Сходство черт лица и выражение поразительны. Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее колоссальным, беспримерным подвигом, а самую галерею чудным памятником. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Чёрная блуза стянута в талии ремнём.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Этюд получился превосходный. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Вдобавок ко всему, погода стояла чудесная и большая с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Толстой изображён сидящим в кресле, с книгой в одной руке, а другая рука лежит на ручке кресла. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Я счастлив, что видел эту сцену.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
Им были приобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Репин считал сам эту картину красивой.
Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Комната небогатой интеллигентной семьи. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Весь образ Третьякова выражает характерные для него аскетизм и мудрость. В эту минуту в комнату вошел Христос. Его борода всклокочена, надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова.
Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (1873-1898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности друг друга. Много учился на написании портретов близких и друзей. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Третьяков внимательно относился к рекомендациям Репина по приобретению произведений других художников. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Так ли это – судить зрителям.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные, 8211 сам он Я и никто больше. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Работал весь день, не замечая времени. На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Казалось, она спит. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию.
Не доносчик ли. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Все заняты.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. За окном летний день. Кисть Третьякова изображена с присущей Репину натуралистичностью. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Он идет прямо к матери. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Стасов присылает ему все, что он просит.
Знакомство И. Е. Репина и П. М. Третьякова относится к самому началу 1870-х. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Убийство свершилось.
В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Берег Волги.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.