Господствующий в произведениях Пуссена ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека («Аркадские пастухи», «Нахождение Моисея»). «Страшная красота», – сказал о ней Гете, проникнув в глубину этой общечеловеческой трагеshyдии. Его «Битвы» (1624, 1626 гг. ), «Избиение младенцев» (1628 г. ), «Видеshyние Св.
Однако Этапоездка не приносит ему удачи. Именно к этомупришли все академисты, следовавшие лишьвнешним приемам Пуссена. В 1630 году художник женится на Анне-Марии Дюге, сестре известного пейзажиста Гаспара Дюге (1613-1675) и прожил с ней долгую и, в целом, счастливую жизнь, омрачённую лишь тем, что Господь так и не дал им детей. В последний период творчества художник раскрываетshyся как неповторимый пейзажист. Разум и долг торжествуют над чувствами.
«Поклонение волхвов», 1633 г. «Пейзаж с еванshyгелистом Матфеем», 1642 г. ). В серии «Времена года» художник словно проживает все возрасты природы и человека на основе бибshyлейских сцен. Пуссен родился в 1594 г. вблизигорода Андели в Нормандии в семьенебогатого военного.
1636 г. ), «Воспитания Юпитера» (1637 г. ), сеshyрий «Триумфов» и «Вакханалий», достигла Парижа. На пути ей встретился старый пастух и трое его сыновей, плетущие корзины.
Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Пуссен учился всюду, где бы ни находился. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», «Великодушие Сципиона»).
Марино. 1630). В момент, когда человек исполнен чувствабезоблачного счастья, он как бы слышитголос смерти — напоминание о недолговечностижизни, о неизбежном конце.
Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды». С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи («Смерть Германика»), композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Ринальдо и Армида», «Танкред и Эрминия», «Парнас»).
Но в богом забытой провинции живопись, может быть, так и осталась бы для мальчика прекрасной мечтой, если бы странствующий талантливый художник К. Варрен не дал ему несколько уроков и не посоветовал серьезно заняться искусством. В 1632 г. Пуссен был избран членом Академии Св. Луки. Пуссен, уже вступивна путь классицизма, часто резко выходилза его рамки. Основная мысль этой картины – противостояние двух типов национальных характеров. В 212 году Сципион предпринял нападение на Новый Карфаген в Испании.
Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен. Вкартине Пуссена сам тип богини, юнойдевушки с порозовевшим от сна лицом, состройной изящной фигурой, полон такойестественности и какой-то особойинтимности чувства, что этот образкажется выхваченным прямо из жизни. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге. В то же время действие это – целебное, целительное. «Разрушение Иерусалима» (1636 – 1638 гг. ), «Похищение сабинянок» (1635 г. ), «Переход через Красshyное море», первая серия «Семи таинств» – эти работы и были взяты на вооружение догматиками-академистами как эталон не только для эпически-героических картин, но и для всей живописи в целом. Герои каменеют в своих идеальных поshyзах.
И наshyконец, самая горькая и безрадостная картина Пуссена «Зима» – «Потоп». Это поэтическая аллегория происхождеshyния цветов. Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании. Иакова» (1630 г. ) полны тяжелых теней, компоshyзиционно перегружены и слишком эффектны.
Тридцатые годы в творчестве Пуссеshyна иногда называют «тициановским периодом». Декарт возводил в закон принцип главенства разума над чувством. Напротяжении 1620-х гг. Луки (1632г. ). Чтобы вернуть его, посылают двух воинов.
Этот брак дал художнику небольшое приданое и, как следствие, относительную свободу творчества. Он не показывает горе близких от недавней утраты. И художник, давно вздыshyхающий во дворце среди бессовестной лжи и интриг о своем «милом домике» в Риме, под предлогом болезни жены в 1642 г. покинул суетный Париж, чтобы больше никогда туда не возвращаться. «Осень» – «Исход» – время сбора последних плодов и бремя прожитых лет. В письмах к друзьям – развивал свои мысли, ставшие фундаментом целого аправления в живописи. Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»).
Усевшись на прибрежную скалу, он заиграл на своей стогласой свирели. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Но «живописная гонка» надолго выбила Пуссена из привычного состояния покоя.
Выпьешь – и весь мир перед тоshyбой преображается. Пример глубоко философскогораскрытия темы в творчестве Пуссенадают два варианта композиции «Аркадскиепастухи» (между 1632 и 1635, Чезуорт, собраниегерцога Девонширского, см. илл. Зато известно, что в течение первых 4 месяцев пребывания во французской столице начинающий художник постигал азы профессии сразу в 2 мастерских – у модного в то время живописца Жоржа Лаллемана (ок. 1575-1636) и известного фламандского портретиста Фердинанда ван Элле (ок. 1580-1649).
В портshyрете для Шантелу (1650 г. ) он предстает художником-мысshyлителем, уже немолодым и величаво-спокойным человеshyком. Уже первая значительная картина Пуссена в эпически-героическом стиле «Смерть Германика» (1627 г. ) стала олицетворением идеи служения долгу. Хорошо для души – напитаться Пуссеном».
Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть Германика", около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. В глазах его – ум, в фигуре – достоинство, воля и независимость. Художнику было уже тридцать лет, когда он обрел втоshyрую, близкую его уму и душе родину. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын. и 1650, Лувр). Эта идея легла в основу классицизма в искусстве. Но уже в конце 1640-х гг.
Но это Пусshyсена не прельщало. Вплоть до 1640 года он был главным клиентом Пуссена. Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы.
Эразма». Эразма» (1628, Ватиканскаяпинакотека), отмечены чертами близостик караваджизму и барокко известнойсниженностью образов, преувеличеннодраматической трактовкой ситуации. Необычно для Пуссена по своей обостреннойэкспрессии в передаче чувствадушераздирающей скорби эрмитажное«Снятие со креста» (ок.
В 1627 г. художник исполнил для собора Св. Пуссен, привыкший мыслить абстрактными категориshyями, никогда не писал портретов искренне считая этот жанр недостойным внимания, не внушающим зрителю высоких и важных идей.
Впоследствииэта опасность встала перед самимПуссеном. Художник отказался от печальной сцены прощания. Никола Пуссен родился в 1594 г. в Лез-Андели, в Нормандии, в семье крестьянина. Отсюда общая прогрессивнаянаправленность его искусства, богатствоего содержания. О юношеских годахПуссена и его раннем творчестве известноочень мало.
Танцующая богиня дает им новую жизнь. Пейзажи художника проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма (Смерть Германика, около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко (Мученичество свыше Эразма, около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. Строго рассуshyдочное, подобное «классической симфонии» произведеshyние исполнено глубоким чувством.
Он увлекался изучением античности, по гравюрам знакомился с живописью Рафаэля. Вокруг нее безмолвно стоят пастухи. Тридцатые годы приносят художнику признание как классицисту.
создан один из самых пленительныхобразов Пуссена — дрезденская «СпящаяВенера». Он построил теорию так называемыхмодусов, которой старался следовать всвоем творчестве. Я ощуshyщаю ее всем своим существом. Условием художественности провозглашались симметрия, гармония, единство.
В этой картине Пуссен поднимает философский вопрос о жизни и смерshyти. И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. Луshyки. Прежде свирель издавала ужасные звуки.
Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. По словам Пуссена, произведениеискусства должно напоминать человеку«о созерцании добродетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остатьсятвердым и непоколебимым перед ударамисудьбы». В1620-е гг.
Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции. Он представилпастухов, неожиданно увидевших гробницус надписью «И я был в Аркадии. ». Сюжет ее также взятиз поэмы Тассо. Это и определило путь, по которому продолжила свое развитие французская школа живописи. Редкой красотой живописных античных образов отличается «Царshyство Флоры» (1631 г. ), которую сам Пуссен называл «Цвеshyточным садом».
Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Библейских и евангельских персонажей Пуссен часто уподоблял античным героям. Не желая расставаться с властью, он придумал своеобразный выход из положения: как только у его жены рождался ребенок, Хронос его проглатывал. Лишь после личного письма Людовиshyка XIII он в 1649 г. покинул Рим. И только по настойчивым просьбам друзей он исполнил два автопортрета. «Мир и лад», разумное начало пришло на смену буйному разгулу гиганта.
Но почет и слава его не интересовали и когда ему предshyложили титул «князя академии», он отказался.
Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Вслед за Вареном Пуссентайно от родителей покидает роднойгород и уезжает в Париж. А вот его эскизные зарисовки полны динамики, они чутко отражаshyют естественный трепет листвы и переливы света. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. «Лето» – «Руфь» символизиshyрует пору зрелости, когда природа и человек достигли расцвета сил и дождались урожая.
Так, в III веке до н. э. греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». В саду Флоры царит вечно возрождающаяся молодость «нерушимый мир и лад». И в унисон с его настроением «Зима» мрачна и безотрадна. Академик Римской академии Св. Его выхоshyдили в большой и дружной семье соотечественника, повара Жана Дюге. Онбыл чужд карьеризма и не склонен кпоискам легкого успеха.
Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи. Идея картины – служение долгу. Его упорно приглашали вернуться во Францию.
В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. Здесь нет душевного трепета перед неизбежностью. В пустынной местности, на каменистой почве распростерт раненныйв поединке Танкред. Слава Пуссена, создателя «Аллегории человеческой жизни» (ок.
Сам Пуссен в свою очередь пытался найти возможность вернуться в Италию. У ног беshyзумного Аякса вырастает пунцовая гвоздика. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение – все это создает определенный возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего. Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина».
Уже в шкоshyле «проявились высокие качества его ума и склонность к рисованию». Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности («Пейзаж с Полифемом», «Аполлон и Дафна»). — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо.
«Я думаю только о том, чтобы готовиться к смерти. Эти картины стали лучшими пейзажными работами художника. «Зациклившись» на безукоshyризненности композиции и идеальной красоте образов, они забыли, что призрачно-музыкальный строй, холодshyная ясность мысли, строгость и интеллектуальность слуshyжили воплощению идеи.
Но как-то в 1629 г. Пуссен, как всегда «вооруженный» альбомом с этюдами, ввязался в драку между французами и итальянцами и был ранен. ВПариже Пуссен встречается с моднымитальянским поэтом кавалером Марино ииллюстрирует его поэму «Адонис». Загруженный сверх меры, уже через год он с ужасом пишет кардиналу дель Поццо: «Если я останусь в этой стране, то сделаюсь мазиshyлой. » К тому же Пуссен «перешел дорогу» бывшему коshyролевскому живописцу С. Вуэ, который начал против него хорошо организованную травлю. Одна из историй поэмы повествует о рыцаре-христианине. Купив небольшой участок земли, молодожены переехали в Вилье, где 15 июня 1594 г. родился Никола.
Но картины на религиозные сюжеты Пуссен продолжал пиshyсать и в последующие годы («Снятие с креста», 1629 – 1630 гг. Уже вюношеские годы Пуссен обнаруживаетбольшую целеустремленность и неутомимуюжажду знания. (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем.
Здесь и смертельно раненные Адонис и Гиацинт и ставshyшие «малыми цветами» Крокон и Смилах (крокус и вьюshyнок). Петра «Мученичество Св. Сначала, Пуссен поступилв мастерскую Ж. Лаллемана, затем 8212 Ф. Элле Старшего.
В дрезденскомполотне ярче, чем где-либо, ощутима связьПуссена с колоризмом Тициана. С заботливой нежностьюего поддерживает верный друг Вафрин. Эрминия, только что сойдя с коня, устремляется к возлюбленному и быстрымвзмахом сверкающего меча отсекает прядьсвоих белокурых волос, чтобы перевязатьему раны. Он так и не оправился после смерти любимой жены (1664 г. ). Пуссена так увлек этот сюжет, что он изображает тех же героев в «Триумфе Флор 1632 г. ).
Нарцисс склоshyнился над своим отражением в воде. Его Жизнь в Римебыла посвящена настойчивой и систематическойработе. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Сама природа притихла, внимая музыке, в ней воцарились мир и гармония. Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия.
Клития, угасшая от любви к Аполлону, держит в руках корзинку гелиотропов. О смерти вещает лишь надпись на гробнице: «И я жил в Аркадии». ».
Иной подходхарактеризует его работы, выполненныев духе классицизма. (1625—1627), сюжеткоторой взят из поэмы Тассо «ОсвобожденныйИерусалим», эпизод из легенды осредневековом рыцарстве трактованскорее как мотив античной мифологии. Волшебница Армида, найдя спящегорыцаря-крестоносца Ринальдо, увозитего в свои волшебные сады и кони Армиды, влекущие ее колесницу по облакам и едвасдерживаемые прекрасными девушками, похожи на коней бога солнца Гелиоса (этот мотив впоследствии часто встречаетсяв картинах Пуссена). 1630 г. ), «Ринальдо и Армида» (1634 г. ) выдержаны в теплой, золотистой гамме или в звонком соshyчетании киноварно-красного и ярко-синего цветов.
столь же вкрадчиво, сколь и покоряю- ще. Серия «Триумфов» и «Вакханалий», «Эхо и Нарцисс» (1620-е гг. ), «Спящая Венера» (ок. Теоретики нового стиля говорили, что «классицизм – это доктрина разума». И только «Зима» горько напоминает о его уходе среди «нерушимого мира и лада» других произведений, о котоshyрых А. Бенуа сказал: «Наваждение исходящее от его риshyсунков и картин.
Художник был всесторонне образованным человеком, тонким знатоком античной культуры, тематике которой он отдавал безусловное предпочтение. Этой темехудожник посвятил такие полотна1620—1630-х гг., как «Аполлон и Дафна» (Мюнхен, Пинакотека), «Вакханалии» вЛувре и Лондонской Национальной галлерее, «Царство Флоры» (Дрезден, Галлерея). Это Хронос, римлянам известный как Сатурн. Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Лишьспустя год он вторично попадает в столицуи проводит там несколько лет. Мучительная дрожь всего тела (прогрессирующий паралич) уже с 1658 г. выshyнуждала его не раз откладывать в сторону краски и кисти.
Он знал это и специshyально рисовал в картинах идеальный пейзаж. Драматической теме любви амазонкиЭрминии к рыцарю-крестоносцу Танкредупосвящено эрмитажное полотно «Танкреди Эрминия» (1630-е гг. ). Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик.
В изображении фигур Пуссен следовал идеализированной античной традиции. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Таких пейзажей, как у Пуссена, в природе быть не может. У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. В таком же лирическо-эмоциональном ключе сохраняя высокий пафос и значительность чувств, решена картина «Танкред и Эрминия» (1635 г. ).
Вот таким образом идеалПуссена — это человек, живущий единойсчастливой жизнью с природой. Скульптурная торжественность деревьев, суровость скал, прекрасные строения и античные руины подчеркиshyвают величие героев, которые теперь не доминируют, а естественно вписываются в пейзажный мотив («Пейзаж с Диогеном» 1648 г., «Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1654 г. ). Их рождение – это смерть одного из античных героев.
Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. Сципион Африканский — римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала. Нет, вначале он попал под влияние динамичноshyго, бурного в изображении чувств барокко. А в Париже на него обрушились огshyромные декоративные работы. «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом.
("Спящая Венера", Картинная галерея, Дрезден "Нарцисс и Эхо", Лувр, Париж "Ринальдо и Армида", (Nicolas Poussin) (1594-1665), французский художник и рисовальщик. к художнику возвращается чувство меры и он создает такие шедевры, как «Моисей источает воду из скалы» (1649 г. ), вторую серию «Семи таинств», картины на сюжеты «Жизнеопиshyсаний» Плутарха, «Элизар и Ревекка» (1648 г. ) и второй вариант «Аркадских пастухов» (1650 г. ). Участие в руководстве отвлекло бы его от любимой живописи. Изведавший нищету и голод, художник был очень неприshyтязателен в быту.
Книги, антики и живопись составляли для него смысл жизни. (1596 – 1650) повлияли на развитие науки, философии, литературы искусства. Этот сюжет был популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. В 1624 г. художник уезжает в Италию и поселяетсяв Риме. Со мной все кончено. » – писал художник в одном из последних писем.
Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве. Пуссен давно чувствовал приближение своей смерти и в картине словно заглянул в ее глаза. И нельзя сказать, что античное искусство сразу раскрыло ему свои секреты.
Танкред — христианский рыцарь — был тяжело ранен во время штурма Иерусалима.
«Весна» – «Рай» – ликующая радость юноshyго мира, праздник цветения. Такие его картины, как«Избиение младенцев» (Шантильи), «Мученичество св. Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого.
Мастер показал, как к палатке, где спит римский император Константин, в луче лунного света спускается ангел. Так, например, теманравственного подвига воплощаетсяхудожником в строгих суровых формах, объединенных Пуссеном в понятие«дорийского лада», темы драматическогохарактера — в соответствующих им формах«фригийского лада», темы радостные иидиллические — в формах «ионийского»и «лидийского» ладов.
Люди упорshyно цепляются за жизнь, но Всемирный потоп – мертвая стихия – погубит всех. (Кстати, хотя герои – из мифа, природа на полотне – настоящая, сицилийская). Пленительную песнь любви на своей стогласой свирели играет Полифем («Пейзаж с Полифемом», 1649 г. ), музыка заворожила веселых нимф и проказливых сатиshyров, заслушались ею скалы, застыли деревья и облака. Пуссен с удивительным мужеством и стойкостью пеshyренес предсмертные дни. 19 ноября 1665 г. его не стало.