Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Его семьи, Им написан целый ряд короля, портретов придворных шутов испанской знати, в каждом из которых он сумел угадать и ярко и правдиво передать основные черты характера. Каганэ. Недаром картина была названа по имени второстепенныхперсонажей — менин. Всё остальное изображено в тёмных тонах. Картина художника была откровением по правдивости изображения события исторического и новизне композиционного решения, Для своего времени, пишет Л. Л. Каганэ. Справа от нее мы видим двух других, тоже молодых прях.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Его Но это же не просто пьяная пирушка: в картине есть ощущение вакхической стихии.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ. Испанский художник эпохи Барокко.
Двух статс-дам, Недаром картина была названа имени по второстепенных персонажей, по-испански менин. Недаром картина называется «Borachos», чтозначит по-испански пропойцы. Нозеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Образвеликого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драмеШекспира). Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Но он не поддался (как этого можно было бы ожидать, будь на его месте другой человек) давлению среды, в условиях которой гибли многие таланты, Веласкес заставил королевский двор считаться со своим взглядомна жизнь. В «Менинах» — это гофмаршал икарлики. Казалосьбы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Иосиф же был перепродан караванщиками в рабство в Египте.
На мальчика свет падает слева – это утро. Глазахудожника расположены выше точки схода, пол находится выше пола, накотором стоит зритель и этим мир картины поднимается над миромобыденным. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). Юный Вакхпротивопоставлен собравшимся вокруг него крестьянам и пастухам нетолько тем, что он выделяется белизной тела и образует вершинууравновешенной пирамиды, составленной из двух склоненных перед нимфигур.
На лоб ее надвинут блестящий шлем из светлого с металла зеленовато-голубым отливом и светло-голубой панцирь, Богиня изображена грозной, на щеках сильный румянец и злое выражение глаз из-под шлема выбиваются рыжие кудрявые волосы, правая рука поднята вверх. На своей картине Веласкес изобразил Эзопа в очень поношенной одежде. Этотолкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Таким образом, данная картина по композиционному строю представляет собой классический вариант «картины в картине», где два сюжета тесно перекликаются по смыслу. Лица обеих групп реальны.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Никому никогдане удастся взглянуть на холст, повернутый к зрителю своей оборотнойстороной. Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана. Может быть, ЛукаДжордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ееартистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Впользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другимипроизведениями того времени, в частности самого Веласкеса.
А ещё, может быть, он похож на учителя, который хочет отчитать своего непутёвого ученика. Эта мирно дремлющаясобака написана как чудный кусок натюрморта. Преждевсего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «ВиллаМедичи», делится на две равные части, причем границей между ними служитузкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уютубюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я».
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. В своем смешениидействительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в«Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Картина оказывается местомскрещения двух сфер. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя.
КартинаВеласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своимсюжетом. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Королевская чета подменяется ее отблеском в зеркале, вот таким образом еереальная основа может отпасть, быть вынесенной за раму картины. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.
Можно сказать, что не толькокороль, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующимлицом, каким он был в классическом искусстве. Сюжет с изображением обыденной жизни простолюдинов вызвали презрительное отношение севильской публике к работам Веласкеса, они сочли его живопись не достойной для высокого названия «искусство». Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера 8212 портрет Филиппа IV (1654). Выполненный около 1650 года. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
На первом же плане гобелена Веласкес изобразил двух женщин в античных одеждах. Расскажем немного об истории картины. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.
Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют «возвышенное» и «низменное». Прежде толкователивидели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатленияхудожника при посещении королевской ткацкой мастерской.
У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайнымпролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука —Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлениеморигинала и изображения. Каждый образ картины двойственен, но полон смысла, хоть и скрытого. Где висит картина-зеркало, Жест старой кухарки зрителя обращает к плоскости картины – к фрагменту справа верху.
Здесь фабула древнегреческого мифа тесно граничит с идейным содержанием картины. А с другой – сам бросает вызов богам. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Однако это положение требует оговорок и поправок. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Веласкес немало потрудился над изображением инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах. Портреты подраставших детей рассылались родственникам короля бывшиеимператорские собрания Венского музея насчитывают их несколькоэкземпляров.
Художник писал картины на мифологические («Кузница Вулкана», 1630) и исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видетьв «Лавке Жерсена» Ватто. Вклассическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилогзамыкают поэму. Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.
Так, в 1657 году Веласкес пишет свою знаменитую картину «Менины», которую сложно отнести к какому-либо жанру, так как она соединила в себе элементы бытовой сцены и групповой портрет. Ноправда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Её головка приходится строго в середине огромного полотна.
Он решил изобразить всё в другом свете, своими пластическими образами. На первый взгляд картина выглядит незавершённой, но это лишь первое впечатление. Дальше размышлять над бытием Пикассо доверил любителям живописи. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всейполутемной картине.
Тот же бессмысленный взгляд, та жесмешная степенность, почти тот же наряд. Но самое важное, его взгляд похож на взгляд самого бога. Вместе стем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты еецарственного ореола.
Изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени и убедительностью живописной свободой в трактовке пейзажей, Классическая ясность композиции. Это была какбы программа создания эпопеи из современной жизни. В«Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицотолько в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ееаспекта. Ярким примером такой работы может служить картина «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Шедевр Пикассо в отличие от первоисточника монохромный.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Их позы и жесты живые, естественные. Нельзясказать, что «Менины» не были замечены потомством. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины.
Голова беспутника — рядом сголовой бога карлица — рядом с инфантой. Наиболее часто Эзопа изображали некрасивым и невзрачным горбуном маленького роста. Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности. Придворный театр был любительским. И эту «двусмысленность» нельзя считатьследствием простой небрежности мастера. Творчеством Веласкеса восхищались Мане, Пикассо, Бэкон. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» картины парные.
Не стал исключением и Диего Веласкес. Впоследствии в холсте Курбе«Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются спространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которойизображение способно слиться с реальностью.
Между тем, она построена на сложной казуистикеэлементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняязапутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго дотого доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Короля и королевы не видно. И творчество побеждает. Куколка-инфанта — самая застылаяфигура во всей картине.
Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV ссемьей. Отмечалось, чтокартина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военноедело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»).
Среди произведенийВеласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа и Анны, а сведений онем не имеется и в старинных дворцовых описях. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Инфанта являемся функцией короля. Вся картина построена на парныхпротивопоставлениях. Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство. Однако это положение требует оговорок и поправок. Но в тихих бюргерских интерьерах, где человек становитсястаффажем, замирает всякое действие и этот мотив теряет свою остроту. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечтоот многопланности в новом европейском романе. Картина Веласкеса пропитана благородным гуманистическим смыслом.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. После того какв нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставленабыла в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Высказывалось мнение, что все фигуры на первом плане ниши тожемифологические, хотя для этого нет серьезных оснований. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Рядом тоже молодая женщина внимательно наблюдает за ее работой. Это все взято с картины Тициана. Считается, что это — достоверный автопортрет самого Веласкеса. Эзоп был рождён в рабстве, но хозяин оценил его талант и подарил желанную свободу.
Он стал писать их слуг, придворных карликов и шутов. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. И на этот раз нужновспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивамиплутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сценыпридворной жизни и театральные сцены. Это не значит, конечно, что преобладающая роль инфанты полностью уничтожается, но это делает её преобладание наполовину фиктивным.
Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. У голландцев иособенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры«посторонних». Попыткатолкования картины Веласкеса как чистой мифологии с тенденциейпрославления искусства, так же мало убедительна, как и обратная попыткатолковать ее как чисто документальный жанровый, трудовой мотив ссоциально-демократической тенденцией в духе Курбе или Милле. Малоплодотворен также спор о том, какими бытовыми мотивами оправданопоявление светских дам, что значат в нише виолы, какие из эскизнонамеченных фигур стоят перед ковром в нише, какие вытканы на нем. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большейстепени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. УВеласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. В«Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: онвыделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальныефигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков).
Однако это положение требует оговорок и поправок. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Картину «Менины» можноназвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включенияобраза в рамы, стадии живописного воплощения.
Веласкес рисовал так называемые «бодегоны» (в переводе с испанского «bodegon» – съестные лавки). Расположение фигур останется неизменным, но картинаутратит легкость и воздушность.
Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслыхудожника. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Нужновнимательно всмотреться в их соотношения. Таким образом, противопоставлены два плана.
Итог, которого для нее печален – искусная прядильщица была превращена в паука. Знатоки и ценители искусства заявляли: «Все созданное в прошлом и настоящем было лишь рисованием и только это сама правда». Сюжет «Вакха» не имеет ничегообщего с «Менинами». Художник отошёл от реалистического восприятия действительности.
В изображении самого себя за писанием картиныс фигурами в человеческий рост Лагрене почти коснулся темы Веласкеса, но по существу оказался отнес очень далек. Это самый лучший образ на этой картине. На портрете Иннокентий X был изображен таким, каким художник видел его.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка — инфанта Маргарита. Он взирает на то, чтопроисходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира«кухонного жанра». В «Ткачихах» он как бывозвращается к исходной позиции своей молодости.
Когда Иннокентий X увидел свой портрет, он долго молча смотрел на него, а затем произнес всего два слова: «Troppo vero. », которые впоследствии стали классическими «Слишком правдиво. ». Афина изображена величественно, победительницей. Одной из вершин портретного мастерства Веласкеса стал знаменитый «Портрет папы Иннокентия X», написанный в Риме в 1650 г. Сейчас хотелось бы подробнее остановиться на некоторых картинах Веласкеса, которые более ярко смогли отразить его творчество. Как в «Дон Кихоте», этомромане о романе, сего вставными новеллами, различными пересказамиодного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как быразные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе стем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искательправды должен вести неустанную борьбу.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Но что он рисует. Весь мир чёрно-белый. Но следует решительно возражать против самой постановкивопроса. Он пишет простых людей за работой и передает красоту этого труда, воспевая его.
Лондон. Крайнее самолюбие выражено на его лице. Напервом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. В годы кризиса Испании такойвсеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Кажется, что реальность искажена в зеркале, которое разбивается.
Картину «Менины» сравнивали с«Анатомией доктора Тульпа». Картина«Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнемгрупповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полноепредставление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие егопроизведения.
Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. Импрессионистыоценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастеракомпозиции. Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие.
Веласкесапривлекала и задача расширения рамок картины и признания простогочеловека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». Инфанта служитцентром внимания всех персонажей и занимает центральное положение вкартине. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Картина Пикассо наполнена теми же людьми и животными, но в манере Пикассо. Но Веласкесвсе гениально обдумал и взвесил в своей картине.
галерея), но и ихсоотношение не вполне отчетливо.
Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. И другое выходило у него одинаково прекрасно.
Как самое позднее крупное его произведение можно лишней раз убедиться в его состоятельности не только как выдающегося художника, Рассмотрев картину «Пряхи» или «Миф об Арахне» но Веласкеса и как настоящего Человека. Но стоит поставить рядом с «Менинами»любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса.
Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком еевысшего достоинства. Та жесложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образамаленькой инфанты.
Их парафраз вгравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структурукартины. Картина несёт в себе философский смысл. Художник за писанием королевской четы — эта темапослужила отправным пунктом Веласкесу.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. С точки зрения каждой меняетсязначение целого.
Выставленныйвперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Каждый воспринимает образы по-своему. Этотолкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Внося беспорядок и придавая композициинепреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портретак «низкому» жанру бытовой живописи. Вся картина построена на парных противопоставлениях.
Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Вэтом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. Другойпоздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком неменее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которыеинтересовали Веласкеса при создании его «Менин».
Ее свободной позе передает естественную красоту и человеческое достоинство. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Так же и изображённая на полотне фрейлина, которая преподносит стакан.
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все жепринадлежит пьяной компании. Посередине комнаты, в тоже время с право от себя, в окружение двух менин и Веласкес карликов изобразил очаровательную маленькую Инфанту Маргариту.
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Здесь лежащая на тарелке рыба олицетворяет символ Христа, а старая женщина, приостановив молодую кухарку, указывает на картину-зеркало, в котором узнается сюжет «Христос в доме Марии и Марфы», напоминая ей, таким образом, о вечных ценностях, также как Христос, пришедший домой к Марии и Марфе. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло бытьтолько у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса нев одном колоризме). Действия ее динамичны и точны – это мы видим по ее широкой спине и больших с руках закатанными рукавами.
Изображающей ткацкую мастерскую, Веласкес в своей реалистичной картине, а наоборот приблизить ее к реальной жизни Испании того времени, вводит сюжет древнегреческого мифа об Арахне не для того уйти чтобы от действительности. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости. В 1659 г. Филипп IV пожаловал мастеру личное дворянство.
Веласкес нерешился нарушить ее и в «Менинах». Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная.
Однако художественное пространство пока еще достаточно плоское и слабо энергичное. Справа, по центру – Арахна, слева Афина Паллада. Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат. Наэто указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.
Может быть, мотив зеркала был навеян Веласкесомнидерандцами, которые очень ценились в Испании. Что было равноценно должности камергера, а сам художник получил высокую весьма по тем временам награду он стал хранителем королевской двери. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Веласкеса называют «главой и князем всех испанских живописцев». Веласкес был великим портретистом. Не будь ее, картинапотеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части.
Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую втридцатилетней войне, осадил крепость. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. Интересно, что картина Веласкеса «Завтрак», где минимум один из персонажей имеет благородной происхождение, на что указывает висящие на стене короткополая шляпа и шпага, отличается от других «бодегонов» тем, что, несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость молодости.
Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Необычайна интересна композиция этого произведения. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. «Где жекартина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Он намекал на то, что, растворяясь в пространстве и теряя своиочертания, она кажется сотканной из света и тени. Поездка в Италию содействовала его расширению художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Вот таким образом, наверное, нигде с такой яркостью не раскрывается чисто испанское понятие «дворянская честь», как в портретах Диего Веласкеса. Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив ноги. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишейнапоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этимкак бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство».
Прожившей 37 лет во дворце, он вносил изменения и поправки в свои работы, тем самым создал многочисленные проблемы искусствоведам при установлении времени написания некоторых своих работ. Было высказанопредположение, что на холсте, стоящем перед художником, следуетпредполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругупридворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причемхудожник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность кодвору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».
Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий игеометричности форм. Заключительные слова канцоны Лопе деБега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, котороеВеласкес увековечил в «Ткачихах».
Оба произведения выполнены в разных манерах. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижаетсясближением с «безобразным». Но даже королевская чета неабсолютна. Образы белого цвета олицетворяют невинность, непорочность, добро. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Среди сохранившихся коллекции ковров испанских Габсбургов можно найти гобелены с сюжетами из «Метаморфозы» Овидия. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Ее лицо наклонено и повернуто в сторону Афины. Пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), Художник писал картины на мифологические и («Кузница Вулкана», 1630) исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, ато, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этомфон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно икак бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы.
В целом картина вызывает неординарное впечатление. Сами полотна имеют темный, чаще всего условный фон. Не может простой человек превзойти бога. Картина«Менины» явным образом построена. Затона первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазампозирующих.
Отцу Иакову братья принесли окровавленный плащ Иосифа с вестью о том, что он погиб. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. В «бодегонах» прослеживается влияние караваджизма. Но вот две ступеньки поднимают нас в другую светлую комнату, На первом плане мы видим полутемную комнату ковровой мастерской с ее работницами простыми и одетыми, бедно расположенную в глубине картины.
Такие люди не принадлежат обществу, а находятся вне его, даже над ним и его законами. Недаром на работу Веласкеса стекались смотреть художники со всех концов Рима. Его герои – это неустанная борьба добра и зла, жизни и смерти. Иосиф был продан братьями караванщикам за 20 серебренников. Нац.
В левой части картины изображен сам художник. Сестры, оставив свои домашние дела, слушают речи Христа. Нижняяполовина картины занята фигурами.
Нет в нём ярких красок. Между тем более закономерно сравнивать ее с«Ночным дозором». Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Верхняя свободна, более воздушна илегка. светотенью, красками. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Она и прекрасна, но в тоже время испугана и, возможно, даже взгляд её зловещий. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Мы видим пять женщин-прядильщиц, каждую занятую каким-то своим делом. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Все зависит от точкизрения. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Вовсяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяетсявещественность всех образов. Композиция носила открыто-замкнутый характер.
Недаром ван Эйк еще вXV веке в портрете четы Арнольфини запечатлел свое отражение в кругломзеркале на стене. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Необходимый же динамизм сцене придает вращающиеся колесо пряхи. Вспоминается«Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиараслужит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Собственно, картинойследует считать пролет, занятый фигурами, а в его пределах центральноеместо принадлежит не инфанте, а фигуре остановившегося в дверяхгофмаршала. Рядом степенновыступает уродливая карлица Мария Барбола.
Быть может, то, что вижу, — сон. Размер картины 223 x 250 см, холст, масло. В последние годы жизни Веласкес написал две самые знаменитые свои работы: Менины (Фрейлины), в которой изображен частный эпизод придворной жизни и картину Пряхи, живописующую сцену в королевской мастерской ковров. Создатель пытается показать бесконечность человеческого восприятия, фантазии. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.