Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. В. И. В январе 1643 года король согласился отправить Оливареса отставку.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Темнота, царящая вокруг, словно таит в себе что-то непонятное, почти зловещее. Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Ранние работы Веласкеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Массивная золотая цепь со знаком ордена Золотого руна красуется на груди Филиппа IV. Белый цвет безраздельно господствует в его фигуре, как бы для того, чтобы предотвратить горе, готовое постигнуть не только принца, но и художника, подошедшего к концу своих дней. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Придворный шут Николасито, дурачась, наступил ногой на сонного пса. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Веласкесу несказанно повезло.
Пряхи, «Пряхи» – апогей мастерства художника. Тот без раздумий принял это предложение. Как известно и его невеста работала служанкой. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.
Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г. Ученики поражены и подавлены его могуществом. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией интригующим подбором цветов и оттенков и сюжетами, в которых с искренним уважением и теплом отображается жизнь простых испанцев. В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения. В композиции доминирует юбка внушительных размеров из синего бархата и шелка.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. – харчевня или трактир). К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
Водопричастники (водоносы) так в насмешку прозваны были еретики гностика-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), Прозвание это они получили потому, что не вкушали ничего подкрепляющего тело, ни мяса, ни вина и даже в евхаристии употребляли воду вместо вина. Серо-зеленоватый фон картины «Вышивальщица» кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. В течение долгого времени специалисты вели споры и о содержании картины. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов.
Таков взгляд здравомыслящего, рассудительного века Просвещения. Придворный художник, проводящий жизнь в общении с монархами имевший возможность путешествовать и любоваться самыми прекрасными сокровищами мирового искусства, он был обласкан славой еще при жизни, получив заслуженное признание не только королевской семьи, но и других живописцев своего времени. Луки и общества виртуозов Пантеона. В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г».
«Если бы знать, как объяснил бы нам этот сюжет сам Веласкес. В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь. Только в висящем на стене зеркале (а возможно, это картина) мы видим сидящего в кресле Христа, опустившуюся у его ног на колени Марию и стоящую рядом Марфу. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. «Портрет Франсиско Лескано» (вверху) представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» (внизу) – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»).
«Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Портреты Веласкеса необычайно естественны и реалистичны, даже несмотря на то, что в них обычно отсутствуют аксессуары, жесты и движение. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Граф Ольварес на коне Размер картины 314 x 240 см, холст, масло.
Фон портретов подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма портретных картин строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Филипп IV в коричневом и серебре. Эслер и Бойд предложили свое толкование. Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра. На заднем плане картины изображен Христос, критикующий Марфу и Марию за излишнее рвение к домашнему хозяйству. Этот портрет, выполненный художником, больше напоминает манеру фламандских живописцев второй половины 17 столетия, хотя, был создан раньше.
Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. Героями трех из этих работ стали карлики. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. В ход пошел исторический, филологический и научный аппарат. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи.
На первом плане старая и молодая кухарки готовят немудреный ужин. В 1642 – 1644 гг. Неудивителен задний план.
При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея.
Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась.
Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией.
Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. Палитра художника стала светлее, а штрих- прозрачнее, по сравнению с более ранними работами. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. В 1615 году состоялась свадьба наследного принца Филиппа. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X).
Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. В то время она украшала библиотеку дворца- монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». Достигнув города Эммауса, цели своего путешествия, путники сели за трапезу. – пишет А. Якимович.
Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Христос требует не сострадания, а преклонения. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657).
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале).
Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628 – 1629 гг. Он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Он сохраняет ее спокойствие и этим он обязан своим пониманием жизни. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер. Оказалось, что в картине есть скрытая, слегка «замаскированная» мифологическая тема.
Но согласимся ли мы с ним сегодня Действительно, пряхи налицо, они заняты своим делом. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. МениныВ центре картины —пятилетняя принцесса инфанта Маргарита в окружении своих фрейлин. На переднем плане – несколько работниц.
В глубине, на ступеньках за пределами комнаты, стоит дворецкий королевы Хосе Ньето. Слева, перед огромных размеров холстом, стоит сам художник. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха).
вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Как считают исследователи, в образе Бога-сына Веласкес изобразил себя. За него это сделал его ученик – Хуан Баптиста дель Мазо. Менины, Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. Величаво откинувшись в кресле, гордо возвышается Христос над всем окружающим. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Позади нее, в тени, беседуют монахиня и священник. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах и там было установлено кресло для Его Величества. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629 – 1631 гг. Вышивальщица Размер портрета 74 x 60 см, холст, масло.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Усиление экономического и политического гнета в годы его правления привели к восстанию в Каталонии и Португалии (это завершилось ее отделением от Испании в 1640 году). Картина, «Продавец воды» (ок г. ), привлекает ощущением значительности изображенного при подчеркнутой простоте и обыденности сюжетов.
На рубеже х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин. На этой картине возможно изображен именно такой «водонос». Поза инфанты типична для многих других портретов испанского двора. «Менин» часто называют «картиной создания картины». Полотна этого периода созданы в жанре бодегонов (в переводе с исп.
От его большой, уверенно сидящей фигуры веет непоколебимой силой. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.
Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Продавец воды в Севилье Размер картины 107 x 81 см, холст, масло.
За собакой стоит любимица двора — карлица Мари Барбола. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Один из них, вскинув руки испуганно съежившись, отпрянул назад.
Там картина «Пряхи» так и описывается – «ковровая мануфактура, где женщины прядут и сматывают нити». В 1622 году Оливарес официально стал первым министром Испании. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Фрейлина справа склонилась в ожидании приказаний Маргариты.
Великолепно, таинственно, непостижимо, более жизненно, чем сама жизнь – именно так характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса. По их мнению, художник тонко критикует библейскую мораль.
В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда.
, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. 1631/32. Творчество Мастера Человеческие судьбы складываются по-разному. Щедрые королевские дары сделали Оливареса самым богатым из испанских аристократов.
Стали искать скрытый смысл картины. ). Во второй половине 1650-х гг.
Но он не мог согласиться драматизировать природу. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Светлая палитра мазка подчеркивает грусть на личике принца.