Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Это главные герои картины, художник их разместил на переднем плане.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
В результате замминистра написал записку в фонд Третьяковской галереи, который обязывал вернуть картину Иркутскому национальному музею искусств. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Стасов присылает ему все, что он просит.
Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. На столе – книги, бумага, корреспонденция, чернильница. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Берег Волги. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Отчего фигурылюдей поднялись словно бы на пьедестал.
Принцип этого закона можно увидеть и в картине И. Е. Наконец, вызвали меня. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. (1871). Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Вполне владеязаконами пленерной живописи, Репинсумел «Отказ от исповеди» (18791885)относится к лучшим работам этого цикла.
Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разнообразна: жизнь российской деревни, революционная борьба исторические полотна, среди которых особенно известны картины «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина строга и проста. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Нужно было быть блестящимпсиshyхологом, чтобы суметь выразитьтаshyкое сложное переходное душевноесостояние людей: неуверенные, робкиешаги вернувшегося (он еще не знает, какего примут, простят ли ему причиненныеим страдания), медленное движение матери, приshyвставшей навстречу сыну (онавсеshyгда боялась, что не доживет доэтой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью). Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.
Что в зале сидит множество людей, Пушкин дико посмотрел и кругом вдруг заметил, а у Державина на щеке слёза, что за столом экзаменаторы. Казалось, она спит. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Посмотрите на репродукцию картины Запорожцы.
На картине художника все по-иншому: герои недвижимые, будто застыли в какой-либо момент. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». В первом варианте Лев Николаевич сидит в кресле за большим письменным столом. Руки бурлаков повисли вдоль тела – в этой работе руками не поможешь.
В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Именно он первый попросил привезти ее в Москву. Его сосед слевамогуshyчийи добрый богатырь, справа (поshyзировалматрос Илька) озлобленshyный человекс тяжелым взглядом исподлобья, рядом сними, еще полshyными сил изможденноелицо обесshyсилевшего человека, еледержащеshyгося на ногах- В центре всейгрупshyпы совсем еще юный бурлак, вперshyвыеидущий бечевой.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Она поражаетпсихологизмом, реальностью и дажеиллюзорностью. Это очевидно – по характеру зеленых рефлексов, ложащихся буквально на всё, что находится в комнате.
В его альбомахпоshyявились сотни рисунков. разныелюди, разные судьбы.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Как надо жить, тебя не научил я, Но покажу, как надоумереть.
Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Репин считал сам эту картину красивой. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Не доносчик ли.
Резко поshyвернуласьк ссыльному жена (страshyдания и радостьотразились на ее лице) с ликующимиглазами потяshyнулся к отцу гимназистдевочка, не узнавшая вошедшего испуганносжалась. Оставаясь сПеshyровым во главе», всех Для стало очевидным, что уже неshyвозможно остановиться хотябы на маленькую станцию. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. В эту минуту в комнату вошел Христос. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев.
оннаписал два превосходных портрета своихземляков-крестьян («Мужик с дурнымглазом» и «Муshyжичок из робких»). Этот вариант не понравился Репину и он сделал второй портрет. По пересказам, Сирко родился на Харьковщине. По воспоминаниям Владимира Владимировича Сукачева «нищие» была куплена его отцом, который побывал в мастерской художника в 1880-е годы, после чего, картина была привезена в Иркутск, где хранится и посей день. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Собственно, если б не весенний свет, непрошеным ворвавшийся в комнату (его, судя по трауру старой женщины, фигура которой буквально перечеркивает все остальное, тоже не ждали. ), художнику не удалось бы передать впечатление несломленности, обновления и надежды.
Сам художник очень любил эту свою картину. Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице. Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова: Я кафедру создам из эшафотаИ проповедь могучую безмолвно В последнийраз скажу перед толпой.
Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Этюд получился превосходный. И вот уже перед нами не царь, а отец. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. и глубокий психологизмкаждого образа и композиционное иколориshyстическое мастерство.
У художника также своя азбука, свои слоги из которых совершается картина. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Наскольshyко правдивосумел он передать цветовое многообразиепразднично одетой толпы, КартинаРепина отблеск убеждает, свечей вфоshyнаре при ярком свете дня, блеск золотогоубshyранства иконы, скромshyнуюкоричневато-серую одежду простогонарода. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
(«Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого.
Работал весь день, не замечая времени. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Все заняты. Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), Вполне владеязаконами пленерной живописи, напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине.
В комнате сумрак. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Интересная деталь.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Он идет прямо к матери. Немало место в творчестве художника занимают и портреты.
Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического реализма 1860-х годов: нищие, ободранные, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве). Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. - был подсказан жизнью. Впередитак былопринято в бурshyлацких партияхсамыесильные. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Вот она, революция. От первоначального замысла не осталось и следа. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Пушкин читал все больше воодушевляясь. С нее, как говорил сам художник, пошла его слава по всей Руси великой.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». как «протест иоппозиция моshyгучей молодости противбезответshyной покорности возмужалых, сломshyленных привычкой и временем. » Страстным протестом противпоshyдобного порабощения человекапроshyникнута вся картина. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Необыкновенно простой по выбранной позе и краскам, портрет отличается огромным талантом и правдивостью.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Историческая справка: турецкий султан Мехмед IV правил 1648- 87гг. Этот факт свидетельствует о его большом авторитете и доверии войска.
Не помню, как я кончил свое чтение, – не помню, куда убежал. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Действительно гениального, Сидящий в кресле оставляет впечатление необыкновенного, силе ума, человека по – доброте сердца, таланта и непреклонной воле с ним мало кто может сравниться.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. действие ее относится к концу 17 столетия. Картина не получалась. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. В этой картине Репинаудачнее, чем у кого бы то ни было, выраженовсе то, к чему стреshyмились егосовременники: и могуshyчее «хоровое»звучание темы. Нищие, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве) – ободранные, Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического 1860-х реализма годов. Казалось бы, что могло быть смешнее и ничтожнее этого бородатого чудака (проходившие баба и мужик долго стояли в сторонке, пристально вглядываясь в графа и ирония – мужицкая – «Божьего произволения» – не покидала их).
В 1877г. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Никакого пафоса, всё обыденно и просто, но зритель понимает, что это портрет великого человека.
Он погружён в работу и ничего не замечает. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Подобно своим совреshyменникам Савицкомуи Мясоедову.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. С конца 70-х годов начинаетсярасцвет творчества Репина. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать».
Неуверенные, Нужно было быть блестящимпсиshyхологом, медленное движение матери, приshyвставшей навстречу сыну (онавсеshyгда боялась, что не доживет доэтой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью), робкиешаги вернувшегося (он еще не знает, какего примут, простят ли ему причиненныеим страдания) – чтобы суметь выразитьтаshyкое сложное душевноесостояние переходное людей. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. Я кафедру создам из проповедь эшафотаИ могучую безмолвно в последнийраз скажу перед толпой – Репинсумел «Отказ от исповеди» (18791885)относится к лучшим работам этого цикла. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Убийство свершилось. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
За окном летний день. Комната небогатой интеллигентной семьи. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. И его жест, каким он (вкоторый раз. ) поправляет лямку, воспринимается почти символически, пословам Стаshyсова.
Он не привык к лямке, все пытается ее поправить, но это емумало помогает. Он считал, что позже по наброску можно создать портрет и этот портрет будет более естественным, чем при позировании. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Словарь Эскиз (франц.
Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. etude, буквально – изучение), произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. У Репина все естественно: зритель, находящийся у задней стены комнаты, видит ее не как театральную сцену, на которой все нарочито развернуто лицом к нему нет, он здесь – случайный наблюдатель (подглядываем в замочную скважину, ага. ), которому открыто не все: например, фигура пожилой женщины в Писать рефлексами – это значит полагать, что мир состоит из игры света и цвета.
Хотел меня обнять. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Так ли это – судить зрителям.
Толстой смотрит на зрителя, Слегка голову наклонив с нависшими бровями и пышной седой бородой. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Воображениезаработало.
Ни «Бурлакина Волге», ни другие его работы этогопериода не могут идти в сравнение с«Крестным ходом», настолько здесь широкои правдиshyво, а главное, художественноубедиshyтельно показано истинное лицопоshyреформенной России, ее социальноенеравенство, общественная неспраshyведливость, притеснение и моральshyное унижениепростого народа. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Темная блуза стянута ремнем на поясе и чем-то напоминает подрясник.
Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. Цвета полотна очень сдержанны. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Репину в полной мере удалось показать величие писателя.
Он первым из современных художников смог уговорить писателя позировать ему – Толстой категорически отказывался от создания живописного своего портрета. (приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.