Третьяковская галерея. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Элегантный, остроумный, веселый, умеющий, по словам Репина, «кстати вставить французское, латинское или смешное немецкое словечко» и даже при случае сыграть нечто бравурное на рояле, он был еще и невероятно талантлив и это видели все. Немое, неодолимое перемещение туч.
Обычно, да. И тьма, ползущая из глубины, отступает пред натиском рождающегося дня. Но почему-то он устроил так, что «В Крымских горах» купил брат Сергей. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.
Поэтическое сопереживание и романтическая взволнованность захватывают всякого, кто соприкасался с такими простыми невыдуманными пейзажами молодого живописца. К Крыму, куда его «загнала болезнь», художник питал гораздо меньше любви, чем к России. Трудным и горьким было детство Федора Александровича Васильева. В 1871 В. заболел туберкулёзом и переселился в Ялту. Л учшей из картин с крымским пейзажем считается пейзаж «В Крымских горах». Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
Написанные сияющими, насыщенными красками, полные упоения чувственной красотой мира, произведения В. проникнуты одухотворённостью, романтическим волнением. Теперь в его маленькой мастерской рождались крымские виды – «Зима в Крыму», «Крым. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Художник он действительно гениальный. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.
Однако еще больше, чем постоянная нужда, угнетала юношу его участь «незаконнорожденного». По-видимому, это была чисто воспитательная акция. В настоящем случае я желаю изобразить утро над болотистым местом, – пишет он о своих планах Крамскому 27 декабря 1871 г. – (Впрочем, не думайте, что это настоящее болото – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления). Картина исполнена в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Робкая заря глядится в гладь озерца. Эти черты определились уже в небольших по размеру пейзажах 1868-69 (Возвращение стада, Перед дождём – оба в Третьяковской галерее), запечатлевших жизнь природы в яркие, эффектные моменты. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Он отказывается от кричащих красок, не ищет в пейзаже «экзотики» (напротив, старается применить в нём русские родные черты).
Настроение было ужасное – он знал, что ему грозит. Он едва слышно насвистывает мотивы из «Патетической сонаты» Бетховена. Такую, «чтоб, если преступник посмотрит на нее, то преступный замысел его будет отложен и покажется во всей его безобразной наготе».
В картине очевидны украинские черты. В это время особенно занимала Васильева тема деревенского пейзажа. Так и случилось – картина «В Крымских горах» стала украшением Третьяковской галереи. Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это.
Федору Васильеву было всего 23 года и он верил, что искусство делает людей лучше, нравственнее. Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. В 1862 году Федор Васильев поступил на службу в Петербургский почтамт почтальоном. Природа обновляющая духовно человека, который чувствует себя слабым рядом с нею. Передо мною величественный вид природы, я вижу леса, деревья, облака, вижу камни, а по ним ходит поэзия света, какая-то торжественная тишина, что-то глубоко задумчивое, таинственное.
Васильев много писал писем в Москву. Трудолюбие, талант, фанатическая влюбленность в искусство сделали возможным стремительное движение к вершинам искусства. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. (Переписка Васильева и Крамского – удивительное свидетельство настоящей дружбы ярких, талантливых, умных людей. ) А еще он очень тосковал по русским ландшафтам, пышная крымская природа его только раздражала, утомляла своей избыточностью, яркостью красок.
В 1871 году он создал знаменитую «Оттепель». К этому времени Федор уже сильно задолжал Третьякову и, чтобы тот мог ему хоть что-то отдать, он уговорил брата приобрести полотно – наверное, они заранее договорились, что оно потом все равно попадет к Павлу, Сергей ведь собирал западноевропейское искусство. Но рядом с ним они оказались не случайно – он этого вполне заслуживал. Легкая дымка скрывает дали. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема».
Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Он пишет Мокрый луг.
Произведениям той поры свойственно возвышенное представление об особом бытии горного мира. «Мокрый луг». В Крыму по старым этюдам и воспоминаниям он написал широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872, Третьяковская галерея). Разве что хочется опустить в этом высказывании слово «потеряла». Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму.
Васильев полон творческих планов, но болезнь неумолимо его преследует. Но к Васильеву обычной мерки не применишь. Из их маленького дома нужда не уходила никогда. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Он становился философом, этот «гениальный мальчик». Игра света и тени, пробуждение природы, умытой дождем и готовой к встрече нового дня.
Заброшенность видна в окружающей обстановке. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Лишенные внешней эффектности и красивости, все эти произведения сохраняют в своих образах что-то влекущее к себе, необычное и торжественное, что-то как будто неразгаданное и скрывающееся за этой опустившейся на горы завесой дождя и снега. В 1868 г. художник написал вполне зрелые произведения «Деревенская улица», «После грозы», «Возвращение стада», в 1868-1869-х — «Перед дождем». Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах.
В июле он уехал в Ялту. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» 8212 одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. По вечерам посещал Рисовальную школу.
Фёдор Александрович Васильев «В Крымских горах» 1873г. Южные пейзажи вдохновляли его реже, чем «лесостепные» ландшафты средней полосы, однако несколько прекрасных работ с крымскими видами он всё же написал. Он видел какие-то огрехи, недостатки, но все это настолько не важно.
Он отказывается от кричащих красок, не ищет в пейзаже «экзотики» (напротив, старается применить в нём русские родные черты). – Сергей Третьяков, брат Павла Третьякова. Но мальчик не верил никому – он знал, что обязательно будет художником. Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет обнажен и покажется во всей своей безобразной наготе, – писал он Крамскому, рассказывая о прелести крымской весны.
Но серьезного, систематического образования так и не получил. Но дни его уже сочтены. Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Эта картина уже до показа на выставке была куплена Третьяковым для своей галлереи. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
Принятое здесь композиционное решение картины уже само собой выдвинуло на первый план пейзажный строй создаваемого образа с переданным в нем прекрасным моментом состояния природы в час угасающего летнего дня. В творчестве В. проявилось свойственное мастерам русской пейзажной живописи 1860-70-х гг. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). После дождя», «Крымские горы зимой» и, наконец, – «В Крымских горах».
Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Выставленный в Петербурге, он сразу был отмечен критиками и зрителями. Васильев отправил картину в Петербург и 28 марта 1873 года она была уже у Крамского. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Проникнутое тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни, оно несёт в себе большое социальное содержание.
Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. И на его полотнах оживали поля и леса, болота и пруды – незатейливые, но такие дорогие сердцу виды родины, навсегда запечатленные в его памяти. Купил ее – за весьма немалые деньги, 2500 рублей. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.
Привольно, свежо. За покатыми холмами золотится край неба. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Уже мерцает рябь воды, разбуженная ветерком.
Он обожает эту вещь начал одним пальцем разучивать ее и наконец знал в совершенстве всю наизусть». Фёдор Александрович Васильев «В Крымских горах» 1873г. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем.
Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Несколько позже он служил писцом в Адмиралтействе. Письма Васильева к И. Н.
Строгая по композиции картина поражает свежестью и глубиной цвета, его богатой внутренней градацией это – синтетический образ природы, таящий в себе сложную гамму чувств. Оформились его основные эстетические воззрения. Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной, .
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Федору приходилось работать на износ, а сил было совсем немного. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Детство провел в Петербурге.
Формирование личности Васильева проходило при непосредственном и сердечном участии И. И. Шишкина и И. Н. Крамского. Неумолимая проза рождала щемящую поэзию приволья. Ему покровительствовал граф Строгонов, приглашая его жить в своих обширных имениях – на Тамбовщине и под Сумами.
Ведь я, как художник, потеряю больше половины. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.
Инициатором и организатором волжской поездки был Васильев. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Пейзаж живет. Спасибо Вам огромное за галерею работ Фёдора Васильева.
Осень, о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме. Но не во внешних эффектах здесь суть. Бог мой, всего лишь 23 года из них чуть более пяти лет отдано творчеству и такое количество работ, более сотни (. ) И каких работ. Он очень тосковал по Петербургу, по своим друзьям – Шишкину и Крамскому и спасали только их письма, в которых были и последние столичные новости и рассуждения об искусстве и оценки его картин.
Крамскому, напечатанные в Вестнике Изящных Искусств (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. В тени близкой кончины Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Он начинает мечтать о создании пейзажей, проникнутых возвышенным восприятием природы. Был близок с И. Н. Крамским.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Рассвело. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин (Н. Н.
Этим всё сказано. Они тут же отметили нового ученика. Получал 3 рубля и отдавал их матери.
Небо, занимающее больше половины изображения. Большое значение для творчества В. имела его поездка на Волгу совместно с И. Е. Репиным (1870). ГТГ К артина «В Крымских горах» – хронологически одна из последних в творческом наследии Фёдора Александровича Васильева. Работал он страстно апатичность и рассеянность не врывались к нему в то время, когда в руках был карандаш или вернее, – механически, без участия сердца, он работать не мог. Художнику удалось самое трудное.
За лето Васильев сделал много десятков рисунков, много этюдов и несколько картин. Выставленный в Петербурге, он сразу был отмечен критиками и зрителями. Вот так. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Родители художника жили в невенчанном браке.
1872. В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: Болото и В крымских горах, за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 году, а в следующем году он получил звание почетного вольного общника Академии. Щемящим чувством тоски по российским пейзажам и предчувствием скорой кончины пронизана одна из последних картин художника – «Мокрый луг» (1872). Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Картина ldquoВид на Волге. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом 8212 в Ташкент). Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Но для художника природа – прежде всего обитель людей.
«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые облака. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. От тяжелых условий жизни отец, брат, сестра Васильева и сам он были больны туберкулезом.
Это тонко почувствовал Крамской, писавший Васильеву о картине: Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Васильев был близко знаком с большинством членов Артели петербургских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В ней ясно чувствуется настроение тревоги и безнадежности.
Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Эта и многие другие картины отвечают эстетическим потребностям его времени. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Вы поднялись до почти невозможной гадательной высоты.
Венцом работы всего лета было создание картины «Баржи на Волге», поэма о Волге, о дивной природе, о бурлаках, которым так тяжело живется и настроение которых отражено в состоянии природы. Картина «В Крымских горах» (1873) свидетельствует об открывающейся перспективе в творчестве художника. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка.
Это потому, что их нет в картине совсем. Итогом её явились рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Умер Федор Александрович Васильев 24 сентября 1873 года в Ялте, где и был похоронен. По его замыслу картина должна была экспонироваться на выставке Общества поощрения художников, которое выделило средства на поездку Васильева в Крым. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). О чём бы ни писал Васильев – об убогих русских деревушках или величественных крымских горах – его картины наполнены подлинной поэзией и глубоким эмоциональным чувством. Барки» и «Волжские лагуны».
Выражая мнение передовых людей России, И. Н. Крамской сказал: «Русская школа потеряла в нем гениального художника». Она знаменует собой новый период творчества Васильева, период, которому суждено было лишь начаться. Южные пейзажи вдохновляли его реже, чем «лесостепные» ландшафты средней полосы, однако несколько прекрасных работ с крымскими видами он всё же написал.
Раннее утро. Ге). Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Неясный лепет воды.
Последняя работа В. – В крымских горах (1873, Третьяковская галерея) – отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. По возвращении в Петербург В. создал одно из главных своих произведений – Оттепель (1871, Третьяковская галерея). Основная вертикаль композиции картины задаётся могучими деревьями, как бы подпирающими своими ветвями небо. Деньги ему дало Общество поощрения художников.
Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. К артина «В Крымских горах» – хронологически одна из последних в творческом наследии Фёдора Александровича Васильева. Баржиrdquo – важнейший итог этой поездки. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Уже шевелятся жалкие травинки на озаренной светом земле. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
Барки» – восторженный гимн красоте летнего утра. Шелест чахлой травы. Он был признан профессионалом. Соколову.
В этой картине Васильеву удалось, как говорил Крамской, почувствовать и поймать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». Напряженно звучит цвет его зелени. ГТГ Л учшей из картин с крымским пейзажем считается пейзаж «В Крымских горах». Эта картина, последняя законченная работа, стала его духовным завещанием последующим поколениям.
Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Весну Васильев еще провел в Петербурге, среди друзей-художников – работал много, как обычно и по просьбе будущего царя Александра III сделал копию «Оттепели», которая спустя год украсила русский павильон на Всемирной выставке в Лондоне и произвела огромное впечатление не только на британских любителей живописи, но и на важных критиков. Такой ностальгической картиной был и «Мокрый луг», представленный публике в 1872 году. По какой причине, неизвестно. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. 1873, Ялта, русский художник-пейзажист.
Уже зная, что умирает, он мечтал создать картину, «состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка и передать это так, как оно в природе». В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Художник изображает перемещение туч по небу таким образом, что кажется, если присмотреться, то можно заметить их движение. стремление сделать пейзаж одухотворённым, выражающим передовые обществ идеалы.
Обращает на себя здесь, прежде всего, особая свежесть художественного взгляда Васильева.
Шишкин был мужем сестры Васильева и он часто ходил с ним на этюды и многому у Шишкина научился.
О болото, болото. В сравнении с облаками склон кажется более материальным, живописная поверхность холста приобретает пластичность, в общих очертаниях склона выражено ощутимое движение вверх, в царство туманов и облаков, уже не подвластных законам земли. Все картины оказались распроданными еще до ее открытия. Я увидел, как надо писать.
Прошло много лет со дня кончины пейзажиста Васильева и мнение это не устарело. Спасибо. В последних работах художника, в рисунках карандашом или сепией, в этюдах маслом присутствует стремление к созданию ясного и величественного образа природы. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни». Семья постоянно бедствовала.
Они написаны насыщенными красками, одухотворены и лиричны. Закончилась жизнь этого беспримерного по одаренности художника, который «умер на пороге новой фазы развития своего таланта, очень оригинальной и самобытной».
Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. В его живописи образы природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах.
У него было невероятное обаяние, покорявшее всех, кто с ним сталкивался. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. К Крыму, куда его «загнала болезнь», художник питал гораздо меньше любви, чем к России. С большим трудом он выполнял заказы великого князя Владимира, пожелавшего преподнести васильевские творения в дар императрице, – писал виды Ливадийского дворца, которые ему совсем не нравились.
Крамской был буквально потрясен. На картине, как это обычно бывает, нет авторской подписи, но по ее нижнему краю Иван Крамской сделал надпись: «Этюдъ Ф. Васильева свидетельствую И. Крамской». Обращает на себя здесь, прежде всего, особая свежесть художественного взгляда Васильева. Необычно замечание Крамского о способностях его ученика. С двенадцати лет будущий художник вынужден был зарабатывать себе на хлеб.
Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Фёдор Васильев обладал искромётной способностью к импровизациям в рисунке, неиссякаемым остроумием поражал товарищей на вечерах Артели. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Но была и хорошая новость – Академия художеств присвоила ему звание художника 1 степени.
А там преподавали очень неплохие учителя и среди них – Чистяков, Крамской, Шишкин. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами.
- 10 (22). 2. 1850, Гатчина, ныне Ленинградской области, – 24. 9 (6. 10). По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». :) Не могу не воскликнуть с горечью: проклятый туберкулёз. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Родители не приветствовали его увлечение, полагая, что таланта у него нет никакого – вот и их дальний родственник любитель живописи господин Ковалевский сказал, посмотрев на его рисунки: «Феде бы лучше забыть про краски».
В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину.