+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Микалоюса Чюрлениса «рай»

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Рай»

Мечта где, фантазия где, я спрашиваю. Даже к пейзажу в прямом смысле этого слова приближаются всего только несколько картин Чюрлениса – «Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище».

В русской живописи почти нет произведений, в которых музыкальная основа помогала созданию живописной структуры — таковой является идея живописных сонат, прелюдов, фуг Чюрлениса. Шелест леса» (1903 – 1904), сам этот стиль, безусловно, начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Порой и сейчас слышатся отголоски этик двух направлений в критике, когда, с одной стороны, с лёгкой руки вульгаризаторов. Чюрленис также использует популярный в польской живописи принцип символизма — анимизм. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего.

Во многих летних этюдах Чюрлениса 1907 г. (как правило, это камерные садовые или парковые мотивы) имеет значение, как и у поляков, свободная импровизация разными художественными средствами, в том числе техническими эффектами — «Лето», «Весна» («Vasara», «Pavasaris», оба 1907). В одну композиционную систему (цикл), подкрепленную динамикой ритма (что отражают названия частей в соответствии с музыкальными темпами), объединились разные мотивы действительности, разные пространственные планы и временные моменты. Здесь, на небольшом пространстве картины, совершается какое-то таинство, может быть, самое главное со времен возникновения человека на Земле. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Сказка королей»

Умер М. К. Только в картине «День» («Diena») из цикла «Сутки» («Рага», 1904-1905) чувствуется близ- польским авторам беспокойное настроение, когда тучи являются словно персонификацией угрозы. «Жемайтские придорожные распятия» (Zemaiciu koplytstulpiai), «Жемактское кладбище» (Zemaiciu kapines) (все 1909), в которых доминируют сакральные мотивы, неосложненное пространство и традиционная перспектива, казались мирискусникам более приемлемыми. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Ни с кем и ни с чем это пространство перепутать или не узнать невозможно. В Ландсбергис в труде «Живопись Чюрлениса» (Ciurlionio daile, 1976) притрет, что до начала 1909 г. картины Чюрлениса представляли интерес для небольшого круга петербуржцев.

Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето». Я видел на закате солнца Дарьяльское ущелье среди диких, серо-зелёных и красноватых причудливых скал.

И играют и поют. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных встреч со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводившей знакомые пейзажи. Помнишь. Но художник передал нам истинное ощущение света души от обладанием истины. В зрелых картинах Чюрлениса, например в «Сонате 4», «Прелюдии фуге», предметность изображения утрачивает многие привычные физические качества, но они не исчезают вовсе.

Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. — переводится как бурно, радостно, весело. За три года земной жизни художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце.

Чурлёнис избежал опасностей дурного совмещения и обезличения обоих искусств. Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др. Это красиво. Не только композиция, но и технические «открытия» становятся у него источником эстетизма, предметом интерпретации.

Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин. В других — в триптихах «Путешествие королевича» или «Лето» (оба 1907) — превратившиеся в человеческие фигуры облака становятся метафорой величественного мира. Во второй половине первого десятилетия, когда Чюрленис создавал живописные сонаты, прелюды, фуги и решал проблемы синтеза искусств, Кузнецов, по примеру Борисова-Мусатова и Соловьева, более интересовался метерлинковской (Maurice Maeterlinck) темой души человека и рождения человека.

При подборе линий и цветовых пятен Чюрленис находит равновесие между естественной природой, ее реалистическим изображением и «окультуренным» ландшафтом — декоративными цветовыми пятнами лугов и полей — на дальнем плане картины. А родина его тоска. Любовь — это старая песенка. Любовь — это качели радуги, подвешенные на белых облаках. Любовь — это мгновение блескавсех солнц и всех звезд. Любовь — это мост из чистого золотачерез реку жизни, разделяющуюберега «добра и зла». Любовь — это крепкие белые крылья. Любовь — это старый сосновый лесв жаркий полдень, это отдых в лесупод убаюкивающий шум сосен. Любовь — это дорога к солнцу, вымощенная острыми жемчужнымираковинами, по которым ты долженидти босиком. Отражается, но в реальности не присутствует. Впечатление, которое испытал Чюрленис в 1908 г. на выставке Союза, увидев холст Льва Бакста «Terror antiquus», возможно побудил литовского художника на создание «Жертвенника», отличающегося одновременно светлым внутренним содержанием и формальными чертами модерна.

Клее, активно размышлявший в 1902-1905 гг. переводится как шутка.

Во вновь открытую художником Казимиром Стабровским Варшавскую художественную школу (Warszawska Szkoua Sztuk Pienknych) Чюрленис пришел в 1904 г. из частной студии профессора Яна Кауцика, где учился с осени 1902 г. до весны 1904 г. Профессорами во вновь открытой художественной школе стали известные люди искусства — Фердинанд Рушиц, Конрад Кржижановский и скульптор Ксаверий Дуниковский. Живопись Чюрлениса, особенно в его сонатах, стала иной: построения обрели компактность, стиль сделался более сжатым и артистичным. О раннем этапе творчества Чюрлениса (1902-1906) можно судить по хранящейся в Национальном художественном музее им.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Похоронная симфония»

На картине «Сказка королей», предоставляет увидеть двух королей, которые не могут оторвать взгляд от сказочного мира в ладонях одного из них. Всего несколько лет назад Владислав Подковинский написал первую символистскую композицию «Танец скелетов» («Taniec szkieletow», 1892), а Юзеф Панкевич поражал публику импрессионистскими и символистскими работами, городскими пейзажами-ноктюрнами. В двух боковых картинах данного триптиха формы облаков не только антропоморфны (что довольно привычно для Чюрлениса) им приданы довольно определенные формы силуэта лежащей женщины.

Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. Для обоих художников свет во многом определяет атмосферу пейзажа. В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы это символ или реальность. Выразительно полотно «Облака в Финляндии» («Chmury w Finlandii», 1908) учителя Чюрлениса в Варшавской Художественной школе Конрада Кржановского.

В польском изобразительном искусстве имеется и другая линия, согласно Вячеславу Иванову, «укрепляющая духовную действительность ее материальными знаками», — линия, близкая русскому символизму и северному неоромантизму.

Описание картины Макалоюса Чюрлениса «Истина»

Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. В письме к брату Повиласу, суммируя свои рассуждения об индивидуализме и самоанализе в искусстве, он замечает, что самоанализ не может дать «веселых результатов». В живописных сонатах важен не столько цвет, сколько композиционная структура и линейно-графическая основа.

Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». Аллегро.

Он, наверное, не стремился, как часто утверждается, «живописать музыку», но с поистине композиторским мышлением оперировал абстрактным пространством и специфическим пониманием времени, в особенности когда речь идет о художественных циклах. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Но истина именно в силе духа, в силе души, в силе самого человека. (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису).

Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность. От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. А в напитанном в следующем году цикле «Зима» уже немного привычных «описательных» элементов в языке картины: не везде сходится линия горизонта, не обращается внимание на правила перспективы, повествование не развернуто. Он сообщает живописи структуру музыкального произведения, развивает мелодию визуально, совершенствует ритм. И наконец, когда все это кончилось, над пространством космического бедствия взошло ослепительное солнце и осветило бескрайнюю даль пронзительно пустого океана.

Таким путем изучая психофизиологические чувства человека, пошли Василий Кандинский и Александр Скрябин, творчество которого именуется «освещенной музыкой», «светом в музыке», «зримой музыкой» или «слышимой музыкой». Но одной этой констатацией взаимосвязь творчества Чюрлениса и польского символизма не может быть полностью определена, так как последний — не только символизм «идеалистического» типа по-краковски, основанный на литературном творчестве и идеях Пшибышевского. (Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). этапом, довольно быстро опровергнутым последующим творчеством. И хотя первой картиной Чюрлениса была «Лесная музыка.

«Любопытночто-то знаете в этом естьувлекаети колорит хорошно очень уж необычно» Так отзываются другие. И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа.

–. Где истина, Господи. В письмах Чюрлениса обнаруживается немал: намеков на экзотические страны. Тем не менее нетрудно заметить, что в этих сильно ритмизированных этюдах доминирует иная, чем у польских авторов, концепция.

Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. Художник увлечен изображением солнечного света, тогда как сам мотив солнца, даже когда картина пишется в солнечный день, «остается за кадром».

чюрлёнис микалоюс описание картины корабли описание

В годы учёбы, возвращаясь из Варшавы или Лейпцига на родину, он наслаждался прелестью родных полей, лесов, голубого Немана и прозрачной Ратничеле. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу.

В композициях Чюрлениса с мотивами флоры садов и парков преобладает созерцательная нота. Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт). Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой. Это сказка. Вечность — это апофеоз человека-властелина, она явно связана с эстетикой романтизма и вместе с тем словно иллюстрирует строки младопольского поэта Ежи Зулавского «Благословение» («Blogoslawienstwo»). Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное.

Тем не менее нередко он не только избегает конкретности, но и обобщает, словно скрывая двойственность изображения. Триптих «Райгардас» (1907), в котором изображены картины родных друскининкайских окрестностей, полон тепла и гармонии. Петербургская академия художеств предоставила для выставки свои лучшие залы – Рафаэлевские. Чюрленис часто пишет вертикали деревьев и их пики, гиперболизирует струи дождя («Лето», «Лето I» («Vasara», «Vasara I»), оба 1907) ил центрическое движение крыльев ветряных мельниц («Соната II», «Анданте» («Sonata II», «Andante»), 1907) и так же подчеркивает цикличность природы и связь ее отдельных элементов.

В картинах II из витражей диптиха «Rex», «Jehova I» (оба 1904), «Утро» («Rytas», 1903-1904), «Симфония похорон II-III» («Laidotuviu simfonija II—III», 1903) Чюрленис использует аналогичный полякам способ передачи света, подчеркивая его присутствие тщательной прорисовкой отражения и падающей тени. Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму. В «Зимнем цикле» Чюрлениса («Ziemos», 1907) ярко подчеркнут момент динамического процесса, момент изменения и трансформации элементов.

Помнишь, какой шар света ты принесламне тогда, когда я еще не знал тебя. По композиции ей довольно близка картина Чюрлениса «Жертвенник» («Aukuras», 1909). Чюрлёнис 10 апреля 1911 г. Литературная проба пера М. К.

И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. На другом – зеленоватое земное небо с красным кругом восходящего солнца. Если не принять в себя, то хотя бы просто понять что она всё равно всегда рядом. Над ним – жемчужное небо нездешней ночи, которое прорезает ярко светящийся месяц.

Описание серии картин Микалоюса Константинаса Чюрлёниса «Знаки зодиака»

Меняется сам принцип его художественного мышления. По части загадочности новые поколения живописцев переплюнули тех, кто остался в прошлом, но вот по части одухотворенности и глубины мысли, затаённости чувства и деликатности северной цветовой гаммы – этот неяркий человек недосягаем и мир его вроде бы всем открыт – да не каждый войти может, а в него войти можно, тихонько (чтобы от резких движений и воздушных перемещений не спугнуть краски и музыку в них), не топая ногами, осмотреться и погрузиться в созерцание пространства.

В семье было пять сыновей и четыре дочери. Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают.

Чюрлёнис, прекрасно владея техниками музыки и живописи, мастерски синтезирует эти два вида искусства. Между тем в творческих биографиях многих русских авангардистов символизм был коротко. Одна из причин быстрого и резкого изменения стиля Чюрлениса в 1906-1907 гг. Ведь это же музыкальная живопись. » Прежде всего – романтизм Чюрлёниса. В 1908-1909 гг.

На фоне других работ Чюрлениса похожей тематики («Прелюдия и фуга» («Prelidas ir fuga», 1908), «Ангел» / «Прелюдия Ангела» («Angelas» / «Angelo preliudas»), «Жертва» («Айка») (оба 1909). Вскоре за «Rex»rsquoом последовало «Окно» – картина знаковая на пути Чюрлениса к Новой Красоте Инобытия. В «Сонате ужа» плотное вещество земного гигантского Змия постепенно преображается в свечение над высокими горами. Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. Иду иду». Идеи Митерлинка и Myзыка Рихарда Вагнера — это не только фундамент иррационального символизма многих русских поэтов и членов «Голубой розы», но и важная черта творчества авторов «Молодой Польши».

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Дружба»

Пространственное взаимоположение lt. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы. Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ».

Так начинаются поиски гармоничного единства мира его в пейзажах. Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. gt всего этого иррационально в высшей степени, ноhellip убедительно.

Чюрленис уже пытался реализовать идею взаимодействия музыки и живописи. Неотрывно смотрел бы я на деревья, траву: тут же, при мне, набухали бы и краснели почки, потом выступали бы светло-зелёные ростки. Хотя 1903-1905 гг.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Лес»

В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи». И это изменяло плотную материю земли, она начинала светиться и облачаться новыми красками и оттенками. Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом.

Отличаются и эмоциональные акценты Чюрлениса. он изучал композицию в Варшавском музыкальном институте (Warszawski Insytut Muzyczny) Кроме музыки он интересовался и бурно развивающимся в то время символистским польским изобразительным искусством. Но не знаю дороги и боязно мне. Картина обладает очень большой декоративной силой.

Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли. Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. Некоторые его живописные работы и рисунки тушью по своей тематике (но не по способу решения) сообразуются с частыми картинами космической мистерии в русском искусстве начала XX в. Лейтмотив космической катастрофы был понятен ему в холсте Льва Бакста «Terror antiquus» (1908). И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Сотворения мира»

Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы. В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи.

Хотя у литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911) непосредственных контактов с европейским искусством было немного, его творчество граничит с европейским символизмом искусством art nouveau и с эпохой fin de siecle в целом. Странной и нелепой случайностью следует считать то, что в России Чюрленис непосредственно не познакомился с художниками из другого общества — «Голубая роза», так как и в их творчестве и в творчестве Чюрлениса прослеживаются явные параллели. И в одном и в другом случае он чаще всего упоминает Ближний Восток — Ассирию, Персию, Египет, а также Индию Некоторые его работы на библейские темы связаны с традициями древнееврейского востока «Потоп» («Tvanas», 1904-1905), «Сотворение мира» («Pasaulio sutverimas», 1906), «Ноев ковчег» («Nojaus аrkа», 1909), «Сон Иосифа» («Juozapo sapnas», 1907-1908). Как и Чюрлениса, его привлекала орнаментальная структура, трагическая основа изображения. Разные аспекты связи с миром музыки сопровождали уже первые его шаги как художника.

Описание картин Микалоюса Чюрлениса «Соната моря»

После разгрома царской реакцией революции 1905 года, которой Чюрленис глубоко симпатизировал, среди интеллигенции усилился идейный и политический разброд, порой переходивший в ренегатство. После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. Так возник необычен зрительно-слуховой диалог.

Его, как и большинство художников начала XX в. интересовали идеи религиозного и культурного синкретизма. Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине. Видна зрелая способность художника в пластической форме деликатно передав идею произведения.

Акцентированием графического начала из авторов «Голубой розы» Чюрленису наиболее близок Петр Уткин, с которым Чюрленис был знаком лично и, судя по одному письму, относил его к художникам-модернистам. Идея же гармонического, «идеального пейзажа» реализуется с помощью симметричной композиции и подчеркнутой архитектоники картины. «Плач Витоля» Ю. Крашевского.

  1. Презентация на тему: Микалоюс Константинас Чюрленис
  2. Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  3. Микалоюс Константинас Чюрлёнис, литовский художник
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. О жизни и творчестве выдающихся художников
  6. Литературное творчество Чюрлёниса

Это – бесконечно красиво. Упомянутый триптих «Райгардас» — типичный пример решения, соответствующий характерному для польского изобразительного искусства начала XX в. творческому предпочтению. И в этюдах морского побережья Чюрлениса «Утес на взморье», «Утес у моря» (оба 1905) («Uola pajuryje», «Uola prie juros», 1905) и в татрских пастелях Вычулковского внимание концентрируется на светотени: солнечный свет моделирует силуэт, углубляет тени, обнаруживает объемы скал. Он заставляет нас ощутить себя в ином пространстве, поглотившем время и движение.

Но непосредственных идейных связей с искусством Востока в творчестве Чюрлениса нет. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм. Помнишь ли ты море, черный закат. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Триптих «Лето» (1907) выделяется из творчества Чюрлениса.

«Жертвенник» выделяется композиционной ясностью. Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского). Показательно сопоставление картины «Вечность» («Amzinybe», 1906) и «Зимнего цикла». В итоге литовский художник воспринимается модернистским.

Язык картин прост, ясен и целен, а само творчество Чурлёниса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного мира, вечной беспредельной жизни. «Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. Почему не напрягают свою душу. Профессора были довольно молоды, почти ровесники Чюрлениса, что вместе с национальным фактором (и Фердинанд Рущиц и Казимир Стабровский не скрывали своего литовского происхождения) могло быть решающим в их особо дружеских отношениях с Микалоюсом Константинасом.

Вторая картина Чюрлениса из «Зимнего цикла» своим вертикальным доминированием более всего напоминает «Зимнюю сказку» («Basn zymowa», 1904) Ф. Рущица. В это время его приняли в общество «Мир искусства». В 1906-1907 гг. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом.

Как один, так и другой художник придают силуэту изображаемого хребта антропоморфный образ. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Наверху вулкан: гора, увенчанная огненным дыханием подземной тайны. в творчестве Чюрлениса происходит сильный перелом.

Однако нельзя не заметить и отличий. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Нужно нам просто жить и если не постичь истину, то хотя бы немного с ней соприкоснуться. Членов общества «Голубая роза» — художников Павла Кузнецова и Петра Уткина, как и Чюрлениса, в особой мере волновала природа, ее субтильные и неопределенные преходящие состояния, ее возникающие в поисках «выхода» за зримые пределы реальности цветовые миражи. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

Указанная проблематика свойственна и Чюрленису. Создатель заложил в человеке ту же искру творчества, энергетика которого жила в нем самом. Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса. По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура.

В основе обоих произведений одни и те же мотивы — гора, птица, солнце. Картины Чюрлениса утверждают последнее. Это пленяло более консервативных художников (Александра Бенуа, Константина Сомова, философа Вячеслава Иванова) и приводило в замешательство модернистов.

На выставках в то время стали выявляться художники младшего поколения, которым цели «Мира искусства» (искусство — теург искусство — источник красоты) казались не очень понятными. А большие волны помнишь. Рай», «Ангел. И все-таки ни одну из его «музыкальных картин» нельзя считать абсолютно абстрактным произведением. Помимо этого художник испытывал настоящую нужду, когда не хватало денег на краски, так что он временами должен был собирать на полу их остатки Чурлёнис нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно В большинстве своём зритель считает, что картина Чурлёниса всё равно непонятна и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий Чурлёниса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще— в них всё главное. Почему у нас нет Чурлянисов.

В это время он и познакомился со студенткой филологического факультета Краковского университета журналисткой Софией Кимантайте, которая затем станет его женой. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек. Начало творческого пути Чюрлениса (первые известные работы датируются 1902 г. ) совпало с энергичным изменением искусства конца XIX — начала XX в. в Польше, что, несомненно, должно было оставить след в становлении этой бесконечно эмоциональной личности, ее искательстве.

«Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. Общество «Мир искусства», с которым Чюрленис по рекомендации вильнюсского скульптора Марка Антокольского стал поддерживать отношения, по утверждению исследовательницы этого объединения Н. Лапшиной, уже давно не было главенствующим в жизни русского искусства. Временами он уходит в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины.

Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости. Русские художники, приближаюсь к пониманию автономного выражения свойств цвета, линии, ритма, уклонялись в экспрессивность, обнажали чувственные начала произведения – словно следовали идее «внутренней необходимости» Кандинского. Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо.

Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». «Соната» состоит из четырех частей аллегро, анданте, скерцо и финал. Сам язык живописи оказывается для него важным творческим объектом. форм. Месяц на чистом воздухе, да ещё весна.

Вследствие обычности мотивов (море, небо, скалы) их можно сопоставить с пейзажами Паланги (1908) или Татр (1905), написанными Вычулковским, этюдами взморья Бретани Рущица и Владислава Слевиньского. Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Он ощущал в них властную руку Творца или Короля.

На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Но он тосковал по родной Литве. Из метафорической связи отельных мотивов, таким образом обозначенных, создается «сюжет» живописной сонаты. Очертания холмистого берега легко потерять —так незаметно он сливается с гребнями дальних волн.

А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца.

Процесс преображения удивительно точно соотнесен с музыкальной темой «Сонаты». Смотрим, думаем и размышляем М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. Специфика русского символизма, которую Александр Белый назвал «узлом между вершинами знания и интуиции», раскрылась в искусстве и литературе в темах множественности миров, творчества как пророчества, космического единства, человеческого одиночества и детерминизма судьбы. в Польше были временем наивысшего подъема символизма и стиля модерн (сецессии), в ранних произведениях Чюрлениса напрасно искать формальных проявлений господствовавшего тогда стиля. Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения.

Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла Сотворение мира. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие.

Главное, что их различает — у Чюрлениса нет сентиментального почитания природы, более выражена стихийность природных процессов. Более отчетливы здесь не формальные, а идейные и иконографические взаимосвязи. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого.

Примерами могут служить три самостоятельные картины пол названием «Весна» (все 1907), особенно композиция с цветущими деревьями. Чюрленис изобразил «Потоп», где под неумолимыми струями запредельного ливня уходила в небытие неизвестная цивилизация. Может возникнуть вопрос: каков был тот общий знаменатель, сблизивший творчество польских («Молодая Польша»), русских провинциальных (Голубая роза» вначале зародилась в Саратове, после чего — в Москве) художников и литовского художника. Так возникают сказочные сцены, получает разворот своеобразное сюжетное действие — «Мысль» (1906), «Путешествие королевича» (1907), «Прелюдия и фуга» (1908), некоторые эстампы.

Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции. Вот таким образом и неоромантические пейзажи Чюрлениса «Кладбищенский мотив» (Kapiniu motyvas).

Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Рамайяну, Рабиндраната Тагора. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса.

Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905). Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. Прелюд» и, наконец, «Жертва». Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями. Актуальные примеры русской культуры литовскому художнику могли быть знакомы не только из рассказов преподавателей Варшавской Художественной школы, выпускников Художественной академии Санкт-Петербурга, но и из доступных в Польше книг русской поэзии и журналов «Золотое руно», «Мир искусства».

По сравнению с русскими художниками, он мало интересовался цветом русская идея «красочной музыки» не являлась для него привлекательной. Созданный Творцом человек высекает из глыбы камня фигуру самого Творца. Сначала перед нами возникает первобытная и грозная сила хаоса, звучащая приглушенной и суровой мелодией постепенно из хаоса светлыми пятнами вздымаются планеты и солнца, над необъятными водами звучат вновь родившиеся светила, – и фантастические растения в светлых, зелёных, красноватых, поистине мелодических созвучиях медленно объемлют планету и звенят симфонией жизни и радости.

В европейском искусстве связи живописи с музыкой охватывают многие аспекты: от использования музыкальных наименований и импровизаций на темы музыкальных произведений до попыток воплощения «духа музыки» в живописи. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. Но вот однажды lt. Здесь нет ничего пугающего, мрачного.

К тому же Наиболее творчески плодотворный период в деятельности художника совпал с трагическим для литовской интеллигенции временем. Это крайнее (мне известное) проявление особенного, свойственного пока только Чюрлянису, восприятия пространства и самый яркий пример множественности горизонтов. Впрочем имеется несколько упоминаний о желании творить «на новом языке». Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы.

«Польский» период жизни Чюрлениса с почти годовым перерывом длился около десяти лет — с 1894 по 1906 г. В 1894-1899 гг. Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. Две выставки последнего литовский художник мог видеть в Варшаве в 1897 г. и в 1905-1906 гг.

В 1904 – 1905 годах он сделал два эскиза к витражу. М. К. Чюрленис родился в Южной Литве, в Варене и вырос в живописнейшей местности – Друскининкай. М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис.

Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению. В названия первых его живописных работ отражается сопряжение с миром звуков («Симфония похорон», «Шум леса») («Laidotuviu simfonija», 1903 «Misko osimas» 1904). И вот мы, мы, слабые и малодушные люди, которые боятся головокружения, мы всеми силами будем бороться с этим маревом, мы будем всеми силами цепляться за привычный вид предметов, мы будем повторять себе, что ничего не изменилось, что все, в сущности, как всегда, мы ни за что не отдадимся наваждению. М. К. Чюрлениса в Каунасе (Литва) малоизвестной части наследия художника — открыткам, рисункам, графическим работам. Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». О многом говорит сопоставление полотна Леона Вычулковского «Гевонт на заходе солнца» («Giewont о zachodzie stonca», 1898) и картины Чюрлениса «Весть» (1904-1905).

Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы. «. Такой метод основан на глубоком поникании родства искусств их общей основы. Современники, незнакомые еще с космическим мировоззрением, которое только начинало складываться, не могли понять, как они утверждали, «фантазий» не совсем нормального художника. Симметрия и равновесие, хотя и не так явно, подчеркнуты и в композиции «Весна» с изгородью и островками снега, в графической работе «Дворик» («Kiemelis», 1905).

Чюрлениса Любовь — это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Картина Подковинского «Порыв страсти» (Szai uniesien), которая в 1894 г. экспонировалась в Захенте, вызвала полемику в прессе, молодые художники считали ее манифестом польского символизма. Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое. С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию.

Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал. – А где же мечта.

Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. Слышишь, как шумят волны. «Соната звезд», состоящая из двух частей аллегро и анданте, – есть философская вершина его художественной мысли. Подниматься на более высокий культурный уровень они не хотели, да и просто были не в состоянии.



Описание Картины Петра Кончаловского «сирень В Корзине»
Описание Картины Ивана Айвазовского «лунная Дорожка»
Описание Картины Микеланджело Буанарроти «мадонна Дони»
Описание Картины Ореста Кипренского «портрет Растопчиной»
Описание Картины Ефима Волкова «у Монастыря»