композицию «Руси Уходящей». Корин не мог жить вне своего времени, хоть он тоже слыл затворником. «Я превратился опять в реставратора и преподавателя рисования.
Горький присылает дрова, время от времени вносит плату. Для картины вмастерской приготовили громадный холст (размером 551 на 941 сантиметр, больше ивановского полотна «Явление Христа народу»). Но, пожалуй, самое сильное влияние на Корина имел его учитель Нестеров. «В Академии художеств была выставка Павла Корина. Тогда ему подсказывают идею специального подъёмного устройства, как у кинооператоров.
"» П. Д. Но мы не видим ни у кого в руках хоругвей и икон. Уверенно стоит он на широко расставленных ногах, приподняв правое плечо и заложив за спину руки, держащие клюку. Корин был кровно связан сэтим миром. Натянутый на гигантский подрамник, холст этот и поныне стоит в мастерской-музее художника. Гоголь написал статью «Исторический художник Иванов», где разъяснил российской общественности грандиозность, сложность и величие задуманного Александром Ивановым полотна, призвал поддержать и помочь осуществить художнику его картину на «всемирный сюжет».
Постепенно складывался внутренний строй картины. – Н. А., В. Г. Видимо именно тогда к нему и пришла идея картины Русь уходящая. Искусство знал профессионально и с творческими людьми разговаривал о культуре на равных. Деньги за картины пришлось выплачивать втечение двадцати лет. Именно в том месте снеслихрам и кладбище под строительство «высотки»). Так искусствовед М. А.
rdquo Тут Пимен поднимает голову и громко говорит: bdquoА мы еще вернемся. Музей – на Спортивной, Малая Пироговская, 16, флигель 2. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Корин, автор «Реквиема», создает теперь работы, которые для многих поколений стали эмблемами советского искусства, — панно «Мир во всем мире» (1951 год) на станции метро «Новослободская», на котором изображена счастливая мать сребенком на руках, мозаику «Красноармейцы сКрасным Знаменем» на «Комсомольской». Он выплачивает эту сумму в течение двадцати лет «Продажа этюдов стала терзанием и ужасом моей жизни», – писал художник. Он, рожденный в 1892 году в семье потомственного иконописца, всегда чувствующий необыкновенную тягу к темам духовным, был вынужден в угоду времени писать плакаты «Окна РОСТА», оформлять сцену Большого театра к первой годовщине Октября.
Павел Корин родом из Палеха из старинного рода потомственных иконописцев. Уже одно только это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отображению трагически уходящей Святой Руси. Что и случилось. Через несколько лет П. Корин написал этюд «Трое».
В своей книге «Русьуходящая» митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) вспомнилследующий эпизод. Вряд ли на «Уходящую Русь» оказала большее влияние какая-нибудь книга. Запись 1935 года: «Реквием» Берлиоза. Художник получает возможность несколько лет жить и работать спокойно. Павел Корин так и не приступил к непосредственному написанию картины. В 1925 году скончался патриарх Тихон, это произошло весной.
Да и государство, поворчав немного на Павла Дмитриевича, примирилось с ним и даже наградило Ленинской премией – не за «Уходящую Русь», правда, а за портреты деятелей культуры. Корина. Она вспоминала и свое детствов чувашской деревне, где ее, шестую в семье, отдали на воспитаниек родственникам. Художник задумал свою картину как «Реквием» — отходную могучему общественному явлению именуемому православием». Тем более ненатурален подобный приём в живописи.
Вскоре после смерти Горького к Корину нагрянула комиссия из Комитета по делам искусств. Вообщепериод богоборчества в СССР прошел «ножом по сердцу» Павла Дмитриевича. Перед разрушением соборного храма Чудова монастыря в Кремле в ночь на17 декабря 1929 года администрация пригласила Корина для демонтажанаиболее ценных фресок. Перед ним вставал образ высокого трагизма и величия. Закончить масштабную картину художнику не позволило состояние здоровья. В 1919 году Павел Дмитриевич отважился сделать предложение.
В центре картины художник расположил высшее духовенство. Ещё в 1936 году Корин был вынужден продать свои этюды «Всекохудожнику» – всероссийскому кооперативному союзу, рассчитывая, что до окончания большой картины они останутся у него. Ждали мы недолго: появился экскурсовод в сопровождении нескольких человек. «Этот собор предназначался для особых событий и торжеств», – объяснял свой выбор Корин.
Внешне фигура юноши напоминает фигуру отца. Почти четверть века (хотя и со значительными перерывами) писал Павел Корин окончательный эскиз картины, который и завершил в 1959 году. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха – праздник Воскресения и вечной жизни).
«Реквием» в этюдах постепенно вырастал до символического «реквиема» уходящему старому миру. Это будет не пасхальная тема, о которой поведал Нестеров, а тема Страстной Пятницы. Казалось, что она уходит навсегда. П. Д. Корину не хватилои 30 лет, чтобыenspосуществитьenspграндиозный замысел своей картины «Реквием» («Русь уходящая»).
Племянника отца Сергия, протоиерея Сергея Михайловича Успенского (младшего) расстреляли на полигоне вБутове в1937 году. Вот как надо писать вещи: властно, трагично, возвышенно и торжественно». Напороге -крошечная сухонькая седовласая женщина. Благодаря Горькому Корин уцелел и мог свободно заниматься своим творчеством. Еще в 1936 году от одного из них, А. Ангарова, поступило письмо на имя И. В.
Он отбрасывает всякий намёк на непринуждённость и естественность. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы «идейно вредные» и «чуждые народу» произведения никогда не увидели свет. А сердечные боли с того временипостоянно мучили художника и если б не «скорая помощь» супруги напротяжении многих лет. Статьи. Наступила очередьПаши Петровой. Но 8 июня 1936 года умер Максим Горький.
Сам художник, посягнувший на столь одиозную тему, ходил по лезвию ножа. 3 сентября 1931 года— Корин отметил эту дату всвоем дневнике. Считается, что горьковская поправка помогла и художнику и картине выжить. Можно было начинать травлю.
Здесь под впечатлением от впервые увиденных композиций «Страшного суда» Микеланджело и Синьорелли художник делает множество карандашных набросков для картины, а свою идею «исхода» он пишет на фоне итальянских пейзажей. Казалось, вместе спатриархом безвозвратно уходила прежняя старая эпоха. Великая княгиня предложиламне выбрать чтото пониже. На вопрос, как же она держала его все время, схимница просто ответила: «Так ведь я молилась8230» Корин жил в своей мастерской на Арбате 8211 неуютной мансарде, заставленной огромными слепками классических греческих скульптур, подобранных им с улицы, куда их выбросили сторонники супрематизма. Пришлось думать не о создании картины, а о сохранении подготовительных материалов к ней.
Только после этого появляются карандашные эскизы, близкие темперному эскизу (1935-1959), ставшему последним. Художник задумал изобразить крестный ход во время похорон Патриарха, чтобы запечатлеть «образы духовной стати предков». Когда появились еще первые этюды к «Реквиему», многие встретили их в штыки, упрекая художника в безыдейности. И куда направлены эти пристальные, напряжённые, обжигающие взгляды. Прошу Вашего указания по этому вопросу». И вот в 1931 году мансарду на Арбате посетил М. Горький. О Павле Корине и его картине ходили легенды по Москве. Шафером был МихаилВасильевич Нестеров, первым поздравивший молодых ранним утром.
Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. Он далеко не всеяден и его внимание привлекает лишь созвучное собственному творчеству: «Увертюра к «1812 год» Чайковского Как трагично, как торжественно. Онв это время (1916) выполнял по заказуВеликой княгини роспись усыпальницы подземного храма под собором на территорииМарфо-Мариинской обители и согласился давать девочке уроки иконописи. Несомненно, происходящее на картине было также «особым событием».
У меня другой склад художника». Кстати, в 1930х годахименно П. Д. Корин вступился за «приговоренный» к сносу Покровский храмМарфо-Мариинской обители, написав отчаянное письмо в инстанции. А. Каменский, например, писал: «Корин задумал свою огромную картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Конечно, роль Гоголя в общении с Ивановым не сводилась только к посредничеству между «итальянским затворником» и российским обществом.
Человек физически искалеченный, он не сдается. Л. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары «Отец и сын», некоторые женские типы — плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у В. Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого. Павел Дмитриевич Корин, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, автор широко известных послевоенных произведений, таких как триптих «Александр Невский», «Портрет маршала Г. К. Ермоловой, например. К началу ХХ века в русской живописи после долгих ее блужданий в холодном западном академизме, политизированном передвижничестве, маргинальном декадентстве сложился и начал развиваться национальный «Русский стиль». Неосторожное слово не обошлось, видимо, без последствий.
Одно из них было расписаносюжетом картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Одобрил и общий замысел истолковав его по-своему. У него, как иу остальных героев картины, есть внутренняя осанка.
Но огромная разница была в творческом темпераменте этих двух художников. Название «Русь уходящая» появилось позже с легкой руки М. Горького, посетившего мастерскую художника и видевшего наброски. Вначале 1950-х Павел Корин много работал вмонументальной живописи, создав ряд витражей имозаик для Москвы, вчастности, витражи на станции «Новослободская» имозаичные плафоны для станции московского метро «Комсомольская» Кольцевой линии.
Оплакивая их, себя оплакивал. Был вечер перед сумерками, тихий, ясный. Но Корина это не смущает. Он, далекий от художественных течений своего времени, был лишен постоянных заказов. Странным образом сам пустой холст и все масляные эскизы (которые абсолютно не кажутся незавершёнными или какими-то побочными художественными продуктами, напротив, выглядят как самостоятельные произведения) вместе с залом превращаются в самостоятельный арт-объект.
В 1930 году Корин пишет «Схимницу из Ивановского монастыря». Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи всвоих работах— «обдирая кожу, вылезал яиз иконописца». Ееможнобыло бы принять за смотрительницу, если б не похозяйски решительное: «Я покажувам музей». В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. Там на стене я увидела Владимирскуюикону Божией Матери XVI века с клеймами. Вте годы он держал дома мешок свещами на случай ареста.
Один из высоких посетителей мастерской Корина заметил: «Ваши герои имеют осанку ту, которая была свойственна людям эпохи Возрождения, ваши имитрополит имонахи инищие ислепые— все проходят под фанфары». У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. Портретный цикл и белый холст были единым целым. Первым зрителем и судьёй этюдов к «Реквиему» стал, конечно, Михаил Васильевич Нестеров, чьё мнение было для Корина самым веским. Незадолго до смерти Горького этюды «Руси» были куплены уКорина «Всекохудожником»— Всероссийским союзом кооперативных товариществ работников изобразительного искусства. Это Церковь, выходящая на бой.
Горький сам искал во всем героизм, связав свои чаяния с революцией. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки. Корин объяснял её, уподобляя Нестерова тенору, а себя басу. А «Уходящая Русь» – понимай как хочешь.
В конце 2013гоenspТретьяковскаяenspгалереявпервые выставила на Крымском валуenspзагрунтованныйenspкоринской рукой крупныйхолст, так и оставшийся белым, а вокруг – все эти портреты. В задуманной Кориным картине он видел в первую очередь «народность», эпичность, соответствующую тому тектоническому сдвигу земных слоев, который происходил в послереволюционной России. Увиденное тогда потрясло Корина.
Однако художник ещё не сдаётся и продолжает размышлять над композицией. Это – реквием», – написал художник в своей записной книжке. «Написать все это, не дать уйти.
Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портретного образа. Тени. »— писал окоринских героях С. Разгонов в1982 году. Между нами и героями нет воображаемой стены – при этом место действия становится условным. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). На портрете— человек со смиренным, печальным лицом двумя руками держит перед собой крест. Мыс девочками пели на клиросе.
Сверкнула мысль:Церковь выходит на свой «последний парад». Жена художника хотела взять у монахини крест, но, вскрикнув, выронила его: от пламени свечи он нестерпимо накалился. Возможно, в поддержке Корина Горький находил утешение и оправдание краху своей жизни. Горький, в молодости окрыленный революционными идеями, во всеуслышание воспел насилие, был замечен самим Лениным.
– Павел Дмитриевич отдал за нее всю своюГосударственную премию, полученную за мозаичные плафоны на станции метро «Комсомольская кольцевая». Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд «Отец и сын». Получив через Горького доступ к «сильным мира сего», он постоянно ходатайствовал за друзей, знакомых священников, чьих-то родственников, которых сажали, высылали, лишали избирательных прав. Это богослужение. Под эскизом «Реквиема» мы видим даты: 1935–1959. Он оказывал художнику духовную и моральную поддержку.
Множестshyво фотографий на стенах. И писал необыкновенных, сильных духом. Нестеров решал подобную задачу в масштабной картине «На Руси» и, конечно же, ему не терпелось увидеть творение ученика. Леня Остапов был еще в мирском, я – в рясе, а у Пимена (будущий архиепископ Пимен (Хмелевской) был уже крест.
Иначал широко имощно помогать мне. В доме-мастерской перед этим «большим» холстом Корин выстраивал свои портреты, устанавливая их низко на мольбертах. Но художник так и не перенес готовую картину на большой холст. Корин был даже вынужден давать частные уроки – всё шло за долги.
Через год другая запись: «9 и 10 марта слушал подряд два раза в Большом зале консерватории «Реквием» Берлиоза. Большинство потенциальных моделей об этом слыхом не слыхивали, никуда идти не соглашались. 19 сентября 1935 года Корин писал М. В. Корин обратился к Нестерову, тот в свою очередь свел его с митрополитом Трифоном (Туркестановым). Вот что занес П. Д. Корин в записную книжку 12 апреля1925 года: «Донской монастырь.
Впрочем, нельзя исключать, что Горький видел вкартине прежде всего обреченность дореволюционной России. Язык музыки был для него вполне сопоставим с языком живописи. Жилинский, входивший в круг близких друзей и соратников В. А. «Онподошел ко мне и, наклонившись, спросил, что я хочув подарок. Сколько всего пересказала мнеПрасковья Тихоновна.
В 1916 году М. В. Нестеров написал картину «Душа народа. Одних, власть предержащих, успокаивало слово «уходящая», они видели в картине противопоставление уходящего и вечного. Центральной в творчестве Павла Корина, по мнению самогохудожника, должна была стать картина «Реквием» («Русь уходящая»). Чураков помогал натягивать и грунтовать холст. В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. Начто один из сопровождавших Патриарха сказал: «А мыеще вернемся». Но чувствуется в ней какая-то тревога8230 Павел Корин был последователем традиции идущей со времен А. Иванова, когда вершинным родом живописи считалась живопись «историческая».
Корина, позволили глубже понять и оценить замысел мастера. В 1925 году в своей московской резиденции (тогда это был Донской монастырь) умер патриарх Тихон.
Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Через несколько лет П. Корин написал этюд «Трое». rdquo». Но возникли проблемы практические: позирование. ну год или два проходит, потом все-таки на него набрасываешься. А я смотрю в его глаза – они голубыеголубые. И подумала: «Такой красивый – и царь. » – «Какую жеигрушку Вывыбрали». Я и показала на него царю.
В40-е годы художник работает над эскизами мозаичного фриза «Марш вбудущее» для Дворца Советов— неосуществленного проекта самого высокого здания вмире, вкотором должно было разместиться советское правительство. Корин месяцами гостит у него на дачах. Митрополит пользовался всенародной любовью, «своим Владыкой» его считали интеллигенты и кухарки.
Он изобразил с8230 психологической силой вереницу духовных и физических калек, упорствующих фанатиков, слепорожденных, умирающих без прозрения8230 И вот когда Корин стал компоновать из своих этюдов картину, намереваясь создать трагическую композицию, объективное содержание созданных им же самим отдельных образов стало противоречить общему замыслу. «Последний парад осужденных историей на небытие». О том же говорил и Степан Чураков, реставратор, ученик Корина, запечатленный мастером на двойном портрете к «Реквиему» «Отец и сын» : «. подрамник был сделан особый, по расчетам Евгения Васильевича Кудрявцева, заведующего реставрационной мастерской Третьяковской галереи». Почти четверть века писал Павел Корин окончательный эскиз, который завершил в 1959 году. (Заметим, что серовская «Девочка с персиками» – воплощение естественности – семьдесят сеансов, а портрет Ермоловой – около трехсот. ) Корин успевает написать с натуры лишь лицо, фигуру пишет с манекена, отсюда и некоторая Необходимо заметить, что Корин в конце жизни оказался в числе тех идеологически признанных художников советской эпохи, творчество которых определяло официальный облик искусства этого периода. Грязный, спарализованными ногами, спутанные волосы кишели вшами.
Теперь можно с уверенностью утверждать, что именно работа над «Реквиемом» стала той творческой лабораторией художника, где он создавал пластические и содержательные методы и приемы, во многом определившие художественные новации в искусстве молодых художников-шестидесятников. Эскиз (1935-37) показывает, что "Русь уходящая" могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г. исполненным мощи и символического значения. Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Реквием – это скорбь, это дань, приносимая благодарной памятью. rdquo – слышится за спиной. Приветливо пригласила войти.
Уже – «мог бы». Коринский талант гораздо жёстче, суровее, мужественнее. Трифон был духовником и самого Нестерова и многих из тогдашней творческой интеллигенции. – обрадовавшись вопросу, откликнулась ПрасковьяТихоновна. Она пережила мужа на 26 лет и упокоилась вместес ним на кладбище Новодевичьего монастыря.
Доля нелегкая. И когда молодые настойчиво напоминают мэтру об «Уходящей Руси», у него это вызывает только досаду. Эскизы к «Руси уходящей» художник создавал с 1935 по 1959 год. Наступило время блоковских красноармейцев сих исторической миссией: «Пальнем-ка пулей всвятую Русь»— время массового мученичества за веру. Неужели на западную стену храма. Скорбь, осознание значимости момента. После смерти Горького на Корина обрушился поток обвинений в том, что он «оторвался от действительности, не участвует в развитии пролетарского искусства, ушел в живописание реакционной среды» и что все созданное им до сих пор 8211 ошибка. Дальше – больше.
Весь свой народ Божий— монахов, нищих исхимниц Корин решил разместить вУспенском соборе Московского Кремля, где, по его собственным словам, «они на фоне величественной архитектуры выстроились вбоевом иторжественном порядке». После революции запоздало прозрел, увидев, что этот русский бунт не только «жесток и бессмысленен», но и гибелен для народа. Огромный белый холст и поставленные рядом с ним портреты, часть из которых выполнена мастером «в полторы натуры», производили на избранных посетителей и гостей дома на Пироговке неизгладимое впечатление. В 1908 году он поступил учеником в иконописнуюпалату Донского монастыря.