Рядом с ним кустарник, тоже напоминающий по форме сердце, окрашен в такой же красный цвет. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Егер, автор «Библии анархиста» и романа «Богема Христиании», не признавал мораль и религию, видел в христианстве причину всех зол, ненавидел брак как опору ханжества, придерживался идеи свободной любви и считал величайшей добродетелью человека честность и откровенность.
Так или иначе, Мунк показывает половое чувство как темную и опасную силу. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В картине заметны характерные для символизма приемы упрощения и стилизации. Застывший пейзаж хорошо передает состояние природы. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень.
Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. «Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Всего он провёл там более полугода. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Помимо варианта маслом, Мунк исполнил «Мадонну» в виде литографии, которая отличается рамой с изображениями сперматозоидов и маленького эмбриона. Семья жила в бедности и регулярно переезжала, меняя один дом в трущобах Христиании (тогда провинциальном городе в Норвегии, а ныне – столице государства Осло) на другой. От картины веет всепоглощающим страхом. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. Будучи по профессии врачом, вероятно, чувствовал себя возле умирающей дочери вдвойне беспомощным – которые символизирует и набожность, На заднем плане изображен отец художника с молитвенно руками, сложенными доктор Кристиан Мунк и бессилие.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Также картину трактуют как странный религиозный образ, прославляющий декадентскую любовь. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Детство Эдварда явно нельзя назвать счастливым. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Мунк рассказывает нам историю о разных этапах в жизни женщины.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Художники «атмосферного» направления стремились создавать более эмоциональные полотна используя нестандартный колорит и собственные стилистические приемы. Девушка в черном платье (молодая жена Ринга) сидит у забора в поле и дует на одуванчик и создается впечатление, будто художник сам сидел на траве рядом с ней, столь живо и непосредственно переданы все детали. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. ). «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Полузакрытые в экстазе глаза и поза указывают на любовный акт. Версия, хранящаяся в Национальной галерее в Осло, была написана в Берлине. ) (1895), написанный Эгедиусом смело и мощно, с сочными, глубокими красками и превосходными эффектами светотени. » («Я почувствовал крик природы»).
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Которые строят новый изображены Правее два ребенка, лучший мир (его символом является конструктор, с которым они играют). Годом ранее в припадке сумасшествия Винсент отрезал себе мочку левого уха.
Художник изобразил несколько пар, кружащихся на траве в ясную летнюю ночь. Что же так захватывает его, что он видит перед собой по ту сторону картины. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. Картина, как и многие другие работы Мунка, существует в нескольких вариантах. ) (1894-95) Мунк изобразил хрупкую обнаженную девочку примерно четырнадцати лет, сидящую на краю постели скрестив руки на коленях. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
) (известна еще под названием «Ревность»), написанная под впечатлением от пейзажей Осгордстранда, также затрагивает тему отношений между мужчиной и женщиной. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. 1893). Разве можно в это поверить, глядя на ее светящийся портрет. Так или иначе, тематика картины «Танец жизни» универсальна: различные фазы жизни и танец как выражение ее изменчивости и быстротечности.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми. Отчаяния и отчуждения, Недаром «Крик» «иконой экспрессионизма» считается и предтечей модернизма с характерными для него темами одиночества.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Жанр этот возник в качестве реакции на несколько однобокое увлечение реализмом. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
«Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина». В двадцать три года Мунк создал эту свою первую важную картину, ошеломившую современников и вызвавшую бурю критики, обвинения в «незавершенности и бесформенности». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Мужчина на переднем плане отвернулся от них.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Вслед за Шопенгауэром Мунк полагал, что с рождением ребенка женщина, как бы, заканчивает свое предназначение на Земле. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Произведение существует в нескольких версиях. Его рот раскрыт в беззвучном вопле, обхватил Персонаж голову руками, обвивая ее чудовищными извилинами, а волнообразные линии пейзажа словно повторяют контуры слабой фигуры. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника.
Творчески подойдя к технике ксилографии, он распиливал доски с тем, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах, – подобным приемом пользовался и Поль Гоген. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Человек кричит, его рот является широко открытыми, с прижатыми руками по бокам к лицу. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Изначально она называлась 8220Любящая женщина8221 или Зачатие. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина».
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом».
Что в ее теле просыпаются какие-то неведомые, Мы страх чувствуем девушки от того, пробуждается сексуальность, пугающие силы. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Вдали есть тень небольшого города, почти полностью потеряна в закрученном небе. Это одно из самых тревожных произведений в истории современного искусства. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Именно с ее именем связан упоминавшийся выше трагический эпизод 1902 года, когда в результате ссоры с отвергнутой любовницей у Мунка осталась пистолетная рана (возможно, он сам случайно нажал на курок, отбирая револьвер у женщины, пытавшейся покончить жизнь самоубийством). Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. Вот таким образом гибель богов равнозначна гибели общества, культуры, высших ценностей, миропорядка. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень. Крик, наверное, чаще других картин, до сих пор используется в поп-культуре. Храмы лежат в руинах.
Но главное, в прессе поднялась настоящая буря критики, что эти дебаты привлекли внимание публики ценителей и искусства к Мунку и его творчеству. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. «Танец жизни» ключевая композиция из мунковского цикла «Фриз жизни».
Автопортреты, созданные им в Провансе, являются жесткими и волнующими «документами» последних лет его короткой трагической жизни. Он повсюду – от принтов на одежде и разных мелких сувениров до голливудских фильмов. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Исходящая из внутреннего ада художника, картина олицетворяет собой тревогу и Апокалипсис.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Эта картина дает отличное представление о типичном творчестве Мунка. После которого имя Мунка приобрело определенную в известность германской столице, Следует грандиозный скандал. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине.
Сам Мунк считал эту картину переломным моментом, разрывом с реалистическим искусством. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем.
После романов Ф. М. Достоевского (к слову, любимого писателя Эдварда Мунка) сомнений в этом не остается. На моей полке ташеновская книга про Мунка стала уже седьмой. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. После этого происшествия, с ним случился нервный срыв, он запил и с тех пор его душевное равновесие не восстановилось. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Немаловажно еще и то, что любовь для художника всегда ассоциировалась со смертью. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине., но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена.
Как пациент фотографирует сам себя, Доктор Линде с огромным интересом словно наблюдал, смотрит на себя со стороны. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Возможно, так случилось, так как это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир».
Которое и привело Ван Гога к самоубийству, Впоследствии эпизод этот сочтут признаком душевного расстройства. Его портреты превосходно отражали характер человека. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Персонажи на переднем плане имеющие основное значение для смысла картины, наделены индивидуальными чертами, тогда как фигуры на заднем плане играют роль ритмичных цветовых пятен или даже напоминают карикатуры (таков толстяк, который пытается поцеловать или, скорее, укусить свою партнершу в шею). В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. «Болезнь, безумие и смерть — три ангела, преследовавшие меня с самого детства», – писал художник позднее в своем личном дневнике. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со рождения дня художника. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю».
больницы. Но, в отличие от нее, в картине «Лунный свет» присутствует только природа. Еще одна, характерная для творчества Мунка, картина – Расставание. В полотне, написанном ритмичными пестрыми наклонными мазками, заметно влияние импрессионистов (это влияние, как показано дальнейшее творческое развитие Мунка, оказалось весьма кратковременным).
Через портрет он всегда исследовал душу человека. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Большое впечатление на художника произвела в Париже живопись импрессионистов. Данный вариант был написан в 1892 году.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Они были знакомы с 1967 года, оба очень любили немецкое и австрийское искусство и мечтали создать коллекцию мастеров этих стран начала 20 века. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Правее изображены два ребенка, которые строят новый, лучший мир (его символом является конструктор, с которым они играют). Он чувствовал тревогу и испытал крик, который, казалось, проходит через всю природу. В тот период Нильсен как раз переживал несчастную любовь к обаятельной и талантливой художнице Оде Крог, жене Кристиана Крога, которую называли «королевой богемы». По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Согласитесь, что это было своеобразное видение божественной троицы. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Он приобретает определенную известность в Германии, в первые годы нового столетия карьера развивается Мунка вполне успешно. В этом можно усмотреть обожествление оргазма как жизнетворного акта. Нарубеже 1900-хМунк пережилнеудачный роман с богатой молодой норвежкой.
В этих условиях, Эдвард Мунк, скорее всего и был вдохновлен криками, что в сочетании с его личной внутренней трагедией и смятением породило идею для создания «Крика». Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
часто рассматривается, как первый опыт Мунка в качестве художника экспрессиониста. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера с цветовой манерой импрессионистов) и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарения через страдание.
Остальное остается за бесконечным спектром интерпретаций. Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма. Он остановился, чтобы отдохнуть, прислонившись к перилам. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Отраженные в ней темы отчаяния и одиночества стали основными в искусстве модернизма. Мужская фигура ближе к центру картины это, видимо, сам Эдвард.
В 1890-е годы его стиль стал более декоративным. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Книга о норвежском живописце, гравере, скульпторе, экспрессионисте Эдварде Мунке. Постепенно творчество Мунка приобрело сугубо индивидуальный характер и неизменно ему присущую обостренную чувствительность. Пшибышевский писалокартине: Крик.
Эдвард уже охладевал к ней и, видимо, чтобы воскресить его чувства, она инициировала (по одной версии) или угрожала (по другой) самоубийством. Он был очень популярен еще при жизни.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Падают человеческие маски, обнажая черепа и пустые глазницы. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Некоторые люди описывают, что в те времена вы могли фактически услышать крики животных, которых убивают, а также крики, страдающих психическими нарушениями с псих. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Вне времени изображенное на картине «Крик» существо – это бесполый человек с бледным лицом, стоя рядом с оградой, с экспансивным взглядом в хаотической среде.
На картине он изобразил борьбу рабочего класса с капитализмом. Он печален, одна его рука касается сердца, которое словно кровоточит. Так же он страдал от маниакально-депрессивного психоза, был болезненным человеком. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный.
На лице молодой обнажённой женщины с распущенными волосами блуждает странная усмешка. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. В 1893 году художнику позировала для нее Дагни Юль, жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В то же время в картине можно усмотреть и сексуальность, если трактовать воду и мягкие изгибы берега как символ женственности, которой противостоит жесткая вертикаль деревьев и колонны света (по словам Петра Вайля, «) (1899-1900), давшую название всей экспозиции Национальной галереи в Осло. Недаром «Крик» считается «иконой экспрессионизма» и предтечей модернизма с характерными для него темами одиночества, отчаяния и отчуждения.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Человеческая фигура на мосту предельно обобщена, универсальна, беспола. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». На картине «Меланхолия» извилистая береговая линия проходит по диагонали в сторону пирса, на котором можно различить три фигуры, которые готовятся уплыть на пришвартованной лодке. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Весной 1891 года Мунк снимал квартиру на) (1899) проникнута особенным настроением. После 1914 года больше не обращался к этой тематике.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Смерть всегла окружала Мунка она пугала и волновала его. Мотив «комнаты умирающего» появлялся впоследствии в творчестве Мунка неоднократно, да и сама композиция «Больная девочка» тоже существует не менее чем в шести вариантах. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
На этой картине изображен покинутый мужчина. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. Быть бедняком всегда плохо, но быть бедняком в XIX веке было намного хуже, чем сейчас. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Следующие три зимы он провел во Франции. Как «Звездная ночь», в этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд получивших таких впоследствии известность произведений, «Смерть больного», «Голос», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета». В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Предполагают, что главный персонаж картины друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, входивший в круг «богемы Кристиании» вместе с Одой Крог, Хансом Егером и другими. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Выставка вызвала скандал и была закрыта через несколько дней. Небо взбесилось от крикабедногосына Евы. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, всегда зарабатывал немного. Эта картина написана через год после Крика. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Художник воспринимал жизнь как постоянное расставание с теми, кто ему дорог. Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. Произошла крупная ссора, Мунк повредил себе руку и в результате ему ампутировали палец).
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине». Наряду с другими работами, картина «Меланхолия» демонстрировалась на большой выставке Мунка в Берлине в 1892 году.
Особенно тяжелым оказался разрыв с Туллой Ларсен. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».