«Коронационный портрет Екатерины II (1729–1796) соединяет в себе традиции парадного императорского портрета первой половины XVIII века с присущим ему величием образа и новые тенденции, возникшие под влиянием идей Нового времени. Все это непостижимо. «Ангел, сошедший на землю», – говорили о ней. А «маска» хитро поглядывает на нас с портрета, уверенная, что нам никогда не удастся разгадать ее загадку Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Пословам Трубецкого, главное виконе– «радость победы Богочеловека надзверочеловеком». Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи.
После того как картины показали в Петербурге и сфотографировали их вернули владельцам. Первые иконы– священные изображения надосках– появились вВизантии вVIвеке. Рентгеновский анализ показал, что «неизвестный в треуголке» написан поверх женского портрета, причем овал лица, разрез глаз, даже блики на нем полностью идентичны. Н. Е.
Это еще один признанный шедевр Рокотова. Цвет то сгущается в тенях, становясь насыщенным, темным, то высветляется до воздушно-серебристого состояния. По-видимому, на портрете изображена женщина, вероятнее всего Олимпиада Балбекова (1749—1769), первая жена Струйского которая умерла при родах дочерей-близняшек, которые умерли в раннем возрасте следом за своей матерью. Втечение столетий Церковью были разработаны иутверждены единые правила изображения, позволяющие передать невидимый, горний мир, свидетельствующий овеличестве имогуществе Бога.
Его часто приглашали ко двору. В настоящее время существуют две основные. Русь оказалась ввынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли вразорение. Фёдор Степанович Рокотов – один из лучших русских портретистов. Вырвав у человека признание, Струйский устраивал потом комедию всенародного судилища по всем правилам западной юриспруденции (с прокурорами и адвокатами). Иконописные краски невсегда соответствуют краскам «видимого мира».
Маскарадный мужской костюм еще более нивелирует изображенную личность. Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Правда, до описания рокотовского наследия руки у Сергея Павловича так и не дошли – он занимался слишком многим и терял порой интерес к происходящему (впрочем, это не помешало ему получить финансирование из казны и на другие два тома – деньги регулярно выплачивались его доверенным лицам).
Именно изНовгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ). Хранящийся в Третьяковке портрет Василия Майкова (1728 – 1778) печатался в школьных учебниках. Белый цвет часто присутствует водеждах ангелов святителей каксимвол чистоты, отрешенности отмира. На голове треуголка (кстати сказать, редчайший случай, когда Рокотов изображает головной убор), волосы собраны сзади в хвост — опять-таки традиционная мужская прическа тех лет.
Кроме того, у «неизвестного» карие глаза, тогда как, если верить сохранившимся изображениям, у графа Бобринского глаза были голубые. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. – 1808) – русский художник, портретист, представитель стиля рококо.
Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один – в московской Оружейной палате, два – в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший – в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе и других. Модель наряжена в традиционный маскарадный костюм домино, на шее повязан белый мужской платок (в таких платках представлена добрая половина мужчин, позировавших для портретов в XVIII столетии). — оставался открытым. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.
Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). Немало версий было высказано на сей счет.
Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. Другая точка зрения основана на данных рентгенограммы, показавшей, что произведение написано поверх изображения молодой женщины, лицо которой полностью сохранено в поздней живописи и без изменений вошло в портрет «неизвестного». Первый вопрос, который возникает при взгляде на полотно, — кто же на нем изображен: «неизвестный» или все же «неизвестная». Пурпурный цвет вВизантии был знаком императорского достоинства, вот таким образом виконе он означает величайшую власть.
Да, того самого Франческо Растрелли, который проектировал в Петербурге царский Зимний дворец, Смольный собор, Царскосельский и Екатерининский дворцы, Большой дворец в Петергофе, Андреевскую церковь в Киеве, Митавский дворец крупнейший дворец Прибалтики. И всем этим вынуждена была управлять прелестная женщина. Ле-Лоррена и графа Пьетро Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении.
Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И. «Существуют две версии, содержащие предположения о личности героя. Да и само имение Рузаевка, где «за укрытием крепостного вала, высились белые дворцы и службы, золотом горели купола храмов, какое-то знамя реяло на башне господского дома», было больше похоже на город, чем на деревню.
Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Долго не могли определить, кто этот знатный юноша.
Значит изображенный должен иметь какое-то отношение к этому семейству. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.
Она дожила до 86 лет, родила 18 детей, но в живых из них остались только восемь. Но об этом чуть ниже. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только вид лица, но и нежность сердца.
Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. На губах едва заметная полуулыбка.
Ломоносова к И. И. О Струйской восторженно писал князь И. М. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Жена же предстает на портрете грустной, с печальными глазами. Это тоже XVIII век.
Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Однако, царственная осанка государыни, профиль, подобный античной камее, пышное одеяние, подробное «перечисление» в портрете царских регалий, массивная база колонны и тяжелая драпировка образуют торжественную, репрезентативную композицию, придают образу героини идеальный, вневременной характер. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Судьба Струйской была не очень удачной.
Все это заставляло предположить, что на портрете все же изображена дама, хотя и замаскированная. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы.
А господский дом, точнее, дворец в Рузаевке был построен по проекту Франческо Растрелли. Это придает образу императрицы живость и легкий оттенок камерности. Долгоруков: Мало женщин знаю таких, о коих обязан я говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней ( А что же Александра Петровна. Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы.
Насмену старинным образам виконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма. Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. Знаем мы только, что пребывает там Бог слюдьми ислужба их лучше, чем вовсех странах». Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). На обратной стороне портрета была загадочная зашифрованная надпись. Виконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека иземной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности воблике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры. Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери иБожественного Младенца. Эти правила носят название «иконописный канон».
Духовный мир ее богат и сложен. Несмотря на жестокость мужа, лечила крепостных.
Сэтого времени вРоссии начался бум собирательства икон. Какое-то время считалось, что молодой человек – сын Екатерины II и графа Григория Орлова. Художник переделал лишь позу и костюм. Выделяется четкий контур, делающий формы выразительнее и четче.
В нем художник становится более конкретным. Приэтом дляизображения каждого святого илисюжета Священного Писания применялись определенные образцы– композиционные схемы, которые иконописцы немогли нарушать.
Способ нанесения мазков становится более концентрированным и плотным. Этот исступленный графоман был отвратительным крепостником. Гениальный крепостной, ставший академиком. Но вопрос — кто ж она. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он – «из самых похожих».
И вот зал 4. Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа. Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине. Но это Рокотов. Впервые века существования иконописи наРуси национальная школа еще небыла ярко выражена.
Все это совпало сподъемом русской религиозной философии вначале ХХ века. Исчезли и украшения: кружевная горжетка и серьги грушевидной формы. Врезультате первоначальная живопись была скрыта отглаз, апотемневшая, закопченная икона удалялась изхрама вспециальные хранилища прихрамах имонастырях. Очень редко виконах встречается черный цвет– символ ада исмерти.
Впурпурном плаще всегда изображается Богоматерь. Князь Долгорукий записал в своем дневнике: От этого волосы вздымаются.
Новгород иПсков избежали завоевания. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. А лучшим и самым известным портретом И. И.
Уже сам мазок, подвижный и живой, является важным фактором моделировки формы. О последних двадцати годах жизни художника почти не рассказывается, о них мало что известно. В русской культуре в это время формируется идеал просвещенного монарха. Известен его портрет в детстве, кисти того же Рокотова. Художника привлекает внутренняя красота человека.
Сохранившееся сделало Рокотова классиком в советские времена. Накануне Первой мировой войны реставраторы научились расчищать старинные, часто закопченные доски иизумленная публика увидела необыкновенную красоту ярких красок иизысканных линий древнерусской иконописи. Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент. Голубыми изеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы. – восклицал губернатор, сам из цеха поэтов.
Получив художественное образование под руководством Л. -Ж. Так состоялось возвращение искусству забытого имени.