Кстати интересно, что в «Сказании» Ягайло почему-то назван именем своего отца великого князя Ольгерда, который умер тремя годами ранее. На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), — поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям — Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих.
Заметим, однако, что Кирилло-Белозерский список «Задонщины», по мнению ряда историков, вполне мог быть составлен в сокращенном виде с более раннего утерянного источника. Сепаратист Мамай, по сути, был уже «сбитым летчиком», а за молодым и вполне легитимным правителем Золотой Орды маячила грозная фигура «железного хромца» Тимура. Ясно, что это поздние вставки и желание разукрасить «биографию рода». В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. Основная редакция» (в переводе В. В. Колесова) так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «hellipВыехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. Так вот, в перечне погибших во время сражений бояр и князей упоминается Пересвет. Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации.
В то же время в этом документе нет рассказа о его поединке. А недоверие к своей истории приводит к пренебрежению ею. Но это не всегда получается задания бывают трудными, да и нет желания их делать.
Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Любутск — город в Брянской области, так что Пересвет и Ослябя — земляки, возможно, даже родственники. Рассказывается о Пересвете и в «Задонщине», которая, являясь памятником русской литературы, сохранилась в шести списках. Фигурируют они и в «Задонщине», причем, оба: Еще один спорный момент — участие в сражении самого князя Дмитрия.
Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым. Очень точно это выразил великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него— русские». Речь идет именно о костыле для раненого человека, а не о дорожном посохе ходока. Согласно преданию, князь решил биться как простой воин в первых рядах, посему он поменялся конями и одеждой с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, повелев своему оруженосцу держать рядом с ним свое чермное (то есть темно-красное или багровое) знамя.
А значение этой победы для русской истории действительно невозможно переоценить. В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни.
Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. Во время битвы командовавший большим полком воевода Михаил Бренок погиб. Пытаясь создать образы идеальных и безгрешных героев, мы теряем память о настоящих людях, состоящих из плоти и крови, но жертвующих собой ради великого дела. В то же время в государственном синодике середины XV в. его имя не встречается. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.
Однако, в «Задонщине» Пересвет вернулся имея раны (не одну) на груди, о чем сказал Ослебя – «брате, вижю раны на сердци твоемь тяжки». Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ослябя в текстах не фигурирует, зато мы знаем, что десятилетием позже Куликовской баталии он состоял на дипломатической службе у великого князя Василия Дмитриевича (сына Донского). Это принципиальный и очень важный вопрос.
Это – Летописная повесть, «Житие Сергия Радонежского», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев. Состояла она из небольших главок: сказание о битве на «Рождество святыя Богородица», перечень погибших князей и бояр, новость о победе «стояше на костех», сообщение о возвращения войска в Москву, рассказ о рязанском князе Олеге и Мамае. В процессе работы над картиной художник искал свою тему и написал четыре крупных эскиза: Дмитрий Донской у Сергия Радонежского, Дмитрий Донской решает переправляться за Дон, Куликовская битва и Бегство Мамая. В другом списке – Ундольского, также рассказывается о Пересвете, который «злаченым доспехом посвельчивает».
В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной. В «Сказание о Мамаевом побоище.
Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле. Напомним, что кольчуги на нем не было. Однако художник решительно отправился в военкомат. Русских бойцов отличало от западных рыцарей и восточных конников искусство «маневрировать в бою, уклоняться от ударов, подныривать под удар».
Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. Кони противников должны были быть специально обучены для таких поединков. Это была важнейшая веха в создании русского этноса, можно сказать, отправная точка.
Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В летописи он именуется «черньцомъ Родионом Ослебятемъ иже прежде былъ боярин Любутьскы». Литовцу Ягайло тоже не особо хотелось воевать. В частности, в самом раннем списке Кирилло-Белозерского монастыря упоминается «Хоробрый Пересвет».
По мнению большинства историков именно Краткая редакция Летописной повести появилась практически сразу после Куликовской Битвы – во всяком случае, до 1409 года. «Маленькая ложь рождает большое недоверие». Как бы они отнеслись к войне с единоверцами и почти родичами на стороне татар — неясно. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет.
Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Первенство Москвы уже не требовало доказательств.