Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе. Облик этого пожилого, многое видевшего в жизни человека конкретен и сугубо индивидуален. Будучи убежденным демократом, он глубоко интересовался народной жизнью. Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии. ». Событие это всколыхнуло жизнь творческого сообщества России и вошло в историю как «Бунт четырнадцати». И хотя со времен русского Просвещения, своеобразие которого определила антикрепостническая направленность, народный образ всегда нес в себе черты высокого идеала, в живописи 1870-1880-х годов появляется существенно новое качество, оно граничит с попыткой воспринять человека из народа «на равных», прямо и непредвзято. Софья, как и обещала, действительно всегда была рядом с мужем.
Глядя на него, возникает некое противоречие. Что касается второго портрета — «Неизвестной», до сих порне знают, с кого он писан, хотя по поводу модели было много предположений. Эта дробно вспыхивающая, переливающаяся по форме глаза «бликоватость» оставляет впечатление неприятной пристальности и вместе с тем неуловимости ускользающего взора. А из-под большой копны седых усов и бороды пробивается лукавая ухмылка.
Обладая выдающимся талантом живописца, Крамской успешно учился в Академии и в 1863 году за картину «Моисей источает воду из скалы» получил золотую медаль. Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу.
Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». В «Крестьянине с уздечкой» крупные складки драного армяка спадают величественными складками, подчеркивая ширину и силу плеч, ссутулившихся от вековечного тяжкого труда. Некрасивая получилась история. И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях (голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст).
Господи, твоя воля. Вот таким образом-то ему и было так трудно вырваться на волю и высказаться. Поза естественна и грациозна.
Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. Кисть, выскользнувшая из рук живописца, забрызгав холст, упала на пол.
Но оно не потеряло своей доброты и искренности. Кажется, что старик улыбается. Сами глаза излучают свет и доброту. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя. Ясен взгляд его глаз, выражающий острый и сметливый ум.
Собственно, о данной работе и нельзя говорить только как о портрете конкретного лица. И художник ничего не говорил о своем замысле. Фоном картины служат размытые туманом контуры архитектуры, на котором отчетливо выступает лишь женская фигура. Софья не покинула художника, даже когда у него открылась тяжелая стенокардия или, как тогда говорили, «грудная жаба».
Он сидит, погруженный в глубокие раздумья.
Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. Натруженные, большие, сильные еще руки опираются о палку. В пику Академии Крамской создал «Петербургскую артель художников», которая действовала до 1871 года. Но это только на первыйвзгляд. Крамской был великим тружеником.
Отсюда сложность звучания образа «Неизвестной», созданного рукой большого мастера.
Нежные полутона картины прекрасно подчеркивают обаяние юности. Что же заставило знаменитого портретиста обратиться к традиционному евангельскому сюжету и писать его, по собственному выражению Крамского, «слезами и кровью». Мы видим старое лицо измученное временем, работой и несправедливостью. А того не поймут, что великие техники меньше всего об этом думали, что муку их составляло вечное желание только (только. ) передать ту сумму впечатлений, которая у каждого была своя особенная.
Ведь именно благодаря этому выбору он обрёл большую и крепкую семью. В глазах еще горит огонек надежды и веры. Он работал неустанно, до последнего мгновения своей недолгой жизни.
Это скорее портрет-картина, представление художника об идеальной красоте. Иногда эту работу называют по-иному – «Мужик с дубиной» или «Мужик в простреленной шапке». Когда ему становилось грустно, Крамской приходил к жене и детям. На картине И. Н. Крамского «Мина Моисеев» изображён старик. Крамские прожили вместе 25 лет.
Дай ему только толчок для свершения цели и он встанет, расправит свои плечи и будет похож на описанного во многих рассказах и изображенного на картинах русского богатыря. Портрет был написан с натуры. Старик умён, на что указывает его массивный лоб. Важным этапом в жизни Крамского стало знакомство с идеями московского «собрата по кисти» Мясоедова, который «заразил» питерского художника идеей передвижных выставок.
Волосы, покрывающие голову также длинные, но как, ни странно абсолютно не седые. Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю» — так писал Крамской по поводу полотна «Христос в пустыне» — своей программной вещи, созданной в 1872 году и выставленной на II Передвижной выставке. Оживленные лукавые глаза смотрят из-под седых лохматых бровей. Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. Перед написанием выпускной работы (Академия назначила темой конкурса мотивы скандинавской саги «Пир в Валгалле») Крамской и еще 13 выпускников обратились к совету Академии с просьбой самостоятельно выбрать темы. Одна из самых известных работ Крамского, «Христос в пустыне», была написана в 1872 году для одной из передвижных выставок.
Загорелое, морщинистое лицо светится и добротой и лукавством. Таким, на мой взгляд и должен быть хороший портрет. Моделью Крамскому послужил Мина Моисеев, чей портрет находится в Государственном Русском музее (1882): хитро посмеивающийся в седую бороду, сложивший на груди руки, он поначалу кажется щупленьким и дряхлым и лишь присмотревшись, замечаешь, какие могучие плечи обтянуты ветхой голубоватой выцветшей рубахой.
Иван не раз признавал, что без неё он бы никогда не справился, а его знакомые с улыбкой вспоминали «артельный» самовар, который всегда кипел благодаря Софье. Облик Толстого чуть грубоват – выпирающие скулы, сильно выраженные надбровные дуги, крупный широкий нос. Говорят, например: «Поеду поучусь технике». 1879. Так охарактеризовал Крамского бывший художественный критик «Современника» и «Отечественных записок» П. Ковалевский. «Мужик с уздечкой» Крамского – воплощение богатырской силы народной и это роднит его с образом Савелия, богатыря святорусского из поэмы Крамской написал несколько портретов людей из народа, крестьян.
Среди этих портретов «Мина Моисеев», несомненно, один из лучших.