Правда, впоследствии его стали воспринимать исключительно как художника. «Следует заметить, что у красногвардейцев нет глаз. ).
В данном контексте примечательно, как шла работа художника над образом комиссара. Дело – в религиозной философии автора картины. Глядя на картину «Смерть комиссара», думается, что выживи главный герой в Гражданскую – он, конечно же, не вернулся бы на завод.
Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы. Театральная газета. В пейзаже центральное место занимает дорога от церкви. В своих художественных работах Кузьма Сергеевич очень часто опирался на религию и к всевозможным «продуктам» революции. И если в последней композиции художник представляет «делателей» общественных потрясений и непосредственную деятельность «творцов нового мира», то в первой – коллективную расплату за содеянное.
Именно тема сотрясения основ бытия объединяет «Землетрясение в Крыму» со «Смертью комиссара». Вместе с тем автобиографическая проза Петров-Водкин — это прекрасная реалистическая литература, близкая и самому М. Горькому, если иметь в виду его автобиографическую трилогию — «Детство», «В людях», «Мои университеты». В прозе, особенно зрелой, в «Хвалынске», «Пространстве Эвклида», «Самаркандии» он почти в равной мере и художник нового времени и мастер реалистического письма. Пойди Петров-Водкин по «правильному» пути, он создал бы полотно наподобие «Клятвы сибирских партизан» Примечательно, что художник в своих выступлениях всячески уходит от изложения главной идеи этого произведения, предлагая сбивчивый разговор лишь о форме: «Считается, что это одна из ценных работ, может быть, это и верно.
Для «антипьеты» это весьма важно. Его узкий разрез глаз и крутой лоб нам поистине кого-то напоминает. Пьесу «Сны жемчужины» сам Петров-Водкин назвал в повести «Хлыновск» «галиматьей». В настоящее время описываемая картина «Скрипка» представлена в постоянной экспозиции Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге.
Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – "1919 год. Тревога" (1934). Путевые очерки Петрова-Водкина в отличие от африканских произведений Н. Гумилева отличаются переусложненностью стиля, но вместе с тем обнаруживают острую наблюдательность и слуховую чуткость к звучанию экзотического пейзажа, что в наибольшей степени, наряду с яркими красками, роднит его со стихами и в особенности с «африканской» прозой Н. Гумилева. Все юношеские годы продолжал писать стихи. Самым значительным произведением Петрова-Водкина позднего периода творчества стала картина «Смерть комиссара». " Скорее всего, эти слова надо понимать с иным значением, помня о приеме замены смыслов, хотя авторская ремарка тоже кое-что нам говорит.
Как "гимн Аполлону", как заклятие "чудовищного смятения" (А. Будничность и творчество переплелись в неприхотливом пейзаже. В 1926 году искусствовед А. И. Однако боец и сам поплатился кровью. Значительную роль в образном решении играет колорит картины.
Он откликнулся на их советы писать автобиографическую прозу. В «Новоселье» автор им лишь как бы прикрывается и маскируется, для подстраховки даже дает второе название: "Рабочий Петроград".
На рубеже 1920-х и 1930-х Кузьма Сергеевич, вынужденный на время оставить живопись из-за болезни, вновь обратился к литературному творчеству. Уже избрав профессию художника и поступив в 1897 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (до этого он учился краткое время в Самарских художественных классах и петербургской школе Штиглица), Петров-Водкин с горечью писал матери: " Но существовавшие формы художественного освоения жизни уже не устраивали молодых русских художников. Первое выявленное опубликованное произведение — рассказ «Золотой день» (Театральная Россия. русского космизма, с большой силой и целеустремленностью реализовавшиеся в поэзии. В 1924—1929 гг.
Когда идет игра с заменой смыслов, то нет ничего случайного. Художник-мыслитель, один из творцов эстетики нового мира, он сумел органично соединить в своих произведениях мышление "планетарными" категориями и верность извечным началам и высшим ценностям духовной культуры, национальным традициям. жизни Петербурга в 1908-10. Но композиционные задачи отнюдь не ограничивались формой картины (Петров-Водкин не был формалистом), они ставились для выявления философской глубины произведения. То же можно сказать о фантазиях в символистком духе «Башня Вавилона», «Вегед, король сумасшедших», «Айша и Хаман», «Сны жемчужины» и др.
Особенно заметным это стало в итоговом произведении «Новоселье». Кузьма Сергеевич считал живопись орудием совершенствования природы человека и стремился обнаружить в нём проявление вечных законов устройства мира, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Ведь общая композиция холста, пейзаж, группа наступающих бойцов-все это практически не изменилось при переходе от эскиза к окончательному варианту. Остановимся на изображении отряда.
1924 по июль 1925 Петров-Водкин жил в Париже. Благодаря тому, что художник написал этот музыкальный инструмент очень мягко и изящно, в натюрморте отчетливо просматривается присутствие двух противоположных друг другу миров их антагонизм и «словесная» бесконтактная борьба. Если убрать прическу, то Предводитель становится весьма похожим на В. И.
Впрочем и «сатира на новый быт» представляет собой упомянутую повествовательную иллюстрацию, только под углом критицизма. И чего от него следовало бы ждать в дальнейшей жизни. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. Если придерживаться такой точки зрения, то можно утверждать, что перед «Новосельем» зрителю практически нечего делать, столь многословно и обстоятельно охарактеризованы, а вернее – названы все персонажи картины и все бесчисленные изображенные в ней предметы.
Путь становления Петрова-Водкина как человека и художника был долгим и тернистым. «Почему были несчастья на земле русской. » и становится постоянной темой исследования для Петрова-Водкина в советский период его творчества. Художник, сам послуживший «ратником лейб-гвардии Измайловского полка», стало быть, умышленно выстраивает людей колонной имея в виду некий скрытый смысл. С 1918 по 1920 годы им было написано много натюрмортов, один из которых называется «Скрипка», выполненный Кузьмой Сергеевичем в 1918 году. Нравственный выбор – за самими героями. Многие произведения построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. После того как один из его рассказов был по совету реж.
На ряде близких между собой по времени набросков повторяется резкий профиль повернутого теперь вправо, обострившегося лица смертельно раненного. Последние годы жизни Петрова-Водкина были омрачены тяжелой болезнью, но это несчастье способствовало его творческому уединению и более тесному, «домашнему» общению с писателями и людьми искусства. Художник не верит в будущее этих людей, в жизненность их идей», – отмечает С. Сандомирский.
Между прочим, Петров-Водкин и сам понимал, что «анекдот» увел его от цели, но, очевидно, не мог уже ничего поделать с картиной, которой отдал так много сил. Музыка буквально звучит из каждого мазка художника. Они интересны для исследователей творчества Петрова-Водкина как некая весьма своеобразная лаборатория худож. -эстетической и философской мысли, как проекция дека-дентско-символистской эпохи на его творчество. Годы пребывания в МУЖВЗ (окончил в 1904) отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Эти слова искусствоведа – не просто дань торжествовавшей тогда идеологии.
Это аллегория «союза рабочих и крестьян», это аллегория отзывчивого, но заблудившегося народа. Это относится прежде всего к О. Форш. Получается, что отряд слепых ведут, точнее, толкают сзади, такие же слепые комиссары.
Он был, прежде всего в живописи, «левым» художником, не принимавшим традиций передвижничества, что, в частности, выразилось в почти грубой оценке его творчества И. Е. Репиным. Пьесы «Звенящий остров», «В саду ночью», «Узколобые», «В маленьком городке» написаны в символистской манере. А за окном видны серо-желтые строения, крыши и дымоходы. Как "гимн Аполлону", как заклятие "чудовищного смятения" (Бенуа) современной действительности, призывом и предчувствием грядущего очищения и обновления мира была воспринята критикой появившаяся в 1912 на выставке "Мира искусства" картина Петрова-Водкина "Купание красного коня".
Позволим себе сделать аналогичное построение, тем более что сам Петров-Водкин прибегает к образу комиссара в своей последней большой композиции «Новоселье», о которой речь впереди. Сочетание папиросы и грудного младенца симптоматично. Вот таким образом в «Землетрясении. » мы не видим тектонических сдвигов в природе (страдают люди, плоды их трудов, а не природа) иное дело в «Смерти комиссара» : холм обнажается оврагами, которые осмыслены мастером как кровавые раны, нанесенные непосредственно земле, а шире – и самой Родине. Неверно было бы думать, что они имели лишь отрицательное значение.
Но трубка в руке отсылает нас к одному из главных любителей трубок, хозяину Кремля – И. В. Ленина, которого на портрете художник изобразил в 1934 году в такой же белой рубахе. – В. К. ) lt. Пейзаж в ней поистине играет огромную семантическую роль.
Он говорил по поводу «Новоселья» : Сейчас, правда, появились и другие взгляды, рассматривающие «Новоселье» с одной стороны чуть ли не как «макабрическое» произведение, с другой – в ракурсе «bdquoуплотнения бывших буржуевldquo – как сатиру на новый быт». Также мастер проявил себя как блестящий творец неподражаемых натюрмортов. Большое влияние на него оказал Метерлинк. Рядом с матерью стоят две антимироносицы: курящая магдалина «нового мира», голова которой повязана красной косынкой и женщина, лицемерно смотрящая на мать, одновременно обнимающая магдалину, а на языке жестов – одобряющая ее антикаждение. Но можно ли считать творчество Петрова-Водкина ужасным, страшным, жутким, чудовищным, кошмарным, то есть соответствующим термину «макабрический». Равновесие основных цветовых плоскостей определяет цельность и декоративность холста. Но не менее интересно и другое: бойцы, теряющие своих товарищей их оставляют без какого бы то ни было внимания (на что обращал внимание С. Сандомирский) и, даже потеряв идейного вожака, почти не реагируют на утрату.
То, что смерть или рана рядового бойца ничего не значит, что жизнь человеческая для коммунистов ничего не стоит, говорит упавший красногвардеец, к которому никто не торопится и он не обращает на себя внимание. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. В его живописном языке чувствуется влияние образов Высокого Возрождения и восточного искусства, преемственная связь с искусством Венецианова и А. Иванова, близость исканиям современных французских мастеров, прежде всего Матисса. создавал картины на темы, навеянные пафосом революционной борьбы и жертвенности во имя будущего («1918 год в Петрограде», 1920 «После боя», 1923 «Смерть комиссара», 1928) аналитически строгие портреты (А А. Ахматовой, 1922 А. Белого, 1932) натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черемуха в стакане», 1932).
Этим прототипом явился позировавший ему поэт Сергеи Спасский. Это настолько красноречивый ход мысли, что всякие комментарии излишни. Сталину.
На лице комиссара, вместо раскаяния в братоубийственной войне, все тем же Костиным прочитывается «огромная сила воли и вера в победу». Учился в городском училище Хвалынска, после окончания работал в судоремонтных маетерских. Петров-Водкин подробно, по-федотовски, рассказал о картине, охарактеризовав ее главные персонажи так, что мы узнаем «кто есть кто» – кто откуда приехал в Петроград и кто что думает и чувствует, – по не о том, какое место та или иная фигура занимает в пластическом решении композиции. Красная повязка на рукаве черной кожанки комиссара придает его образу траурную скорбность.
Что же они переживают. Людской поток клином уползает и западает за крутой бугор (в котлован, в небытие, в преисподнюю. ), наследив умирающими фигурами. О лице поручика, смотрящего в вечность, мы уже говорили в Царствии Небесном шашка излишня. В картине мастера привлекает, прежде всего, необыкновенная одухотворенность, которую передает скрипка виртуоза на переднем плане. С авг.
Кузьма Петров-Водкин так говорил о натюрмортах: «Это похоже на своеобразную творческую беседу между живописцем и окружающей тебя средой». Причем говорит не с кем-нибудь, а с комиссаром или сотрудником ВЧК. и бытового мира, оказали известное воздействие.
Руководит всеми этот основной иуда. Произведение находится в Государственном Русском Музее Санкт-Петербурга. И мастер его успешно находит. Изображенное событие приобретает космическое общечеловеческое звучание. Он родился в Саратовской губернии, в небольшом приволжском городке Хвалынске. В известной степени их можно даже назвать аллегорией. После Парижа подобно Н. Гумилеву путешествовал по Африке (Алжир, Тунис), побывал в Испании. Интересно отметить, что Петров-Водкин иллюстрировал рассказы М. Горького.
Крестьянин является органичным контрастом образу комиссара. Несмотря на столь четкое представление о том, кем был погибший комиссар отряда, Петров-Водкин, очевидно, остался неудовлетворен решением его образа. То есть они смотрят, но это не глаза смысла, разума, мысли. Параллельно, с 19 лет, писал прозу. Этому популярному жанру живописи Петров-Водкин посвятил несколько лет. Отсюда подбор и сочетание образов.
С 1910 Петров-Водкин член художественного объединения «Мир искусства». Да, раненный молодой человек уже, вероятно, познал Каинов грех братоубийства, но у него остается возможность покаяния. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. В 1920—1930-х гг. Что в данном случае могло не удовлетворять художника в эскизе.
Под влиянием немецкого и французского символизма он пытается выразить волнующие его духовные коллизии времени в туманно-многозначительных аллегорических композициях ("Элегия", 1907 "Колдуньи", 1907 "Сон", 1910). В частности, очень высоко оценил автобиографическую прозу Петрова-Водкина Ю. Тынянов. Я отмечаю в ней чисто формальную ценность, это как будто одним росчерком построенная большая композиция.
Сцены мещанско-купеческого быта, увиденные у И. Шмелева глазами ребенка, удивительно родственны по тональности, по краскам, по лиризму описаниям детства и отрочества в «Хлыновске» Петрова-Водкина. Тот же метод дал ему возможность до схематичности четко и наглядно противопоставить стремительное и насильственно остановленное движение, причем следы этой схематичности сохранились в не совсем убедительном наклоне фигур атакующих красноармейцев, в чуть застылом и «безадресном» движении поддерживающего комиссара ординарца. Есть возможность подобрать также соответствующую раму.
Художником движет не собственная обида на много обещавших народу, но обманувших политиков и политиканов, он мудро вскрывает трагический ход истории, ставший таковым из-за отступления русскими людьми от Бога. Этой теорией интересовались А. Блоки А. Белый. Ради казавшегося близким торжества с библейским размахом не жалели ни камней, ни пуль. И он, действительно, умело «подобрал» персонажи и не менее умело обрисовал обстановку приспособленного под жилье зала, где скудное угощение устроено на фоне картин в золоченых рамах, а длинная труба «буржуйки» пересекает огромное зеркало трюмо.
Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле» имели определенный успех, а для автора стали очень удачным лабораторным опытом, так как законы «сферической перспективы», пропущенные через детское сознание, получили в его глазах дополнительное оправдание. Это и есть остров нормальной человеческой жизни, определяемой емким понятием «бытие». Он типографский рабочий – так я решил где-то внутри – из Питера. К. С. 1-я часть — «Хлыновск» — появилась в 1930, 2-я — «Пространство Эвклида. Он с Волги, а раз так, то в нем должно быть что-то татарское или мордовское». Действительно, первопланной группе эскиза явно не хватает «нерва» и оттого вся композиция получилась вяловатой и описательной, как бывало порой у Петрова-Водкина, когда представление складывалось у него изначально не в пластической, а в умозрительно-литературной форме.
Подчеркнем последние слова «почему были несчастья на земле русской. » Причем мы уже знаем, что «молодой фронтовик» никто иной как комиссар (ВЧК. ) и он на картине не в полувоенной, а в настоящей военной форме. Ответ мы находим не в литературном наследии мастера, а на самом полотне. Они подчеркивают непримиримость ее приверженцев, которых в письме Андрею Белому Кузьма Сергеевич называет «ватагою bdquoДвенадцатиldquo Блока». «Смерть комиссара» стала лучшим в советской живописи произведением, посвященным гражданской войне.
Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935). Его книги для детей, в особенности «Аойя. Сосредоточивая внимание на основной группе, данной крупным планом, мастер открывает в картине значительную пространственную глубину с дальними селениями, плавными силуэтами холмов, с синей лентой реки. И чем дальше, тем лучше. Наконец, преодолев искус увлечения отвлеченными от реальности умозрительными символическими конструкциями, Петров-Водкин в начале 1910-х годов приходит "к себе", к ясному осознанию задач, стоящих перед его искусством. Станиславский требовал от драматургов и от своих актеров при создании художественного образа всегда подразумевать предысторию героя и его дальнейшую судьбу за текстом пьесы.
В этом законченном эскизе боец с винтовкой в руке поддерживал тело убитого комиссара. Мастер, знавший толк в словесности и драматургии ибо написал несколько талантливых книг и пьес, выбирает для названия работы не популярное в таких случаях слово «подвиг», а именно «смерть», звучащее, как возмездие, как наказание свыше. В 1906-08 жил в Париже, где познакомился с Метерлинком и Н. Гумилевым. В настоящее. ) в точку удаления отряда. Моя повесть» — в 1932, от 3-й части сохранились фрагменты, в которых идет речь о «Мире искусства», о худож. Дело не в том, что он замечательно иллюстрировал свои книги («Хвалынск», «Пространство Эвклида», детские произведения), но и в особом ракурсе и самой освещенности слова, его близости к графике и краске.
Необходима была не просто новизна, а новый философский смысл образа. Но художник все-таки не захотел давать своему герою подобного шанса и вынужден был назвать произведение «Смерть комиссара». Этот вопрос Петров-Водкин оставляет, кажется, открытым. Его картины получают признание и выставляются на выставках в Париже.
Так была начата трилогия. Надо ли понимать, что старик говорит о причине несчастий. Вместо вина присутствующие потребляют чай с хлебом.
Вся живопись выдержана в гармоническом сочетании голубовато-зеленых и охристых тонов. Однако представим ситуацию: комиссару повезло, он был только ранен, а потом выжил (не выжил этот – выжил другой комиссар). Вероятно, мы становимся свидетелями зарождения их отношений. Побывав в Самарканде (1921), расширил историко-культурный спектр своей живописи и графики восточными мотивами — опубликовал книгу со своими иллюстрациями «Самаркандия» (1923). Казань).
Он прозрачно намекает на момент, когда, судя по всему, начальственная персона самодовольно произносит нечто о предательстве одного из присутствующих имя которого для других пока не известно. В эскизе 1927 года «комиссар – такой же красноармеец, как и другие бойцы отряда.
Хотя Петров-Водкин подобную возможность ему оставляет. Его жена с ребенком в кресле. Не от того ли в центре композиции художник помещает фигуры двоих влюбленных. Согласятся ли они с требованиями поэта «Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. », чтобы стать красным Адамом и красной Евой или все-таки возобладает разум и они пожелают остаться «одной плотью». Натюрморты Петрова-Водкина с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). С. Сандомирский задается вопросом: «Почему смерть комиссара, а не командира.
Призывы «ватаги» сам А. Блок в своей знаменитой поэме, как известно, сформулировал так: «Товарищ, винтовку держи, не трусь. Рассказ вытеснил здесь образ, точнее – не дал ему прорасти и сформироваться. Его взгляд направлен назад (в прошлое.
Чему художник находит свое художественное решение. gt Я считаю это чрезвычайно важным». Первое, что обращает на себя внимание: люди идут в бой колонной. Оба человека изображены художником на рубеже жизни и смерти. В правой части полотна вождю соответствует женщина с грудным ребенком на руках. Одно из поэтических произведений — поэму, написанную под влиянием толстовства, дал на суд М. Горькому, который отнесся к поэме отрицательно.
gt bdquoСмерть комиссараldquo интересно было бы рассмотреть с точки зрения ее композиционных задач lt. Но трудно приписать Петрову-Водкину интерес к приземленному быту. Момент смерти передан беспомощно поникшим телом и потухшим, опущенным к земле взором.
Петров-Водкин в нём постарался показать некую влюбленность к предметам музыки и к самой музыке, как прекрасному варианту ухода на длительное время от суеты сует, тем более что этот вариант можно постоянно или периодически повторять. Как будто все полотно – одна натянутая струна. Ничего нового Петров-Водкин не сказал бы, не измени он эскиза. На некоторых слушателей его идеи о сферичности и о планетарном существовании и «свечении» предметов окружающего, в т. ч.
В этой теории были предугаданы, а частично и сформулированы положения т. н. Он ищет новые формы, насыщает свои пьесы модными тогда философскими идеями. Общийинтерес в этой среде вызвал его доклад «Наука видеть», где он обосновывал свою теорию и практику «сферического пространства». Интересен тот факт, что в авангарде отряда нет потерь, они оказываются лишь позади.
Чувствуя в себе талант художника, Петров-Водкин начал серьезно учиться — сначала в классах живописи и рисования художника Ф. Е. Бурова в Самаре (1895-97), затем в Училище технического рисования А. Л. Штиглица в Петербурге (1895-97). Оно поражает посетителей музея своим напряжением. Родственна автобиографической прозе Петрова-Водкина проза И. Шмелева, особенно его «Лето Господне», но первые главы этого произведения появились в парижской печати в 1927, когда Петров-Водкин уже вернулся на родину. В его живописном языке чувствуется влияние образов Высокого Возрождения и восточного искусства, преемственная связь с искусством При этом художник от предельно абстрагированного пространства (Земля и Небо) постепенно переходит к новым перспективным построениям, которые позволили передать ему остро переживавшееся Петровым-Водкиным ощущение всеобщности мирового движения, "круглоты Земли" и "качки мирового корабля". Впереди – целая жизнь: по какому «кодексу» ее будут строить молодые. Многозначительное положение. Именно к данной фигуре, подчеркивая ее значительность и ее деревенское происхождение, художник выстраивает с помощью домотканого половика «въезд» в композицию.
Словно в полете над зеленеющими просторами разворачивающейся в мировом пространстве Земли мы видим жизнь крестьянина в важнейших ее событиях (рождение, любовь, труд, смерть и вновь жизнь в потомстве). Если сравнить поручика из композиции «На линии огня» с названным комиссаром, то бросается в глаза разное отношение их к оружию. В конце 1909 в журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина в России.
Называл их острой беседой живописца с жизнью и натурой. Его черты проступают в некоторых героях повести «Хлыновск». Детство его прошло среди простых и добрых людей (Петров-Водкин был сыном сапожника) и оставило в его душе многоцветные и радостные воспоминания о красоте заволжских далей, плодовых садах, каждый год расцветающих белым цветом, о поэзии и мудрости народных сказок и песен. И дело здесь не в «сферической перспективе», которую открыл и охотно применял художник, хотя и перспектива в качестве одного из художественных средств настраивает зрителя на раскрытие основного замысла композиции. Углубленное и широкое знание теоретических и практических основ искусства дало ему возможность впоследствии выступать с интересными теоретическими работами, а природный талант живописца и графика сказался и в его литературном творчестве.
И, тем не менее, отряд рвется в бой. Впервые сопоставил «Смерть комиссара» с песней – вскоре после того, как картина появилась на 10-й выставке АХРР, – выдающийся художественный критик Я. А. Тугендхольд, считавший ее «гвоздем» этой выставки и сказавший замечательно точно: «В мягких, почти сентиментальных тонах, напоминающих народную песню, Петров-Водкин дает нам страницу великого эпоса красноармейской войны – раненый комиссар bdquoотходитldquo, покрываясь смертельной бледностью, а его товарищи-бойцы несутся вперед – боевой приказ должен быть выполнен. Петров-Водкин в творчестве и миросозерцании А. Белого находил много родственного себе — взвихренность его образности, когда предметы теряют земной вес и отдаются«сферическому пространству», перспективеземного шара, его округлости и вращательности, — это было свойственно и А. Белому и Петров-Водкин едва ли не в равной степени. входил в объединение «Четыре искусства», работал как график, театральный художник и декоратор. 1905.
Петров-Водкин много путешествовал — он был в Германии (1901), в Италии, Греции, Турции (1905). Еще в городском училище начал писать стихи. Он написал автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых широко развил взгляды на природу и возможности искусства. Отец — сапожник, мать — прислуга.
Петров-Водкин рассматривал натюрморты в качестве музыкальных этюдов. Обе вышедшие книги получили признание со стороны авторитетных литераторов. Уже в третий раз художник собирался изобразить умирающего человека с подобной типологической характеристикой. В 1910 был напечатан его путевой очерк «Поездка в Африку» (На рассвете: художественный сборник Кн. 1. В первые послереволюционные годы художник особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920).
Художник любил изображать на своих полотнах библейские мотивы и сюжеты, связанные с революционной борьбой масс. Мы часто злоупотребляем понятием bdquoсоциальный заказldquo, но именно это понятие с полным правом может быть отнесено к картине Петрова-Водкина, сумевшего не внешне, а изнутри, в полном созвучии с психикой масс, почувствовать великую правду той героической эпопеи, где победа досталась вот таким именно рабочим и крестьянам, сильным одним лишь bdquoбоевым духомldquo своим. » В «Смерти комиссара» Петров-Водкин использовал все преимущества разработанного им метода «сферической перспективы», позволившего на небольшой, в сущности, плоскости холста передать ощущение бескрайнего простора родной земли.