К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Но в картине очень много воздуха и света. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров.
Хавьер рассказывает, что художник любил работать по ночам (в отличие от большинства своих собратьев, предпочитавших писать при дневном свете). Воспользовавшись этим, Наполеон хотел посадить на престол своего брата Жозефа. В 28 лет он еще «безвестный испанский художник из Арагона». Воскресение человека не ждет, да он на него и не надеется. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Свет нужен был для повышения эффективности расстрела в условиях ночной темноты.
Что разум является определяющим началом в жизни каждого человека, Деятели Просвещения считали и напрямую связывали с поведение ним людей. Эти работы принесли Гойе известность. Испанское общество XVIII века развивалось под сильным влиянием идей Просвещения. Его войска, под предлогом предстоящего похода в Португалию, уже находились в Испании. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности.
Вторая картина пользуется мировой известностью. Добавляйте знания и делитесь ими. Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
«Черным картинам» так принято их называть грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Помимо кистей, он иногда наносил краску ножом, пальцами и т. д. В своей книге «Путешествие по Испании», опубликованной в 1845 году, французский писатель Теофиль Готье (1811—1872) сообщает, что художник создавал свои картины с помощью губок, тряпичных лоскутов, щеток или, как в случае с картинами, посвященными мадридскому восстанию 2 мая 1808 года, деревянной ложкой. Чаще всего Гойя писал на холсте. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам.
На картине францисканский монах не менее молод, он стоит почти в такой же позе, но именно это «почти» решает все его спина прямее, руки опущены в ритуальном жесте молитвы, взгляд направлен внутрь себя и сосредоточен на смысле молитвы и мы понимаем, что это молитва о спасении не себя, а всех, молитва о спасении чего-то, что неизмеримо выше и больше, чем жизнь., так и серия офортов «Бедствия войны». В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Ортега-и-Гассет называл его «деформированным гением», благодаря своей неуклюжести совершающим «головокружительные сальто в искусстве живописи». Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Которые составляют исторический диптих и изображают Восстание Пуэрта на дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая, Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо. Крестный путь самоопределения Гойи начался с маленького полотна «Стычка герильеров», наиболее полно отражающего идею о всеобщем варварстве. 2 мая 1808 года тревожные слухи поползли по обеспокоенной столице. В марте 1808 года революционно-настроенная толпа разгромила дворец Годоя. Отношения любви-ненависти к женщине, суеверия, вера, его любовь к отдельному человеку и ненависть к тол, его отвращение к старости, его не умирающая вера в разум и одиночки, мужество который видит в нем единственную точку опоры в безумном мире – что знал Гойя, в этих картинах отразилось все иррациональное начало, что действительно волновало его. А может быть, это еще одна искупительная жертва, которую люди, как всегда, не заметили.
Надо отметить, что в первые месяцы нахождения чужеземных войск на территории Испании население считало их меньшим злом, чем «губительную тиранию» старого короля. Отличающаяся свежестью и живостью «Соломенная кукла» при внимательном рассмотрении превращается во вполне метафизическое произведение. В конце концов Фердинанд вошел в конфронтацию и со своими родителями, Но, в и королевской семье началась ожесточенная борьба за престол и с французским императором. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
Трудность проведения такого урока состоит в том, что сама композиция занятия не может быть заранее подготовлена учителем. Которые свойственны развитию искусства в эту Эпоху, Чтобы уяснить своеобразие себе тех противоречий, присущих капиталистическому обществу и его культуре, необходимо остановиться на некоторых чертах.
Говорили, что Наполеон не собирается отдавать трон Фердинанду. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
У М. Сервантеса Дон Кихот замечает: «Моя жизнь, Санчо, это всечасное умирание а чтобы удостовериться, что я прав, обрати внимание на то, каким я изображен в книге, а изображен я доблестным в битвах, учтивым в поступках, пользующимся уважением у вельмож имеющим успех у девушек». И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Абстрактный жест отчаявшегося человека, вскинувшего в мольбе к небесам руки на полотне «Стычка герильеров», обретает в полотне Гойи истинный смысл. Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг. Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Гойя перешагнул все каноны и изобразил женщину, для которой смыслом жизни стала любовь.
По верному замечанию Ф. Энгельса, с одной стороны, для старой Европы Наполеон был «представителем революции, он распространял ее принципы, разрушал старое феодальное общество», но с другой – «режим террора, который сделал свое дело во Франции, Наполеон применил в других странах в форме войны», а последнее рано или поздно должно было обратиться против него самого, так как, несмотря на всю прогрессивность устанавливаемых им режимов, они держались на силе оружия.
Именно неверный свет свечей помогал художнику создавать его тревожные образы. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью. В центре он поставил королеву с детьми. В них он нанес удар академической школе.
1790—95). Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Жестокий каннибализм Сатурна послужил сюжетом для нескольких картин старых мастеров, в том числе Рубенса (Гойя мог видеть эту картину в королевском собрании). Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг.
Испанское общество XVIII века развивалось под сильным влиянием идей Просвещения. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». В этом же году началась страшная кровопролитная война с Францией. Этот спор искусно подогревал Наполеон, который мечтал прибрать Испанию к рукам.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Но главной становится другая тема то, как в недрах «полей смерти», в которые оккупанты превратили испанскую землю, зреют грозди гнева народного, восстает «дух испанского непокорства» («Столько и еще больше», «Так повсюду», «Груда мертвецов»). Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка. Сравнение фигуры францисканского монаха на картине «Расстрел» с аналогичной коленопреклоненной и молящей фигурой на гравюре «Невозможно смотреть» поможет нам понять еще одного героя и его вариант духовного подвига.
«Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера. Во-первых, к ним относится надпись, на которую обращает внимание зрителя герцогиня. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Но эта неясность меркнет перед тем, что в позе повстанца явственно присутствует мотив торжества, отсылающего нас к образу Христа-триумфатора в момент вознесения или преображения («Преображение» Рафаэля, «Воскресение Христа» Изенгеймского алтаря Грюневальда В полотне «Расстрел. » такую же роль играет холодный свет фонаря. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). у местного торговца и коллекционера 160 (исп. ), чей портрет он создал.
Что нация почувствовала угрозу своему существованию – современные события полыхнули пожаром Реконкисты, Глубинное самоотождествление народа династией с привело к тому. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Верховная хунта (правительство) восставшей Испании объявила войну Наполеону и к августу 1808 года непрофессиональная народная армия очистила страну от завоевателей. Сатурн, римский эквивалент древнегреческого Кроноса, был отцом многих богов.
Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально Э- А. В. Щусева, Н. Ацаркиной, А. Л. Кагановичу, Е. Б. Георгиевской, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
2 мая началось народное восстание, к вечеру. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. В офорте «Какое мужество. » Гойя запечатлел подвиг жительницы Сарагосы, вставшей у орудия, когда все защитники батареи погибли. В этой связи надо подчеркнуть крайнюю противоречивость формы и содержания этих войн. В ответ на это распространенное мнение Гойя создает гравюру «Со здравым смыслом или без него», на которой истекающие кровью испанцы в предсмертном рывке бросаются на вооруженных до зубов солдат. Сюда входят: историческая справка о сюжете, месте и времени действия, мере достоверности (был ли Гойя свидетелем) и обобщения (история заказа и создания картины), психология ситуации расстрела и поведения обеих сторон (тех, кто стреляет и тех, в кого стреляют), характеристика через выбор одежды, условий и средств расправы, основы национальной ментальности испанского народа (отношение к жизни и смерти), позиция автора, живописные и композиционные выразительные средства, христианская символика, диалоги с художественными традициями (историческая картина как жанр, национальная, французская, созданная за время оккупации Испании), актуальность данной темы.
В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. И тогда Гойя предложил дописать его. Осталось последнее мгновение перед залпом. Два последних слова означают соответственно красавиц и «модников» из низших сословий.
Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Через образ очаровательной открытой махи, творец передал портрет испанской горожанки того времени. Это вина не ваша, а дурных правительств» Испанцы как раз это и вспомнили. Конечно, в первую очередь зритель видит в центре картины короля и королеву.
Это подтверждает и автопортрет Гойи (ок. Какой-то мятежной энергией, дерзостью охвачены цветовые сочетания, потерявшие былую декоративную упорядоченность и строгость. Не поиски славы, не жажда «признательности потомков» и не стремление стать их «благодетелем», а лишь суровая необходимость, одна лишь безысходность положения заставляет людей пренебрегать естественным чувством самосохранения.
После реставрации они были подарены музею Прадо. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Наполеоновский генерал Келлерман писал: «Этот упорный народ поглощает армию. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: 160 (англ. ) и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Потрясает откровенностью характеристик групповой портрет королевской семьи Карла IV и Марии Луизы. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи.
Отличающаяся свежестью и живостью «Соломенная кукла» при внимательном рассмотрении превращается во вполне метафизическое произведение. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. ). Он также отмечает разнообразие технических приемов в художественном арсенале своего отца. Однако вскоре Гойя понял, что оказался в золотой клетке.
Когда шпалеры (так называются настенные ковры-картины без ворса, вытканные ручным способом), созданные по картонам, украсили королевские замки, сами оригинальные рисунки на долгие годы оказались забыты. Уцелел только Юпитер, которого спрятала мать.
Лорка писал, что «во всех странах смерть означает конец. Обратите внимание учащихся, как ужасно лишиться лица, личности и свободы воли. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
Картоны помогли художнику получить признание, но сам Гойя не любил эту работу, считая (и справедливо) себя способным на большее. Картоны помогли художнику получить признание, но сам Гойя не любил эту работу, считая (и справедливо) себя способным на большее. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В этом городе он и скончался 16 апреля 1828 года.
Впоследствии эти элементы лягут в основу и всех зрелых работ художника. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Когда шпалеры (так называются настенные ковры-картины без ворса, вытканные ручным способом), созданные по картонам, украсили королевские замки, сами оригинальные рисунки на долгие годы оказались забыты. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию.
Каждый безумствует по-своему. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер160— Франсиско Хавьер Педро160— который стал художником. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо. Однако вскоре Гойя понял, что оказался в золотой клетке. «Искусство», 19/ 2006).
Что-то отчаянно-мучительное есть в лице главного персонажа Гойи. Дикая расправа с побежденными запечатлена Гойей в картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3-е мая». Гойя же осмысливал историю человеческую. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике.
После долгой агонии вы готовы были погибнуть. Сюжет картины больше не интересовал художника. Сам король позировал очень охотно. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Опора на традицию естественным образом придавала ей качества всеобщности (в рамках христианского мира). В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
Долгий творческий путь Гойи тесно связан с крупнейшими событиями истории испанской рубежа XVIII XIX веков. Гойя написал только один ее портрет. По словам Хавьера, Гойя часто работал мастихином. С такой же яростью дрались женщины.
Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Тщетно отсекаешь головы гидре: они снова вырастают не здесь, так там». У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Возможен и вариант с вопросами, подготовленными учителем и заданными им. В 1802 году герцогиня Альба умерла.
Гойя трепетно хранил память о герцогине и после их расставания. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.
Росписи церкви грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Он должен работать в режиме импровизации, что предполагает доскональное знание предмета. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Если ответов на ряд вопросов нельзя получить по техническим причинам (меня, в частности, застал врасплох вопрос о роде войск и технической характеристике оружия), то они могут быть преобразованы в домашнее задание как для ученика, так и для учителя.
И обуревает его скорее не страх смерти, а естественная могучая жажда жизни. Что в позе повстанца явственно присутствует мотив торжества, Но эта неясность меркнет перед тем, «Воскресение Христа» Изенгеймского алтаря Грюневальда в полотне «Расстрел. » такую же роль играет холодный свет фонаря, отсылающего нас образу к Христа-триумфатора в момент вознесения или преображения («Преображение» Рафаэля. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид.
Вспомните, чем были ваши отцы, чем стали вы сами. Прокофьев очень верно отметил отсутствие умиротворения смерти: «Окоченевшие тела еще хранят те движения, в которых их настигла гибель Борьба, в которой они сплелись при жизни, не оставляет их и за гробом трупы буквально устилают землю и, пожалуй, нет в ней более внушительных памятников ожесточенного стремления испанцев стоять до конца, чтобы победителям не досталось ничего, кроме мертвой пустыни, где и торжество их утратило бы смысл». Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Надежды общества на реформы связывались с молодым наследником. Гойя тяжело реживал разочарование, постигшее общество в послевоенный риод.
Диптих построен на контрасте «победы и поражения, взрыва неистовой ярости и взрыва неистового отчаяния, ослепляющего света солнца, вспыхивающего на остриях сабель, шпаг и ножей и черного мрака, готового разорваться залпом карательного взвода», но при этом, как верно заметил В. Н. Прокофьев, в нем предполагалась возможность «мысленно менять местами слагаемые, то воспринимая их в прямой исторической последовательности от вспышки мятежа к его подавлению, то в обратной, как бы от трагедийного завершения одного народного возмущения к началу другого, в перспективе времени долженствующего принести победу». Что в Мадриде произошли два Они чуда, были встречены с восторгом и энтузиазмом один из его биографов писал, другое художником Гойей, одно совершенное Антонием Падуанским. Художник широко использует контрасты света и тени.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Эти произведения, сюжетно восходящие к «интернациональному» стилю рококо, насыщены чисто испанскими деталями — пейзажем, костюмами и своеобразным юмором. Такое правление привело к полному разорению Испании. Через несколько месяцев после разгрома второй испанской революции (1819 1823) и казни ее вождя Риего, Гойя уехал во Францию, в Бордо, куда стекались испанские эмигранты.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Нация существует, пока жив ее дух. Его войска, под предлогом предстоящего похода в Португалию, уже находились в Испании.
В котором большое место отводится самоанализу, Этот эксперимент Гойи по праву можно назвать близким искусству сюрреализма, что современный и психоанализ, ставящему перед собой те же цели, то есть освободиться от тайных, потенциально саморазрушительных помыслов, скрывающихся в темных глубинах разума. На самой сильной и страшной из «Черных картин» изображен мифологический бог Сатурн, раздирающий на части одного из своих сыновей. Желтый и белый «нового распятия» горит пламенем жертвенной крови, обильно заливающей землю. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Биография Засилье при дворе художников-иностранцев привело к тому, что общий стиль испанской живописи потерял национальный колорит, основными требованиями живописи стали «усредненность» и «лакировка». Большинство этих картонов случайно об наружили в подвале в 1860-х годах. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 18201823) с еще более сложными зашифрованными образами. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами).
Во-вторых, это слова «Альба» и «Гойя» на кольцах герцогини. Тот путь, который прошли Андрей Болконский и Пьер Безухов, прошел и Гойя.
Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Фантастический образ истолковывался по-разному. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Испании была дарована весьма умеренная конституция.
Постепенно к концу 19 началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
После реставрации они были подарены музею Прадо. Сам мастер присутствует на полотне, он скромно стоит в темном углу и созерцает людей, которые исполнены притворством, а правит их судьбами коварство и жадность. Первый значительный успех ему принесли две серии (17761791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Гойя тяжело переживал разочарование, постигшее общество в послевоенный период. Она приходит и занавес падает.
«Они стали, как дикие звери», говорит Гойя. Правда, определенные заготовки возможны. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все самая жестокая правда.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Сохранилось также около тысячи его рисунков и 300 выполненных в различной технике гравюр. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Добавляйте знания и делитесь ими. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. О чем думал Гойя в те дни, рассказывает его первый биограф.
Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью. Самоистреблением на этой картине занимаются сами испанцы. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Причинами социального характера – жизнь Гойи пришлась на слом эпох в истории Испании и в этих условиях осталось совсем немного якорей, которые могли бы удержать человека от отчаяния и неверия в существование хоть какого-то смысла.
Оба правителя дружно апеллировали к Наполеону.
Биография В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Молодой Гойя работал вполне в русле этих требований, но уже в его картонах, созданных для Королевской шпалерной мануфактуры (1774—1792), появляется отчетливый «испанский акцент». «Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера. Его неизмеримо больше волнует сам процесс живописи. Она гласит: «Только Гойя». В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795160— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Его, как античного Антея, крепко держит земля, ее жизненная сила. В серии офортов «Бедствия войны» Гойя изобразил борьбу широких масс испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 года. Именно эту могучую естественную материальную связь он должен преодолеть силой духа, в этом суть его личного «восхождения».
Возможно ли вообще оставаться наблюдателем в такой ситуации. Портрет понравился и был благосклонно принят. Раскинув руки, Мгновение назад он стоял, он кричал им в лицо, перед палачами и крик этот еще все на его застывших губах. Большинство этих картонов случайно об наружили в подвале в 1860-х годах. Оружие того времени обладало низкой точностью попадания. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда пролетариат.
В глазах населения это выглядело нарушением понятия чести (предательский захват и высылка французами Фердинанда) из-за покушения на жизненные основы будущего испанского трона. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. А перед ней – смешная, до нелепости крохотная белая лохматая собачка с таким же смешным крохотным красным бантом на задней лапке. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.
Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. По которому судьба испанского престола передавалась усмотрение на французского императора, Карл IV выпустил манифест, отправив всю семью Бурбонов во Францию и назначив королем Испании своего брата Жозефа, чем последний и воспользовался. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе).