Впечатление, которое испытал Чюрленис в 1908 г. на выставке Союза, увидев холст Льва Бакста «Terror antiquus», возможно побудил литовского художника на создание «Жертвенника», отличающегося одновременно светлым внутренним содержанием и формальными чертами модерна. Знаменитый литовский художник, композитор и деятель культуры Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года, в небольшом литовском городке Варена, в семье органиста. Таким путем изучая психофизиологические чувства человека, пошли Василий Кандинский и Александр Скрябин, творчество которого именуется «освещенной музыкой», «светом в музыке», «зримой музыкой» или «слышимой музыкой». Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого.
Он, наверное, не стремился, как часто утверждается, «живописать музыку», но с поистине композиторским мышлением оперировал абстрактным пространством и специфическим пониманием времени, в особенности когда речь идет о художественных циклах. Ни с кем и ни с чем это пространство перепутать или не узнать невозможно. В его работах смыкаются микро и макромиры, сказки и мистические зазеркалья. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Недаром Чюрлёнис, его друг Моравский и остальные члены их товарищеского кружка с восторгом восприняли знакомство с музыкой Хотя у литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911) непосредственных контактов с европейским искусством было немного, его творчество граничит с европейским символизмом искусством art nouveau и с эпохой fin de siecle в целом.
В итоге литовский художник воспринимается модернистским. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Играл на фортепиано, скрипке, флейте. Благодаря поддержке местного аристократа (князя Н. Огинского, внука автора знаменитого Полонеза), смог получить музыкальное образование. М. К. Чюрлениса в Каунасе. В двух боковых картинах данного триптиха формы облаков не только антропоморфны (что довольно привычно для Чюрлениса) им приданы довольно определенные формы силуэта лежащей женщины.
М. К. Чюрлениса в Каунасе (Литва) малоизвестной части наследия художника — открыткам, рисункам, графическим работам. Чюрленису 24 года, он музыкально образован интеллектуально зрелый человек, уезжает в Лейпциг, для дальнейшего обучения в королевской консерватории. «Любопытночто-то знаете в этом естьувлекаети колорит хорошно очень уж необычно» Так отзываются другие. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Профессора были довольно молоды, почти ровесники Чюрлениса, что вместе с национальным фактором (и Фердинанд Рущиц и Казимир Стабровский не скрывали своего литовского происхождения) могло быть решающим в их особо дружеских отношениях с Микалоюсом Константинасом.
Здесь он начал больше рисовать. Членов общества «Голубая роза» — художников Павла Кузнецова и Петра Уткина, как и Чюрлениса, в особой мере волновала природа, ее субтильные и неопределенные преходящие состояния, ее возникающие в поисках «выхода» за зримые пределы реальности цветовые миражи. В других — в триптихах «Путешествие королевича» или «Лето» (оба 1907) — превратившиеся в человеческие фигуры облака становятся метафорой величественного мира. Вечность — это апофеоз человека-властелина, она явно связана с эстетикой романтизма и вместе с тем словно иллюстрирует строки младопольского поэта Ежи Зулавского «Благословение» («Blogoslawienstwo»). В польском изобразительном искусстве имеется и другая линия, согласно Вячеславу Иванову, «укрепляющая духовную действительность ее материальными знаками», — линия, близкая русскому символизму и северному неоромантизму.
Не всё складывалось просто (да и у кого всё скользит, как по маслу), но Чюрлёнис закончил Лейпцигскую консерваторию, учился в Варшавской школе изящных искусств. в творчестве Чюрлениса происходит сильный перелом. Впрочем имеется несколько упоминаний о желании творить «на новом языке». На фоне других работ Чюрлениса похожей тематики («Прелюдия и фуга» («Prelidas ir fuga», 1908), «Ангел» / «Прелюдия Ангела» («Angelas» / «Angelo preliudas»), «Жертва» («Айка») (оба 1909). Литовскому народу и культуре крупно повезло с таким замечательным земляком. Так начинаются поиски гармоничного единства мира его в пейзажах. А в 1902 году он снова приезжает в Варшаву.
Так, что в космосе имеется свой Чюрлёнис. Такие сравнения могут прийти в голову любому человеку, не лишённому живого воображения. Картина Подковинского «Порыв страсти» (Szai uniesien), которая в 1894 г. экспонировалась в Захенте, вызвала полемику в прессе, молодые художники считали ее манифестом польского символизма. Из метафорической связи отельных мотивов, таким образом обозначенных, создается «сюжет» живописной сонаты. Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице.
Чюрленис также использует популярный в польской живописи принцип символизма — анимизм. «Польский» период жизни Чюрлениса с почти годовым перерывом длился около десяти лет — с 1894 по 1906 г. В 1894-1899 гг. Одной из жертв этого решения стали картины Чюрлениса – их реквизировали и спешно свезли в подвалы Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека). - минералогией. Это пленяло более консервативных художников (Александра Бенуа, Константина Сомова, философа Вячеслава Иванова) и приводило в замешательство модернистов. Он очень усердно работает, здесь он создает более 20 полифонических произведений: каноны и фуги, симфоническую фантазию (к сожалению не сохранившуюся), черновой клавир первой части симфонии, двойную фугу для хора, фугу для органа – все это за 8 месяцев.
Хотя 1903-1905 гг. А большие волны помнишь. этапом, довольно быстро опровергнутым последующим творчеством. Узнав о реквизиции картин, она совершила настоящий подвиг. О многом говорит сопоставление полотна Леона Вычулковского «Гевонт на заходе солнца» («Giewont о zachodzie stonca», 1898) и картины Чюрлениса «Весть» (1904-1905).
Тема и название её звучат для нас определенным напоминанием о симфонической поэме «В лесу», сочиненной двумя-тремя годами раньше. В картинах II из витражей диптиха «Rex», «Jehova I» (оба 1904), «Утро» («Rytas», 1903-1904), «Симфония похорон II-III» («Laidotuviu simfonija II—III», 1903) Чюрленис использует аналогичный полякам способ передачи света, подчеркивая его присутствие тщательной прорисовкой отражения и падающей тени. vi-pxleTjpBw) лет.
Увидел ли он, что ему тесно в музыке. - палеантологией. В Ландсбергис в труде «Живопись Чюрлениса» (Ciurlionio daile, 1976) притрет, что до начала 1909 г. картины Чюрлениса представляли интерес для небольшого круга петербуржцев.
Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Помнишь, какой шар света ты принесламне тогда, когда я еще не знал тебя. - нумизматикой. И в этюдах морского побережья Чюрлениса «Утес на взморье», «Утес у моря» (оба 1905) («Uola pajuryje», «Uola prie juros», 1905) и в татрских пастелях Вычулковского внимание концентрируется на светотени: солнечный свет моделирует силуэт, углубляет тени, обнаруживает объемы скал.
Вот таким образом и неоромантические пейзажи Чюрлениса «Кладбищенский мотив» (Kapiniu motyvas). Рассматривают, обмениваются репликами, недоумевают, пожимают плечами Сонфантастикамистическоерисунок неумел» Это умозаключения одних. Быстро написал записку, в которой говорилось:. vjMxSSnvHa9Efeaturerelated А вот ещё любопытные данные. Русские художники, приближаюсь к пониманию автономного выражения свойств цвета, линии, ритма, уклонялись в экспрессивность, обнажали чувственные начала произведения – словно следовали идее «внутренней необходимости» Кандинского.
В письме к брату Повиласу, суммируя свои рассуждения об индивидуализме и самоанализе в искусстве, он замечает, что самоанализ не может дать «веселых результатов». в Польше были временем наивысшего подъема символизма и стиля модерн (сецессии), в ранних произведениях Чюрлениса напрасно искать формальных проявлений господствовавшего тогда стиля. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. художественные произведения.
Но первый успех совпадает с кризисом в личной жизни. Упомянутый триптих «Райгардас» — типичный пример решения, соответствующий характерному для польского изобразительного искусства начала XX в. творческому предпочтению. В начале двадцатых годов картины Чюрлениса были переданы Литве. Показательно сопоставление картины «Вечность» («Amzinybe», 1906) и «Зимнего цикла».
Всего несколько лет назад Владислав Подковинский написал первую символистскую композицию «Танец скелетов» («Taniec szkieletow», 1892), а Юзеф Панкевич поражал публику импрессионистскими и символистскими работами, городскими пейзажами-ноктюрнами. В 1906-1907 гг. А уж как полифоничны его картины. Меняется сам принцип его художественного мышления. Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Между тем в творческих биографиях многих русских авангардистов символизм был коротко.
Тем не менее нередко он не только избегает конкретности, но и обобщает, словно скрывая двойственность изображения. Именно этот период был наиболее плодотворным в музыкальном плане. Что ж, надо спасать Чюрлениса. Во вновь открытую художником Казимиром Стабровским Варшавскую художественную школу (Warszawska Szkoua Sztuk Pienknych) Чюрленис пришел в 1904 г. из частной студии профессора Яна Кауцика, где учился с осени 1902 г. до весны 1904 г. Профессорами во вновь открытой художественной школе стали известные люди искусства — Фердинанд Рушиц, Конрад Кржижановский и скульптор Ксаверий Дуниковский. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце. Разные аспекты связи с миром музыки сопровождали уже первые его шаги как художника. В то же время сочинил музыку симфонической поэмы «Море», вариации для фортепиано.
Для обоих художников свет во многом определяет атмосферу пейзажа. Тогда картины Чюрлениса – более 300 работ – упаковали в ящики и перевезли в Москву (на сохранение в кладовую Московского училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой). Картины зимы задавали не только определенную символическую программу, но и возможность формальных композиционных экспериментов с использованием контрастов черного и белого, светлой и темной краски.
Но на картине Леош Вычулковского силуэт горного утеса — гигантской фигуры лежащего рыцаря — явная аллюзия к польской легенде о превратившихся в камень в Татрских горах рыцарях короля Болеслава Храброго. При этом обществе создал музыкальную секцию, писал картины, сочинял музыку и руководил хором общества «Вильняус канклес». Во время Первой мировой войны, появилась угроза оккупации Каунаса немецкими войсками. В основе обоих произведений одни и те же мотивы — гора, птица, солнце. Начало творческого пути Чюрлениса (первые известные работы датируются 1902 г. ) совпало с энергичным изменением искусства конца XIX — начала XX в. в Польше, что, несомненно, должно было оставить след в становлении этой бесконечно эмоциональной личности, ее искательстве.
В европейском искусстве связи живописи с музыкой охватывают многие аспекты: от использования музыкальных наименований и импровизаций на темы музыкальных произведений до попыток воплощения «духа музыки» в живописи. В 1903 году композитор написал цикл из 7 картин «Похоронная симфония», а позже, в 1904-1906 гг – циклы картин «Буря», «Потоп», «Сутки», цикл «Сотворение мира», картину «Истина» и др.
Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Чюрленис уже пытался реализовать идею взаимодействия музыки и живописи. Перед отъездом сочинил симфоническую поэму «В лесу».
Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность. Художник увлечен изображением солнечного света, тогда как сам мотив солнца, даже когда картина пишется в солнечный день, «остается за кадром». Сам язык живописи оказывается для него важным творческим объектом. Становились как бы светлее. Картины извлекли из ящиков, осмотрели, отсыревшие листы просушили.
А в напитанном в следующем году цикле «Зима» уже немного привычных «описательных» элементов в языке картины: не везде сходится линия горизонта, не обращается внимание на правила перспективы, повествование не развернуто. Но одной этой констатацией взаимосвязь творчества Чюрлениса и польского символизма не может быть полностью определена, так как последний — не только символизм «идеалистического» типа по-краковски, основанный на литературном творчестве и идеях Пшибышевского. переводится как шутка.
И все-таки ни одну из его «музыкальных картин» нельзя считать абсолютно абстрактным произведением. Музыка же в его время была ещё сугубо традиционной. Так возникают сказочные сцены, получает разворот своеобразное сюжетное действие — «Мысль» (1906), «Путешествие королевича» (1907), «Прелюдия и фуга» (1908), некоторые эстампы.
Но непосредственных идейных связей с искусством Востока в творчестве Чюрлениса нет. В названия первых его живописных работ отражается сопряжение с миром звуков («Симфония похорон», «Шум леса») («Laidotuviu simfonija», 1903 «Misko osimas» 1904). В одну композиционную систему (цикл), подкрепленную динамикой ритма (что отражают названия частей в соответствии с музыкальными темпами), объединились разные мотивы действительности, разные пространственные планы и временные моменты. В письмах Чюрлениса обнаруживается немал: намеков на экзотические страны. Резюмируя, можно утверждать, что с символизмом, особенно символизмом неоромантического направления, Чюрлениса связывали сходные духовные проблемы, значение символов, темы, объекты интереса, а с начинающейся эпохой модернизма и абстракционизма — структурно-композиционное строение ряда картин, степень абстрагирования мотивов и т. д. В некоторых своих произведениях Чюрленис выходит за границы символизма и интуитивно приближается к модернизму настолько, что с оговорками его можно считать одним из пионеров европейской абстрактной живописи, однако ее порога не переступает и остается прежде всего символистом.
Здесь нет ничего пугающего, мрачного. Идея же гармонического, «идеального пейзажа» реализуется с помощью симметричной композиции и подчеркнутой архитектоники картины.
Не только композиция, но и технические «открытия» становятся у него источником эстетизма, предметом интерпретации. В этом плане литовский художник прорывается в модернизм дальше, чем любой из его современников в Варшаве или Кракове. Помнишь. «Можно с большой долей уверенности предположить, что творческая неудовлетворенность Чюрлёниса, его борение с самим собой, со своей фантазией, начались ещё задолго до того, как он пришёл к живописи.
Указанная проблематика свойственна и Чюрленису. Клее, активно размышлявший в 1902-1905 гг. Более отчетливы здесь не формальные, а идейные и иконографические взаимосвязи. Только в картине «День» («Diena») из цикла «Сутки» («Рага», 1904-1905) чувствуется близ- польским авторам беспокойное настроение, когда тучи являются словно персонификацией угрозы. Одна из причин быстрого и резкого изменения стиля Чюрлениса в 1906-1907 гг. Литовский композитор и художник.
«Жемайтские придорожные распятия» (Zemaiciu koplytstulpiai), «Жемактское кладбище» (Zemaiciu kapines) (все 1909), в которых доминируют сакральные мотивы, неосложненное пространство и традиционная перспектива, казались мирискусникам более приемлемыми. Родился в провинциальном городке Варена (на юге Литвы), вырос в Друскининкае. И второе, в Центральном Кавказе есть место, носящее имя Чюрлёниса – один из перевалов.
Исполнители даже внешне менялись. В композициях Чюрлениса с мотивами флоры садов и парков преобладает созерцательная нота. Позже у них родилась дочь Дануте.
Такой метод основан на глубоком поникании родства искусств их общей основы. В то время в Москве (в Народном комиссариате просвещения) работала сестра Чюрлёниса, Валерия Чюрлените. Во многих летних этюдах Чюрлениса 1907 г. (как правило, это камерные садовые или парковые мотивы) имеет значение, как и у поляков, свободная импровизация разными художественными средствами, в том числе техническими эффектами — «Лето», «Весна» («Vasara», «Pavasaris», оба 1907). В. К. Чюрлените и оказать ей необходимую помощь и поддержку в их сохранении. При подборе линий и цветовых пятен Чюрленис находит равновесие между естественной природой, ее реалистическим изображением и «окультуренным» ландшафтом — декоративными цветовыми пятнами лугов и полей — на дальнем плане картины.
Слышишь, как шумят волны. Общество «Мир искусства», с которым Чюрленис по рекомендации вильнюсского скульптора Марка Антокольского стал поддерживать отношения, по утверждению исследовательницы этого объединения Н. Лапшиной, уже давно не было главенствующим в жизни русского искусства. он изучал композицию в Варшавском музыкальном институте (Warszawski Insytut Muzyczny) Кроме музыки он интересовался и бурно развивающимся в то время символистским польским изобразительным искусством. картины возвратить тов. В 1908-1909 гг. Акцентированием графического начала из авторов «Голубой розы» Чюрленису наиболее близок Петр Уткин, с которым Чюрленис был знаком лично и, судя по одному письму, относил его к художникам-модернистам.
Был старшим среди девяти братьев и сестер. В те дни в Литве сформировалось социалистическое правительство во главе с В. С. Мицкявичюсом-Капсукасом, которого, кстати, Чюрлените хорошо знала и обмолвилась об этом в разговоре с Лениным. Вследствие обычности мотивов (море, небо, скалы) их можно сопоставить с пейзажами Паланги (1908) или Татр (1905), написанными Вычулковским, этюдами взморья Бретани Рущица и Владислава Слевиньского. Некоторые его живописные работы и рисунки тушью по своей тематике (но не по способу решения) сообразуются с частыми картинами космической мистерии в русском искусстве начала XX в. Лейтмотив космической катастрофы был понятен ему в холсте Льва Бакста «Terror antiquus» (1908). Для литовского музыканта (даже, если он не пианист, наличие запаса произведений Чюрлёниса в багаже – своего рода дело чести).
Осенью 1903 года он пишет маслом картину «Музыка леса». По композиции ей довольно близка картина Чюрлениса «Жертвенник» («Aukuras», 1909). Еще недели две они пролежали бы в подвале Румянцевского музея и картины погибли бы. В 19 лет Чюрленис поступает в Варшавский музыкальный институт.
Солнце, хотя непосредственно и не изображенное, активно включается в пленэрные этюды Чюрлениса. Чюрлёнис пребывал в состоянии постоянного поиска чего-то нового, неизвестного.
Триптих «Лето» (1907) выделяется из творчества Чюрлениса. Надеюсь, что новое поколение поддерживает эту красивую традицию. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. О раннем этапе творчества Чюрлениса (1902-1906) можно судить по хранящейся в Национальном художественном музее им.
Странной и нелепой случайностью следует считать то, что в России Чюрленис непосредственно не познакомился с художниками из другого общества — «Голубая роза», так как и в их творчестве и в творчестве Чюрлениса прослеживаются явные параллели. — переводится как бурно, радостно, весело. По сравнению с русскими художниками, он мало интересовался цветом русская идея «красочной музыки» не являлась для него привлекательной. В Варшавском музыкальном альманахе «Меломан» появляются его первые печатные пьесы для фортепиано исполненные тоски и печали – Ноктюрн, Прелюд.
Музыка и живопись были для него нераздельными и равными. Удивительныйчеловек. В зрелых картинах Чюрлениса, например в «Сонате 4», «Прелюдии фуге», предметность изображения утрачивает многие привычные физические качества, но они не исчезают вовсе. Здесь приходит первая большая любовь Чюрлениса к Марии Моравской.
Может возникнуть вопрос: каков был тот общий знаменатель, сблизивший творчество польских («Молодая Польша»), русских провинциальных (Голубая роза» вначале зародилась в Саратове, после чего — в Москве) художников и литовского художника. Одним из первых документов Советской власти было постановление за подписью В. И. Ленина о национализации частных художественных коллекций. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла Сотворение мира. Как один, так и другой художник придают силуэту изображаемого хребта антропоморфный образ.
Во второй половине первого десятилетия, когда Чюрленис создавал живописные сонаты, прелюды, фуги и решал проблемы синтеза искусств, Кузнецов, по примеру Борисова-Мусатова и Соловьева, более интересовался метерлинковской (Maurice Maeterlinck) темой души человека и рождения человека. Однако нельзя не заметить и отличий. При жизни Чюрлёнис не желал, чтобы картины покидали пределов его родины. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы. Информацию, полученную из упомянутых источников, художник соединил с багажом западных идей в искусстве, накопленным еще в Польше и это было не только его преимуществом перед русскими художниками, но и одной из причин непростой ситуации, сложившейся для него в мире искусства Санкт-Петербурга. Идеи Митерлинка и Myзыка Рихарда Вагнера — это не только фундамент иррационального символизма многих русских поэтов и членов «Голубой розы», но и важная черта творчества авторов «Молодой Польши».
Специфика русского символизма, которую Александр Белый назвал «узлом между вершинами знания и интуиции», раскрылась в искусстве и литературе в темах множественности миров, творчества как пророчества, космического единства, человеческого одиночества и детерминизма судьбы. Выразительно полотно «Облака в Финляндии» («Chmury w Finlandii», 1908) учителя Чюрлениса в Варшавской Художественной школе Конрада Кржановского. И в одном и в другом случае он чаще всего упоминает Ближний Восток — Ассирию, Персию, Египет, а также Индию Некоторые его работы на библейские темы связаны с традициями древнееврейского востока «Потоп» («Tvanas», 1904-1905), «Сотворение мира» («Pasaulio sutverimas», 1906), «Ноев ковчег» («Nojaus аrkа», 1909), «Сон Иосифа» («Juozapo sapnas», 1907-1908).
В это время созревают и серьезные творческие планы. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Здесь были сделаны его первые рисунки, написаны первые музыкальные произведения. Так возник необычен зрительно-слуховой диалог. В непригодных для надлежащего хранения (холодных и сырых) условиях картины могли быстро погибнуть. Симметрия и равновесие, хотя и не так явно, подчеркнуты и в композиции «Весна» с изгородью и островками снега, в графической работе «Дворик» («Kiemelis», 1905). На выставках в то время стали выявляться художники младшего поколения, которым цели «Мира искусства» (искусство — теург искусство — источник красоты) казались не очень понятными.
Его музыка играет красками, а в картинах звучит музыка. Преодолеть состояние депрессии Чюрленису помогает музыка. Как и Чюрлениса, его привлекала орнаментальная структура, трагическая основа изображения. Чюрленис часто пишет вертикали деревьев и их пики, гиперболизирует струи дождя («Лето», «Лето I» («Vasara», «Vasara I»), оба 1907) ил центрическое движение крыльев ветряных мельниц («Соната II», «Анданте» («Sonata II», «Andante»), 1907) и так же подчеркивает цикличность природы и связь ее отдельных элементов.
С большим трудом (имея на руках записку от наркома просвещения А. В. Луначарского) настояла на приёме у Ленина. Отличаются и эмоциональные акценты Чюрлениса. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Две выставки последнего литовский художник мог видеть в Варшаве в 1897 г. и в 1905-1906 гг.
В 19о8 году Чюрленис посетил Петербург, с намерением ознакомиться со здешним миром искусств и был избран в состав петербургского объединения «Мир искусства». «Жертвенник» выделяется композиционной ясностью. Значение Чюрлениса в области профессиональной музыки и живописи огромно.
Вторая картина Чюрлениса из «Зимнего цикла» своим вертикальным доминированием более всего напоминает «Зимнюю сказку» («Basn zymowa», 1904) Ф. Рущица. О Чюрлёнисе невозможно говорить бесцветно. Это чувство озаряло жизнь юноши в чужом городе, было источником светлых дум и романтических переживаний. Здесь же можно послушать и записи его музыкальных произведений. По части загадочности новые поколения живописцев переплюнули тех, кто остался в прошлом, но вот по части одухотворенности и глубины мысли, затаённости чувства и деликатности северной цветовой гаммы – этот неяркий человек недосягаем и мир его вроде бы всем открыт – да не каждый войти может, а в него войти можно, тихонько (чтобы от резких движений и воздушных перемещений не спугнуть краски и музыку в них), не топая ногами, осмотреться и погрузиться в созерцание пространства.
В живописных сонатах важен не столько цвет, сколько композиционная структура и линейно-графическая основа. Сдав заключительные экзамены, Чюрленис удостаивается диплома композитора. Отец Марии Моравской запрещает ей и думать о будущем с молодым неустроенным композитором.
Триптих «Райгардас» (1907), в котором изображены картины родных друскининкайских окрестностей, полон тепла и гармонии. Здесь прошло детство и много прекраснейших творческих лет жизни Чюрлениса. Актуальные примеры русской культуры литовскому художнику могли быть знакомы не только из рассказов преподавателей Варшавской Художественной школы, выпускников Художественной академии Санкт-Петербурга, но и из доступных в Польше книг русской поэзии и журналов «Золотое руно», «Мир искусства».
В «Зимнем цикле» Чюрлениса («Ziemos», 1907) ярко подчеркнут момент динамического процесса, момент изменения и трансформации элементов. форм. Поверьте, начинаешь уважать композитора ещё больше. - гипнозом.
Примерами могут служить три самостоятельные картины пол названием «Весна» (все 1907), особенно композиция с цветущими деревьями. В творчестве обоих важны главенствуют общие те мы — циклическое возрождение природы, воплощенное в картинах веска и утра, солнца и зари пробуждение.