Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Художник неставит перед собой задачу изображатьсобытия реалистично. Веронезе жестал первым венецианским художникомXVI в., который начал создавать декоративныеансамбли, расписывая стены церквей, дворцов, вилл, вписывая свою живописьв архитектуру в технике фрески. Значительным заказом для Веронезе былароспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты историиЭсфири.
К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Паоло Кальяри (1528-1588) известный под именем Паоло Веронезе, родился в Вероне в семье каменотеса Габриэле Кальяри. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Пармиджанино (1503-1540), Корреджо (1489-1534). Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. 1475, Венеция, Галерея Академии). Это полотно сполным основанием можно назватьобобщением художественного опыта Паолодовенецианского периода.
Веронезе был любителем музыки. Центральное место в этомансамбле занимает композиция «КоронованиеБогоматери», по сторонам от нее – фигурычетырех Евангелистов, тогда как в углахсвода разместились небольшие монохромныесцены на тему Истории Ветхого Завета ичетыре тондо с Херувимами. Ясный, насыщенный светом колорит приобретаетдрагоценное сияние благодаря использованиюпереливающихся оттенков. Об учебе художника известно больше. Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой). Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне.
Залы являлись частьюнового крыла дворца. К этой картинеочень близка по праздничному ощущениюжизни еще одна картина, хранящаяся втом же музее: блистательный алтарныйобраз «Мистическое обручение СвятойЕкатерины», написанный в середине 70-хгодов для главного алтаря одноименнойцеркви. Заказчикомбыл новый настоятель монастыря, знакомыйВеронезе еще по Вероне, где по желаниюбратьев ордена Святого Иеронима оннаписал для их монастыря картину «Оплакивание», хранящуюся ныне в МузееКастельвеккьо.
Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Таковы, к примеру, композиции «Марс, раздевающийВенеру» из Шотландской национальнойгалереи в Эдинбурге, «Венера, обезоруживающаяАмура» из частного собрания в Риме или«Венера и Адонис» из художественногомузея в Сиэтле. Здесь обозначились черты парадности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность, предвосхищавшая искусство барокко XVII в. ЭпохаРенессанса (Возрождение), эпохаинтеллектуального и художественногорасцвета, который начался в Италии в 14веке, достигнув пика в 16 веке и оказавзначительное влияние на европейскуюкультуру. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет.
Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами. Корпус былизготовлен 1558 году и спустя два годаукрашен различными живописными панелями. На внешней стороне створок органахудожник изобразил «Принесение вохрам», которое прихожане и посетителицеркви могут видеть, когда орган закрыт, а на внутренних створках – композицию«Христос исцеляющий больных». Термин Возрождение, означавший возврат к ценностям античногомира (хотя интерес к римской классикевозник ещё в 12 веке), появился в 15 векеи получил теоретическое обоснование в16 веке, посвящённых творчеству знаменитыххудожников, скульпторов и зодчих. 1550-х). Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера — Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585). В 1819 году была снесена исама вилла.
Однако в концеXIX века здание церкви было демонтированов связи с постройкой на этом местеНаполеоновского крыла «Новых прокураций». Картины смогли воссоединиться лишьпосле Первой мировой войны в Галерее«Эстенсе» в Модене. Новаторство росписи бросалось в глаза. После этого картина получила новое название – «Пир в доме Левия». Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе.
Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами. К этойгруппе следует отнести серию из четырехкомпозиций, так называемых «Аллегорийлюбви» из Лондонской Национальнойгалереи исполненных Веронезе около1575 года. Пейзажи вего картинах играют свою, специальноотведенную им для этого роль.
Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее.
Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Среди выдающихсяпредставителей этой эпохи – художникПаоло Веронезе. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды.
Главным средствомвыражения у венецианских художниковбыл цвет. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. В XVIII веке, когда картинынаходились в коллекции герцогаОрлеанского, считалось, что они изображаютНеверность, Разочарование, Уважение иСчастливый союз однако и понынеисследователи не могут прийти к единомувыводу относительно содержания этихкомпозиций, скорее всего, предназначавшихсядля декорации свода какого-то зала. Можно лишь предполагать, что в парныхизображениях противопоставлены мукии удовольствия любви (радость иразочарование, верность и измена) и чтоповодом для их создания послужилособытие, связанное с чьим-то бракосочетанием.
В декабретого же года Паоло заключает новыйконтракт на выполнение полотен длясвода нефа. Его первой значительной работой становится картина «Святое собеседование» для Церкви Сан-Франческо делла Виньи. Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась наколорите.
Паоло был младшим из пяти детей. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (нач. Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным.
Все названныепроизведения отличает характерная дляманьеризма (Маньеризм (от итальянского, манера) — западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI —первой трети XVII века. В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой. На судеинквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на теже вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». Световые эффекты в поздних работахмастера, передают поэтику, свойственнуютолько ему.
Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой. Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Одновременно он завершает фресковые росписи на вилле Соранцо в окрестностях Кастельфранко. Ему поручили три главных сюжета. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. О искусствеэтих художников напоминают также изящноудлиненные, полные динамики фигурыалтарного образа Пала Бевильаква-Ладзизеи драгоценный, сияющий колорит в«Обручении Святой Екатерины». Этотшедевр свидетельствует о том, что ужес самых первых шагов Паоло достигаетисключительного технического мастерства. К началу 1550 года Веронезе – зрелый мастер, готовый к тому, чтобы выйти на великуювенецианскую сцену.
К примеру, в «Положении во гроб» грубоватые фигурыс рельефно выделенной мускулатуройсоотносятся с образами мантуанскихфресок, тогда как элегантная игра складокодеяний, сверкание красок и полныевыразительного изящества детали вызываютв памяти изысканные образы Корреджо иПармиджанино. Впервые в трактовке сюжета огромную смысловую нагрузку несёт пейзаж. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. в творчестве Веронезе появляются новые черты.
Украшениюэтой церкви Паоло отдал (с перерывами)более двух десятилетий жизни. Композиции небольшогоформата с изображением аллегорическихфигур являются работой помощников. Самому Веронезе принадлежит авторствотрех главных сцен цикла: «Отречениецарицы Васти», «Эсфирь, коронуемаяАссуром» и «Триумф Мардохея». В первой половине 1560-х гг. Характеризуетсяутратой ренессансной гармонии междутелесным и духовным, природой и человеком. Существует и расширенное толкованиепонятия «маньеризм», как выраженияформотворческого, «претенциозного»начала в искусстве, на разных стадияхкультурного развития — от античностидо современности) замечательнаякрасочная гамма: отчетливая, построеннаяна противопоставлении светлых тонов, оживленных серебристыми бликами света. На этой стадии стиль Паоло обнаруживаетявную зависимость от утонченныхпроизведений маньеристов Эмилии ифресковых росписей Джулио Романо впалаццо «Дель Те» в Мантуе.
Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Веронезе устроил его прямо под открытым, сияющим своей голубизной небом, на нарядной городской площади, между двумя дворцами с величественными коринфскими портиками монументальная балюстрада отделяет эту площадь от возвышения на заднем плане, где толпятся зрители и поднимается к небу белая церковная колокольня. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Это наиболее содержательныеиз его полотен. Краски остаются прозрачными, а свет, отраженный поверхностью, картины- мерцающим. Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте.
К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. Створки были законченыи установлены в 1560 году. Эти заказы принесли ему известность. Этот заказ был выполнен к1560 г. Алтарныйобраз Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этойсемьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчаснаходящийся в веронском МузееКастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха вБрауншвейге), скорее всего, написаннаяв 1548-1549 годах для боковой стены капеллыеще одной веронской церкви созданноетогда же Оплакивание, заказанноеаббатом Бернардо Торлиони и предназначенноедля ризницы церкви монахов орденаСвятого Иеронима Санта Мария деллаГрация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положениево гроб из частной французскойколлекции находившееся ранее в церквиКорпус Домини в Виченце. Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Его языком были краски.
По-видимому, в том жеключе следует воспринимать полотно«Похищение Европы» из Дворца дожей вВенеции. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля. В 1580-х гг.
В 1557 г. Веронезе побеждает вконкурсе на проект оформления библиотекиСан Марко. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе. Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны.
Важнейшей частью произведенийВеронезе в последние десять лет егожизни становится пейзаж. В основу ее композиции положен чрезвычайно впечатляющий и убедительный иллюзионистический эффект. Составитель программы живописного декора залов Совета Десяти Даниэле Барбаро пригласил художника расписать только что построенную для него и его брата Маркантонио Барбаро виллу в местечке Мазер.
В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. В 1553 г. художник перебрался в Венецию. в районе Сан Паоло в семье резчика по камню и скульптора Габриэле Кальяри и Катерины.
Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). Каким же был тогда Веронезе. На других фрагментах, за фигурами персонажей, выполненных в нежных тонах, высятся сооружения, увиденные как бы снизу вверх, за что Веронезе окрестили предшественником искусства XVIII века. В результате к настоящемувремени известно о судьбе лишь пятнадцатифрагментов некогда обширной декорации. Только шесть из них могут считатьсяработами самого Паоло, да и они дошлидо нас очень плохо сохранившимися. Важнейшими среди сохранившихся фрагментовявляются фигуры изображающие Времяи Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагментс фигурой Истории в помещенииПатриаршей семинарии в Венеции, подписнойи датированный 1551 годом. Центральноеположение в станковой живописи Веронезезанимают его монументальные холсты сизображением пиршеств, относящиеся клучшему времени его творчества – 1560-м -началу 1570-х гг.
Виллу Соранца снесли в 1817 году веке, а её украшения спасли, сняв со стен более ста фрагментов фресок. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен.
Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Таков был Веронезе, который мало обращал внимания на то, согласуются ли его картины с историей. «Значение Веронезе огромно.
Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Этот заказ был выполнен к 1560 г. 1560-е гг. В одномиз этих полотен с изображением СемьиКуччини перед Мадонной сами представителисемейного клана становятся участникамисвоеобразного костюмированногопредставления, разыгранного вВенеции, как о том свидетельствуетизображенный на фоне справа дворецКуччина на Большом Канале, для которогои были заказаны четыре монументальныхполотна.
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. С 1542 г. по 1544 г. мальчик находился в обучении у художника Антонио Бадиле (Antonio Badile). Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. Но они не слишком достоверны. Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе.
Они дали ему первое художественное образование. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. За ней, на втором плане изображены ее супруг и один из братьев Куччина: по венецианской традиции именно женщина была хозяйкой в доме и хранительницей семьи. Тогда жеПаоло представил монахам проект корпусадля церковного органа. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии.
в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов.
В следующемпомещении, «Зале Трех» темой декорациистали триумфы добродетельного правления. Здесь Паоло исполнил два боковыхкомпартимента «Победа Добродетели надЗлом» и «Победа Немезиды над Грехом». Завершение работ в «Залах Совета Десяти»совпадает с началом грандиозной декорациив новой церкви Сан Себастьяне. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Они уже заполнили полнеба и вскоре разразится гроза, предвещая всемирную катастрофу. В настоящее время эти произведенияразошлись по разным собраниям.
В ноябре 1555года Паоло выполнил холсты для плафонаризницы. Однако полотно «Тайная вечеря» не удовлетворила заказчика и Веронезе был вызван на допрос в инквизицию, в которой посчитали, что священная тема трактуется слишком вольно и не соответствует евангельскому тексту. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем.
Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. После 1570 г. по заказу ряда монастырей Веронезе написал серию картин на тему «Пиры»: «Пир в доме Симона фарисея», «Пир в доме Григория Великого» и «Тайная вечеря». Общее драматическое напряжение действия передано в выразительном силуэте окаменевshyшей от горя Марии Магдалины. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги.
Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. К примеру, пленительная Белла Нани не просто каноническая красавица, чья прелесть подчеркивается драгоценными камнями и изысканной одеждой. — период расцвета творчества Веронезе. Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы.
В том же реестре, но уже за 1541 год, говорится, что семья насчитывает 8 человек и что Франциско, второй ребенок, стал, подобно отцу, каменщиком, его младший брат Антонио ткачом, а Паоло, несмотря на юный возраст, художником. Здесь на помощь художнику приходят освещение, цвет, позы и жесты персонажей.
Никто из современныхВеронезе художников не обладал умениемстоль естественно объединить такоеколичество самых разнообразных посвоему характеру и смысловой наполненностифигур в пределах одного полотна и приэтом выписать каждый персонаж такимобразом, что он не теряется на картинесреди остальных, а, наоборот, выделяетсяне только внешней непохожестью надругих, но и неповторимостью своегодуховного мира. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно.
1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру изображенную на потолке, снизу вверх.
В 1557 г. Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. Картинаотличается высочайшими колористическимидостоинствами. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Он великийколорист и несравненный мастер изображениячеловеческого тела в самых смелых иэффектных ракурсах Росписи дворцовфранцузских королей, германскихвладетельных князей и российскихимператриц, вся декоративная живописьбарокко и рококо так или иначе ведетсвое начало от плафонов и панно Веронезе, от его живописи, но никогда не превосходитее» (с. -Любимов).
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Мы видим, как по зловещему тёмному небу неумолимо ползут свинцовые грозовые тучи.