Искусство может быть могучим рычагомв умственном и нравственном развитиинарода благодаря своей непосредственностивпечатления как «пластического образа», который можно всегда видеть». Он увидел, во что превращаются благие намеренияи попытки переделать мир. Вечная жизнь земли, воды и неба противопоставлена бренностичеловеческого бытия. В них сохраняются не только вещи, но сама атмосфера дома. Здесь же зазывалипрохожих в кружала и притоны словоохотливыеженщины с бирюзовыми колечками во рту. Слышен был плач детей-подкидышей, вынесенных сюда в корзинах все теми жебожедомами, собирающими добровольныеприношения на их пропитание. Строительство деревянныхстен Кремля.
Экспозиция, развернутая в квартире напротив, представляет разные этапы и грани творчества художника. Возможно бы тогдаускользнула бы главная задача картинПерова: искренность». Тот всячески поддерживалАполлинария. Взгляд направленв глубину и зритель чувствует, какоттуда издалека надвигается ночь. Таким был этот благородныйзакат жизни.
Здесь, в квартире 21 на третьем этаже, художник провел последние 30 лет жизни. Живописнаятеатральная декорация и костюмы сталиявлением большого искусства. Васнецова Шум старого парка.
Былинно-сказочный духраскрыт в нем не сюжетом, а общим образнымстроем. С ним же в 1907 году в Большомтеатре были созданы декорации к«Снегурочке» Римского-Корсакова. Он тяжелопереживал неудачу «хождения в народ», не понимая, почему правильные, казалосьбы идеи невозможно осуществить. Уже в детстве он увлексярисованием. Кроме экскурсий, в музее-квартире устраиваются традиционные Васнецовские вечера, организован музыкально-художественный лекторий В гостях у Аполлинария Васнецова.
Он показал одновременно иубогость и значительность жизни крестьянна этих просторах.
Особуюнеприязнь Васнецова вызывали такназываемые декаденты, представители«упаднического» искусства. Художественный образзависит от «искренности». Свои знанияо жизни Москвыон выразил в статье «Обликстарой Москвы», которая была опубликованав 1910 году во втором томе «Истории русскогоискусства», вышедшей под редакциейИгоря Грабаря.
Холод и голод в Москве, «красный террор», атеистическая кампанияпротив церкви и прошлого, всегоисторического прошлого России. А натесных запутанных улочках царит шумноебеспокойство. «Произведениеискусства живописи не может бытьидеальным зеркалом, только отражающимобъект, . Основныекатегории (автор называет их тезисами):представление, впечатление, «внутреннийобраз» и красота. В учебномклассе в зимнее время он вслед заЛевитаном делал постановки, натуральновоспроизводящие уголки лесного пейзажа. Кроме подобных «искусственных пейзажей», педагог любил ставить натюрморты изцветов.
Раннимутром в Кремле. И в них важную роль играладревнерусская архитектура.
Работайусердно – затее твоей я сочувствую. Картина стала живописным завещанием Аполлинария Васнецова.
Середина XIVвека» (1921) – живописно раскинулся нахолме деревянный город, представленныйв холодновато-голубоватой дымке зимнегодня. Вдраматическую атмосферу времен Смутыпереносит нас полотно «Гонцы. Васнецов предоставил в распоряжение экспозиции несколько комнат, в том числе мастерскую. В 1908 годубыла опубликована его книга «Художество». Опыт анализа понятий, определяющихискусство живописи.
В 1904 году вместе с КоровинымАполлинарий Васнецов оформил финалоперы Глинки «Жизнь за царя (ИванСусанин)». такчто мы в грязь лицом не ударили. По произведениям Васнецоваможно восстановить этапы развитиярусской столицы.
Недаром сам онсчитал ее лучшей работой 1880-х годов. Неожиданности, курьезы до дикости в произведенияхдекадентов – все это есть результатборьбы за существование: во что бы тони стало выделиться, прокричать о себе, быть замеченным среди массы произведений, удовлетворяющих модным требованиям». В Китай-городе – кружала ихарчевни, погреба в Гостином дворе сфряжскими винами.
Кто знает, чтоиспытал Аполлинарий Васнецов в этигоды. Я личнонахожу, что это самая твоя настроеннаявещь. Но незыблемо стоитМосковский Кремль как оплот и залогпобеды над недругами. Это помоглоВаснецову в последние годы жизни обрести«второе дыхание». Важную роль помимопредставления играют, по Васнецову, впечатление и «внутренний образ», подкоторым понимается содержание искусства. Выражая особенности подхода к творчествурусских художников, он, не отрицаязначения художественной формы, ратуетза приоритет содержания. Сын художника В. А.
Прием «приглашения» зрителяв пространство картины часто встречаетсяв работах русских пейзажистов этоговремени (Федор Васильев, «Оттепель», 1871 Алексей Саврасов, «Проселок», 1873Исаак Левитан, «Осенний день. Слегка переиначивмотив большого полотна 1901 года, Васнецовв 1922 году создал одну из лучших своихкрупных акварелей «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVIIвека». Оформлениепервого действия оперы «Красная площадь»вводило зрителя в жизнь Москвы концаXVII века. И далее: «Несомненно, красота — могучая основа искусства, ноодна внешняя красота, не обусловленнаявнутренним светом в картинах, естьтолько «красивость»».
Более просветлен и лириченвнешне суровый образ Москвы в картине«На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900). Он смогсоздать свой почерк, выработать свойязык. К ней в XVI столетиибыл пристроен так называемый «застенок»- пыточная камера времен Ивана Грозногои Бориса Годунова. В картинах Андрея Рябушкина, СергеяИванова, Михаила Нестерова, НиколаяРериха и других ярко проявился интереск русской старине, к народной жизни вее праздничной стороне, к быту и фольклору. В них своеобразно сплавились исторические, легендарные и жанровые начала.
В 1912году появились эскизы к «Опричнику»Чайковского. Он скромно ичестно делал свое дело: изучал прошлоестолицы, занимался археологическимираскопками, готовил доклады в Комиссиипо изучению старой Москвы, создал циклграфических работ об ее истории, вспоминало детстве в серии акварелей «Моя родина» (как известно, удел стариков – мемуары), составлял автобиографию и писал, писалэтюды. Здесь архитектурный фонобразует Константино-Еленинская башняМосковского Кремля. В 1965 году музей-квартира А. М. Поначалу, когда в 1918 году Васнецова изгнали изМосковского училища живописи, он ушелв себя, в некую «внутреннюю оппозицию», о которой никто из окружающих и недогадывался.
Гремят цепи выведенных сюдадля сбора подаяния колодников. Из семейного театравыросла Московская частная опера СаввыМамонтова. Значительное место занимаетздесь архитектурный пейзаж с громадамиКремля и Покровского собора. Такова картина «Элегия», написанная в 1893 году и навеяннаявоспоминаниями о Крыме. Негативно относитсяВаснецов к натурализму. К числу работ первого типа относитсякартина 1900 года «Улица в Китай-городе. Начало XVII века».
Найденовский парк, Москва, 1920-е). С 1986 года во Всесоюзное (с 1994 года – Всероссийское) музейное объединение Государственная Третьяковская галерея входит музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова. Особоеместо в творчестве Аполлинария Васнецовазанимает картина «Озеро», прозвучавшаясвоеобразной «лебединой песней» егопейзажа. По-иному трактованажизнь древней Москвы в большом полотне«Всехсвятский каменный мост. Начиная с1885-1886 годов Васнецов неоднократнопосещал Украину и Крым, в 1895 году был наКавказе, длительные поездки в Европу (Франция, Италия, Германия, Швейцария)совершал в 1898-1899 и 1912 годах.
Необъяснимая притягательность, гипнотизирующее очарование исходят откартины. Работы, даже при небольших размерах сохраняющие эпический размах (Сумрачный день, 1919), соседствуют с полотнами, запечатлевшими уголки Москвы с ее старинными архитектурными сооружениями (Ротонда Миловида. Более убедительновыглядит акварель 1903 года «Городстроится. Вот «МосковскийКремль при Иване Калите.
Живописная красота кремлевскойпанорамы предстает здесь во всем своемвеликолепии. Следующийэтап строительства Москвы представленв работе, которую сам художник назвал«Вероятный вид белокаменного Кремляпри Дмитрии Донском» (1922). «Озеро»завершало путь Аполлинария Васнецовакак пейзажиста, мастера эпическогожанра. Автор относилего не столько к Врубелю и художникамобщества «Мир искусства», сколько кпредставителям салонного вариантастиля модерн и авангардного искусства. Васнецов полагал, что видоизменениепластического языка живописи XX векаобусловлено чисто внешними причинами:модой и товарно-денежными отношениями:«Изысканность манеры живописи, утонченнаячувственность произведений декадентоввсецело объясняются господствующимипотребностями.
АполлинарийМихайлович Васнецов родился 6 августа (25 июля по старому стилю) 1856 года в селеРябове Вятской губернии в семьесвященника. Начало XVII века, 1913 Воскресенский крытый мост. Это, очевидно, выражало реакциюхудожника на произведения постимпрессионистови фовистов.
Столь же жанровый и динамическийхарактер носят работы «Крытый Воскресенскиймост в конце XVI века» (1921) и «Мясницкиеворота. Он пытался даже создавать большиемонументальные пейзажи. Пройдеттолпа скоморохов с сопелями, гудками идомрами. Затем последовали декорациик операм Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китежеи деве Февронии» (1907), «Царская невеста» (1912).
Она по-своему завершает тематический мотив, звучавший уже в полотнах «Сумерки», «Элегия» и «Озеро». Борьба за существованиеделает этот подбор твердой рукой. Художнику, по внутреннему складу хотяи более глубокому и искреннему, приходитсяотставать в общем потоке и чтобыпримкнуть к нему, необходимо делать то, что «ходко идет на базаре». Постепенно в его работах все яснееначинают звучать эпические ноты. «Попробуем перенестисьвоображением на триста-четыреста летназад. Причудливо громоздятсяживописно-асимметричные деревянныестроения древнего города.
Раздастся оглушительныйперезвон колоколов на низкой деревяннойколокольне на столбах. Смысл этого, в те времена негативного, ругательноготермина былуже достаточно размыт. При этом подчеркивается, что внешняя красота может и не заключатьв себе поэзии, а мотив, «не претендующийна первенствующее значение внешнейкрасоты, может быть прекрасен внутреннейсвоей стороной». Изобразительные эквивалентыэтих живописных сцен мы находим вакварелях «Москва при Иване Грозном. Красная площадь» (1902), «Старая Москва. На крестце в Китай-городе» (1902), «Царскаяплощадка и Красное крыльцо Грановитойпалаты в Кремле» (1904), «Площадь ИванаВеликого в Кремле» (1903), «Старая Москва. Скоморохи» (1904), «Медведчики (развлечение)» (1911). КрасотуВаснецов определяет как «гармоническоеили уравновешенное соотношение частей». «Она есть не что другое, как приразнообразии уравновешенность частейв целом и получаемое при этом зрительноевпечатление доставляет эстетическоенаслаждение». О тени прошлого, как властнывы над нами. От этой эпохисохранилось больше памятников иисторических сведений, ее художникособенно любил за богатый, живописно-декоративный вид.
Спустя двенадцатьлет, в 1925 году, уже немолодой художник, подводя итоги творчества и своегоизучения жизни старой Москвы, пишетбольшую картину «Красная площадь вовторой половине XVII века». На раннем этапе они служилисначала средством овладения техническимивозможностями живописи, а затем сталииграть вспомогательную роль, образуяоснову его «сочиненных» монументальныхполотен. В своем символическом подтекстекартина «Озеро» содержит идеи соотношенияприроды и человека. Она вышла из провинциальнойглубинки, была плоть от плоти и кровьот крови народной жизни, болела и страдалаза народ, училась, «делала себя сама», просвещала русское общество, трудиласьна его благо.
Егобрат Виктор, в то время студентПетербургской Академии художеств, заметив влечение Аполлинария к искусству, определил его брать частные уроки упольского художника Эльвиро Андриолли (участника польского восстания 1863 года, сосланного в Вятку). КонецXVI века» (1912). Русьобессилена междоусобицами, феодальнойвраждой, самозванцами и иноземнымизахватчиками. Спокойные, величавые формы природы и человек в нейнаводят нас на глубокие философскиеразмышления о жизни. Начало XVI века» (1921).
Материалдля них он получал в многочисленныхпоездках по России и Европе. Уличное движение в XVII веке» (1926). Сейчаструдно представить себе состояниечеловека, жившего в эпоху революционныхпреобразований русского общества. Вышедший из народной крестьянской средысын сельского священника, русскийинтеллигент, увлекавшийся народничеством, понимавший необходимость социальныхперемен, веривший, как он сам признавался, что Россия переживает «великийисторический момент освобождения отстарых ржавых цепей гражданскогорабства», оказался перед лицом такогокатаклизма, который перевернул иуничтожил прошлое – все то, что было до1917 года. Многие произведения Аполлинария Васнецова воскрешают облик древней Москвы (Гонцы. Таким и был АполлинарийВаснецов, беззаветно преданный искусствуего отличали трудолюбие, скромность ипринципиальность, он дал нам примерчестной жизни и искреннего творчества. Интересно, чтосозданный Васнецовым образ повлиял натворчество пейзажиста-передвижникаНиколая Дубовского, написавшего многопозже, в 1905 году, свою «Родину». Склоняютсяголовы и спины перед проносимой чтимойчудотворной иконой.
Образ природырешен здесь в лирическом ключе. Впервыеони проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. Живописноетворчество Аполлинария Васнецоваорганично сочеталось с его общественнойи педагогической деятельностью, проявилон себя и в области теории искусства. Он был очень заметной фигурой вхудожественной жизни России конца XIX -начала XX века, отличавшейся необычайнойсложностью и противоречивостью. XII век».
Позднее подобные рассказыпечатались в журналах «Осколки» (1916) и«Нива» (1917). XVII век, 1921). Сокольники», 1878). Тезис впечатления, выдвинутыйимпрессионистами, сразу «просветлилпроизведения живописи», открыв глазана природу всем сознательным художникам». Но, с другой стороны, он предупреждает, насколько пагубно «стремление свестивпечатление натуры на преобладаниекраски».
Это признавалсам Васнецов: «Одним из сильнейшихвнешних побуждений было, бесспорно, влияние брата Виктора, уже сложившегосяхудожника» «Вначале у меня были кумиры:Калам и И. И. Шишкин. Именно это озеро моглопохоронить Китеж и теперь вечно стережетего секреты. Как представитель реалистическойтрадиции, Васнецов не принимал новейшихнаправлений. Еще в 1880-1890-е годы он опубликовалв журналах «Живописное обозрение», «Царь-колокол», «Артист» и «Детскийотдых» свои беллетристические очеркио деревенской жизни и поездках на Урали Кавказ.
Музей расположен в Фурманном переулке, в доме 6. Болеесвободная трактовка прошлого привелак выработке нового художественногоязыка — яркого, красочного, декоративного. Этот общий жизнеутверждающий мажорныйнастрой отличает всю новую московскуюживописную школу, которая организационнооформилась в начале XX века сначала навыставках «36-ти», а потом в созданииСоюза русских художников. Осуществить идею удалось при поддержке и участии его родных. Из этого следует, что Васнецовстоял на позициях умеренного новаторства. Веря в силу искусства и надеясь на егобудущее развитие, он сформулировал своюнаивно-утопическую идею соединенияискусства с жизнью, предлагая свойвариант «монументальной пропаганды»:«Не умрет искусство потому, что оно естьпроявление самосознания человека. Подводил итоги своей жизни итворчества старый художник в автобиографии«Как я сделался художником и как и чтоработал», полностью изданной в 1957 году. Все это подтверждает, сколь многограннойи многоодаренной была личность АполлинарияВаснецова – художника, ученого, мастераслова. Как отмечалось, работа над«Хованщиной» укрепила Васнецова внамерении глубоко изучить прошлоеМосквы.
Темпыразвития русского искусства сталистремительными. Следует, однако, отметить, что философскиеразмышления о смысле жизни и ее конечностиносят в картине «Элегия» более реальный, а не мистически обреченный характер. Живописный образ здесь связан с античнымимифологическими представлениями инесет стоически-просветленные переживания. Огромное впечатление на художникапроизвела природа Кавказа. Представление длянего это «интеллект человека, его душа»оно, очевидно, соответствует понятию. Представление двояко оно может быть«натурным» или «по воображению иливоспоминанию».
Состояниевечерней сумрачной природы навеваетособое ощущение грусти и одиночества. Это было живописным выражением модныхтогда настроений «конца века», в которыхзвучали разочарование, тоска иобреченность. Ранним утром в Кремле. Художник Нестеров назвалэту картину «величественным реквиемом». И в самом деле, кажется, что эта женщинане просто рвет цветы, а собирает, двигаясьнеслышными шагами, венок на чью-томогилу.
Большоеколичество этюдов составляло своеобразныйфонд из которого художник черпалмотивы для своих больших полотен. Внимательное изучение натуры былосвязано у Васнецова с пытливым интересомученого-естествоиспытателя. Тут сыграли своюроль и христианское смирение и чувстводолга и желание работать. ПоначалуАполлинарий Васнецов выступал здесь вкачестве исполнителя самостоятельнойэтапной работой для него стали декорациик опере Модеста Мусоргского «Хованщина», созданные в 1897 году для Московскойчастной оперы Мамонтова. В отличие от Виктора, Аполлинарий принял революцию с воодушевлением, но при столкновении с неприглядной реальностью, а не высокими лозунгами, пришло горькое отрезвление). Крайности радикальных новаций немогли не вызвать протеста старогомастера.
На мольберте в мастерской – последняя завершенная картина А. М. Статуя Зимы. Второй важной главойв творчестве Аполлинария Васнецовастала тема жизни древней Москвы. Приэтом он всегда твердо отстаивал своихудожественные и нравственные принципы. Разрушеныпамятники старины, ограблены многиерелигиозные святыни. Событие, представленноев картине, заставляет содрогнуться отужаса. Прибежищем и спасением сталавсе та же старая Москва.
Васнецова был открыт для посетителей. Было ли это крушение всех надежди внутреннее душевное отчаяние. Жизнь скоро развеялаего иллюзии.
Чему она посвящена. По живописным качествам«Озеро» – вершина пейзажного наследияАполлинария Васнецова. Родилисьновые принципы оформления. Наверное, можно понять растерянностьи смятение в душе художника.
Он резко выступал противэкспериментов в области художественнойформы: «В последнее время среди художникови критиков существует тенденция, сущностькоторой сводится на положение: «неважно, что писать, а важно, как писать». Это почти равносильно отрицанию одногоиз тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутреннимчувством, что обыкновенно принятоназывать «содержанием»». Начало XVII века» (1913).
Фигура сидящего напереднем плане путника видна со спины. Поза его полна раздумья. На самом деле Аполлинарий Васнецов написал картину под названием «Всё в прошлом». Разольетсязахватывающая разгульная песняпропившихся до последней ниткибражников. Но силы ужебыли не те. Яркое тому свидетельствосодержит письмо от 29 сентября 1890 годаиз Киева, где Виктор Васнецов в это времязаканчивал роспись Владимирскогособора. видели, между прочим, твой пейзаж«Сумерки» – он очень хвалил его.
Он сообщал младшему брату, чтобыл вместе с Третьяковым у Терещенко и«. Первымсвидетельством преодоления ученическогоуровня и признания молодого художникастало приобретение Павлом Третьяковымс IX выставки Товарищества передвижныххудожественных выставок картины«Серенький день» (1883). Это небольшие поразмерам работы, для которых художникиспользовал особую технику: карандаш, уголь, акварель, белила на бумажнойоснове. Конец XVIIвека» (1901).
Основная их частьсоздана в 1920-е годы для Музея истории иреконструкции Москвы. Особый раздел посвящен началу творческого пути мастера. Ужезамерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане еще светло. Отголоски подобныхнастроений есть и в другихфилософски-романтических работахВаснецова, таких, как «Северная элегия» (1897) или «Отзвуки минувшего» (1901). Были бы ониот этого лучше.
Уже ряд этюдов 1880-х годов («Ахтыркавблизи Абрамцева», 1880 «Берег залива. Териоки», 1881 «Лесная тропинка», 1885«Молодая рожь», «Летний день», «Облака. Этюд», все – 1880-е) показывают, как шлоразвитие начинающего живописца. Тот, кто способен всю жизньучиться и развиваться, застрахован оттворческого застоя.
Странные белые цветы вырослина краю этого озера. Значительной и плодотворной былапреподавательская деятельностьАполлинария Васнецова. Наступают сумерки.
Вот «Основание Москвы. Построение первых стен Кремля ЮриемДолгоруким в 1156 году» (1917) – немногонаивнопростодушное изображениестроительства деревянных стен крепости, где какие-то указания дает толпе простоголюда сам князь. Большое влияние наформирование живописного почеркамолодого художника оказали советыПоленова, который, как позднее вспоминалсам Аполлинарий Васнецов, «рекомендовалбрать ярче и красочнее». Крикюродивого, песня калик перехожих.
Таковы этюды с мотивами природыАбрамцева, Финляндии, Крыма, Урала иКавказа. За своюбольшую творческую жизнь Васнецовсоздал огромное количество живописныхэтюдов. Ты меняизвини, но я должен тебе сказать откровенно- ты во многом похож на меня. Но особенно убедительно ипоэтично воссоздал Васнецов жизньгорода и горожан XVII века. В это время художник создавалдекорации к опере Сергея Василенко«Град Китеж».
Мягкаягамма сближенных зеленовато-серых тоновхорошо передает световоздушную среду, глубину пейзажного пространства исостояние пасмурного дождливого дняна берегу Финского залива (этюды ккартине писались в Териоках). Этого старика не сразу замечаешь, хоть он в самом центре картины, сидит на каменной лавочке, у ступенек, ведущих к воде. Васнецов продолжил утвердившуюсясо времен Саврасова пленэрную практику:на лето студенты выезжали на специальноснимаемую Училищем дачу под Москвой, где писали натурные этюды. Уже построены главные храмы наСоборной площади, Кремль становитсякаменным, его стены и башни (пока ещебез шатров) свидетельствуют о неприступноймощи города. Она содержитизложение взглядов художникана искусство и его значение. Москва.
Репин изобразилначинающего художника среди певчих вкартине «Крестный ход в Курской губернии», Нестеров написал с него этюд к картине«Юность Преподобного Сергия», Врубельсоздал выразительный графический образмолодого Васнецова. Дальнейшееразвитие эпического начала можнообнаружить у Аполлинария Васнецова вкартине «Сумерки» (1889).