+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Карла Ван Лоо «портрет Императрицы Елизаветы Петровны»

Описание картины Карла Ван Лоо «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»

Ко всем прочим несчастьям львица утаскивает у нее сына-младенца. Так это, собственно и было.

Все годы царствования Анны Иоанновны за Елизаветой постоянно следили. Осенью 1727 года Мавра Шепелева писала Елизавете, что в кильском дворце шьют рубашонки и пеленки и что у Анны «в брюхе что-то ворошится». Он исполнил много жанровых сцен и был одним из первых художников использовавших фантастические костюмы, турецкие и испанские («Паша», 1737, Лондон, собрание Уоллес «Султанша, пьющая кофе» и «Султанша за вышиванием», 1755, Париж, Музей декоративного искусства и Санкт-Петербург, Гос. Князь Михаил Щербатов, описывая нравы двора Елизаветы Петровны и ее главных вельмож, называет Петра Ивановича Шувалова настоящим «чудовищем», отвратительным человеком, но вместе с тем пишет, что тот был человек не только «быстрый, честолюбивый», но и умный.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны

После смерти императрицы Анны Иоанновны осенью 1740 года наступили смутные времена. И все же оперы оставались редким зрелищем – слишком сложны были тогда оперные постановки. Отец мальчика, герцог Карл Фридрих, умер в 1739 году и этот единственный близкий родственник Елизаветы был брошен на произвол судьбы, пока, наконец императрица не взяла его в Россию, чтобы вскоре крестить по православному обряду, назвав Петром Федоровичем и затем назначить его своим наследником. И вот фаворит пишет своей матери, чтобы управляющий его имениями Семен Пустота присмотрел за многочисленной родней и «чтоб он как зятьям, дядьям, так и всей родне именем моим приказал бы быть всем в одном собрании в деревне Лемешах и дожидаться бы тамо моего свидания, а наипаче запретить, чтоб отнюдь никто из них в то время именем моим не хвастал бы и не славился б тем, что он мне родня».

В отношении своих конкурентов – частных предпринимателей – Шуваловы вели себя, как разбойники с большой дороги, разоряя их дотла. Как повествует дело Тайной канцелярии, стоял как-то солдат гвардии Поспелов на часах во дворце цесаревны и слышал, как хозяйка вышла на крыльцо и затянула песню: «Ох, житье мое, житье бедное. » В казарме Поспелов рассказал об этом своему другу солдату Ершову, а тот, не подумав и брякнул: «Баба бабье и поет. » Это было грубовато, но абсолютно точно. Комиссия после долгой работы была вынуждена признать, что зверства Салтыковой стали причиной гибели «если не всех 100 человек, объявленных доносителями, то, несомненно, 50 человек». Но не будем спешить с оценками. Царских дочерей начали обучать грамоте довольно рано. Недовольство слабым режимом правительницы сочеталось у гвардейцев с идеализацией Петра Великого – (строгого, но справедливого, радевшего о благе подданных государя – не то что ничтожества, толпившиеся у трона Ивана Антоновича. ). Многие из них никогда не видели друг друга, но ощущали свое королевское родство.

При выражении отвращения нужно, «повернув лицо в левую сторону, протянуть руки, слегка подняв их в противоположную сторону, как бы отталкивая ненавистный предмет». В феврале 1728 года герцогиня родила мальчика, которого назвали Карлом Петером Ульрихом. Явно недолюбливала императрица и этот «развратный Версаль», хотя признавала его несомненное первенство в «галантереях». На хорах залы начался вокальный и инструментальный концерт, продолжавшийся во все время банкета.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны, Шарль-Андре ван Лоо

Не оторвалась дочь Петра от своего народа. Он строил необыкновенно быстро и изящно. Как помнит читатель, формально у власти стоял (точнее – лежал в люльке) двухмесячный император Иван Антонович – сын правительницы Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха. Французский посланник в России Ж. -Ж.

Молва так возбудила общество, что пришлось нарядить следствие. Впрочем, ее судьба еще долго была неопределенна. В 1760 году русско-австрийский отряд занял Берлин. Несомненно, Шувалов не обладал творческими талантами. И тем не менее, в непрерывной череде празднеств и развлечений Елизавета находила «окна», чтобы выслушивать доклады канцлера А. П. Бестужева-Рюмина или Ивана Шувалова, читать донесения русских посланников из-за границы и выписки из иностранных газет.

Соглядатаи регулярно сообщали начальству о том, как французский посланник тайно, по ночам, огородами пробирался во дворец Елизаветы, но явно «не для амуру». Неприятная история с регентом Петровым возникла не случайно. Там Кирилла приодели, а потом отправили за границу – путешествовать и учиться. На это время приходится расцвет творчества художника. Бывший одним из самых ярких представителей официального «большого стиля», Шарль Ван Лоо после 1750 году подвергался безжалостной критике за холодность, фальшь и помпезность. Они были давно подготовлены к «революции» Елизаветы.

Государственное управление в России 8212 история и современность

В характере императора рано проявились малоприятные черты, которые обещали России правителя самовлюбленного, черствого и далекого от учения и труда. «Он вмешивается во все дела, не нося особых званий и не занимая особых должностей, – писал в 1761 году о Шувалове Фавье, – одним словом, он пользуется всеми преимуществами министра, не будучи им». Елизавета в полной мере осознавала себя членом этой семьи и явно симпатизировала некрасивой Марии-Терезии, с которой возмутительно вызывающе вел себя прусский король Фридрих II.

В этом письме упомянут Александр Борисович Бутурлин. С юности Шувалов был глубоко и искренне предан культуре, литературе искусству. Герцог был пьяница, распутник и гуляка. Эти два брата составляли семью фаворитов, самую любимую всеми». Выбирать из хотя и бедных, но способных молодых людей – таков был его принцип.

Блог сетевого содружества «Технарь»

Финансисты опасались снижения доходов казны. Лишь смерть Елизаветы спасла прусского короля от полной катастрофы. Характер Елизаветы не был отшлифован воспитанием.

Как писал знаменитый Казанова, посетивший придворный бал в Петербурге (правда, уже при Екатерине II, в 1765 году), столы ломились от снеди и вся обстановка бала поражала «причудливой роскошью» как убранства комнат, так и нарядов гостей. Может быть, некоторые из женихов и понравились бы привередливой цесаревне, да все они не нравились самой императрице, которая, вместе с Остерманом, мечтала выдать Елизавету «за такого принца от которого никогда никакого опасения быть не может». Шувалов добился ликвидации внутренних таможен – наследия средневековья. В ноябре 1759 года канцлер Михаил Воронцов писал подчиненным, что императрице стало известно о существовании в Париже «особой лавки» под названием «Au tres galant», в которой продаются «самые наилучшие вещи для употребления по каждым сезонам». Взбешенная неблагодарностью своего «партикулярного друга» императрица приказала объявить Шетарди, чтобы он в течение суток выехал из столицы и больше никогда в России не появлялся. Но что это были за «походы».

Там занимался живописью у художника Бенедетто Лути и скульптора Пьера Ле Гро. Она не раз выказывала по этому случаю чрезвычайную щекотливость. У нее действительно были основания опасаться за свою жизнь. Первый заказ получил в 1725 году на картину «Восшествие Христа во храм» для зала капитула собора Сен-Мартен-де-Шамп. В 1728 году художник приезжает в Италию. Напротив того, дворянство, особенно родовитое и тогда и позже с пренебрежением относилось к Елизавете, чье «подлое» и незаконное происхождение (ведь Елизавета родилась до свадьбы Петра I и Екатерины) и «простонародное» поведение коробило светских дам и кавалеров. И Елизавета полностью отдавалась этому столь любезному для нее миру интриг и сплетен. По возвращении в Париж в 1719 он исполнил свои первые религиозные композиции («Принесение во храм», 1725, Лион, ц. Сен-Жан) и в 1724 получил римскую премию.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Однако это не помогло и ей пришлось состричь волосы полностью и носить чёрный парик. А крестное родство (по русским православным традициям – кумовство на «ты»), считалось весьма близким ибо шло от Бога. Грации и изяществу их обучал французский танцмейстер. Кремль – важнейшая страница истории России. – Е. А. ) за меня поцелуй». Некоторые историки музыки считают, что именно сама Елизавета стала зачинателем русской городской песни – романса – и напела несколько весьма популярных в XVIII веке романсов.

Стиль поведения императрица усвоила с детских лет, в доме своего великого отца, который жил нарочито скромно, как голландский бюргер. Клеймили ее и за пристрастие к английскому пиву. Но, как известно, ворон ворону глаз не выклюет.

При удивлении «следует обе руки поднять и приложить несколько к верхней части груди, ладонями обратив к зрителю». Нолькен настаивал на обратном варианте – сначала письменное обязательство, а потом деньги. Опасаясь дворянских вольнодумцев в гвардейских мундирах, временщик начал обновлять гвардию за счет рекрутов из крестьян и других «подлых». Думаю, что все было проще – честолюбие цесаревны еще спало, ее не интересовала власть, в ней лишь играла молодая кровь.

Сюда стекались преступники и проститутки и отсюда Каин, с приданными ему солдатами, совершал налеты на «малины» и дома честных москвичей. Она, разумеется, боролась как могла. Все понимали, что наступают последние деньки жизни-праздника веселой дочери Петра.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией

Августина и «Обет Людовика XIII», 1748-1753, Париж, ц. Нотр-дам-деВиктуар «Рождество», 1751, Брест, Музей изящных искусств эскизы – Амьен, музей Пикарди «Св. Благополучие незамужней девицы в тогдашнем обществе было непрочным, а будущее – тревожным. В 1720 Шарль приезжает в Париж и здесь рисует первую большую картину «Добрый самаритянин». Царские дочери в веселой компании с Сашей и Машей – дочерьми светлейшего князя, а также с его сыном Александром, должно быть, устраивали изрядные шум и беготню. Это был сенатский экзекутор. Спали и родители императора, приближенные и слуги.

Еще больше слухов вызывала история неких князей Таракановых – якобы детей Разумовского и Елизаветы, которых вначале будто бы держали взаперти, а потом обучали и воспитывали за границей. Но влияние Разумовского было огромным еще в 1730-е годы, когда Елизавета была цесаревной. Императрица была похоронена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Картина «Отдых на охоте» была написана Ванлоо для столовой в малых апартаментах короля в Фонтенбло. Но денег на это хватало не у всех.

Он работал как по заказам короля («Охота на медведей», «Охота на страусов», 1736, Амьен, музей Пи-кардии «Отдых на охоте», 1737, Париж, Лувр три «Аллегории искусств», 1745, Париж, Нац. Родственники, придворные и слуги немало страдали от ее придирок и подозрений. Начался «случай» Шувалова. Как и отец, Елизавета была легка на подъем и любила подолгу путешествовать.

Наиболее состоятельные вельможи брали себе за правило держать «открытый стол», чтобы быть в состоянии в любую минуту изысканно угостить внезапно нагрянувшую к ним императрицу с огромной свитой. Наконец, вошедший в силу Петр Шувалов в 1754 году решился сказать императрице и Сенату, что путь этот ложен и что нужно заниматься составлением нового свода законов – Уложения ибо «нравы и обычаи изменяются с течением времени, почему и необходима перемена в законах». Жизнь двора цесаревны Елизаветы заметно отличалась от жизни «большого двора». Сразу же скажу, что «реставрационная» политика дочери Петра закончилась полным провалом – прошлое, пусть недавнее и весьма славное, невозможно реставрировать, как невозможно и жить по его законам. Сабауда). Кампредон писал в 1721 году о Елизавете как возможной невесте Людовика XV (ей тогда было двенадцать лет): «Она достойна того жребия, который ей предназначается, по красоте своей она будет служить украшением версальских собраний Франция усовершенствует прирожденные прелести Елизаветы.

В 1712 г. Ж. Б. В 1732-1734 в Турине он работает для короля Сардинии (II композиций на тему «Освобожденного Иерусалима», 1733, Турин, Палаццо Реале «Отдых Дианы», 1733, плафон во дворце Ступиниджи эскиз – Санкт-Петербург, Гос.

Этим и сумела воспользоваться цесаревна Елизавета Петровна. К середине XVIII века появилось немало интересных и ценных частных коллекций, владельцами которых были представители высшей аристократии, которые вслед за императрицей стремились украшать дворцы произведениями искусства. Опера была вершиной театрального и музыкального искусства. Путь от Петербурга до Москвы (715 верст) она пролетала по тем временам необычайно быстро – за 48 часов.

Узурпаторов же в почтенном королевском семействе Европы, естественно, не жаловали. В погоне за модой императрица всегда была первой. Это был вельможа во всем блеске значения этого понятия для XVIII века.

Его увлекает перекличка элементов архитектурного декора и деталей туалета. Но, как часто бывает в жизни, его погубили женщины, точнее – безмерное любострастие. Накатывалась, нарастала волна света, шороха тканей, аромата – это шла императрица.

Все это было, конечно, в европейском масштабе. Она действительно искренне верила в Бога. Незавидная судьба для государственного деятеля. Цесаревна – слабая женщина – такое мужество проявила и даже дважды.

Потом обе девицы уверяли, что императрица вместе с волосами содрала и немного кожи. Уже в 1712 году Петр писал Елизавете и Анне записки, впрочем, без особой надежды на ответ. Маскарады, как и все торжества и праздники, сопровождались музыкой. Петр узаконил свои отношения с Екатериной церковным браком и девочки, обойдя вслед за родителями вокруг аналоя, стали законными – «привенчанными» – детьми царской четы. После церемонии венчания Анна и Елизавета некоторое время восседали за пиршественным столом во дворце в качестве «ближних девиц» матери-невесты, пока их, усталых и сонных, не унесли в постель.

Особенно заметен был своими повадками и даже внешним видом старший из братьев – Петр. Рассчитывать Елизавете приходилось только на себя. В 1741 г. правительство простило недоимки крестьянам за 17 лет, в 1744 г. по распоряжению императрицы в России была отменена смертная казнь. В Стокгольме были очень сильны реваншистские настроения.

Они видели, какой злой, нетерпимой, мелочной, грубой может быть Елизавета. Судьба этого уникального творения печальна. Когда он вернулся домой, Поэта уже не было в живых – Ломоносов умер в 1765 году.

Наряду с Труа и Натуаром, Ванлоо, которого Гримм называл «первым живописцем Европы» был одним из главных представителей «большого стиля». Двор самой цесаревны был невелик – не больше ста человек вместе со служителями. Можно написать целую сагу о том, как русские посланники золотом устилали дорогу для угодных России ставленников в Польше, Швеции и других странах.

Словари и энциклопедии на Академике

По свидетельству современников и историков, в частности, министра народного просвещения графа Уварова (автора формулы Православие-Самодержавие-Народность), Елизавета состояла в церковном морганатическом браке с Алексеем Разумовским. Канцлер поручал нанять «надежную персону», чтобы покупать там наимоднейшие вещи и немедленно слать в Петербург. Известно, что она панически боялась смерти.

С годами деятельность Каина расширялась. С 1748 года в Петербурге стали впервые проводить публичные концерты, на которые был открыт доступ всем, кроме «пьяных, лакеев и распутных женщин», – так говорилось в афише первого концерта. В его обширном петербургском дворце была создана целая «фабрика прожектов» и там появилось немало идей, которые были им реализованы при поддержке Ивана Ивановича. «Во время первых менуэтов послышался глухой шум имевший, однако, нечто величественное, дверь быстро отворилась настежь и мы увидели блистающий трон, сойдя с которого императрица, окруженная своими царедворцами, вошла в бальную залу». Но таких дельцов неизбежно ждало жестокое разочарование. И было бы ошибкой обвинять богобоязненную царицу в ханжестве и лицемерии – так ей было удобнее, таков был ее каприз. Нет, ничего страшного с ней не происходило.

Судьба привела Всадницу в Санкт-Петербург

Все смотрели, как экстравагантно вел себя на церемонии новый император Петр III, ломавший всю процессию то излишне медленным шагом, то бегом вприпрыжку. Александр Бенуа – великолепный знаток Царскосельского дворца – так описывает это «явление народу»: «Медленно превращалась она из еле видной, но сверкающей драгоценностями точки в явственно очерченную, шуршащую парчой и драгоценностями фигуру». Наоборот, он радовался появлению гения и помогал ему расцвести.

Нельзя было засовывать руки в карманы, сжимать кулаки, конечно, кроме тех случаев, «когда на сцене выводится простонародье, которое только и может пользоваться таким жестом, так как он груб и некрасив». Большим его успехом было портретирование наследника английского престола Фредерика.

Описание картины Всадница Брюллова – научить детей

Елизавета Петровна превратила свое царствование в сплошное развлечение, оставив после себя 15 тысяч платьев, несколько тысяч пар обуви, сотни неразрезанных кусков материи, недостроенный Зимний дворец, поглотивший с 1755 по 1761 г. г. Все небо вспыхивало от сотен ракет, рассыпавшихся разноцветными брызгами.

В ее характере и поведении было много черт, тому способствовавших. Хотя все последующие наследники престола носили фамилию Романовых, они уже не были русскими (Гольштейн-Готторпская линия). В «Описании» триумфальных ворот дано такое пояснение: «Сие солнечное явление от самого солнца происходит не инако, как и Ее Императорское Величество имея абсолютное право на престол, сама на себя корону наложить изволила». Любила она и русские народные песни.

Но добраться до царицы, чтобы получить ее подпись им было весьма нелегко. Несколько лет подряд русская армия воевала в центре Европы – на территории Пруссии. В 1750 году художник был возведён в дворянское звание награждён орденом святого Михаила. Однажды за шестнадцатилетним юношей, пасшим стадо, приехали курьеры из Петербурга и забрали его в столицу. Сразу же нужно было решить, что же делать с арестованной брауншвейгской фамилией, узнать, нет ли волнений в армии, примет ли ее Москва – старая столица.

В 1734 году возвращщается в Париж, где в 1735 году получает звание академика за картину «Аполлон и Марсий». Так начал свою карьеру выдающийся русский скульптор Федот Иванович Шубин. Большова мужика, своего братца (царевичу Петру Петровичу было чуть больше двух лет. Весной 1761 года возведение здания было закончено, начались внутренние работы. Создал несколько парадных портретов короля Людовика XV. Воронцов, в отличие от Петра Шувалова, оставил у современников хорошее впечатление. Он внес огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа.

Своими манерами, обликом и поведением Петр Федорович раздражал императрицу. Ночь переворота всегда черна и страшна, как бездна, в которую нужно шагнуть не раздумывая. Придумал это Бирон. Сольное и хоровое пение, балетные номера чередовались с декламацией. Прошу Бога только о том, верьте, что ни чести, ни богатства веселить меня не могут». Искру в него бросила Елизавета, самолично явившись к гвардейцам – своим кумовьям.

Абсолютнолетней, то есть пригодной к браку, Елизавету признали 9 сентября 1721 года, когда ей не исполнилось еще и двенадцати. Путь ее пролегал через родные места Разумовского. В двадцать лет он уже стал президентом Петербургской Академии наук.

Василию Демидову: «Уведомилась я, что корабль французский пришел с разными уборами дамскими и шляпы шитые мужские и для дам мушки, золотые тафты разных сортов то вели с купцом сюда прислать немедленно». Строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II. Салтыкова разгромили прусскую армию Фридриха II и вошли в Берлин.

Это слово никогда не произносится в ее присутствии. В 1747-1748 годы Ван Лоо получает заказ на два портрета короля м королевы. Со вздохом «бедняк» резюмировал: «Должность моя меня по-министерски, а не по-философски жить заставляет», – полагая, очевидно, что в бедности могут позволить себе жить только чуждые мирской суете философы. Не все благополучно было и в императорской семье.

Разумовским, от которого (по некоторым источникам) у них были дети, носившие фамилию Таракановых. Весь двор был напуган неожиданными ударами, которые стали преследовать Елизавету в самых неподходящих местах – в церкви, на приеме. Он стал осуществлять новую, революционную для русских финансов идею перехода от прямого (подушного) обложения к косвенному, за счет повышения цен на соль, вино.

Первые уроки рисунка Якоб получил у отца. Это было, как мы знаем, правдой, но не всей. До самого конца Елизавета Петровна хотела, чтобы все были «китайским посольством» и восхищались ее красотой и грацией до бесконечности.

Конечно, в ходе войны в армии проявилось много недостатков, неразберихи. Значение Разумовского при дворе Елизаветы было велико.

Проще всего решить «проблему Елизаветы» можно было, выдав ее замуж за какого-нибудь иностранного принца. Лишь после 1757 года престарелый Бестужев-Рюмин допустил несколько серьезных ошибок. В это время у цесаревны был возлюбленный – камер-паж А. Шубин. Первый официальный выход Елизаветы состоялся 9 января 1712 года.

В Стокгольме решили действовать, не дожидаясь от Нолькена подписанных цесаревной бумаг. И вот в маленьком зале небольшая группа этих зрителей – только свои, доверенные люди – завороженно смотрела на сцену, где в неверном свете свечей разворачивалась перед ними драма о «преславной палестинских стран царице» Диане, жене царя Географа, красивой, доброй, милой – такой же, как цесаревна.

Произошло это вполне волшебным образом. Впрочем, дамы, несмотря на кряхтенье своих мужей, не жалели испорченных платьев – пример императрицы был чарующе заразителен. Дичок не был вовремя привит и рос, как ему подсказывала его природа.

Взошедшая в 1730 году на престол Анна Иоанновна (двоюродная тетка Елизаветы) велела ей жить в Петербурге, но Елизавета не желала своим присутствием при дворе дразнить ненавидевшую ее императрицу и намеренно вела праздный образ жизни, часто пропадала в Александровской слободе, где общалась в основном с простыми людьми, принимала участие в их плясках и играх. Эта милая красавица, всегда демонстрировавшая свое «природное матернее великодушие», не колеблясь отправляла на пытку беременную женщину и писала об этом начальнику Тайной канцелярии так отрывисто, сурово и по-деловому жестоко, как некогда писал ее отец своему шефу политического сыска. Никто не мог лучше ее ездить верхом, танцевать, петь, даже сочинять стихи и песни. Но вначале поближе познакомимся с Иваном Ивановичем Шуваловым.

И Елизавета денег для этой оправы не жалела. С 1727 по 1732 год Луи-Мишель жил вместе с дядей в Риме, в 1733 году получил звание академика за картину «Аполлон и Дафна». «При окончании оперы, – писала газета, – Ее Императорское Величество соизволила свое удовольствие оказать ударением в ладони, что и от всех прочих смотрителей учинено было, причем чужестранные господа министры засвидетельствовали, что такой абсолютной и изрядной оперы, особливо в рассуждении украшений театра, проспектов и машин, нигде еще не видано». Нет ли в комедии оскорбления чести Ее Императорского Величества.

Позднее фаворитом Елизаветы стал И. И. Шувалов, который покровительствовал просвещению. К 1750 году экономика страны вышла из полосы кризиса, вызванного последствиями длительной Северной войны 1700-1721 годов экстенсивные методы ведения хозяйства, навязанные Петром I в ходе его реформ, в это время начали давать свои ощутимые результаты. Кремль – особое место в Москве и во всей России. Елизавета посадила под арест управляющего своими имениями, заподозрив его в воровстве. В Париже Ван Лоо преподавал в Акалемии живописи и скульптуры.

Держа в руках бреславское письмо, она попыталась приструнить Елизавету по-семейному. За работу «Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем» художник получает Римскую премию Академии художеств. Эрмитаж). Мелькание узоров и цветовых пятен создают ощущение ожившего мгновения прошлого Зимой 1747 года императрица издала указ именуемый в истории как «волосяное установление», повелевающий всем придворным дамам подстричься наголо и выдала всем «чёрные взлохмоченные парики», чтобы носили пока не отрастут свои. Она вообще по ночам не спала.

Завершая описание «штурма Зимнего», отметим, что, несмотря на легкость и бескровность переворота, во всей этой истории были моменты весьма острые и Елизавета проявила в них всю свою волю и характер. Веком песен назвал елизаветинское царствование поэт Гаврила Державин. Он был очень привязан к своему семейству, заботился о многочисленной черниговской родне, которая благодаря своему высокопоставленному родственнику отнюдь не бедствовала.

«Дамам – кафтаны носить белые тафтяные, обшлага, опушки и юбки гарнитуровые зеленые, по борту тонкий позумент, на головах иметь обыкновенный папельон, а ленты зеленые, волосы вверх гладко убраны кавалерам – кафтаны белые, камзолы, да у кафтанов обшлага маленькие, разрезные и воротники зеленые с выкладкой позумента около петель и притом у тех петель чтоб были кисточки серебряные же, небольшие». Осевшее здание раздавило шестнадцать слуг, спавших в нижнем этаже. Елизавета родилась, несомненно, под счастливой звездой. Приобрел известность как портретист и автор композиций на исторические сюжеты.

Шувалов в свойственной ему мягкой манере отвечал приятелю, что в данный момент монополия на хлебный вывоз государству не нужна и «против пользы государственной я никаким образом на то поступить против моей чести не могу, что Ваше сиятельство, будучи столь одарены разумом, конечно, от меня требовать не станете». Ну а те, кто жил с императрицей рядом, никаких иллюзий себе не строили. Ворвавшись во дворец, Елизавета не мешкала: входы и выходы были перекрыты, караул сразу же перешел на сторону мятежников и затем в императорские апартаменты на втором этаже устремилась «группа захвата».

Нега веселья и праздности поглотила Елизавету с головой. Более выразительного документа, чем этот, для характеристики личности и нрава Елизаветы трудно и придумать. Исидора», 1729, Рим, ц. Сант-Исидоро эскиз – Гамбург, Кунстхалле «Эней и Анхис», 1729, Париж, Лувр).

Все было как всегда на царских похоронах – многолюдно, утомительно и красиво. Елизаветинское время стало временем национального подъема, оптимизма. Сюда Елизавету тянуло всегда, здесь она провела счастливое детство, беспечную юность, здесь она укрывалась от безобразной старости, здесь она и умерла Строить новый дворец Растрелли начал в 1749 году, но, несмотря на весь свой талант, никак не мог угодить вкусам императрицы, раз за разом заставлявшей все переделывать, причем подчас было неясно, чего же она хочет от Мастера. Работал также над созданием декораций для Парижской оперы.

Ей, царице, – рябой, чрезмерно толстой, старой (Елизавета была на семнадцать лет моложе Анны. ) – не суждено было соперничать с цесаревной в бальном зале. Рядом с домом Елизаветы Петровны находились казармы Преображенского полка. Любимый своими учениками (Дуайеном, Лепи-сье, Лаг- рене Старшим) и соперник Буше, который будет назван первым живописцем только после его смерти, Ванлоо является один из самых талантливых исторических живописцев XVIII в. И хотя он стал жертвой давидовской реакции и с ним соперничали еще при жизни (в 1763 Вьен выставил свою картину «Продавщица амуров»), он тем не менее был искусным художником, мастером декоративных композиций, которые стали гордостью французского рококо. Историк В. Ключевский писал: «От вечерни она шла на бал, а с бала поспевала к заутрене, до страсти любила французские спектакли и до тонкости знала все гастрономические секреты русской кухни».

Художник Лансере виртуозно передает единство стиля жизни и стиля искусства минувших эпох. Второй сын Луи Ванлоо (ок. «Едва мы, – пишет Екатерина, – переступили порог, как дом начал рушиться и послышался шум, похожий на то, как когда спускают корабль на воду».

Все они были детьми Петровской эпохи, жизнь в европейском Петербурге казалась им естественной и удобной и они, как и все молодые люди, любили веселье, танцы и прогулки. Думаю, что Анне, так нежно относившейся к младшей сестричке, хотелось, чтобы та приехала на похороны – ведь все детство и юность они были неразлучны. – Е. А. ), пока разве отнимет». Его изобрел чешский валторнист Иоганн Антон Мареш в 1748 году.

В 1755 году Михаил Воронцов подобострастнейше писал фавориту императрицы Елизаветы Ивану Шувалову: «Я ласкал себя надеждою, прежде отъезда двора в Царское Село получить чрез Ваше превосходительство высочайшее повеление по известному делу г. Дугласа, а ныне отнюдь не смею утруждать напоминанием, крайне опасаясь прогневить Ее Величество и тем приключить какое-либо препятствие в забавах в толь веселом и любимом месте, надеясь, однако же, что в свободный час вспамятовано будет». На престол взошёл Пётр III. Так что пришлось ей, действительно забыв «деликатность своего пола», в первый и последний раз в жизни выступить в роли военачальника А потом был ярко освещенный дворец, шампанское, толпа льстивых царедворцев, павшая к ее ногам.

В 1738 году, получив Римскую премию, провел три с половиной года в Италии, но прежде, чем вернуться в Париж в 1745 году, два с половиной года работал вместе с отцом в Экс-ан-Провансе. В манифесте указывалось на две причины, побудившие Елизавету въехать на плечах гвардейцев в Зимний дворец: во-первых, настойчивые просьбы всех «как духовного, так и светского чинов верноподданных», в особенности гвардейцев и, во-вторых, «близость по крови» Петру Великому и императрице Екатерине I. Три дня спустя еще в одном Манифесте уточнялось, что Елизавета заняла престол согласно Тестаменту – завещанию Екатерины I. Довольно скоро об этой причине постарались забыть: по Тестаменту выходило, что преимущественное право на престол имеет как раз не Елизавета, а ее племянник – герцог Голштинский 13-летний Карл Петер Ульрих. Классическая музыка при ней вышла за стены дворца.

А на ком увижу – то те равную часть с ним примут». А вот в 1717 году переписка уже шла вовсю. Вот таким образом многие царедворцы, боясь навлечь на себя подозрения мнительной императрицы, сторонились дочери Петра Великого избегали встреч и разговоров с нею. А что еще нужно, чтобы имея такую ослепительную красоту, стать французской королевой. Вот таким образом актеры на сцене изображали сложные фигуры: «Благополучие России», «Радость верноподданных» и, наконец, «Обрадованную ревность». Их бурный роман был грубо прерван императрицей, которая в январе 1732 года велела Миниху арестовать и сослать фаворита цесаревны в Сибирь.

И хотя Разумовский не участвовал в перевороте 25 ноября 1741 года, он был отмечен особо – стал камергером, генералом, обер-егермейстером, кавалером высшего ордена Святого Андрея Первозванного, графом и владельцем огромных поместий. Елизавета, узнав об этом, вышла из себя. Выставка, посвященная его творчеству, прошла в 1977 (Ницца, Клермон-Ферран, Нанси). Особенно нравилась ей быстрая зимняя езда в удобном экипаже с подогревом и ночным горшком.

Все восхищались искусством Елизаветы в танцах. рублей. Но нет. Впрочем, это и неудивительно – «беспечность или умственная леность», о которых писали современники, характеризуя императрицу, властвовали над нею до конца и сам этот манифест придумал Шувалов, что видно из его набросков императрица же только подписала документ.

По возвращении в Париж в 1734, он становится академиком в 1735 («Аполлон и Марсий», Париж, Школа изящных искусств) и делает блестящую официальную карьеру профессор Академии (1752), ее ректор (1754), он был назначен первым художником короля (1762) и директором Академии (с 1763 и до самой смерти). В результате резкого усиления Пруссии и угрозы русским владениям в Прибалтике Россия на стороне Австрии и Франции приняла участие в Семилетней войне (1756-1763 г. г. ), которая продемонстрировала мощь России, но обошлась государству очень дорого и практически ничего ему не дала. Это уже давно был секрет Полишинеля. Именно он, глядя на трогательную дружбу Елизаветы и Шетарди, дал приказ вскрывать и расшифровывать (с помощью Академии наук) письма французского посланника, а потом летом 1744 года, когда набралось довольно много оскорбительных для Елизаветы цитат, улучил момент и подал выписки – плоды своего потайного труда – государыне.

Начиналось последнее – огненное – пиршество. Его зимние виды, сравниваемые с работами его современника Тоне, отмечены стремлением к большому реализму и влиянием голландских мастеров XVII в. («Пьемонтский пейзаж под снегом», 1801, Фонтен-бло, музей дворца «Эффект снега в Альпах», 1804, Париж, Лувр «Снежный пейзаж», 1810, Отен, музей). Смерть Елизаветы Петровны также прекратила участие русских в Семилетней войне. Строились инвалидные дома и богадельни. Учился в Риме у Бенедетто Лути, в 1727-1732 – там же во Французской Академии. Доступнее были концерты оркестра и хоров.

И с тех пор он исчез. Для Шувалова Ломоносов являлся живым воплощением успеха просвещенного знаниями русского народа. Французы отговаривались юностью короля, а когда Петр Великий в 1725 году умер, с мнением его преемницы Екатерины I уже и вовсе не считались, женили Людовика на дочери когда-то свергнутого русскими войсками польского экс-короля Станислава Лещинского – Марии и тем самым поставили точку в русско-французских брачных переговорах. Со страниц воспоминаний он предстает добродушным лентяем, мало чем интересовавшимся, но не утратившим присущего его народу чувства юмора, в том числе – по отношению к своей персоне и «случаю», сделавшему его первым вельможей империи. Двое и сопровождал его в поездках в Италию.

Она отводила душу в другом – угнетала Елизавету экономически и морально. Вскоре Елизавета уехала домой. – Е. А. ) у самого Господа Бога, который мне дал смысл (разум.

Встревоженные власти, не доверяя продажным московским полицейским чинам, создали специальную комиссию по делу Ваньки Каина и начали следствие. Французский посланник Ж. -Ж.

Нередко бывало, что императрица с досадой бросала салфетку на стол и покидала компанию. За неприязнью Анны Иоанновны скрывалось многое: и презрение к «худородности» Елизаветы и опасения относительно ее намерений на будущее, но главное – жгучая зависть к счастливой судьбе, беззаботной веселости девушки, не познавшей, как она, Курляндская герцогиня Анна, ни бедности, ни унижений. Присылал сватов и персидский шах Надир. В 1791-1794 он жил в Турине, где и сегодня хранятся многие его пейзажи (гал. В своих письмах к Петру и Екатерине Меншиков писал: «Дорогие детки ваши, слава Богу, здоровы».

Шуваловым. Судьба старшей дочери Петра Великого сложилась трагически. Как писал в своих «Записках» генерал Х. Г. Манштейн, «цесаревна прекрасно выдержала этот разговор, она уверяла великую княгиню, что никогда не имела в мыслях предпринять что-либо против нее или против ее сына, что она была слишком религиозна, чтобы нарушить данную ей присягу и что все эти известия сообщены ее врагами, желавшими сделать ее несчастливой, что», – одним словом, полились слезы, в потоках которых утонули все подозрения ибо вместе с Елизаветой разрыдался и ее простодушный следователь, который, действительно, к своему несчастью, поверил, что цесаревна ни в чем не виновата.

Состоятельные люди, обнаружив в своем доме пропажу, могли не кручиниться. Однако Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Интерес императрицы к спектаклям во дворце цесаревны был явно нетеатрального свойства.

Вряд ли стоит говорить, что гренадеры не были подняты со своих постелей так же внезапно, как генерал-прокурор Шаховской. К утру манифест о восшествии на престол и присяга подданных были готовы, войска и жители присягнули и под крики «Виват. » и пушечную пальбу императрица вступила в Зимний дворец. Она имела собственный дворец, штат придворных, слуг, вотчины и денежное содержание. Можно предположить, что маркиз, стоя у окна в ночном колпаке и халате, видел сам «штурм Зимнего», который он так усиленно готовил на балах и помойках.

Она знала, что представления проходят за закрытыми дверями и, как показал на допросе Петров, «посторонних, кроме придворных, никого на тех спектаклях не бывало». Власть Каина длилась почти десять лет. Впрочем, ситуация никогда не становилась драматической или взрывоопасной. Елизавета не была глубокой, рефлексирующей натурой – ей хватало собственного отражения в зеркалах, ее не мучили величественные страсти, ею в жизни, как и в пути, двигал каприз.

Краткий «шуваловский» период истории Академии художеств оказался благодаря уму, предусмотрительности, заботливости ее основателя, не жалевшего денег на дорогостоящих иностранных учителей, картины, скульптуру, пособия и материалы, чрезвычайно плодотворным, дал мощнейший толчок развитию искусства в России, открыл миру новые таланты. Нетрудно представить, что испытывала в такие минуты императрица Анна Иоанновна. Возможно, кроме политических соображений, ею двигала злобная зависть к красавице кузине. Это не подлежит никакому сомнению».

Он с досадой писал в Версаль, что императрица целыми днями бездельничает, что в центре ее внимания смена туалетов четыре или пять раз в день и увеселение во внутренних покоях со всяким подлым сбродом.

Вот таким образом она тянула и тянула с замужеством Елизаветы, пока сама не умерла. Это очень напугало цесаревну и она решила упредить возможный донос управляющего. Вся проблема состояла, как видим, в том, чтобы нужный документ «при удобном случае государыне к подписанию поднести».

Фавье писал о нем: «Этот человек хороших нравов, трезвый, воздержанный, ласковый, приветливый, вежливый, гуманный, холодной наружности, но простой и скромный Когда он имеет точное понятие о деле, то судит о нем вполне здраво». Да и саму Елизавету мало привлекала жизнь двора Анны Иоанновны. Иначе гнев царицы был страшен.

Разумовский попросту отошел в сторону, а Шувалов его не преследовал. Но этого не произошло – от принципов петровской политики Елизавета не отходила.

Но это было непросто – достаточно посмотреть расписание занятий царицы. Как пишет мать Екатерины II, княгиня Иоганна-Елизавета, свидания заговорщиков «происходили в темные ночи, во время гроз, ливней, снежных метелей, в местах, куда кидали падаль», то есть на помойках. Слушать его можно было только на приличном расстоянии – за 300-500 метров, не ближе. С этой целью они потакали всем прихотям императора, всячески ублажали и развлекали его.

Новый император вернул Фридриху все завоёванные земли и предложил даже военную помощь. Такие «случаи» уже происходили с молодыми людьми при дворе, но шли недели, месяцы – и Шувалов окончательно вытеснил из сердца императрицы и из придворных апартаментов самого графа Алексея Григорьевича. Не без иронии Екатерина II писала в мемуарах: «Нередко можно видеть, как из огромного двора, покрытого грязью и всякими нечистотами и прилегающего к плохой лачуге из прогнивших бревен, выезжает осыпанная драгоценностями и роскошно одетая дама в великолепном экипаже, который тащат шесть скверных кляч в грязной упряжи, с нечесаными лакеями на запятках в очень красивой ливрее, которую они безобразят своей неуклюжей внешностью». Найти Шубина помог только счастливый случай О чем, казалось бы, грустить и тосковать юной красавице. На этих бумагах остались пометы, сделанные рукою императрицы. У тетушки с племянником сложились тяжелые отношения.

Работа началась, но к 1750 году были просмотрены указы только за первые четыре года послепетровского периода (1726-1729). В 1744 году он рисует сценки для кабинета дофина в Версале. К этому царевен готовили чуть ли не с пеленок.

Ей невыносима сама мысль о смерти. Важнейшими из мер, проведенных Петром Шуваловым, были реформы в экономике и финансах. Заговор был быстро задушен в зародыше. – Е. А. ) також не отважились бы вздевать каких-нибудь непристойных платьев, под опасением штрафа». Заводилой всех празднеств, путешествий и развлечений была энергичная и неуемная Елизавета. О характере отношений Анны и Елизаветы прекрасно говорит прошение цесаревны к императрице за 1736 год. В 1745 году его женили на ангальт-цербстской принцессе Софии Августе Фредерике – Екатерине Алексеевне, будущей императрице Екатерине II.

Но его реальная жизнь долго складывалась так, что об этом можно было только мечтать. После прогулки можно было вновь окунуться в золотой жар праздника. В балетных номерах стали все чаще появляться русские балерины и танцовщики. Ни одна женщина в империи не смеет причесываться так, как она». От нее усердно удаляют все, что может служить напоминанием о конце».

Нолькен и Шетарди не были благородным исключением из этих грязных правил. И наградой был шелест восхищения в толпе гостей и придворных. Письма Анны к сестре, Петру II полны тоски, слез и жалоб. С Украины в Петербург зачастили посольства украинской старшины, которая умоляла «маму» Елизавету вернуть Украине гетманство. Он пинком ноги открывал двери всех полицейских начальников, подьячие сыскного ведомства почитали за честь испить с Ванькой чаю в трактире, все они были подкуплены, получали от него подарки и долю с «доходов» от его мастерства оборотня.

И чтобы преодолеть этот страх, требуется мужество даже сильным мужчинам. И главное – все они были молоды. Особенно важен был «выезд» – экипаж, лошади, сбруя, богато одетые кучера, стоявшие на запятках гайдуки – предпочтительно чернокожие и рослые.

Но, к несчастью, летом 1727 года он неожиданно заболел и умер. Привычкам Елизаветы должны были следовать все дамы света. В 1742 году был издан указ о полном изгнании евреев из России.

Композиция строится на контрасте пышной барочной архитектуры и пустынного партера парка. Надежды на шведскую помощь с треском провалились. Сделаем небольшое отступление.

Без них невозможно представить русское искусство XVIII – начала XIX века. Его история напоминает сказку о пастухе, ставшем принцем.

Он был назначен первым художником короля (1762) и директором Академии (с 1763 до конца жизни). Он не выделялся из блестящей толпы придворных ни ростом, ни статью, ни бриллиантовым панцирем из орденов и украшений. Можно долго описывать и другие залы – они не похожи друг на друга, но одинаково прекрасны. Но денег им все равно не хватало. И хотя дамы понимали, что нужно одеваться поскромнее, чтобы дать императрице возможность блистать на их фоне, но в атмосфере «ухищрений кокетства» удержаться было невозможно и каждая старалась превзойти другую.

Гвардейским же солдатам эта милая, веселая, «любезная взором» красавица очень нравилась. И этого было достаточно – имя цесаревны более не возникало. Вот что значит держать «открытый стол».

Да императрица была влюблена исключительно в себя. А это всегда приносит правителю популярность среди простых людей. В деревне застали Елизавету и события начала 1730 года, когда заболел и умер Петр II.

Карл Борромей», Париж, ц. Сен-Мерри «Распятие», 1755, Безансон, собор). В 1750-е годы была весьма популярна сатира Ивана Елагина «На петиметра и кокеток», в которой бичевался такой повеса. Благодаря Шувалову в Москве в 1755 году были основаны Московский университет, первые гимназии в Москве и Казани, в 1760 году в Петербурге была открыта Императорская Академия художеств. На триумфальных воротах в Москве по случаю коронации Елизаветы весной 1742 года была помещена аллегорическая картина с изображением солнца в короне и подписью: «Само себя венчает» – «Semet coronat». прошла в Петербурге не столько в балах, сколько в напряженном ожидании оных.

Магия власти, ее манящая и отталкивающая сила всегда витали над этим холмом и русский человек испытывает непонятное волнение и страх, вступая на землю Кремля. Он сразу же ввязался в интригу и начал действовать.

От пылкого Шетарди тоже толку было мало. Елизавета росла под присмотром «мамушек» и кормилиц из крестьянок, отчего хорошо узнала и полюбила русские нравы и обычаи. На это шли гигантские средства.

В нагромождении лиц и фигур спрятан «скрытый персонаж» – арабчонок, прилежно несущий императорский шлейф. Но это тщательно от нее скрывается и ею самой – больше всех. Они безропотно подчинились своей горькой судьбе и позволили увезти себя во дворец Елизаветы, куда вскоре проследовала и сама хозяйка. Маркиз был взбешен. Как и надлежит врачам ХVIII века, они выражались туманно и загадочно: «Несомненно, что по мере удаления от молодости жидкости в организме становятся более густыми и медленными в своей циркуляции, особенно потому, что они имеют цинготный характер».

Начальник Тайной канцелярии граф Ушаков допросил Петрова и выпустил на волю, предупредив, чтобы он об аресте «никому не разглашал, также и государыне цесаревне об этом ни о чем отнюдь не сказывал». Наконец, Нолькен и Шетарди пришли к выводу, что Елизавета серьезно опасается подписывать какиелибо обязательства о будущих уступках земель, отвоеванных ее отцом – победителем тех же самых шведов ибо она рискует «сделаться ненавистной народу, если окажется, что она призвала шведов», чтобы взойти на престол такой ценой. Именно такой была связь Шувалова и Ломоносова. Суть идеологии властвования Елизаветы была предельно проста: она, дочь великого Петра, видя неимоверные страдания русского народа под властью ненавистных иноземных временщиков – всего «счастия российского губителей и похитителей», – восстала против них и с нею взошло солнце счастья. Лишь в конце 1740-х годов, когда взошла звезда Ивана Шувалова, Воронцов вышел из тени.

Столичное дворянство украшало дома французской мебелью, картинами, великолепной посудой. Екатерина II подтверждает: «Никто никогда не знал часа, когда Ее Императорскому Величеству угодно будет обедать или ужинать и часто случалось, что придворные, проиграв в карты (единственное развлечение) до двух часов ночи, ложились спать и только что они успевали заснуть, как их будили для того, чтобы они присутствовали на ужине Ее Величества, они являлись туда и, так как она сидела за столом очень долго, а все они, усталые и полусонные, не говорили ни слова, то императрица сердилась».

10 млн. Может быть, такая же судьба постигла и Янтарный кабинет Царскосельский дворец был наполнен китайским фарфором, редкостной мебелью, сверкала позолотой резьба, сияли голубые изразцы высоких печей, блестел пестрый ковер паркета, набранного из десятков ценнейших пород дерева – все создавало впечатление рая. За всем этим стояла не только данная природой красота, но и тяжелейшая работа портных, ювелиров, парикмахеров, да и самой царицы – самой строгой судьи своей красоты. В этом смысле судьба Анны могла вполне стать судьбой Елизаветы и наоборот. Это было весьма распространенным тогда политическим обвинением.

Его сын и ученик Жюль Сезар Дени Ванлоо (1743, Париж – 1821, там же) был пенсионером Французской Академии в Риме в 1767 и стал академиком в 1784. Думаю, что царица была серьезно напугана этим делом и руки ее дрожали, когда она читала то зловещее место из протокола допроса сообщника Турчанинова – прапорщика Преображенского полка П. Квашнина, где было сказано, что, после первой, неудачной попытки покушения, они рассуждали: «Что прошло, тому так и быть, а впредь то дело не уйдет и нами ль или не нами, только оное исполнится». И все это страшно огорчало нетерпеливого и подозрительного помора. Вначале она подняла солдат на мятеж, а потом возглавила штурмовую группу.

Это было трагедией для Елизаветы, раньше никогда не считавшей денег. Несчастный возлюбленный Елизаветы провел в Сибири десять лет. Но когда великий архитектор наконец закончил свой шедевр, восторгам не было конца. Никто никогда не страшился смерти более, чем она. Когда императрица, по традиции своих предков, отправлялась пешком на богомолье, это тоже не было лицемерием.

Ссылка Шубина должна была разорвать все связи дочери Петра с гвардейцами, которые не раз выказывали ей, как доносили шпионы, «свою горячность». Но Елизавета была решительнее Анны Леопольдовны. И еще важное обстоятельство: дипломатия была всегда персонифицирована – и часто имея в виду Австрию, Пруссию или Францию, говорили «Мария-Терезия», «король Фридрих» или «Людовик». Сам же Шубин, услышав, что его всюду ищут, опасался назвать себя. Эрмитаж «Испанский концерт» и «Испанское чтение», 1761, Санкт-Петербург, Гос. Знакомство России с итальянской оперой не прошло напрасно для русского искусства.

Ученик Ломоносова и протеже Шувалова Николай Поповский в речи, обращенной к юношам-гимназистам при открытии гимназии Московского университета в 1755 году, говорил: «Если будет ваша охота и прилежание, то вы скоро можете показать, что и вам от природы даны умы такие же, какими целые народы хвалятся уверьте свет, что Россия больше за поздним начатием учения, нежели за бессилием, в число просвещенных народов войти не успела». Только после этого и выпустили Петрова на свободу. Один – интеллигентный, мягкий и одновременно беззаботный избалованный, другой – с тяжелым характером, необузданный в гневе, болезненно честолюбивый и, под влиянием винных паров, подозрительный, вечно страдающий от укусов, как ему казалось, ничтожеств и бездарностей. Они готовили план ночного убийства Елизаветы и ее окружения. приглашен монакским принцем для исполнения портретов его дочерей. Он был инфантилен, капризен, проявлял черты человека необузданного и взбалмошного. Этот красавец исполинского роста был камергером двора Елизаветы и ее любовником.

У меня нет сомнений, что участие России в Семилетней войне было во многом обусловлено мстительным желанием Елизаветы «проучить» высокомерного зазнайку, атеиста и масона Фридриха, который с первых дней своего правления посмел вести себя в королевском обществе дерзко, нагло и бесцеремонно. Именно такую судьбу готовил средней дочери (к этому времени родилась еще Наталия) Петр. Зато императрица Елизавета вполне владеет искусством притворяться. Когда умер граф Петр Шувалов – самый богатый сановник Елизаветы, – то его наследство оценивалось в астрономическую сумму 588 тысяч рублей.

28 июля 1751 года она писала служащему Кабинета Е. И. В. И вскоре, действительно, младшая заслужила гостинец. Это были какие-то глубокие обмороки, продолжавшиеся довольно долго. В сложной борьбе за власть Воронцов не был самым проворным и хитрым. Как и всегда, царили воровство, злоупотребления и глупость.

Остальные были выходцами из крестьян, церковников, однодворцев и даже холопов. При Елизавете родился необычайный вид искусства – роговой оркестр. Он, как пишет Фавье, «возбуждал зависть азиатской роскошью в дому и своим образом жизни: он всегда покрыт бриллиантами, как Могол и окружен свитой из конюхов, адъютантов и ординарцев». (Van Loo Louis-Michel) (1707-1771), племянник Карла Ван Лоо, французский художник эпохи рококо, был сыном известного художника Жана-Батиста Ван Лоо.

Действительно, Елизавета создала тесный, закрытый мирок, куда соглядатаям и шпионам «большого двора» проникнуть было невозможно. Через Воронцова Иван Шувалов стал оказывать серьезное влияние на внешнюю политику России.

Кроме того, князь Иван, прослывший в обществе человеком разгульного нрава, большим любителем дамского пола, втянул своего царственного приятеля в развлечения «золотой молодежи». Следовательно, власть императора Ивана – законна, а ее – нет. Осторожный Феофан криминала в бумагах не усмотрел. Дипломатическая предыстория переворота Елизаветы весьма характерна для нравов тех времен. Но и этих денег не хватило, чтобы заплатить долги Шувалова, составлявшие 680 тысяч рублей. Ходили упорные слухи, что Елизавета и Шуваловы задумали устранить великого князя Петра Федоровича и его жену от престолонаследия, выслать их в Голштинию, а престол передать Павлу, которого начали тщательно готовить к будущему великому поприщу.

Петр и Елизавета стали на какое-то время неразлучны. Для начала она положила кокетке на содержание 30 тысяч рублей в год и не давала ни копейки больше. В 1736 ван Лоо украшает картинами с охотничьими сценками залы Версальского дворца.

Он не был воинствен, лих и даже особенно мужествен. Этот ужин, очевидно, проходил в Картинной столовой, все стены которой сплошь покрыты картинами, разделенными лишь узкими золотыми рамами. Но были и другие причины особой привязанности к нему императрицы.

Несомненно, у нее было немало добрых побуждений, желания показать народу «матернюю милость», но она не знала, как это сделать, да и некогда ей было – столько предстояло перемерить платьев, посетить спектаклей и празднеств. В конце 1727 года разнесся слух о романе императора и его красавицы тетушки. Это была победа Бестужева, которому Шетарди сильно вредил.

Особое место в придворной жизни, начинавшейся, как правило, вечером, занимали маскарады. Современники рисуют на редкость симпатичный образ фаворита. Главной целью и смыслом жизни Петра II стала охота. Теперь он оказывался в золотой клетке.

Но прежде всего Кремль – это обиталище власти. В описанную красноречивым пастырем ночь неприятель этот блаженно спал в колыбели, с вечера насосавшись молока из груди кормилицы Катерины Ивановой и не подозревал, что против него «заводят шеренги». Действительно, сохранившиеся перлюстрации писем Шетарди подтверждают вышесказанное. Якоб был признанным мастером жанровой живописи, писал исторические и бытовые картины в голландской традиции, а также полотна мифологического содержания. Художниками были сын Якоба Ван Лоо, Луи-Абрахам Ван Лоо и внуки (Van Loo Jean-Baptiste) (1684-1745), популярнейший французский портретист эпохи рококо, учился рисованию у своего отца Луи Абрахама Ван Лоо. Никогда раньше так плодотворно для режима не обыгрывались патриотические мотивы, чтобы утвердить законность узурпированной темной ночью власти.

Осенью 1761 года датский посланник Гакстгауз писал о болезни императрицы: «Ноги ее покрыты чириями, так сильно распространившимися, что она абсолютно не в состоянии стоять на ногах», у нее часто повторялись припадки, которые заканчивались обмороками. Их было больше двадцати и при том такие же и на платье, которые я все отобрала и теперь их требую, то прикажи ему сыскать и никому в угодность не утаивать. Оба они были истинными сынами Отечества – так называли тогда патриотов. Вскоре выяснилось, что купец все же часть товара продал другим модницам: его понять легко – императрица была скупа, а торговаться с ней было невозможно.

Дипломатия тогда была «ремеслом королей», вся Европа была монархической (за исключением, пожалуй, Венеции), всюду сидели императоры, короли, князья, ландграфы, герцоги. Но по распоряжению Анны Иоанновны его неожиданно освободили. То, что она в то время была здорова, мы знаем точно. Со своего трона тяжелым взглядом следила императрица за Елизаветой – звездой бала. Процветала при Елизавете и коммерция. Но и он страдал от безденежья.

Маркиз был по природе своей человеком пылким, романтичным, но легкомысленным и глупым. В создании научных и педагогических учреждений Шувалов видел свой долг. Во-первых, он позволил втянуть Россию в «лишнюю» для нее Семилетнюю войну и страна надолго оказалась заложницей австрийских интересов, практически не работая на себя. Конечно, этот театр мало был похож на современный.

Мы его очень любили. Ту же цель ставил перед собой и Нолькен. Он подумал, что разоблачен и его неминуемо ждет Сибирь. Интрига была раскрыта и канцлер с грохотом слетел со своего места.

Еще больше доходов и дурной славы принесли Петру Шувалову многочисленные монополии на промыслы. Первые картины художник создал на религиозные сюжеты. Вдруг из темноты появлялся сад с огненными деревьями или огненное озеро, по берегу которого «бегали» огненные животные, «двигались» экипажи, парили в небе боги и птицы. В нем было много энергии, властности, воли, он ясно и широко мыслил.

Крепостное право развращало и рабов и господ. Их слушали в перерывах спектаклей и как-то раз «Ее Императорское Величество изволили сказать, что русское всегда более на сердце русское действие производит, чем чужестранное». Это был и упрек «верному другу» Михаилу Илларионовичу, который, подобно всем другим царедворцам, почуявшим приближающуюся смерть императрицы, уже начал вертеться возле ее наследника – великого князя Петра Федоровича. Великую княгиню Анну Леопольдовну, правительницу России при императоре-младенце Иване Антоновиче, а также ее министров не раз и не два предупреждали о честолюбивых намерениях тетушки Елизаветы. Аллегорические фигуры составляли группы, которые в зависимости от замысла фейерверка поочередно сжигались.

В начале 1718 года Елизавета получила от отца письмо: «Лизетка, друг мой, здравствуй. Ни принц, ни его супруга сопротивления не оказывали. Екатерина, которая была с Петром за границей, просила Анну «для Бога потщиться: писать хорошенько, чтоб похвалить за оное можно и вам послать в презент прилежания вашего гостинцы, на что б смотря и маленькая сестричка также тщилась заслужить гостинцы». Елизавета Петровна» (1902) он так описывает последний год жизни императрицы: «Зима 1760-61г. г. В чистом поле слышались фуги Иоганна Себастьяна Баха. Никогда женщина не примирялась труднее с потерей молодости и красоты.

В мае 1745 года Бестужев поощрял русского посланника в Копенгагене Корфа и впредь в своих донесениях «свободно продолжать рассуждения и известия, а особливо из Швеции приходящие и касающиеся до Ее Императорского Величества высочайшего дома и интереса, также и княжеской Голштинской фамилии». И после куртага 23 ноября 1741 года она решила действовать самостоятельно.

«Влияние старшего Разумовского на государыню до того усилилось после брака их, что, хотя он прямо и не вмешивается в государственные дела, к которым не имеет ни влечения, ни талантов, однако каждый может быть уверен в достижении того, что хочет, лишь бы Разумовский замолвил слово», – писал Пецольд. Было бы ошибкой видеть в ночных бдениях царицы причуду. «Отныне впредь при дворе каждой недели после полудня, – читаем мы указ от 10 сентября 1749 года, – быть музыке: по понедельникам – танцевальной, по средам – итальянской, а по вторникам и в пятницу, по прежнему указу, быть комедиям». ldquo» Сам Шувалов с грустью сообщал своему другу Вольтеру 19 марта 1762 года: «Мне потребовалось собрать всю силу моей удрученной души, чтобы исполнять обязанности по должности, превышающей мое честолюбие» и далее зачеркнуто: «и входить в подробности, отнюдь не соответствующие той философии, которую мне бы хотелось иметь единственным предметом занятий».

Рекомендации докторов: покой, клизмы, кровопускания, лекарства – все это было отвратительно Елизавете, знавшей в жизни только приятное, шумное и веселое. Конечно, при дворе, как я уже упоминал, господствовала итальянская музыка.

Это были те главные события в жизни Елизаветы, ради чего она, собственно и жила. Но еще более смелой оказалась реформа таможенного обложения. «В сильном горе или печали можно и даже похвально и красиво, наклонясь, совсем закрыть на некоторое время лицо, прижав к нему обе руки и локоть и в таком положении бормотать какие-нибудь слова себе в локоть или в грудную перевязь, хотя бы публика их и не разбирала – сила горя будет понята по сему лепету, который красноречивей слов». Гвардейцы любили будущую императрицу за ее простоту и за хорошее к ним отношение. Несомненно, Салтыкова была садисткой-маньяком, но ведь она убивала людей не в глухом, отдаленном поместье, а в доме посреди Москвы, чуть ли не на глазах полиции, которая была сверху донизу подкуплена Салтыковой и всякий раз послушно оформляла очередное дело о «нечаянной смерти» ее дворовых.

Несомненно, Петр Шувалов был крупным деятелем елизаветинской эпохи, одним из центральных столпов ее режима. Книги Валишевского были объединены в серию «Происхождение современной России» и охватывают период между царствованиями Ивана Грозного и Александра I. В книге «Дочь Петра Великого. Фейерверки были подлинным искусством, секрет которого впоследствии утратили. Иногда она вообще садилась в карету и отправлялась отдыхать в Москву, затем, спустя неделю-другую, возвращалась на место, до которого дошла в прошлый раз и снова шла по дороге до следующего стана.

Обсуждая этот вопрос, глава верховников князь Дмитрий Голицын – старый аристократ, предложивший кандидатуру этой «чисто русской» дочери царя Ивана V и царицы Прасковьи Федоровны, – походя помянул недобрым словом отродье лифляндской прачки. С 1742 года ужесточилась борьба с приверженцами старообрядчества, начались гонения на квакеров, принялись сносить мусульманские мечети и армянские церкви. Воодушевляющая мысль о том, что благодаря реформам Петра I Россия разорвала «путы варварства» и вошла в единую дружную семью просвещенных народов, владела в равной степени и крестьянином Михаилом Ломоносовым и дворянином Иваном Шуваловым. Учился рисовать у отца, в Турине и в Риме.

Особенно часто переносили из комнаты в комнату ее постель. Елизавета Петровна состояла в тайном морганатическом браке с А. Г. Но все же ее жизнь, действительно похожая на вечный праздник имела свои теневые стороны.

«Эти юные оперные певцы, – писал Якоб Штелин, – поразили слушателей и знатоков своей точной фразировкой, чистотой исполнения трудных и длительных арий, художественной передачей каденций, своей декламацией и естественной мимикой». Впоследствии жанры, в которых он работал, были удивительно разнообразными. Рассказывая о Елизавете, я не хочу создать образ этакой злодейки под маской ангела. Еще в 1730-е годы, во времена Анны Иоанновны, Царское Село было довольно глухим местом.

Нет, это не так. Ее нещадно гнетет и тиранит злая, грузная, конопатая свекровь. библиотека, Кабинет медалей) и мануфактуры Гобеленов («Тезей», 1746, Ницца, Музей изящных искусств вариант – Безансон, Музей изящных искусств), так и для частных заказчиков («Меркурий», «Юпитер и Юнона», «Марс и Венера», «Туалет Венеры», «Кастор и Поллукс», 1737, Париж, отель Субиз, Нац.

В эту глухую, темную, морозную ночь он сиял огнями. Кампредон, советуя в 1721 году своему правительству пригласить двенадцатилетнюю Елизавету во Францию как невесту Людовика XV, писал, что, конечно, ей недостает правильного воспитания, но в то же время выражал надежду, что со свойственной ей гибкостью характера, эта юная девушка применится к нравам и обычаям той страны, которая сделается вторым ее отечеством. Эта машина – в силу своих «вечных» бюрократических принципов – была жизнеспособна и плодовита, несмотря на то что ее создатель умер, а у власти, сменяя один другого, находились посредственности, если не сказать – ничтожества.

Невероятная роскошь двора Елизаветы, непрерывные празднества требовали огромных расходов. У трона крошечного императора сразу же началась отчаянная борьба. Такие походы на богомолье могли продолжаться неделями и месяцами. В 1758 году в опере «Альцеста» семилетним мальчиком участвовал будущий русский композитор Дмитрий Бортнянский. Она запросто, как некогда ее великий отец, водила с ними компанию.

Благодарю вас за ваши письма, дай Боже вас в радости видеть. Еще больше потрясало гостей внутреннее убранство дворца. Прошение написано в традиционных уничижительных тонах и кончается подписью: «Вашего императорского величества послушная раба Елизавет». Крайне любопытное чтение для императрицы представляли зарубежные газеты.

Это было просто перемещение в пространстве под влиянием каприза, безотчетного желания смены впечатлений. Но этого не произошло. Бестужев далее пишет: «Ее Императорское Величество сама читать изволит и, будьте уверены, что оными всегда Ее Величество бывает довольна». Он издает во Франции на французском языке, начиная с1892 года, одну за другой книги о русских царях и императорах, об их окружении.

«Он очень высокий и крупный для своего возраста – писала леди Рондо, – у него белая кожа, но он очень загорел на охоте, черты его лица хороши, но взгляд тяжел и, хотя император юн и красив, в нем нет ничего привлекательного или приятного». Все они были взяты в гвардию в конце царствования Анны Иоанновны. Вдруг в самой глубине ее что-то вспыхивало и начинало двигаться.

Впрочем, Шувалов был умен и тонок и знал истинную цену дружбе с ним – фаворитом царицы. Но нет. Ларчик открывается просто: внешняя политика была интересна императрице. Вот тут-то и спасал театр, седьмое чудо света. Благодаря следованию «системе Петра» весьма долго держался на первых ролях канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.

Но не это было главной целью фаворита. В германской прессе они превратились в таинственных Таракановых.

Речь идет об активном участии в заговоре иностранных держав в лице французского посланника в России Иоахима Жана Тротти маркиза де ла Шетарди и шведского посланника Эрика Матиаса Нолькена. Пристрастия и вкусы Елизаветы отразились и на политике ее правительства. Естественно, мысли об этом никогда не приходили к Елизавете. С приходом Елизаветы к власти в Царском Селе все разительным образом изменилось.

В 1742 году был арестован ее камер-лакей А. Турчанинов и два его приятеля-гвардейца. В августе 1760 г. русские войска под командованием П. С. (Van Loo Charles-Amedee-Philippe) (1719-1795), французский художник-портретист, представитель искусства рококо, учился у своего отца (художника Жана-Батиста Ван Лоо) и в Королевской Академии живописи и скульптуры. В Париже художник становится членом Королевской Академии искусств.

Об этом доносили шпионы, писали дипломаты из разных стран. На пути от Петербурга до Москвы их было двадцать пять – в среднем через каждые 25 верст. Мавра притворно сконфузилась и замолкла.

Так начался «славный век императрицы Елизаветы». Последние годы правления Елизаветы были окрашены в зловещие цвета войны. Но жить там было небезопасно – вокруг стояли нетронутые дремучие леса. Леди Рондо описывает посещение придворного бала китайским послом: «Когда он начался, китайцев, вместе с переводчиком, ввели в залу: Ее Величество спросила первого из них (а их было трое), какую из присутствующих здесь дам он считает самой хорошенькой.

Как вспоминает Екатерина II, все выглядели ужасно, неуклюже и жалко, вполне хороша была только сама императрица, которой мужское платье очень шло (для чего, собственно и устраивались такие маскарады).

Эрмитаж) и для церквей («Тайная вечеря» и «Умножение хлебов», 1733, Турин, ц. Санта-Кроче эскиз – Аррас, музей). Заинтригованная Елизавета потребовала рассказать, о чем секретничают ее фрейлины. Это был настоящий живой орган гигантских размеров. Сопричастность творцу доставляла ему истинное наслаждение.

Французский дипломат, прибывший в Россию в 1739 году имел от Версаля конкретное задание: разрушить русско-австрийский союз 1726 года, серьезно укреплявший позиции давнего врага «христианнейшего» короля Людовика XV – Австрии или, как тогда говорили, Империи. «Воистину, братец, – задушевно говорит один из персонажей пьесы-агитки bdquoРазговоры, бывшие между двух российских солдатldquo (1743 год), – ежели бы Елисавета Великая не воскресла и нам бы, русским людям, сидеть бы в темности адской и до смерти не видать света». Все в ней носит обворожительный отпечаток. И в каждом из них все было приготовлено для приема привередливой хозяйки, которой было нужно все самое лучшее, вкусное и приятное. «Жалея» своих усыпанных бриллиантами приближенных императрица приказывала выдать им жалованье на год вперед, чтобы они могли приодеться к очередному празднеству.

И уже тогда многие добивались его дружбы, слали ему подобострастные приветы, стремились через него добиться милостей, помощи от Елизаветы. Русская и европейская культуры сформировали характер и привычки будущей императрицы. По инициативе П. И. Но среди документов, к которым прикоснулось перо Елизаветы, есть такие, которые отражают самое пристальное внимание императрицы к определенному виду дел.

Неудивительно, что Елизавета стремилась укрыться в своем дворце возле Царицына луга (Марсова поля) или в загородном доме – в кругу близких ей людей, подальше от недоброжелательных глаз императрицы. Чем же объяснить такое исключение из правил царицы, далекой от всякого труда. Спрос на прекрасное русское железо к середине XVIII века достиг невиданного уровня – 100 процентов его производства. Но изменить ничего уже было невозможно: Анна была беременна. Некоторые небольшие пейзажи (Тулуза, Музей изящных искусств) по своей чувствительности делают художника, подобно Валансьенну, предшественником Коро.

В 1761 году он писал в Дворцовую канцелярию о зачислении в студенты Академии художеств дворцового истопника Федота Шубина, который «дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером». Испанский посланник герцог де Лириа писал в Мадрид: «Русские боятся большой власти, которую имеет над царем принцесса Елизавета: ум, красота и честолюбие ее пугают всех» У меня нет никакого желания разнюхивать, как далеко зашла нежная семейная дружба тетки и племянника. Шувалов отказался подавать на подпись этот указ и ответил Воронцову: «Могу сказать, что рожден без самолюбия безмерного, без желания к богатству, почестям и знатности когда я, милостивый государь, ни в каких случаях к сим вещам моей алчбы не казал будучи в таких летах, когда страсти и тщеславие владычествуют людьми, то ныне истинно и более притчину нет».

В ноябре 1750 года императорский указ строго предписывал, что все дворянство, «кроме малолетних», должно явиться на публичный маскарад, но при этом «платья пилигримского и арлекинского, чтоб не было (такие костюмы можно было легко сделать и стоили они недорого. За всем этим стояла религиозная нетерпимость Елизаветы. А вот важнейшие рекомендации актеру, выходящему на сцену. Взятки от богатой помещицы брали даже руководители Сыскного приказа.

Как писала Екатерина II, «в гробу государыня лежала, одетая в серебряной робе с кружевными рукавами имея на голове императорскую золотую корону, на нижнем обруче с надписью: bdquoБлагочестивейшая, самодержавнейшая, великая государыня императрица Елизавета Петровна, родилась 18 декабря 1709 года, воцарилась 25 ноября 1741 года, скончалась 25 декабря 1761 годаldquo». Были кушанья всевозможных наций и служители были французы, немцы итальянцы, которые спрашивали у единоплеменных им гостей, чего они желают».

.



Описание Медали Федора Толстого «битва Бородинская»
Описание Картины Василия Тропинина «мальчик Со Щеглом»
Описание Картины Амедео Модильяни «алиса»
Описание Картины Ивана Айвазовского «восход Солнца В Феодосии»
Описание Картин Ивана Айвазовского «автопортрет» (1892 И 1838)