До этого пейзаж был для него только фоном для фигур, хотя и помогал раскрыть тему. Это главные герои произведения. Некоторые являются простыми аллегориями («Вдохновение поэта», Париж, Лувр Ганновер, Картинная гал. ). Зритель ощущает созерцательный покой благодаря умиротворяющему господству синего и цветов, зеленого Глядя на картину, а также равномерному распределению контрастов светлых и темных тонов.
Великолепное собрание луврского Кабинета рисунков включает эскизы к картинам и пейзажи. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира. Пуссен верен идее гармонии: не нарушая перспективного строя и соблюдая условия, заданные темой (Полифем должен намного превышать всех размерами), художник связывает персонажи отношением соизмеримости, «рифмует» их в пространстве. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. библиотеке Виндзорского замка.
Значение Пуссена в развитии французского искусства огромно. Трагическое напряжение гармонично разрешается в образе молодой женщины. В 1630 году художник женится на Анне-Марии Дюге, сестре известного пейзажиста Гаспара Дюге (1613-1675) и прожил с ней долгую и, в целом, счастливую жизнь, омрачённую лишь тем, что Господь так и не дал им детей.
Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик. Но этот стиль противоречил римским вкусам того времени. В трактовке форм линейно-пластическое начало все более доминирует над колористическим.
Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия. Закончив в 1665 году «Зиму», он знал, что больше не напишет ничего. Его аллегории навеяны сочинениями поэта и философа Томмазо Кампанеллы, что видно в картинах «Рождение Вакха» (Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг) и «Аполлон и Дафна» (Париж, Лувр). Эта идея легла в основу классицизма в искусстве.
В последние годы жизни маркиз решает расстаться с частью своей коллекции и после переговоров с Дени Дидро – посредника Екатерины II в художественных вопросах – оба пейзажа в 1772 году оказываются в Эрмитаже. Особенно показательны в этом плане такие его работы, как серия «Чудес Моисея» (одна из картин — «Иссечение воды», 1649, Эрмитаж), в которой центральным является образ пророка и вождя, силой своего разума и воли спасающего свой народ, «Великодушие Сципиона Африканского» (Москва, ГМИИ) или «Суд Соломона» (Лувр). В итоге получается своеобразное чередование планов: первый-третий, второй-четвертый.
Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. Эти пейзажи были последними работами художника. Внезапно охваченной любовью к недавнему ненавистному врагу раненому рыцарю Танкреду, Художник здесь воспел чувство амазонки Эрминии. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит.
Большую ценность представляют рисунки Пуссена — композиционные и исполненные с натуры (перо, кисть, бистр) в свободной, живописной манере. Предназначенные для совместного восприятия, картины теперь разлучены: в 1927 году при перераспределении музейных коллекций «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» перевезли в Москву, в музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Эти годы стали для Пуссена периодом разочарования. color:000000 xml:langru-RU langru-RUНе стоит пересказывать всю поэму, а если любопытство юного читателя пробуждено, он может обратиться к ее русскому переводу или замечательной книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится.
В 1640-е Пуссен открывает красоту природы. До конца жизни он считал античных скульпторов и Рафаэля своими учителями. Защитники цвета, противопоставленного рисунку, в споре «древних» и «современных» оспаривали превосходство Рафаэля и Пуссена и превозносили Рубенса и венецианских колористов.
Никола Пуссен родился в 1594 г. в Лез-Андели, в Нормандии, в семье крестьянина. Показывая различные характеры и судьбы людей, слагая композицию из самостоятельных элементов, Пуссен подчиняет их строгому гармоничному порядку, который, о точки зрения классицизма, царит в жизни. Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа. Они окружают забытую гробницу и читают высеченные на ней слова.
Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. Пуссен учится постоянно и самостоятельно. В 1750—1760-х гг. В изображении фигур Пуссен следовал идеализированной античной традиции.
Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками. Руководствуясь этим правилом, попробуем понять идею картины.
Общий план показывает красоту природы библейский сюжет сочетается со средневековыми категориями и античной мифологией, так, в «Весне» изображен Аполлон вместе с Богом-отцом: виноградные гроздья символизируют в «Осени» как Вакха, так и кровь Христа. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. С конца 1640-х годов важную роль в творчестве мастера играет пейзаж.
Смущенный, он отнес обе вещи во дворец кардинала. О характере творчества Пуссена в эти годы судить трудно ибо мы почти не знаем ранних работ мастера.
Пленительная песнь любви зачаровывает природу. Зачем это потребовалось художнику. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен.
1650 г., Лувр). В тот период затруднительно было найти пользующегося всеобщим уважением мастера, который смог бы не только передать молодым свой богатый опыт, но и дать им импульс к самосовершенствованию, пробудить в них интерес к искусству прошлого и, что немаловажно, ознакомить с актуальными тенденциями современной живописи. Однако в конце века, с изменением вкусом, отношение к искусству Пуссена также изменилось. Нигде нет спасения. Вот что говорит об этих картинах Н. А. Он снова возвращается в Рим, После непродолжительной работы при дворе короля, которые по-прежнему служат неисчерпаемым источником его вдохновения, где опять погружается в мир мифов античных и легенд.
По мысли Пуссена в слиянии с могущественной природой, в ее созерцании человек обретает свою истинную сущность. Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св.
Оно оказало огромное влияние на творчество многих мастеров. «Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе. Отныне же пейзаж приобретает особое значение. Здесь еще больше усиливает торжественность, присущая первой серии. Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (1660—1664, Париж, Лувр).
Картина Пуссена «Смерть Германика» (1627, Рим, палаццо Барберини) — программное произведение классицизма. Вьен и его ученик Давид признали его гений. Вплоть до 1640 года он был главным клиентом Пуссена. В 17501760-х гг. Образы объединены общими строем чувств. Творческая практика оказалась гораздо шире нормативных положений доктрины.
Среди них повторение серии «Семи таинств» для Шантелу (между 1644 и 1648, собрание графа Сазерленда, картины хранятся в Нац.
Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е). Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Он важен для ее понимания. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. Двухвековое собирательство в совокупности объяло все же значительные области художественного прошлого.
Наконец, весной 1624 он приехал в Рим после недолгого пребывания в Венеции. (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь. Он знакомится с трудами по теории искусства Дюрера иллюстрирует рукописи Леонардо да Винчи.
В «Пейзаже с Полифемом» (1649, Ленинград, Эрмитаж) образ Полифема играющего на свирели, как бы возникает из скалы и главенствует над долинами и морями. Он долго колебался, прежде чем покинуть Рим и решился на это только в 1640.
В 1635 известность Пуссена достигает Парижа. Решение образов полностью подчинено классическим канонам, что, однако, не исключает в лучших работах этого периода их своеобразную, хотя и отвлеченную выразительность. Поправившись, художник посватался к старшей дочери Дюге – МариАнне.
Все действующие лица расположены подобно рельефу. В этом он близок к мироощущению эллинов. Живопись была для него средством пленять людей, делать их лучше. В итоге получается своеобразное чередование планов: первый-третий, второй-четвертый. Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. «Пейзаж с Полифемом» 151 это прежде всего шедевр композиции. У Н. Пуссена центральное место занимает могучая фигура Полифема.
Приверженность Пуссена этой философии отражается в его письмах и в его образе жизни. Влюбившись в морскую нимфу Галатею, он слагает в ее честь песни, моля нимфу о любви. И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти.
В ином ключе решена композиция «Танкред и Эрминия» (1630-е гг., Ленинград, Эрмитаж), ее сюжет навеян поэмой Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже.
Пуссен чаще обращался к пейзажу. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын. Впечатление безграничности пространства усиливается тем, что Полифем изображенный спиной к зрителю, смотрит вдаль. Гармония героев Пуссена — результат огромных усилий разума и воли.
В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. Каждый пейзаж имеет символическое значение. Его художественный язык в это время отличается предельной ясностью и лаконизмом.
Мечта художника о гармоничном, разумно устроенном мире воплощена в прекрасном «Пейзаже с Полифемом». «Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) — это цветение мира, детство человечества. Именно в этом и заключается философское содержание «Пейзажа с Полифемом», Н. Пуссен и хотел показать Природу, в которой разумное начало заступило на место хаоса и бурного разгула стихийных сил природы. Нюансы тона даются скупо и точно. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Прославление героизма и верности долгу лежит в основе одной из лучших картин Пуссена «Танкред и Эрминия». Прежде свирель издавала ужасные звуки. Природа у Пуссена — арена действия легендарных героев, олицетворяющих стихийные начала.
Он создал синтетический образ природы как могущественного, Вдохновляясь поэтическими образами Кампаньи Римской и описаниями Древней Эллады Вергилием, организованного целого рождался героический пейзаж. Считавших Пуссена своим соперником, к этому еще добавились интриги Вуэ и других художников. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.
Напряженный сосредоточенный взгляд свидетельствует о внутренних конфликтах. Как завороженные, стоят скалы, застыли деревья и облака, вся природа успокоилась, в ней воцарились мир, гармония и порядок. Природа захватывала Пуссена безграничностью своих пространств их ясной обозримостью («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649, Москва, ГМИИ). Фра Беато поступил в орден св. Она соразмерна фигурам первого плана.
В этой картине преклонение художника перед мощью, вечностью и величием природы. Эразма», Ватикан). Они поженились 1 сентября 1630 года. Доменичи), оставаясь верными основным принципам своего ордена, были в то же время лучшими из продолжателей святого дела Франциска.
Помимо живописных работ Пуссена большую и вполне самостоятельную ценность имеют его рисунки. Цельный и возвышенный образ природы у Пуссена неразрывно связан с человеком. Величественна фигура художника.
, в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. За несколько месяцев до смерти (19 ноября 1665 года) он написал в Париж своему биографу Филибьену, отказываясь выполнить заказ одного из французских принцев крови: «Слишком поздно, он уже не может быть хорошо обслужен. Пуссена привлекали пасторали и вакханалии, воплощающие представления о гармоничном мире и счастье, о «золотом веке» — светлой мечте мыслителей-утопистов 16—17 вв.
Здесь все дышит спокойствием. И она издававшая до сих пор лишь дикие, пугающие звуки, запела пленительную песнь любви. Трудно назвать литературное произведение, которое оказало бы такое влияние на изобразительное искусство color:000000 xml:langen-US langen-USXVIcolor:000000 xml:langru-RU langru-RU151 color:000000 xml:langen-US langen-USXVIIcolor:000000 xml:langru-RU langru-RUстолетий, как прославленные «Метаморфозы» римского поэта Овидия. Рисунок (т. е.
Искания Пуссена прошли сложный путь. Ощущение полноты бытия, влюбленность в красоту жизни пленяют в «Спящей Венере» (1620-е гг., Дрезден, Картинная галерея). Лившиц. Марино.
Пуссен размышлял над цикличным развитием природы. Если античные одежды в таких картинах, как «Танкред и Эрминия», лишь средство героизации, то мифологические образы в пейзажах Пуссена служат раскрытию идейного содержания. Теоретики нового стиля говорили, что «классицизм – это доктрина разума». Зима изображает потоп, гибель жизни.
В «Пейзаже с Орионом» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) гигант Орион кажется меньше огромных дубов. Природа у Пуссена арена действия легендарных героев, олицетворяющих стихийные начала. Изображая измученных, отчаявшихся людей, внезапно избавленных от голодной смерти божественным провидением, он стремится найти выражение охвативших их чувств в пластике фигур, в разнообразных движениях и жестах. Людовика, за все рисунки для галереи и в то же время делать картины для королевских шпалерных мастерскихhellip» Один из наиболее известных пейзажей мастера – «Пейзаж с Полифемом» (1649).
Высокие изрезанные уступами скалы окружены густым кустарником и могучими деревьями. Природа захватывала Пуссена безграничностью своих пространств их ясной обозримостью («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649, Москва, ГМИИ). Эрмитаж). Погруженная в печальное раздумье, она понимает смысл изречения как неизбежный закон жизни. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Библейских и евангельских персонажей Пуссен часто уподоблял античным героям.
Но к этому времени относится и «Снятие со креста» (ок. Это письмо некоего Жака Мартена, французского медика. Особенное впечатление уже в это время производит на него искусство Рафаэля.
В 1632 г. Пуссен был избран членом Академии Св. Луки.
Через несколько месяцев (20 сентября 1641 года) художник пишет в Рим: «hellipЕсли я долго останусь в этой стране, мне придется превратиться в пачкуна, подобного другим, находящимся здесь». Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим.
Дюге и его семья взяли на себя хлопоты по уходу за больным. Другие проблемы решает Пуссен в многофигурной композиции "Сбор манны" (1637 – 1639). Но «Пейзаж с Полифемом» — это не передача античного мифа, не иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия.
Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. Пуссена привлекали пасторали и вакханалии, воплощающие представления о гармоничном мире и счастье, о «золотом веке» светлой мечте мыслителей-утопистов 1617 вв. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Никола Пуссен. «Метаморфозы» (или «Превращения») 151 эпическая поэма, включающая в себя множество мифов (по преимуществу греческих) о превращениях богов и людей в животных, растения, камни, реки, созвездия.
Трагическое напряжение гармонично разрешается в образе молодой женщины. "И я жил в Аркадии". Но «Пейзаж с Полифемом» — это не передача античного мифа, не иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия.
Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Кассиано даль Поццо, Но особенно важным для Пуссена знакомство оказалось с секретарем кардинала, который живо интересовался античностью и знал многих европейских ученых, любителем искусства. Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно.
Зато известно, что в течение первых 4 месяцев пребывания во французской столице начинающий художник постигал азы профессии сразу в 2 мастерских – у модного в то время живописца Жоржа Лаллемана (ок. 1575-1636) и известного фламандского портретиста Фердинанда ван Элле (ок. 1580-1649). В это время он пишет две парные картины – «Пейзаж с Полифемом» и «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» – обе на сюжеты из Овидия. Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Он пишет картины на сюжеты «Жизнеописаний» Плутарха («Перенесение тела Фокиона», Великобритания, собрание Плимут «Пейзаж со вдовой Фокиона», Великобритания, собрание Девоншир) и на темы высокой морали, заимствованной у античных авторов («Завещание Евдамида», Копенгаген, Гос. Далидж-колледжа «Благовещение» и «Избиение младенцев», Шантийи, музей Конде «Снятие с креста», СанктПетербург, Гос.
В покое застыли могучие скалы, деревья, облака. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Позднему творчеству Пуссена принадлежат также и религиозные сюжеты. Иногда это были полотна на традиционные религиозные сюжеты («Триумф Давида», Мадрид, Прадо Лондон, Картинная гал.
Живописная манера становится все более тщательной и гладкой. Высокая скала слева расположена симметрично по отношению к большому дереву справа.
Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти. Трагический сюжет картины взят у древнеримского историка Тацита. color:000000 xml:langru-RU langru-RU«Пейзаж с Полифемом» Никола Пуссена. Муза, стоящая рядом с Аполлоном — живое олицетворение прекрасного.
Фигуры людей служат лишь тем масштабом, который дает почувствовать грандиозность мира. и «Триумф Вакха», Канзас-Сити, музей). Предназначенные для совместного восприятия, картины теперь разлучены: в 1927 году при перераспределении музейных коллекций «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» перевезли в Москву, в музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Он с одинаковым рвением писал как Голгофу, так и небесные празднества, скорбные одежды монахов и переливающиеся крылья ангелов, ужасающую тьму ада и радостную лазурь неба, но, пожалуй и он писал второе с большим увлечением и в этом сказалась его принадлежность к XV веку, к жизнерадостному кватроченто, окончательно вырвавшемуся из мрака средневековья.
Трагическая «Зима» — последнее произведение художника. Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией — увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии.
В «Пейзаже с Полифемом» изображен мир пепельно-зеленых лесов, в которых скрываются дриады неподвижных скал, где прячутся пугливые ореады мир кристально чистых ручьев, где на берегах резвятся наяды, тела и одежда которых переливаются голубоватыми отблесками водных струй. (1649, Эрмитаж), «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» (1649, Москва, ГМИИ), в котором величественная природа служит ареной для одного из подвигов Геракла, мирный и радостный «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» (ок. Главная роль отведена божествам, олицетворяющим природные силы. Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний. Правда, Пуссен опирается на непосредственные наблюдения итальянской природы, но он перерабатывает эти наблюдения и вносит в свои пейзажи принцип рационалистической организованности и строгого расчета. Среди них самым влиятельным был кардинал Франческо Барберини, племянник недавно избранного папы Урбана VIII, для которого он написал «Смерть Германика» (1628, Миннеаполис, Институт искусств). строений Франсуа Сюбле де Нойе, художник понял, что работы, которых от него ждали, совершенно ему чужды (большие алтарные картины «Учреждение Христом таинства Евхаристии» для капеллы в замке Сен-Жерменан-Ле и «Чудо Франциска Ксаверия» для капеллы ц. иезуитов обе – Париж, Лувр огромные аллегорические полотна для Ришелье «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора», Париж, Лувр и «Неопалимая купина», Копенгаген, Гос. Создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594—1665).
На втором плане показаны люди, занимающиеся сельским трудом. Главная роль отведена божествам, олицетворяющим природные силы. В последние годы жизни излюбленным жанром Н. Пуссена стал пейзаж. Незадолго до этого путешествия Пуссен начал для Кассиано даль Поццо семь картин изображающих «Семь таинств» (пять хранятся в Великобритании Бивер Кастл, собрание Ратленд шестая картина, находившаяся там же, утрачена «Крешение» – Вашингтон, Нац. Декарт возводил в закон принцип главенства разума над чувством.
Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Христианство и стоицизм. Но чтобы понять авторский замысел, необходимо внимательно рассмотреть полотно.
Ощущение полноты бытия, влюбленность в красоту жизни пленяют в «Спящей Венере» (1620-е гг., Дрезден, Картинная галерея). Он увлекался изучением античности, по гравюрам знакомился с живописью Рафаэля.
В 1642 году он возвращается в Рим, который уже не покидает до конца жизни. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. В то же время в таких картинах, как «Смерть Германика» (1627, Рим, Палаццо Барберини), «Избиение младенцев» (Шантильи, Музей Конде), (Эрмитаж), уже проявляются многие черты классицистического стиля — строгость и упорядоченность композиции идеализированный характер образов, напоминающих фигуры античных рельефов.
Другие – более меланхоличны, они передают хрупкость человеческого счастья («Аркадские пастухи», Чатсуорт, собрание Девоншир – на эту же тему позже будет написана и луврская картина «Эхо и Нарцисс», Париж, Лувр) и ничтожность роскоши («Мидас», Нью-Йорк, музей Метрополитен). Но круг художественных интересов Пуссена достаточно широк. Декарт – математик, естествоиспытатель, творец философского рационализма – оторвал философию от религии и связал ее с природой, утверждая, что принципы философии извлекаются из природы.
Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. 1627). Венера Пуссена земная, однако она остается недосягаемым идеалом. В этом и заключается философия пуссеновского пейзажа: так замечательно выглядит мир, когда на смену хаосу приходит порядок. Противопоставленного рисунку, Защитники цвета, в споре «древних» и «современных» оспаривали превосходство Рафаэля и Пуссена и превозносили и Рубенса венецианских колористов. Сама природа притихла, внимая музыке, в ней воцарились мир и гармония.
Я болен и паралич мешает мне двигаться. Трактовка пейзажных форм отличается ясностью и строгостью очертаний, четкой пластичностью. Ее брат, Гаспар Дюге, стал впоследствии учеником Пуссена.
Картина Пуссена «Смерть Германика» (1627, Рим, палаццо Барберини) программное произведение классицизма. Можно сказать, что ее главным героем является сама природа, проникнутая гармонией. В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир. Патетике парадных портретов 17 в. противопоставлен идеал совершенной мыслящей личности.
Венера Пуссена земная, однако она остается недосягаемым идеалом. Стоическое смирение перед судьбой, мудрое приятие смерти роднит мироощущение классицизма с античностью. Величественна фигура художника. Руководствуясь этим правилом, попробуем понять идею картины. Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. Это Хронос, римлянам известный как Сатурн.
Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление. Отныне «он мог избавиться от наемной квартиры, обосноваться в собственном доме и, обретя душевный покой, утвердиться на избранном пути». Раздольская. В мистическом «Пейзаже с человеком, убитом змеей» (Лондон, Нац.
В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское. Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, что они приняли этих протестантов в свое лоно, сделали их своими ближайшими детьми и слугами.
В знаменитой поэме итальянского Возрождения «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо художник избирает эпизод, повествующий о спасении Эрминией рыцаря Танкреда. Рационалистический принцип полностью торжествует в его искусстве. А Н. Пуссен, хотя здоровье его было подорвано, а рука дрожала, создает шедевры, остающиеся образцами героических пейзажей. Свет у Пуссена всегда рассеянный, ровный.
Его упрекали в тяжелом характере («Автопортрет», Париж, Лувр) и резкости в отзывов о других художниках. Погруженная в печальное раздумье, она понимает смысл изречения как неизбежный закон жизни. Высокая скала слева расположена симметрично по отношению к большому дереву справа.
Сочетание цветов, преобладающих в картине, – зеленого, голубого, синего – придает пейзажу большую торжественность. Условием художественности провозглашались симметрия, гармония, единство. Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. В фигурных композициях художник руководствовался исключительно изучением классического искусства (прежде всего античных рельефов) и выработанных на его основе норм. Сохранился любопытный документ, свидетельствующий о восхищении, которое вызвали принадлежавшие Барберини картины Пуссена – «Взятие Иерусалима», «Смерть Германика».
Семейство», Санкт-Петербург, Гос. Это и определило путь, по которому продолжила свое развитие французская школа живописи. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок.
К числу лучших работ этого круга принадлежат знаменитая «Спящая Венера» (Дрезденская галерея) и «Детство Вакха» (Лувр). Патетике парадных портретов 17 в. противопоставлен идеал абсолютной мыслящей личности. Он постигает латынь и философию, слывет образованным человеком. В «Пейзаже с Полифемом» изображен мир пепельно-зеленых лесов, в которых скрываются дриады неподвижных скал, где прячутся пугливые ореады мир кристально чистых ручьев, где на берегах резвятся наяды, тела и одежда которых переливаются голубоватыми отблесками водных струй. В 1635-1636 художник по заказу Ришелье начинает две картины для украшения дворца кардинала («Триумф Пана», Лондон, Нац.
Доминика и не пожелал идти следом за св. Пленительная песнь любви зачаровывает природу.
В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. очертания фигур и предметов) у него всегда отчеканен, как в античном рельефе. Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню.
». За их широко раскинувшимися ветвями расстилается простор далекого моря. Четкое построение группы, строгая закономерность в выборе красок (герой выделен красным, Эрминия – в синем, слуга Вафрин – в желтом) помогают зрителю увидеть главное и с первого взгляда уловить смысл сцены.
Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Пуссен чаще обращался к пейзажу. Пуссен редко изображал страдания Христа. Ему помог соотечественник, пирожник Жану Дюге, державший трактир. Не случайно их часто называют героическими.
Все грандиозно в этом пейзаже: и деревья и скалы и сам Полифем. Вершиной пейзажного искусства мастера являются четыре картины изображающие времена года (1660—1664, Лувр), в которых глубокие философские идеи жизни и смерти выражены в величавых и выразительных образах природы.
Идея картины – служение долгу. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Напряженный сосредоточенный взгляд свидетельствует о внутренних конфликтах. Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу. Франциском, к сущности которого он был так близок.
Пейзажи художника проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. Пуссен изучает геометрию, оптику, анатомию, делает замеры античных памятников. Но лучшие картины Пуссена написаны на более поэтичные сюжеты. В «Пейзаже с Полифемом» (1649, Ленинград, Эрмитаж) образ Полифема играющего на свирели, как бы возникает из скалы и главенствует над долинами и морями.
Отсутствуют итальянские прерафаэлиты, малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, наконец, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие. Великие переживания искусства известные под названиями: Возрождение, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки. Сначала, Пуссен поступилв мастерскую Ж. Лаллемана, затем 8212 Ф. Элле Старшего.
». Гармония героев Пуссена результат огромных усилий разума и воли. В последние годы жизни излюбленным жанром Н. Пуссена стал пейзаж. Однако сон ее тревожен, поза беспокойна.
«Действие разума» лежит и в основе сюжетных решений художника. (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов. Во второй четверти XVII века Никола Пуссен (1594–1665) утверждает в искусстве Франции новое направление – классицизм, способный выразить гражданские идеалы и высокие морально-этические нормы, основанные на торжестве разума, стремлении к гармонии и совершенству.
Это в основном композиционные наброски для картин. Именно по его заказу была создана первая серия картин под общим названием "Семь Таинств", над которой мастер трудился с 1636 по 1642 годы. (Кстати, хотя герои – из мифа, природа на полотне – настоящая, сицилийская).
Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Одномасштабность фигур первого плана и Полифема имеет глубокий смысл. Я ощущаю ее всем своим существом. Недаром итальянский скульптор Л. Бернини заметил однажды, указав на лоб: «Синьор Пуссен — художник, который работает отсюда». После эйфории, вызванной приемом, оказанным ему королем, кардиналом и сюринтендантом Кор. гал.
Лаконичная надпись, найденная на мраморной гробнице «И я был в Аркадии», наводит юных пастухов на грустную мысль, что в жизни все преходяще и находит завершение в смерти. Каждая картина Н. Пуссена есть дань обожаемому им искусству. Гора, служащая ложем Полифему, помещена в центре композиции. (1596 – 1650) повлияли на развитие науки, философии, литературы искусства. Лаконичная надпись, найденная на мраморной гробнице «И я был в Аркадии», наводит юных пастухов на грустную мысль, что в жизни все преходяще и находит завершение в смерти.
Именно в этой колористической системе и достигает Пуссен величайшей выразительности». Художник понял, строений Франсуа Сюбле де Нойе, которых от ждали, него что работы, совершенно ему чужды (большие алтарные картины «Учреждение Христом таинства Евхаристии» для капеллы в замке Сен-Жерменан-Ле и «Чудо Франциска Ксаверия» для капеллы ц. иезуитов обе – Париж, Лувр огромные аллегорические полотна для Ришелье «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора», Париж, Лувр и «Неопалимая купина», Копенгаген, Гос. В 1665 году он умер в Риме. Эти картины стали лучшими пейзажными работами художника. Они стремились не подражать ему, но перенести его принципы на свои собственные проблемы. Мужественное лицо выражает внутреннее достоинство, решительный поворот головы — самоутверждение.
Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен. Здесь все дышит спокойствием. В ином ключе решена композиция «Танкред и Эрминия» (1630-е гг., Ленинград, Эрмитаж), ее сюжет навеян поэмой Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок.
Вся эта гигантская пирамида, словно воздвигнутая на «фризе» первоплановых фигур, наводит на мысли о языческом Храме Природы, прославляющем всю ее мощь и величие. Со мною кончено».
«Мое естество, — отмечал он, — влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Величайший французский художник XVII века Никола Пуссен говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр). За их широко раскинувшимися ветвями расстилается простор далекого моря. Последний план с городом на морском берегу снова посвящен миру людей. Раздольская).
В покое застыли могучие скалы, деревья, облака. Беспокойный ритм композиции усилен контрастами темных и светлых пятен и особенно тревожным и напряженным звучанием колорита. Особенно показательна «Смерть Германика». Усевшись на прибрежную скалу, он заиграл на своей стогласой свирели. Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов.
Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.