Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. Не смотря на то, что картина имела большой успех, Ге Н. Н. Правда, после смерти отца Николай подведет итог своего «жития» по Толстому: «Ядолгодумал, зачем нужноРаспятие— для возбужденияжалости, состраданияоно не нужно» (Н. Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство.
Его ранние работы, сплошь и рядом – пейзажные зарисовки и древнеримские «виргинии» и «весталки» до которых, по сути, ему не было никакого дела. Ге становится апостолом нового искусства. На этом полотне Иуда как будто уже мертв, тяжкие муки просыпающейся совести терзают его. Внутреннее стремление к живописи присутствовало у Николая Ге с юности. Толстой писал о «любовном общении людей с людьми», о разрушении условных человеческих преshyград, которые разъединяют богача и нищего.
«Социалист всамом неприглядном костюме исвсклокоченными волосами»— так описал Христа вкартине «Что есть истина» издатель ижурналист того времени Александр Суворин. Он избирается членом Правления Товарищества передвижных художественных выставок. Через мучения, боль и смерть – к воскрешению, вознесению и Царствию Божьему.
После смерти его картины ждала нелегкая судьба. Ге сблизился сТолстым после того, как в1882 году Николай Николаевич прочитал вгазете «Современные известия» статью Льва Николаевича «Опереписи вМоскве». Чем это кончилось, мы прекрасно помним. В 1890 г. прежде чем вести «Распятие» на передвижную выставку, он спросил мнения Толстого Л. Н., так как всецело ему доверял. На переднем плане темный силуэт Иуды, нервно набрасывающего плащ на ходу. К тому же интерьер помещения, где происходит действие, создан в соответствии с древними иудейскими обычаями – подобие «триклиниума», беленая комната и минимум мебели.
Последнее Ге делает центром своей картины. Христос вмолчании, сгрустью ушел вСебя: не осебе его печаль, аосудьбе ученика. Я заставлю их рыдать, а не умиляться». «Чем люди живы».
«Голгофа» Ге осталась незаконченной. Какая польза от того, что впоследние минуты своей жизни он «стал Человеком», если он навсегда исчезнет и, по выражению Тургенева, лишь «лопух вырастет на его могиле». Ге на это решился. В 1889 году на XVII выставку передвижников Ге отправляет свою новую работу «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад». В счастливой семейной жизни пролетают несколько лет, а отчитаться перед Академией по-прежнему нечем.
Понятно, что церковь не приняла такой взгляд. Натурализм этот обнажает какое-то «плоское» видение всего евангельского события. Она не была закончена и зритель увидел ее уже после смерти художника.
Краеугольным камнем христианства является распятие и Воскресение: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна. Все фигуры на полотне крайне напряжены, но главный герой картины – Иуда (авторское название картины – «Отшествие Иуды»). Все эти обстоятельства создали довольно-таки накаленную атмосферу в его жизни и в 1863 г. он создает свою гениальную картину «Тайная вечеря». Он даже решил написать Христа и двоих разбойников без крестов: так появилась неоконченная картина «Голгофа» в 1893 г. Но летом того же года он находит именно то, что не давало ему покоя всю жизнь. Настанет момент, когда Ге придется выслушать от Ивана Крамского, товарища по цеху иодного из основных организаторов иидеологовпередвижников, горчайшие слова: «Яустал защищать ваши картины, Николай Николаевич».
Знакомство в 1862 году с Львом Толстым становится судьбоносным для Ге: он понимает, что не одинок в поисках идеала, отчетливо видит, что творчество может служить самой жизни. Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. В это время Ге много читал Святое Писание, с интересом и пользой для своего творчества изучал работу Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса», в этой точке он соприкоснулся с Александром Ивановым. Ивэтом смысле перед нами духовная трагедия поколения Ге.
Христос в молчании, с грустью ушел в Себя: не о себе его печаль, а о судьбе ученика. Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. Свою приятельницу, пейзажистку Екатерину Федоровну Юнге, Ге будет умолять: «Голубушка, дорогая, ну сделайте это хоть один раз, ну сделайте для меня— пойдите, вымойте бедному человеку пол». И все же апогеем «страстного цикла» Ге Николая Николаевича стали картины «Распятие». Ге, Крамской и я были членами правления, т. е.
(1 Кор 15:17). Иначе говоря, сострадание, которое пробуждают картины Ге – безнадежное. В«Распятии» Дионисия, русского иконописца XV века, Христос не висит на кресте измученный иобезображенный, астоит на перекладине креста, но кажется, словно он парит над миром.
Язаставлю их рыдать, ане умиляться». Ге – из тех художников, которым в творчестве необходима была нравственная сверхзадача. Сейчас местонахождение картины неизвестно. Дело за малым. Рассказывают, что на вопрос молодых художников: «А "Воскресение" будет. » Ге ответил: «Это же и есть Воскресение.
Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Позже появятся надуманные исторические сюжеты, вроде «Екатерина II угроба Елизаветы». Ге поддержал его. Художник предоставил свои эскизы и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик.
На какое-то время художник отошел от религиозных картин, писал портреты, пейзажи. Тридцать сребреников играют скорее внешнюю, формальную роль. На картине его образ не лишен размаха имасштаба. Специалисты Третьяковской галереи много лет искали способы восстановления этого большого полотна, эта методика была разработана и картина спасена от влияния времени. В «Распятии» Дионисия, русского иконописца XV века, Христос не висит на кресте измученный и обезображенный, а стоит на перекладине креста, но кажется, словно он парит над миром. Работу «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича вПетергофе» приобрел сам Павел Третьяков, аэто признак несомненного успеха.
Так далек этот надрыв от небесной тишины «Распятия» Дионисия. «Я сотрясу их все мозги страданием Христа. Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа. было присвоено звание профессора (минуя звание академика), а полотно приобрел цесаревич Николай Александрович в 1864 г. во Флоренции. вели все дело», — вспоминал Мясоедов. Лев Николаевич назвал «Христа на кресте» ужасным и посоветовал художнику переделать картину.
«Новое дело движения выставок по России связывало нас в очень небольшую и тесную группу. Иуда», где в который раз обращается к личности предателя и его одиночеству. Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы.
Здесь важен был не только его авторитет, пригодились и его математические способности. Царевич Алексей – тщедушен и робок. Таким образом, библейский Иуда становился таким «героем дня», символом отступничества от революционной мечты.
Утрированность страданий, акцентуация их подчёркивает цену принесённой жертвы. Всего-то и остается, что перенести его на картину. В таком мировоззрении нет ни веры, ни надежды.
Последнее Ге делает центром своей картины. Наверное, в этом заключается нравственный смысл картины. В 1891 г. умирает его жена, он тяжело переносит ее смерть. Но мастер упорно шел по своему пути ища свою, только одному ему известную истину.
Ге как будто начал понимать Евангелие с точки зрения искусства. В 1892 г. он заново пишет свое «Распятие». Как и в большинстве работиз этой серии, образ Христа в Гефсиманскомсаду отличается от традиционной трактовкисюжета «Моление о чаше». Но церковь, ясное дело, «встала на дыбы», ведь канонический образ Иисуса был полностью переосмыслен. В картине ощущается безошибочное попадание в ритм, в цвет, но главное – здесь живая ткань реальных предметов, событий и одноshyвременно это не «обыкновенная встреча обыкновенных людей». Речь о влиянии западной (ренессансной) традиции изображать Иисуса Христа как человека, прекрасного духом и телом. Он пишет портреты родных и соседей, в 1879 г. пишет картину «Милосердие», но на выставке в 1880 г. она терпит сокрушительный провал. В 1850 г. он успешно сдает экзамены для поступления в Императорскую Академию Художеств.
В 1912 г. он принял французское гражданство. Он избирается членом Правления Товарищества передвижных художественных выставок. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III.
Однако этого, с позиции человека верующего, явно недостаточно. Столкновение идейных начал ипоследующий разрыв— таков взгляд Ге на мотивы предательства Иуды. «Социалист в самом неприглядном костюме и с всклокоченными волосами» – так описал Христа в картине «Что есть истина» издатель и журналист того времени Александр Суворин.
Ее отказались принимать на выставку в Академии художеств. Николай Ге так и не успел завершить последнюю свою работу – картина «Голгофа» была показана публике уже после смерти мастера. Крест оказывается животворящим. Художник Михаил Врубель как-то сказал о картине: «Здесь такой лунный свет, от которого болит голова». Ге пытался объяснить внутренние причины поступка Иуды: Иуда— человек спрактическим, «земным» отношением кдействительности, он изначально пошел за Христом внадежде, что Христос свергнет вИзраиле римскую власть ивозвратит отечеству его политическую независимость иславу.
Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд. Большинство зрителей ее не заметили. На какое-то время художник отошел от религиозных картин, писал портреты, пейзажи. За этой картиной в 1892 г. последовал «Суд Синедриона.
Он понял, что человек перед лицом ужаса смерти и отчаяния по-другому осознает свою жизнь. В 1895 г. состоялась посмертная выставка работ художника, но на ней было запрещено показывать картины «Что есть истина. », «Голгофа», «Суд Синедриона».
Сына Божьего отправляют на позорную смерть. Этот Ге совсем разучился писать. » Теперь в России эта идея стала обретать плоть. В церковном толковании Евангелия Иуду сгубила страсть сребролюбия. Художник Михаил Врубель как-то сказал окартине: «Здесь такой лунный свет, от которого болит голова». Картины Ге на евангельские темы раннего периода не отличались новизной трактовки. Неслучайно происходящее на Тайной вечере уГе Салтыков-Щедрин назвал «тайной сходкой, на которой обнаружились серьезные политические расхождения».
22: 41). Сам Ге гордился, что он «сломал тициановского идавинчевского Христа». Обе работы так или иначе – перепевы мотива, уже прозвучавшего в «Тайной вечере» – темы противостояния Истины Христа и правды мира сего. Без высокой творческой цели он исам, как художник, «мельчал».
И вот однажды тема сама находит художника. Все тот же вызов церковным канонам, новаторство и противопоставление персонажей. После смерти художника его сын, Николай Николаевич Ге-сын, «Суд Синедриона.
Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». В 1889 году на XVII выставку передвижников Ге отправляет свою новую работу «Выход Христа сучениками вГефсиманский сад». Как известно, в 1871 г. состоялась первая передвижная выставка, где Ге представил свою картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Крест оказывается животворящим.
Лишь некоторое время спустя он узнал, кто автор этих произведений. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. Ге).
В первый день выставки картина «Распятие» была запрещена к экспонированию. Большинство зрителей ее не заметили. Это пошатнуло уверенность мастера в своих силах и в 1875 году он переезжает в Черниговскую губернию, где в корне изменяет свой образ жизни. И в этом смысле перед нами духовная трагедия поколения Ге. Только вы ждете, что воскреснет Христос, но Он умер.
Он идет по дороге, а впереди него стражники и толпа иудеев уводят арестованного Христа. Христианство дает надежду— вотличие от идей, стоящих за картинами Ге. Христос у него изображен на кресте в тот момент, когда кричит: «Боже Мой. Христос находится в углу картины, спиной к стене. Учитель поднял голову к небу, руки сложены в тревожном ожидании, его ученики спокойно спускаются вниз по лестнице.
Только вы ждете, что воскреснет Христос, но Он умер. В деталях одеяний и цветовой палитре также скрыты подсказки. Таким образом, библейский Иуда становился таким «героем дня», символом отступничества от революционной мечты. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Сам источник света находится на полу из-за которого фигуры апостолов отбрасывают тени на стену. В целом образ Спасителя решен очень драматично.
Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду». Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. «Ясотрясу их все мозги страданием Христа. Вкартине ощущается безошибочное попадание вритм, вцвет, но главное— здесь живая ткань реальных предметов, событий иодновременно это не «обыкновенная встреча обыкновенных людей». Рассказывают, что на вопрос молодых художников: «АВоскресение будет. » Ге ответил: «Это же иесть Воскресение. Он переписал свой «Гефсиманский сад». В картине «Что есть истина.
Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев высказался об этих картинах как о профанации Евангелия. Иисус знает, через что должен пройти. Да глубоко плевать было этому народу на их духовные поиски.
Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909—1910 гг. Верно подметил художник и литератор Александр Бенуа о трактовке Ге религиозных сюжетов: «В нем выработалась очень узкая и земная идея Христа, который представляется ему, скорее, каким-то упрямым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей и подающим людям пример, как страдать и умирать, нежели пророком и Богом». Но после картины «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад» Ге снова обратился к евангельским текстам.
С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г. ). В ночном саду с глубокими тенями Иисус молил Отца: «да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея, гл2639) и «да будет воля Твоя». Молодой Ге решает, что если следовать, то за лучшим. Попирая академический вкус кбольшим уравновешенным композициям, Ге помещает Иуду вугол полотна— отдельно.
На картине его образ не лишен размаха и масштаба. Новую работу художника «Вестники Воскресения» в России никто не понял и не признал. Как художник он на редкость, неровный, неустойчивый. И пошел до конца. Но где вего картинах дверь вэтот нездешний мир духовной красоты. Когда Николай Николаевич вез эту картину на передвижную выставку в феврале 1894 г., он сначала показал ее Толстому в Ясной Поляне.
Да именно так все и происходило. Без высокой творческой цели он и сам, как художник, «мельчал». Как художник он на редкость, неровный, неустойчивый. Картина относится к евангельскойсерии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). На древние истертые камни нисходит мертвенный лунный свет и создает ощущение одиночества – и одноshyвременно чего-то иррационального, вневременного.
14:34). Он отказывается от натуры, эскизов и контуров, творя, так сказать, «с плеча». Ге выставлял эту картину у своих знакомых. Крест – вертикаль, прорывающаяся от земли в мир горний и все фигуры на иконе, начиная с намеренно удлиненной фигуры Христа и выпрямленных фигур предстоящих, поддерживают эту вертикальный прорыв в вечность. На картине изображен суд над Христом, который вершит Синедрион.
Трагедия, память окоторой может нас уберечь от схожих ошибок. (К. К сожалению, этого сам Николай Николаевич Ге не понимал. Глубокое и проникновенное полотно «Христос в Гефсиманском саду» показывает нам уже готового к великой жертве Иисуса. Меняя время действия своих картин, Ге в истории пытается отыскать нравственный идеал героя или поступка для современности – отсюда обращение к образу Петра I в работе «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
Разбойник зовет его, но тот уже умирает. Но где в его картинах дверь в этот нездешний мир духовной красоты. Ей вторил Достоевский: «Как можно, чтобы из этой обыкновенной ссоры таких обыкновенных людей, как у Ге, собравшихся поужинать, произошло нечто столь колоссальное. » Ге не касается в своей трактовке метафизического измерения, тем не менее у большинства зрителей и критиков картина имела успех.
Многие годы, проведенные заграницей, оставили в характере Ге сильный отпечаток. «Он первый из живописцев намеренно отнял у величайшего из мировых событий его божественность», – высказалась писательница, современница Ге, Наталья Петровна Грот, в отзыве на картину. Художник возвращается к работе на качественно новом уровне. В Страстном цикле Ге пишет и два варианта «Распятия», при взгляде на которые создается угнетающее впечатление.
По завершении обучения в Академии, Николай, который только женился, переезжает в Италию. Конечность смерти обессмысливает жизнь любого человека, включая иевангельского благоразумного разбойника. Но знакомство и общение с Львом Толстым вселяет в художника силы – ему открывается, что он не одинок в своих поисках истины, а творчество призвано служить, в первую очередь, людям. Оно не дает перспективы, не укрепляет человеческое сердце. Находясь на кресте, этот преступник, который всю жизнь занимался только злодейством и окружающие отвечали ему тем же, понимает, что неправильно прожил свою жизнь.
Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. Толстой писал о«любовном общении людей слюдьми», оразрушении условных человеческих преград, которые разъединяют богача инищего. Христианство— нечто гораздо большее, нежели простое человеческое сострадание.
И снова Ге отходит от канонов Евангельской живописи. Но если присмотреться, то станут заметны мелочи, расставляющие все по своим местам. Но одновременно обнаруживается, что уГе хватает работ откровенно слабых— «Вестники Воскресения», «Христос вГефсиманском саду», «Пушкин вселе Михайловском». В то время как в Петербурге почти забыли о Николае Ге, на одной из передвижных выставок появляется его полотно «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад». Образ, явившийся воображению художника, сочли надуманным и умозрительным. lt. Однако, работая над картиной, Ге читает архивы, расспрашивает историков идля него становится очевидным— фигура Петра слишком противоречива внравственном отношении, чтобы воплощать какой бы то ни было идеал: «Тайную вечерю» Ге написал во Флоренции, во время своей пенсионерской (то есть обеспеченной государственной стипендией) поездки вИталию.
Разве так можно класть краску. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». — зашли вметафизический тупик, тупик настолько безвыходный, что народ предпочел пойти даже за большевиками, «вера» которых содержала хоть какую-то глобальную надежду.
Изображение Христа, вопрошающего к небу и властного перста, велящего казнить сына божия. «Как искра воспламеняет горючее, так это слово меня всего зажгло», – отозвался Ге на мысли Толстого. Написана она принципиально иначе.
В 1864 г. Ге Н. Н. Он и старшего сына, Николая, на какое-то время обратил в толстовство. Он был одним из основателей Товарищества передвижников ивсегда выступал против мелководья передвижнических тем: «Остроумие бытовых картин— не живая мысль ине спасет художника», — обращался он ктоварищам по цеху. пишет одну из последних своих работ – «Голгофа».
Многие воспринимали это как чудачества, но Ге сердцем разделял толстовские взгляды. Он приобрел небольшой хутор Ивановский близ станции Плиски на Украине, обосновался там, построил дом по своему вкусу (деревянный, снаружи обложен кирпичом, стены были выкрашены в коричневатый цвет, главным украшением дома были картины), занимался хозяйством, стал искусным печником и читал Евангелие крестьянам. «Итальянский период» художника длился 13 лет и закончился в 1870 г. Вернувшись в Петербург, он стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Неслучайно происходящее на Тайной вечере у Ге Салтыков-Щедрин назвал «тайной сходкой, на которой обнаружились серьезные политические расхождения». После окончания Академии, Николай Ге, пытаясь освободиться «от духоты» застывшей в ожидании страны и не дожидаясь выдачи финансовых дотаций на стажировку, уезжает вместе с молодой женой в Италию. И в 1893 г. Ге Н. Н.
Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев высказался об этих картинах как опрофанации Евангелия. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Картина «Тайная вечеря» потрясла современников. Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. На мой взгляд очень хорошая статья, хотя, как минимум, на треть можно было и короче.
Если убрать воскресение— то что толку всострадании. Работу «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» приобрел сам Павел Третьяков, а это признак несомненного успеха. Иначе говоря, сострадание, которое пробуждают картины Ге— безнадежное.
«Он первый из живописцев намеренно отнял увеличайшего из мировых событий его божественность», — высказалась писательница, современница Ге, Наталья Петровна Грот, вотзыве на картину. Картина-откровение потрясла зрителя правдой и реализмом. Мясоедов хлопотал об организации товарищества передвижных выставок. – для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно» (Н. Ге решил писать портреты всех членов семьи писателя, а так же его самого.
Камнем преткновения стал именно разбойник. Пришла пора участвовать в судьбах отечества не из «прекрасного далека». Но вот представители церкви таким своеволием были возмущены и наложили запрет на создание репродукций, по причине «недопустимого материализма». Христианство дает надежду – в отличие от идей, стоящих за картинами Ге. – зашли в метафизический тупик, тупик настолько безвыходный, что народ предпочел пойти даже за большевиками, «вера» которых содержала хоть какую-то глобальную надежду. Пришла пора участвовать всудьбах отечества не из «прекрасного далека».
Боже Мой. Ученик сознательно обрывает связь сУчителем. Позже появятся надуманные исторические сюжеты, вроде «Екатерина II у гроба Елизаветы». для чего Ты Меня оставил. » Рядом с ним на крестах распяты разбойники. Христианство – нечто гораздо большее, нежели простое человеческое сострадание.
Через месяц он снова переделал картину. На что опереться человеку, если все кончится тем, что на его могиле лопух вырастет. Ей вторил Достоевский: «Как можно, чтобы из этой обыкновенной ссоры таких обыкновенных людей, как уГе, собравшихся поужинать, произошло нечто столь колоссальное. » Ге не касается всвоей трактовке метафизического измерения, тем не менее убольшинства зрителей икритиков картина имела успех. Ге последовал его словам и на время отложил работу, занявшись другими сюжетами. Ге Н. Н.
В 1867 г. его ждет разочарование: картина «Весть о Воскресении» на выставке Академии Художеств не имела успеха (критики посмеивались над его Марией Магдалиной, которая несла известие о Воскресении Христа, называя ее ласточкой или сорокой), как и «Христос в Гефсиманском саду». Судьба остальных полотен, которые вывез с собой Ге-сын, а также писем Толстого Л. Н. Николаев. Публика увидела ее уже после смерти мастера. «Повинен смерти. » и «Распятие» отправил Л. Н. Толстому, картины были завернуты в газеты из-за чего печатный шрифт в нескольких местах въелся в краску.
К. Николаев. Крест мы можем заметить, если проследуем взглядом за властной рукой легионера, склон горы Голгофа лишь намечен. Картины Ге на евангельские темы раннего периода не отличались новизной трактовки. Натурализм этот обнажает какое-то «плоское» видение всего евангельского события.
Не телесное, «языческое», навязанное христианскому идеалу, стоит воспевать, считал Ге, красота Христа есть духовная красота. Глубокое и проникновенное полотно «Христос в Гефсиманском саду» показывает нам уже готового к великой жертве Иисуса. Ге собственноручно бесплатно клал печи беднякам, считая это делом «настоящим ирадостным», охотно читал Евангелие нищим, азакончив картину, всегда созывал своих соседей-крестьян ипоказывал им свою работу, внимательно прислушиваясь ких мнению. Находясь на пороге смерти, он слышит слова любви от Христа. На выставках экспонируются его портреты Тургенева, Некрасова, Бакунина.
Однако, работая над картиной, Ге читает архивы, расспрашивает историков и для него становится очевидным – фигура Петра слишком противоречива в нравственном отношении, чтобы воплощать какой бы то ни было идеал: «Тайную вечерю» Ге написал во Флоренции, во время своей пенсионерской (то есть обеспеченной государственной стипендией) поездки в Италию. Фигура Пилата залита светом, в то время как Христос погружен во мрак. Но это был не конец. В образе Иуды одновременно вызов и щемящее чувство отверженности.
Но после картины «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад» Ге снова обратился к евангельским текстам. Многие воспринимали это как чудачества, но Ге сердцем разделял толстовские взгляды. Но мастер упорно шел по своему пути ища свою, только одному ему известную истину. 26:38 Мк. возвращается во Флоренцию.
Ге на это решился. Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело. В этом же году у него возникает новый замысел картины «Распятие» : все три фигуры должны стоять на земле, руки и ноги двоих пригвождены к кресту, а третий привязан. К сожалению, этого сам Николай Николаевич Ге не понимал. Ге— из тех художников, которым втворчестве необходима была нравственная сверхзадача. Сам Ге гордился, что он «сломал тициановского и давинчевского Христа».
Он был одним из основателей Товарищества передвижников и всегда выступал против мелководья передвижнических тем: «Остроумие бытовых картин – не живая мысль и не спасет художника», - обращался он к товарищам по цеху. Но одновременно обнаруживается, что у Ге хватает работ откровенно слабых – «Вестники Воскресения», «Христос в Гефсиманском саду», «Пушкин в селе Михайловском». «Как искра воспламеняет горючее, так это слово меня всего зажгло», — отозвался Ге на мысли Толстого. Но это все детали. до сих пор неизвестна. В те годы для многих в Академии образцом для подражания был Карл Брюллов, не исключением стал и Николай, восхищавшийся автором «Помпеи».
Та же участь постигла и новое произведение – «Христос в Гефсиманском саду» (первый вариант картины, впоследствии переделанный) – как в Петербурге, так и на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869, куда Ге послал его вместе с «Вестниками Воскресения». Сама картина большого размера – два на три метра.
Какая польза от того, что в последние минуты своей жизни он «стал Человеком», если он навсегда исчезнет и, по выражению Тургенева, лишь «лопух вырастет на его могиле». И в Петербурге и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными. Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Картина выполнена в чуть экспрессивной манере, широкими мазками.
Он исступленно заламывает руки и поднимает глаза к небу, к Отцу. Меняя время действия своих картин, Ге вистории пытается отыскать нравственный идеал героя или поступка для современности— отсюда обращение кобразу Петра I вработе «Петр I допрашивает царевича Алексея вПетергофе». На что опереться человеку, если все кончится тем, что на его могиле лопух вырастет. Главным мотивом картины «Тайная вечеря» были и остаются терзания Учителя, знающего о будущем предательстве своего ученика, но все же он готов на самопожертвование и бесконечную любовь к людям. Голос истины слышен в тишине.
Настанет момент, когда Ге придется выслушать от Ивана Крамского, товарища по цеху и одного из основных организаторов и идеологов передвижников, горчайшие слова: «Я устал защищать ваши картины, Николай Николаевич». Втаком мировоззрении нет ни веры, ни надежды. Вцерковном толковании Евангелия Иуду сгубила страсть сребролюбия. Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). Окрыленный успехом он начинает работать над эскизами евангельских сюжетов и выполняет большое полотно «Весть о Воскресении». Картина была вновь подвергнута жесткой критике церкви.
Обе работы так или иначе— перепевы мотива, уже прозвучавшего в«Тайной вечере»— темы противостояния Истины Христа иправды мира сего. В лучших творениях русских иконописцев, чье творчество рождалось из молитвы и созерцания, в Распятии всегда предощущается этот пасхальный свет всеобъемлющей радости. Речь овлиянии западной (ренессансной)традиции изображать Иисуса Христа как человека, прекрасного духом ителом.
Он истаршего сына, Николая, на какое-то время обратил втолстовство. Их мысли еще находятся там, на Тайной вечере и им не верится, что роковой час уже близок. Пилат стоит в мощном потоке солнечного света, тогда как Христос кажется, напротив, погруженным во мрак. 26:38 Мк. «Повинен смерти. » – одна из самых непонятных картин Ге из «страстного цикла».
Теперь на каждой передвижной выставке появляются картины Ге, так он создал свой неоднозначный «страстной цикл» на евангельские сюжеты. Ге сблизился с Толстым после того, как в 1882 году Николай Николаевич прочитал в газете «Современные известия» статью Льва Николаевича «О переписи в Москве». «Распятие» 1894 г. попало в частные руки. Справа вдалекеоткрывается вид на крепостные стеныИерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как быпродиктовано словами из Евангелия:«Прискорбна душа Моя» (Мф.
Так далек этот надрыв от небесной тишины «Распятия» Дионисия. В 1887 г. Третьяков Павел Михайлович захотел приобрести картину «Христос в Гефсиманском саду», Николай Николаевич перед продажей собирался покрыть картину лаком, сделать копию и в конечном итоге в 1888 г. родилось полотно «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад». Теневая половина картины почему-то Репина не заинтересовала. Чем это кончилось, мы прекрасно помним. Его работы, озаренные новым мироощущением, тоже меняются.
Воскрес впоследнюю минуту Разбойник. «Спаса» установили над воротами звонницы. На выставках экспонируются его портреты Тургенева, Некрасова, Бакунина.
Однако этого, спозиции человека верующего, явно недостаточно. Н. Н. Ге-сын в 1899 г. уехал в Швейцарию, при этом увез с собой оба «Распятия», два портрета, эскизы, наброски и рисунки к рассказу Толстого Л. Н. Выставленная в художественном клубе друзей, картина также не имела успеха.
Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве. Эти люди – светлые, добрые люди. В ночном саду с глубокими тенями Иисус молил Отца: «да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея, гл2639) и «да будет воля Твоя». Впрочем, как и сейчас, может в еще большей степени.
От последних двух картин у духовенства «бомбануло». Оно не дает перспективы, не укрепляет человеческое сердце. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Картина «Тайная вечеря» выставлялась в Петербурге в 1863 г. и имела оглушительный успех.
Эти два человека уже встречались 20 лет назад в Италии, но их встреча было мимолетной. Удачнее всего сложилась судьба картины «Распятие» 1892 г., которая после путешествий по французским музеям попадает в музей Орсэ в Париже. Краеугольным камнем христианства является распятие иВоскресение: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна8230 (1 Кор 15:17).
Ге). Все это очень по-новаторски и смело.
Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива известного по сюжету «Моление о чаше». Если убрать воскресение - то что толку в сострадании. Тридцать сребреников играют скорее внешнюю, формальную роль. Воскрес в последнюю минуту Разбойник. Иосиф Ге был женат на дочери полтавского помещика. В 1890 г. Николай Николаевич пишет картину «Что есть истина. » (она была представлена на 18-й передвижной выставке и личным приказом Александра III запрещена к показу картину купил Третьяков по настоянию Толстого Л. Н. ), а в 1891 г. – «Совесть.
Вобразе Иуды одновременно вызов ищемящее чувство отверженности. Ге пытался объяснить внутренние причины поступка Иуды: Иуда – человек с практическим, «земным» отношением к действительности, он изначально пошел за Христом в надежде, что Христос свергнет в Израиле римскую власть и возвратит отечеству его политическую независимость и славу.
Не телесное, «языческое», навязанное христианскому идеалу, стоит воспевать, считал Ге, красота Христа есть духовная красота. Теперь его полотна звучали как страстная исповедь. Художник ждет от зрителя не сострадания, апотрясения души под впечатлением агонии умирающего Христа. Ему давали понять, что он не оправдывает возлагавшихся на него надежд.
Свою приятельницу, пейзажистку Екатерину Федоровну Юнге, Ге будет умолять: «Голубушка, дорогая, ну сделайте это хоть один раз, ну сделайте для меня – пойдите, вымойте бедному человеку пол». Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Ученик сознательно обрывает связь с Учителем.
Картина вызвала много нареканий, критики не восприняли замысла художника. Теперь его полотна звучали как страстная исповедь. Трагедия, память о которой может нас уберечь от схожих ошибок.
Вы утверждаете, что от библейского цикла веет безысходностью. Он переписал свой «Гефсиманский сад». Когда писатель вышел к Николаю Николаевичу через некоторое время, его лицо было в слезах, они долго сжимали друг друга в горячих дружеских объятиях, художник смог затронуть самые тонкие чувства Толстого, он полностью оправдал его ожидания. О запрещенных картинах говорили их обсуждали в газетах и вывозили за границу. Правда, после смерти отца Николай подведет итог своего «жития» по Толстому: «Я долго думал, зачем нужно Распятие. Ге собственноручно бесплатно клал печи беднякам, считая это делом «настоящим и радостным», охотно читал Евангелие нищим, а закончив картину, всегда созывал своих соседей-крестьян и показывал им свою работу, внимательно прислушиваясь к их мнению.
Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура. 14:34). Эти люди— светлые, добрые люди. Верно подметил художник илитератор Александр Бенуа отрактовке Ге религиозных сюжетов: «Внем выработалась очень узкая иземная идея Христа, который представляется ему, скорее, каким-то упрямым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей иподающим людям пример, как страдать иумирать, нежели пророком иБогом». Его ранние работы, сплошь ирядом— пейзажные зарисовки идревнеримские «виргинии» и«весталки» до которых, по сути, ему не было никакого дела.