распознать дарование художника.
Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Это не по годам мастеровитые полотна, в которых ощутима рука одаренного живописца. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Портрет является прекрасным произведением, сохранившим потомству подлинно художественный образ усопшего Петра, а не только протокольное описание его внешних черт. Но живописное совершенствопортрета не являлось для художникасамоцелью, декоративное решение подчиненопсихологическому замыслу. Портрет решен очень просто.
Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов. С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей). Головкина» и «Портрет напольного гетмана» (1720-е), «Пётр Первый на смертном ложе» (1725), портрет юного барона С. Г. Они могут даже превосходить их. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск.
Его творчество начало русской живописи нового времени. Но это удавалосьне всегда: «. Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку.
Никитин неоднократно писал самого Петра. О ранних годах обучения художника ничего не известно.
Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль – описываемый портрет совпадает по времени создания с «Правдой воли монаршей» Феофана Прокоповича. В портрете Майкованет ни идеализации, ни сатиры. Далее последовала ссылка в Тобольск. Служившим в придворных церквах, родственникам, Благодаря вместе с теми, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I. Имеется всего три подписанных работы Никитина, что ему приписываются, всего около десяти.
Его творчество свидетельствуето небывалом подъеме национальнойхудожественной культуры. ТворчествоРокотова известно нам лучше, чем егобиография. Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих. Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер».
Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Иван Никитин. — М., 1975. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить. С. 60—62). В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов. Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин».
Характер ее исполнения не всех во частях одинаков, Возможно – что Никитин писал картину не один. Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, алишь средством, подчиненным задачесоздания целостного и правдивогообраза. В контрасте с этой несколькоприглушенной гаммой выделено лицонапольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающимобщей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежномуминимуму с тем большим вниманиемобращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя Лицо гетманарезко отличается от холеных аристократическихлиц, типичных для портретной живописиXVIII века. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. Средипарадных портретов того времени«Напольный гетман» выделяется своейподчеркнутой скромностью.
Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. С. 601). За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу.
В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость. Только чтоорганизованная Академия художествпроизвела его в адъюнкты, а позднее —в академики «за оказанный опыт вживописном портретном искусстве». Однако при введении нового академическогоустава (1765) Рокотов остался «за штатом»и навсегда переехал из Петербурга вМоскву, где и умер в декабре 1808 года. Строганов в портрете Никитина еще совсем молод.
С. 64). Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. К этому времени относится также большая картина изображающая родословие русских царей в виде генеалогического древа, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами упоминаемых в этом родословии лиц и видами Москвы и Киева. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам».
Основнымбыло требование «репрезентативности»— представительности, подчеркиваниесоциальной роли портретируемого. Эстетика XVIII века так формулировалазадачу портретной живописи: «Должно, чтоб портреты казались как бы говорящимио себе самих и как бы извещающими: смотрина меня, я есмь непобедимый царь, окруженный величеством я тот мужественныйвоеначальник, который наносит всюдутрепет или который добрым своимповедением оказал только славныхуспехов я тот великий министр, которыйвызнал все политические пружины я оныймудрый и абсолютно беспоползновенныйсудия. » Притаком понимании задач портретногоискусства существенное значениеприобретали подробности одежды и фона, так называемые околичности, облегчающиевнешнюю характеристику. Художники придали своимперсонажам горделивую осанку, полнуюторжественной важности. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств.
Он был первым русским живописцем мирового уровня. С особымвниманием написаны детали, характеризующиеобщественное положение изображенногочеловека, внешние знаки его достоинства— ордена, шитье на мундире или кафтане. На лицах чаще всего можно встретитьвыражение надменной самоуверенности, иногда — заученную «милостивую» улыбку. Портретисты того времени в большинствесвоем не ставили перед собой задачууглубленной характеристики, раскрытиядушевного мира изображаемых ими людей. Каталог выставки. — Л., 1973. Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности.
В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. То продолжаются – пока хватило краски на кисти, Его мазки на портрета поверхности то резко пересекаются, не отрывающейся от холста. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). Скончался по дороге в Москву. 1727—1730 гг. Наоборот, они придают портрету особую выразительность.
Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение — коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик — придают портрету особую торжественность. Он родился в Москве в семье священника. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др.
Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость. Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты. Г. И. — Л., 1977. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И. Под широкими черными бровями загораются умные и глаза утомленные в них есть нечто холодно-насмешливое. Он вез с собой письмо П. И. Широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых и красочных Сильная соотношений, лепка лица, придающих лицу живую материальность и убедительность. На эти вопросымы поныне еще не можем дать исчерпывающегои ясного ответа. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван.
Художник Иван Никитин. — СПб., 1998. – Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей. Надо полагать, чтопортрет принадлежал самой НатальеАлексеевне.
– Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске).
Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). - Царевна Прасковья Ивановна, Государственный музей Русский – 1714, Список известных произведений Ивана Никитича Никитина. Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. Иван Никитич Никитин (около 1680 не ранее 1742) русский художник-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова.
В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Примеры произведений раннего периода 8212 «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны» (1714), «Портрет царицы Прасковьи Фёдоровны» и «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (1716). В 1720-е годы увидели свет лучшие произведения Никитина. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице.
Безличных или инертных нет среди изображенных им людей: Никитин был по преимуществу поэтом активной, целеустремленной личности. Русская живопись первойполовины XVIII. Данный портрет, пожалуй, лучшая работахудожника, созданная после его возвращенияиз пенсионерской поездки. Бездушно повторяющего чужие образцы и при всем Этом не картина является произведением подражателя.
На почве каких традиций сложилосьи выросло его дарование. 1. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716–1719). Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис). К 1731 году относится большая подписная работа Никитина Родословное древо русских царей (ГРМ). С его именемпортрет впервые был связан Г. Е. Лебедевым (Лебедев Г. Е. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны.
Можно утверждать, что в лице Рокотова новое русскоеискусство выдвинуло своего первоговеликого художника. Полные, чуть улыбающиеся губы и не по возрастуобрюзгшие щеки (в момент исполненияпортрета Майкову было около 37 лет)придают модели типичный облик русскогобарина, циничного и чувственногосибарита. Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «.
1885. ЖизньРокотова также остается загадкой длянауки. Его замечательными творческими достижениями были ознаменованы первые шаги национальной школы русской портретной живописи.
— М. :Высшая школа, 1999. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности. С. 44—45, 84—85).
Да и одежда его не похожа на принятую в войсках, Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман но один ни из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту. За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. Но и позволяют почувствовать историческую роль и величие государственной деятельности изображенного, портреты Его Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека. Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны.
Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева. Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей).
ПортретВ. Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. Они, разумеется, были у него. В одном из проектов будущей Академии еще художеств при Петре I намечался на пост ее директора.
Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). С. 399). Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии.
«Околичности» сведенык неизбежному минимуму с тем большимвниманием обращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя, к раскрытиюего душевного мира. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» — автопортрет Ивана Никитина. Поражает исключительная уверенность исполнения у художника не было заботы о том, как писать: его кисть шла сама – свидетельство длительного опыта, большого профессионального мастерства. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни. В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов.
Еще одна работа первого периода творчества Никитина портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), восьмилетней дочери Петра. Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там. Живописных дел мастера: Канцелярияживопись первой пол. Его скромный темно-зеленый кафтанне украшают ни ленты, ни ордена.
Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни. Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов.
Как видно из этого списка, автопортрета художника Никитина здесь нет. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. В начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию. Бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно под караулом – Это и подтверждается длительностью следствия и жестокостью наказания. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детствохудожника.
По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске). Майковизображен в спокойной, естественнойпозе. Онначальник Посольской канцелярии, затемПосольского приказа, государственныйканцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее —верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета.
В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. Пять лет пробыли братья в Петропавловской крепости, подвергаясь пыткам и допросам. Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин к приступил первому царскому заказу, По-видимому, о котором мы знаем только из записи петровского Юрнала: Его величества половинную персону писал Иван Никитин. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один».
Вбольшинстве случаев, где имеется такаянеоднознчность, я постарался привестиссылки на источники сомнений. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. — М., 1948 Портретпетровского времени.
Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей). Сложный путь лежал через Данциг, Шверин, Копенгаген, Бамберг, Бремен, Амстердам, Париж.
Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом и талантом. Реалистический метод Никитина несводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Никитин Иван Никитич (1680-е, Москва (. ) – не ранее 1742, (. )) Художник, портретист. Новглядимся в лицо Петра внимательнее инам откроются и иные качества этогочеловека. Никитин легколепит форму, уверенно создает иллюзиюпространства вокруг фигуры канцлера. Г.
Который обратил внимание на его способности и, Никитин стал известен Петру I, поручил художнику Г. Таннауеру с заниматься ним, повидимому. Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно». Ушакова и сенатора Г. П. Но длямногих, особенно для работавших в Россиииностранцев, среди которых не былобольших художников, виртуозное выписывание«околичностей» превращалось едва лине в самоцель. С. 30).
Значительность Петра показана путем раскрытия внутреннего содержания образа, а не через изображение внешних аксессуаров. ХVIII в. — М. : Искусство, 1965. Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны.
Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Она долго болелаи умерла в том же 1716 году — ей было чутьбольше сорока лет. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. Среди преподавателей Иван Никитин.
Старшим среди которых был поставлен Никитин и в числе которых был и его брат До Роман, Италии русские ученики, задержавшись в свите царского посольства, добирались почти год. В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века. Долгое время принято было считать, чтопосле смерти Петра I художник, переехавв Москву, примкнул к старо-русскойпартии, желавшей вернуть Русь вдопетровское время, чем и был вызванего арест. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Безусловная идентификация изображенного затруднительна. А. Головкин занимал высшиегосударственные посты в империи.
К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ). Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер». Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.
3. Еще одна работапервого периода творчества Никитина -портрет цесаревны Анны Петровны (до1716), дочери Петра. Впрочем, Этим не был, раз всякий находя средства выражения, ограничен объем его творческих возможностей одновременно он был способен тепло и тонко передать чистую прелесть девического облика, полностью соответствующие содержанию образа.
Необычна его биография. Некоторые из представленыхработ приписываются кисти его братаРомана. Его однофамильца только в последние годы определился корпус его работ, Лишь недавно выяснилось отчество художника в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, очищенный от ему приписываемых копий и картин других художников. Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. – Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.
Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др. Не случайно на портрете онаодета уже по новому образцу: фасонплатья, парик, поза — весь внешний обликговорит о ее принадлежности к новомувремени, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительныхсредств живописца имеются такие, которыееще относятся к иконному письму:однотонный фон, некоторая плоскостностьфигуры изгибы и складки платья условныи слишком жестки.
Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. – Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей. Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». Пышныйпарадный костюм ребенка, тяжелое платьес большим декольте, горностаевая мантияна плечах, высокая прическа взрослойдамы – дань требованиям времени Прасковья Ивановна (1694—1731) — царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевичаи царицы Прасковьи Федоровны (урожденнойСалтыковой), племянница Петра I. Жилапри матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замужза иностранных герцогов, преследуя приэтом политические цели. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин».
В «Напольномгетмане» ярко и последовательнопроявляются черты национальногосвоеобразия русского искусства. Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман – но ниодин из известных украинских или польскихгетманов не подходит по возрасту, да иодежда его не похожа на принятую ввойсках. — М., 1938. Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.
Имеются в виду Полтавская баталия (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – Куликовская битва (ГРМ). Они могут даже превосходить их. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре. По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер.
Однако лицо царевнынаписано вполне объемно. Перед наминемолодой, усталый и кажущийся оченьодиноким человек. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны.
В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Иван НикитичНикитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору.
Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Да именно человека, а неполубога на престоле или абстрактноговоплощения идеи абсолютизма. Учился в Петербурге у И. Г. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице.
Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Это не было случайным в творчестве художника. Что перед ним незаурядный человек – Но гордый, даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, с непреклонной волей, сильный.
Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. Г. И. Усы топорщатся над сжатыми губами, Император умно смотрит и пристально его брови привычно нахмурены, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку. Портрет внешне крайне прост. Чувствуется стремлениехудожника к передаче не только внешнегосходства, но и настроения, к раскрытиювнутреннего мира портретируемой.
Вып. Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И. Это определяло высокие декоративныекачества портретов XVIII века.
Несколько раз предполагали пытать Ивана. Ему могли помогать его ученики. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Темно-русые волосы гетманаострижены по-казацки, «в кружок», егопоношенный коричневый кафтан с выцветшимизолотыми галунами небрежно расстегнут. Художник изобразил своего героя таким, каким наблюдал его в жизни. Но вполне возможно, чтоздесь речь идет о каком-то другомпроизведении.
Ему могли помогать его ученики. Спорность авторства многихработ обсуждается в многочисленныхисследованиях. Однако ничто в Никитине невыдает приверженца старых порядков. Ничто не говорит и об измене европейскимпривычкам – в его доме картины, гравюры, скульптуры, книги записками на итальянскомязыке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест. С. 68. ).
Тонкоподмеченные индивидуальные особенностине заслоняют типического в образе. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман но ни один из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не похожа на принятую в войсках. Она облачена в синее с золотомпарчевое платье, на плечах красная сгорностаем мантия.
В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности». Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности». Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. Позднеепроизведение соотнесли с записью впоходном журнале Петра I от 3 сентября1721 года: «На Котлине острову передлиторгиею писал его величества персонухудожник Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего.
Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один». C ее именем связаноразвитие русского театра.
Они, разумеется, были у него. Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно. Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты.
Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем». Он вез с собой письмо П. И.
Более вероятно, что первый контакт с европейским мастером состоялся в родном Измайлове, где Корнелиус де Брейн (в России его часто называли Брюином), голландский художник и путешественник, написал по заказу Петра портреты его племянниц. Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. С. 196—198).
Прасковья Ивановна (1694-1731) – царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой. Фон портретанейтральный, темный. Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. Никитин Иван Никитич (1680-е, Москва (. ) – не ранее 1742, (. )) Художник, портретист. Публикуемый портрет ПетраI только предположительно принадлежиткисти Ивана Никитина.
Родиона, Были ли репрессии последствием неосторожности брата Никитина, с читавшего амвона памфлет против Феофана Прокоповича. Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. Никитин прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и стремится перед раскрыть зрителем наиболее существенное и яркое в нем, Как и раньше., Государственная Третьяковская галерея. Он был первым русским живописцем мирового уровня.
С. 79. Напортретах той эпохи представлены мужчиныв огромных завитых париках, в латах илирасшитых кафтанах, украшенных орденами, женщины в пышных платьях и горностаевыхмантиях. Иван Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Точная дата рождения художника неизвестна. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем».
– Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей. Русское искусство XVIII века. Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Один из зачинателей русской светской живописи, автор натурных портретов Петра I и других современников. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716–1719). Или существовали более сложные и скрытыепричины.
Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. «Но по-прежнему дляживописца главным остается лицо — свнимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайнымадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннеенапряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретахдоитальянского периода. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Часть5—6.
В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». О котором идет речь, Художник Иван, первый российский портретный художник, это Иван Никитин, Петра любимец и первый его заграничный пенсионер. А пребывание в Италии значительно расширило технические приемы его живописи. Однако Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самоераннее из известных 18 полотен придворногохудожника Петра I. В нем ощущаетсянекоторая скованность в изображениифигуры, плоскостность в трактовкекостюма и фона, но живой образ девочкиполон обаяния. Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты.
Возможно, что Никитин писал картину не один: характер ее исполнения не во всех частях одинаков. Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман. Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства. Вып.
Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова. В более ранних произведенияхон не достигал ни такой последовательностив применении реалистического метода, ни такого уверенного и безупречногомастерства. В живописнойманере ощущаются старые приемы высветления (вохрение по санкирю) от темного ксветлому, поза статична, объем не имеетэнергичной живописной лепки, насыщенныйколорит построен на сочетании мажорныхлокальных пятен: красного, черного, белого, коричневого изысканно мерцающегозолота парчи. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.
По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). Несколько раз предполагали пытать Ивана. Строганова (1726). В этот период в цветовом решении картин появляются тёплые оттенки. Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства.
Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом. Так что же известноо судьбе мастера огромного дарованияи трагической жизни. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину.
Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей). Публикации иисследования. Известно имя наставника Никитина — им был А. Шхонебек, гравёр из Голландии. С переводом в 1711 году Оружейной палаты из Москвы в Санкт-Петербург, «персонных дел мастер» Иван Никитин перебрался в новую столицу Российской Империи. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее).
Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. «hellip младшая – Прасковья Иоанновна, «хроменькая», как отмечали современники, «тихая и скромная», долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым – болезненная и слабенькая, это Но удавалось не всегда. Указанный в надписи на портрете (напольный гетман), Чин, а для Польши и Литвы, характерен скорее не для Украины, где в XVIII начале в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя).
Уже вученические годы Рокотов добился успехаи общественного признания. Художникпортретировал Наталью Алексеевнунезадолго до ее смерти. Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис). Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов. Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем.
Искусство Рокотова отмеченочертами острой и неповторимойоригинальности. Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева. - Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов).
Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. Всевнимание Рокотова устремлено навнутреннюю характеристику образа. Его жизнь теперь тесно связана со двором.
Художникуже полностью преодолел здесь условнуюсистему приемов репрезентативногопарадного портрета, где главную рольиграют заученная торжественностьдвижений и осанки, а также многочисленные«околичности», рассказывающие о внешнейстороне жизни изображаемого человека. Рокотов проявил виртуозное мастерствов передаче тканей немногими легкими, как бы бегущими мазками изобразивпрозрачность кружевного жабо, мерцаниезолотого шитья на красном воротникекафтана. Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. Человек изображенный на неоконченном портрете, безымянен. Одной из лучших работ художника считают «Портрет напольного гетмана». Как сформировался этот замечательныймастер.
На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов. Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре.
Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. // Русский Архив. 1909.
Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом италантом. Реалистический метод Никитинане сводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Мыне знаем имени человека, которогонаписал Никитин. Но это удавалось не всегда: «hellip младшая – Прасковья Иоанновна, «хроменькая», болезненная и слабенькая, «тихая и скромная», как отмечали современники, долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину.
Он сознательноизбегал подчеркнутых декоративныхэффектов, широких мазков, напряженногогорения цвета, резких контрастов светаи тени. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» автопортрет Ивана Никитина. Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия.
Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства. В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному». При наличии свойственной картинам прошлого условности светотени и отсутствии глубины, портреты кисти Никитина прекрасно решены композиционно. Наиболее известные работы 8212 «Портрет Петра Первого» (начало 1720-х), «Портрет канцлера Г. И. Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее).
Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника.
Никитин стал известен Петру I, который обратил внимание на его способности и, повидимому, поручил художнику Г. Таннауеру заниматься с ним. Работая во всеоружии блестящего дарования, Он явился представителем художественного русского гения народа в новой для него области, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный.
Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Нам известны не только упоминания об этих работах Никитина, но и один из таких портретов, относящийся к последним годам жизни царя.
Лебедева Т. А. Мы незнаем имени человека, которого написалНикитин. Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему. Как и раньше, Никитин прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и стремится раскрыть перед зрителем наиболее существенное и яркое в нем.
Кн. Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Наталья Алексеевна (1673—1716) — дочь царяАлексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимаясестра Петра I. Наталья Алексеевнабыла сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русскихженщин своего времени. Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему.
Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). 64. Портрет производит впечатление жизненностью и глубоким вниманием его автора к характерному человеческому образу. Его биография складывается изотрывочных, случайно сохранившихсясведений. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском двореголштинского герцога, писал в своихЗаписках: «Принцесса Наталия, меньшаясестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизнидве-три пьесы, довольно хорошо обдуманныеи не лишенные некоторых красот вподробностях но за недостатком актеровони не были поставлены на сцену» (ЗапискиГолштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событийиз времени царствования Петра Великого (1713—1725) // Русский Архив.
Солнце и знойный ветер обожгли его лицо. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Иван и Родион получили реабилитацию в 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоанновны. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. одно из самых странныхпроизведений 18 века. В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего.
Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом».