Шагал работал по наитию, смотря на окружающий мир удивленными глазами ребенка. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Художник из России. Старинный дом, спрятавшийся в глубине тенистой аллеи, серое небо и тусклый свет севера изображенные Шагалом в работе Дом в аллее (1908), полны очарования и тайны.
- Если говорить о сходстве, то здесь нет никакой моей вины. Но как только Шагал вернулся в 1914 г. домой, фантазия исчезла. Букет можно истолковать как символическое изображение самого художника (подобно клоунам, акробатам или музыкантам), а можно – как аллегорическое воплощение счастья или удовольствия. В этих образах воплощены воспоминания детства или юности.
Более 300 оригинальных графических работ художника можно увидеть здесь. Что и после Витебска Шагал еще не однажды будет возвращаться к изображению городского пейзажа через окно, открытое Следует отметить, что происходит вокруг, символизирующее связь внутреннего мира художника со всем. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение.
И так с тобой беседовал и, как во сне, тебя видел. Витебск и, вероятнее всего, Белла объединены и равноправно делят картину поровну. Но по существу все исполнители в этой картине нам знакомы. Ничего не поделаешь.
Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Такая трактовка подходит для картины «Невеста с двойным лицом» (1927). Первые литографии попали в музей из Нинбурга (Германия). Например, его работа Белла в белом воротнике (1917) была сделана явно по фотографии жены художника, которая датируется тем же годом.
Шагал нанес ответный удар – серией тяжеловесных 'Старых евреев' ('Красный еврей', 'Черно-белый еврей') списанных с вонючих попрошаек, которые захаживали в лавку его матери и их наследников в панно для Еврейского театра циклом 'Влюбленные' безумными автопортретами буйными пейзажами Витебска. Это то, что во всех других сферах жизни я ненавижу (я еще не разучился ненавидеть), с чем я, несмотря на всю свою душевную усталость, еще не могу примириться — и все же это пленит, я бы даже сказал — чарует, если держаться точного смысла этого слова. В докладе подробно рассматривается этимология городского пейзажа работы Над Витебском (1914-1918) и прослеживается процесс эволюции художника, с годами превратившего обыкновенный вид из окна в доме на Покровской улице в миф о Витебске.
И уж, а в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает своих «строчки» произведений и возможный порядок их прочтения, верно, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма.
Картина иллюстрирует одну из тем пьесы: пародирование романтической любви. Но это разные рассказы. Да и вообще, Шагал 8212 молодец Выбрал такую технику, которая присуща только ему (т. е. По заказу француза в 1923–1930 годах Шагал создает иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя и басням Лафонтена. В первые годы жизни во Франции цветы нередко заменяют автопортреты.
На рисунке Давида Якерсона Уголок старого города (1922) изображен фрагмент Набережной Двины с индустриальным пейзажем. Музей гордится также очень редкими публикациями, рассказывающими о художнике, которые выходили в журналах «Der Sturm», «Kunst und Kunsler» в первой половине XX века. Витражи Шагала отличались красочностью и изысканным рисунком.
В отличие от него, Шагал двадцать лет оставался творцом. Похоже и Россия в нем не нуждалась.
Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Один – о детстве, другой – об изгнании, третий – о тоске. В 1910 году Шагал приезжает в Париж, арендуя крошечную квартирку на авеню Мэн.
Многогранное творчество Шагала 8212 это бесконечная яркая лента колоритных жизненных зарисовок, пронизанных радостью, болью и мечтой. Деревянные постройки сгорели во время войны, а вот каменный дом остался. С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом. В 1922 вместе с семьей уезжает в Каунас, где проходит его выставка, а затем в Германию.
Но на самом деле ими все же являются, не Иные из этих произведений кажутся настоящими сюрреалистическими полотнами. В картине этому соответствует нарочито «неправильное» ее построение: законы перспективы попираются, законы тяготения отменены, естественный ход вещей нарушен вторжением крылатых часов. ltgt Однако самый смысл представленного символа мне непонятен.
А поскольку одна из важнейших характеристик художественного символа – многозначность, каждый, кто всматривается в картины этого великого авангардиста, волен давать свою собственную интерпретацию увиденному. Хочется, чтобы таких увлеченных художников со своей собственной жизненной палитрой было как можно больше. Все как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на полу.
Литературные аллюзии (имя Титания Овидий в «Метаморфозах» дает иногда Диане) соседствуют с нордическими мифами (Пэк в пьесе – эльф и он же домовой или Добрый малый Робин). Витебск и, вероятнее всего, Белла объединены и равноправно делят картину поровну. Ну что же. (6) Картины, которые Шагал создает в период с 1923 по 1941 год, до отъезда в Америку, отмечены двойственностью.
Искусствоведы называют его художником-поэтом, а его искусство – сверхреальным. Несмотря на то, что ему было тогда под 70, он быстро освоил и полюбил эту технику, успев стать одним из выдающихся художников-витражистов XX века.
У Шекспира это превращение, возможно, навеяно античными реминисценциями (Мидас, получивший ослиные уши за то, что оскорбил Аполлона волшебница Цирцея, превращающая людей в скотов метаморфоза Луция в «Золотом осле» Апулея) или народными карнавалами. Перенос Шагалом тела покойника из дома прямо на улицу бедной городской окраины, где жизнь идет своим чередом (на крыше играет скрипач, улицу подметает дворник), как бы расширяет рамки горя и отчаяния только одной семьи. Поучаствовал в формировании коллекции музея и доктор Генрих Мандель из города Иррель (Германия). Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. В первые годы жизни во Франции цветы нередко заменяют автопортреты.
Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных изображении горящих деревень и символических сцен распятия. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. В Витебске ему уже не были нужны воспоминания о России.
Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Я думаю, что он был очень счастливым человеком и получал удовольствие от самой жизни.
(4) Неповторимую особенность ландшафта Витебска составляет его своеобразный рельеф. Аналогичный прием Шагал иногда использовал и при изображении городского пейзажа Витебска. Он, к сожалению, не сохранился. Полагают, что она символизирует гонение евреев в Восточной Европе. Близкой французской художественной стилистике начала 1920-х годов, Обнаженная в написана манере. (3) В 1921 г. в Витебске собирались отмечать 900-летие со дня первого летописного упоминания о городе, в связи с чем под эгидой подотдела изобразительного искусства отдела народного образования предполагалось даже издание специального альбома гравюр по дереву с архитектурных памятников Витебска и производилось описание, фотографирование и зарисовка наиболее ценных в художественно-историческом отношении архитектурных памятников.
Несомненно, есть что-то общее между творчеством Шагала и творчеством всяких художников — демониаков средневековья, часть которых упражнялась в украшении священнейших соборов всякой скульптурной чертовщиной, другая окружала миниатюры молитвенников самыми безрассудными и столь ехидными гримасами. Год спустя, мастер перебирается в известное среди представителей аристократии общежитие художников 171Ля Рюш187 (171Улей187). Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Пропитавшим каждую его картину, Мы дышим воздухом, который все 98 лет жил в сердце его и, видим город, непременно, возникал в образах на его полотнах.
Такой же философией наполнен и один из офортов Шагал к Мертвым душам Гоголя – В пути (1923-1925). Как решить задачу, я не знаю. В картине этому соответствует нарочито «неправильное» ее построение: законы перспективы попираются, законы тяготения отменены, естественный ход вещей нарушен вторжением крылатых часов. Это уже своего рода мировая consecration.
Она говорила на многих языках. узнаваема): неестественные (где-то гибкие, где-то квадратные) фигуры персонажей, насыщенная палитра, лёгкость кисти 8212 работы смотрятся очень свежими, сочными. Литературные аллюзии (имя Титания Овидий в «Метаморфозах» дает иногда Диане) соседствуют с нордическими мифами (Пэк в пьесе – эльф и он же домовой или Добрый малый Робин). Однако его можно расшифровать как закодированное послание. Правда, художник рос не в нем, а рядом с ним.
У Шекспира нет желчи в подшучивании над «нежными чувствами», нет ее и у Шагала. Одной из картин, понятных без лишних слов, является 171Смерть187, написанная в 1908 году. Белла вверху – она царит в памяти и принадлежит настоящему. В действительности Шагал говорит о себе. Буйство зелени березовой рощи средней полосы в работе Окно в деревне (1915) выглядит более оптимистично и настраивает зрителя на созерцательность, присущую и изображенным на картине персонажам. Животные уравнены в правах с человеком, Мир в его картинах одухотворен и как целостен, человек подчеркнуто активен, но в то время, в животных воплощено жертвенное начало.
Я высовывал голову наружу и вдыхал свежий голубой воздух. Осенью 1923 по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.
У Шекспира это превращение, возможно, навеяно античными реминисценциями (Мидас, получивший ослиные уши за то, что оскорбил Аполлона волшебница Цирцея, превращающая людей в скотов метаморфоза Луция в «Золотом осле» Апулея) или народными карнавалами. А в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры и уж, верно, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает «строчки» своих произведений и возможный порядок их прочтения, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Действительно, в этом произведении много странного. Действительно, в этом произведении много странного.
Это и офорты и акватинты и ксилографии и литографии. Глубоко лиричными являются пейзажные рисунки Шагала 1911 г., выполненные в Лиозно. Остальные родственники едва ли воспринимали творчество юного Шагала всерьез. По его признанию, Париж стал для него вторым Витебском. Конечно, художник не мог так долго удерживать в памяти все его детали. По aрхивным документам известно, что Хaцкель и Фейга-Ита Шагaлы (отец и мaть художникa) на Большой Покрoвской улице влaдели недвижимым имуществом в видe каменного 1-этажного дома с лавкой, деревянного дома, двух флигелей во дворе и досчатого сарая.
Ну, а столь необычный для художника красный ангел в небесах – это, скорее всего, шекспировский добрый эльф Пэк. И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Дом-музей имеет к Шагалу непосредственное отношение.
Да и в смысле фона это опять то же черное небо с разноцветными ореолами светила, те же домишки грязной дыры из ужасного захолустья, тот же талый снег или же рамы окон, зеленеющие кусты, стенные часы, семисвечники, торы. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
В 1920 Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр. Семья знаменитого земляка еще раз порадовала витеблян в 1999 году: внучки Шагала Мерет Мейер Грабер и Белла Мейер подарили музею цикл иллюстраций художника к Библии, а также серию уникальных офортов (96 листов), представляющих собой цикл иллюстраций к поэме Николая Гоголя Мертвые души. В котором на первом находился этаже магазин часов и ювелирных изделий Шмуля Розенфельда, Это здание гостиницы Брози, а на втором – открытая терраса кондитерской варшавянина Жана Альберта, отца Беллы. Если продолжить метафору, то Витебск был для художника первым Парижем. Ефим Минин (1920-е), На работах своих ее изображали Константин Змигродский (1911), Эль Лисицкий (1910).
В этом мире люди и животные живут в гармонии друг с другом. Весьма показательной в этом плане является работа Похороны (1908). Вторая – этот цвет ассоциируется с воскрешением через творчество. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им.
Она была умным, воспитанным, культурным, очень тонким человеком. Часы появлялись и прежде (в первый раз в работе 1914 года, а затем – на всем протяжении творчества Шагала, например в «Черной перчатке» (1923-1948) или в «Автопортрете с часами» 1947 года). Среди самых известных витражей можно упомянуть окна для храма Всех Святых в Тудли в Англии, 1966-78, панель посвящённая памяти Дага Хаммаршельда, трагически погибшего Генерального секретаря Организации Объединённых Наций, в здании ООН в Нью-Йорке, 1964 (слева) 171Продавец газет187 8212 картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом.
– В витебском Музее Шагала мы уже пятый раз проводим выставку работ дедушки. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей.
Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Особенно ярко двойственность (в данном случае по отношению к сюрреализму) проявляется в «Сне в летнюю ночь» (1939). Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Работы Шагала не иллюстративны. Сегoдня в этой библиотеке более 3 тысяч книг. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным.
Возможна двоякая трактовка этого факта. Аллегории Шагала уже казались буржуазными и индивидуалистическими. Всемирной известности город у Шагала произрос из пейзажа на работе Окно (1908).
Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам. В действительности Шагал говорит о себе. Каждая из фигур так или иначе рассказывает нам о Шагале. Вершин великолепия он достиг в 1930-е годы, создавая в ответ на нацистские угрозы дерзкие, политические картины, полные образов родины. Мы, супрематисты, прорываемся вперед'.
На этой картине у скрипача зелёное лицо. Однако духовную связь с Витебском Марк Шагал сохранит до конца своих дней. Букет можно истолковать как символическое изображение самого художника (подобно клоунам, акробатам или музыкантам), а можно – как аллегорическое воплощение счастья или удовольствия.
Признание (франц. ). Впервые на чужбине он оказался в 1911 г. – в Париже. Но произвольность эта кажущаяся, равно как и «сюрреализм» (так и напрашивается аналогия с работой Ман Рея «Влюбленные» 1934 года).
Каждая из фигур так или иначе рассказывает нам о Шагале. Витебск внизу – он возник из детства и принадлежит прошлому. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения.
Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. История с продажей картины, несомненно, еще получит свое развитие в Беларуси.
Двор (1919) пленился живописным нагромождением крыш, словно ведущих между собой острый диалог. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). На полотне представлено местечко, где вырос художник.
Белла читала ему вслух на идиш и по-русски, пока он работал, создавая портреты, отражавшие надежды и отчаяния пары: триумф в 'Двойном портрете с бокалом вина' (1918), борьбу за идентичность в 'Белле с гвоздикой' (1924), безысходность и упадок сил в 'Зеленой Белле' (1934). Или перед нами искупительная жертва. Это то искусство, которое как раз мне должно претить в чрезвычайной степени. Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Фантазия и свобода Свой первый заказ на изготовления витража Шагал получил в 1957 году. 'Она была ни на кого не похожа. Цвета картины ярки и фантастичны. Образ скрипача символизирует жизненный цикл человека. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
Первая – скрипач попросту пьян. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. А в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры и уж, верно, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает «строчки» своих произведений и возможный порядок их прочтения, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма.
Особенно ярко двойственность (в данном случае по отношению к сюрреализму) проявляется в «Сне в летнюю ночь» (1939). Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Это чарующе (франц. ).
эпохой. Таким образом ученый смог реконструировать жизненный путь молодого Шагала и период ранний его творчества. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед.
gt Шагал удостоился премии Карнеги. Должен сознаться — c'est captivant. Я вечером наслаждаюсь природой – гласит надпись автора на рисунке.
Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Париж стал моей деревней, как когда-то Витебск, – признавался Шагал в одном из своих интервью, которое он дал Эдуарду Родити в 1957 г. (5) И в этом высказывании Шагала не следует искать мотивов принижения мировой столицы искусств, здесь можно видеть лишь желание возвысить ее до сакральной сферы родины художника. В искусстве Шагала заложены какие-то тайные чары, какое-то волшебство, которое, как гашиш, действует не только помимо сознания, но и наперекор ему lt.
1914-1915 гг. Разгадку нам удалось найти благодаря рисунку Шагала Вид Витебска (1909).