Осенью 1510 года, как следует из переписки мантуанской маркизы Изабеллы дЭсте с ее поверенным в Венеции, Джорджоне скончался во время эпидемии чумы. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. «Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы. В 1501 г. в Венеции были изданы «Аркадии» неаполитан-ского поэта Саннадзаро. И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана.
В настоящее время существует только один фрагмент – нагая женская фигура (Венеция, Ка д'Оро), – снятый со стены Фондако в 1937. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Все насыщено золотистым светом, передающим атмосферу, вибрацию воздуха.
1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Затем Джорджоне заново переписал картину и превратил волхвов в трех философов. Но в картине нет и намека на эротичность.
Работа была завершена к концу года (оплата 11 декабря 1508). Настроение особой музыкальности достигнуто с помощью цвета, светотени, ритма линий. Вследствие сырого климата фрески быстро разрушились.
Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. Здесь нет действия. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Мерно колышется вода в мраморном водоеме, тонкая прозрачная струя с тихим звоном выливается из хрустального кувшина, который держит прекрасная обнаженная женщина, как бы прислушиваясь к этому плеску, сме-шанному с далекими звуками свирели. Композиция картины отдаленно напоминает традиционные для итальянской живописи Святые Собеседования, но это лишь внешнее сходство. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв.
Старец — олицетворение схоластической науки, метафизики, отрицающей доводы разума и знания (он стоит на нижней ступени, так как схоластика считалась в эпоху Возрождения нижней ступенью науки). Видимо и сама гроза имела символическое значение. Венера у Джорджоне в абсолютной красоте и в единстве с окружающей ее природой.
Прекрасная женщи-на с кувшином — нимфа источника, женщина с флейтой — нимфа полей. И юноши и куртизанки погружены в тихий мир природы и музыки. 1504) Три философа (после 1505, Вена, Художественно-исторический музей), Юдифь (ок.
Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне. В начале XVI в. большую популярность в Италии приобрела буколическая поэзия. Это слово в эпоху Возрождения было синонимом слова «ученый», «гуманист». Молодой пастух и полуобнаженная женщина, кормящая грудью ребенка, разделенные узким ручьем с обрывистыми берегами, предстают здесь как дети Природы, олицетворяющие род человеческий.
Окружение Джорджоне составляла патрицианская утонченная культурная среда. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея. Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством.
Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте. В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз.
Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Были попытки наделить персонажей именами (например, В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). В то же время сосредоточенная элегичность настроения, поэтическая недосказанность, свойственная этому произведению, рождающая ощущения, сходные с теми, какие заставляет испытывать лирическое стихотворение, не были присущи Тициану. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. : «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Шедевры итальянской живописи начиная с XIII века. Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании.
Сведения о Джорджоне очень скудны. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. И как бы освещены сказочно загадочным светом.
Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы». Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза.
В картине «Сельский концерт» на фоне спокойно торжественного пейзажа два юных музыканта в пышных одеждах и две обнаженные, роскошно красивые женщины, возможно куртизанки на пикнике. Но и сравнительно немногочисленными своими картинами он успел войти в историю мировой живописи. Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. Но до сих пор это один из самых загадочных мастеров прошлого, а среди живописцев Высокого Возрождения — и самый необычный. Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу.
1510, Дрезден, Картинная галерея). Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников. Судя по описаниям, фрески не имели сюжета: между окнами находились аллегорические фигуры, обрамленные иллюзорной архитектурой, а выше проходил фриз с изображением различных декоративных элементов вроде трофеев. Есть только созерцание. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию.
В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель. Он умер, не успев осуществить многое из того, что задумывалось, мечталось, угадывалось. Ясный покой и тишина разлиты в пейзаже в этот вечерний предзакатный час. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля.
С именем Джорджоне связывают ряд портретов. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Настоящее имя художника – Джорджо да Кастельфранко, но обычно его называли Джорджоне (большой Джорджо). Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво.
Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо. В XVIII в. от них оставалось лишь шесть фрагментов, которые зарисовал А. М. Дзанетти. Так случилось, например, с творчеством Жоржа де Латура, одного из крупнейших живописцев Франции XVII века, чьи полотна составляют ныне гордость европейских и американских музеев. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля.
1506) из венецианской Академии, которую обычно считают принадлежащей кисти Джорджоне, является одной из первых картин в венецианской живописи, где главным предметом изображения стали пейзаж и атмосферные эффекты. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея).
Любовные жалобы поселян их поэтические состязания игры, празднества, охота проходят в романе пестрой чередой. Грозовой пейзаж с молнией на заднем плане, а герои картины как Адам и Ева после Грехопадения. Очевидно, заказчиком картины был уроженец Кастельфранко военачальник Туцио Костанцо, потерявший в 1504 году своего юного сына Маттео, — герб семьи Костанцо украшает в картине Джорджоне нижнюю часть постамента трона Мадонны, которая напоминает деревянный саркофаг, — такие саркофаги, затем заменявшиеся на мраморные, часто устанавливали в это время под алтарным образом в семейных капеллах.
Нагая Венера в спокойной дрёме на фоне такого же спокойного и дремотного сельского пейзажа. Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке. По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478.
Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Либерале, которому посвящен собор). Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Джорджоне с помощниками расписывал главный фасад здания, выходящий на Большой канал (фрески Тициана украшали боковой фасад). Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Сюжет пытались истолковать как аллегорию развития философской мысли от схоластики, основанной на почитании авторитета, через учение Аверроэса к современной Джорджоне натурфилософии.
Она больше напоминает пасторальную поэму о природе и человеке, как неотъемлемой частичке этой природы. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Знаменитая Гроза (ок. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Замечательна благородная и одухотворенная красота ее лица, отражающая полноту чувств, тонкость души.
Искусство Джорджоне обогатило венецианскую живопись новым пониманием проблем композиции, цвета и живописной фактуры, а также расширило круг ее сюжетов оно стало образцом для его самого знаменитого ученика – Тициана. Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления. Коды ссылок вы можете взять Венецианский художник эпохи Ренессанса. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами.
Родился в Кастельфранко в Венето. На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема. Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста.
Чувственная радость бытия, мечтательная созерцательность. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом).
Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Ни один из них не прослеживается. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения».
Неизвестна и его семья. И все это объединено одним светящимся тоном, передающим ощущение зыбкости, беспокойства, тревоги, радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом., музицирующий с Марсием или охотящийся за Дафной. Мастера получили 150 дукатов из которых 130 причиталось Джорджоне.
«Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют. На других изображен концерт на вольном воздухе. Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой.
Вершинами творчества Джорджоне являются картины «Спящая Венера» и «Сельский концерт». Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей).
Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза». Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. На третьих изображаются сады любви. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко).
На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина.
Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Отсюда такая ее приземистость, расплывчатость, «приземленностъ», отличающая ее от обычных земных женщин. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы. На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. Поэзия «Сельского концерта» всегда притягивала к себе поэтов.
, которые, скорее всего и дали некоторые сведения авторам. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Великолепен сонет «Венецианская пастораль Джорджоне в Лувре», созданный в 1849 г. Данте Габриэлем Россетти, основоположником «Братства прерафаэлитов». Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь.
Было ему тогда 33 года. Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти). Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий. В этом определении важно то, что он поставил на первое место изображение природы, ее состояние.
Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).
Других дат его рождения нет. Творчество Джорджоне неотделимо от венецианского гуманизма XVI века. Или изображаются три возраста человека. Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. «Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы.
Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Оно оказалось удачным и существует по сей день. В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. Гармония и пластика.
Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. 1508, Лувр). И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты.
Отобраны фотографии картин с наилучшим качеством. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это».
1502, Эрмитаж), Спящая Венера (ок. И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести. Его тело было привезено в Кастельфранко. Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции.
Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). Георгием, либо св.
Он полон такой эмоциональности, что мир природы предстает у Джорджоне как стихия одушевленная. В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. Художник обращается к плавным, спокойным линиям, так хорошо передающим настроение тишины. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». Эти настроения характерны и для образованного венецианского общества. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.
В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Вспоминаются также слова Вазари о том, что Джорджоне «услаждал игрой на лютне столь усердно и со столь удивительным искусством, что его игра и пение почитались в те времена божественными». 1504, Вашингтон, Национальная галерея искусств) Сельский концерт (ок.
Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Богиня спит на цветущем лугу, на фоне пейзажа венецианской провинции. 1510, Дрезден, Картинная галерея) Поклонение пастухов (ок. Его идеал — счастливый человек на лоне прекрасной природы — отчетли-во выступает в поздней картине Джорджоне «Сельский концерт» (Лувр).