Тишина царит над миром. Кавказ» (обе – 1890-1895, Государственный Русский музей) «Вершина Эльбруса, освященная солнцем» «Эльбрус днем. С середины неба глядит месяц.
Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Облака над луной ярко освещены снизу и практически непрозрачны. Картина или действительность. Краски сочные, душистые, точно пропитаны березовым соком. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Нервный динамичный мазок, способствующий передаче стремительности движения туч, создает сложную структуру полотна.
К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры. типологически близка романтическим произведениям. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Поэт Я. Полонский, Друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались.
Люди замирали перед картиной и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах. Первое прикосновение к краскам и кистям. Облака над луной ярко освещены снизу и практически непрозрачны. Целых 20 лет молчания. Слухи о тайне художественного метода А. И. Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
Весь ландшафт спит. До 1875", "Море. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света.
Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром». Для современников художника его картины были радостным откровением. Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь». Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Противоположный берег тонет во мраке ночи. 1885-1890", "Дали.
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Стадо овец на склонах», «Эльбрус вечером» (все – 1898-1908, Государственный Русский музей), «Эльбрус днем» (1898-1908, Симферопольский художественный музей) и многие другие. Это был громкий успех. Искусствовед Владимир Петров писал: «особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине После дождя.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. – писал Гоголь. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа.
Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Картина выглядит очень нарядной, декоративной. Будучи тоже людьми бедными, они, тем не менее, старались дать мальчику хоть какое-то образование, но из-за нехватки денег Архипу еще ребенком пришлось подрабатывать и, возможно, вот таким образом учился он не очень хорошо. На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Яйла 1895-1890", "Лодка в море. Облако", "Лов рыбы на Черном море", "Ночь", "Облака", "Пейзаж. 1898-1908", "Берег моря.
Лунная ночь» (1890-1895, Государственная Третьяковская галерея) «Снежные вершины гор. Картина или действительность. В итоге их ряды покинул Куинджи. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Оттепель", "Зима.
Это было ново, необычно и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа абсолютно пораженных и восхищенных зрителей». Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно. В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре».
В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Всмотритесь в нее. Моросит дождь. Но без подготовки не смог выдержать экзамен.
Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже. Пасмурный день.
Но А. И. Куинджи умел побеждать. Характерна в этом отношении картина «Дарьяльское ущелье. Использовать в картине подобный элемент для Куинджи было крайне рискованно160— отход от реализма через дополнение реальности был крайне сложным и даже не изученным настолько, что его можно было бы применять.
Знаете ли вы украинскую ночь. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Крым 1885-1890", "Горы. Крым. Благодаря этому эффекту контрастности материалов и мягкости освещения и создается объём в картине.
В картине присутствуют два ярких градационных пятна160— луна и «лунная дорожка» в отражении тихой речной воды. Лунная ночь» (1890-1895, Государственная Третьяковская галерея). Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков.
Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Эти коричневые краски подчеркивают сочность зеленых тонов. Эта картина была отдана в Общество художников (1909—1931), основанное в Санкт-Петербурге самим же Архипом Куинджи (после смерти которого обществу присвоено имя его основателя) с целью развития реалистической традиции русского искусства. Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих) и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно.
Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Оказывается, он все это время работал и не без успеха». Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей – прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)». Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось.
«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Особенное возбуждение произвела его "Ночь на Днепре", где лунное сияние вдали на реке выражено с полной иллюзией. Степь", "Полдень. – О, вы не знаете украинской ночи.
Все тихо. Это был фурор. Куинджи не стал чрезмерно затемнять пространство, но с помощью лунного света, несколько усиленного за счет отражения, сделал освещение более «качественным», придающим полотну эффектную изюминку.
Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство». Как смело художник обрезал рамой стволы берез наверху. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя.
Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. ». То, как художник хитро обошёл эффект «выдвигания неба к зрителю» заставляет удивляться160— вопреки учениям о том, что он должен был изобразить горы вторым слоем краски, Куинджи просто добавил больше однотонных контрастных пятен. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя.
«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Лунная ночь", "Дубы", "Закат солнца в лесу", "Зима. Его он пытался найти, созерцая величественные горные вершины, в которых поражает почти неземное освещение. Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано. Выковав к 40-летнему возрасту свою славу и достигнув ее вершины при огромном спросе на его картины, при небывало напряженном интересе к нему публики, – он внезапно порывает всякое общение с нею. Искрится легкая рябь на воде.
В реальности художник искал необычайный образ мира. Тихи и спокойны пруды холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Что это такое.
Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». Крым. Кавказ», «Снежная вершина. Крым 1898-1908", "Ай-Петри. Крым 1898-1908", "Берег моря со скалой.
1887", "Горный склон. В наследии художника много работ, посвященных теме гор: «Эльбрус. Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается.
Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Как очарование, дремлет на возвышении село. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Архипа Куинджи. В картине присутствуют два ярких градационных пятна – луна и «лунная дорожка» в отражении тихой речной воды.
Рисовал с детства, где только мог. Следует также заметить и то, что в первую очередь художник запечатлел горы (а не задний план, как это принято) вследствие чего при написании неба у него возникло множество проблем с передачей дымки на горах и тёмного неба. Реальна эта радость, сверкающая под душистыми березами.
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Пятна света на крышах хат", "Зима", "Лесная поляна", "Лесное озеро. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея). Этот свет обволакивает, ласкает и превращает небо в подобие дорогого полотна из бархата. Не беда. Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. То, как художник хитро обошёл эффект «выдвигания неба к зрителю» заставляет удивляться – вопреки учениям о том, что он должен был изобразить горы вторым слоем краски, Куинджи просто добавил больше однотонных контрастных пятен. Следует также заметить и то, что в первую очередь художник запечатлел горы (а не задний план, как это принято) вследствие чего при написании неба у него возникло множество проблем с передачей дымки на горах и тёмного неба.
Нива", "Прозрачная вода. 1898-1908", "Морской берег", "Подсолнухи" Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.
Нет больше выставок Куинджи. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди.