О чем эта история. Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Передо мной мой возлюбленный предмет — Канин. Не доносчик ли.
Третьяков еще до выставки приобрел ее в галлерею. прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Точнее перед ними, когда шла битва за лучшие места. Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится. ».
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
В его взгляде скорбь и спокойствие. Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году. Сам Репин был уверен, что картина произведет фурор и он оказался прав.
«Мужик с дурным глазом», «По грязной дороге», «Протодиакон», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году – «Мужичок из робких», Результатом этой поездки стали картины о художника провинциальной жизни. Следом за ними появился Верещагин со своей «Туркестанской коллекцией», юный Васильев с невиданными пейзажами, Антокольский с «Грозным», а там Репин с «Бурлаками», Виктор Васнецов с первыми сказками, Суриков со «Стрельцами», Куинджи со своими солнечными эффектами. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Истлевшие — не узнать розового ситца, висящие на них полосами и не разобрать даже ни цвета, ни материи из которой они сделаны. Ни трагических жестов отчаяния и гнева, ни напряженных контрастов цвета, только на лице узника читаются смертельная тоска человека, для которого это утро последнее, гордость и достоинство, несломленная воля и уверенность в истинности избранного пути.
Разношерстная толпа «разваливается» на отдельных персонажей: несущие тяжелый фонарь певчие, склоненные над пустым киотом из-под чудотворной иконы женщины, высокомерная барыня, несущая сам чудотворный образ. Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Единственная деталь, на которой фокусируется внимание – это белый воротник, он добавляет картине света. Писал портреты, жанровые и исторические картины.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Отсюда лучше получались рисунки – модель ведь стояла близко. Левее стоит стол, покрытый темной скатертью. За счет правильной игры света волосы кажутся очень объемными и блестящими.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Один казак от смеха даже повалился на бочку. Репин никуда не делся. Все на картине застыло в ожидании. Цвет кресла подчеркивает румяный цвет лица девушки.
Мир нужды, бесправия и гнета — такой была Российская империя и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» и других. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Это было большим моим праздником. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Что же выбрать из наследия Репина, насчитывающего десятки и сотни живописных полотен, сотни и тысячи этюдов, эскизов, рисунков, набросков и, кроме того, превосходно написанную книгу воспоминаний «Далекое близкое». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Картина была небольшого размера. Запрет на экспонирование картины «Отказ от исповеди» лишь подстегнул живописца – он самозабвенно принимается за воплощение своих замыслов и пишет «Крестный ход в Курской губернии». В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее.
Впереди, как было принято в бурлацких партиях – сильнейшие. В 1879 году в Петербурге вышел первый номер «Народной воли» — нелегального органа русского революционного народничества.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Крамской, ставший впоследствии его наставником на долгие годы. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Главная героиня сидит на роскошном, мягком кресле красного цвета.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Они назывались «в плафоне».
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Разношерстная толпа «разваливается» на отдельных персонажей: несущие тяжелый фонарь певчие, склоненные над пустым киотом из-под чудотворной иконы женщины, высокомерная барыня, несущая сам чудотворный образ. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Девушка очень красива, рыжеватые, кудрявые локоны аккуратно уложены. У нас прошел слух о смерти Ильи Ефимовича Репина. Кое в чем видны нарочитости, тенденциозность, но ведь это «соль», без которой в те годы нельзя было обойтись. Убийство свершилось.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Она не мертва, но спит. На заднем плане видна фигура человека около входа в дом.
Высокий, рассудительный Поленов. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Работа закипела надолго. Потому-то каждая картина, портрет Репина были событием.
Бытует мнение, что героиней данного портрета является свояченица великого художника. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Кто же из персонажей картины истинно верует: тот, кто идет во главе Крестного хода или те, кого секут плетьми и стараются выкинуть на обочину. Этюд получился превосходный.
Но прежде всего в глаза бросается калека-горбун, который пытается приблизиться к фонарю. Про Льва Толстого писатель Максим Горький как-то сказал: «Толстой — это целый мир». Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Люди и природа сливаются в пластический образ возвеличенного и даже героизированного труда. Художник не выдумал своего героя.
За окном летний день. В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. После того как школа была закрыта, юноша поступил в мастерскую иконописца Н. Бунакова. Жизнь на картине бьет ключом, солнце сияет, оно залило светом огромную движущуюся толпу.
Перед нами не случайное сборище людей, не серая безликая масса, а галерея ярких личностей. Прицепив лямку к барке и влезши в нее грудью, он повис, опустив руки. Таких не выдумаешь их надо было найти, узнать, понять и только потом написать. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Невысокий, быстрый Репин.
Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Много учился на написании портретов близких и друзей. Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Портрет с самого начала писался как жанрово- пейзажное изображение. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Стасова. Художник хотел сконцентрировать все внимание зрителей на героине. Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Напротив «Крестного хода» не то «Неизвестная», не то «Портрет г-жи Вогау» Крамского.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Какие сильные и цельные характеры, сколько в них жизни и своеобразия. Она жизненно и классически обобщена. Наиболее крупным и значительным из них является «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Комната небогатой интеллигентной семьи.
Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Ларька молод, он не привык еще к лямке и не хочет с ней смиряться, он поправляет свой хомут и в то же время будто сбрасывает его. Для начала остановим свой взор на прославленной картине «Бурлаки на Волге», с которой, собственно говоря и начался «великий Репин».
Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших в схватку с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров». Жил в Москве и Петербурге последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Настали трудные времена. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Девушка очень скромна, на ней абсолютно отсутствуют украшения, единственный аксессуар – это ничем не приметная, круглая брошь или пуговица, которая расположена в центре груди. Он идет прямо к матери. Его рисунки разнообразны. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Много учился на написании портретов близких и друзей. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В те времена и в помине не было позорного слова «халтура» и всякие признаки ее гибли бесславно. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В нем был напечатан отрывок из стихотворной драмы под названием «Последняя исповедь» с подзаголовком «Посвящается казненным». Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Его жест, которым он (уже в который раз) исправляет лямку, воспринимается почти символическим, по словам Стасова, – как протест и оппозиция могучей молодежи против безответственной покорности возмужавших, сломленных привычкой и временем. Успех картины огромный. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Первыми признаками его возрождения были картины Федотова, Перова, Ге, Крамского. И с него-то и началась моя слава по всей Руси великой».
Ничто не режет глаза, ничто не отвлекает внимание от главного – сцены чуда воскрешения. Репин считал сам эту картину красивой. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
«Бурлаки на Волге» выдвинули автора в первые ряды лучших русских живописцев. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Огромный, стихийный талант, отличный мастер, он мог бы затопить любую выставку своими картинами, портретами, дивными этюдами, рисунками (так был он продуктивен), он, как и все художники его времени, выставлял на суд публики лишь самое абсолютное. Впереди — «коренники» (название-то лошадиное. ), самые опытные и сильные бурлаки, возглавляющие ватагу.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Реакционная пресса критиковал автора «за несправедливое обличение и ядовитый сарказм», а вся передовая общественность восторгалась работой, превознося Репина до небес. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Илья Ефимович был одним из самых даровитейших ее деятелей.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, — дымок парохода). Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Ему не нравилась политика Академии, то, что им диктовали, что и как нужно делать.
Регулярно участвовал в выставках передвижников. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные. Мне не хочется говорить сейчас о недостатках репинского искусства, они были.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Сам Репин был уверен, что картина произведет фурор и он оказался прав. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. 13 Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году.
Там были жесткие, низкие сиденья. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. А лоб — большой, умный интеллигентный лоб, это не простак. Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. Было это в 1868 году. Стасов присылает ему все, что он просит. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Героиня держит его в руках и оно словно освещает все вокруг. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Работал весь день, не замечая времени.
, в новом для него, более реалистичном стиле. «Следить» за «Крестным ходом» можно, пожалуй, бесконечно. И что ни год, что ни «Передвижная», эта ярмарка тогдашнего художества, то имя Ильи Ефимовича Репина более и более становилось нам, художникам и русскому обществу дорогим. Нам, молодым тогда, «Крестный ход» нравился своими красочными откровениями, подлинным солнцем, в коем купается толпа богомольцев.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Общее возбуждение, все разделяют торжество автора, а торжество было полное. Не доносчик ли. Казалось бы, что могло быть смешнее и ничтожнее этого бородатого чудака. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Появление «Царевны Софьи», «Проводов новобранца», «Крестного хода» или «Грозного», а позднее «Запорожцев» были праздниками всего русского образованного общества. Который подавился смехом, по Следующий часовой стрелке – запорожец, который чуть ли не падает со стула от хохота, потом – человек, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В эту минуту в комнату вошел Христос. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Не стало последнего из славной плеяды ранних передвижников. Жизнь представлена такой, какой она есть на самом деле, без лишних деталей и украшений. С полным правом эти слова можно отнести и к Репину, его творчество — это миры.
По своему сюжету «Бурлаки на Волге» — это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Мать в черной, отец в серой накидке.
Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам» – мифологические, Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, среди которых «Похищение сабинянок», библейские темы, «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович писал также работы по собственному желанию. Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Берег Волги. Здесь в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой.
Переполнившие ее, Она из последних сдерживает сил бессильный гнев и ярость, некрасивом лице, написанные на ее грубоватом. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Перед ним тюремный священник с крестом в руках. Рисунки и гравюры Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка.
Да и сам Василий Дмитриевич параллельно с Академией учился в университете на юриста. Приблизились. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Да что все романы и все истории перед этой фигурой. Запрет на экспонирование картины «Отказ от исповеди» лишь подстегнул живописца – он самозабвенно принимается за воплощение своих замыслов и пишет «Крестный ход в Курской губернии».
Иисус одет в синюю накидку из под которой выступает красная ткань. Первым и самым могучим голосом был его клич на всю Россию и этот клич услышал всяк сущий в России язык. Выставка была в Академии наук в конце зала, направо, виден огромный «Крестовый ход». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
И вот уже перед нами не царь, а отец. В полной мере сохраняя присущую его дарованию чувственно осязаемую конкретность и индивидуальность каждого персонажа, он как бы воссоздает образ всей России: надутая дворянской спесью барыня с чудотворной иконой, полицейские верхом — стражи порядка, купцы-толстосумы, благоденствующие дородные священнослужители, мещаночки, умильно несущие футляр от иконы, степенные кулаки-бородачи, сотские, теснящие палками толпу бедняков, калек, убогих. Картина И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира» было написана на сюжет из Евангелия, заданный академической программой. Вот лохмотья.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Хочется с Вами поделиться грустными мыслями, воспоминаниями. А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Глядя на них, можно сказать – это правдивое, жизненное описание событий. Реакционная пресса критиковал автора «за несправедливое обличение и ядовитый сарказм», а вся передовая общественность восторгалась работой, превознося Репина до небес. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывает в своих воспоминаниях. Голова девушки тоже написана красиво и естественно. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица отвергает он последнюю исповедь. Мы, художники, спешим туда, там – толпа, восторги, дружественный суд. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Так ли это – судить зрителям. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Стасов присылает ему все, что он просит. Я помню день появления «Крестного хода». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Картина была небольшого размера. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
О чем эта история. Что было на холсте за четыре месяца и вот безжалостно Репин стер все и начал все сначала. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Прахова.
Все заняты. В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Но прежде всего в глаза бросается калека-горбун, который пытается приблизиться к фонарю. И большая золотая медаль, которую он получил за эту работу, тому подтверждение. В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Он слушает то, что говорят ему друзья и только успевает записывать. Однако для «таких» доступ закрыт – торжественная процессия надежно охраняется конными полицейскими и сотскими. Стоим, восхищаемся дивным автором, славим его, величаем.
На коленях у девушки лежит разорванный конверт из которого она достала письмо. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит.
Вместе с И. Е. Репиным ушла целая эпоха русского искусства, эпоха необычайного его расцвета. И вот я добрался до вершины сей моей бурлацкой эпопеи: я писал, наконец, этюд с Канина. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. При работе над этим образом Репин использовал 7 Рисунки и гравюры Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Всем им вечная память. Виден контраст более сложных и многочисленных складок белой ткани, покрывающей ложе. Казалось, она спит. 1884-1888 Картина Репина Не ждали имеет два варианта.
столько вообще неколоритных живописцев. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году. Так ли это – судить зрителям.
В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Однако для «таких» доступ закрыт – торжественная процессия надежно охраняется конными полицейскими и сотскими.
Вспомнил смерть своей любимой сестры Усти, свои переживания. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Шевцовой. Слева и чуть сзади от Канина — Илька-моряк.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Репин никуда не делся. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Там он и умер в 1930 году. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
«Следить» за «Крестным ходом» можно, пожалуй, бесконечно. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.