Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще.
Картина посвящена природе Урала. Прекрасные произведения создали А. К.
— Гроза застала меня дома. Умер за мольбертом, работая над новой картиной. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Как видно и в картине «Утро в сосновом бору» (1889), где художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата.
Петергоф», созданная в 1891 году. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Одновременно художник стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображению. Полотно поражает сочетанием монументальности с документальной проработкой деталей. И когда он перед натурой.
«В лесу графини Мордвиновой. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Их изобразил К. А. Сохраняя эпичность образа природы, живопись Шишкина становится более мягкой и свободной.
В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. За картину Лесная глушь (ГРМ) в 1873 г. – профессора, За полотно Вид в окрестностях Дюссельдорфа (ГРМ) 1865 в г. получил звание академика. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. И Шишкин сумел снова двинуться вперед.
Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Васильев, А. И. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.
Мы видим вековые стволы, покрытые «морщинами» кору, пышные кроны изогнутые ветви. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Саврасов, Ф. А. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Крамской) академического направления. В окрестностях Москвы», написанной в 1869 году: фигуры крестьян вносят в картину элемент народного бытового жанра.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Это картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Он же написал медведей. Это отмечал его друг художник И. Н. Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно-желтой водой, в котором видно все дно, усеянное камнями. » О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу. » Рожь В пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны.
Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр. Педагог. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. взволнованно ответил художник. Эта картина – очень светлая и яркая. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом.
Шишкинскую Рожь можно сравнить, с поэмой великих писателей. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Она была написана в 1867 году во время второй поездки живописца на Валаам.
Картина «В лесу графини Мордвиновой. Крамской писал Ф. А. И только тогда ты увидишь бездонную глубину простоты и наивности Шишкина. Он же написал медведей. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). Автор: Сорокина Елена ЮрьевнаУчитель: Изобразительного искусства и технологии И. И. Шишкин (1832-1898) Дубы. Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий.
Большую часть картины занимают серые облака. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Картина послужила, по существу, началом великой эпопеи русского леса, которую художник создавал на протяжении всей своей жизни. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы.
Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Полотно Шишкина показывает могучую обновляющую силу природы.
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Который издают мириады пчел и шмелей, Тогда станет доступен тот мелодичный тихий ты звон, почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Особое место в картине занимает туман, подчеркивающий воздушное пространство произведения.
Хочу запомнить и свет и цвет и линии. » Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. «Дождь в дубовом лесу» В картине «Дождь в дубовом лесу» Шишкин предстает мастером станковой живописи. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Какая необычайная картина.
Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. Уверенно сочетает художник различные пространственные планы, материальность близких предметов и мерцание скрывающихся в туманной дымке. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Такой живописи, пронизанной чистым светом, такой прозрачности и пленительности цвета еще не знало искусство Шишкина в предшествующие годы.
Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка.
«Дубовая роща» В картине Шишкин вновь возвращается к своему любимому мотиву – изображению русского леса. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Во время посещения Третьяковской галереи я с интересом задержался у картины «Утрое в соснойвам лесу». Какая необычайная картина. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора» медведей он писал по эскизам, предложенным Шиш-киным.
Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Но работа чиновника не привлекала Начал его, систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. На севере диком.
В полотне «Рубка леса» еще нет тех обобщений, которые будут присутствовать в более зрелых картинах Шишкина. Куинджи и, чуть позднее, И. И. Муж О. А. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. У Шишкина этого нет. Мачтовый лес в Вятской губернии В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему – могучий, величественный русский лес. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.
Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Что такая работа способствует постижению природы, форм Шишкин находил, помогает совершенствованию рисунка. Рожь. Для него, казалось, не было трудностей.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно.
Мачтовый лес в Вятской губернии. руководил пейзажным классом в Академии художеств. Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов».
Один из критиков писал о картине: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдали поверхность воды, небо, воздух, словом, целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами изображена на холсте с поразительным мастерством». Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство». Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г. ), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов.
С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. За полотно Вид в окрестностях Дюссельдорфа (ГРМ) в 1865 г. получил звание академика, за картину Лесная глушь (ГРМ) в 1873 г. – профессора. Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. Айвазовского, С. Ф. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.
В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и «объективен». Левитан и К. А. В возрасте 12 лет его родители определили в Первую Казанскую мужскую гимназию. «Рубка леса» Картина И. И. Шишкина «Рубка леса» – одно из самых ранних произведений художника.
Картина Рожь отличается от многих других Шишкинских работ равновесием душевным и спокойствием. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870).
Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Глядя на его Рожь, слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета. Но облачное небо уже начинает светлеть.
Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Надо отметить, что полотно «Дождь в дубовом лесу» выпадает из череды картин художника, написанных в последние годы жизни, – эпических и даже несколько суровых по складу. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Солнечный просвет на заднем плане, соотносясь с затененным передним планом, позволяет выстроить композицию картины пространственно, вводя в нее «нечувствительно», как сказали бы во времена Шишкина, зрителя.
Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Полотно «Лесная глушь» относится к тому периоду творчества художника, когда в его искусстве начинают звучать эпические ноты. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. В произведении «Сосны, освещенные солнцем» на первое место Шишкин поставил попытку создания общей атмосферы пейзажа.
А чуть ближе расположились темно-синие силуэты и кустарников деревьев, в этой дали можно разглядеть холмы. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. Это стихотворение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов». Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Венецианова. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. Крамским. Коровин. Все вокруг погружено в зимний сон.
«Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Изумительное знание «анатомии» русского леса сказалось и в графике Шишкина. В этом произведении художник выбрал мотив, Картина Шишкина Рожь была написана в 1878, но все опять таки с его любимыми могучими соснами, как бы и не лесной, которые украшают многие картины Шишкина. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
Картина «Сосны, освещенные солнцем» была написана И. И. Шишкиным в 1886 году. Ведь поэзия бывает разная. Критик В. В. Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Природа насыщена сырым воздухом. Картина И. И. Шишкина «Полдень. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше».
Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. В окрестностях Москвы» была написана в 1869 году. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Венецианова и И. К.
В окрестностях Москвы» недаром часто называют настоящей песней радости. Картина «Лесная глушь» написана Шишкиным в 1872 году. В произведении «Рубка леса» художник с упоением описывает красоту северного хвойного леса. Иным произведением является вторая картина. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. «Корабельная роща» «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» – последнее крупное произведение И. И. Шишкина, его «лебединая песня».
— взволнованно ответил художник. Картина написана в период, когда художника начали интересовать проблемы пленэра. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Петергоф» относится к числу лучших творений Шишкина. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. С этими мастерами был и Шишкин.
Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Его занятия имели самостоятельный характер. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей.
В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Могучий дуб, одиноко стоящий на фоне огромной долины, за которой вдали едва блеснул изгиб степной реки, – это образ мужественной и проникновенной красоты, вызывающей ответный душевный отклик зрителя.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Из лесов Вологодской губернии»).
Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ), «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г. ), «Утро в сосновом лесу» (1889 г. медведи написаны К. А. Савицким), «Корабельная роща» (1898 г. ) и многие другие. В картине «Корабельная роща» Шишкин вновь воспевает природу с ее стройными лесами, смолистым воздухом, прозрачной водой и ласковым благодатным солнцем. Родился в Елабуге в семье купца. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Художник поэтически воспевает величественную жизнь русского леса, настоящей лесной глуши. Щедрина и А. А.
Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Катукова СЗОУО г. МосквыТема урока 3-4 класс: «Картины Ивана Ивановича Шишкина 1832-1898». Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Картину «Сосны, освещенные солнцем» недаром называют одной из самых поэтичных работ Шишкина. Сосновый бор. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть.
Результат оказался прекрасным – картина подкупает зрителя очень необычным и свежим цветовым решением, убедительностью и задушевностью. Левитаном и К. А. Не изменяя делу всей своей жизни. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.
Возможно, причина этому – трепетные тени, скользящие по стволам и веткам. Савицким (написавшим в картине медведей). Справа темнеет непроходимая чаща леса.
«Рожь»Кажется, слышно, как дышит каждая былинка., 1883, Киевский музей русского искусства Утро в сосновом лесу, 1889, ГТГ), совершенствует светотеневое решение картин (Сосны, освещенные солнцем, 1886 Дождь в дубовом лесу, 1891, обе – в ГРМ). Однако за таким своеобразным «протоколизмом» всегда видна высокая поэзия и проникновенность автора. Не так идиллически спокоен этот ландшафт.
Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Благодать. Художественный критик В. В. Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Известность Шишкина прошла через многие годы и он остался одним из наиболее любимых художников русского народа.
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. И справедливо — вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода.
Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Он не останавливался в своем развитии. И темный лес. Полотно «Дубовая роща» – не просто изображение уголка леса, а художественный образ, обобщающий в себе весь опыт многолетнего изучения природы. Приближается страшная гроза. Природа наделяется художником мощной силой, поглощающей все низменное, случайное, мелкое.
Вот он: «На севере диком стоит одиноко/ На го-лой вершине сосна/ И дремлет, качаясь и снегом сыпучим/ Одета как ризой она. / И снится ей все, что в пустыне далекой, / В том крае, где солнца восход, / Одна и грустна на утесе горючем/ Прекрасная пальма растет». Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Только весной 1862 года он уехал за границу. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г.
Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. к созданию целостных образов русской природы (Рожь, 1878 Лесные дали, 1884, обе – в Государcтвенной Третьяковской галерее), раскрывает поэтические черты русского ландшафта (Среди долины ровныя. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. В центре композиции светом выделено несколько стволов отборного корабельного, мачтового леса справа от них дана масса зелени, слева – прозрачная глубина бора. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера).
Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Полотно «Полдень. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы.
Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. За полотно «Лесная глушь» художник получил звание профессора пейзажной живописи.