И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Кранах последовал за ним. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).
И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Успешно справившись с этой задачей, Кранах продолжает писать на библейские и мифологические сюжеты. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви. В этом смысле полотно из собрания ASG является уникальным. «Венера и Амур» была написана в то время, когда художник остро ощущал стремительные изменения моды и вкусов своей эпохи.
В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Художник полон внимания к его индивидуальным чертам — широким скулам, крепко сжатым губам, решительному взгляду серых глаз.
В 1859 году он написал работу, посвященную гуситским войнам (1419 – 1434), которая ныне хранится в музее Гренобля. Более того, композиции были перегружены деталями, а рисунок выглядел так, словно состоял из вьющихся хаотичных линий. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне.
В левом нижнем углу картины есть подпись художника: «Bellet du Poisat», а также дата ее создания – «1867». "Кранах разработал типологию изображения Лютера", – подчеркивает генеральный директор музеев Фонда Вольфганг Холлер (Wolfgang Holler) в интервью информационному агентству dpa. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Жители дважды избирают его бургомистром. Летосчисление на Руси вплоть до 1700 г. сильно отличалось от современного. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы.
На всех портретах Кранаха на Лютере богослужебное облачение нового евангелического духовенства, сочетающее черные одежды монаха августинца с рясоподобной мантией академического ученого (доктора), а на голове – плоский берет. Что касается сюжета, то его французские эксперты определили как «Сановник и солдаты», без привязки к конкретным историческим событиям. Благодаря этим великолепным портретам внешность Мартина Лютера стала легко узнаваемой.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Картина была куплена на аукционе «Jean Chenu – Antoine Beacuterard – Franccedilois Peacuteron» в 2013 году без подрамника. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. «На Кранахах были. » — среди тех, кто ходит в музеи, этот вопрос сейчас, пожалуй, самый частый.
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года.
К оптическим относятся атомно-абсорбционная спектроскопия (ААС) и атомно-эмиссионная спектроскопия (АЭС), основанные на преобразовании анализируемых проб до состояния отдельных свободных атомов, концентрации которых затем замеряют спектроскопически. Есть, к примеру, картина из Нижнего Новгорода: мы ее передали в местный музей в начале 1930-х годов. В итоге он стал одним из богатейших бюргеров Виттенберга. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. (В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно).
Лукас Кранах Старший (1472–1553) был самым известным после Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего художником Германии времен Возрождения. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему.
Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини. Однако на его защиту встал курфюрст Фридрих Саксонский. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.
У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Впервые в России Пушкинский музей открыл ретроспективу художественной династии Кранахов. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. В этом смысле он вполне современен. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. В Виттенберге он познакомился с Лукасом Кранахом Старшим (1472 – 1553), работавшим при дворе курфюрста Фридриха Саксонского. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Закончив работу, художник в назидание потомкам оставил философское послание, которое гласит: Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков.
В этих живописных краях он задержался на пять лет и за это время написал немало работ, которые стали пользоваться популярностью почти сразу, как только вышли из-под кисти автора. Учился у отца в 1509 году посетил Нидерланды. Это, к примеру, взаимоотношения Кранаха и Дюрера или Кранаха и его мастерской. Охват тем огромный. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, так как до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину.
В мастерских Международного института антиквариата приступают к реставрации масштабного исторического полотна французского живописца Жозефа Альфреда Белле дю Пуаза (1823 – 1883). Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Забавный результат можно увидеть на выставке — эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы.
И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды. Впервые в стране, с привлечением европейских музеев, организовал это ГМИИ.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Спрятавшись, благодаря протекции курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого (Friedrich der Weise), от разгневанных сторонников тогдашнего Папы Римского, Мартин Лютер переводил Библию на немецкий язык. Всего 48 картин и около 50 графических работ. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно.
Для Кранаха вообще, кажется, не существовало противоречий. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов).
Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии («Распятие»). Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр "Апокалипсис", художник Альбрехт Дюрер (1471-1528).
Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. В том же 1508 году, по возвращении Мастера из Нидерландов, курфюрст пожаловал ему дворянство и личный герб (змея с крыльями летучей мыши), который стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Но не только.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Наряду с религиозными сюжетами он писал и античные. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. К рентгеновским методам относят рентгенофлюоресцентный анализ (РФА), не связанный с атомизацией пробы. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Важнейшая задача при изучении археологического металла и разработке технологии его консервации – определение состава металлического объекта.
Руководство лондонского метро отказалось рекламировать выставку Кранаха в Королевской академии искусств, посчитав плакат с обнаженной богиней Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. В 1509 году, работая над «Венерой и Амуром», Кранах Старший сознательно отказался от всех цветов, кроме желтого и золотого, вот таким образом фигуры богини и ее сына похожи на литые статуи.
В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация. Переход от так называемого «мартовского» года к «сентябрьскому» относится к XV в., но точной даты такого перехода не существует и в разных документах одного и того же времени даты могут указываться по-разному.
Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.
Ровно через сто лет дело Гуса продолжил новый идеолог Реформации именем которого будет названо новое направление протестантизма, Мартин Лютер (1483 – 1546). Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.
И не ошибаются в этом – художник оказался рачительным и добропорядочным хозяином города. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее.
Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в «Алтаре Святой Екатерины» и «Княжеском алтаре», в картинах «Венера и Амур» и «Нимфа источника». А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). (Lucas Cranach the Elder) (1432-1553), немецкий художник эпохи Возрождения. «Лента. ру» поговорила с куратором ретроспективы Вадимом Садковым и, побывав на выставке, делится впечатлениями.
Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную. Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Искусствоведы продолжают спорить.
Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром.
Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Счет лет велся «от сотворения мира», что отличалось от принятого в настоящее время летосчисления «от Рождества Христова» на 5508 лет. Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку. Речь не только о Москве и Санкт-Петербурге.
(hellip) При анализе металлов и сплавов чаще применяются методы атомной спектроскопии, позволяющие регистрировать электромагнитные или электронные спектры, линейчатая структура которых дает информацию для качественного и количественного анализов. Особо большое значение имела деятельность назначенных на должность генерального инспектора исторических памятников писателей Луи Вите (1830 – 1834 гг. ) и Проспера Мериме (1834 – 1852 гг. ). Франциска» и «Покаяние Св. Причем то была не созданная чуть раньше дюреровская «Ева», а языческая Венера (1509).
Методы атомной спектроскопии делятся на оптические и рентгеновские. Кранах Старший написал несколько портретов Лютера в разные годы. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Идеологом гуситских войн был деятель чешской Реформации проповедник Ян Гус (1369 – 1415), сожженный на костре по решению собора 6 июля 1415 года.
Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно. В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи («Отдых на пути в Египет»). Хотя в конце 1850-х – 1860-х годов Белле дю Пуаза под влиянием искусства Романтизма, а также творчества Эжена Делакруа (1798 – 1863), с которым сотрудничал, часто обращался к исторической живописи.
1530, Вена, Музей истории искусства). Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Служба охраны памятников во Франции получила развитие уже после поражения революции. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета.