В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. От его большой, уверенно сидящей фигуры веет непоколебимой силой.
При всем кажущемся общем довольстве и веселье у него грустный и усталый взгляд. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов— о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы— в оригинальной авторской трактовке. «Менин» часто называют «картиной создания картины». Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.
Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску. Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. 1640. Тот без раздумий принял это предложение.
Она связана с прядением и ткачеством. » Портрет инфанты Маргариты в голубом платье, 1659. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
Оказалось, что в картине есть скрытая, слегка «замаскированная» мифологическая тема. «Венера перед зеркалом» (около 1648, Национальная галерея, Лондон) — образец чувственного женского портрета, являющийся, по задумке автора, жанровым полотном с элементами бытовой картины. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая мудрая женщина указывает на картину, повествующую о евангельском событии.
«Портрет Филиппа IV» (1631–1632, Национальная галерея, Лондон) свидетельствует о том, что Веласкес пользовался у него особым расположением. Но все-таки эти герои лишены оттенка вульгарности. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. 1625 год. Лицо восседающего Иисуса сосредоточенно и торжественно.
Слайд 25 Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. Папа Иннокентий Х. 1650. Яркий пример – «Менины» послужили основой для большой серии картин Пикассо, созданных в 1950-е годы. Каганэ.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Молодая кухарка что-то толчет в ступке. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Таков взгляд здравомыслящего, рассудительного века Просвещения. Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид).
Это самый известный портрет инфанты. Пряхи – апогей мастерства художника.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Другое полотно — «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) — призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию.
В «Портрете инфанта Балтазара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и с перекинутой через плечо лентой. Инфанта Маргарита в красном, 1659. Тот без раздумий принял это предложение. Гармония ритмического строя, которому подчинено расположение фигур, не нарушает естественной непринужденности изображенной сцены.
Филипп IV в коричневом и серебре. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. 1659. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Возле ее босых ног уютно примостилась кошка. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. 1631/32. Интересна лестница, расположенная над головой ткачихи, сидящей за станком, — она словно уходит в темноту потолка и ведет в никуда.
Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид. В проеме открытой двери по ступеням поднимается придворный вельможа Хосе Нието. Вся картина смотрится очень реалистично, благодаря пространственной глубине как в изображении пейзажного фона, так и групп воинов. Он сохраняет ее спокойствие и этим он обязан своим пониманием жизни. Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение.
Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Быть того не может. Филипп IV. Усиление экономического и политического гнета в годы его правления привели к восстанию в Каталонии и Португалии (это завершилось ее отделением от Испании в 1640 году).
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
«Портрет Франсиско Лескано» (вверху) представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» (внизу) – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). Только в висящем на стене зеркале (а возможно, это картина) мы видим сидящего в кресле Христа, опустившуюся у его ног на колени Марию и стоящую рядом Марфу. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Нередко они рисовали шутов и на парадных портретах вместе с хозяевами. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Продавец воды в Севилье. Их естественные позы правдивы и человечны. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
Девочка стоит, кокетливо повернув голову и выжидающе смотрит на зрителя. Но согласимся ли мы с ним сегодня. В. И. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
В композиции доминирует юбка внушительных размеров из синего бархата и шелка. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Достигнув города Эммауса, цели своего путешествия, путники сели за трапезу. Этот идеально белый сосуд, как и Венера, принадлежит Вулкану, но даже располагаясь над горном рядом с закопченным железом и в окружении потных мужских тел, он остается чистым. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». И в этом, как ни странно, угадывается симпатия автора к побежденным. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. Так, например, автор изобразил самого себя за работой в собственной мастерской, но в ней зашторены все окна, а на потолке отчетливо видны два крепления для люстр. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. Во времена Веласкеса обнаженная женская натура была очень редким гостем в испанской живописи.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Необычным в ней было всё— от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой.
Они высказывали сомнения по поводу его таланта.
Вот где кроется даже не ирония, а горечь сожаления великого мастера. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. Существуют разные версии, объясняющие сюжет полотна.
«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. В те времена женщины достаточно редко занимались живописью. Своеобразная аллегория, возможно, на сей раз имеет политические нотки. В который раз мастер достоверно изобразил быт монаршей семьи и ее приближенных.
Героями трех из этих работ стали карлики. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В. И. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Вышивальщица.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. По третьей, «Пряхи»— это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Звание мастера он получил в 1617 году. Уже 6 октября 1623 он был назначен придворным художником испанского монарха. Портретируя короля и членов его семьи, придворных сановников, королевских шутов, друзей, простых тружеников, художник Веласкес изображает человека таким, каков он есть в слиянии самых разноречивых черт характера.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. 1644-48. Граф Ольварес на коне. портрет был отправлен в Вену, возможно, в паре с портретами инфанты Маргариты в 1659г.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Христос требует не сострадания, а преклонения.
Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Длинный нос свидетельствует о благородном происхождении. – пишет А. Якимович. Никакого негодования и возмущения на лице Вулкана нет — только удивление и сомнение. По обычаям испанского королевства женатый инфант должен был иметь собственный придворный штат и Оливаресу удалось получить в нем ключевую должность. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) – обе в Прадо. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Здесь ему оказывает покровительство премьер8209министр Оливарес. Возможно именно этот эпизод художник и запечатлел на холсте.
Таков взгляд здравомыслящего, рассудительного века Просвещения. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом»— очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. Стали искать скрытый смысл картины. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера 8212 портрет Филиппа IV (1654).
В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Художник в пору ее создания был совсем юным – он только что завершил обучение у Франсиско Пачеко, «напоследок» став его зятем. Большинство искусствоведов склонно считать, что «Менины» — это своеобразный «творческий отчет» Веласкеса, «живопись о живописи». Можно представить бурю негодования мощного бога огня и железа. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Вокруг них полукольцом расположились войска. Это заметно по его слегка согнутым пальцам на краю подлокотника и еле заметным каплям пота на лбу и носу.
, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Бродяга, склонившийся над его плечом, выглядит хмельным и суровым. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
У Веласкеса тоже имеется подобная работа. Однако ни один художник не станет работать в темноте. В картине присутствуют два плана. Но удивителен задний план.
И здесь мастер остался верен себе.
Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Он трактовал их как самостоятельные произведения — «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены — «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон).
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Так что же хотел сказать гениальный художник в этой картине. Особенно много их появилось в XX веке. Поза инфанты типична для многих других портретов испанского двора. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Неудивителен задний план. «В свете подобного толкования, – пишет В. И.
За спиной Нассау остались всего лишь несколько воинов, опустивших в унынии головы. Стройный лес копий (отсюда второе название картины "Копья") создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда (О. М.
Слайд 13 В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.
Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Другие идут по дороге жизни ровной походкой, словно происходящее вокруг бурление вовсе не задевает их. Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
Но кувшин несет в себе и смысловую нагрузку. Но согласимся ли мы с ним сегодня Действительно, пряхи налицо, они заняты своим делом. В центре полотна фигуры двух полководцев: согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Светлая палитра мазка подчеркивает грусть на личике принца.
В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». «Если бы знать, как объяснил бы нам этот сюжет сам Веласкес. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Сдача Бреды. Поверх красного платья, на котором художник потрясающе изобразил серебряные накладки, надет белый фартук, выполненный тонкими мазками, передающими его легкость. Поиски скрытого смысла картины стали на повестку дня.
Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), Прозвание это они получили потому, что не вкушали ничего подкрепляющего тело, ни мяса, ни вина и даже в евхаристии употребляли воду вместо вина. Он мог творить либо «в лучах» своего монарха, либо уйти из королевского дворца в никуда. Массивная золотая цепь со знаком ордена Золотого руна красуется на груди Филиппа IV. 1623 Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Над группой офицеров Спинолы — лес стройных копий.
Все Его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Достижение подобного высокого психологического уровня портретируемого было необычайным. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Ученики поражены и подавлены его могуществом. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке.
Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Композиционное построение и продуманное колористическое решение группы по своей форме напоминают человеческое сердце, наполненное Божественным духом и кровью.
Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. Наследник трона изображен в два года, незадолго до своей смерти в 1661г. bodegon – трактир, харчевня).
Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. «Пряхи» – апогей мастерства художника. Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
В средневековой кузнице вместо циклопов работают крепкие мужчины в набедренных повязках. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. Туалет Венеры. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша.
Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп.
На протяжении 1630 – 1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. – Жизнь города, его типы и нравы по8209прежнему интересовали Веласкеса. Однако божественного и мифологического в картине очень мало.
К сожалению, до настоящего времени работы не сохранились, за исключением одной. В левой части картины изображен сам художник. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. 1620 г. ), привлекает ощущением значительности изображенного при подчеркнутой простоте и обыденности сюжетов.
Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин. Карлик Франциско Лезано. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. ). Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
1625 год. Это выразилось уже в самом жанре картины, который называется «бодегонес» («бодегон» в переводе с испанского означает «трактир», «харчевня») и соответственно посвящен изображению «трактирных» сцен. Другая композиция на мифологическую тему — «Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид) — также имеет оригинальное авторское истолкование. Видимо, это был первый портрет короля, написанный Веласкесом после своего возвращения из Италии в 1631 году. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». 171Менины187 часто называют картиной создания картины. Однако сюжет Веласкесом трактован абсолютно иначе. Обнаженная Венера лежит на шелковых простынях, обращенная спиной к зрителю.
Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе — около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Конечно же, заслуживают, если они написаны так, как пишет их мой зять». В 1615 году состоялась свадьба наследного принца Филиппа. Все эти картины вскоре украсили стены дворца. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Поклонение волхвов.
Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Слайд 21 Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Тот без раздумий принял это предложение. Оказалось, что в картине есть скрытая, слегка "замаскированная" мифологическая тема. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. На первом плане старая и молодая кухарки готовят немудреный ужин.
В 1622 году Оливарес официально стал первым министром Испании. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Командующий голландским гарнизоном коренастый Юстин Нассау с темным ключом в руке склонился на белом фоне в вынужденном подобострастии перед высоким худощавым испанским полководцем Амбросио Спинолой, который благородным жестом победителя похлопывает бывшего противника по плечу. Но он не мог согласиться драматизировать природу.
Слайд 17 Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Выходит, Веласкес писал свои гениальные картины «во мраке» королевского дворца. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Здесь Веласкес изобразил новозаветную Троицу, возлагающую на голову Марии корону, увитую прекрасными цветами. Размер портрета 74 x 60 см, холст, масло. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года.
Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV. Раздольская. При этом популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). «Портрет папы Иннокентия X» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) сразу приобрел широкую известность, с него было сделано немало копий, что абсолютно удивительно для того времени. "Картиной создания картины" назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. Глубоко посаженные глаза холодно и внимательно смотрят прямо на зрителя. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Бахус» или «Пьяницы» (1628-1629). настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Несмотря на удобное расположение в кресле, поза Иннокентия X имеет внутреннюю напряженность.
На втором показана мастерская художника. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Что же, в конце концов, происходит на этом полотне. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. На холсте король изображен в вышитом серебром одеянии. Испания находилась в упадке и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. 1634 Размер картины 314 x 240 см, холст, масло. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Действительно, пряхи налицо, они заняты своим делом. «Низменный и ничтожный» сюжет был тут же раскритикован тогдашними теоретиками искусства. Но особенно поражает лицо папы. Доподлинно известно, что папа, увидев свой портрет, воскликнул: «Слишком правдиво. » Как образованный человек, наделенный острым умом, он не мог не увидеть, насколько гениально создан этот шедевр и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Щедрые королевские дары сделали Оливареса самым богатым из испанских аристократов.
Темнота, царящая вокруг, словно таит в себе что-то непонятное, почти зловещее. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. По меньшей мере один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Пряхи, 1657. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Возможно именно эту мысль хотел донести гениальный художник, создавая «семейный портрет» или «менин» изображая самого себя вместе со свитой принцессы. Неужели эти переливы шелка дамских платьев, эта невесомая прозрачность атмосферы и игра солнечного луча, весь этот арсенал живописи, достойный Тициана и Ватто, Вермеера и Гейнсборо, – неужели все это понадобилось для того, чтобы рассказать о жанровой сцене, о каждодневных делах Быть того не может. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника.
1618 Лондонская Национальная Галерея. Младшая женщина что-то перетирает в медной ступе, а старшая указывает цветущей, но сердитой девушке на то событие, что изображено на заднем плане. Но живописца и дипломата торопил с возвращением король. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений.
Менины, 1656. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Рефлексы здесь переданы с огромной убедительностью. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир.
И все-таки, по большому счету, вопрос остается открытым, провоцируя на создание «интерпретационных» текстов и бесконечных творческих «повторений» -реплик-цитат. На дальнем плане, словно на залитой лучами сцене, к которой ведут освещенные ступени изображены две придворные дамы, рассматривающие висящие на стене ковры. На этой картине возможно изображен именно такой «водонос». Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов ( Творчество Мастера Человеческие судьбы складываются по-разному.
Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. За него это сделал его ученик – Хуан Баптиста дель Мазо. Это иносказательное и грустное прославление испанской монархии, которая может легко подмять под себя как отдельного человека, так и любые территории, возомнив о своей самодостаточности. Слайд 10 Это одна из самых ранних датированных картин Веласкеса. – И в свете подобного толкования особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Королевская шляпа находится в глубине картины, на столе, словно Филипп IV только что снял ее перед важной аудиенцией.
Мифологическая героиня была известна как искусная прядильщица, возгордившаяся своими способностями, за что Минерва превратила ее в ужасного паука. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В ход пошел исторический, филологический и научный аппарат. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.
Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Принц Филипп. С другой стороны в реверансе застыла фрейлина Изабелла де Веласко.
На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Там картина «Пряхи» так и описывается – «ковровая мануфактура, где женщины прядут и сматывают нити». Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Или он «портретировал» королевскую чету, когда в мастерскую вбежала инфанта со своими фрейлинами и карликами. Каганэ.
Быть может, Веласкес писал портрет инфанты Маргариты, когда в его мастерскую заглянули король с королевой. Величаво откинувшись в кресле, гордо возвышается Христос над всем окружающим. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
И хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Их четкий и мерный ритм усиливает впечатление силы и могущества победившего войска. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Пачеко (в душе, кажется, соглашавшийся с ними) пытался защищать своего подопечного: «Натюрморты, – писал он в «Искусстве живописи», – не заслуживают уважения.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Странная многофигурная работа построена с помощью любимого композиционного приема художника — «картины в картине» и, конечно, ее зашифрованный смысл знатоки искусства пытаются разгадать уже более трех веков. И ничто: ни его дворянское происхождение, ни даже титул рыцаря ордена Сант-Яго, о котором красноречиво свидетельствует символика в виде креста на его костюме, — не давало ему возможности «выйти на свет». Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой.
Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. По совету учителя, Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански 8212 бодегонес. Серо-зеленоватый фон картины «Вышивальщица» кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. Ранние работы Веласкеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. В его взгляде читаются ум, проницательность, хитрость, надменность.
Грустный Веласкес держит в одной руке палитру, а в другой — длинную кисть. Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшеб ным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах и там было установлено кресло для Его Величества.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».
Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Филипп IV во время отъезда любимого живописца никому не желал позировать. Об этой работе Веласкеса не однажды писал великий испанский философ Ортега-и-Гассет. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Этот факт нам многое говорит о характере самого автора.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. «Сдача Бреды» (1634–1635, Прадо, Мадрид) — самое масштабное полотно из всех сохранившихся.
Изображенные на этом бодегонес Веласкеса старуха, пестик и ступка «переберутся» в его работу «Христос в доме Марфы и Марии», созданную вслед за этим полотном, а повзрослевший на пару лет мальчик обнаружится на картине «Водонос». Чудо в Эммаусе. Персианова).
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Мишель Фуко включил текст «Придворные дамы» (с подробным описанием шедевра Веласкеса) в книгу «Слова и вещи» — своеобразное «евангелие» всякого последовательного постмодерниста. Один из них, вскинув руки испуганно съежившись, отпрянул назад.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Картина, «Продавец воды» (ок. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В январе 1643 года король согласился отправить Оливареса отставку. Над подобным типом портретов, называемых «los truhanes», в разное время работали все придворные художники.