Он искренне радовалсядостижениям талантливой художественной молодежи, успехам всего русскогореализма, в котором видел «историческое оправдание» усилий собственнойжизни. Шишкина», выраженымогучая одаренность и простота его натуры. впечатлениеэтой статуи лежит у меня так глубоко.
Ей первой показывал он свои работы, ему быловсякий раз важно знать ее мнение. Записано за год до смерти. В свою очередь сам художник послужил прообразом хуshyдожника Михайлова в романе «Анна Каренина».
На ухе красавицы виднеются роскошные серьги, передающие дополнение образу девушки. Будучи проездом в Париже, он оста-навливаетсяу художника-пейзажиста А. П. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Глаза красавицы утопают в печали и хорошо видны её мучения.
В его объектив попадают, прежде всего, лица и руки, которые пишутся при помощи излюбленного приема Крамского — светотени, выявляющейпо выражению художника «глубокие сердечные движения». Однако сам как-то признался: «Я из породы тихоструйных». Он умел быть тонким другом, верным товарищем и хорошим отцом (он имел шестерыхдетей — двое умерли в раннем детстве). (1837-1887) – выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Она проявляет внутренний мир художника, его теплые, сердечныечувства к любимой жене. Желая успешного завершения росписи храма, он всякий раз обращается к жене: «молись за меня», «перекрести», «благословина труд».
Осенью 1863 года Крамской становится во главе исторического«бунта 14» учеников Академии, конкурентов на большую золотую медаль, выдвинувшихвпервые в истории требование сво- бодного выбора темы дляакадемической программы. Когда он улыбался или смеялся, то все оживлялось внем, намного добавляя общую прелесть. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхесте-ствен. Среди ранних живописныхработ вьщеляется овальный «Автопортрет» 18б7 года, в котором говорит художникнового типа, пристально исследующий мир вокруг себя и себя в этом мире. Именно в автопортрете в полной мере выражен художественный метод Крамского— раскрыть внутреннее содержание личности, найти и пластически определитьглавную идею человека, то, что составляет «истинную жизнь ума и сердца».
Всё душевное состояние, внутренние страдания отражаются на её лице. Разрыв с Академией возглавил Крамской. В картине «Русалки» Крамской отказываетсяот иллюстрирования конкретного эпизода повести Гоголя — сна Левко и ставитперед собой сложнейшие живописные задачи. Я помню шутливые разговоры, . «С Кошелевым ходили встречать весну», – пишетон как-то жене.
Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-«школа». » В творчестве Шишкина, в таких его картинах, как Полдень в окрестностях Москвы, Сосновый бор, Рожь, Лесные дали, Среди долины ровныя, Утро в сосновом лесу, Корабельная роща, Сестрорецкий бор и многих, многих других, русская природа предстает перед нами в том понимании и восприятии, которые веками складывались в народном сознании и удивительно соответствуют представлениям самого народа об окружающем его могучем изобилии бесконечно просторного зеленого мира, среди которого вырастали и трудились бесчисленные поколения русских людей. написана в 1873 году и относится реалистическому стилю. Всё же художник в портретах на первое место ставит общий план, а не человека. Судя по работам последнихлет, все более оттачивается мастерство художника. Каждый портрет имеет свою, непохожую на других историюсоздания, как это было, например, с портретом Л. Н. Большинство крестьянскихэтюдов Крамского носят созерцательный характер.
Среди портретов Крамского 1870-хгодов — лучшие находятся в Третьяковской галерее. Крамской окружен собственными детьми, их друзьями, студентами, академической молодежью. («Русалки», «Христос в пустыне», «Неутешное горе»). Григоровича, М. Е. «Скажу здесь про наружность Крамского, — пишетБоголюбов.
Период 1870-х годов в жизни Крамскогонепосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товариществапередвижников, вот таким образом письма этого времени проникнуты неутомимой энергиейдуховного лидера передвижников. Есть вещи, которые слово решительно выразитьне может. Вот это состояние, это самообладание было и должно быть у великих мастеров.
Лицо нарисованной девушки бледное и выглядит болезненно, она смотрит в пустоту. Там был написанна небольшом кусочке картона последний автопортрет художники. Он был иногда труденв общении, как всякий неординарный, яркий, сильный и безусловно талантливыйчеловек, часто оказывался неудобным в силу своей прямолинейности, «упрямой»верности юношеским идеалам. Онназывает его то «сыном человеческим», то «сыном Божиим».
Деталикостюма и внешней обстановки менее всего интересуют художника, порой остаютсяедва прописанными. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотелтолько служить искусству. Письма этого времени проникнутыдоверием, симпатией, подчас они даже весьма откровенны. была большим другом, настоящим помощникомв делах Крамского.
Васильева, туркестанскаясерия В. В. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессораза картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Его сопровождает изнуряющаянеудовлетворенность от работы над картиной «Хохот». когда он пишет стихи (а какие стихи его последние, самая последняя песня3 марта «Баюшки-баю».
Лавровской», «Актера А. П. «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогдаже решил приобрести ее», — писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому. «Абсолютно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя невстретит, — отвечал собирателю Крамской, — это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на путик цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока онне овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Были критики, которые соединялиэтот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социальногоположения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся надположением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочнойаурой бло-ковской «Незнакомки». Если картина никому не будет нужна теперь, онане лишняя в школе русской живописи вообще.
«Все стараюсь в настоящее времяпоймать луну. Портрет был написан очень небольшой и очень быстро. Во многом это заслугаП. М.
Она написана под впечатлением смерти двухмладших сыновей художника. Вот таким образом лицо обязательно выделяется светом, извлекая главное — «человеческое в человеке». В своих портретах-шту-дияхон ищет особые состояния души, невыразимые словом, а вы-разимые живописью. Это небольшие по размеру работы, в которых моделями выступали близкие художникулюди (жена, дети, друзья и приятели художника). что появление произведения, подобного «Майской ночи» должнопроизвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», — отмечалапресса по выставке.
Итак, этоне Христос, т. е. Именно в лице заключаетсясамое важное и значительное. Это есть выражение моих личных мыслей. » А в письмах к духовно близкомудругу, пейзажисту Ф. Васильеву, звучит твердая убежденность, что поставленная«дерзкая» задача переосмысления традиционного воззрения на образ Христаоправдана и необходима в «нынешнее время». А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. А еще через несколькодней: «Скажите мне, оставите ли Вы для себя другой портрет Некрасова. Но помню, как дразнилиего, что, несмотря на увиливание, ему поневоле пришлосьсогласиться.
Сильный, простой, величавый образ Шишкина великолепно передан его умным и чутким другом. Между тем по единодушному признанию критики. Творчество Ивана Николаевича Крамского совпало с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искусshyства, когда критический реализм в живописи, литературе доshyстигает своего наивысшего подъема и приобретает большое значение в мировой культуре XIX века.
Благодаря «московскому» периоду жизни художникасохранилась его переписка с женой, раскрывающая Крамского несколько с неожиданнойстороны. Крамской работал один сеанс – с 10утра, пока позволял зимний свет. В год его смерти в усадьбе АбрамцевоСеров исполнил портрет Веруши Мамонтовой — «Девочка с персиками», обозначившийначало нового этапа в истории русского искусства. Извилистый, змеиный силуэтмягких складок его бархатного сюртука создает ощущение вялости и дряблостиформы, но в кажущейся бескостнос-ти фигуры нет и намека на душевную мягкостьчеловека. это было сущее несчастие.
оказывается, Вы «пригвоздили меня гвоздем» изобразив отталкивающие черты моей личности». Крамской до конца жизни будет оправдываться перед Сувориным, уверяя своюмодель в чистоте собственных помыслов: «. Но главной целью творчества художникавсякий раз оставалось, по его собственному признанию, «понять из чегоэто Господь Бог складывает то, что мы называем душою, выражением, небеснымвзглядом и всякой другой чепухой. » Жестокая реакция, развернувшаясяв стране после убийства Александра II, ввергла Россию в атмосферу «всеобщегооскудения», «пришибленности мысли и воли», «нравственная сила эпохи, повыражению Вл. нанем чрезвычайно похож и симпатичен, – вспоминала дочь Третьякова. Шишкин знал русскую природу «ученым образом» (И. Он ищет и утверждает лучшее в человеке.
История ее восприятия богата самыми противоположными суждениями. Христа Крамского называли революционером-нигилистом и Богочеловеком, внем видели конкретный образ современника и в то же время находили «отвлеченныйабстракт идеи», «иероглиф мысли». В картине «Неизвестная» Крамскойувлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежнойсмуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой. В отличие от академических, передвижshyные выставки «передвигались» из города в город, всюду возshyбуждая живой интерес к себе. Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы»Крамского ему нравятся больше последних. Сначала.
«Бунт 14» стал важнейшимсобытием в истории художественной жизни 1860-х годов. «Дайте мне год художественной жизнина пробу — и все, что будет сделано, — Ваше. Художнику удалось раскрыть душевное состояние данной героини. Портрет Тулинова — единственныйна сегодня известный портрет, бывший на выставке.
Соловьева, — дошла до круглого нуля». Соловьев). В картине «Лунная ночь» главным оказывается преображение человека под воздействиемтаинственных сил природы.
я не знаю, кто это. Стремлением погрузить модель в мир девичьихгрез и мечтаний отмечен живописный этюд «Девушка с распущенной косой», в мир ностальгических воспоминаний — картина «Осмотр старого барского дома», в состояние творческой отрешенности – камерный Портрет художника Г. Мясоедоваза работой. Он никогда не был франтом или щеголем, но всегда был свежо одет и умыт. Самойлов, «не бравируя, а с полным достоинством», словнорассказывает о своей про- резьбой.
Ярошенко, В. И. «Царский портретвсегда кредитный билет, денежный знак — не более», — скажет Крамской исполнивпортрет цесаревича Александра Александровича еще в 1876 году. С. Н. Имеяземной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с темобраз Божий. (1879, ГТГ).
Крамской, по-видимому, не удовлетворенный до конца своей работой, долго ищет композицию, способную воплотить образ человека, который всю душу свою отдает родной природе изучив его «научным» – а для Крамского с его тяготением к науке это слово высокое – образом. Готовые портреты Крамской безвозмездно дарил своим моделям. Чехов подмети I в Суворине такую черту как «умбез позвоночника». «Христос был человек, и только потому, что он был действительный человек, он и доказал, что онможет быть действительным сыном Божиим». Сильное впечатление, полученное художником от встречс Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете-картине «Некрасов в период«Последних песен».
Получив отказ, они демонстративно покинули Академиюхудожеств. Путешествуя по Европе, Крамскойравно интересуется современной французской живописью и античной классикой. Он буквально сражен строгой красотой «Венеры Милосской»: «. Крамской получил несколько предложений продатькартину. Боголюбова, который оставил интересные воспоминанияо своих встречах с Крамским.
Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом. Кому первому – Вере Николаевне илиКрамскому – пришла мысль написать его портрет, не знаю. Видный издатель и публицист, редакторгазеты «Новое время» А. С. К старойживописи воротиться решительно невозможно.
Человек в портретах Крамскогопредстает полным достоинства, внутреннего покоя, ведающим грань добра изла, несущим в себе «драму сердца». По монументальной выразительности он сопоставим с портретом Л. Н. Толстого. «Я рад, что с таким сюжетом окончательноне сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическоевышло. » Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского«крайнее правдоподобие фантастического сна» и такие редкие качества современногоискусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. Васнецов, Репин. желтеющей ржи. Духовная стойкость, незаурядный ум, напряженнаявнутренняя жизнь переданы в «Портрете Л. Н.
Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту – поступает в Академию художеств. В самой картине «Неутешное горе» женщинавыпрямилась, ее поза собрана, она уже и не плачет. Ленского» и других. Да и Крамской в одном и:) писем Третьякову подчеркивавшийсуровость и бунтарство созданного им характера: «Мой этюд в простреленнойшапке по замыслу должен изображать один из тех типов (они есть и русскомнароде), которые многое из социального и политического строя народной жизнипонимают своим умом и у которых глу- кажется, работаю». Его не привлекают сюжетысовременной действительности, он не стремится выявить несправедливостижизни, его интересуют «не глубины и сложности» народного характера, а эмоциональныесостояния и душевные движения. Облик модели становится активным выразителем характера, его «вместилищем».
Ты одна мне можешь помочь вести это дело», — писалКрамской в начале их супружеских отношений. Гончарова». В самом начале 1870-х их отношения были весьма сдержанными. Для него — Христос — реальная историческая личность, «действительныйчеловек», но и вместе с тем «мировой человек», «легендарный», «человеклюб- ви всеобъемлющий».
Эстетика картины находится в границахэпохи. Тема Христаоказывается едва ли не самой важной и в дальнейшей судьбе художника. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Современники буквально терялись в догадках.
О пейзажах Шишкина той поры Крамской отзывался словами, которыми можно определить и портрет его кисти: прекрасно, «ученым образом», но без «тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе». Просто, решительно одно из величайших произведенийрусской поэзии. )». Без абсолютнойживописной Крамской незадолго досмерти. Салтыкова-Щедринаи многих других.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его могли сравнивать со «старой крепкой сосной, мохом поросшей», но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. В этом смысле Артель не оправдала надежд Крамского. Воспольshyзовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толстоshyго. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Однако решение пленэрныхзадач удается не всегда. Осенью 1863 года четырнадцати академистам была предshyложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». она глубоко выстрадана мною.
В напряженно-усталом взгляде Д. В. Оглушающий, нравственно убивающий хохот, над изображением которого Крамской работал более 10 лет, быть может, нравственноподорвал и самого художника. Холст «Девушка с распущенной косой» был создан под душевными страданиями. Стасов громогласно назвал героиню Крамского«кокоткой в коляске».
Антокольского», ухвативглавное качество его художественной натуры, определявшее весь строй егожизни в период заграничной поездки, — полноту творческих сил и щедростьталанта. запускал свой щуп до дна души человеческой». Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000рублей.
Кряжистый, как вековечное древо, «человек-школа», автор эпической «Ржи», готовый – и это творчески воплощает в своем образе Крамской – создать «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Корабельную рощу» – все те картины, которые и для сегодняшнего зрителя прежде всего и есть Шишкин. Молодость бывает лишь однажды. »— писал стареющий художник. Портрет оставляет впечатление чего-то неуловимого и ускользающего, недаром много позднее А. П. Ужасное время, страшное время.
Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостояниимиру и самому себе. есть много душ и сердец, находящихся в мятеже. «Поставьте егос любым самым могучим фламандцем, так он нисколько не сконфузится», — полагалодин из рецензентов. «Ночью ждал привидений — не пришли», — признаетсяон в одном из писем этого времени. С начала 1880-х годов каждое лето Крамской проводитна своей даче.
Появление в это время диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» придало особую весомость вопросам искусshyства. В этом портрете Крамской использует цветныепастельные карандаши, создающие эффект мягкости и нежности фактуры, усиливающиевпечатление жизненной свежести. Спокойно смотрятего модели из серого, «муругого» пространства портретных фонов. Это, пожалуй, самое известное произведениеКрамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за нейореол таинственности.
Это зрелые, мудрые люди, прожившиесложную человеческую жизнь. В 1880-е годы к Крамскомуприходит слава общеизвестного и даже «модного» портретиста. Салтыкова-Щедрина». всецело «под знаком С. -Петербургской Артели», однакосо второй половины 18б0-х годов Крамской много работает в Москве над росписьюкупола храма Христа Спасителя. За вкрадчивостью жеста мягких и гибких кистей рук скрываетсятвердость и решительность натуры, за усталым равнодушием, умным настороженнымвзглядом, словно ощупывающим изнутри, чувствуется настойчивость и крепостьхарактера.
«. Маленькиесерые глаза блестели у него как угли. Верещагина и работы других художников. и только теперь начинаю смекать немножко, что за штука такая живопись». В «Портрете В. Н. считаете ли Вы возможным, чтомне входили в голову намерения при работе lt. В новом объединенииКрамской видит возможности осуществления своей давней мечты о творческомсогласии среди художников, о создании некоего «умственного художественногоцентра».
Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н. А. Неshyкрасова. Однажды Павел Михайловичзаболел. П. М. Это доказал Христос, это было осознано русской философскоймыслью XIX века. В конце 1860-х годов Крамскойсо свойственным ему темпераментом включается в «важное и серьезное» дело— учреждение Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Этот прием Крамской возводитв принцип своего порт-ретирования.
Бабушка (мать А. В. Васильева и На 11-й передвижной выставкеКрамской выставляет картину «Христос в пустыне», задуманную еще в 18б0-егоды. Картина «Неутешное горе» по своему замыслуносит глубоко личный характер.
Девушка на холсте не обращает внимания на художника и смотрит куда-то далеко. Представитель старинной актерскойдинастии В. В. Сурикова и других. «. В этюде «Сомнамбула», исполненном при работе над картиной «Русалки», художник хочет соприкоснутьсяс миром иллюзий и фантазий. Молодые художники отказались писать на эту теshyму и вышли из Академии.
Несмотря на это, девушка прелестна. Этот портрет-картина был своеобразной повестью о пейзажисте и некоторое прозаическое многословие ее внутренне соотнесено с методом самого Шишкина – автора прекрасной, хотя и несколько суховатой картины «Лесная глушь», уже ушедшего от натуралистической манеры ранних работ, но еще не освоившего язык мощного эпического звучания. Клодта, Ф. А. Такие портретынавсегда как гвоздь прибивают человека к стене».
Он много общается с молодежью, интересуется их проблемами, становится им настоящим другом. Волосы на голове его были стоячие, а бородаредкая, с проседью». Крамской родился в городе Острогожске Воронежской гуshyбернии.
Картинка возникла во время разочарований жизнью. В них Крамской пытаетсяэкспериментировать, находит новые пластические решения. Цвет кожи лица девушки Крамской передаёт через тёмно-синие и коричневые оттенки красок. Он изображен идущимпо пояс.
Ее образвызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительногонового – появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целаяэпоха», – констатировали некоторые. — Он был роста среднего, на вид крепкого сложения. Нет места в человеческом сердце, которое бы не болело, нет чувства, которое бы не было самым нахаль- (1832-1898), основателя знаменитой галереи (1876, ГТГ). В первом – графическом (1869, Государственный Русский музей) – портрете преобладает тот момент зоркой фиксации облика, который в ранних работах порой выдает ретушерское прошлое художника, хотя значительность и сила характера модели находят свое место и в этом образе. что у такого трезвенника, какП. М. В советское время «Неизвестная» Крамскогостала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русскойСикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности. В незавершенности «Хохота»видится глубокая творческая и личная трагедия Крамского.
Толстого или Н. А. Весной 1872 года она была перевезена в Моshyскву, а затем в Киев. «Такуж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы испитыечиновники.
Гончарова, Я. П. И Вы и я, вероятно, не одиноки. Над«вторым томом Христа» — картиной «Хохот» художник работает до конца своихдней. Художник своё полотно создал в зрелом возрасте. Я написал «быть или не быть». Изысканная чувственная красота, величественностьи грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность и высокомерие немогут скрыть чувство незащищенности перед лицом того мира, к которому онапринадлежит и от которого она зависит. Именно онии являются его последними моделями. В этих немногих фразах, порой обрывках фраз пробиваетсяКрамской – лирик и романтик, автор картин «Русалки» и «Лунная ночь», многочисленныхживописных и акварельных этюдов, в которых разрабатываются темы тончайшихпсихических настроений.
«Я окружен молодежью, — пишет он в это время, — а я ничего, переношу отсутствие сверстников». Третьякова, обладавшего, по мнению современников, «невероятным чутьем»в сфере искусства. Полонского, Д. В. Со сдержанной строгостьюКрамской воплощает «драму человеческого сердца», драму личности ищущейпри столкновении с трагическими обстоятельствами жизни опору в себе. И хочется задуматься о собственной жизни.
И когда он перед натурой. Он признается, что в последние годы погрузился в «состояниемятежа» испытывает «отчаяние за будущее», болезненно реагирует на происшедшуюв обществе утрату близких ему идеалов 18б0-х годов. К ней обращаются многиерусские художники, среди I п IX I Кров.
Активен лишь «Полесовщик-», н/т «Мужикс дубиной в лесу», как порой называли его современники. Стасов, высоко оценив этот портрет, отметил«поразительные по необычайной жизненности, по великолепному выражению тысячимелких отталкивающих, отрицательных сторон этой натуры.
-подагра, он не мог двигаться.
Хотя последнему варианту художник обращался нечасто, так как не давал им предпочтения. ютыми неукротимым. Всекартины Крамского 1880-х годов однофигурны с очевидным преобладанием портретнойдоминанты и все они связаны с женскими образами — «Лунная ночь», «Неизвестная», «Неутешное горе», «Иродиада». В 1869 году П. М. Лицо его было приятно, хотя не былокрасиво и правильно. Вкартине нет места ясным и радостным тонам, как но места наивной светлойвере.
Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинностиверы художника. Этосоответствовало пониманию Крамским собственных художественных задач. «Пока мы не всерьезболтаем о добре, о честности, мы со всеми в ладу, попробуйте серьезно проводитьхристианские идеи в жизнь, посмотрите, какой поднимется хохот кругом», — в этих словах Крамского звучат горькие раздумья о том, что ничто не меняетсяс течением времени и, к великому сожалению, многое повторяется, несмотряна трагические уроки прошлого. Выход из Академии неминуемотребовал от художников дальнейших шагов по объединению, дабы не погибнутьпоодиночке. Но болеевсего они любили русское искусство.
Звание профессораКрамскому не было присуждено. ным образом осмеяно. П. М.
В 1884 году Крамской, страдая «сердечнойи грудною болезнью» по совету доктора С. П. На протяжении многих летКрамской избирается членом Правления Товарищества. «Несмотря нато что Третьяков в существе своем купец, он все-таки человек ничего — делос ним иметь можно, — отмечал Крамской в это воемя. 3 марта 1877 года- это день, когда было создано стихотворение «Баюшки-баю». Портрет угасающегопоэта стал живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смертив момент творческого порыва — страдание плоти не убивает, не смеет убитьдух человека. В -народной теме» он остается портретистом, ис-следтощим прежде всего человека.
Крамской отчетливо сознавал историческое место Шишкина. В частном собрании в Праге хранится живописныйэтюд к картине, убеждающий в том, что Крамской искал неоднозначности художественногообраза. Портрет оставляет впечатление сдержанности, подвижническойстрогости и внутреннего благородства собирателя. В 1880-е годы в своемискусстве он много внимания уделяет совершенствованию формальных приемов, много говорит и высказывается в целом ряде статей о необходимости живописать«просто, легко и обворожительно». Это было остро прочувствовано самим художником. «Пасечник» стал однимиз первых натурных изображений, созданных непосредственно, на фоне пейзажа. Те же живописные задачи он ставит в «Портрете Шишкина» на фоне пейзажа1873 года, в парном портрете I и дочери 1875 года. «.
Репина, В. Д. Поленова, Н. А. Создаетсявпечатление. Природа щедро одарилаКрамского талантами. что ему тесно в раме, настолько образ кажется напор. Крамской, родившись в семье писца, достойного человека, далекого от искусства, ступенька за ступенькой приближался к желанному «высокому искусству», от мальчика, впервые увидевшего краски, к ретушеру и, наконец, студенту Академии художеств. «Если ты уедешь оттуда, тоне знаю, быть может, начнутся ссоры. », — писал Крамской, предвидя зарождающиесяконфликты среди артельщиков.
В данный момент этот шедевр находится в государственной Третьяковской галерее. Споенныйтрепетным светом, он привлекает изысканностью и тонкостью письма. выступающим из глубины лесной чащи – темного фона картины. Фет, Я. Полонский, Вл. Трудная штука луна. ». Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то время, когда Некрасов был уже тяжело боshyлен, вот таким образом сеансы длились по 10 – 15 минут. Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие — мальчишки и щенки перед ним.
Ее наряд— шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехоми синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные деталиженского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Обычно период 18б0-х годов в биографииКрамского проходи.