Род. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь».
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Это один из его несомненных шедевров.
Около полугода в 1884 – 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в. ), связанных со средневековой традицией и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Но и не только это. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. А свет также дает о себе знать. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Демон низринут в ущелье среди скал. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ».
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля.
Руки его сомкнуты «в замок» 8212 психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья.
Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну. Выдающееся дарование Врубеля было замечено и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в. ). Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Потом, впрочем, он склеил разорванный лист, который доныне составляет гордость Киевского музея русского искусства. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Очаровательная публикация.
Пророчества вскоре сбылись. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Как было его сохранить.
Эта большая акварель поразительна. музей русского искусства, Киев). Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. мне было все это видеть. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. (1906), необычайно выразительный.
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Образ поработил своего создателя. «Он утверждал, — свидетельствует другой мемуарист, — что вообще «Демона» не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол — «клеветник», а «Демон» значит «душа». » Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Она подлинно монументальна.
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями.
В первую очередь, это проявляется в одежде Лебеди. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Искусствовед Н. М. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник».
Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга. Тип лица Христа, его худое изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Брюсова. Сильное, грозное произведение. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Платье демонической красавицы – белое, цвета невинности и чистоты, а еще – бесконечности и холода, чем-то напоминает свадебный наряд.
Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).
Это вот, эти копны сена. Возможно, художник передал тот миг, когда Царевна должна была явить себя Гвидону. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. В нем поднимался богоборческий бунт.
Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Это уже восхищает и поражает. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Да ведь до них несколько верст. Врубель провел в Венеции около полугода. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан.
Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Начинается та самая загадка – превращение. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей и детство болезненного мальчика было счастливым. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Вообще последний год, могу похвастать, был для меня особенно плодотворен интерес и умение в непрерывности работы настолько выросли, что заставили меня окончательно забыть все постороннее. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Больно, горько до слез. В колорите картины – контрасты. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Уже во-первых строках Вашего замечательного опуса, -С каждой новой картиной демон на полотнах становился все злее и ужаснее, а Врубелю становилось все хуже и хуже бездна уважения к творцу и человеку. Врубель, к Вашему сведению, был человек академически образованый, всю жизнь изучал крупнейших философов и сам был философом-кантианцем, и потому оценка его творчества в категориях детсадовских крошек-свидетельство глубины познаний и научности подхода автора. Вам, Татьяна, надо много читать и изучить, прежде, чем радовать такими публикациями, которые не могут не вызвать мучительного стыда за автора и боли за Врубеля.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. В его жизни и творчестве соединились высочайшее мастерство и яркий индивидуализм, глубокое познание натуры и фантазия, глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. Это особенно заметно в его серии Надгробного плача. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом.
В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность.
Может быть, в закладе. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
Если не работал, то думал о работе. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Одоевский.
в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Вся меблировка два простых табурета и кровать. «. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Рождается ощущение первозданности. Его Богатырь – Илья Муромец – кряжистый, огромный, восседающий на коне-битюге.
У его апостолов были живые прототипы. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. То же самое говорил о своем Демоне Врубель.
Главная картина Врубеля – Демон.