На другой площадке уже другая палитра цвета. Он по-прежнему умеет отдаваться своим мечтам и думам, по-прежнему, больше прежнего — разбираясь в каком-нибудь вопросе — «буравит насквозь земной шар», по-прежнему отдается беседе, словно обуреваемый потоком своей мысли. Кажется, что краски волшебные или за картиной спрятан фонарик.
«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Полный месяц изображенный на картине, точно замер в вышине. Этот прогресс констатировался и прессой того времени.
Ведь там небо изменяется моментально, давая пищу воображению художника. Нива (1875) получил звание классного художника 1-й степени. В результате, — считая, должно быть, себя «несовместимыми», — и Клодт и Куинджи оба вышли из состава «Товарищества». Пропитав дегтем суровый холст своей домодельной рубахи (от нечисти), он и сам был цветом близок к своей мазнице, висевшей под телегой. Нет никакого сомнения, что она вернется оттуда абсолютно погубленной благодаря соленым испарениям моря и пр. — Свидевшись с ним в Париже и уговорив его прислать картину из Шербурга (где она находилась на фрегате) хоть на десять дней, я имел тайную надежду, что он согласится оставить ее здесь для выставки, что бы спасло картину и принесло бы много пользы и славы живописцу Орлов также разделял эту надежду Но великий князь оказал великое упорство — и картина, простояв здесь у первого здешнего торговца картинами Ледельмейера в прекрасной галерее и при отличном освещении, — отправилась обратно на фрегат.
Но :это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Но беседа эта ведется теперь лишь с близкими испытанными друзьями, но круг этих друзей уже значительно сузился Васнецов, с которым дружба была особенно интимная, в конце 80-х годов перебрался в Киев (расписывать стенной живописью Владимирский собор), а затем поселился в Москве. Все эти и другие мои заявления никакого успеха не имели. Он ежедневно кормил этих городских «захребетников» на вышке своего дома, а затем на крыше Елисеевского дома больных, ушибленных забирал к себе и лечил. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.
1845 Умирает отец Куинджи, чуть позже – мать. Берёзовая роща – символ России. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К.
Отправившись на Валаам, ом пишет этюд за этюдом, обращая особенное внимание на рисунок. И. Е. Репин в своей статье, помещаемой здесь же, очень живо рисует фигуру Куинджи перед мольбертом: и в этом тщательно-осторожном подборе красок, о котором он рассказывает, в этом долгом смешивании их на палитре, в испытующе-проверяющем взгляде, который затем устремляется на холст, чувствуется все тот же «реалист» в живописи, проявляется все то же сознательное и строгое Первая картина Куинджи, которой он дебютировал у передвижников на третьей их выставке 1874 года, по самому мотиву своему была чисто «передвижническая». И характер художника ничуть не изменился.
Я не буду говорить о «подражателях», которые всегда, подобно слепням, облепляющим борзого коня, вьются вокруг каждого имевшего успех счастливца и спешат использовать «для рынка» модный мотив: живописная макулатура, в виде ночных пейзажей с лунами, блестящими реками и огоньками в хатках, а через год — в виде солнечных прогалинок в березовых лесах, конечно, начала появляться в большом количестве. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». В Академии нельзя излагать предмета без оглядки, в школе живописи в Москве — тоже. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.
Кто еще что увидел. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. В 1878 году "Украинская ночь" была показана на Всемирной выставке в Париже. Так и тут.
Вот такое необычное композиционное решение придумал художник А. И. Куинджи. На себя, на свое собственное существование чета Куинджи тратила гроши.
Похоронен на Смоленском кладбище. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Он был всегда неизменным и желанным посетителем передвижнических «сред». Она называлась «Забытая деревня».
В 1874 году Куинджи пишет картину "Забытая деревня" (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. У обоих — голые стены, «венские» стулья, белые обои (не дающие фальшивых цветных рефлексов). Утопизм народнических теорий к 80-м годам выявил себя уже с достаточной определенностью.
На картине изображен яркий летний солнечный день. Быть может, безмерный эгоизм игнорирующий интересы товарищей. Вы невольно жмуритесь от яркого солнца, от ослепительныхбликов на стволах берез.
Идет дождик — обложный, хронический. Зашла речь об этюдах — были показаны и этюды.
У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Только в позднейшие годы, когда число участников передвижной выставки очень разрослось, собрания были перенесены в помещение «Общества Поощрения Художеств». На богатстве цветовых сочетаний, в картине все построено на виртуозной тональных разработке отношений. Согласно рассказу господина Каракаша, за этим «введением» в науку последовало кратковременное обучение в городской школе. Отрадное явление.
Поработав ретушером у фотографов Мариуполя, Одессы и Петербурга, он пишет свою первую большую картину под названием «Татарская сакля в Крыму», которая впоследствии была выставлена на академической выставке, после чего становится вольнослушателем академии. Любовь и ненависть не суть логические выводы, а чувства. Вскоре художник освобождается от влияния среды, в смысле выбора мотивов и дает, с одной стороны, наиболее, на мой взгляд, гармоничную вещь этого периода «Украинскую ночь», с другой — ужо решительно обобщенный «Чумацкий тракт». Утратилось всякое чувство меры и в творчестве и в суждениях о нем. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. В центре картины украинские хатки с соломенными крышами и белыми дымоходами.
Их бюджет в этом смысле был почти «студенческий». Так было и во многих других, более частных вопросах В письмах своих Крамской не раз отдает дань прозорливости и ясности мышления «глубокомысленного грека» Это, впрочем, абсолютно не относится к крупной художественной силе — И. И. Шишкину.
Старый «лесовик» обиделся. «Сами по себе луна и солнце, писал Крамской, не предмет для живописи». Изучив ученика, он уже «спорил» с ним и опровергал и поправлял и направлял И иной раз один его мазок, правда, предварительно очень тщательно «выверенный», убеждал лучше всяких слов, сразу давая нужный эффект, приводя к тому, над чем долго и бесплодно бился юноша Манера его при этом, по словам его учеников, была все та же, какую описывает в своей статье и И. Е. Репин.
И вот с фрегата «Ночь на Днепре» попадает временно на сушу — в столицу Франции, в картинный магазин Ледельмейера. 1895 Возвращение с Кавказа. ЖИЗНЕННЫЕ ЭТАПЫ 1842 Родился в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е.
Художник еще раз улыбнулся и назначил примерную цену: «Тысяч пять». — «Ну, хорошо, — сказал офицер, — я ее оставляю за собой». Вскоре вслед за ним умирает и мать и оставляет маленького Архипа круглым сиротой. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Голубая тень легла от дерева на освещенную стену Мы видим в этих «показаниях» старого беллетриста и знаменитого химика не только полное удовлетворение, но и прямой восторг перед произведениями Куинджи Другой «современник», Л. В. Позен, с глубокой грустью отмечал в беседе со мной, что некоторые из картин сильно проиграли от тех не доведенных до конца поправок, которые впоследствии внес в них Куинджи, возвращаясь к работе над ними даже во время болезни Что же касается впечатления, полученного от них в том же 1901 году, когда Архип Иванович вообще приоткрыл двери своей мастерской для некоторых знакомых, то и у Позена оно было столь же сильное, как у автора только что цитированного рассказа и действующих в этом рассказе лиц: при взгляде на некоторые из картин, по выражению Л. В. Позена, у него «мурашки бегали по спине» — от ощущения художественного восторга — на мой взгляд — одна из самых «больших» вещей, среди оставшихся после Куинджи Но — увы.
Что это такое. Не служит ли и его живопись на потребу тем, кому нужны «Римлянки», входящие в бассейны и выходящие из них.
Одна — у его брата, Спиридона Ивановича: сильно потрескавшийся холст, представляющий как бы первоначальный эскиз той «Татарской сакли в лунную ночь», за которую ему предложили впоследствии звание художника. Он даже свозил в этих видах Суворина на квартиру к собственнику картины (которому она, к слову сказать, досталась всего за 100 рублей) Может быть, еще более характерен и более, так сказать, «символистичен» третий факт, относящийся к моменту, к которому я сейчас перейду — к эпохе участия Архипа Ивановича в передвижных выставках. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Само крестьянство оказалось совсем непохожим на то идеализированное представление о нем, какое легло базисом в теории «кающихся дворян» и наследовавших эти теории «разночинцев». Таковы были отношения, создавшиеся у Куинджи с Академией Впрочем, отношения эти до самого конца были «худым миром», не переходившим в «добрую ссору» Несмотря на сокрушительные выступления его в Совете, образчики которых только что видел читатель, Архип Иванович, как я упоминал, до конца жизни оставался членом этого Совета. У всех любителей искусства былана' устах картина «Ночь на Днепре» художника с звучной фамилией Куинджи. Ведь их тут много Откуда же я вошел и как теперь выйти. Так и тут Еще его «Лес» я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, по его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания.
Сколько они возбуждали несмолкаемых толков и в обществе и в печати. Сами краски, если видеть картину в первый раз, кажутся нереальными. Целые дни мечется он по огромной постройке: самолично — «то мореплаватель, то плотник» — вставляет дверные замки, ручки, задвижки за всем присматривает изобретает особое отопление снизу холодных помещений и т. д. — словом, усиленно «молотит рожь на обухе». Архип Куинджи, как никто другой, чувствовал свет, цвет, переходы тонов. Но ведь и закатов, особенно в высокогорной местности, похожих друг на друга, не бывает.
Нет больше выставок Куинджи. Между тем в «Ночи на Днепре» мы видим не только превосходно переданный лунный свет, но и сам источник его — «прекрасное светило ночи». Приведу его «послужной список»: еще в 1878 году за картины «Вид на оз.
Но :это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. типологически близка романтическим произведениям. Но миссия его не завершена.
Куинджи побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей. Этот лиризм все возрастал и мужал. Картины Куинджи встречают теплый прием.
Кто пережил те годы, тот помнит, с каким нетерпением ожидалось приближение весны и какой подлинной «первой ласточкой» являлась передвижная выставка, приуроченная почти всегда к марту или апрелю месяцу. Ему остается быть искренним, чтобы быть тенденциозным Искусство греков было тенденциозно, по-моему и когда оно было тенденциозно, оно шло в гору когда же оно перестало руководиться высокими мотивами религии, оно быстро выродилось в забаву, роскошное украшение, а затем не замедлило сделаться манерным и умереть» Близкие к нему люди передавали мне, что до последних лет, встретившись с кем-либо из почитателей его таланта, выразивших это почитание в беседе с ним, он дома рассказывал об этом каждый раз, как о «новости», с каким-то детски-торжествующим видом Он тщательно собирал все отзывы о своих картинах и своей деятельности вообще, печатавшиеся в газетах (и, скажу к слову, эта собранная им коллекция аккуратно по годам наклеенных на листы газетных вырезок сослужила мне большую службу в настоящей работе). Куинджи делает вторую попытку поговорить с учениками. Архитектором был сам Архип Иванович, который изобрел эту разбирающуюся постройку и заказал ее в Севастополе, откуда «вилла» и была привезена на арбе Прислуживал сторож-татарин. Немного в стороне заснеженная ложбинка, убегающая вниз. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы.
Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. И именно эта картина создает ему имя. Он пасет гусей, собирает кизяки. При первом взгляде получается странное впечатление. На его обязанности лежало хождение в деревушку, лежащую наверху откоса, за пищей (главным образом, бараниной) и к журчавшему тут же, возле ящика источнику — за водой И думал: вот здесь надо поднять Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это все надо сделать, как площадку Насыпать земли, посадить деревья, тут птицы будут жить, пчелы, ульи можно поставить, сад будет Здесь всякие этюды можно писать это же такая мастерская и такой вид, каких нигде нет.
Пишет На острове Валааме – первую картину, приобретенную П. Третьяковым. Один критик воздает хвалу картине за реальность ее, подчеркивает, что это — «не картина, а сама природа», что хочется «обхватить руками эти деревья, броситься на эту траву и, растянувшись на ней, смотреть, смотреть без конца на залитые солнечным блеском белые стволы берез, на открывающуюся вашему взору перспективу мягкой и изумрудной зелени, на неподвижную листву переплетающихся между собой ветвей» А рядом другой — восхищается именно субъективизмом художника. В «Северном вестнике», в романе госпожи Капустиной, картине была посвящена целая глава Мариупольский пастух гусей, а затем — ретушер, самоучка в живописи, никому неведомый грек теперь завоевал столицу и Россию своей третьей «лунной ночью» Читатель помнит, что лунную ночь изображала юношеская картина Куинджи, приведшая его в Академию лунная ночь — на Украине — положила начало его славе теперешняя, третья ночь, подняла эту славу до апогея Он полюбил ее, эту южную ночь и понял ее, еще гам — на круче «Карасевского» обрыва, когда впервые детскими глазами вглядывался в мир И остался верен ей. Жена спрашивает, беспокоилась: где я так долго был.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Однако юноша не соблазняется этим успехом. В 1901 году выставка «Мира Искусства» — какими-то судьбами. Но другие и особенно Клодт, не могли смириться с отрицавшим и затмевавшим их новым явлением Картина Куинджи «Север», выставленная на 7-й выставке, вызвала очень насмешливые отзывы со стороны Клодта. Передвижники продолжали чту традицию. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Воспитанные на «Современнике» и «Отечественных записках» главари школы, как Крамской, стремились и в художестве служить тем же целям, которым служила народническая литература. Он не только требовал общественного содержания от картин, но и прямой тенденциозности. Пусть потомки знают, что мы отдавали себе отчет и что, ввиду невероятного и нового явления, мы оставили к сведению и эту оговорку» «Ночь на Днепре» после выставки в Петербурге была увезена великим князем в кругосветное плавание. Были ли фактически подобные предложения — мне неизвестно.
Природа кажется недвижной. Это был единственный серьезный художественный праздник в году. В глубине его теоретических взглядов на искусство прочным пластом, на всю жизнь, залегли те самые принципы, которыми жило и передвижничество. В этот момент подвертывается покупатель и приобретает дом за 385000 наличными с переводом лежащего на нем долга он порождал немало практических затруднений (в смысле, например, приискания помещений для выставок, в смысле возможности пользоваться мастерскими и т. п. ) а с другой стороны идейная борьба, конечно, одухотворяла и «подстегивала», вливала энергию в адептов свободного искусства, но в то же время и парализовала влияние передвижников на молодое поколение, которое volens nolens попадало в руки академических преподавателей И вдруг открывается возможность взять в свои руки высшее художественное училище в стране, с его могущественными средствами Неожиданно открывается перспектива распространить свое влияние именно на молодежь — да не только в столице, а и по всей России — через посредство подведомственных Академии провинциальных художественных школ и училищ «Есть три, четыре, пять человек, которые что-нибудь знают и могут кое-чему научить молодые побеги. По-видимому, чем естественнее, тем лучше но, однако, наклеенные волосы портили бы портрет.
В тот год, когда писалось «Ладожское озере», соседом по квартире с Архипом Ивановичем был маринист Судковский. —А ведь здесь уж несомненно одно — недостатков масса: рисунок слаб Композиция. Канцелярская сторона не существовала для мастерской. Этот день стал традиционным для собраний «товарищей» еще во времена «артели» (1863–1868 годы), составившейся из тех храбрецов, которые порвали с Академией и которым, но выражению Крамского, «надо было держаться друг за друга, чтобы не пропасть».
(В клетках, само собой разумеется, он птиц не держал). Ввысь устремились тополя. В. Васнецов заявил Академии письменно: «Так как Академия не может отвечать своему назначению, то я считаю напрасным именоваться членом учреждения, утратившего свой живой смысл». Но если в нее хорошенько всмотреться, можно своими глазами «увидеть» причудливую неповторимость заката, потрогать ту скалу, по которой бежит солнечный зайчик. Моросит.
земли Уже совсем explicite пошел по стопам северных «скальдов» Н. К. Рерих: начиная с «дебютной» картины «Славяне и варяги», через «Воронов» и до «Город строится», он пишет лишь «саги», он весь — в старине, в ее примитивных формах и мотивах Романтические легенды о родной Польше дает в лучших картинах своих К. К. Вроблевский, стилизуя старинные костелы и тополи своей родины. Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм.
Давай мне виртуоза, чтобы кисть его изгибалась, как змея и всегда была готова догадаться, в каком настроении повелитель» Художественный критик В. В. Стасов, с самого начала явившийся поклонником и энергичным ратоборцем передвижничества, со свойственным ему пылом доводил «гражданское» направление до крайности. Она как бы предупреждает нас, чтобы мы не свалились в воду. Самые настоящие цветовые эффекты, свойственные закату в горах. Необычайность зрелища притягательно действует на глаз световой эффект, кажущийся в первую минуту странным, быть может, однако, абсолютно правдив и мы не имеем права заподозривать эту русскую луну, с которой незнакомы Остальные вещи Куинджи, к тому же, отличаются правдивостью освещения, вселяющей доверие к нему» Рецензент «Голоса», господин Матушинский, еще ранее, но поводу предыдущих картин Куинджи, указывал на его дар — «подмечать в природе нечто поэтическое» и на отличительную особенность его творчества, в силу которой он «не копирует природу, а передает то, что связывает его, как и всех людей, с рядом известных впечатлений от природы» по поводу «Украинской ночи» он заявлял, что «никогда еще поэтическое чувство Куинджи не выражалось с такой силой и так эффектно». В сюжетах картин — бесконечное разнообразие.
Что фамилия Куинджи – от турецкого Еменджи, Одно верно, что означало переводе в золотых дел мастер. Жил на дворе, под навесом. А Крамской в те годы был уже художник с именем и портреты его были «в цене» в искусстве Куинджи не был никогда: не только в более ранние годы — о них нечего и говорить. Особенно много говорили и писали о другой.
Подчас трудно, почти невозможно, столковаться. Только зоркие (ставшие уже дальнозоркими) глаза его смотрели теперь сквозь очки, — но так же впивался он ими в картину, затем долго составлял краску на палитре, брал ее на кисть и, вытянув руку, еще раз «сверял» составленный тон, щурясь и оценивая его на фоне тех, которые он должен был дополнить и тогда уже быстро и решительно проводил свой «победный» мазок В самое первое время он советовал делать копии.
По отзывам видевших ее лиц, это чисто ученическая работа, представляющая лишь биографический интерес. Единственная живая тварь среди этой знойной пустыни — летящая в небе по направлению к зрителю степная птица Другая «степь» взята вечером.
Об «освещении» нечего и говорить В жизни Куинджи усматривалась какая-то сплошная «тайна»: он-де, «по слухам», даже учился в Академии не под собственным именем, а под именем Золотарева, а вернее — вовсе не учился «Затрагивать некоторые вопросы как-то прямо неловко», — писал обличитель но «для истории» он считал необходимым это сделать: эпизод отставки из профессоров Академии получал окраску использования движения молодежи в собственных честолюбивых целях вся деятельность Архипа Ивановича характеризовалась, как сплошные «измены» и «засилье» по отношению сначала к передвижникам, а потом к Академии сам он именовался «злым гением русского искусства», «маньяком, одержимым манией величия» и притом одаренным «особой практичностью» и т. д. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Общий колорит и самый мотив довольно внятно говорят о влиянии Айвазовского. Все остальное в картине тонет в безмолвии ночи. Никаких картин, этажерок со статуэтками, никаких старинных блюд, оружия, шлемов, — ничего «макартовского», словом Теперь каждый молодой художник, сколько-нибудь зарабатывающий, спешит стать, в смысле убранства мастерской и квартиры, маленьким Макартом. Кто первый из вас, дети, догадается, в какой картине присутствуют эти краски. Но не сразу ему удалось стать учеником Академии: слабой оказалась художественная подготовка.
Все я сидел, смотрел и думал. Из-за Ярошенко Архипу Ивановичу пришлось пережить тяжелую минуту: в 1895 году на собрании «товарищей» у Брюллова при появлении Куинджи Ярошенко поставил на баллотировку вопрос о возможности «посторонним» присутствовать на таких собраниях.
Что было нужно, то и делалось» «Из двух десятков учеников мастерской А. И. Куинджи теперь многие разбрелись по далеким углам: многих жизнь оторвала от товарищей но при всякой встрече в радостном возгласе чувствуется воспоминание о жизни в мастерской А. И Всякий, бывавший в этой мастерской, помнит из каких разновидных по существу людей она, естественно, была составлена Куинджи сумел рассказать им всем о радости искусства и только в этом секрет единогласия, царившего в мастерской Не деспотизмом, но великой силой убеждения мог связывать в одно целое Куинджи своих учеников» «Скоро поставили чум и с каким наслаждением, один Бог только видел, мы уплетали мерзлую оленину и попивали горячий чаек Горе и несчастье были забыты Вернулся я к своим художественным задачам, размышляя, как хорошо бы изобразить на полотне многое из недавно пережитого Вспоминался Петербург и те беспечные вечера в мастерской дорогого А. И. Куинджи, где мы так горячо судили и рядили о чем угодно и где для каждого суждения так же легко было найти товарищескую поддержку, как и возражение Но где все они — любимый профессор и дорогие товарищи. Он до сих пор как бы ищет и составляет «свою палитру» и здесь, в области техники, завоевания его огромны. Другая небольшая картинка находится у племянника Архипа Ивановича — Ивана Елевфериевича Золотарева: ее мотив — утро в горах — не встречается в дальнейших произведениях Куинджи.
Нет. Ведь Фортуни есть, правда, последнее слово, но чего. Куинджи увлекся рисованием с детства. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Неужели он никогда не испытывает этой потребности.
Но в годы передвижничества демократический аскетизм был в моде. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Он разошелся с Судковским, с которым до тех пор дружил и настоял на том, чтобы Суворин (в газете которого появилась статья Вагнера, ставившая картину Судковского «рядом с лучшими произведениями Куинджи») написал статью в защиту авторского права на художественное открытие. Противопоставлял же Суворин его жизнерадостную живопись хмурому, религиозному реализму передвижников А Чуйко в одной из своих вполне сочувственных заметок прямо объяснял успех Куинджи совпадением во вкусах с народившимся у нас Мы видели в самом начале неустановившегося юношу, по темам и манере «прислонявшегося» к Айвазовскому («Сакля на берегу Черного моря», «Буря при солнечном закате», «Исаакий при лунном освещении»), а затем — впитывающего в свое творчество приемы и вкусы передвижников: это — в картинах «серо-бурого» периода от «Забытой деревни» до «валаамских» мотивов включительно. 1855 Живет в Феодосии, беря уроки живописи у А. Фесслера.
До всего он небольшая картинка. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт.
Посреди зеленой опушки, между берез, на ярком летнем солнце бежит извиваясь, лесной ручей. Ученики последнего часто заглядывали к «куинджистам» сам Шишкин всегда ценил в своем соседе гениального колориста и у него возникла мысль усилить общение между обеими мастерскими, проделав в разделявшей их стене дверь С таким предложением он однажды и явился в мастерскую Куинджи: «Соединим их, — говорил Шишкин, — ты будешь учить их колориту, а я рисунку» Но Куинджи решительно отверг этот план. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Товаркой ему в работе и играх является девчурка Анастасия, по фамилии Дико. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». (Лениво переквакиваются лягушки, плеск рыбки, в тени мы сразу же услышим комариков. Это — не картина, а натура». И он будет вылезать на крышу, чтобы сделать перевязку пациенту будет совершать хирургические операции (вроде трахеотомии и вставления трубочки в горло голубя), будет щедро отдавать свое время этой пернатой твари. Созданная им в 1872 году картина "Осенняя распутица" (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников.
Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Особенно, когда краски со временем сдадут — все это погаснет, один чад останется от всего. А между тем ясно, что именно импрессионизм стоит на верном пути к ее осуществлению, что, выдвинув в достаточной мере субъективный, «антропоцентрический» момент творчества, он создал и возможность полной гармонизации, полного синтеза тонов и форм, на смену тому условному синтезу, какой давали классики-идеалисты вроде Пуссена и Клода Лоррена или той, главным образом, графической гармонизации, какую мы видим в голландском реалистическом пейзаже — с другой поражала в его картинах чутких зрителей.
Все эти картины состряпаны наспех Они безграмотны, неряшливы, нет ни рисунка, ни живописи «Баррикады» Мейсонье, «Стачка» Дефрегера — это я понимаю, так как это художественно и сильно» В 1908 году появилась в «Новой Руси» статья за подписью одного из членов кружка: это был целый поток обвинений против Куинджи, причем на добрых три четверти даже фактическая сторона дела была извращена изложена неверно. А вскоре Шишкин покинул Академию Архипу Ивановичу такая мера была, конечно, не по душе. Учение продолжалось недолго ибо ученик вскоре овладел всей премудростью учителя. «Упадешь, слезай. » — «Нет это здесь хорошо: Петербург видно» Пыхтя, весь мокрый, спускается Архип Иванович на землю и в одной рубашке и брюках укладывается тут же под сосной на росистую траву, чтобы «остыть» И ничего не делается с его железным организмом, не знающим, что такое простуда А затем ночью, на сеновале, он так оживлен, как никогда: так и сыплет остротами, шутками, мастерски рассказывает бесконечный ряд анекдотов из малороссийского быта, почти родного этому южанину Вся ночь проходит при раскатах веселого, беззаботного, юношеского смеха Я уже указывал, что все молодое, жизнеспособное, талантливое устремлялось в те годы именно сюда, к «товариществу» Передвижникам удалось действительно нащупать и выразить основной нерв художественной жизни, художественных исканий того времени.
«Забытая деревня», Все его работы, «Чумацкий тракт», «Степи», «Украинская ночь», критики оценивают по максимуму, единодушно признавая достоинства работ и талант художника – в том его числе лучшие картины. Разве Патти — сердце. Отношение к миру становится субъективнее, становится более личным и потому — свободным. Некоторые картины его ставили на дыбы благовоспитанных зрителей: особенно вот эти простые малороссийские хаты, что с особой пластичностью поместились на круче, как на пьедестале за ними густые массы темной зелени груш делают глубокий бархатный фон всей картинке. В лесу уже ночь, все тонет во мраке А там, низко у горизонта, в щелях между темными стволами горит огненно-красная полоса заката «Вечер» изображает малороссийский хутор, весь залитый лучами заходящего солнца. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы.
Картина Куинджи – прекрасный подарок, который подойдет к любому интерьеру (вот ведь странное их качество. ), только необходимо тщательно подбирать раму. Совет уклонился от возложения на него каких-нибудь полномочий. Рецензенты выражали удивление, как такая небольшая картина могла давать впечатление огромной внутренности леса, уходящего — одна группа стволов за другой — вдаль Освещение Куинджи выбрал боковое, когда солнце свернуло уже с полудня и в его оранжевых лучах стволы круглились с необычайной рельефностью Быть может, даже слишком подчеркнут был этот эффект: недаром некоторые наивные рецензенты, думая сказать комплимент, заговаривали о «стереоскопической» рельефности И опять, как и о «Ночи на Днепре», отзывы «двоятся». Рекомендовал изучать рисунки Калама.
Куда ведет его субъективное восприятие природы. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки. Они почти дословно совпадают с характеристикой, даваемой художником С. М. Дудиным, который, вспоминая об А. И. и его выступлениях в кружке «куинджистов» в конце 90-х годов, говорит: «Слушали сто охотно, хотя понимать его несколько спутанные речи было трудновато В его речах поражало всегда одно: о чем бы он ни говорил, он умел находить новую сторону дела или вопроса, причем всегда выходило как-то так, что эта сторона и есть та, с которой именно и надо разбирать вопрос Ношения, предлагавшиеся им, всегда отличались простотой и практичностью Взгляды его на искусство, на авторов часто удивляли своей оригинальностью и меткостью: о них всегда сказывалось, с одной стороны, как бы незнакомство с тем, что думали и говорили об этом другие, с другой — все то же умение глядеть на вещи не с той стороны, с которой стало обычным смотреть., Другой характерной чертой его участия в спорах было то, что он не отвлекался в сторону — не от предмета спора, нет: в этом отношении А. И. был много и много раз грешен, — а от тех излюбленных задач, которые сто занимали» Картина была написана по заказу Демидова Сан-Донато за 7 тысяч рублей но затем дело с Демидовым расстроилось и за ту же сумму приобрел ее г. Терещенко для своей галереи в Киеве. Но А. И. Куинджи умел побеждать.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Куинджи же сам объяснял так: ". Впервые на Руси создалась целая серия демократических журналов — от «Телеграфа» и «Телескопа» до «Отечественных записок» и «Современника».
Художник А. И. Куинджи был непревзойденным мастером светотени. Поглядывая на нее, решают, что влезть на нее трудновато и даже едва ли возможно «Что. Зритель уже бредил степью Куинджи целую неделю и более. Картина «Березовая роща» привлекает своей безыскусной обыденностью и в то же время открывает волшебство и красоту в повседневном и привычном пейзаже: стройные березки, нежная зелень, пронизанная золотыми солнечными лучами, прозрачное небо.
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Стволы берез этоисточники света. Приведу такой факт. Хозяева подчас призывали туда гостей полюбоваться этой наивной стенописью.
К морю — крутой, скалистый обрыв. Отбросьте патриотические преувеличения заслуг родного искусства и более чем легкомысленные преуменьшения заслуг «чужестранцев» и получится нечто очень близкое к истине, никем в ту эпоху столь точно не формулированное была уже абсолютно в новом для художника роде.
В следующем году Куинджи выставил три картины: "Чумацкий тракт в Мариуполе" (ГТГ), "Степь в цвету" и "Степь вечером" (местонахождение неизвестно). Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным.
Оказалось, что это был один из великих князей» Когда затем картина была выставлена в «Обществе Поощрения Художеств», буквально весь грамотный Петербург целыми днями осаждал помещение выставки Кареты стояли от подъезда «Общества» по Большой Морской до самого Невского и загибали еще за угол по Невскому до Малой Морской (ныне улица Гоголя). — но и в старости. Это — в натуре вещей У Леонида Андреева в одной из повестей («Мои записки») есть прекрасный образ. Шесть недель шел чумак за тяжелыми возами своих товарищей-волов. Осталась бы картина в Париже — попала бы на выставку — и грому было бы много — и медаль бы Куинджи получил Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие.
А пребывание «Ночи на Днепре» в Париже уже все-таки приготовило пути» В значительно видоизмененной трактовке он вернулся к мотиву, уже им испробованному Но если «Березовая роща» 1879 года могла быть названа пробой пера и «этюдом» солнечного освещения, то новая «Роща» была написана с гораздо большей законченностью и уверенностью. А вот что достойно внимания: серьезные художники увидели в открытиях Куинджи предмет для изучения, ценный материал для обогащения пейзажной техники Именно так высказывался о «Березовой роще» Шишкин, по-видимому, подчеркивая в то же время ее незавершенность в смысле гармонии: «Это — не картина, а с нее картину можно писать» Другой видный пейзажист и «искатель солнца», Орловский, говорил: «Я никогда не думал, не воображал, чтобы можно было довести картину до такого рельефа. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). (Отмечают темно-зеленый цвет воды в ней отразилась зелень берез и желтоватый цвет семян березы на воде. ) Вдоль берега растет высокая густая трава. — поместилась в залах Академии художеств. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
С особенной, лихорадочной тряской следил за Куинджи художник В. Д. Орловский. А сердце было больное Ялтинские врачи предписали полное спокойствие, запретили всякие занятия, прием посетителей, разговоры В одиночестве лежал Архип Иванович в своем номере, — находилась при нем только сестра милосердия Один из учеников его, Н. П. Химона, бывший в это время в Ялте, поселился в соседнем номере балкон был общий, разделенный лишь парусинными перегородками и сквозь щель в перегородке ученику удавалось иногда поглядеть на больного учителя, когда того выносили подышать воздухом он высказывал доктору Гурвичу, что социализм, по его мнению, может устранить много преступлений, много зла, может развить солидарность и любовь, проповедуемую христианством, но лично ему чувствовалась какая-то фальшь и здесь, что-то мертвящее, способное остановить жизнь: «Жизнь все-таки — борьба, соперничество, вечный «конкурс», — говорил он, прибегая к словарю своей профессии Жизнь представлялась ему, как сплошное единоборство двух начал — добра и зла. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. За границу они с женой ездили в 1878 году — в год Всемирной выставки (это было второе заграничное его путешествие: о первом, 1875 года, я упоминал выше).
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Всем известным, Вот я стал Архипом Ивановичем, а потом увидел, ну это хорошо, больше что так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Тишина, спокойствие разлиты в природе. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». И в то время как одна группа толпилась перед картиной, другие длинной вереницей ждали на лестнице и густой толпой стояли у подъезда Сам Архип Иванович то и дело принужден был «наводить порядок»: разбивал публику на группы, урезонивал нетерпеливых Словом, происходило нечто небывалое, невиданное и неслыханное.
После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Теперь он не пожелал расстаться с ней По настоянию И. С. Тургенева, Константин Константинович во время стоянки в Шербурге дал разрешение выставить картину в Париже — всего на несколько дней. Переночевали все в сарае на сене. Эти бытовые особенности становятся тем «каменным фундаментом», на котором, — я заимствую образ Ибсена, — строится «воздушный замок» интеллигентской идеологии «Уж если на то пошло, то я утверждаю, что нет более настоящих импрессионалистов, как мы, русские, начиная с Тропинина вплоть до начинающего мальчика в школе живописи в Москве.
Но вот характерная черточка: когда некоторые из юношей облюбовали для копии тот чудесный пейзаж Ахенбаха, который изображает монастырский сад с кипарисами (он находится в Кушелевской галерее при Академии), Архип Иванович воспротивился: это, по его мнению, — слишком законченная вещь, «слишком картина», как он выражался. В отношении других цветов у Куинджи другой подход: они выглядят более резко. Но никто не думал о своих глазах: смотрели не сморгнув — не оторвать, бывало Растворился чернозем «по ступицу» волы едва вытаскивают тяжелый воз с солью своим мерным, тягучим шагом. Валааме», «Степь», «Чумацкий тракт» и «Украинская ночь», выставленные на передвижной выставке, Академия присудила Куинджи звание «классного художника 1-й степени» в 1892 году, во время переработки Устава, он получил звание профессора в 1909 году — чин действительного статского советника В связи с получением этого чина возникли тогда слухи о назначении Куинджи на пост вице-президента Академии, освободившийся после ухода И. И. Толстого. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Она вознаградила эту верность и все главнейшие и наиболее удачливые этапы его художественной жизни подарены ему «южной ночью» Два слова о самой картине.
Над рекой в ясном ночном небе, среди небольших облаков — полная луна.
Друзья не понимали причин, волновались. Оно и быть иначе не может. И взбитая ценность и мираж этого ослепляющего фейерверка — по-тго. Но что было извинительно 30–40 лет тому назад, то немыслимо теперь» Второй пейзаж Куинджи на той же выставке, «Березовая роща» — радостный солнечный мотив, очевидно, особенно пришедшийся художнику по душе ибо он дважды возвращался к нему впоследствии, несколько варьируя композицию и свет Впечатление начала лета, первых жарких дней с яркой и чистой листвой и сочно-зеленым ковром росистой травы передано с огромной силой. Прихожу домой. и спрашивал Третьякова: «Не дорого ли. » За чудесный портрет Шишкина во весь рост — 800руб. Зная свое влияние на учеников, он на заседании Совета предложил себя в качестве «парламентера». Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
— недоговоренное Недаром — не случайно это — он не мог кончить повторений «Ночи на Днепре» и так мучился над всеми последними картинами своими, столько раз переписывая их, — на протяжении целых десятков лет, — до самой болезни, сведшей его в могилу, даже во время этой болезни Большинство из них так и остались без последнего, завершающего мазка Это, конечно, не мешает им быть глубоко значительными художественными произведениями. Быть может, Куинджи соединял вместе (зная или не зная — все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и, по истечении известного времени или потухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: отчего приходили в восторг добродушные зрители. Да и сейчас — от чего с ума сходить. На картине снег, скалы, сосны красноватого оттенка. Все его работы, в том числе его лучшие картины: «Забытая деревня», «Степи», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», критики оценивают по максимуму, единодушно признавая достоинства работ и талант художника. Вот, во избежание такого несправедливого к нам отношения в будущем я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река — действительно совершает величественное течение и небо — настоящее, бездонное и глубокое.
Впрочем, приезда в столицу больших художников драмы, как Росси, Сальвини, Дузе, он не пропускал.
«Да зачем Вам. Входит в Комиссию по подготовке нового академического устава. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Из «передвижников» преданностью музыке отличались П. А. Брюллов игравший на виолончели, Позен игравший «на всех» инструментах, но преимущественно на скрипке и Мясоедов — пианист, — из них составлялось трио.
Для современников художника его картины были радостным откровением. Внутри могли поместиться две кровати и между ними, но уже с трудом — столик и стул. Сначала говорили о делах «Товарищества», а затем, за ужином — «обо всем» Простая обстановка, пиджаки и «австрийки» папиросный дым, водка и пиво закуска в виде селедки, незамысловатый ужин в одно блюдо Кудлатые характерные головы Шишкина, Савицкого, Максимова Размеренная, сдержанная речь умницы Крамского и его внимательный, пытливый взгляд уверенный, даже авторитетный тон Мясоедова изредка фанфары самого «верно-преданного» Владимира Стасова, сопровождавшего и в устной беседе (а не только в печатной) каждое свое слово чуть ли не тремя восклицательными знаками. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. 1901 После двадцатилетнего перерыва показывает свои новые работы. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). Я увидела красивую бабочку, мы спугнули стайку птичек, а вот расцвел колокольчик.
Дорогие читатели. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других". Выделяет 100 тысяч рублей в премиальный фонд академических выставок.
Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Сверкающего, в «Березовой роще» художник добился декоративного эффекта и этим еще неведомым в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, лучезарного мира. Жил он на кухне у Чабаненко.
Он ничего не переносил на стенах все было сложено аккуратно и все надежно хранилось его женой Верой Леонтьевной, которая в удивительном порядке и идеальной чистоте держала даже все его тюбики красок, перетирая их каждый день — палитру, также и кисти. Грязная, глинистая, обильно смоченная осенним дождем равнина — серо-бурая, однообразно плоская тяжело нависшие над ней серо-бурые тучи несколько полусгнивших, покосившихся избушек «забытой» Богом и людьми деревни По дороге тащится сутулый мужичок, а в стороне мычит, вытянув шею, тощая корова Заброшенность, нищета и скудость природы и человеческого бытия среди нее — вот унылый лиризм этой картины, усугубляемый красками поздней осени и «плачем» самого неба, с которого моросит Критика приветствовала эту картину именно за Эти картины степи побуждают критика из журнала «Пчела» Прахова отметить, что «уроженец юга, среди петербургской серенькой природы, грезит о своих далеких степях» «И от этих грез, — продолжает критик, — перенесенных на полотно и на вас веет мощью степной шири» Вот сюжет одной из этих картин: безбрежный простор равнины, пожелтевшей под лучами солнца и сейчас ее обливающими высокий бурьян, цветы над дымкой, заволакивающей горизонт, как бы выплывая из нее, подымается одинокое желто-золотистое, густое облако (то излюбленное облако Куинджи, к которому он будет впоследствии возвращаться не один раз). Но чтобы научить молодежь, нужна безусловная свобода преподавания. Причем, как я упоминал, его занимали не оттенки и нюансы, а, так сказать, целые категории, массы, основные тона их «материал». Уже тогда и вполне справедливо, пресса начинает подчеркивать и отличие Куинджи от большинства пейзажистов — его сверстников и предшественников, противопоставляя его лирическую сочную живопись суховатому, тщательному рисунку Клодта и объективизму «лесовика» Шишкина.
Все это так. Дело в том, что картина была выставлена в темпом помещении и освещена сбоку ламповым светом (как объясняли некоторые из рецензентов, художника побудила к этому красная стена дома на противоположной стороне Морской, дававшая рефлекс на картину и губившая ее колорит) «Пусть ультрареальные критики утверждают, что художник обязан писать то, что у всех и всегда перед глазами, что каждого влечет во мрак, туман, в грусть, в слякоть, в болото. Оказалось, воспаление легких. В результате появились картины: "Ладожское озеро" (1872, ГРМ), "На острове Валаам" (1873, ГТГ). Но не особенно настаивал, так что копировали не все.
Дом наполняется жильцами. Увольнение с должности профессора-руководителя пейзажной мастерской. Ниже луны облака эти стелются длинными косвенными полосами и теряются в глубине горизонта. Быть может, болезненное, мелочное самолюбие и честолюбие. Они как будто нас здесь ждали. ) Что еще услышали или заметили вы. Произведения пластики идут в музеи да к немногим частным лицам из имущих классов.
Солнечные пятна, розоватые на свежей коре берез и горящие теплыми желто-зелеными тонами на мураве, рельеф «совсем круглых» стволов, влажная дымка воздуха, благодаря которой планы так ощутительны, — все это приводило в восторг зрителей и, по замечанию всех рецензентов, публика бессменно толпилась перед этой картиной и в Петербурге и в Москве. Но могучий организм на этот раз одолел: Архип Иванович начал мало-помалу поправляться, а затем встал на ноги и продолжал хлопоты по организации Общества Архип Иванович рассказывал, что во время болезни его очень трогали пернатые его друзья: ежедневно около полудня они прилетали как бы навещать его и стучались клювами в стекла мастерской Доехав до Ялты, Архип Иванович остановился в гостинице и слег. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Народничество представляло собою стройную и ясную идеологию.
Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Но Мусоргского он признавал за «Хованщину». Но сами слухи в таких случаях уже показательны среды были перенесены в здание Академии художеств доступ на них получили все экспоненты «Весенней выставки» Около кружка сгруппировались наиболее живые и отзывчивые элементы и, конечно, влияние А. И. много этому содействовало Таким образом, возникло ядро экспонентов, которые на первых же выборах избрали комитет из так называемых куинджистов и в его руки отдали судьбу выставки.
Однажды вечером появляется компания молодых художников: Барков, Илимов, Куинджи. Видно, чтовозраст их почтенный. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Лет через десять Судковский выставил картину «Мертвый штиль», где повторялся найденный Куинджи мотив просвечивающего сквозь воду каменистого дна Куинджи объявил ее плагиатом. Торжество открытия свелось к сплошным овациям по адресу А. И. в которых принимали участие все собравшиеся: ученики, профессора, гости А. И подарил библиотеке свой портрет, писанный Крамским в начале 70-х годов В дневнике г. Гурвича записаны некоторые беседы, где Архип Иванович касался религии: он не был атеистом, но церковной религиозности был чужд Правда из каких-то ему одному ведомых побуждений он вносил регулярно некоторую сумму на церковь своего прихода но когда священник этого прихода явился причащать его, он отклонил это предложение и все свелось к непродолжительной беседе как бы с обыкновенным посетителем, пришедшим навестить больного Сам Архип Иванович называл себя «религиозным» человеком, говорил о разлитом во всем мире первоисточнике всего сущего и, кажется, вернее всего можно определить его настроение словами: пантеистический деизм О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Стена в стену с мастерской Архипа Ивановича была мастерская И. И. Шишкина.
Со своей стороны и Академия (за исключением события 1897 года) тоже держала себя по отношению к нему достаточно миролюбиво. Здесь я все решаю один, никто не осудит, но и никто не поддержит. Особенно гордился Архип Иванович двумя операциями: «трахеотомией», которую он проделал над голубем с больным горлом (о ней я уже упоминал: этот голубь потом жил изрядное время с трубочкой в шее), а затем, однажды, залетела к нему в мастерскую бабочка-крапивница, долго билась о стекло и обо что-то разорвала себе крыло, — этой бабочке крыло было заклеено «синдэтиконом» Из пернатых питомцев Куинджи одна галка со сломанным крылом жила у него целых два года, пока не была съедена кошкой Для насыщения больных и здоровых расходовались ежедневно 1–2 французские булки вороны получали вдобавок и мясо а овса выходило до шести кулей в месяц Из этого видно, в каких размерах производилось кормление сцены и все интимные наклонности Архипа Ивановича — это вещи почти несовместимые Он ходил в театр раза два-три в год, предпочитая драматической сцене оперу. «Публично» он выступал только у Крамского, когда не было чужих — гостей Упорным оставался убежденный демократ Н. А. Ярошенко. И все это так естественно в фигуре «самоучки», который исключительно своими руками пробивал себе дорогу, «сам-один» Что за идеал, к которому необходимо стремиться — идеал не только общечеловеческий, жизненный, но и чисто эстетический.
Вопросы искусства у Праховых также не на последнем месте Отраженным путем, через юношу Репина, некоторое влияние этого кружка просачивается и в кухмистерскую «Мазанихи» По поводу этой вещи позднее, в 1883 году, разыгрался эпизод, в то время поднявший изрядный шум в художественном мире. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Картина или действительность.
За картины На острове Валааме (1873), Чумацкий тракт в Мариуполе (1875), Украинская ночь (1876) и картину Степь. Какие тогда появлялись глубокие интересные картины. В третий раз он побывал в Европе уже в 90-х годах с учениками. Это в долинах солнце закатывается быстро. В окончательном варианте нет ничего случайного, "списанного" с натуры. Он очень взволнован, бледен, произносит лишь несколько слов. Айвазовскому.
Архип Иванович за всю жизнь ни разу не жил «на даче». Единственное украшение — цветы на окнах. обедал ли. Картина эта — невиданное еще нигде могущество красок. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В мастерскую его не пускали.
И не только потому, конечно, что на «улице художников не настал еще праздник», что большинство кое-как сводило концы с концами. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. (Теперь он оценивается в миллион рублей). Явившиеся в результате картины, как только что описанное «Ладожское озеро», действительно отмечены более строгим рисунком, чем их ближайшие предшественники. Все казалось избитым до пошлости.
Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. 1842 Родился в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. Мне думается, что со времени 1882 года — все последующие годы свои — Куинджи прожил в художественных колебаниях и сомнениях Я подробнее займусь последними картинами его в заключительной главе. Он заточается в своей мастерской и втайне даже от ближайших учеников и друзей отдается усиленной работе, новым исканиям.
Так произошло с вопросом о переходе передвижников в реформированную Академию. А. А. Рылов рассказывает ту легенду, о которой «лес шумит»: «Зеленый шум», старая его вещь, как и новейшая на тот же приблизительно мотив (эти лучшие, на мой взгляд, его достижения), полны какого-то примитивного и именно эпического лиризма. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины "Березовая роща". «Это писано на стекле и освещено сзади». Когда дела кассы тли плохо, профессор Куинджи неоднократно выдавал ей субсидию В результате образовался небольшой капитал, который ученики и решили употребить на создание библиотеки Последней было присвоено наименование «Ученической библиотеки имени А. И. Куинджи».
Он поминутно бегал в свою мастерскую и каждый раз я видел новые откровения: он показывал мне эскиз за эскизом, писанные более 30 лет тому назад. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Слухи эти не оправдались. Тем вся история и кончилась В интересующий нас момент, взволнованный, глубоко озабоченный судьбой молодежи, к которой он так привязался в своей мастерской, он, конечно, не раз прибегал к «словесным дубинкам» В заседании Совета, в момент забастовки, он обрушился на И. И. Толстого более чем энергично, а когда заговорил о своем влиянии на учеников, предлагая поручить ему переговоры с ними, не особенно щадил самолюбие своих коллег Но, конечно, это были лишь частности, лишь последние капли, переполнившие чашу. Художник позволяет.
Вот почему на стволах розово-оранжевые пятнышки. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Великие писатели считали своим долгом отмечать выставки в больших журнальных статьях. В обеих — мотив солнечного захода. Он делал вид, что будто тяготится даже этой чистотой.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи". Нива (1875) получил звание классного художника 1-й степени. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Входит в Комиссию по подготовке нового академического устава. Ввысь устремились тополя.
По глиняному раскисшему косогору ползет тележенка, едва вытаскиваемая клячонкой. Бессменно дежурящее в ясном небе южное солнце, залитая его тучами гладь хамелеона-моря, яркий свет, четкие тени, конкретная, четкая красота южного дня и пряные, томные, фантастические, дурманящие краски южной ночи — вот колыбель будущего Куинджи Грамоте мальчик обучался на медные гроши, в «вольной школе» грека-учителя, который сам был еле грамотным, да и то лишь по-гречески. Задний план – небо сине-фиолетового цвета. У Спиридона Ивановича было целых четыре юношеских картины Куинджи, но хранились они на чердаке и три из них погибли абсолютно. Здесь только робко пробивалась тенденция к более обобщенному трактованию, а отличием от остальных «товарищей»-пейзажистов являлась определенная лирическая нота.
Таким образом, уже в пятилетием бутузе сказывается будущий «птичий доктор» изображенный на карикатуре Щербова (см. Чтобы показать густую тень и яркий свет, он взял такие краски. Вновь едет за границу. Первое прикосновение к краскам и кистям.
В унисон с ним и критик «Пчелы» называет картину «бесспорно самой яркой звездой всей выставки»: «с глубиной поэтического захвата и с энергией формы, с энергией, так сказать, художественного языка, каким высказана эта ночь, не может мериться ни одно из остальных произведений» Критик этот так высоко ставит картину Куинджи, что задумывается даже, «не здесь ли предел» для развития художника, — высказывает, что ему слышится в ней «та трагическая нота, которая является обычным спутником всего необыкновенного, всего приближающегося к совершенству» И из приведенных отзывов ясно, что молодой еще пейзажист — А. И. шел тогда 34-й год — уже успел завоевать зрителя: его ставили рядом с признанными авторитетами, людьми предшествовавшего поколения, как Шишкин и Клодт, а то и выше их Очевидно, те новшества, которые вносил в пейзаж Куинджи, являлись уже назревшим, уже необходимым шагом вперед. На этот раз его выслушивают. Архип Иванович, как гласит протокол заседания, высказался в защиту общества «Мир Искусства», среди членов коего находятся художники, которых А. И. признает « Архип Иванович страстно любил музыку, особенно итальянцев и Бетховена. Еще ничего подобного никогда не создавало искусство.
Сам Архип Иванович с детства играл на скрипке, по больше в одиночестве (подобно бекиновскому «анахорету») или дома под аккомпанемент Веры Леонтьевны. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Да, мы их видим с теневой стороны. «Русский художник-пейзажист господин Куинджи, — писал критик, — один из обративших на себя наибольшее внимание на последней Всемирной выставке, доставляет парижанам случай увидеть значительное его произведение» Затем, дав описание картины, Бюрти резюмировал: «Главный эффект картины — в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.
Но с первых же своих выступлений он, в сущности, прокладывает дорогу иному искусству иной концепции: элементы импрессионизма, субъективизма у него налицо с самого начала и именно из среды его учеников выйдут впоследствии пейзажисты-лирики, пейзажисты-романтики Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только Отец Архипа Ивановича умирает, когда ребенку идет всего шестой год. Как видите, круг этот почти исчерпывается «товарищами»-передвижниками. На заседании Академического Совета кое-кто из «правых» с пеной у рта обрушился на выставку новаторов. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. В 1879 году художник пишет три пейзажа: "Север", "После грозы", "Березовая роща" (все в ГТГ). Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.
Да простят мне авторы, если они находятся здесь в числе моих слушателей. Начиная с 1873 года, эта связь все время крепла и росла. «Барбизону» этому положено было основание еще в начале 60-х годов, когда выезжали сюда на этюды взморья пейзажисты старшего поколения: Дюкер, Шишкин, Орловский, Мещерский, Суходольский.
«Лес», «Березовая роща», «Север», «Ночь на Днепре» «После грозы», – «Вечер в Малороссии», Среди его популярных картин также. Но мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображенную им местность. Мы увидим, как он впоследствии разочаровался в этих надеждах, — как вековая сила инерции и традиций академической жизни свела почти к нулю все усилия реформаторов Академия осталась Академией, как всюду такой остается: может быть, в соответствии с общими культурными и политическими условиями, она только выпуклее выявляет у нас присущие любой современной академии бюрократически-консервативные тенденции Шеллер-Михайлов писал в редактируемом им «Живописном обозрении» «Поражает замечательно высокий уровень всей мастерской. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни.
Сама по себе опасная в такие годы — Архипу Ивановичу шел 68-й год — эта болезнь, как известно, особенно «требовательна» по отношению к сердцу. Вот таким образом в горах у талантливого художника появляется возможность полностью насладиться чудесами природы.
А в «чаше» за три года совместной с ним деятельности должно было накопиться немало таких капель В том же году я подал заявление общему собранию о несоблюдении Академией, а также Августейшим Управляющим Русским музеем Высочайше утвержденного положения о музее и, как бывший член комиссии по составлению временного устава Академии, так и положения о Русском музее, убедившись в бесполезности моих заявлений, в отчаянии закончил свое заявление следующими словами: «Если судьба Русского музея, будущей славы и гордости русского национального искусства — обратиться в частную галерею великого князя Георгия Михайловича, если судьба Академии — превратиться в департамент, а художников — в чиновников, на то воля Божья». В этой области он у нас был зачинателем истинным новатором. Театру он предпочитал домашнюю музыку: то и дело заставлял он играть Веру Леонтьевну на фортепиано — то любимую итальянскую оперу, то бетховенскую сонату — или сам отводил душу в скрипичной игре или шел к кому-либо из товарищей, где «музицировали» На лето всегда отправлялись в путешествие. Ни малейшего следа иностранного влияния или, по крайней мере, никаких признаков подражательности: «Лунная ночь на Украйне» — удивляет, дает даже впечатление ненатуральности На возвышающемся над равниной холме виднеются две-три жалкие хижины, стены которых лунный свет озаряет зеленоватой белизной. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.
Я — совершенный дурак перед этой картиной. В 1903 году, когда Совет Академии, думая, что ученики плохо рисуют и плохо пишут оттого, что нет инспекторов, решил учредить должности 4-х инспекторов «с содержанием по 4000 рублей, по чинопроизводству VI класса, по шитью на мундире VII разряда, а пенсии назначить по придворному ведомству, как более выгодные сравнительно с пенсиями по учебной службе», я подал общему собранию следующее заявление: «Каждый из нас, кто преподавал и кто сколько-нибудь художник, знает, что весь успех преподавания зависит от добросовестного и талантливого преподавателя, а не от инспекторов, хотя бы их было не четыре, как предполагается, а четыреста» и проч. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. О подлинных причинах разрыва можно только гадать, а поводом послужила анонимная статья в газете, в которой говорилось, что Куинджи не умеет правильно подбирать цветовую гамму и «перезеленяет» свои картины.
Но, при всей скудости обстановки, в квартирах названных художников глаз все же веселили хоть этюды свои и товарищей (конечно, В Петербурге он возился с голубями, воронами, галками, воробьями. Товарищи-художники не раз пользовались его советами в этой области. «Сам-один» в своей каморке он усаживается за картину, ту самую «Татарскую саклю», о которой я уже упоминал. За Васильева можно было уже не бояться, так как изучение им натуры спустилось в последнее время очень глубоко, в самую суть предметов, тогда как в данном случае (т. е. Он любил изображать необычные моменты в жизни природы, редкие эффекты освещения. 1880 Выход из Товарищества передвижников.
В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Его «Ночь на Днепре» — это не движение живописи вперед, а скачок, скачок огромный. — Ну, положим, от пейзажа сюжета еще не требуют да и то Шишкин, например, всегда Только что названные картины явились результатом поездки на Валаам и упорной работы, к которой, по объяснению Е. Е. Волкова, побудила Куинджи его неудача на конкурсной выставке в «Обществе поощрения художеств». Уложения, регламент, чиновничество сидят уже и там. А к тому идет. Если пробуждение национального самосознания в народе и обществе надо отнести к эпохе Отечественной войны, если вскоре после нее появляется Пушкин, чтобы создать самый язык русской поэзии и проложить пути для художественного выражения национального мироощущения, то через сороковые годы и вплоть до 60-х идет crescendo эта созидательная работа русской литературы, а в 60-е годы осуществление великой социальной задачи уничтожения рабства и следовавшая затем «эпоха великих реформ» порождают не только расцвет национального чувства, но даже приводят к и самобытничеству, к преувеличенным надеждам на возможности, заложенные в русском народе, в русском племени. На своей картине «Вечер на Украине» А. И. Об этом свидетельствуютгустые, насыщенные темной зеленью тени на земле.
— спрашивает господин Куинджи, улыбнувшись. — Ведь Вы все равно не купите — она дорогая». — «Ну, однако. » — допытывается офицер. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Между ними произошло охлаждение. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. А иной раз один и тот же критик сам «раздваивается», воздавая хвалу и за то и за другое Это, конечно, очень типично для «Мне припомнились, — пишет по поводу «Березовой рощи» Максим Белинский, — слова одного известного писателя, который имел смелость указать на действительность, как на единственный критерий художественности того или другого произведения, причем утверждал, что картина художника все-таки никогда не сравнится со своим идеалом.
Но внимательный слушатель вскоре замечал, что «отклонения» от темы — только кажущиеся, что «глубокомысленный грек» говорит — «буравил землю насквозь», как образно выразился о нем в беседе со мной И. Е. Репин Л. В. Позен характеризовал Архипа Ивановича, как необыкновенно логичный и последовательный ум: лишенный настоящего образования, до всего доходя «сам-один», он, при даровитости натуры и богатстве жизненного опыта, по словам Позена именно от личных переживаний отправляясь, занимал определенную позицию в том или ином вопросе, а затем уже с неумолимой последовательностью проделывал все вытекающие из этой позиции выводы Сбить его с его «точки» было необычайно трудно или даже невозможно. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Часто изображается художниками и всегда по разному.
«Но, говорил он о произведениях Куинджи, глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». — какая на следующий день разразилась буря, когда пришедший на выставку Архип Иванович заметил это «самоуправство». Вероятно, кое-какие «фонды» образовались из сбережений от скудного заработка в Одессе.
Неужели это — художественное впечатление. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Остальные «товарищи» заняли нейтральную позицию. Речь не о них и не об этом.
Обязанность мальчика состояла в приемке кирпича. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Может, вы догадались, почему они серого цвета. Он был всегда против «направленства» и тенденции он только считал, что искусство вправе трактовать идейные сюжеты и полагал, что именно русское искусство не может от них отворачиваться: Об этом свидетельствует самый успех передвижников не только в столицах, но и по всей провинции. В 1881 году художник создал картину "Днепр утром" (ГТГ).
Выставка 1882 года была последней для художника. Просьба его не отклоняется и давнишняя, упорная мечта осуществлена. После выставки 1873 года, на которой это произведение было показано, о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.
Такие же мазанки, как и в «Украинской ночи», почти так же расположенные на пригорке, но на этот раз не под загадочно бледными лучами луны, а в ярком зареве южного заката Юг и солнце окончательно восстанавливают свои права в душе художника. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Илья Репин называл его «художником света». Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж "После грозы". В окне одной из хат мерцает одинокий огонек, рядом напряженно вздымается к небу группа пирамидальных тополей, слева таинственно темнеет пруд «Истинный интерес представляют несколько пейзажистов, особенно г. Куинджи. Все детали тщательно вырисованы. Тут и «слишком натуральный», по выражению Страхова, свет и «стереоскопически рельефные» стволы, — это с одной стороны а с другой — все те же стремления обобщать, «декоративно» суммировать впечатления К указанным элементам натурализма можно прибавить еще присущее давно стремление передавать сам материал, само вещество природы: это особенно чувствуется в восприятие мира Однако сам он сначала искал, затем страдал двойственностью концепции, а под конец приблизился к известной гармонии, но, на мой взгляд, в этой гармонии было что-то нерешительное, робкое — это у Куинджи-то. Сюжета.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Мы ниже увидим, как отразилось это настроение передвижников на судьбе Архипа Ивановича Но этого мало: новая школа еще была проникнута живым демократическим духом. 1952 Прах художника перенесен в Некрополь мастеров искусств Александра-Невской лавры. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах. Сам сильный художник, много учившийся не без успеха (он мог вместе с пушкинским Сальери сказать: «Музыку я разъял, как труп гармонию проверил алгеброй»), Орловский недосыпал, недоедал — как на огне горел — не мог понять, чем Куинджи достигает такой иллюзии света и такого общего тона картины, чем он так могущественно завладевает целою толпою зрителей и заставляет ее самозабвенно неметь от восторга перед его картинами.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Художник заточен в тюрьму. Друзья не понимали причин, волновались.
Внутренняя тенденция, о которой я говорил, безусловно ему присущая, — синтетическое, «итоговое» воспроизведение природы есть тенденция, далеко еще не осуществленная. Писали об искусстве Достоевский, Тургенев, Лесков, Григорович Высоко стояла живопись А теперь. » «Вы скажете иссякли таланты. Как рассказывала мне В. Л. Куинджи, дом — или, точнее, целых три дома, да еще с надворными флигелями (по 10-й линии близ Малого проспекта)— находился в чрезвычайно запущенном состоянии: только одна треть квартир была обитаема, остальные вопияли о ремонте С энергией отчаяния принимается Архип Иванович за хозяйство. Мы боялисьвыйти из тени, отбрасываемой березами, чтобы не спугнуть очарования.
Размытую дорогу с тускло поблескивающими – лужами он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, Куинджи не просто передал осенний холодный день, которая с трудом идет по грязи. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. В книжке «для кирпичей» появился, между прочим, произведший фурор портрет местного церковного старосты Бибелли От Чабаненко Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморети, в качестве комнатного мальчика обязанности его — чистка сапог, прислуживание за столом и т. д. Никакого блеска световых эффектов, никакой яркости или подчеркнутости Скромный — в светлых, бело-молочных тонах — вид Днепра, с мастерски переданной плоскостью реки, с удивительным впечатлением шири, простора На первом плане — кусок степи и на нем — тщательно нарисованный «торчащий» в воздухе репейник. Провизию для стола закупал дворник или швейцар и подавал в дверь. Помимо этой, — правда, существенной, — внешней причины, самые вкусы людей, самый тон их жизни были иными Но Архип Иванович и в этом смысле был «передвижником из передвижников» Мне приходилось видеть в 80-х годах обстановку покойного В. М. Максимова и В. М. Васнецова. Не дискредитируют ли такие явления художников в глазах публики, не приводят ли вообще к отрицательным, глубоко «реакционным» результатам для самого искусства.
Чумацкий тракт в Мариуполе (1875), За картины На острове Валааме (1873), ночь Украинская (1876) и картину Степь. совпало ибо его еще не знал отец французского импрессионизма Коро Я имею в виду нечто гораздо более общее по своему характеру и более принципиальное. Речь его сводится, приблизительно, к следующему: «Господа, если вы меня любите, прекратите забастовку иначе мне будет плохо» Голоса молодежи после этого разделяются но большинство все же высказывается за продолжение забастовки Тогда Совет вывешивает объявление об исключении всех «бастующих» в случае неявки их на занятия в назначенный день Угроза не подействовала. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Небеса, которые мы увидели, уже начинали погасать.
У меня на палитре краски, которые использовал один из художников. Наступили долгие годы молчания. В рисунке камней первого плана, — и в «Ладожском озере» и особенно в «Виде на о. Валааме», — заметно некоторое влияние Калама Сообщении Д. В. Позена относятся лишь к периоду 1882–1895гг., так как в более ранние голы он с Куинджи по встречался. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
А началось это еще там — на обожженных солнцем улицах мариупольского предместья, когда, как говорится, его еле от земли было видно Мариупольское предместье Карасу (или в русской переделке — Карасевка), где стоял, ныне исчезнувший, его родной дом и где в доме брата или тетки проводил и дальнейшие годы детства маленький Архип, громоздится по краю крутого, живописного обрыва, а с этого обрыва открывается широкий вид на долину исторической реки Калки (Калмиус) и на море. «Передвижение» первых выставок по городам, можно сказать, было сплошным триумфальным шествием. Никогда еще художник, да еще пейзажист, не делался у нас таким «героем дня», не увлекал так толпы Газеты наперебой помещали хвалебные отзывы о картине в каждой из них появлялось по две-три и более статей о «Ночи на Днепре» и ее авторе.
Прежде всего, психологически-импрессионирующей глубокой тенью, которая покрывает весь передний план: зрителю уже кажется, что нога лишь с неуверенностью может ступать на эту землю Он уже вошел в мир призрачности А вот и самый мир этот: сейчас же за тенью — яркое, контрастное бело-зеленое пятно: это светится «фосфорическим» светом известка хаток под залитыми луной, но темными соломенными крышами. 1904 Учреждено Общество имени А. И. Куинджи на его средства. Или пространные, но неясные размышления вслух «мужичника» Максимова, умного и искреннего человека, но удивительно лишенного дара теоретической речи или его же анекдоты, которые он, по замечанию Крамского, всегда рассказывал так, что «никому не было смешно» От времени до времени отрывочные реплики неразговорчивого «лесовика» Шишкина, с его огромной фигурой и умным взглядом смотревших исподлобья, чисто «мужичьих» глаз Или теноровый оживленный говор «народника»и «фанатика передвижничества» Ярошенко, — интереснейшего, остроумного, а подчас и необыкновенно язвительного собеседникаВ этот хор то и дело врывался уверенными и увесистыми нотами баритон Архипа Ивановича и речь его всегда го о ел а жаром подлинной убежденности Эта речь была нестройная: он как бы спотыкался и отвлекался от темы, по-видимому, переходя с одного предмета на другой, пересыпая фразы своим обычным «это это». В «Лесе» момент взят более поздний. (Левая, радикальная часть Товарищества называла его «совестью передвижников»), Он был очень огорчен, узнав о колебаниях Крамского и негодовал на Куинджи и Репина. Выбрал Архип Иванович самую южную оконечность полуострова — мыс Кекенеиз. Упомяну в заключение, что от периода юности, от первых художественных шагов Архипа Ивановича сохранились лишь весьма скудные следы.
Публику, во избежание давки, приходилось впускать группами. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Так, за картину «Созерцатель» Крамской назначал 400руб.
Начатых Ладожским озером, Картина Север продолжала северных серию пейзажей. Большинством двух голосов вопрос был решен отрицательно С этих пор Архип Иванович уже не появлялся в среде передвижников Одно из наиболее шумных и многолюдных чествований произошло в 1908г., 6 ноября: оно было приурочено к открытию ученической библиотеки при академической «кассе учащихся» Инициатором этой кассы в старые годы явился Куинджи (задача ее сводится к покупке картин учеников: последние получают на кассы половину суммы, в которую картина оценена членами кассы затем картина выставляется для продажи «на постоянной выставке» в здании Академии же известный с вырученной суммы поступает в пользу кассы). В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы.
Чтобы бороться с цензурои и ханжеством россииского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очереднои эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черныи ВОС». Пляж — каменистый, а в самом море стоит большой красавец-камень Узунташ — излюбленный камень Архипа Ивановича «Вилла» Куинджи состояла из шести квадратных щитов, около сажени в поперечнике. На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
и т. д. Под руководством Д. И. 1910 Умирает 11 июля (24 июля по новому стилю) в Петербурге.