Основные категории (автор называет их тезисами): представление, впечатление, «внутренний образ» и красота. Художественный образзависит от «искренности». Холод и голод в Москве, «красный террор», атеистическая кампанияпротив церкви и прошлого, всегоисторического прошлого России.
Взгляд направлен в глубину и зритель чувствует, как оттуда издалека надвигается ночь. Уличное движение в XVII веке» (1926). Начало XVI века» (1921). Причудливо громоздятся живописно-асимметричные деревянные строения древнего города. «Попробуем перенестисьвоображением на триста-четыреста летназад.
Свои знанияо жизни Москвыон выразил в статье «Обликстарой Москвы», которая была опубликованав 1910 году во втором томе «Истории русскогоискусства», вышедшей под редакциейИгоря Грабаря. Есть много светлых дум, погибших, погребенных, - Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами. ПоначалуАполлинарий Васнецов выступал здесь вкачестве исполнителя самостоятельнойэтапной работой для него стали декорациик опере Модеста Мусоргского «Хованщина», созданные в 1897 году для Московскойчастной оперы Мамонтова. Приэтом он всегда твердо отстаивал своихудожественные и нравственные принципы.
Следующий этап строительства Москвы представлен в работе, которую сам художник назвал «Вероятный вид белокаменного Кремля при Дмитрии Донском» (1922). Картина утверждает красоту, величие и вечность природы. Образ природы решен здесь в лирическом ключе. Наступают сумерки. Основная их частьсоздана в 1920-е годы для Музея истории иреконструкции Москвы.
Прием «приглашения» зрителя в пространство картины часто встречается в работах русских пейзажистов этого времени (Федор Васильев, «Оттепель», 1871 Алексей Саврасов, «Проселок», 1873 Исаак Левитан, «Осенний день. Красоту Васнецов определяет как «гармоническое или уравновешенное соотношение частей».
Таким был этот благородный закат жизни. Середина XIV века» (1921) – живописно раскинулся на холме деревянный город, представленный в холодновато-голубоватой дымке зимнего дня. Странные белые цветы выросли на краю этого озера. Ужезамерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане еще светло.
Он резко выступал противэкспериментов в области художественнойформы: «В последнее время среди художникови критиков существует тенденция, сущностькоторой сводится на положение: «неважно, что писать, а важно, как писать». Это почти равносильно отрицанию одногоиз тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутреннимчувством, что обыкновенно принятоназывать «содержанием»». Впервыеони проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. Я личнонахожу, что это самая твоя настроеннаявещь. Интересно отметить, что еслидля других русских художников работав театре являлась продолжением иразвитием их станкового творчества, тодля Васнецова все было наоборот. Отталкиваясь от сценических образов, он и создал в своих живописных играфических произведениях жанристорико-архитектурного московскогопейзажа. Большое влияние наформирование живописного почеркамолодого художника оказали советыПоленова, который, как позднее вспоминалсам Аполлинарий Васнецов, «рекомендовалбрать ярче и красочнее». Уличное движение в XVII веке» (1926).
А на тесных запутанных улочках царит шумное беспокойство. АполлинарийМихайлович Васнецов родился 6 августа (25 июля по старому стилю) 1856 года в селеРябове Вятской губернии в семьесвященника. Это почти равносильно отрицанию одного из тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутренним чувством, что обыкновенно принято называть «содержанием»».
Это было живописным выражением модных тогда настроений «конца века», в которых звучали разочарование, тоска и обреченность. это была все-таки огромная деревня, притом же деревня трудовая. Странные белые цветы вырослина краю этого озера.
По произведениям Васнецоваможно восстановить этапы развитиярусской столицы. Недаром в юности он даже собирался стать писателем. Он смог создать свой почерк, выработать свой язык. Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа (25 июля по старому стилю) 1856 года в селе Рябове Вятской губернии в семье священника. Крайности радикальных новаций немогли не вызвать протеста старогомастера.
Свои знания о жизни Москвыон выразил в статье «Облик старой Москвы», которая была опубликована в 1910 году во втором томе «Истории русского искусства», вышедшей под редакцией Игоря Грабаря. Аполлинарий Васнецов смог придатьэтому мотиву, при всей его скромности, черты особой поэтической задушевности. Складывались про него былины, сказки он принимал облик сказочного жилища Жар-птицы. Раннимутром в Кремле. Архитектурный фон картинысоставляет величественная панорамаМосковского Кремля в ясный зимний день. Васнецов воссоздал здесь семипролетныйкаменный мост через Москву-реку, которыйнаходился в районе современного БольшогоКаменного моста. Более убедительно выглядит акварель 1903 года «Город строится. В Китай-городе – кружала ихарчевни, погреба в Гостином дворе сфряжскими винами. К ней в XVI столетии был пристроен так называемый «застенок» – пыточная камера времен Ивана Грозного и Бориса Годунова.
Поначалу, когда в 1918 году Васнецова изгнали из Московского училища живописи, он ушел в себя, в некую «внутреннюю оппозицию», о которой никто из окружающих и не догадывался. Соборы», написанной из окна квартиры в Замоскворечье, где в это время жил художник. Пройдет толпа скоморохов с сопелями, гудками и домрами.
Пейзаж, основанный на мотивах былин и древнихсказаний, волнует нас нераскрытостьютайны этого озера. Уже ряд этюдов 1880-х годов («Ахтырка вблизи Абрамцева», 1880 «Берег залива.
Такова картина «Элегия», написанная в 1893 году и навеянная воспоминаниями о Крыме. Склоняются головы и спины перед проносимой чтимой чудотворной иконой. Он четко выступает на фоне потухающей вечерней зари.
Но силы уже были не те. Для его воссоздания потребовались серьезные научные знания.
Первым свидетельством преодоления ученического уровня и признания молодого художника стало приобретение Павлом Третьяковым с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок картины «Серенький день» (1883). Вот «МосковскийКремль при Иване Калите. Ты меня извини, но я должен тебе сказать откровенно – ты во многом похож на меня. Как отмечалось, работа над «Хованщиной» укрепила Васнецова в намерении глубоко изучить прошлое Москвы. Важную роль помимопредставления играют, по Васнецову, впечатление и «внутренний образ», подкоторым понимается содержание искусства. Выражая особенности подхода к творчествурусских художников, он, не отрицаязначения художественной формы, ратуетза приоритет содержания.
Интересно отметить, что если для других русских художников работа в театре являлась продолжением и развитием их станкового творчества, то для Васнецова все было наоборот. В это время художник создавал декорации к опере Сергея Василенко «Град Китеж». Но силы ужебыли не те. Вышедший из народной крестьянской среды сын сельского священника, русский интеллигент, увлекавшийся народничеством, понимавший необходимость социальных перемен, веривший, как он сам признавался, что Россия переживает «великий исторический момент освобождения от старых ржавых цепей гражданского рабства», оказался перед лицом такого катаклизма, который перевернул и уничтожил прошлое – все то, что было до 1917 года. Интересно, чтосозданный Васнецовым образ повлиял натворчество пейзажиста-передвижникаНиколая Дубовского, написавшего многопозже, в 1905 году, свою «Родину».
Вечная жизнь земли, воды и неба противопоставлена бренности человеческого бытия. Событие, представленное в картине, заставляет содрогнуться от ужаса.
Кое-где разбросаны редкиедеревья и только одно из них – старыймогучий дуб – мощно возвышается насреднем плане, четко вырисовываясьсвоим силуэтом на фоне темнеющего, ноеще светлого неба. Былинно-сказочный духраскрыт в нем не сюжетом, а общим образнымстроем. Мягкаягамма сближенных зеленовато-серых тоновхорошо передает световоздушную среду, глубину пейзажного пространства исостояние пасмурного дождливого дняна берегу Финского залива (этюды ккартине писались в Териоках). Было ли это крушение всех надежд и внутреннее душевное отчаяние.
Сокольники», 1878). Уже ряд этюдов 1880-х годов («Ахтыркавблизи Абрамцева», 1880 «Берег залива. Териоки», 1881 «Лесная тропинка», 1885«Молодая рожь», «Летний день», «Облака. Этюд», все – 1880-е) показывают, как шлоразвитие начинающего живописца. Склоняютсяголовы и спины перед проносимой чтимойчудотворной иконой. Русьобессилена междоусобицами, феодальнойвраждой, самозванцами и иноземнымизахватчиками. Затем последовали декорации к операм Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907), «Царская невеста» (1912). За своюбольшую творческую жизнь Васнецовсоздал огромное количество живописныхэтюдов. Это помогло Васнецову в последние годы жизни обрести «второе дыхание».
Также, чтобы избежать двухмерности изображения, что часто бывает равнинных пейзажах, художник «подсвечивает» средний план при помощи прорвавшегося между облаками солнечного луча. Середина XIVвека» (1921) – живописно раскинулся нахолме деревянный город, представленныйв холодновато-голубоватой дымке зимнегодня. Было ли это крушение всех надежди внутреннее душевное отчаяние.
Живописнаятеатральная декорация и костюмы сталиявлением большого искусства. Тезис впечатления, выдвинутый импрессионистами, сразу «просветлил произведения живописи», открыв глаза на природу всем сознательным художникам». Именно это озеро моглопохоронить Китеж и теперь вечно стережетего секреты. Причиной особенного предпочтения его перед другими художниками была вятская природа: леса, поля и дали они общие для нас обоих: и я и он выросли в вятских лесах»" «Когда появились пейзажи Куинджи, то обаяние Шишкина отошло на второй план.
Начало XVII века» (1913). Обобщение пластических форм позволяет создать ощущение мира, связанного с чем-то нереальным, сказочным.
Значительной и плодотворной былапреподавательская деятельностьАполлинария Васнецова. Оформление первого действия оперы «Красная площадь» вводило зрителя в жизнь Москвы конца XVII века. Еще в 1880-1890-е годы он опубликовалв журналах «Живописное обозрение», «Царь-колокол», «Артист» и «Детскийотдых» свои беллетристические очеркио деревенской жизни и поездках на Урали Кавказ. Второй важной главойв творчестве Аполлинария Васнецовастала тема жизни древней Москвы.
При этом подчеркивается, что внешняя красота может и не заключатьв себе поэзии, а мотив, «не претендующийна первенствующее значение внешнейкрасоты, может быть прекрасен внутреннейсвоей стороной». Художник Нестеров назвал эту картину «величественным реквиемом». Все мы хотя бы раз бывали в сельской местности, кто-то там вырос, кто-то гостил у бабушек-дедушек или других родственников и видели подобную картину в реальности. Я лично нахожу, что это самая твоя настроенная вещь. Сейчаструдно представить себе состояниечеловека, жившего в эпоху революционныхпреобразований русского общества. Вышедший из народной крестьянской средысын сельского священника, русскийинтеллигент, увлекавшийся народничеством, понимавший необходимость социальныхперемен, веривший, как он сам признавался, что Россия переживает «великийисторический момент освобождения отстарых ржавых цепей гражданскогорабства», оказался перед лицом такогокатаклизма, который перевернул иуничтожил прошлое – все то, что было до1917 года.
Фигура сидящего напереднем плане путника видна со спины. Поза его полна раздумья. Это, очевидно, выражало реакциюхудожника на произведения постимпрессионистови фовистов. Аполлинарий Васнецов был типичным представителем русской разночинной интеллигенции.
Точные историко-археологическиезнания позволили Васнецову избежатьприблизительности и достичь образности. Он стал подлинным поэтом старой Москвы. Аполлинарий Васнецов был типичнымпредставителем русской разночиннойинтеллигенции. Его основу составилиглубокие исторические изыскания, скоторыми соединились художественноевоображение и эмоциональное переживаниебылого. Он увидел, во что превращаются благие намерения и попытки переделать мир. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. Основныекатегории (автор называет их тезисами):представление, впечатление, «внутреннийобраз» и красота. «Произведениеискусства живописи не может бытьидеальным зеркалом, только отражающимобъект, .
Уже замерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане еще светло. Эта сюжетно-тематическая переориентация была далеко не случайной. Он пытался даже создавать большие монументальные пейзажи.
В драматическую атмосферу времен Смуты переносит нас полотно «Гонцы. Особую неприязнь Васнецова вызывали так называемые декаденты, представители «упаднического» искусства. Событие, представленноев картине, заставляет содрогнуться отужаса. Вся простота бескрайней России – это и есть её «соль», её сила и гордость. Она содержитизложение взглядов художникана искусство и его значение.
Наверное, можно понять растерянность и смятение в душе художника. Конец XVI века» (1912). Его брат Виктор, в то время студент Петербургской Академии художеств, заметив влечение Аполлинария к искусству, определил его брать частные уроки у польского художника Эльвиро Андриолли (участника польского восстания 1863 года, сосланного в Вятку). Подводил итоги своей жизни и творчества старый художник в автобиографии «Как я сделался художником и как и что работал», полностью изданной в 1957 году.
Вот «Основание Москвы. Построение первых стен Кремля ЮриемДолгоруким в 1156 году» (1917) – немногонаивнопростодушное изображениестроительства деревянных стен крепости, где какие-то указания дает толпе простоголюда сам князь. В 1908 годубыла опубликована его книга «Художество». Опыт анализа понятий, определяющихискусство живописи. О тени прошлого, как властнывы над нами. В 1904 году вместе с Коровиным Аполлинарий Васнецов оформил финал оперы Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)».
Родились новые принципы оформления. Живописная красота кремлевскойпанорамы предстает здесь во всем своемвеликолепии. Она вышла из провинциальной глубинки, была плоть от плоти и кровь от крови народной жизни, болела и страдала за народ, училась, «делала себя сама», просвещала русское общество, трудилась на его благо. Тот всячески поддерживал Аполлинария.
Русь обессилена междоусобицами, феодальной враждой, самозванцами и иноземными захватчиками. видели, между прочим, твой пейзаж «Сумерки» – он очень хвалил его. Из семейного театра выросла Московская частная опера Саввы Мамонтова. Из семейного театравыросла Московская частная опера СаввыМамонтова.
Гремят цепи выведенных сюдадля сбора подаяния колодников. Здесь архитектурный фонобразует Константино-Еленинская башняМосковского Кремля. По-иному трактованажизнь древней Москвы в большом полотне«Всехсвятский каменный мост. И в них важную роль играладревнерусская архитектура. Отголоски подобных настроений есть и в других философски-романтических работах Васнецова, таких, как «Северная элегия» (1897) или «Отзвуки минувшего» (1901).
Взгляд направленв глубину и зритель чувствует, какоттуда издалека надвигается ночь. Первымсвидетельством преодоления ученическогоуровня и признания молодого художникастало приобретение Павлом Третьяковымс IX выставки Товарищества передвижныххудожественных выставок картины«Серенький день» (1883). Некоторые исследователи, начиная с Александра Бенуа, усматривали в пейзажах Аполлинария Васнецова влияние скандинавских художников, произведения которых часто экспонировались на выставках общества «Мир искусства». Наделенный недюжинным литературным даром Аполлинарий Васнецов великолепно владел словом. Для его воссозданияпотребовались серьезные научные знания. И Аполлинарий Васнецов начал изучатьисторические и литературные источники, знакомиться с описаниями Московии, сделанными иностранными путешественникамиXVI—XVII веков исследовать старинныепланы Москвы, знакомиться с летописями, миниатюрами и гравюрами.
Но особенно убедительно и поэтично воссоздал Васнецов жизнь города и горожан XVII века. К числу работ первого типа относится картина 1900 года «Улица в Китай-городе. При этом подчеркивается, что внешняя красота может и не заключать в себе поэзии, а мотив, «не претендующий на первенствующее значение внешней красоты, может быть прекрасен внутренней своей стороной».
Вот отрывки из этогопроизведения, которые художник подтвердилмногочисленными графическими листами:«По словам иностранных послов ипутешественников, Москва XVII века неуступала по величине Парижу и превышаламногие выдающиеся города Европынаселение ее достигало двухсот тысячжителей. «Озеро»завершало путь Аполлинария Васнецовакак пейзажиста, мастера эпическогожанра. Тогда победило последнее. Из этого следует, что Васнецовстоял на позициях умеренного новаторства. Веря в силу искусства и надеясь на егобудущее развитие, он сформулировал своюнаивно-утопическую идею соединенияискусства с жизнью, предлагая свойвариант «монументальной пропаганды»:«Не умрет искусство потому, что оно естьпроявление самосознания человека.
Такова картина «Элегия», написанная в 1893 году и навеяннаявоспоминаниями о Крыме. При этом он всегда твердо отстаивал свои художественные и нравственные принципы. XII век». Таким был этот благородныйзакат жизни. такчто мы в грязь лицом не ударили.
На раннем этапе они служили сначала средством овладения техническими возможностями живописи, а затем стали играть вспомогательную роль, образуя основу его «сочиненных» монументальных полотен. Он показал одновременно и убогость и значительность жизни крестьян на этих просторах. Материал для них он получал в многочисленных поездках по России и Европе. В это время художник создавалдекорации к опере Сергея Василенко«Град Китеж». Возможно бы тогдаускользнула бы главная задача картинПерова: искренность».
Ты меняизвини, но я должен тебе сказать откровенно- ты во многом похож на меня. Во всяком случае, художник не унизил себя приспособленчеством, угодничеством, лакейским отношением к новому режиму. О тени прошлого, как властны вы над нами. А. Васнецов показал красоту нетронутой дикой природы. Уже построены главные храмы наСоборной площади, Кремль становитсякаменным, его стены и башни (пока ещебез шатров) свидетельствуют о неприступноймощи города.
Поначалу, когда в 1918 году Васнецова изгнали изМосковского училища живописи, он ушелв себя, в некую «внутреннюю оппозицию», о которой никто из окружающих и недогадывался. Художник Нестеров назвалэту картину «величественным реквиемом». И в самом деле, кажется, что эта женщинане просто рвет цветы, а собирает, двигаясьнеслышными шагами, венок на чью-томогилу. Особуюнеприязнь Васнецова вызывали такназываемые декаденты, представители«упаднического» искусства.
Уже в детстве он увлекся рисованием. Ранним утром в Кремле. «Она есть не что другое, как при разнообразии уравновешенность частей в целом и получаемое при этом зрительное впечатление доставляет эстетическое наслаждение». Дальнейшее развитие эпического начала можно обнаружить у Аполлинария Васнецова в картине «Сумерки» (1889).
На раннем этапе они служилисначала средством овладения техническимивозможностями живописи, а затем сталииграть вспомогательную роль, образуяоснову его «сочиненных» монументальныхполотен. Большое влияние на формирование живописного почерка молодого художника оказали советы Поленова, который, как позднее вспоминал сам Аполлинарий Васнецов, «рекомендовал брать ярче и красочнее». Но незыблемо стоитМосковский Кремль как оплот и залогпобеды над недругами. Он скромно ичестно делал свое дело: изучал прошлоестолицы, занимался археологическимираскопками, готовил доклады в Комиссиипо изучению старой Москвы, создал циклграфических работ об ее истории, вспоминало детстве в серии акварелей «Моя родина» (как известно, удел стариков – мемуары), составлял автобиографию и писал, писалэтюды. Тот, кто способен всю жизнь учиться и развиваться, застрахован от творческого застоя.
Одним из главных руководителей Союза русских художников был Аполлинарий Васнецов. А натесных запутанных улочках царит шумноебеспокойство. Состояние вечерней сумрачной природы навевает особое ощущение грусти и одиночества. Он резко выступал против экспериментов в области художественной формы: «В последнее время среди художников и критиков существует тенденция, сущность которой сводится на положение: «не важно, что писать, а важно, как писать». Постепенно в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты.
Ярко выражен русский национальный характер и в эскизе «Стрелецкая слобода», где изображена центральная площадка стрелецкого посада в Замоскворечье. И в них важную роль играла древнерусская архитектура. Раздастся оглушительный перезвон колоколов на низкой деревянной колокольне на столбах. Он сообщал младшему брату, что был вместе с Третьяковым у Терещенко и «.
Строительство деревянныхстен Кремля. Столь же жанровый и динамическийхарактер носят работы «Крытый Воскресенскиймост в конце XVI века» (1921) и «Мясницкиеворота. Красная площадь» (1902), «Старая Москва. Постепенно в его работах все яснееначинают звучать эпические ноты. Следует, однако, отметить, что философскиеразмышления о смысле жизни и ее конечностиносят в картине «Элегия» более реальный, а не мистически обреченный характер. Живописный образ здесь связан с античнымимифологическими представлениями инесет стоически-просветленные переживания. Огромное впечатление на художникапроизвела природа Кавказа. Разрушеныпамятники старины, ограблены многиерелигиозные святыни.
Тут сыграли своюроль и христианское смирение и чувстводолга и желание работать. К ней в XVI столетиибыл пристроен так называемый «застенок»- пыточная камера времен Ивана Грозногои Бориса Годунова.
Темпыразвития русского искусства сталистремительными. Одинокая женскаяфигура, собирающая их, торжественнозастыла, склонившись за очереднымцветком. Егобрат Виктор, в то время студентПетербургской Академии художеств, заметив влечение Аполлинария к искусству, определил его брать частные уроки упольского художника Эльвиро Андриолли (участника польского восстания 1863 года, сосланного в Вятку). Для него это было время поисков и колебаний.
Как отмечалось, работа над«Хованщиной» укрепила Васнецова внамерении глубоко изучить прошлоеМосквы. Кто знает, что испытал Аполлинарий Васнецов в эти годы. При работе над картиной, Васнецов использовал ряд оригинальных приемов. На заднем плане изображены поросшие елью унылые холмы.
Живописная театральная декорация и костюмы стали явлением большого искусства. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней и слов и лиц. Пейзаж уАполлинария Васнецова получил чертыяркого национального своеобразия, онрождает исторические ассоциации инаполнен легендарно-романтическимподтекстом. Это помоглоВаснецову в последние годы жизни обрести«второе дыхание».
Он тяжелопереживал неудачу «хождения в народ», не понимая, почему правильные, казалосьбы идеи невозможно осуществить. Нагроможденныедруг на друга скалы, пропасти, вечныеснега и тучи, ползущие по скалам, далимне темы для картин». С ним же в 1907 году в Большомтеатре были созданы декорации к«Снегурочке» Римского-Корсакова.
Разрушены памятники старины, ограблены многие религиозные святыни. В 1904 году вместе с КоровинымАполлинарий Васнецов оформил финалоперы Глинки «Жизнь за царя (ИванСусанин)». Холод и голод в Москве, «красный террор», атеистическая кампания против церкви и прошлого, всего исторического прошлого России. Автор относил его не столько к Врубелю и художникам общества «Мир искусства», сколько к представителям салонного варианта стиля модерн и авангардного искусства. Прибежищем и спасением сталавсе та же старая Москва. Жизнь скоро развеялаего иллюзии. Болеесвободная трактовка прошлого привелак выработке нового художественногоязыка — яркого, красочного, декоративного. Этот общий жизнеутверждающий мажорныйнастрой отличает всю новую московскуюживописную школу, которая организационнооформилась в начале XX века сначала навыставках «36-ти», а потом в созданииСоюза русских художников.
Видимо, не случайно трижды – в 1902, 1916 и 1922 годах – Васнецов обращался к темеКнижные лавочки на Спасском мосту какк доказательству интенсивнойинтеллектуальной жизни москвичейдалекого прошлого. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». Репин изобразилначинающего художника среди певчих вкартине «Крестный ход в Курской губернии», Нестеров написал с него этюд к картине«Юность Преподобного Сергия», Врубельсоздал выразительный графический образмолодого Васнецова.
Уникальность картины «Родина» еще и в том, что она вызывает чувство «дежавю».
Особое место в творчестве Аполлинария Васнецова занимает картина «Озеро», прозвучавшая своеобразной «лебединой песней» его пейзажа. Второй важной главой в творчестве Аполлинария Васнецова стала тема жизни древней Москвы. Это признавал сам Васнецов: «Одним из сильнейших внешних побуждений было, бесспорно, влияние брата Виктора, уже сложившегося художника» «Вначале у меня были кумиры: Калам и И. И. Шишкин. По живописным качествам «Озеро» – вершина пейзажного наследия Аполлинария Васнецова.
В 1912году появились эскизы к «Опричнику»Чайковского. В 1912 году появились эскизы к «Опричнику» Чайковского. Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия – все завязалось неразрывным непонятным узлом и живет вместе как проявление своеобразного уклада жизни средневекового народного города». Как древние стражи его тайны обступили его со всех сторон раскидистые замшелые деревья. Особенную полемическую направленность носят оценки Васнецовым современного состояния живописи.
Поэтические параллели подобным переживаниям можно найти у Валерия Брюсова: Мне снится прошлое. Начало XVII века» (1913). Особоеместо в творчестве Аполлинария Васнецовазанимает картина «Озеро», прозвучавшаясвоеобразной «лебединой песней» егопейзажа.
В 1908 году была опубликована его книга «Художество». Он стал подлинным поэтом старой Москвы. Былинно-сказочный дух раскрыт в нем не сюжетом, а общим образным строем. И далее: «Несомненно, красота — могучая основа искусства, ноодна внешняя красота, не обусловленнаявнутренним светом в картинах, естьтолько «красивость»».
Таковы этюды с мотивами природы Абрамцева, Финляндии, Крыма, Урала и Кавказа. видели, между прочим, твой пейзаж«Сумерки» – он очень хвалил его. Столь же жанровый и динамический характер носят работы «Крытый Воскресенский мост в конце XVI века» (1921) и «Мясницкие ворота. Из этого следует, что Васнецов стоял на позициях умеренного новаторства. Были бы ониот этого лучше. Слегка переиначивмотив большого полотна 1901 года, Васнецовв 1922 году создал одну из лучших своихкрупных акварелей «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVIIвека».
Таковы этюды с мотивами природыАбрамцева, Финляндии, Крыма, Урала иКавказа. «Попробуем перенестись воображением на триста-четыреста лет назад. Конец XVIIвека» (1901). Недаром сам он считал ее лучшей работой 1880-х годов. Он увидел, во что превращаются благие намеренияи попытки переделать мир.
Спустя двенадцать лет, в 1925 году, уже немолодой художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой Москвы, пишет большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века». Репин изобразил начинающего художника среди певчих в картине «Крестный ход в Курской губернии», Нестеров написал с него этюд к картине «Юность Преподобного Сергия», Врубель создал выразительный графический образ молодого Васнецова.
И тишина. Негативно относитсяВаснецов к натурализму. Представление для него это «интеллект человека, его душа» оно, очевидно, соответствует понятию.
Смысл этого, в те времена негативного, ругательного термина был уже достаточно размыт. Вот «Основание Москвы. Состояниевечерней сумрачной природы навеваетособое ощущение грусти и одиночества. Это было живописным выражением модныхтогда настроений «конца века», в которыхзвучали разочарование, тоска иобреченность. Начало XVI века» (1921).
Она содержит изложение взглядов художника на искусство и его значение. Представление двояко оно может быть «натурным» или «по воображению или воспоминанию». Он смогсоздать свой почерк, выработать свойязык. Кто знает, чтоиспытал Аполлинарий Васнецов в этигоды. Но особенно убедительно ипоэтично воссоздал Васнецов жизньгорода и горожан XVII века.
Он показал одновременно иубогость и значительность жизни крестьянна этих просторах. Борьба за существование делает этот подбор твердой рукой.
Как представитель реалистическойтрадиции, Васнецов не принимал новейшихнаправлений. Всего более 120 произведений, посвященных Москве и другим древнерусскимгородам, создал за свою жизнь АполлинарийВаснецов. В Китай-городе – кружала и харчевни, погреба в Гостином дворе с фряжскими винами. Фигура сидящего на переднем плане путника видна со спины. В своем символическом подтекстекартина «Озеро» содержит идеи соотношенияприроды и человека.
Живописная красота кремлевской панорамы предстает здесь во всем своем великолепии. Поначалу Аполлинарий Васнецов выступал здесь в качестве исполнителя самостоятельной этапной работой для него стали декорации к опере Модеста Мусоргского «Хованщина», созданные в 1897 году для Московской частной оперы Мамонтова. Пейзаж у Аполлинария Васнецова получил черты яркого национального своеобразия, он рождает исторические ассоциации и наполнен легендарно-романтическим подтекстом. Автор относилего не столько к Врубелю и художникамобщества «Мир искусства», сколько кпредставителям салонного вариантастиля модерн и авангардного искусства. Васнецов полагал, что видоизменениепластического языка живописи XX векаобусловлено чисто внешними причинами:модой и товарно-денежными отношениями:«Изысканность манеры живописи, утонченнаячувственность произведений декадентоввсецело объясняются господствующимипотребностями. Крик юродивого, песня калик перехожих.
Тезис впечатления, выдвинутыйимпрессионистами, сразу «просветлилпроизведения живописи», открыв глазана природу всем сознательным художникам». Но, с другой стороны, он предупреждает, насколько пагубно «стремление свестивпечатление натуры на преобладаниекраски». Материалдля них он получал в многочисленныхпоездках по России и Европе. Образ природырешен здесь в лирическом ключе. Позднее подобные рассказыпечатались в журналах «Осколки» (1916) и«Нива» (1917). Разольетсязахватывающая разгульная песняпропившихся до последней ниткибражников.
Следующийэтап строительства Москвы представленв работе, которую сам художник назвал«Вероятный вид белокаменного Кремляпри Дмитрии Донском» (1922). По живописным качествам«Озеро» – вершина пейзажного наследияАполлинария Васнецова. Необъяснимая притягательность, гипнотизирующее очарование исходят от картины. Более убедительновыглядит акварель 1903 года «Городстроится. Интересно, что созданный Васнецовым образ повлиял на творчество пейзажиста-передвижника Николая Дубовского, написавшего много позже, в 1905 году, свою «Родину». Позднее подобные рассказы печатались в журналах «Осколки» (1916) и «Нива» (1917).
Тут сыграли свою роль и христианское смирение и чувство долга и желание работать. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы. Скоморохи» (1904), «Медведчики (развлечение)» (1911). Представление длянего это «интеллект человека, его душа»оно, очевидно, соответствует понятию. Представление двояко оно может быть«натурным» или «по воображению иливоспоминанию».
Необъяснимая притягательность, гипнотизирующее очарование исходят откартины. Она вышла из провинциальнойглубинки, была плоть от плоти и кровьот крови народной жизни, болела и страдалаза народ, училась, «делала себя сама», просвещала русское общество, трудиласьна его благо. Наверное, можно понять растерянностьи смятение в душе художника. Именно это озеро могло похоронить Китеж и теперь вечно стережет его секреты.
Конец XVII века» (1900). Он тяжело переживал неудачу «хождения в народ», не понимая, почему правильные, казалось бы идеи невозможно осуществить. С 1901 по 1918 годон работал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества руководителемпейзажного класса. Работайусердно – затее твоей я сочувствую.
Большоеколичество этюдов составляло своеобразныйфонд из которого художник черпалмотивы для своих больших полотен. Внимательное изучение натуры былосвязано у Васнецова с пытливым интересомученого-естествоиспытателя. Вот «Московский Кремль при Иване Калите. Здесь архитектурный фон образует Константино-Еленинская башня Московского Кремля. КонецXVI века» (1912).
Пройдеттолпа скоморохов с сопелями, гудками идомрами. Возможно бы тогда ускользнула бы главная задача картин Перова: искренность».
В учебном классе в зимнее время он вслед за Левитаном делал постановки, натурально воспроизводящие уголки лесного пейзажа. Тот, кто способен всю жизньучиться и развиваться, застрахован оттворческого застоя. Этот общий жизнеутверждающий мажорный настрой отличает всю новую московскую живописную школу, которая организационно оформилась в начале XX века сначала на выставках «36-ти», а потом в создании Союза русских художников.
Он сообщал младшему брату, чтобыл вместе с Третьяковым у Терещенко и«. Причудливо громоздятсяживописно-асимметричные деревянныестроения древнего города. Жизнь скоро развеяла его иллюзии.
Художнику, по внутреннему складу хотя и более глубокому и искреннему, приходится отставать в общем потоке и чтобы примкнуть к нему, необходимо делать то, что «ходко идет на базаре». Борьба за существованиеделает этот подбор твердой рукой. Художнику, по внутреннему складу хотяи более глубокому и искреннему, приходитсяотставать в общем потоке и чтобыпримкнуть к нему, необходимо делать то, что «ходко идет на базаре». И далее: «Несомненно, красота — могучая основа искусства, но одна внешняя красота, не обусловленная внутренним светом в картинах, есть только «красивость»». Начиная с1885-1886 годов Васнецов неоднократнопосещал Украину и Крым, в 1895 году был наКавказе, длительные поездки в Европу (Франция, Италия, Германия, Швейцария)совершал в 1898-1899 и 1912 годах. Среди хвойного леса выделяется высокий, склонившийся к воде кедр.
За свою большую творческую жизнь Васнецов создал огромное количество живописных этюдов. Были бы они от этого лучше. Наступают сумерки. Северная природа изображена Васнецовым в неярких, холодных тонах. так что мы в грязь лицом не ударили. Вдраматическую атмосферу времен Смутыпереносит нас полотно «Гонцы.
Но, с другой стороны, он предупреждает, насколько пагубно «стремление свести впечатление натуры на преобладание краски». Недаром сам онсчитал ее лучшей работой 1880-х годов.
Он скромно и честно делал свое дело: изучал прошлое столицы, занимался археологическими раскопками, готовил доклады в Комиссии по изучению старой Москвы, создал цикл графических работ об ее истории, вспоминал о детстве в серии акварелей «Моя родина» (как известно, удел стариков – мемуары), составлял автобиографию и писал, писал этюды. Веря в силу искусства и надеясь на его будущее развитие, он сформулировал свою наивно-утопическую идею соединения искусства с жизнью, предлагая свой вариант «монументальной пропаганды»: «Не умрет искусство потому, что оно есть проявление самосознания человека. Безмолвны холодные светлые воды озера. Многие художники этого периода, развивая линию, начатую еще Василием Суриковым и Виктором Васнецовым, утверждали в русском искусстве новую разновидность исторического жанра – историко-бытовой жанр. Более просветлен и лириченвнешне суровый образ Москвы в картине«На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900).
Васнецов полагал, что видоизменение пластического языка живописи XX века обусловлено чисто внешними причинами: модой и товарно-денежными отношениями: «Изысканность манеры живописи, утонченная чувственность произведений декадентов всецело объясняются господствующими потребностями. Отголоски подобныхнастроений есть и в другихфилософски-романтических работахВаснецова, таких, как «Северная элегия» (1897) или «Отзвуки минувшего» (1901). Сокольники», 1878).
По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Следует, однако, отметить, что философские размышления о смысле жизни и ее конечности носят в картине «Элегия» более реальный, а не мистически обреченный характер. Разольется захватывающая разгульная песня пропившихся до последней нитки бражников. Мне нравится эта величественная природа.
Важную роль помимо представления играют, по Васнецову, впечатление и «внутренний образ», под которым понимается содержание искусства. Родилисьновые принципы оформления.
Крайности радикальных новаций не могли не вызвать протеста старого мастера. Негативно относится Васнецов к натурализму. Художникаинтересует здесь передача не мгновенного, а более длительного во времени состоянияприроды. Темпы развития русского искусства стали стремительными.
Уже в детстве он увлексярисованием. Работа над кругом новых сюжетов потребовала от художника серьезных научных изысканий, что сделало его прекрасным знатоком прошлого Москвы. Подводил итоги своей жизни итворчества старый художник в автобиографии«Как я сделался художником и как и чтоработал», полностью изданной в 1957 году. Все это подтверждает, сколь многограннойи многоодаренной была личность АполлинарияВаснецова – художника, ученого, мастераслова. Искусство может быть могучим рычагом в умственном и нравственном развитии народа благодаря своей непосредственности впечатления как «пластического образа», который можно всегда видеть». Более свободная трактовка прошлого привела к выработке нового художественного языка — яркого, красочного, декоративного. Картина завораживает своей тишиной и приковывает к себе взгляд.
Построение первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году» (1917) – немного наивнопростодушное изображение строительства деревянных стен крепости, где какие-то указания дает толпе простого люда сам князь. Значительной и плодотворной была преподавательская деятельность Аполлинария Васнецова. Изобразительные эквивалентыэтих живописных сцен мы находим вакварелях «Москва при Иване Грозном. Красная площадь» (1902), «Старая Москва. На крестце в Китай-городе» (1902), «Царскаяплощадка и Красное крыльцо Грановитойпалаты в Кремле» (1904), «Площадь ИванаВеликого в Кремле» (1903), «Старая Москва. Скоморохи» (1904), «Медведчики (развлечение)» (1911).
Он пытался даже создавать большиемонументальные пейзажи. Крикюродивого, песня калик перехожих. Это признавалсам Васнецов: «Одним из сильнейшихвнешних побуждений было, бесспорно, влияние брата Виктора, уже сложившегосяхудожника» «Вначале у меня были кумиры:Калам и И. И. Шишкин. В этого сорта произведениях какбудто злой демон водит рукой художника:все его желание проникнуть в сущностьвещи, а выходит из-под руки холст, испещренный массой подробностей, невытекающих из общего впечатления». Особенную полемическую направленностьносят оценки Васнецовым современногосостояния живописи.
Впервые они проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. Этюд», все – 1880-е) показывают, как шло развитие начинающего живописца. Как представитель реалистической традиции, Васнецов не принимал новейших направлений. Работай усердно – затее твоей я сочувствую. КрасотуВаснецов определяет как «гармоническоеили уравновешенное соотношение частей». «Она есть не что другое, как приразнообразии уравновешенность частейв целом и получаемое при этом зрительноевпечатление доставляет эстетическоенаслаждение». Искусство может быть могучим рычагомв умственном и нравственном развитиинарода благодаря своей непосредственностивпечатления как «пластического образа», который можно всегда видеть». Огромное впечатление на художника произвела природа Кавказа.
Оформлениепервого действия оперы «Красная площадь»вводило зрителя в жизнь Москвы концаXVII века. Вечная жизнь земли, воды и неба противопоставлена бренностичеловеческого бытия. Картина неподвижна и безлюдна, ничто не выдает на ней присутствия человека.
Это, очевидно, выражало реакцию художника на произведения постимпрессионистов и фовистов. В них своеобразно сплавились исторические, легендарные и жанровые начала. Дальнейшееразвитие эпического начала можнообнаружить у Аполлинария Васнецова вкартине «Сумерки» (1889). Териоки», 1881 «Лесная тропинка», 1885 «Молодая рожь», «Летний день», «Облака. Большое количество этюдов составляло своеобразный фонд из которого художник черпал мотивы для своих больших полотен.
Кроме подобных «искусственных пейзажей», педагог любил ставить натюрморты из цветов. Смысл этого, в те времена негативного, ругательноготермина былуже достаточно размыт. Мягкая гамма сближенных зеленовато-серых тонов хорошо передает световоздушную среду, глубину пейзажного пространства и состояние пасмурного дождливого дня на берегу Финского залива (этюды к картине писались в Териоках). К числу работ первого типа относитсякартина 1900 года «Улица в Китай-городе. Начало XVII века». Поза его полна раздумья.
Его деревянные постройки затейливо украшены деревянной декоративной резьбой. Центр средневекового уклада жизни города сосредотачивался в Кремле. Гремят цепи выведенных сюда для сбора подаяния колодников. По-иному трактована жизнь древней Москвы в большом полотне «Всехсвятский каменный мост. Но незыблемо стоит Московский Кремль как оплот и залог победы над недругами.
Начиная с 1885-1886 годов Васнецов неоднократно посещал Украину и Крым, в 1895 году был на Кавказе, длительные поездки в Европу (Франция, Италия, Германия, Швейцария) совершал в 1898-1899 и 1912 годах. Спустя двенадцатьлет, в 1925 году, уже немолодой художник, подводя итоги творчества и своегоизучения жизни старой Москвы, пишетбольшую картину «Красная площадь вовторой половине XVII века». Тот всячески поддерживалАполлинария. В учебномклассе в зимнее время он вслед заЛевитаном делал постановки, натуральновоспроизводящие уголки лесного пейзажа. Кроме подобных «искусственных пейзажей», педагог любил ставить натюрморты изцветов. Прием «приглашения» зрителяв пространство картины часто встречаетсяв работах русских пейзажистов этоговремени (Федор Васильев, «Оттепель», 1871 Алексей Саврасов, «Проселок», 1873Исаак Левитан, «Осенний день.
Уже построены главные храмы на Соборной площади, Кремль становится каменным, его стены и башни (пока еще без шатров) свидетельствуют о неприступной мощи города. На крестце в Китай-городе» (1902), «Царская площадка и Красное крыльцо Грановитой палаты в Кремле» (1904), «Площадь Ивана Великого в Кремле» (1903), «Старая Москва. В своем символическом подтексте картина «Озеро» содержит идеи соотношения природы и человека.
Васнецов воссоздал здесь семипролетный каменный мост через Москву-реку, который находился в районе современного Большого Каменного моста.
Начало XVII века». Еще в 1880-1890-е годы он опубликовал в журналах «Живописное обозрение», «Царь-колокол», «Артист» и «Детский отдых» свои беллетристические очерки о деревенской жизни и поездках на Урал и Кавказ. С ним же в 1907 году в Большом театре были созданы декорации к «Снегурочке» Римского-Корсакова.
Прибежищем и спасением стала все та же старая Москва. Как можно было жить и что делать в этих условиях. Затем последовали декорациик операм Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китежеи деве Февронии» (1907), «Царская невеста» (1912). Художественный образ зависит от «искренности».
Но это для него не самоцель. «Озеро» завершало путь Аполлинария Васнецова как пейзажиста, мастера эпического жанра. На картине вы увидите обычный неброский среднерусский пейзаж.
XII век». Строительство деревянных стен Кремля. Раздастся оглушительныйперезвон колоколов на низкой деревяннойколокольне на столбах. Конец XVII века» (1901).