Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта к «Мертвым душам» Гоголя, Библии, сказкам Лафонтена и «1001 ночи», к «Дафнису и Хлое» Лонга и др. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Часы появлялись и прежде (в первый раз в работе 1914 года, а затем – на всем протяжении творчества Шагала, например в «Черной перчатке» (1923-1948) или в «Автопортрете с часами» 1947 года). Марк Захарович подружился со многими видными деятелями того времени, освоил технику кубизма, футуризма и орфизма. Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам.
Она была написана 95 лет назад. Шагал не раз признавался в любви к Моцарту, считая «Волшебную флейту» лучшей из опер, а всю музыку австрийского композитора – «гармоничной, духовной и религиозной». Их свадьбу сыграли в 1915.
Типичной работой этого периода стала картина "Перья и цветы" (1943). Еще до отъезда в Париж Шагал пишет "Автопортрет с кистями". Шагал работал по наитию, смотря на окружающий мир удивленными глазами ребенка.
Литературные аллюзии (имя Титания Овидий в «Метаморфозах» дает иногда Диане) соседствуют с нордическими мифами (Пэк в пьесе – эльф и он же домовой или Добрый малый Робин).
Однако, по сравнению с беспросветностью экзистенциализма, не оставляющего у человека иллюзий и надежд, в автопортретах двух великих голландцев есть то, что принято называть катарсисом – то есть преодоление трагизма и скорби образа красотой и величием его живописного воплощения, ведущего к просветлению человеческого духа. Шагал писал: «не кончил не одной картины или гравюры, не спросив у неё да или нет».
Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Но это разные рассказы. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Должен сознаться — c'est captivant.
Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию.
Равно как и Ван Гог (я говорю о них потому, что начинала с них разговор об автопортретах). Как оказалось, навсегда. Это чарующе (франц. ).
Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность. Вангоговские автопортреты в какой-то степени продолжили гуманистическую традицию Рембрандта, его гениального земляка. Здесь молодой художник сблизился с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами, — Г. В фотогалерее «Рахманинов дворик» открылась выставка «Звёзды парижской школы. Одна необыкновенная и две — обычные. Короче говоря, они влюбились друг в друга с первого взгляда.
Каждая из фигур так или иначе рассказывает нам о Шагале. Но и до того он вот уже десятки лет принадлежит к тем художникам имена которых получили всесветную известность, про которых критики не пишут иначе, как пользуясь готовыми штампованными формулами, а это является выражением величайшего почитания. Валентина уделяла больше внимания творчеству Шагала, чем кто-либо когда-либо. В 1909 году в гостях у своей подруги Белла познакомилась с молодым художником Мойшей Сегалом. На левой руке художника семь пальцев.
Но произвольность эта кажущаяся, равно как и «сюрреализм» (так и напрашивается аналогия с работой Ман Рея «Влюбленные» 1934 года). И нельзя сказать, что Шагал не видел их или не откликался на них – достаточно вспомнить его "Распятия" или образы горящего Витебска или сумрачную горестную картину "Вокруг нее", созданную после смерти Беллы. У Шекспира это превращение, возможно, навеяно античными реминисценциями (Мидас, получивший ослиные уши за то, что оскорбил Аполлона волшебница Цирцея, превращающая людей в скотов метаморфоза Луция в «Золотом осле» Апулея) или народными карнавалами.
Великий голландец оставил около 100 автопортретов и писал он себя с юных лет до глубокой старости (впрочем, определение "глубокая" исходит от характера его самого последнего автопортрета, где изображен истрепанный жизнью человек с жуткой насмешливой улыбкой-ухмылкой – на самом деле по нынешним меркам он был не таким уж древним старцем, ему было всего шестьдесят с небольшим). Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. В них с великолепной художественной мощью отчеканились эмблематические образы самого Шагала и его Музы. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. И эта признанность может считаться вполне заслуженной.
Чаще всего, наоборот, здесь нет и намека на то, что герой этих композиций – Художник он – просто счастливый возлюбленный, пребывающий в раю.
Но это действительно один или два автопортрета. Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, которую он считал делом своей жизни, никем не признанный, бедный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость. Год спустя, мастер перебирается в известное среди представителей аристократии общежитие художников 171Ля Рюш187 (171Улей187). С тех пор её образ стал часто появляться в творчестве Шагала: "Вокруг неё" (1945), "Свадебные свечи" (1945), "Ноктюрн" (1947).
Собственный облик, собственное лицо и фигура в этих работах не обязательно были увязаны с образом Художника. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Шагал не раз признавался в любви к Моцарту, считая «Волшебную флейту» лучшей из опер, а всю музыку австрийского композитора – «гармоничной, духовной и религиозной». Плачешь — так музыкой плачь. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
Великие мастера как бы подписывали автопортретами свои фрески. Шагал до последних дней был Художником он был Влюбленным зеленоглавый храм, символ Витебска, входил в антураж – но вместе с мостами над Сеной, крышами Парижа, кровлями Ванса и так далее (витебский Храм был частью пространственной симфонии, но у него не было "решающего" голоса конкретно-портретное пространство расширилось и включило в себя все другие любимые места на Земле). Почему именно бледный труп пригвожденного к кресту Христа перерезает в белом сиянии наискось мрак, разлитый по картине. Так на театральной сцене могут одновременно находиться несколько персонажей, не вступающих в общение друг с другом. Они «летят от счастья», «парят в небесах».
Он хотел заставить мир задуматься о жизни, пусть солдат, но они же тоже люди. Шагал на этой картине – Художник-демиург, в чьем духовном пространстве слились импульсы от разных культур, разных цивилизаций, давших ему возможность создать некое общечеловеческое вселенское единство, некую космическую мистерию. Однажды Пикассо поддел его в беседе: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России, — ведь там нельзя заработать. » Кроме того, с подачи Валентины «самый еврейский художник столетия» начал сторониться еврейства — перестал рисовать раввинов, грозил подать в суд на человека, предлагавшего включить статью о нём в еврейскую энциклопедию.
В действительности Шагал говорит о себе. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Здесь молодой художник сблизился с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами, — Г. Откинутая занавеска как будто приглашает зрителя полюбоваться пейзажем.
И здесь появляется новый аспект собственного образа у Шагала. Символисты в маске увидели иное. Белла вверху – она царит в памяти и принадлежит настоящему. Белла в полотнах и рисунках Шагала была воплощением Музы, Невесты, Жены, Прекрасной Дамы.
Витебск и, вероятнее всего, Белла объединены и равноправно делят картину поровну. И если Белла символизировала женское начало, то по аналогии собственный облик Шагала был призван играть роль второго основополагающего начала в человеческом универсуме, мужского (янь и инь). Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). И как во всяком мифе, неизменный сущностный смысл был матрицей, которая давала огромное число вариаций – их мы и видим на картинах и литографиях Мастера из Витебска. Это то, что во всех других сферах жизни я ненавижу (я еще не разучился ненавидеть), с чем я, несмотря на всю свою душевную усталость, еще не могу примириться — и все же это пленит, я бы даже сказал — чарует, если держаться точного смысла этого слова.
Здесь же хочу проанализировать этот автопортрет со стороны создания Шагалом собственного образа. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. В одной из картин Шагал становится даже небом своего ненаглядного Витебска – в "Пейзаже с серым домом" автопортретное изображение составлено из белых облаков, осеняющих город. Старый друг Шагала рассказывает, что на улице между собой они разговаривали на идише, но в присутствии прохожих Шагал мгновенно переходил на французский. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения.
Именно в тождественности искусства и духовного «я» художника и заключается, пожалуй, главная магия творчества мастера. Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. Автопортрет в узком значении слова – это изображение художником собственного лица и фигуры на полотне или бумаге художник пишет такое изображение, сидя перед зеркалом и следуя собственным физиогномическим чертам (отвлекаясь в сторону, скажу, что отсюда проистекает любопытная черта автопортретов: ведь общеизвестно, что человек в зеркале видит себя по-другому, нежели со стороны видят его другие то есть, глядя на автопортрет, мы имеем возможность посмотреть на художника как бы изнутри, его собственными глазами).
Среди автопортретов Шагала, особенно ранних, есть один-два, по которым видно, что он внимательно изучал свою незаурядную внешность и бесхитростно (насколько это возможно для Шагала) передавал ее. Но по существу все исполнители в этой картине нам знакомы. В большом количестве своих автопортретов витебский патриарх обращался к тому же жанру "автопортрета-биографии" эти произведения принадлежат к вершинным достижениям художника.
Ну что же. И в "Любовниках" и в других автопортретных изображениях Шагала с Беллой он может быть, фигурально выражаясь, разного цвета (то есть его внешние черты могут не совпадать в разных картинах). Эта сказка оказалась длинной и замысловатою, что вязь.
Главное, что он – Влюбленный. Особенно ярко двойственность (в данном случае по отношению к сюрреализму) проявляется в «Сне в летнюю ночь» (1939). Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. В первые годы жизни во Франции цветы нередко заменяют автопортреты. Витебск внизу – он возник из детства и принадлежит прошлому.
На голове зеленоликого мужчины картуз, а на шее – православный крестик однако, на его указательный палец надет перстень с камнем, чьи шестиконечные лучи недвусмысленно ассоциируются со "звездой Давида". У Шекспира нет желчи в подшучивании над «нежными чувствами», нет ее и у Шагала.
Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Она стала фактически еще и менеджером, так что благосостояние семьи постоянно росло.
Или перед нами искупительная жертва. Это то искусство, которое как раз мне должно претить в чрезвычайной степени. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.
Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Я только напомню все эти прекрасные картины: "День рождения", "Над городом", "Прогулка", "Двойной портрет с бокалом вина" (в этой картине звучит отдаленное эхо образного строя вышеупомянутой картины Рембрандта "Автопортрет с Саскией на коленях"). Для всех любителей прогулок над городом, голубых домов и красных евреев.
Картина иллюстрирует одну из тем пьесы: пародирование романтической любви. Это все и почиталось до начала XX века настоящим искусством с историей этого искусства знакомят нас музеи и из-за такого искусства эти музеи приобрели в современной жизни значение бесценных хранилищ, чуть ли не храмов. Такая трактовка подходит для картины «Невеста с двойным лицом» (1927). Влюблённые летят по небу — Под ними город пустоват. Да и вообще, Шагал 8212 молодец Выбрал такую технику, которая присуща только ему (т. е.
Картина сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Работы Шагала не иллюстративны. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Этот «греховный роман», который закончился задолго до знакомства Шагала с Валентиной, её просто бесил. Она вызвала немало споров. Наверное не меньше споров вызвали и семь пальцев на руке художника.
В 1944 году умерла жена Шагала. В картине этому соответствует нарочито «неправильное» ее построение: законы перспективы попираются, законы тяготения отменены, естественный ход вещей нарушен вторжением крылатых часов. А в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры и уж, верно, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает «строчки» своих произведений и возможный порядок их прочтения, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма.
В 1910 году с благословления и на деньги патрона Шагал поехал в Париж. Одной из картин, понятных без лишних слов, является 171Смерть187, написанная в 1908 году. эпохой. Но только божество это, разумеется, не Аполлон.
Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. А в 1946 году в Музее Современного Искусства прошла масштабная выставка Шагала. Признание (франц. ). В интересующем нас "автопортретном" аспекте мы рассмотрим лишь две работы. Один – о детстве, другой – об изгнании, третий – о тоске.
Как мы знаем, в таком артистическом облике изображал себя и Юрий Моисеевич Пэн. В 1910 году Шагал приезжает в Париж, арендуя крошечную квартирку на авеню Мэн. В этих образах воплощены воспоминания детства или юности.
Рембрандт фиксировал те изменения, тот скорбный опыт, которым нагружала его жизнь. Тогда же появилась еще одна определяющая черта в самоидентификации художника. ltgt Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Молодой художник обладал запоминающейся, своеобразной внешностью. Серебряный век лишил слово и понятие "маска" однозначной негативности. Ничего не поделаешь. Там Шагал познакомился с поэтами-авангардистами Блезом Cентраром, Максом Якобом и Гийомом Апполинером, экспрессионистом Сотеном, колористом Делонеем и кубистом Жаном Метцзингером.
Действительно, в этом произведении много странного. "Король художников" Рембрандт издавна был "королем" и в жанре автопортрета. Как решить задачу, я не знаю. Подлинной музой его творчеств. Как известно, Рембрандт был кумиром для Юрия Моисеевича Пэна.
Букет можно истолковать как символическое изображение самого художника (подобно клоунам, акробатам или музыкантам), а можно – как аллегорическое воплощение счастья или удовольствия.
Очень нравятся картины, связанные с тематикой цирка, а также картины, на которых изображены летающие люди. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы. Именно вот таким образом одно изображение возникает на другом абсолютно неожиданно и даже хаотично. Такая компания была плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.
gt Шагал удостоился премии Карнеги. узнаваема): неестественные (где-то гибкие, где-то квадратные) фигуры персонажей, насыщенная палитра, лёгкость кисти 8212 работы смотрятся очень свежими, сочными. Эта вторая сущностная характеристика собственного образа откристаллизовалась после возвращения Шагала из Парижа она укрепилась и расцвела в последний русский период. Это уже своего рода мировая consecration. Автопортретный герой картин Шагала живет в Витебске, он Витеблянин.
Наклонилась мадонна и тихонько поёт. В обстановочных, жанровых, композиционных, двойных автопортретах уже не обязателен прямой взгляд художника на зрителя как пример, приведу автопортрет Пэна с Музой 1934 г. Число автопортретов Марка Шагала превосходит все известные нам исторические примеры. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. По возвращении в Витебск Шагал, как известно, создает большую группу "документов". И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение.
В этом здании тогда располагалось престижное учебное заведение. Однако его можно расшифровать как закодированное послание. Рембрандт написал свой знаменитый "Автопортрет с Саскией на коленях", создав бессмертный памятник самому счастливому и очень короткому периоду своей жизни: с любимой женой Саскией, сидящей на коленях мужа, он поднимает бокал с вином, прославляя радость жизни.
Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Вава, которая была на четверть века моложе Шагала и обладала невероятной энергией, сразу навела свой порядок в его жизни, наложив, в первую очередь, табу на все, что касалось взаимоотношений Шагала с Вирджинией Хаггард. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Он был девятым ребенком в семье. Это символ меноры – золотого семисвечника, который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.
Он родился в Витебске, в семье, «укорененной» в местечковый быт.