1670-80 гг. Старые испанские авторы называли эффектные приемы живописи позднего Мурильо — «вапоросо» (от слова пар), т. е. насыщенными переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени. Жанровые картины художника завоевали популярность еще при его жизни. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»160— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и160т. 160п. Антония» для капеллы этого святого в соборе.
После смерти жены 1 января 1664160г. Однако, в действительности все обстояло, по-видимому, гораздо прозаичнее. Прошли долгие годы и во второй половине XX века популярность Мурильо заметно выросла. Поздние религиозные картины художника со святыми Мурильо значительно более драматичны, чем его более ранние полотна 1640-х, 1650-х, начала 1660-х годов.
Темный участок фона в нижнем правом углу резко контрастирует с Ее сияющей белой одеждой. Причем, ценили их не только в Испании, но и по всей Европе. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях.
В поздний период творчества, Мурильо, после довольно долгого перерыва, создал несколько блестящих вещей в «детском жанре». Он предпочел остаться в Севильи, где после долгих трудов, смог жить той жизнью, о которой всегда мечтал. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. В 1656 году он написал «Видение святого Антония Падуанского» для кафедрального собора Севильи и получил за эту работу весьма значительную сумму в десять тысяч реалов.
Именно к таковому роду рисунков относятся работы «Святой Иосиф со спящим Младенцем Христом», «Святой Франциск, обнимающий Христа» и «Маленький Иоанн Креститель с ягненком». Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Латинская подпись, данная под автопортретом, гласит, что художник написал его, уступив настоятельным просьбам детей. Дома у него появились чернокожие рабы. Подтверждение этому можно найти в его автопортрете, датированном 1672-75 гг. В 1658 году художник прибыл в Мадрид. Но стал великим живописцем, сумев удержать свой внутренний мир в динамическом равновесии перед ударами судьбы.
и мадрид. По всей видимости, работу над каждым своим полотном Мурильо начинал именно с подготовительного рисунка, где прорабатывал позы персонажей, продумывал расположение деталей, «собирал» элементы композиции в единое целое. Поражает спокойный и словно отрешенный взгляд Мурильо. Таковы работы «Два крестьянских мальчика и негритенок», 1668-70 гг и «Игроки в кости», 1670-75 гг.
Маленькие ангелы создают для Нее «живую лестницу», по которой Она восходит к свету. Неизвестно, ни когда он появился на свет, ни откуда взялось его (ныне всемирно известное) имя Мурильо. Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую, но каждая, в то же время, напоминает уроженку Андалусии), то теперь, художник, напротив, стремился максимально обобщить его. Святой Иосиф (отец) изображен не старцем, как это обычно было принято, а молодыми и полным сил. Она является своеобразным подведением итогов жизни, таким же программным произведением, как «Менины» Веласкеса или «Автопортрет» Пуссена.
Мурильо два года работает довольно медленно. Гораздо важнее передать настроение, неshyобычность и таинственность происходящего. Мурильо был принят в Братство милосердия. Искусство мастераавтобиографично.
Но сестры, не желая, чтобы плоды их рук служили «нуждам» богини любви, отказались продать горшки жрецам. в которой передаshyны сказочность и волшебство сновидения Иакова. В 1639 году в Кадис отправился и Хуан дель Кастильо.
На первый взгляд они похожи на «Едоков дыни и винограда. Многие персонажи правдивы, но иногда приукрашены.
Но спокойное и гармоничное искусство Мурильо тяготело к идеальной трактовке образов. Картины разительно отличаются друг от друга. В мае 1665160г. Но, 1 января 1664 года, после трудных родов, скончалась жена художника. Хуан дель Кастильо когда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св.
В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. И здесь, Мурильо удалось найти верные решения, хоть и не лишенные сентиментальности. Художник лирического плана, он вносил в свои произведения немало искреннего, проникновенного, светлого чувства. Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. «Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам художника.
Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др. ). Восседающие на облаках небожители окружены сияющим потоком парящих ангелочков. Именно эти стороны искусства Мурильо вызывали восхищение последующих поколений.
Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века. Дело заключается в самом раскрытии затронутой темы. В этих «севильских Мадоннах» воплотилась наивная и страстная вера, свойственная испанскому народу.
Религиозная картина была написана по заказу францисканского монастыря. Коленопреклоненные монахи обращают к ним взоры, воздевают руки в экстатическом восторге. Среди них один из самых знаменитых – Эстебан Бартоломе Мурильо. Трогательное материнское чувство художник подчеркивал в Святых Семействах. Но, Мурильо, скорее всего, не имел в виду голландцев, при написании картины. галерее «Видение св. На фоне мрачного ночного пейзажа их одежды и крылья перелиshyваются светлыми пятнами. В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.
В течение двух лет после ее смерти Мурильо почти не писал. К ним можно отнести: «Мученичества святого Андрея», «Бичевание Христа», «Распятие», «Святой Франциск, обнимающий Христа». Листья на ветвях старых, могучих деревьев воспринимаются издали как чудесshyные цветы.
Довольно рано жанровые работы мастера стали известны за пределами Испании. Для каждого сюжета он искал свою композицию, свое звучание. Однако, этот жанр, по-видимому, не слишком привлекал художника. О жизни будущего художника сохранилось мало достоверных сведений. Смешанные чувства владеют зрителем при просмотре картины «Продавщица фруктов».
В Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Художник наивно расшифровывает название ордена (доминиканцы — псы господни) включением в композицию лежащей собаки. Постепенно, Мурильо арендовал все более и более комфортабельные дома, пока, наконец, не остановил свой выбор на роскошном особняке, при котором был «сад с бегущей водой». Молодой Мурильо предпочитал изображать видения или же деяния святых.
Именно в это время Мурильо, после долгого перерыва, вновь возвратился к «детскому» жанру и сделал множество «зарисовок» из жизни севильских детей и подростков таких, как «Едоки паштета», «Два крестьянских мальчика и негритенок», «Игроки в кости». Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Мы видим усталое, печальное, немолодое лицо. В зрелые годы заказчики не давали художнику покоя. Мурильо не был рожден борцом и не смог стать философом. Об особом отношении мастера к образу Девы Марии говорит и то, что он не только писал «традиционных» Мадонн, но и «иллюстрировал» различные этапы ее жизни. Но, следует отметить, что в поздних жанровых работах Мурильо гораздо меньше той «беспричинной жизнерадостности», которая характеризует его ранние картины (исключение составляет лишь картина «Маленький нищий» 1650 года).
На их мученическую кончину указывают пальмовые ветви (традиционные символы мученичества в религиозной живописи), которые сестры держат в руках. И даже в более спокойных по сюжету композициях (таких как «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» Ок. 1668 г., «Милосердие Елизаветы Венгерской». И, тем не менее, работы сильно отличаются друг от друга. Более вероятно, что художник изобразил в «Смятом Семействе» досуг собственной семьи, дав картине религиозное название для того, чтобы убедительнее обосновать ее появление.
Все это косвенно коснулось творчества Мурильо. Антония», в Имп. К числу лучших произведений мастера принадлежит картина «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» (Севилья, Музей изящных искусств). Благословенна земля, производящая в изобилии прекрасные плоды. национ. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед. Непорочное зачатие писали все испанские художники.
Мягкое, окутывающее сияние придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность. Однако, в 1670-х годах он брался писать абсолютно новые, не характерные для себя сюжеты. Отец бережно поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит ему или собачке. Иконография Девы Марии у Мурилъо традиционна (в условиях Испании XVII столетия не представлялось возможным отступить хоть на малость от канона). Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Относительно личности монаха давно ведутся искусствоведческие споры.
Но даже тогда Мурильо не создавал «проходных» вещей. Таковы: «Портрет молодого человека в сером» и «Портрет неизвестного кавалера», ок. 1670 г. Возможно, что нежелание Мурильо занять должность придворного живописца, предполагающую частое обращение к портретному жанру проистекало именно из его нелюбви к последнему. Картина имела большой успех.
Они подходят к дверям кухни, отворяют их (удивленные странным светом, пробивающимся в щель под дверью) и застывают в изумлении. Содержание их в основном религиозное. Он оставил должность директора Академии художеств, вступил в Братство милосердия и вместе с детьми поселился в скромном доме госпиталя Ла Каридад, оставив прежнее роскошное жилище. В особенности, это касается работ «Девушек в окне»1670 г. и «Крестьянский мальчик». музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд.
Типологически, большинство работ восходит к «Едокам дыни и винограда» (ок. 1650 г. ). Юсту и Руфину схватили и казнили. Они едят, болтают играют в кости их радости просты, огорчения мимолетны. Сохранилось лишь очень небольшое количество портретов, принадлежащих его кисти. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. Ответ прост – весь дневной заработок девочки умещается в ладони.
Он смотрит прямо на зрителя, но, в то же время, не видя его. «Детский цикл» 1670-х годов является своего рода предтечей живописи реализма XIX столетия. 1670 гг. Монастырский заказ сделал художника выгодным женихом. Такие картины можно видеть в.
В конце XIX столетия слава художника постепенно померкла, критике подвергались слабые стороны его творчества, обозначаемые как «приторная слащавость», «поверхностность», «приглаженность». Что касается «Продавщицы фруктов», то ее традиционно относят к началу 1670-х годов. Глаза Девы Марии возведены к небу. В 1627 году Гаспар Эстебан, отец Мурильо, скончался. Острее и реальнее в искусстве Мурильо предстают новые для испанской традиции жанровые картины, в которых изображены нищие ребятишки севильских улиц. Вероятно, часть именно этих средств художник вложил в торговое предприятие в Новом Свете. Мурильо мог бы, подобно Веласкесу стать выдающимся портретистом. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п.
Вершиной этих изображений признаны феерические видения Мурильо. Поздние работы Мурильо, причисляемые к жанровым, уже не совсем таковы. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св.
К числу первых картин молодого Мурильо этого типа принадлежит еще несколько тяжеловатая и многословная Мадонна, передающая четки Святому Доминику (1642, Севилья, Архиепископский дворец). Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Судьба определила ему стать последним представителем Золотого векаиспанской живописи. По некоторым свидетельствам, заботливые родственники, рано заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в ученики к Хуану дель Кастильо (1584 — 1640) известному в то время живописцу. Оба маленьких героя картины сидят на земле.
Заметно смятение чувств и двух кабальеро. Такие картины можно видеть в, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Он возносил Мадонну на пьедестал, с высоты которого она представлялась зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям. Исключениями являются лишь «Мадонна-цыганка» и «Вознесение Девы Марии» из коллекции Государственного Эрмитажа, где Мурильо вновь возвратился к своей прежней стилистике. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Она представляет сцену из жизни испанского семейства.
Легенда гласит, что с его отъездом для Мурильо началась самостоятельная жизнь. музее «Отдых св. Доходы живописца были, по-прежнему, весьма значительны. Первые сведения о том, что они оказывали влияние на голландскую жанровую живопись, относятся еще к 1650 году, т. е ко времени создания «Едоков дыни и винограда». Вероятно, Мурильо чувствовал в их семье себя комфортно.
Монах, парящий в золотом ореоле, является смысловым центром всей композиции. Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее. Что мешает картине выглядеть одним из сюжетов пасторали.
Три из них, так наз. Доверчивость проявляется и в раскрытых ладонях Девы Марии. Но, распоряжался ими художник не так как прежде: жертвовал монастырям, раздавал бедным. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Строгая и скорбная складка возле рта. В ранних картинах (Мальчик с собакой, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) больше жизненной прозы, дети некрасивы, естественны. Лишь единственный раз он направился в Кадис для работы над росписями монастыря.
Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Он был взят на воспитание сестрой матери, в свое время удачно вышедшей замуж за врача-хирурга Хуана Агостина Лагареса. Антония», в берл. Действие происходит ночью, при луне, слабо освещаюshyщей холодным светом искривлённые стволы и ветки старых деревьев, реку и водопад. До 1663160г. Младенец держит в руке маленькую птичку.
Мурильо, как все великие испанцы, — замечательный мастер колорита. В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утратил теплоту, становясь «обобщенно-теологическим». Художник отклонил приглашение короля занять место возле престола. Его картины редко могут быть восприняты однозначно, на волне лишь одного чувства. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.
В 1675—76 гг. Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «LImmaculata Concepcion», «LA s uncion» и «La Purisima».
Мурильо стал членом братства, написал в 1674—1680 годах серию картин для госпиталя Милосердия (Ла Каридад) в Севилье. Таковы: «Рождество Богоматери», 1661 г., «Воспитание Девы Марии» 1665 г. и «Непорочное зачатие». Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Уже в 1673 году некоторые из работ упоминались в инвентарях собраний живописи. Композиция не лишена юмора, который, правда, не мешает восприятию сюжета. Его большие циклы, состоявшие из многих картин, часто исполнялись при помощи учеников.
Эта работа занимает особое место в европейской портретной живописи XVII века. Поначалу мы даже не замеshyчаем фигуру спящего Иакова в светло-красных одежshyдах. В молодости ему приходилось много писать, чтобы сохранять востребованность. Жаркая солнечная Испания дала миру многих выдающихся художников. Одна из главных тем Мурильо — видения, чудеса, небесные апофеозы. Вероятно, картины «Спящий Младенец Христос с ангелами» и «Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель с ягненком», ок. И ему волей-неволей приходилось писать то, что хотели получить от него клиенты.
Мурильо прожил всю жизнь в Севилье. Во всяком случае, это не те классические образцы, которыми представлена картина «Едоках дыни и винограда». Творчество).
Там, в сияющей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. С особой тщательноshyстью передан лунный свет, проступающий сквозь раshyзорванные тёмные облака. Плащ Богоматери развевается, словно подхваченный ветром.