К. С. В известной степени их можно даже назвать аллегорией. В творчестве молодого Петрова-Водкина литература соперничала с живописью. Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока. На лице комиссара, вместо раскаяния в братоубийственной войне, все тем же Костиным прочитывается «огромная сила воли и вера в победу».
«Смерть комиссара» стала лучшим в советской живописи произведением, посвященным гражданской войне. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Они подчеркивают непримиримость ее приверженцев, которых в письме Андрею Белому Кузьма Сергеевич называет «ватагою bdquoДвенадцатиldquo Блока».
Это аллегория «союза рабочих и крестьян», это аллегория отзывчивого, но заблудившегося народа. Он с Волги, а раз так, то в нем должно быть что-то татарское или мордовское». Чувство «планетного притяжения» Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность («Селедка» «Утренний натюрморт»). Это и есть остров нормальной человеческой жизни, определяемой емким понятием «бытие». Равновесие основных цветовых плоскостей определяет цельность и декоративность холста. О лице поручика, смотрящего в вечность, мы уже говорили в Царствии Небесном шашка излишня.
Вся живопись выдержана в гармоническом сочетании голубовато-зеленых и охристых тонов. В этом законченном эскизе боец с винтовкой в руке поддерживал тело убитого комиссара. Деревянный стол изображен в той же неправильной наклонной перспективе. Оба человека изображены художником на рубеже жизни и смерти. gt Я считаю это чрезвычайно важным». С. Сандомирский задается вопросом: «Почему смерть комиссара, а не командира.
Пойди Петров-Водкин по «правильному» пути, он создал бы полотно наподобие «Клятвы сибирских партизан» Примечательно, что художник в своих выступлениях всячески уходит от изложения главной идеи этого произведения, предлагая сбивчивый разговор лишь о форме: «Считается, что это одна из ценных работ, может быть, это и верно. То есть они смотрят, но это не глаза смысла, разума, мысли. Таковы его «Автопортрет» портреты А. А. Ахматовой, А. Белого. Его взгляд направлен назад (в прошлое.
И, тем не менее, отряд рвется в бой. И если в последней композиции художник представляет «делателей» общественных потрясений и непосредственную деятельность «творцов нового мира», то в первой – коллективную расплату за содеянное. Дело – в религиозной философии автора картины. В картинах «Мать», «Девушки на Волге» так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью. Новатором русского религиозного искусства, мастером «церковного модерна» выступает художник в своей христианской иконографии («Богоматерь с младенцем» росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, Морском соборе в Кронштадте росписи и витраж в Троицком соборе г. Сумы). Но не менее интересно и другое: бойцы, теряющие своих товарищей их оставляют без какого бы то ни было внимания (на что обращал внимание С. Сандомирский) и, даже потеряв идейного вожака, почти не реагируют на утрату.
Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде»). Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935). И дело здесь не в «сферической перспективе», которую открыл и охотно применял художник, хотя и перспектива в качестве одного из художественных средств настраивает зрителя на раскрытие основного замысла композиции. В пейзаже центральное место занимает дорога от церкви. Художник, сам послуживший «ратником лейб-гвардии Измайловского полка», стало быть, умышленно выстраивает людей колонной имея в виду некий скрытый смысл.
Ничего нового Петров-Водкин не сказал бы, не измени он эскиза. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. Мастер, знавший толк в словесности и драматургии ибо написал несколько талантливых книг и пьес, выбирает для названия работы не популярное в таких случаях слово «подвиг», а именно «смерть», звучащее, как возмездие, как наказание свыше. Пейзаж в ней поистине играет огромную семантическую роль.
– В. К. ) lt. Но все это частности, мало сказывающиеся на общем сильном впечатлении, которое производит картина. Именно тема сотрясения основ бытия объединяет «Землетрясение в Крыму» со «Смертью комиссара».
Натюрморты Петрова-Водкина с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно «Купание красного коня», где величавый, «фресковый» лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Первое, что обращает на себя внимание: люди идут в бой колонной. Торжественный, соединяющий яркую декоративность и углубленный психологизм в трактовке "высшей формы на земле" – человеческого лица, стиль работ Петрова-Водкина как бы синтезирует в себе самые различные традиции, духовно и формально близкие художнику. Самым значительным произведением Петрова-Водкина позднего периода творчества стала картина «Смерть комиссара».
Глядя на картину «Смерть комиссара», думается, что выживи главный герой в Гражданскую – он, конечно же, не вернулся бы на завод. Однако представим ситуацию: комиссару повезло, он был только ранен, а потом выжил (не выжил этот – выжил другой комиссар). В данном контексте примечательно, как шла работа художника над образом комиссара.
Людской поток клином уползает и западает за крутой бугор (в котлован, в небытие, в преисподнюю. ), наследив умирающими фигурами. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Крестьянин является органичным контрастом образу комиссара.
Он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах «После боя» и «Смерть комиссара». Хотя Петров-Водкин подобную возможность ему оставляет. Получается, что отряд слепых ведут, точнее, толкают сзади, такие же слепые комиссары. Он типографский рабочий – так я решил где-то внутри – из Питера. Вот таким образом в «Землетрясении. » мы не видим тектонических сдвигов в природе (страдают люди, плоды их трудов, а не природа) иное дело в «Смерти комиссара» : холм обнажается оврагами, которые осмыслены мастером как кровавые раны, нанесенные непосредственно земле, а шире – и самой Родине.
Многие произведения построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы. Чему художник находит свое художественное решение. Плодотворно работал также как художник театра и педагог. Что в данном случае могло не удовлетворять художника в эскизе.
Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. Значительную роль в образном решении играет колорит картины. Годы пребывания в МУЖВЗ (окончил в 1904) отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Позволим себе сделать аналогичное построение, тем более что сам Петров-Водкин прибегает к образу комиссара в своей последней большой композиции «Новоселье», о которой речь впереди.
Когда идет игра с заменой смыслов, то нет ничего случайного. Но композиционные задачи отнюдь не ограничивались формой картины (Петров-Водкин не был формалистом), они ставились для выявления философской глубины произведения. Красная повязка на рукаве черной кожанки комиссара придает его образу траурную скорбность. Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – "1919 год. Тревога" (1934). Остановимся на изображении отряда. Картина «Новоселье» — на тему перераспределения жилплощади «бывших буржуев» —полна скрытой сатиры на новый социальный быт. Необходима была не просто новизна, а новый философский смысл образа.
Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода «сферической перспективой», которая позволяет ему изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». Станиславский требовал от драматургов и от своих актеров при создании художественного образа всегда подразумевать предысторию героя и его дальнейшую судьбу за текстом пьесы. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды («Сон» «Играющие мальчики»). Ответ мы находим не в литературном наследии мастера, а на самом полотне. В первые послереволюционные годы художник особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920).
В эскизе 1927 года «комиссар – такой же красноармеец, как и другие бойцы отряда. Его черты проступают в некоторых героях повести «Хлыновск». Из-за стола выглядывает смышленая морда собаки. Ради казавшегося близким торжества с библейским размахом не жалели ни камней, ни пуль. Но художник все-таки не захотел давать своему герою подобного шанса и вынужден был назвать произведение «Смерть комиссара». «Следует заметить, что у красногвардейцев нет глаз.
Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И. Ленина выделяется в «Лениниане» своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью. В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою «жизнь в искусстве» в произведениях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», — ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Что же они переживают. Момент смерти передан беспомощно поникшим телом и потухшим, опущенным к земле взором. Изображенное событие приобретает космическое общечеловеческое звучание.
Если сравнить поручика из композиции «На линии огня» с названным комиссаром, то бросается в глаза разное отношение их к оружию. Эти слова искусствоведа – не просто дань торжествовавшей тогда идеологии. Интересен тот факт, что в авангарде отряда нет потерь, они оказываются лишь позади. Для «антипьеты» это весьма важно.
Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения они нарастают от картины «Землетрясение в Крыму», до полотна «1919 год. Тревога», где мотив гражданской войны — с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт — воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Мы часто злоупотребляем понятием bdquoсоциальный заказldquo, но именно это понятие с полным правом может быть отнесено к картине Петрова-Водкина, сумевшего не внешне, а изнутри, в полном созвучии с психикой масс, почувствовать великую правду той героической эпопеи, где победа досталась вот таким именно рабочим и крестьянам, сильным одним лишь bdquoбоевым духомldquo своим. » В «Смерти комиссара» Петров-Водкин использовал все преимущества разработанного им метода «сферической перспективы», позволившего на небольшой, в сущности, плоскости холста передать ощущение бескрайнего простора родной земли. И мастер его успешно находит. Действительно, первопланной группе эскиза явно не хватает «нерва» и оттого вся композиция получилась вяловатой и описательной, как бывало порой у Петрова-Водкина, когда представление складывалось у него изначально не в пластической, а в умозрительно-литературной форме.
И чего от него следовало бы ждать в дальнейшей жизни. Как "гимн Аполлону", как заклятие "чудовищного смятения" (Бенуа) современной действительности, призывом и предчувствием грядущего очищения и обновления мира была воспринята критикой появившаяся в 1912 на выставке "Мира искусства" картина Петрова-Водкина "Купание красного коня". Тот же метод дал ему возможность до схематичности четко и наглядно противопоставить стремительное и насильственно остановленное движение, причем следы этой схематичности сохранились в не совсем убедительном наклоне фигур атакующих красноармейцев, в чуть застылом и «безадресном» движении поддерживающего комиссара ординарца. Впервые сопоставил «Смерть комиссара» с песней – вскоре после того, как картина появилась на 10-й выставке АХРР, – выдающийся художественный критик Я. А. Тугендхольд, считавший ее «гвоздем» этой выставки и сказавший замечательно точно: «В мягких, почти сентиментальных тонах, напоминающих народную песню, Петров-Водкин дает нам страницу великого эпоса красноармейской войны – раненый комиссар bdquoотходитldquo, покрываясь смертельной бледностью, а его товарищи-бойцы несутся вперед – боевой приказ должен быть выполнен. И напротив, не претерпевает изменения характеристик второй главный образ – образ красногвардейца, поддерживающего комиссара. В настоящее. ) в точку удаления отряда. Призывы «ватаги» сам А. Блок в своей знаменитой поэме, как известно, сформулировал так: «Товарищ, винтовку держи, не трусь. В 1926 году искусствовед А. И.
Этим прототипом явился позировавший ему поэт Сергеи Спасский.