В самые натурные его работы бывают неожиданно вкраплены воспоминания. Чтобы по-настоящему проникнуть в мир прошлого, К. Сомов погружается в изучение и собирание разного рода источников, в которых видит живые свидетельства очевидцев. Репин, однако, прекрасно понял намеренность этой ограниченности сомовских жанров. Чернышевского. В картине Фейерверк (1922) чувством отстраненности и легкой печали, которое раньше внушал Сомов зрителю, наделены уже сами персонажи: так смотрят они на огни и вспышки празднества, к которому сами непричастны, смотрят на другой берег реки. Мне кажется, что этот тезис можно отнести к любому из тех, кто занимается творчеством.
Таковы незабываемые красные каблучки миниатюрных туфелек его кавалеров и дам. Это нормально. Нарядные дамы и кавалеры всегда- актеры. Таков один из глубоких парадоксов сомовского творчества. Но в 1897 году он бросает Академию. Риск есть, как мне кажется и там (когда пишешь для себя) и там (когда пишешь на заказ).
Оба умерли187в своей постели187. С конца 1920-х и до конца жизни художник работал во Франции. Мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), Это вымышленный стройный мир природы (созданной человеком), мир вечернего покоя. Ахматова и Пастернак остались, хотя была возможность уехать. это только у меня.
В числе которых портреты А. А. Блока Среди (1907), наиболее значительных работ Сомова – серия графических портретов, М. А. Кузмина (1909), Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910). Маска играет в этой книге немаловажную роль- мы видим ее и на заставках и на одной из центральных иллюстраций, которая и называется «Маскарад». Среди них портрет отца – (1897), А. И. Сомова Сомовым, А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901), Е. М. Мартыновой (1900), поэта Александра Блока (1907), Евгения Лансере (1907), А. Кузмина (1909, ГТГ), Иванова (1909), Добужинского (1910), В. Нувеля (1914) и многие другие. Это страшно тормозит. Искусственно красные губы и ни капли естественного румянца на щеках.
Но в России совсем другая ментальность. Но на обложке в качестве автора-составителя обозначено и имя Константина Сомова. Который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, Мир, которая напоминает недаром «галантные празднества», он изобразил сценку с музицирующими. Герои сомовских портретов и композиций скованны, замкнуты в оболочке лица или позы.
Его воле подчинялось в этом театре все. Сейчас это сделать гораздо легче, чем раньше. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину.
Для своих картин К. Сомов избрал «старинный язык», так как он был ему приятнее языка современности, но художник ни в коем случае не хотел быть «бытописателем старины» и при всем старинном убранстве своих полотен он оставался самым показательным художником своего времени. «Автором изысканных новелл» назвал Сомова поэт Валерий Брюсов. Современный взгляд сочетается скартинками прошлого, романтически-причудливыми. Словом, были прежде всего универсалами, занимавшимися всем равно усердно. Он там часто выставлялся. И здесь нет места мещанству, столь презираемому Сомовым.
Отсюда и техника большинства его работ: прозрачность акварели, матовость гуаши и пастели. Среди его ранних работ – свежий, пленэрный Портрет Н. Ф. Обер (1896) и уже в чем-то только сомовский Портрет отца (1897), где модель странно застыла, а зеркало, в котором отражение смещено, вносит неожиданный, почти беспокоящий акцент: за спиной человека словно открывается какая-то завеса, о которой он не знает. есть источники: его дневники и письма к сестре Анне, которая осталась в Санкт-Петербурге, пережила блокаду и умерла в 1945 году. Во всех галантных сценках Сомова подспудно присутствовал оттенок щемящего душу переживания, своеобразное memento mori. В этой картине воспроизведен не один смешной эпизод: достаточно взглянуть на позу негодующего ревнивца на скамейке или на растянувшегося на льду потешного персонажа на втором плане.
В портрете Е. П. Олив (1914) модель с пальцами, сплетенными в замок, напоминает рядом стоящую фарфоровую статуэтку. Маскарадные и бальные сценки смотрятся в этих декорациях очень оригинально. «Книга маркизы» Константина Сомова- своеобразная хрестоматия эротической литературы, которую в первом издании, вышедшем в 1908 году в Берлине, составил Франц Бляй. Впрочем, «Радуга» 1927 года написана в том же советско-пасторальном модернистском стиле, который Сомов развивал в 1920-е годы в России. Но дотравили до смерти. Он лить изредка прямо указывает на неизбежность (Арлекин и смерть, 1907).
Курьезные персонажи изображенные с легкой иронией, были в то же время и любимыми персонажами. А Париж 8212 вообще Мекка для русских художников. Как истинный мирискусник, Сомов, любил и, прошлое, как у многих из его друзей, любовь эта возникла еще в детстве. Очаровательного именно в своей мимолетности, Такая иллюзорность есть и вообще сомовского качество мира, подобной фейерверку. Сегодня выживают именно такие. Где его мир.
Сомовский сад всегда- театр. Розовые аллеи и зеленые лужайки его парков всегда- подмостки. Увы. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», К. Сомов стилизует пейзаж. В Германии вообще Сомова знают больше, чем в России, его и не забывали. Он может к нам вернуться снова. Есть и другие примеры. Ахматову 8212 да, а с Пастернаком сложнее, его начали травить только после 171Доктора Живаго187 и присуждения ему Нобелевской премии.
В картине Натюрморт. Сомов никогда не сочинял декораций для действующего театра ибо слишком занят был собственным «живописным театром», здесь он был режиссером, драматургом и, разумеется, сценографом. Особенно драматична Дама в голубом. Е. М. Пейзаж (1934) само название перечисляет удаляющиеся вглубь объекты изображения. Прошлое просвечивает сквозь настоящее.
Оно тяготеет к натурализму, но в нем подчеркнута его иллюзорность, фиктивность. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Мне кажется, что писать на заказ портрет, картину или текст очень сложно. Что в 30 с небольшим лет она умерла туберкулеза от легких, а случилось так, не успев ничего исполнить из задуманного.
У Достоевского никакого ступора не было, хотя он писал в основном на заказ. gt Все это влечет к себе воображение молодого русского художника lt. Художник искал совершенства до самой смерти. Цензура изъяла те, которые показались ей непристойными. Персонажам неведом близкий конец – о нем догадывается зритель. Риск быть непонятым, непринятым, осмеянным у художника (в широком смысле слова) всегда велик.
Пышные боскеты в этих садах всегда- декорации. Но м. б. Мы знали его когда-то. Примеров тому 8212 уйма.
Правда, часто опаздывал со сдачей текста и висел на красном флажке. Она больна и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. В своем творчестве К. Сомов испытал большое влияние графики западного модерна (О. Бёрдсли), а также живописи французского рококо. Сомов проявлял интерес к миру вещей, любованию стариной, отсюда его элегическое мироощущение и скептическое восприятие современной жизни.
Каждая сценка как бы заключена в свою собственную рамку из деревянных столбов и перекладин. Он, как и другие «мирискусники», решительно отмежевался от искусства второй половины XIX века с его демократизмом и просветительской социальной направленностью, а также и от эстетической теории Н. Г. Что возникает ощущение призрачного сна, Пейзаж и поданы фигуры в таком необычном аспекте ирреальности происходящего, причудливой фантазии. Источником вдохновения стала для него музыка Глюка, Моцарта и других композиторов.
В эти годы натюрморт для него – жанр почти центральный. Потом учился в Париже. Америку не все принимают, так как люди разные, как не все принимают и Россию.
Для этой книги Константин Андреевич сделал 31 рисунок, но напечатаны были не все. А вот Хармса засадили в тюрьму и не одного его. Здесь государство 8212 инструмент подавления личности, в любом ее виде. Выполненных К. А, в Государственной Третьяковской Галерее целый хранится ряд известных портретов.
Это правда, которую глупо отрицать. Высокая замысловатая прическа и обнаженная грудь маркизы перекликаются с подзаголовком «Книга рококо», а по бокам два амурчика, которые целятся в маркизу из луков. Художник, как и ряд его коллег, не стал возвращаться из зарубежной творческой командировки, куда выехал в 1923 году, в «закручивающие гайки» Советы.
Картина Константина Сомова Эхо прошедшего времени (1903), хранящаяся сегодня в Государственной Третьяковской Галерее, – это изображение еще красивой, но уже начинающей увядать дамы в роскошном светлом платье, лишь подчеркивающем пергаментную желтизну ее кожи. Недавно только мы с Вами обсуждали, что удел великих быть принятыми только после смерти.
Холодна и неуютна окружающая природа. Нет, Юра, я это не придумала. Каждый вправе выбирать место, где ему жить. «Дама в голубом» трагически одухотворена, устала, надломлена.
Мир, который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, недаром он изобразил сценку с музицирующими, которая напоминает «галантные празднества». И это тоже неплохо, поскольку сам себе хозяин. Не зря же там оказались все мирискусники. В Россию он уже не вернулся, остался в Париже. Но все зависит от конкретного человека. И он, как и художники «Мира искусства» (куда он входил), не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств.
Портреты Сомова – яркая страница в развитии реалистического искусства XX века. Одно из проявлений этого – отточенность мастерства. Здесь «все хорошо» и забавно. Европа ближе была Сомову, чем Америка.
Некоторым удается выскользнуть из его лап, убежать. Мирискусники имеют множество заслуг перед русской художественной культурой. В Европу он ездил вместе с родителями еще в детстве.
Поэзия и проза XVIII века, Такими источниками были для него мемуары, романсы и, конечно, музыка изобразительное искусство рисунки, гравюры, картины. Сомов много писал на заказ. Правда, не все. В автопортрете 1898 года Сомов изображает себя полулежащим на старинном диване.
Изысканных пьес, хочется уточнить.