+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Михаила Врубеля «полет Фауста И Мефистофеля»

Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля»

И не верил никто Врубелю. П. Иванов говорил об этой картине: «Несама ли то Дева-Обида, что, по словудревней поэмы, «плещет лебединымикрылами на синем море» перед днямивеликих бедствий. » Да, врубелевская Царевна-Лебедьскорее ведет свое происхождение отДевы-Обиды «Слова о полку Игореве», чемот героини пушкинской «Сказки о цареСалтане» или оперы Римского-Корсакована этот сюжет. Коровиным, В. Д. Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело. Что никто не позировал Врубелю, Известно или он просто вообразился ему ночью лунной при виде старого замшелого пня – неизвестно и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе. 1884г.

Подмассивной гривой волос — исступленныйлик с выходящими из орбит глазами. Художник отлил эту голову в гипсе ираскрасил, придав ей жуткую «настоящесть». В 1928 году ее разбил на куски какой-топсихически неуравновешенный посетительРусского музея в Ленинграде, гдескульптура была выставлена. 1902г. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Из-за службы отца семья часто переезжала. Леспервозданно дремуч, в его густой вязипритаились два ястреба. Колдовскаяпустота его глаз говорит о какой-тозвериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполнестихийное, бесконечно далекое от тоймучительной рефлексии, которая сводитсудорогой могучие мускулы Демона. В1902 году Врубеля поражает тяжелый душевныйнедуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частныхклиниках Москвы и Петербурга) он создаетнемало работ, отмеченных изысканныммастерством (Жемчужина, 1904 ПортретВалерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.

В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Вседаже «слишком красиво» — может быть, потому эта картина и не всем теперьнравится. Он сблизился с мирискусниками (хотя А. Бенуа всегда критически относился к его живописным новациям), много выставлялся – на выставках Мира искусства, венского Сецессиона и пр. Силубогатырского эпоса Врубель отличночувствовал, но, вероятно, ему ближе былиобразы более хрупкие и лирические, «тающие и ускользающие», подобные тем, что создавала на сцене его жена.

Забелу — совсем другое лицо, в отличиеот «Морской Царевны», где портретноесходство несомненно. 1903г. Если не работал, то думал о работе. Н. А. Прахов находилв лице Царевны-Лебеди сходство с егосестрой, Е. А. Праховой. 1896г. В 1874 году Михаил поступает в С-Петербургский университет на юридический факультет.

Михаил Александрович Врубель картины

Его полотно написано почтиодновременно с «Богатырями» Васнецова, произведшими фурор на выставке в 1899году. Это существо вполне стихийное, Колдовская пустота его глаз говорит какой-то о звериной или растительной мудрости, мучительных раздумий, лишенное каких-либо переживаний – чуждой сознанию. Как будто откликаясь на беззвучныйзов лесного хозяина, медленно выползаетиз-за горизонта месяц, голубым сияниемвспыхивает поверхность речки и маленькийголубой цветок. Природа чуть намечена — вместо нее выступает козлоногий сатир.

Послепереезда в Москву Врубель становитсяодним из самых активных членовхудожественной группы Саввы Мамонтова. Здесь художник пишет ряд лучших своихкартин, работает в майолике – скульптурыЦарь Берендей, Лель, Волхова, – все вТретьяковской галерее, Москва, обращаяськ дизайну исполняет эскизы керамическойпечи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). «Русский стиль» этих вещей находитвыражение и в его сценографии, связаннойс Московской частной русской оперойСаввы Ивановича Мамонтова, в том числев оформлении Садко (1897) и Сказкио царе Салтане (1900) Николая АндреевичаРимского-Корсакова. Усольцева в окрестностях Москвы. Учился Врубель в ПетербургскойАкадемии художеств (1880–1884) у ПавлаПетровича Чистякова уроки акварелибрал у Ильи Ефимовича Репина.

Репродукция картины Полет Фауста и Мефистофеля

И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. В 1899 году Врубель потерял отца, которого преданно любил. Появляется на свет сын, Савва. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.

Болезнь обостряется. Твердые очертания лица тонут в грудах этих красок, лишенных линий и очертаний. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Переливающийся цвет в Врубеля полотнах и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики, Дробящийся.

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»

Впервые иллюстрацию к «Пророку»Врубель сделал еще в 1898 году — она былаему заказана для юбилейного изданиясочинений Пушкина. 1863г. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырьглядит зорко и остро, вслушиваетсячутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны — тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старогоказака» Ильи: Он работает для храма (Кирилловской церкви и Владимирского собора в Киеве) над религиозными фресками, в которых дает по феодально-культовым образцам богоматерь, Христа, ангелов, херувимов, надгробный плач, сошествие святого духа в виде голубя в нимбе лучей, полосами нистекающих на святых. В Академии Врубель работал много и серьезно.

Мефистофельверхом на лошади с белой гривойторжествующе повернулся к Фаусту взорего ужасен. Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить совершенно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем».

Краски несут особые цветовые смыслы, они — выражение сверхчувственной сущности. Здесьгерои выглядят словно призракиевропейского средневековогозамка. Эти платья былиочень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боитсяпошевельнуться». Холст, масло. Создавая своихперсонажей, например, того же «Богатыря», Врубель искренне вживался в мир былинныхсказаний.

Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Переезжает в Москву. В1906 художник ослеп. Делает наброски икон для Владимирского собора. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. 1886г.

Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Те, кто видел историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно. Картина МихаилаВрубеля «Демон». Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком.

Холст, масло. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Демоннизринут в ущелье среди скал.

1910г. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. А также своего старого учителя Чистякова посетил выставку Нового общества художников, Он пригласил к себе отъездом перед друзей юности, где впервые увидел Забелу, которому симпатизировал отправился в сопровождении жены и вызванного из Москвы Усольцева в Панаевский театр. Затем была снова рисовальная школа в Одессе.

Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Размер 116 213 см, холст, масло. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. «Пана» Врубель написалза два-три дня, взяв, со свойственнойему нетерпеливостью, холст с начатымпортретом жены. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля».

Накартине маслом 1904 года шестикрылыйсерафим с мечом и горящей лампадой вподъятых руках появляется один — пророказдесь нет, — и называется картина «Азраил» (ангел смерти). В 1890 году он показал своего Демона сидящего, задуманного еще в Киеве. Отец, Александр Михайлович Врубель, женится на Е. Х. Вессель. Историкискусства А. М. Эфрос однажды сказал оВрубеле, что он словно просидел всюжизнь без выхода в волшебной опере, созерцая театрально-необычные существа. Замечание не лишенное меткости: что-тоот «волшебной оперы» действительноесть в его картинах. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И.

На что Врубель заявил: Ваше отрицание дает мне веру в себя. КартинаМихаила Врубеля «Богатырь». Он уже снова в С-Петербурге, более менее выздоровивший. 1870г.

Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Однако в эпоху авангарда творчество Врубеля «не вписывалось» в новую модель общественных отношений и он был попросту забыт «комиссарами от искусства». Но больше в ней от лешего —и пейзаж русский и облик Пана. На шум вышла его дочь, взяла в руки странную картинку. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Чего не скажешь о лице Мефистофеля.

Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла. – что произвело на художника тягостное впечатление, появился Ребенок на свет с врожденным дефектом – заячьей губой. Царевна не приближается — онауплывает во тьму и только в последнийраз обернулась, чтобы сделать свойстранный знак предостережения еобыкновенно красиво ее лицо —действительно, «красота неописанная»сказочных царевен и ее волшебно-мерцающееоперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. 1889г. Художника окончательно отстраняют от работы во Владимирском соборе.

В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Он предлагал себя – свои богатства, Затем он перешел к мифическим образом и античности (а. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. Умирает отец художника. КартинаМихаила Врубеля «Царевна-Лебедь». Я ничего подобного не видел никогда.

Экспрессивно-драматичныи портреты (К. Прижизненная хула сменила обожествление художника в последние годы жизни. Врубель винит в беде себя. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. 1899г. Изучая под руководством Прахова византийскую иконопись, в Киеве русский художник провёл шесть лет, трудится также Владимирском во соборе.

Спустя 4 года его отец вновь женился – на Е. X. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Он готов был подарить нас храмами и дворцами, песнями и кумирами. Конгломератискрящихся форм в последней картинеблизок уже к беспредметному искусству. Цвет становится средством дематериализации, средством возбуждения иррациональных ощущений. 1859г. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа.

Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Умирает в петербургской клинике доктора Бари. По рекомендации своего наставника, П. Чистякова, отправляется в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Его Демон остался верен своей натуре.

Позже Врубель сделал скульптурную голову «Демона», где образ Демона показан более жестоким. Учился в Академии Художеств. Говорят, что толчком послужилочтение рассказа Анатоля Франса «СвятойСатир».

Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Завершает работу над «Демоном сидящим».

Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Знакомиться с К. Коровиным. Но «Пана», кажется, не опознали во всяком случае, никто непозировал для него художнику и не былоникаких поисков типажа. В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице. Он критически относился к современному искусству.

После обычных приветствий он спросил меня: 8220Это Вас я должен писать. И посленескольких лет супружества НадеждаИвановна оставалась для Врубеля манящейзагадкой, «Незнакомкой», воплощениемтой ускользающей тайны, которая всегдачудилась ему и в природе и в музыке ив состояниях человеческой души. Получилось, видимо, не то, чтохудожник задумывал: он не хотел сделать«Поверженного» жалким, хотел показатьгордую непобежденность Демона даже впадении. Таково же его панно «Фауст. Триптих», написанное в этом же году дляукрашения московского дома А. В. Морозова. Это таинственное произведение с колючимиугловатыми формами изображаетзадумавшегося посреди библиотекиФауста, Маргариту с белыми лилиями ноги листающего книгу Мефистофеля.

Приглашенныйдля реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев долженбыл исполнить новые композиции (вчастности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и иконуБогоматерь с младенцем (Киевскиймузей русского искусства). В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Таким образом, он обрел высочайший статус лишь в конце XX века. Как в ярком бредовом сне, возникает из зелено-синих и красно-лиловыхжгучих переливов узкий, как бы змеиныйлик ангела смерти, на шее длинной ипрямой, как колонна, в обрамлении черныхволос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Самобытная манера Врубеля– особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мировогосумрака» – окончательно сформироваласьв его киевские годы (1884–1889), причем врусле церковного искусства. Картина Михаила Врубеля«Снегурочка».

Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Год выдался очень тяжелым для семьи Врубеля. Родился в Омске 5 (17) марта1856 года.

На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой санаторий. Д. и М. И. Арцыбушевых, атакже Саввы Мамонтова, все три 1897 всеработы – в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминациив тех врубелевских образах, которыевосходят к его иллюстрациям к поэмеЛермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галереяи Русский музей, Санкт-Петербург), – вкартинах Демон (1890) и Демонповерженный (1902 обе работы –Третьяковская галерея). В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи. Потом они стали появляться и на московских выставках. Верится, что Князь Мира позировал ему. И когда резал себя ножом, страдания уменьшались.

По окончании университета и отбытии воинской повинности поступает в Академию художеств. Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику. 1880г. Первые признаки психического заболевания. Из-за чего 1889 он году был отстранён от этой работы, Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение. КартинаМихаила Врубеля «Пан».

Лишь в 60-е годы XX века неповторимая индивидуальность Врубеля вновь вызвала повышенный интерес. Главные герои картины – Мефистофель и Фауст.

Холст, масло. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Но чаще фантастические сказочные видения как бы вырастают из природы и заслоняют ее.

Демон почти задевает вершины своим телом. К началу 1904 года он почти умирал. что люди считают долгомповергать из-за христианских толстовскихидей». Его Богатырь – Илья Муромец – кряжистый, огромный, восседающий на коне-битюге. И только один человек сразу поймет, откуда взялся этот образ.

В 1890 году художник создал задумчивый образ «Демона сидящего» 8212 первое произведение, созданное из демонического цикла, включающего в себя живописные произведения, рисунки и скульптуру. Он перекликается с опустошённостью души. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Оканчивает Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Таковасерия его работ, которую можно объединитьодной темой – «Фауст».

Фауст, который с таким беспристрастным выражением лица скачет на своей лошади, оказывается, был зацеплен чертополохом, но даже эта неприятность не смогла вызвать на его лице совершенно никаких эмоций. Вы художник. Валентин Серов (ставший с годами другом Врубеля и добившийся места для его картин в Третьяковке), заглянувший в мастерскую Врубеля, откровенно признался: Я этого не понимаю. Теряет зрение. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате.

В последствии, Картина, религиозного реформаторства, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма искусилась которым тогдашняя светская культура. Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта.

1890г. Он долго смотрели терзался. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста.

Женится на певице Н. И. Забеле. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Родился в Омске, в семье военного юриста. Эллинский козлоногийбог и русский леший соединились на нейв одно лицо. Зато зрители разныхпоколений находят в «Пане» сходство скем-то, кого они встречали и кого Врубельвстретить никак не мог, — доказательствотого, насколько этот сказочный персонажжизнен и живуч. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках.

– Я не знаю другого художника, который при жизни был бы так злобно гоним. Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. Колорит картины мрачен.

Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева. Семья переезжает в Одессу. У Пушкина и Римского-Корсаковаона дневная, светлая. Умирает мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина.

Врубель же стремился ближе подойтик стилистике фольклора. Умирает сын Врубеля. К сожалению, она умерла, когда Михаилу было всего 3 года. И свою картину художник назвалсначала «Сатир».

В 1884 году Врубель уходит из Академии. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием "Демон". В. Бехтерев определяет у Врубеля неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга). Когда Михаилу исполнилось 7 лет, отец снова женился.

Вписьме к сестре от 22 мая 1890-го годаВрубель сообщает: Вот уже с месяц япишу Демона, то есть не то чтобымонументального Демона, которого янапишу еще со временем, а «демоническое»— полуобнаженная, крылатая, молодаяуныло-задумчивая фигура сидит, обнявколена, на фоне заката и смотрит нацветущую поляну, с которой ей протягиваютсяветви, гнущиеся под цветами». Где в некоторых случаях он должен исполнить был совершенно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем», Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век). Холст, масло. 1906г.

Это выражениенадвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этотвзнесенный меч и «угль, пылающий огнем». Сильное, грозное произведение. Его пригласили на реставрацию одной из церквей, Однажды, что с ним связано, после чего настолько он вдохновился Богом и всем, что даже написал несколько картин, на которых были изображены библейские персонажи. Там Врубель начал писать портрет В. Брюсова (1906, ГРМ), но болезнь неотвратимо обострялась, в 1906 году художник ослеп, портрет остался незавершенным.

Никаких прямых связей со сценическойтрактовкой «Царя Салтана» в картиненет и сама царевна даже не похожа на Н. И. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).

Картина МихаилаВрубеля «Демон поверженный». Навстречу судьбе и он везет в Москву, который станет его символом жизни, образ Демона. Поступает на юридический факультет Петербургского университета. Особоевлияние на Врубеля оказали живописьвенецианского Возрождения (из современников– испанец М. Фортуни и английскиепрерафаэлиты). 1874г. Но разве от этогоони менее прекрасны.

Ладно идите. Он сделал своегобогатыря — Илью Муромца — кряжистым, огромным, восседающим на коне-битюге. Такой «мужичище деревенщина» можетсражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, какповествуется в былине ему «грузно отсилушки, как от тяжелого бремени», ноедет он «чуть повыше леса стоячего, чутьпониже облака ходячего» — на картиневерхушки елей виднеются у ног коня. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». «Пан»единодушно признается вершиной еслине всего творчества Врубеля, то егосказочной сюиты. Римский-Корсаков, как и многие, был в восторге от произведения Васнецова. На этой картине три богатыря показаны, однако, без гиперболизма, свойственногобылинам и вне их величавого напевноголада.

Холст, масло. Его Демон остался верен своей натуре. (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизмаи модерна в русском изобразительномискусстве.

Там произошло его последнее возвращение к жизни. 1901г. Мамонтов был в ужасе. Теперь молчание и тайна160 полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Окаменевший пейзаж в «Демонесидящем» — каменные цветы, каменныеоблака — символизирует это чувствоотторгнутости, чуждости: «Природы жаркиеобъятья навек остыли для меня». Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать.

Сближается с С. И. Мамонтовым. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизанахарактерным для символизма чувствомтемного хаоса, таящегося за внешнимипокровами мироздания. Влияние егоискусства было универсальным: в той илииной мере его испытали практически всекрупные мастера русского искусства 20века. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в «МорскойЦаревне» — в сказочный мир вдругвкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. Здесь он пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось.

В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Умер Врубель вПетербурге 1 (14) апреля 1910.

Мучило его то, что всемуэтому он совсем чужой». На выставке «Мира искусства» показывает картину «Демон поверженный». Знакомится с Серовым. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.

Серьезную роль в творчестве Врубеля сыграла церковь. Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». Многие из нихутрачены и существуют только нафотографиях.

Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). В 1901 году Врубеля болезнь окончательно покосила. После его окончания Врубель служил юристом в Главном военно-судном управлении. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же он написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Его художественные способности проявились очень рано. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий».

Мятежный дух низвергнут, но не сломлен. «правду сказать, Брюсов оставил очень интересные воспоминания своей о первой встрече с Михаилом Врубелем, увидев Врубеля, я ужаснулся – состоявшейся в клинике Усольцева. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Болезнь оказалась неизлечимой. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

Но сил не хватало, не было творческого подъема, наступила депрессия. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менеетеатральна, чем другие фантастическиекартины Врубеля: в его «волшебном театре»«Царевна-Лебедь», пожалуй, представляеткульминацию, увенчание и конец сказочнойтемы.

Это и естькартина известная под названием «Демонсидящий» — первая из обширной демоническойсюиты, включающей и живопись и рисунки, и скульптуру. «Молодая уныло-задумчиваяфигура» — слова очень точные. В ноябре едет в Венецию. Феерическое великолепиеврубелевского колорита в полной мерепроявилось в картине Девочка на фонеперсидского ковра (1886, там же). О достоинствах«Царевны-Лебедь» высказываются разныесуждения — не все согласны считать еешедевром.

А иногдавеликие произведения создаются внезапно, как бы экспромтом. Мучившие художника головные боли усиливаются.

Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря (XII в) под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Н. А. Римского-Корсакова.

Большаявереница сказочных произведенийвенчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живописьВрубеля: «Пан», написанная в 1899-м и, наконец, в завершение —«Царевна-Лебедь» в 1900 году. Затем «Демон» всецелопоглотил Врубеля и тема Пророкавозобновилась в его творчестве толькочерез несколько лет, после болезни. Теперь она стала для него главной. Бенуа выссказался Врубеле о так. Неожиданно заболел ребёнок – маленький Саввочка, только начинавший говорить.

Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. Сказочная атмосфератеатра, костюмы, которые с такойнеиссякаемой любовью Врубель создавалдля своей жены – все это, слившись воединостало его жизнью, его вдохновением. Меня и Серова поражало это. ». Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе».

Но нетни вызова, ни ненависти — только глубокая, глубокая печаль. В знаменитой картине Демон сидящий (1890, ГТГ) Врубель пишет молодую, уныло-задумчивую фигуру среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов.

Талант Врубеля-декораторапроявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном дляНижегородской ярмарки (1896, Третьяковскаягалерея). Так и было поначалу. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. Лицо же Фауста решительнои непроницаемо.

Хронология жизни 1856г. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник.



Описание Картины Жоржа Сёра «пудрящаяся Женщина»
Описание Картины Эжена Делакруа «медея»
Описание Картины Михаила Нестерова «за Приворотным Зельем»
Описание Картины Исаака Левитана «весна. Последний Снег»
Наталья Гончарова