+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Караваджо «шулера»

Описание картины Караваджо «Шулера»

На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. Находились и оппоненты – они считали недопустимым изображать столь святых приземленно, Впрочем. («ты мне кажешься вылитым Вакхом из Индии» или что-нибудь в таком духе), но сам замысел, с его тонким воплощением на полотне, представляется для своей эпохи более новаторским, чем в изображении служительницы бара Мане, стоящей за цинковой стойкой в «Фоли Бержер». Его отец, синьор Фермо, был «строителем домов» — другими словами, архитектором и строителем местных маркизов. Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный».

Они укрепили репутацию Караваджо и художник стал получать новые престижные заказы. Осенью 1609 года он вернулся в Неаполь. Если бы ее взгляд мог на самом деле вернуть сыновнюю плоть обратно в материнское лоно.

Параллельно и в живописи предпочтительно изображаются простолюдины, крестьяне, бюргеры. Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. «Юдифь» ошеломляет своей жестокостью.

Они отличались смелостью художественного решения, драматизмом и оригинальностью. Небесполезно напомнить, что во времена Караваджо на их художественных творениях едва высохла краска. – после 1617). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».

Такие выдающие творения, как «Сельский концерт» Джорджоне (1508–1509) или «Пастух и нимфа» Тициана (1575–1576), в которых тонко объединены реальные и мифологические персонажи, по своему образно-поэтическому строю близки пасторальной поэзии — античной и ренессансной. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. Продолжателей такой манеры живописи называют «караваджистами». В мае 1592 года наследство обоих родителей было поделено между их детьми (один брат умер в 1588 году). Как бы в подтверждение этого несколько лет спустя, около 1595 года, появился принадлежащий его кисти подлинный «Маффео Барберини» изображенный в действии.

Он обхватил ноги Христа и сомкнул кольцо рук под его коленями. Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя.

«Лето» и «Зима», 1566 год, «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий «Огонь» и «Вода», в Венском Музее истории искусств – 1563 год (Музей истории искусств, Вена), времён Аллегории года. Это жест, раздираемый криком. Вероятно, Молодой человек играет на лютне и, дополняющих слух, поет любовный мадригал расположенные рядом цветы и плоды говорят о других ощущениях, а порванная струна скрипки и измятые слегка нотные листы – о преходящем характере земных радостей. По некоторым сведениям, этими «неприятностями» стал инцидент, приведший к тому, что художник то ли ранил, то ли убил человека. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. Чтобы компенсировать «бедностьсюжета», Караваджо прибегает киллюзионистскому приему, помогающемупридать большую монументальность самомупредмету изображенному на картине.

Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела.

Описание картины Караваджо «Лютнист»

Лившиц: «При всей повествовательности и даже анекдотичности сцены она построена четко и строго: фигуры составляют в целом подобие треугольника это использование в построении картины простых геометрических очертаний, упрощающих композицию и облегчающих ее восприятие, несомненно было подсказано художнику искусством Высокого Возрождения, с которым он был хорошо знаком»., поставщиком картин для церкви Сан Луиджи деи Франчези, который «помогает ему сбыть несколько своих полотен» и к тому же представляет его чрезвычайно солидному клиенту в лице кардинала дель Монте, «который из весьма большой склонности к живописи» берет к себе в дом художника, предоставляя ему «место и харч» — другими словами, помещение, питание и вознаграждение. С вступлением в дом дель Монте злосчастной boheme богема (франц. ) Караваджо приходит конец. Начав с низшей ступени в иерархии жанров, бытовая картина в XIX веке занимает главенствующее положение в живописи, приобретая масштаб и серьезность исторического полотна (Курбе, Милле), в то время как исторические события начинают преподноситься в жанровой форме. ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ПРОСТОТА ЖЕСТОВ 5.

В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. Валентен де Булонь Жак (15941632), Белланж (1580, Симон Вуе (ранние произведения (15901649) – Жорж де Латур (15931652), Франция. Здесь художник провел следующие три года. Рисунок в Лувре «Повар» составлен из кухонных элементов. Уже в XV веке, отдав дань «grand gout» века, ориентирующемуся на античность, которая отразилась в творчестве Рафаэля, Микеланджело или Тициана, продолжали идти по другому пути и благодаря своей более выраженной человечности, более смиренной набожности, более верному и тщательно продуманному колориту, четче акцентированным теням, вплоть до любопытной передачи эффектов ночного или искусственного освещения, сохранили расположенность к лучшему пониманию природы людей и вещей, а это было равнозначно как умению четко раствориться в безликой толпе, так и возможности идти самостоятельным, без мифологических реминисценций, непроторенным путем.

ПРЕОБЛАДАЕТ БЫТОВОЙ ЖАНР 2. После перенесенной болезни — новое прибежище на несколько месяцев. Иногда он представал в облике красивого юноши в венке из листьев и гроздьев винограда, с бокалом или тирсом (жезлом) в руках. Примером может служитьизвестное произведение Караваджо «Юношас корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ). ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА ВО ВРАЖДЕБНОМ ЕМУ МИРЕ 2.

Не исключено, что юный Караваджо, который мог видеть, как уничтожали эту «еретическую» картину, решил подлить масла в огонь еще более реалистической картиной, удавшейся ему лишь отчасти. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Во-первых именно для того, чтобы облегчить знаменитому художнику создание собственного образа, а то и дать повод для «изощренных» поисков зеркальных метаморфоз, как в знаменитом портрете Пармиджанино и, во-вторых, хотя и значительно реже, для того, чтобы испытать свои силы в известном «соревновании» со скульптурой и попытаться дать в одной картине несколько ракурсов одной и той же фигуры, как, например, в ню, приписываемом Вазари Джорджоне или в так называемом «Гастоне ди Фуа» Савольдо.

ПРЕОБЛАДАЕТ БЫТОВОЙ ЖАНР 2. 1. Так что и религиозные произведения Караваджо открывали путь в искусство новой реальности. «Главными картинами» в греко-римской античности, естественно, были те, что изображали мифологические сюжеты о богах и героях, сцены из героических эпосов о Троянской войне из «Одиссеи» или «Энеиды». Думается, что этому существует самое простое объяснение. Контраст не мог быть более разительным. Но поскольку мысль об обыденных сюжетах не оставляла Караваджо с самого начала, то можно не сомневаться, что на этом пути ему никогда не удалось бы выйти в люди.

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик укушенный ящерицей»

По писанию ей не больше пятидесяти лет, а здесь – семидесятилетняя старуха. Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Перед нами, следовательно, другое еретическое нововведение, к которому художник стремился, как о том свидетельствуют его слова, приведенные наиболее проницательным среди его друзей: «Караваджо говорил, что он вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур».

П. п. рубенс (ранние произведения) Абрахам Янсенс (15751632), Тоедор ван Ромбоутс (15971637), Герард Сегерс (15911651), Ян Коссирс (16001671), Питер ван Моль (15931650), Якоб ван старший Оост (16011671), Ян Янсенс (1590-после 1650), Теодор ван Лун (1585- после 1660) – Якоб Йорданс (15931678), Фландрия. Это прекраснейшая картина Микеланджело да Караваджо «Мадонна дель Розарио» и она исполнена как алтарная картина. Это может привести нас к совсем иным и более точным выводам. С учетом периода ученичества, проведенного «со старательностью» и, возможно, длившегося несколько более четырех лет, предусмотренных договором (поездку в Венецию придется вычеркнуть как выдуманную много лет спустя одним биографом, нуждавшимся в ней для подкрепления мнимого подражания молодого художника Джорджоне), дату его переезда в Рим придется, вероятно, отнести к 1589—1590 годам, когда Караваджо исполнилось шестнадцать-семнадцать лет. genus, родительный падеж generis — род, вид) и в переводе означает «род, порода, стиль».

Тот, кто снова войдет в капеллу Сан Джованни Эванджелиста в Брешии, где святые Моретто защищаются от прямых лучей солнца или, засучив рукава, стараются выудить мудрые мысли из чернильницы или отправится в Паитоне, чтобы снова взглянуть на крестьянскую мадонну, предстающую в ореоле прямо перед молящимся поселянином кто вновь представит себе «Мученичество святого Петра» в церкви Сан Франческо в Бергамо, отдельные черты которого запали в душу Караваджо или светлых, почти живых, ангелов Лотто с крыльями хищных птиц в церквах Санто Спирито и Сан Бернардино или вотивные алтарные доски Морони и многочисленные его портреты мелких буржуа (направляемых к нему Тицианом, портретистом придворной аристократии) в церквах или домах бергамской округи — всех этих монахов-картезианцев в белом, священников в треугольных шапочках, школьных учителей, портных, отрезающих ножницами сукно, воинов на побывке кто натолкнется, как это могло случиться на всем пути от Брешии до Милана, на какое-нибудь «искусное изображение темноты» в духе «Святого Матфея» Савольдо или его «Рождества», где от младенца исходит сияние, для которого из-за его чудесности и вместе с тем подлинности нельзя найти другого определения, кроме как «искусственное» кто посетит в Милане церковь Сан Чельсо, чтобы вновь полюбоваться огромным конем Моретто, занимающим почти все полотно «Обращения Савла» или «Христом, пригвожденным к кресту» Калисто и ему подобных опыты обоих Кампи, несомненно, должны были показаться не то что прекрасными, что вызвало бы лишь стремление к подражанию, но «интересными», что обладало огромной стимулирующей и притягательной силой., «примитивы», от которых мог бы вести свою родословную Караваджо, — это Лотто, Савольдо и Морони, художники новейшей формации. Я имею в виду полотно, находящееся ныне в Вашингтоне. ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА ВО ВРАЖДЕБНОМ ЕМУ МИРЕ 2. НАСЫЩЕННОСТЬ КОЛОРИТА 1.

Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности из-за которых он был вынужден покинуть Милан». С бокалом или тирсом (жезлом) руках, в Иногда он представал в облике красивого юноши в венке из листьев и гроздьев винограда.

Можно, однако, предполагать, что пребывание у него Караваджо было далеко не бесплатным. Бедность, однако, не давала художнику покоя. Изо рта вырывается вопль – да ведь она на грани обморока – вон как закатились ее глаза. Равномерное распределение света, тени и полутеней, окутывающих зачарованную фигуру юноши в комнате и скользящих по поставленному наискосок, «в зеркальном отражении», столу, создает смысловое равновесие между фигурой, восхитительным натюрмортом слева из цветов и фруктов со знаменитым отражением комнаты в графине (а не в зрачке, как это делали маньеристы в соответствии со своей малоудачной и изощренной рецептурой).

Это была «Голова Медузы», написанная на старом восточном щите для турниров. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. Дело даже дошло до того, что Караваджо тяжело заболел и вынужден был лечиться в госпитале для бедняков — «Консолационе». Встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. Он напряжен, на лбу собрались морщины. Молодая женщина, как и две другие, тоже Мария, раскинула руки вверх и в стороны. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя.

  1. «Шулеры» Караваджо оправдали свое название
  2. РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИЛЛЮЗИОНИСТОВ
  3. Микеланджело Меризи да Караваджо ()
  4. ОПИСАНИЕ КАРТИН ХУДОЖНИКА КАРАВАДЖО

Он на пять лет старше Караваджо и тоже начинал вундеркиндом. Картины «Крестьянский танец (Фламандская кермеса)» и «Танец итальянских крестьян» языком фламандского барокко раскрывают ту же тему включенности человека в ритмы жизни Природы, что и одноименная картина Питера Брейгеля. Уже в самых первых произведениях ранненидерландской живописи мы видим развитые бытовые интерьеры, в которые переносят священное действие и религиозных персонажей Робер Кампен («Алтарь Мероде») и Ян ван Эйк («Святой Иероним в келье»). Вскоре художник был выпущен на свободу, но заболел малярией и 18 июля 1610 года умер. Отвергнутая за свою не религиозность, АВГУСТИНА СМЕРТЬ 1606 МАРИИ Картина, является самым глубоким религиозным произведением во всем искусстве XVII века. Между сентябрем 1600 года и ноябрем 1601 года он, в частности, написал «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Черази церкви Санта-Мария дель Пополо.

-1621), Хосе де Ребео (15911652), Гверчино (15911666), Массино Станцеоне (15851656), Матиас Стокер (до 1600- после 167), Доменико Фетти (15891623), Матиа Прети (16131699), Пьетро Новелли (16031647, Андрео Ваккара (15981670), Карло Сарачени (15791620), Артемисия Джентелески (15981653), Бартоломео Каваросси (1590. Однако эта дата вряд ли претерпит большие изменения ибо первые произведения, выполненные для нового патрона: «Игроки», «Лютнист», «Медуза», — и даже первый общественный заказ, устроенный «его кардиналом», — первоначальный вариант «Святого Матфея» для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези — представляют собой единое целое и следуют непосредственно за вещами, созданными в трудные годы юности, что позволяет датировать этот период 1592—1593 годами.

  1. Картины – Караваджо, Микеланджело Меризи де
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Краткая биография художника Караваджо
  4. Галерея: Микеланджело да Караваджо
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Галерея Дориа Памфили во Дворце Дориа Памфили ( )
  7. Национальная галерея античного искусства в Палаццо Корсини ( 8217 )

Работы М. Караваджо утверждают бытовой жанр, они рассказывают о простых людях, но выполнены в «высокой манере» значительно и монументально. Из произведений Фиджино ему наверняка запал в память «Святой Матфей» в церкви Сан Раффаэле, а в картинах самого Петерцано вряд ли могли не прийтись по вкусу белые, пористые, сухо написанные одеяния монахов-картезианцев в Гареньяно, готовых перейти от почти ханжеского созерцания к какой-то жизненной истине.

Этим словом в XVII–XVIII вв. РАСПЯТИЕ СВЯТОГО ПЕТРА 1600 НЕДОВЕРЧИВОСТЬ СВЯТОГО ФОМЫ 1601-02 ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ 1602-03 Д. Бонсанти: «В композиции господствует строго рассчитанное равновесие физическая тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания, как горе всего человечества» С. Всеволжская: «Караваджо создал образ человека, глубоко убежденного в своей правоте и умирающего за истину. Уберите фигуры лютниста или сотрапезников, за столом все равно еще останется инструмент непередаваемой красоты или перед вами окажется картина «Остатки ужина»: ополовиненный графин, нарезанные дольками арбуз и дыня, нетронутая груша и пол-яблока да кружащиеся мухи. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.

Примером такого стиля являются картины живописи Успение Марии, Призвание апостола Матфея. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Франция: Валентен де Булонь (15941632), Жорж де Латур (15931652), Симон Вуе (ранние произведения (15901649), Жак Белланж (1580. Оправившись, молодой художник решил работать самостоятельно.

Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. Но мы не претендуем на возможность точного установления маршрутов его путешествий (или бродяжничеств) в качестве подмастерья, хотя вряд ли они когда выходили за пределы окрестностей пути, ведущего из Караваджо в расположенный совсем рядом город Бергамо, в не столь отдаленные Брешию и Кремону, а оттуда в Лоди и Милан. Было ему всего 37 лет. Двое мужчин держат тело Иисуса. Что это означает.

И еще одно женское лицо – мать Спасителя. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался., капелла Контарелли, Рим). ТЕМА ОТЧАЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРИГОВОРЕННОГО К СМЕРТИ 3. Кстати, еще в девятнадцатом веке устами знаменитого искусствоведа высказывалась критика в адрес «Медузы», выражение лица которой, в конце концов, вполне подошло бы и мальчишке, у которого выдергивают зуб.

Грёз) ключе. Художник дает здесь не изображение смерти, но показывает саму смерть. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. А затем, очень тонкий слой лессировок, Потомидет нанесение слоя, красочного которыйзадает акценты в картине.

Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить». Их персонажи — не частные люди, они наделены высокой степенью обобщения. Но век XIX главным героем жанровой живописи опять делает крестьянина, а вслед за ним и рабочего, преподнося их образы в фольклорном, реалистическом или христианско-символическом плане. В такие минуты юноши превращаются в мужей.

Множество почерпнутых из жизни реальных бытовых мотивов содержат картины «Игры детей» и «Нидерландские пословицы», «Битва Поста и Масленицы». Фландрия : П. П. Рубенс (ранние произведения) Абрахам Янсенс (15751632), Якоб Йорданс (15931678), Герард Сегерс (15911651), Тоедор ван Ромбоутс (15971637), Ян Коссирс (16001671), Питер ван Моль (15931650), Якоб ван Оост старший (16011671), Ян Янсенс (1590-после 1650), Теодор ван Лун (1585- после 1660). Их «зеленым возрастом» во многом объясняется несколько сомнительная внешность «Вакха» или «Лютниста», выдаваемого иногда за лютнистку. Но не будем забегать вперед и вернемся к скандалу с картиной Пульцоне в церкви Иль Джезу. В «Игроках» Луки Лейденского видят замаскированную в жанровой форме политическую аллегорию или аллюзию на популярную в начале XVI века тему борьбы полов. Обычно Вакха изображали либо в окружении шумной свиты, либо в одиночку на колеснице, запряженной дикими животными, одетым в звериные шкуры.

А плоды на блюде, Помещенная неглубокое в пространство фигура с невиданной прежде рельефностью выступает из темноты, стеклянный сосуд и чаша с вином являют предметный мир во всем разнообразии его фактуры и осязаемой предметности. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Что же до «Шулеров», то еще в восемнадцатом веке один известный английский искусствовед-любитель отмечал, что «в двух мошенниках заключено столько силы и наглости, а в их жертве — столько наивности и робости, что эта картина заслуженно пользуется славой благодаря своей выразительности». Смысл нидерландской пословицы приблизительно соответствует русской «Яблочко от яблоньки недалеко падает» и в положительном смысле говорит о семейном единстве, преемственности поколений.

перев. Беллори отмечал, что «страх гнал его с места на место» и Караваджо метался между большими городами, едва находя время для работы. Ощущал ли его кардинал Федерико, это уже другое дело ибо, описывая эту корзину, он спутал фрукты с цветами (ex qua flores micant) откуда выглядывают цветы (лат. ), что свидетельствует как раз о противоположном. В-третьих, картины на крестьянские темы небольшого, «кабинетного», размера Адриана Браувера и Давида Тенирса продолжили работу в этом формате нидерландских мастеров жанрово-пейзажной живописи второй половины XVI века. Так, он приходит к открытию — и это было почти научным открытием или в любом случае практическим шагом — своей личной, эмпирической «оптической камеры», что не столь поразительно во времена Порты и незадолго до Галилея.

После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Их содержание находит параллель в таких литературных сочинениях, как «Корабль дураков» Себастьяна Брандта или «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, либо близко фольклору, поговоркам, нередко содержащим откровенные эротические намеки. Новая «живопись реальности» не без борьбы завоевывала свое место в сложившейся системе искусства, в художественной теории и в сердцах коллекционеров. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Располагая на столе скрипку, ноты, груши, вазу с цветами, – Караваджо строго отграничивает один предмет от другого, показывая причудливые изгибы светло-коричневого дерева инструмента, твёрдость тонкого желтоватого листа бумаги, округлость светло-зелёного плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов. НАСЫЩЕННОСТЬ КОЛОРИТА 5 В ШАГЕ ОТ ПРОПАСТИ 1606 – 1610 МАДОННА ДЕЛЬ РОЗАРИО 1607 Питера Пауль Рубенс: 1607 года из Неаполя. К 1604 году слух о нем распространился уже по всей Северной Европе – доказательством тому служит пассаж в «Книге художников» голландца Карла ван Мандера, где Караваджо назван «Микеланджело из Караваджо, пишущим в Риме удивительные картины».

Но это уже не те названия, которые были в ходу у жителей Рима, предпочитавших называть портреты просто «головами», «большими головами», «полуфигурами», лишь бы различить их по формату. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. И поскольку сетчатка глаза сама по себе имеет огромное поле дефокусированного, расплывчатого пространства, то не лучше ли было представить последнее в том виде, как оно предстает перед нами в правдивом отражении в зеркале, дающем нам всегда «единство фрагмента», погруженного в собственную световую среду, в своего рода «аквариум жизни».

В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. Литератор Сузинно рассказывает, «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого и человека раздеть его. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas.

Дело дошло до предположений, что в целях экономии на натурщиках он изображал самого себя — вещь абсурдная, к тому же опровергнутая всеми сохранившимися произведениями мастера, за исключением «Больного Вакха». Картина послужила образцом для бесчисленных «Музыкантов» и «Игроков», принадлежащих кисти художников круга Караваджо: от Манфреди и до более поздних последователей. И здесь одна за другой возникают, согласно наиболее информированным биографам, самые известные картины первого периода творчества художника, такие, как «Вакх» из Уффици, «Гадалка, предсказывающая судьбу», «Отдых на пути в Египет», «Кающаяся Магдалина», «Юноша, укушенный ящерицей».

Одно из них, воспроизводя черты молодого и еще не оправившегося от болезни художника, дает нам к тому же возможность установить хронологию: речь идет, по-видимому, о 90-м годе или о чуть более позднем периоде. Написал онтам и молодого человека, который однуруку в перчатке положил на эфес шпаги, другую же, без перчатки, протянул цыганке, и та внимательно на нее смотрит и стольчисто выразив правду в обеих полуфигурах, Микеле свои слова этим подтвердил». БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА 1607 «ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ» (1608) Караваджо перевернул вверх дном все представления о том, что украшает живопись и как надобно вести себя художнику. Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой». -1637), Испания: Франсиско Рибальта (15651628), Веласкес (15991660), ранние произведения Франсиско Сурбаран (15981664), Хуан Баутиста дель Майно (15781641) Голландия: Рембрант (16061669), Ян Ливенс (16071674), Герман ван Алдеверделт (16291669), Художники города Утрехт: Хендрик Тербрюгген (15881629), Герард ван Хонтхорст (15901656), Дирк ван Бабюрен (бл. Иисус сказал: «Свершилось».

Единственный изо всех, Никодим смотрит вниз, в яму. Иногда Вакха писали в облике козла, которому поклонялись как богу плодородия. Возможно, что своим не по годам взрослым видом юноша пользовался, чтобы пробить себе дорогу, чтобы как можно быстрее «достичь высот», вызывавших в нем, по словам третьего биографа, постоянное горение. Но не только алтарные композиции от этого не приобретают оттенка жанровости, но и такую картину, как «Чета Арнольфини» Яна ван Эйка, при всем жизнеподобии нельзя назвать жанровой.

И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Это настолько верно, что утверждение «критиком рождаются, а художником становятся» должно было бы войти в поговорку. обозначали картины имевшие предметом изображения широко понятую и непритязательную окружающую реальность: пейзаж, натюрморт, бытовые сцены — то есть все «низшие», с точки зрения академической эстетики, разновидности живописи, роды искусства изъяснявшегося «низким штилем», не осененным античной или ренессансной поэтической традицией.

Биограф отмечает, что художник «поехал в Рим в возрасте примерно двадцати лет». Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что ее угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней).

Об этом свидетельствуют два юношеских полотна Караваджо, конфискованные в 1607 году у д'Арпино (ныне в музее Виллы Боргезе). Связь с этой традицией проявилась в целом ряде моментов. Их столько, этих путей в Ломбардии.

Покинув весьма скоро дом д'Арпино, Караваджо пробует «устроиться самостоятельно», возможно, в те дни, когда прелат монсиньор Фантин Петриньяни «предоставил к его услугам свободную комнату». Тот же Плиний сообщает о целой школе «рипорографов» (дословно — «грязеписцев») изображавших «лавчонки сапожников и цирюльников». От этих непритязательных поделок мало чем отличаются и «полуфигуры, выполненные менее небрежно», которые Караваджо несколько позже писал для другой, более процветающей мастерской предприимчивого юнца (чуть постарше его самого), сиенца Антиведуто Не верится, что такая деятельность могла надолго устроить юношу, который уже проявил свое умение делать нечто лучшее, чем просто «благочестивые знаки внимания» и грубо сработанные «головы» (не случайно Грамматика получил прозвище «великого торговца головами»). Но гораздо важнее подчеркнуть при анализе картины, что Караваджо (хотя и изображает из любви к контрастам лицо старого мошенника с преувеличенно злодейским выражением) передает тонкие психологические нюансы реакции обоих юношей, различимые лишь в этот час светлого и прозрачного дня, подобно тому как только в тишине можно услышать слабые шорохи, — из-за прямого обращения к натуре эти тонкие различия весьма заметны. Тогда художник написал новый вариант той же картины исполненный по принятым канонам. Как и его живопись, Личность и события биографии Караваджо воображение поражают почти так же сильно.

Поражает, что друг этот приводит столь существенное высказывание в письме, в котором, аналитически подразделяя живопись на двенадцать категорий, от самой низшей до самой высшей, он ставит жанр «цветов и фруктов» лишь на пятое место, не понимая или оставаясь глухим к тому, что этим своим высказыванием Караваджо ликвидировал различие между высшей натурой, воплощенной в человеке и «низшей натурой», как называло Возрождение это подобие старинной «рипарографии» от итальянского слова riparare — возмещать, наверстывать здесь: изображение аксессуаров для украшения картины. — прим. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. Находящиеся за ними Марии три оплакивают его, Иоанн и Никодим опускают безжизненное тело Христа. В то же время и сохранившиеся фрески и упоминания о художниках жанра и отдельных картинах у Плиния (к примеру, о картинах «Мальчик, раздувающий огонь» и «Женщина, прядущая шерсть» Антифила из Александрии), вазопись и танагрские статуэтки говорят о достаточно широком распространении повседневных мотивов в античном искусстве.

Один римский, не спускавший с него глаз с самых первых дней, говорит о нем как о юноше, прибывшем «с намерением усидчиво учиться своему виртуозному искусству», то есть как о начинающем юнце, не умудренном опытом художнике, так что хотя другой биограф считает, что он прибыл в Рим в возрасте «примерно» двадцати лет, это скорей говорит о том, что художник, рано развившийся физически, мог выглядеть на несколько лет старше. Но, должно быть, его новые картины не имели уже практического предназначения, если многие из них, выполненные им здесь «во время и после выздоровления» для приора госпиталя, были увезены последним «к себе на родину, в Севилью». «ПризваниеМатфея занимает особое место внаследии Караваджо. Так, на картине Франческо Цуккарелли Вакханалия (ок.

СВЕТ МЯГКИЙ И ПОДВИЖНЫЙ Пьетро Амброджиани пишет: «Сама собой рождается мысль, что художник передал в этой картине свои личные воспоминания» Роберто Лонги «Жестокость, беспощадность, зверство и бесконечная боязнь Бога находятся друг с другом в противоречии». Ангелы в те дни являли собой проблему, тематически связанную с вопросом о красоте. Во времена же Караваджо, проложившего новый путь, новизна которого, однако, понята была немногими (имена этих немногих постепенно вводятся в обращение: от ), предпринимались попытки поднять натюрморт хотя бы на ступеньку выше.

Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Но собственный вклад Италии состоял в создании пасторального жанра в живописи. Термин происходит от французского слова genre (от лат. Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. Чёрный виноградтакже указывает на смерть, тогда какбелый знак Воскресения.

Один из биографов вспоминает, что уже во времена монсиньора Пуччи или вскоре после этого Караваджо пробует свои силы в самостоятельных картинах, «исполненных для себя», так сказать, в народном ломбардском духе. От живописи здесь требовалось не сходство, а «благочестие» или «возвышенность» — возвышенность сюжетов и действий из какой бы мифологии они ни черпались, — и все это в формах, подсказываемых ограниченным воображением, не выходящих за рамки удушающей угрюмости Контрреформации или легкого, но бессодержательного полета фантазии последних маньеристов: то есть от Пульцоне и Муциано до и д'Арпино.

«Успение Богоматери», написанное Антонио Кампи в 1577 году в церкви Сан Марко или «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (церковь Сан Паоло, 1579), а в еще большей степени «Посещение святой Екатерины в темнице» (Сант Анджело, 1583) выглядят черновыми набросками художника, подобного Караваджо, но не достигшего его уровня из-за постоянного пребывания в провинции. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время — весной. СМЕШЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО И ЗЕМНОГО, ПОДЧЕРКНУТАЯ «ПРОСТОНАРОДНОСТЬ» ТИПАЖЕЙ 4. Губы чуть шевелятся, но Мария не слышит своего голоса. Каждая последующая эпоха привносила новый круг сюжетов, рожденных новыми реалиями жизни.

Речь идет о некоторой близости этих картин к художественной моде, склонной в то время к своего рода «ангельской» идеализации персонажей. Но «Гадалка» и «Шулера» отражают уже иную реальность, почерпнутую в тех авантюрно-богемных кварталах Рима, где прошли первые римские годы Караваджо. О подобных изображениях упоминает Плиний Старший в «Естественной истории», применяя к ним греческий термин parerga (parergon), то есть второстепенные произведения, дополнения, украшения главной картины. Не внушающий доверия новичок, «голодный и оборванный», он перебивается со дня на день, подвизаясь у некоего Лоренцо Сичилиано, «державшего мастерскую по изготовлению весьма примитивных работ». Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св.

А дляподтверждения своих слов зазвал он напостоялый двор проходившую случайнопо улице цыганку и написал ее, какпредсказывает она будущее по обычаюженщин египетского племени. Не приходится удивляться тому, что все эти работы привлекли большое внимание. Во-вторых, следуя примеру Брейгеля (вспомним его «Пословицы» и «Битву Поста и Масленицы»), художники продолжали использовать популярные пословицы и фольклорные праздники в качестве сюжетов картин. Первое время Караваджо испытывал трудности. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство. Уже с давних времен искусствоведы, сталкивавшиеся с тщательно выписанными и до фанатизма объективными произведениями молодого Караваджо, такими, положим, как «Вакх» или «Корзина с фруктами» из галереи Амброзиана, не в состоянии были найти иного слова для определения их особенности, кроме как «тщательность».

Тело Христа бескровно, однако, в его бледности нет трупного оттенка. Фигуры написаны в полный рост, приближены к самому переднему краю кажется, что локоть Никодима и острая грань камня вот-вот прорвут полотно. На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Первое — это ценное наблюдение, почерпнутое в картине Аннибале Карраччи «Положение во гроб» (церковь капуцинов в Парме), еще пахнувшей свежей краской: лишившаяся чувств богоматерь предвосхищает образ умершей мадонны, написанной Караваджо пятнадцать лет спустя. Нет ничего удивительного в том, что при описании столь несчастной и злополучной судьбы, которая выпала на долю Караваджо историки искусства романтичнейших семнадцатого и девятнадцатого веков прилагали все усилия для того, чтобы подогнать каждый его шаг, начиная с самого первого, к вымышленному образу простонародного (что для них звучало как «плебейского») художника, способному объяснить свободную от предрассудков и, по их утверждению, «непристойную» естественность произведений этого мастера. 1625), Орацио Борджанни (1578.

Впрочем, он начал с картин, к которым нелегко было даже подобрать название. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. И даже в таких вершинах, как поздние картины «крестьянского цикла» Брейгеля: «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», картины «Месяцев» — человек предстает в своей естественной ипостаси как «дитя Природы», в связи с сезонными, космическими ритмами причастным к основным закономерностям бытия. Хотя картина Савольдо и не бедна визуальными находками, целое все же относилось к области рассудочной agudeza утонченности (исп. ).

Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Что иное до Караваджо мешало верной передаче того, что он первым назвал «куском» действительности, как не старинная "fabula de lineis et coloribus" «Сказание о линиях и цвете» (лат. ), которую он теперь относил к области преданий и с которой пора было наконец расстаться. Ее никак не назовешь Мадонной – она стара. Этот факт подтверждает биография Караваджо, написанная в 1620 году Джулио Манчини. Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр), Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты – относящихся римскому к периоду его творчества.

КОЛОРИТ ТАГОТЕЕТ К ТОНАЛЬНОМУ ЕДИНСТВУ 5. Еще в античных комедиях и средневековых фарсах главными действующими лицами выступали представители низших сословий. Если в первом случае смысловой акцент ставится главным образом на восхвалении красоты человеческого тела, а в другом — на гармонии человека и природы, одинаково превозносимых, то по крайней мере в одном они похожи, не имея ничего общего с вялым, полусонным мальчишкой из римской харчевни, случайно нацепившим на себя пестрые виноградные листья и жеманно держащим в левой руке (следовательно, это левша, но лишь по причине отражения в зеркале. ) роскошный бокал (единственный уцелевший в харчевне. ), явно контрастирующий с керамическим подносом деревенского производства и заурядным графином, не говоря уж о соломенном тюфяке, место которому в бедняцком жилище. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке. В это время он, скорей всего, живет у разбогатевшего на строительстве храма святого Петра уроженца области Марке Пандольфо Пуччи, который, дабы возместить расходы на скудное, однообразное питание, предоставляемое художнику (не замедлившему окрестить его в отместку «Монсиньором Салатом»), увозит или отправляет к себе в Реканати несколько «благочестивых знаков внимания», — вещи, которые художник не пытается вновь отыскать, наряду с «головами», которые он «оптом поставлял» Лоренцо Сичилиано изготовляя «по три штуки в день».

или же над обращенным в пыль под крики ломбардских мастеров ветхим нефом старого храма святого Петра, в то время как современные художники (и он в их числе) брали нарасхват заказы на росписи алтарей только что построенных храмов. Последователи Караваджо отдадут предпочтение «Ангелу-хранителю» из-за его большей близости к человеку, в то время как наиболее прославленным обращением к этой теме с ее изысканным воплощением станет «Благовещение» Франческо Альбани в Болонье с прекрасным ангелом. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Такуюживопись называют часто еще многослойной. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея».

Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Так, видимо и было на самом деле. «Юдифь»ошеломляет своей жестокостью.

Однако другие авторы проявляли большую терпимость. Осуждение живописи Караваджо отчетливо проявится примерно полвека спустя, когда будет сделан вывод о том, что художник писал лишь «себе подобных», что было не намного лучше определения, которым удостоили творчество, писавшего даже «наихудшее отребье», другими словами, бедняков, достойных улицы, но не истории. Но в таком случае к чему изображать с помощью «зеркала» столь различные типажи. Так, стоило Караваджо начать писать «для самого себя», как оказалось, что он уже вышел за рамки двух больших иконографических ограничений, принятых для земной и небесной мифологии и свел на нет всю шкалу бытовавших сюжетов. Работы Караваджо 1590-х гг. изображающие юношей с музыкальными инструментами или фруктами («Юноша с корзиной фруктов» «Концерт» «Лютнист») выдают интерес художника к передаче натуры жанрово-натюрмортного характера, привитый обучением у североитальянских мастеров.

Современное искусствоведение вынесло приговор этим искажениям истины, а также тем предрассудкам, которые выглядят едва ли не «классовыми» в своем стремлении представить нам Караваджо как грязного, порочного человека в полном соответствии с отрицательным взглядом на его искусство. Беллори ДАВИД 1610 1.

Именно благодаря дель Монте Караваджо сумел получить крупный заказ – два больших полотна «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески. Эту преемственность ярче всего обнаруживают произведения Якоба Йорданса. и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Это обстоятельство имеет давнюю литературную традицию.

Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции – написанные адрес в одного из живописцев, в большинстве документов речь идет о незначительных проступках. Уже один из первых биографов отмечает: «Вряд ли среди произведений этой школы встречалось что-либо, выполненное с большей грацией и чувством, чем эта цыганка кисти Караваджо, предсказывающая счастье молодому человеку. Вкупе с любимым Караваджо мрачным, «подвальным» освещением, при котором одни фигуры погружены в глубокую тень, другие ярко освещены, они создают атмосферу сильного эмоционального напряжения. Использование зеркала не было чуждым живописи чинквеченто.

Беллори МАРИЯ МАГДАЛИНА «ГАДАЛКА» 1595 1. В ней он живо изобразил, какие разногласия вызвало это произведение в художественных кругах Милана, где было, как о том упоминается в других эпиграммах того же автора, немало еще совсем желторотых юнцов и отчаянных подмастерьев «Кампи и Фиджино», среди которых, возможно, вращался и рано созревший пострел Караваджо. Это заставляло его браться за любую работу. Становятся понятны те особыечувства, которые Положение во гробвызывало у художников XIX века, посколькуоно соединяет в себе вневременнуюклассичность построения (Сезанн) сисключительной драматической силой (Жерико)».

Которая сидит на стуле, «Караваджо написал девушку и сушит опустив волосы, на колени руки. Это полотно, написанное для кардинала дель Монте, по своему современному звучанию может быть вполне поставлено в ряд с такой знаменитой картиной, как «Шулера» или, по-другому, «Игроки». 1595-1624) та н. Германия: Эльсхеймер Йоахим (15781610), фон Зандрарт (16061688). Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. После этого художник жил и работал в Неаполе, на Мальте, Сицилии.

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Яхета де Берхема.

Я же вижу пока что два таких свидетельства, представляющихся мне главнейшими. Однако считать все эти произведения жанровыми преждевременно. И нет сомнения, что Караваджо пришлось бороться и с этой традицией. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. ТЕМА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ СТРЕМИТСЯ ВСЕМИ СИЛАМИ ЗАСЛУЖИТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЩЕНИЕ 4.

И мы дорого дали бы за то, чтобы узнать путь, которым художник прибыл в Рим. И волосы растрепаны: плакальщица только что терзала их. Молодой Иоанн, как и Богоматерь, всматривается в его лицо. И померкло солнце.

От шестого же часа тьма была по всей земле. Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Биографы уже упоминают о них описательно: «Амур, укушенный раком, которого он держит в руке» или «Мальчик, чистящий грушу ножом».

6 апреля 1584 года, уже после смерти отца, при поручительстве «единственного» брата Баттисты (того самого, который позже в Риме предстанет перед нами в одеянии «священника, литератора и добропорядочного человека») мальчика отправляют в Милан для четырехлетнего обучения искусству к пользовавшемуся хорошей репутацией художнику Симоне из Бергамо. Это вызвало новые критические замечания. Краски жизни сошли с него и остались резко, рельефно-четко вылепленные формы. Конечно, удобно, утверждали знатоки, переносить на полотно застывшие в зеркале вещи — ведь и натюрморты называли вначале «застывшими сюжетами», — но понятие это распространялось и на отдельные фигуры: мальчика, чистившего грушу музыканта, едва тронувшего струны лютни Вакха, поднимающего бокал римлянку, предлагающую букет цветов апельсина и т. д. Все эти действия казались незначительными, несущественными.

Это наводит также на мысль о том, что уже в годы ученичества (длившиеся, возможно, немного больше) необыкновенно рано созревший ученик не лишал себя возможности созерцания окружающего мира, которое без опосредования в словах, вследствие мгновенного, безмолвного воздействия зрительных образов на ум и воображение художника, способствует начальному воспитанию чувств с невообразимой быстротой, закрепляет установившиеся предпочтения, подсказывает образ действия в будущем. В первом и самом значительном из них160— «Призвание апостола Матфея», 160— перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160— вторжения света Истины в самые низы жизни.

Условимся сразу, что выражение «списаны с натуры» следует понимать не в связи с творческой манерой Караваджо, а в смысле узнаваемости лиц, послуживших прообразами персонажей картины, в чем могла преуспеть и старательная заурядность. В то время как иезуитская теология занималась этой проблемой со всеми изысками Суареша, в искусстве Рима между 1585 и 1595 годами появляются свои «ангелы». В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.

КОЛОРИТ ТАГОТЕЕТ К ТОНАЛЬНОМУ ЕДИНСТВУ 5. На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна Усекновение главы Иоанна Крестителя и Святой Иероним, на Сицилии – Погребение святой Луции для церкви Святой Луции, Воскрешение Лазаря для генуэзского купца Ладзари и Поклонение пастухов для церкви Санта Мария дельи Анджели. Посмотрим теперь, как Караваджо ладил с требованиями заказчиков. Картина, выполненная в теплой цветовой гамме изыскана по колориту. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Мрак безвременья окутал этих пятерых людей и они опускали шестого во тьму.

Караваджо пожелал дать ответ на них и продемонстрировать свое искусство. Рядом с ней, чуть ближе к зрителям – Магдалина. И действительно: уже первый компетентный (благодаря тому, что он сам был художником) биограф Караваджо утверждает, что ранние картины мастера были «зеркальным отражением». Врезультате зритель отождествляет себяс участником сцены и полностью вовлекаетсяв событие.

Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Этот значительный масштаб неизмеримо выше чисто жанровых задач. Картин с жанровым сюжетом у Рубенса немного и по преимуществу они относятся к позднему периоду творчества, к тому времени, когда, купив замок в окрестностях Антверпена, он наслаждался жизнью в семейном кругу среди природы и имел возможность наблюдать сельскую жизнь.

Однако сразу бросалось в глаза (и он с удовольствием это продемонстрировал), что и здесь невозможно было преступить законы природы ибо в изображенном молодом «преступнике», сдавленный крик которого еще длится четверть секунды после отсечения головы, удалось передать лишь несколько более острую боль, чем на лице мальчика, укушенного ящерицей (хотя, возможно, Караваджо использовал того же натурщика). Испания: Франсиско Рибальта (15651628), -1637), ранние произведения Франсиско Сурбаран (15981664), Веласкес (15991660), Хуан Баутиста дель Майно (15781641) Голландия: Рембрант (16061669), Ян Ливенс (16071674), Герман ван Алдеверделт (16291669), Художники города Утрехт: Хендрик Тербрюгген (15881629), Герард ван Хонтхорст (15901656), Дирк ван Бабюрен (бл. Его упрямое преклонение перед правдой жизни могло вначале даже укрепить его в наивной вере, будто «глаз оптической камеры» заменит ему собственное зрение и подскажет все необходимое. Причем если в XIV–XV вв. Недаром «Сельский концерт» пытались интерпретировать через текст знаменитого пастушеского романа Саннадзаро «Аркадия» (1504), положившего начало моде на пастораль в Италии и других странах. Ломаццо должен был гораздо больше, чем Вазари, разжечь любопытство Караваджо утверждением о том, что Мазаччо «лишь освещал и оттенял фигуры без контура». Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения.

К счастью, более ранний биограф предупреждает нас, что Караваджо не умел делать «похожих» или, как тогда говорили, «сходственных» портретов, а писал их по-своему. Свидерская). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Что касается «движений», то Караваджо, видимо, намеревался дать ответ на этот упрек уже в «Юноше, укушенном ящерицей», схватив на лету мгновенное, физиологически точное отражение острой боли на его лице, но все это без «истории» не представлялось, похоже, приемлемым решением. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Вовремена Караваджо натюрморт считалсянизким жанром живописи.

Произведения Браувера темпераментно живописуют отчаянные драки в прокуренных тавернах, завсегдатаев кабачков, нестройно горланящих песни. В 1590 году умерла мать художника. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями.

ытовой жанр или даже просто «жанр», в искусстве — изображение сцен и событий, почерпнутых в повседневности, отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти, его труд, отдых, развлечения. Караваджо, несоглашаясь с общепринятыми представлениями. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. И тогда Караваджо вновь обратился к мифологическому сюжету, заказанному ему кардиналом. Напротив, один из биографов рассказывает, что «Юноша, укушенный ящерицей» был продан за двадцать пять юлиев, а «Гадалка» за восемь скуди — все это мизерные цены.

Оно было куплено тем же патроном. Эта картина перешла от кардинала дель Монте к Джустиниани и ныне находится в Ленинграде. Первый слой после нанесения нахолст рисунка – это светотональный разбор вподмалевке. А пока еще гонитель христиан Савл, в первой из будущий них апостол Павел, когда он услышал глас Божий и изображен в тот момент, пораженный, упал с лошади.

ДОМИНИРУЮТ КАРТИНЫ НА РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ 2. Учитель Веласкеса, Франческо Пачеко, в трактате «Об искусстве живописи» (опубликован посмертно в 1649 г. ) защищал «бодегонес» и советовал художникам учиться у окружающей реальности. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани.

Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Многие современники Караваджо были очарованы мощью его таланта. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Это «Амур, укушенный раком», «Мальчик, чистящий грушу» известные в копиях и даже «портрет трактирщика, у которого останавливался художник» (словом, как у Морони, который исполнил портрет собственного портного).

Вскоре нужда отступила – Караваджо стал подмастерьем у Джузеппе Чезари (другое имя – Кавалер дАрпино), считавшегося в то время выдающимся мастером. Связь с творчеством Брейгеля не случайна: Рубенс собирал его работы. В любом случае все попытки Караваджо наталкивались на готовые возражения — подчас скрытые, если эксперимент выглядел безобидно, открытые, если речь шла о более существенных вещах. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. Известны многочисленные варианты его картин на темы «Как поют старики, так дудят молодые», «Праздник бобового короля».

Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Видимо, сразу после получения наследства он покинул родной город. Италия : Лионелло Спада (15761622), Орацио Фидани (1610. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Видно, как тяжело дается ему процесс писания. Даже не ставя все точки над «i» и не желая отнимать хлеб у Рипамонти, мне кажется несомненным все же, что события миланской художественной жизни должны были навсегда запечатлеться в памяти Караваджо.

Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Она одряхлела вдруг, внезапно, за один день и смотрящий на полотно сразу понимает это. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Никодим, в коричневой тунике чуть выше колен, выделяется мощью своей кряжистой фигуры. По мнению исследователей, Прототипом лютниста, которые устраивал в своем дворце кардинал дель Монте, являлся один из переодетых девушками – мальчиков участников театральных и музыкальных представлений.

Подчас выдвигается и другое соображение, относящееся уже к области собственно искусства. ХАРАКТЕРНА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ МОДЕЛИ 3. Особенно это заметно в двух вариантах «Гадалки» и в «Шулерах». Она написана вхарактерной для мастеров XVIIвека технике лессировки.

И, преклонив главу, отдал дух. Картина чарует явлением из мрака светящейся и полной жизни фигуры юноши и иллюзорной почти достоверностью окружающих предметов, Несмотря на некоторую сухость письма. Мощный толчок развитию крестьянского жанра дали картины Питера Брейгеля Старшего. Почти во всех работах присутствует дидактический подтекст. Он оглядывался вокруг себя и действительность представала перед ним в виде законченных «кусков» универсума, где не оставалось места ни контурам, ни объемности, ни цветам, понимаемым как абстрагированные от действительности субстанции.

В «Призвании св. Куда девалось, например, «действие» в его картинах, то самое действие, которое составляло главную основу «исторических» картин. Эти поиски вызвали к жизни целую вереницу последователей во всех странах, которые использовали в качестве сюжетного материла tranches de vie фрагменты (франц. ) современной жизни: «lenfant a la toupie» «ребенок с юлой» (франц. ), «le joueur de guitare» «гитарист» (франц. ), «les joueurs de cartes» «игроки в карты» (франц. ) и т. п. К этому же ряду картин относится столь камерное портретное изображение «Римлянки», утраченное в 1945 году в Берлине, а также картина изображающая лютниста и являвшаяся, по словам самого Караваджо, «наиболее удавшимся ему куском живописи». Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит).

«Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» Следующим, документально подтвержденным событием в жизни художника стало его поступление в апреле 1584 года в ученики к миланскому живописцу Симоне Петерцано. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. В XVII в. к ним присоединяется значительный пласт сцен из жизни бюргеров, в XVIII в. ведущим оказывается аристократический галантный жанр, а сцены крестьянской жизни немногочисленны и трактуются в идеалистическом (английские жанристы) или сентиментальном (Ж. Б. Всякая новая истина, к которой в результате поисков приходит художник, является открытием, утверждению которого пытаются мешать идолы предшествующего художнического мирка. Увенчанный виноградным венком и облаченный в сияющую белую Величественный тогу, античный бог вина и растений, в то же время – живой итальянский юноша с далеким от античных канонов красоты мускулистым телом и почти девичьим лицом. Проявившаяся в нем склонность к аллегорическим решениям в духе дерзкого подражания язычеству (усиленного даже крыльями Купидона у одного из натурщиков) затрудняет его восприятие как «концерта исполняемого юношами, отлично списанными с натуры».

Что же до Мазаччо, этого столпа общей культуры (а Караваджо не был ей чужд), то два известных автора могли дать ему совет остановиться во Флоренции для знакомства с его творениями: Вазари с его строками вечно живого удивления перед невыразимой истиной патриарха той «третьей эры», которая не казалась еще завершившейся и Ломаццо, только что выступивший со своим «Трактатом», ставшим, смеем надеяться, настольной книгой Петерцано. «Корзина с фруктами» – первая вистории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образомКараваджо принято считать основоположникомэтого жанра. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Оно применялось в двух целях.

Матфея (1602). Свидерская).

1595-1624) та н. Германия: Эльсхеймер (15781610), Йоахим фон Зандрарт (16061688). После этого художник бежал из города. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. После первых полотен в ломбардском духе, таких, как «Подручный продавца фруктов» и напоминающий «Выздоравливающего Вакха» автопортрет, на котором художник шутливо увенчан веточкой плюща, двумя персиками и двумя гроздьями столового винограда, более характерный «Вакх с виноградными гроздьями» сразу же приводит к открытой полемике с теми, кто за столетие не забыл Вакхов Микеланджело или Сансовино или даже Вакхов Беллини и Тициана — этих символов возврата к античности, понимаемой совсем по-разному.

Становятся понятны те особые чувства, которые "Положение во гроб" вызывало у художников XIX века, поскольку оно соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)». Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания.

Не раз предавался он, видимо, восторгу перед лицом этого «природного колдовства», а в особенности его поражало то, что, как он заметил, в зеркале совсем не обязательно должна была отражаться человеческая фигура: с ее исчезновением оно продолжает отражать наклонную плоскость пола, тень на стене, валяющуюся на земле ленту. Сын Юпитера и Семелы, бог вина, покровитель музыки и поэзии. Натюрморт «Корзинас фруктами» отражает эстетическиеустановки Караваджо – его стремлениек правде жизни без идеализации натуры, а также аллегоризм его мышления, которыйбыл свойственен художникам его времени. Немногочисленные примеры увлечения подобными сюжетами встречаются в Северной Италии: несомненную близость (а скорее всего и влияние) работам Артсена и Бейкелара обнаруживают произведения венецианца Франческо Бассано и ломбардца Винченцо Кампи. (Так, прототипом св.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИДЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВ И АЛЛЕГОРИЧЕСКОГО ИСТОЛКОВАНИЯ СЮЖЕТА, ЧТО БЫЛО ХАРАКТЕРНО МАНЬЕРИЗМУ И АКАДЕМИЗМУ Один из первых биографов: «Вряд ли среди произведений этой школы встречалось что-либо, выполненное с большей грацией и чувством, чем эта цыганка кисти Караваджо, предсказывающая счастье молодому человеку» 4 ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД ПРАВДОЙ ЖИЗНИ 1599 – 1606 «ПРИЗВАНИЕ МАТФЕЯ» 1599 «Впечатление откровения, вызванное этим полотном при его появлении, было связано и с тем, что оно оказалось в числе первых работ Караваджо публичного назначения, было созданием монументальной формы и с тем, что в нем впервые со зрелой полнотой выявились основные завоевания нового искусства, его смелость и художественная мощь» (М. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей.

Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях».



Описание Картины Марка Шагала «белое Распятие»
Описание Картины Маурица Эшера «день И Ночь»
Описание Картины Татьяны Яблонской «лен»
Описание Картины Владимира Маковского «игра В Бабки»
Мельхиор Брудерлам