+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Михаила Авилова «поединок Пересвета С Челубеем»

Описание картины Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»

Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. Кстати интересно, что в «Сказании» Ягайло почему-то назван именем своего отца великого князя Ольгерда, который умер тремя годами ранее. Помимо этого стоит иметь в виду и иностранные (немецкие, польские и ордынские) упоминания и археологические данные.

В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. Но молодой и здоровый Митяй по прибытии в Византию неожиданно преставился. Между тем в ней больше легендарного, нежели реального.

Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. В отличие от Мамая последний был настоящим чингизидом – потомком Чингиз-хана. Ясно, что это поздние вставки и желание разукрасить «биографию рода». В Пространной летописной повести говорится, что он бывший брянский боярин, очевидно, перешедший на службу к великому князю Московскому вместе со своим сюзереном – князем Дмитрием Брянским. Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), — поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям — Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих. Воспринимать «Задонщину» и «Сказание» как исторические источники можно и нужно, но скорее как уникальные памятники литературы и политической мысли конца XV – начала XVI веков, нежели как источники информации о событиях, случившихся за сто лет до того. Неслучайно через два года, несмотря на разорение Москвы, хан Тохтамыш оставил ярлык на Великое княжение Дмитрию Донскому, а не передал его своим союзникам Михаилу Тверскому или Дмитрию Суздальскому.

В описании скорби русских женщин и в «плаче Мамая» использовано апокрифическое «Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов». А недоверие к своей истории приводит к пренебрежению ею. «Маленькая ложь рождает большое недоверие».

Кстати интересно, что в «Сказании» Ягайло почему-то назван именем своего отца великого князя Ольгерда, который умер тремя годами ранее. Это была важнейшая веха в создании русского этноса, можно сказать, отправная точка. Была составлена относительно точная карта местности для конца XIV века и практически наверняка определено место сражения – относительно небольшая поляна среди прибрежных лесов.

Как бы они отнеслись к войне с единоверцами и почти родичами на стороне татар — неясно. Возможно, не без чьей-то помощи. Лишнее подтверждение того, что не всем сведениям этого литературного памятника стоит слепо доверять. Во время битвы командовавший большим полком воевода Михаил Бренок погиб. Видимо, об этом шла речь в изначальном тексте Епифания, а через сто лет сюжеты переплелись и времена в «Сказании» смешались. На фронтоне храма Христа Спасителя в Москве можно увидеть горельеф (подлинник его находится в Донском монастыре): Сергий Радонежский благословляет на битву коленопреклоненного князя Дмитрия Ивановича и его брата Владимира Андреевича.

Но последний памятник изначально созданный Епифанием Премудрым в начале XV века, дошел до нас лишь в поздних, так называемых пахомиевых (написанных Пахомием Логофетом) редакциях, которые появились даже позже «Сказания». Последние могли бы дать самую точную картину, но они очень скудны.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле это

А значение этой победы для русской истории действительно невозможно переоценить. Татарское войско, видимо, несколько уступало в численности русскому. Почти дословно совпадающие с ней тексты сохранились в труде Рогожского летописца (середина XV века) и Симеоновской летописи (начало XVI века), так что можно почти наверняка утверждать, что у них был один первоисточник. В летописи он именуется «черньцомъ Родионом Ослебятемъ иже прежде былъ боярин Любутьскы».

Согласно преданию, князь решил биться как простой воин в первых рядах, посему он поменялся конями и одеждой с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, повелев своему оруженосцу держать рядом с ним свое чермное (то есть темно-красное или багровое) знамя. Сепаратист Мамай, по сути, был уже «сбитым летчиком», а за молодым и вполне легитимным правителем Золотой Орды маячила грозная фигура «железного хромца» Тимура. А недоверие к своей истории приводит к пренебрежению ею. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу.

Первенство Москвы уже не требовало доказательств. «Маленькая ложь рождает большое недоверие». Ослябя в текстах не фигурирует, зато мы знаем, что десятилетием позже Куликовской баталии он состоял на дипломатической службе у великого князя Василия Дмитриевича (сына Донского).

Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле. Очень точно это выразил великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские». В последние годы, ссылаясь на размер поля боя (согласно уже упомянутым недавним данным), специалисты говорят о 7-10 тысячах воинов, принимавших участие в сражении. Это принципиальный и очень важный вопрос. В 1378 году почил митрополит Алексий (в миру – Елевферий Федорович Бяконт), заменивший Дмитрию рано умершего отца и фактически правивший страной в детские и отроческие годы князя. А возможно, даже отправил с ним иноков Пересвета и Ослябю, о чем речь впереди. Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением. Первенство Москвы уже не требовало доказательств.

Бесплатная помощь с домашними заданиями

Это принципиальный и очень важный вопрос. И все же, похоже, Дмитрий с преподобным Сергием перед Куликовской битвой не встречался. Но какой-то небольшой перевес у русичей был. Стоит отметить, что собственно татаро-монголов у темника (или беклярбека) Мамая было совсем немного, а большую часть его армии составляли наемные контингенты из народов, населявших Причерноморские степи, Северный Кавказ и Крым. Главным образом из-за того, что реальная помощь Мамаю могла осложнить отношения Литвы с ханом Тохтамышем. Здесь мы впервые находим относительно подробный рассказ о ходе битвы, о погибших князьях и боярах и другие подробности. В летописи он именуется «черньцомъ Родионом Ослебятемъ иже прежде былъ боярин Любутьскы».

Ослябя в текстах не фигурирует, зато мы знаем, что десятилетием позже Куликовской баталии он состоял на дипломатической службе у великого князя Василия Дмитриевича (сына Донского). Два самых знаменитых источника – «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» – появились на свет минимум через сто лет после описываемых в них событий. Фигурируют они и в «Задонщине», причем, оба: Еще один спорный момент – участие в сражении самого князя Дмитрия. Во время битвы командовавший большим полком воевода Михаил Бренок погиб.

Сюжет с переодеваниями или бедный Бренок

В ранних текстах об этом нет никаких упоминаний, появляется этот сюжет лишь в «Сказании о Мамаевом побоище» и в «Житии Сергия Радонежского». Некоторые именные указания очевидно ложные (упомянутые люди не могли участвовать в событиях 1380 года, поскольку тогда просто не жили), что объясняется желанием неких персон создать себе родословную – задействовать предков в реальных исторических событиях. Очень точно это выразил великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него— русские». Сепаратист Мамай, по сути, был уже «сбитым летчиком», а за молодым и вполне легитимным правителем Золотой Орды маячила грозная фигура «железного хромца» Тимура. Это была важнейшая веха в создании русского этноса, можно сказать, отправная точка. Эта летопись – уже не информационное сообщение, а художественно-публицистическое произведение, при создании которого использованы реминисценции из «Жития Александра Невского», «Чтения о Борисе и Глебе», а также многочисленные библейские цитаты.

А значение этой победы для русской истории действительно невозможно переоценить. Литовцу Ягайло тоже не особо хотелось воевать.

В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной. В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни.

Литовский след и русские потери

Задумал идею произведения художник задолго до этого. Литовцу Ягайло тоже не особо хотелось воевать. Как бы они отнеслись к войне с единоверцами и почти родичами на стороне татар – неясно. Скорее всего, красивый сюжет о приезде Дмитрия к Сергию перекочевал в «Житие» из «Сказания», где он появился впервые.

Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. Скромность находок не должна смущать: оружие в те времена было большой ценностью и его собирали сразу после битвы, а братские могилы воинов располагались (по письменным источникам) на высоком берегу Дона и могли уйти под воду при изменении береговой линии. Помимо этого, были небольшие личные дружины безземельных князей, небольшие отряды из Пскова, где «сидел» князь Андрей Ольгердович и Новгорода.

Фигурируют они и в «Задонщине», причем, оба: Еще один спорный момент — участие в сражении самого князя Дмитрия. Согласно преданию, князь решил биться как простой воин в первых рядах, посему он поменялся конями и одеждой с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, повелев своему оруженосцу держать рядом с ним свое чермное (то есть темно-красное или багровое) знамя. В итоге Киприан уехал в Литву, а Пимен двинулся к Москве.

В этом рассказе множество нестыковок – как хронологических, так и фактических. Ясно, что это поздние вставки и желание разукрасить «биографию рода».

За спиной у старца стоят воины-иноки Пересвет и Ослябя. Но это не всегда получается задания бывают трудными, да и нет желания их делать. Заезжал ли Дмитрий в Троице-Сергиеву лавру накануне Куликовской битвы. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет.

Репродукция картины Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле (Михаил Иванович Авилов)

Это большой успех, дающий возможность точнее интерпретировать события. Карамзина в примечаниях к его «Истории государства Российского».

Неслучайно через два года, несмотря на разорение Москвы, хан Тохтамыш оставил ярлык на Великое княжение Дмитрию Донскому, а не передал его своим союзникам Михаилу Тверскому или Дмитрию Суздальскому. Однако художник решительно отправился в военкомат. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом».



Описание Картины Николая Рериха «гималаи»
Описание Картины Гюстава Курбе «похороны В Орнане»
Описание Картины Альфонса Мухи «осень»
Описание Картины Андреа Мантенья «мертвый Христос»
Эстес