«Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности).
Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного).
Уместно вспомнить стихотворение П. Антокольского, посвященное Босху: Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Здесь количество «нечисти» еще ограничено. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания.
Один из наиболееярких мастеров раннего СеверногоВозрождения, Босх в своих многофигурныхкомпозициях, картинах на темы народныхпоговорок, пословиц и притч (ИскушениеСв. Антония, Национальный музейстаринного искусства, Лиссабонтриптихи Воз сена, Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в Прадо, Мадрид Корабль дураков, Лувр) сочетал изощренную средневековуюфантастику, порожденные безграничнымвоображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Иероним, простёршись ниц, сжимает в руках распятие, не заботясь о том, что его красное кардинальское облачение брошено прямо в грязь., все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух.
Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Больные называют это сном наяву.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Босх – был личностью весьма интересной.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера., картина утеряна) или даже модели канделябра. Одежда, все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух. Лица людей свирепые. Здесь сказали свое веское слово и психиатры.
Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. Очевидно их было крайне мало. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха.
Босх был весьма начитан и образован, о чем можно судить по сюжетам его произведений, где использовались содержание старинных книг, в первую очередь религиозных, народные предания и пословицы. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен.
Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Вспомним, что А. С. Пушкин писал в «Евгении Онегине» (сон Татьяны), внимательно рассмотрев копию с одной из таких картин, висевшую в гостиной в Тригорском: Все это как будто списано с картин Босха. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Удивителен подход художника к решению пространственных задач.
Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы».
Св. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см.
Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Детали можно разглядывать часами и постоянно находить что-то новое. О алтаре "Искушение святого Антония".
– Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).
В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант.
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Это вполне традиционно и понятно. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Нормально ли это. » Напомним еще раз, что в целом картины Рая, человеческой жизни и Ада в триптихах напоминают грезы человека со сновидным нарушением сознания.
В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Только собака, символ клеветы, представляет опасность физическую. Вот таким образом, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас.
и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха. При этом произведения наполнены глубоким философским смыслом. В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса вКанзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др. ) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». Справа в шатре сидят любовники.
Там сложились самые большие коллекции его полотен. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти.
В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные».
Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Психиатры называют это состояние онейроидом. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Также был сделан ряд открытий и новых атрибуций.
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом.
Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Вот и Босх населял свои картины такими животными. Нам понятно желание художника подчеркнуть тщету пагубных человеческих страстей, «наказать порок», показать его отвратительную личину, продемонстрировать жестокость кары, ожидающей грешников.
Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины.
Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ.
Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя., все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух. Они пьют вино.
На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе.
Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя.
Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Одежда Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус собственноХиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken (около1450/60–1516), нидерландский художник. Работал главным образом в Хертогенбосев Северной Фландрии. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. Прежде всего это полуразрушенная таверна слева, воплощающая в себе весь набор мирских соблазнов, которые дьявол посылает людям. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Это было последнее произведение Босха. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Поэтические пейзажные фоны, смелыежизненные наблюдения, метко схваченныехудожником народные типы и бытовыесцены подготовили почву дляформирования нидерландского бытовогожанра и пейзажа тяга к иронии ииносказанию, к воплощению в гротескно-сатирическойформе широкой картины народной жизниспособствовали становлению творческойманеры Питера Брейгеля.