Композиция работы «Сад ирисов в Живерни» (Художественная галерея Йельского университета) проста: на холсте квадратного формата изображена убегающая вдаль сада дорожка, полускрытая разросшийся кустами ирисов, над ней- уходящие перспективой стволы садовых деревец. Художник, страстно любивший цветы, предпочитал их на природе. К 1867 году относится работа «Терраса в Сент-Андресс» (Музей Метрополитен, Нью- Йорк).
В 1908 году Моне посетил Венецию, где родилась серия работ с венецианскими пейзажами. Яркие цветы неоднократно будут возникать и на полотнах Моне, а в позднем творчестве они станут самостоятельным мотивом работ художника. Цвет экспрессивен. Уже одно это сближало искусство Моне с символизмом конца века.
Это стаффажная фигура повернута к зрителю почти спиной, художника интересует красота полуденного пейзажем с яркими красками, длинными тенями. Горизонтальная композиция с четким делением на первый (водное пространство) и второй (стена палаццо с многочисленными арками оконных и дверных проёмов) планы облегчается двумя тонкими силуэтами гондол. В 1869г. Моне сознательно избегает этого, он пишет то, что видит, старается «поймать» момент изменчивой действительности и для этого ему нужна быстрая техника.
Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. В 1874 году эта картина была показана на первой выставке импрессионистов, тогда ещё именовавшихся «Анонимным обществом живописцев, художников и гравёров» под лидерством Моне. Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины.
Яркий солнечный пейзаж в картине «Цветущие яблони» (Музей изящных искусств, Будапешт) поражает мастерской передачей света- изображённый ландшафт буквально купается в солнечных лучах, заливающих всю окрестность, – и простотой композиции, на первом плане которой – трава и цветущие деревья яблоневого сада, на втором – полускрытые за их ветвями домики с красными крышами, а на дальнем – возвышающийся холм. Для сопоставления масштабов человеческой фигуры и каменной скалы художник намечает буквально несколькими мазками две фигурки под сводами огромной арки, громада которой, властно выступающая из-за левого края картины, готова их раздавить.
Цикл «Руанский собор» был выставлен 1895 году и имел огромный успе В 1883 году в Нормандии родилась картина «Маннпорт» (Музей Метрополитен Нью-Йорк), воспевающая величие стихи. В 1892 году Клод Моне приступил к написанию цикла, посвященному Руанскому собору. Нежные цветы ирисов на переднем плане картины словно заглядывают нам в глаза. Срезанные в букетах цветы он изображал не часто. Под кистью Моне они будто обретают душу.
В 1865 – 1866 г. г. Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуарда Мане. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871 – 1878). В качестве правой кулисы художник изображает несколько деревец, придвинутых вплотную к нижнему краю картины, – это единственная вертикаль на этой горизонтальной композиции, «собирающая» всё произведение.
Очевидно, Моне не ставила перед собой задачу скопировать памятник. Особенно чарующе в этом плане смотрятся, отбрасываемые арками моста, отражения на воде.
В 1873 г. Клод Моне пишет картину «Поле маков у Артанжёя» (Музей дОрсе, Париж), на которой изображены утопающие в полевой траве Камилла и маленький Жан Моне. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год. В 1878 году перебрался в Ветёй. Но особенно примечательна его картина «Темза и Парламент» (1871, Национальная галерея, Лондон), где на втором плане тает в дымке Вестминстерский мосту.
В картине «Пруд с ненюфарами» (частное собрание, Санкт- Галлен, Швейцария) Моне выбрал квадратный формат полотна, зрительно увеличивающий изображение в пространстве и создающий впечатление бесконечности. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность. Угол сада художника предстаёт таинственным местом, спрятанным в густых зарослях. Моне не пропустил ни сельского моста в Буживале, ни парижского Нового моста (1871), ни Аржантейского моста. В качестве примера можно привести работу «Сад с прудом в Живерни» (Музей изящных искусств, Гренобль). В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию.
В 1872 году Клод Моне создал знаменитое полотно «Впечатление. Ярко-красное кимоно Камиллы выделяется на сером фоне стены, украшенной веерами.
Работа Тёрнера «Темза выше моста Ватерлоо» имеет схожие черты с работой Клода Моне. Но если вы начнете медленно и не спеша отходить дальше от картины на дальнее расстояние, то почувствуете всю магию этого произведения. Такой резкий контраст с затенённых и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Еще в 1886 году художник написал незатейливый сельский пейзаж «Стог сена в Живерни» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), на переднем плане которого красуется сено, а в дали виднеются домики, деревья и поля.
Панно «Кувшинки» («Ненюфары») (Музей Оранжери, Париж) рождает ощущение плоскости и бесконечности пространства, словно утекающего за рамы картины. Замысел композиционного решения этих панно заключается в том, что зритель смотрит вниз на поверхность воды и наблюдает в ней отражения деревьев, неба, облаков и всю бесконечность пространства. В 1919 году он задумал новую серию панно размер 4 x 2 метра с видами своего сада. Полотно чрезвычайно декоративно традиционное японское одеяние полностью скрывает очертания тела женщины, композиция лишена глубины и приближается к плоскостности. Здесь нет идеализации, характерной для традиционного искусства. Эффект тумана» считается одной из лучших работ, посвященной Англии. Моне пишет картину «Лягушатник», с видом на купальню и кафе на Сене под Буживалем (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
А потом заметите появившиеся четкие очертания самих лодок. Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетёной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно-художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них). Смысловой центр смещен к левому краю полотна. Здесь видно, что колорист Моне использует цвет для построения композиции. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года.
добился путём использования более резкого изменения тонального перехода от объекта к фону. Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х годов -«Женщина в зелёном платье», на которой изображена Камилла Донсье. Здесь художник много раз писал здание парламента, создав целую серию работ на эту тему.
Свет словно проникает в нее, растворяя в себе каменную мощь. Сложно назвать картину «Палаццо да Мула в Венеции» (Национальная галерея, Вашингтон) ведутой (городским пейзажем) или архитектурным пейзажем. Именно это и передал Моне. Знаменитая «Японка» (Музей изящных искусств, Бостон) – явный пример влияния на живопись Моне восточного искусства. В 1867 году Моне создает полотно «Дама в саду».
Диагональное построение композиции создаёт впечатление движения. В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создаётся впечатление фрагментарности.
Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Дебютировал в Салоне в 1865 году. Маннпорт – самая известная скала- арка.
Поздние произведения Моне находятся на грани предметного и беспредметного искусства. Типично жанровая сценка – дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, – утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам. Работа получила резко отрицательные отзывы и своим названием («Впечатление») дала определение новому направлению живописи – импрессионизму. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). Работа увеличивает глубину и разворачивается на плоскости, тяготея к декоративности.
Например, вначале вы увидите какие-то неясные полуокружности, которые проходят через всю картину. Мотив моста привлек Кода Моне еще в конце 1860-х годов, на заре импрессионизма. Складывается впечатление, что женская фигура в легком белом одеянии нужна художнику лишь как повод «очеловечивания» природы, придания ей состояния обитаемости. Такому восприятию так же способствует сама реалистичность движения в картине.
Всё общество, расположившееся на завтрак в окружении природы, занято своей беседой и никак не вступает в контакт со зрителем. В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (Музей Пола Гетти, Лос – Анджелес, Калифорния) мастер использовал тёмный фон, от которого в последствии отказался. Он будто сливается с небом, перестаёт быть земным творением. «Здание парламента в Лондоне» (Музей д Орсе, Париж) словно окутано густым туманом, сквозь который проступают величественные очертания неоготической архитектуры и пробивается желто – рыжее солнце, окрашивающее Темзу рыжевато – багровыми бликами.
Но там такие яркие цвета, как тёмно-синий и ярко пурпурный. Восход солнца» (Музей Мармоттан, Париж).
Впрочем, та дымка – еще совсем не то, что многоцветное марево эрмитажного «Моста Ватерлоо». Картина Моне «Мост Ватерлоо.