Роль основоположника, действительно должна быть признана за Лосенко. «Изъяснение» позволяет глубже понять замысел художника, его стремление решить в картине сложную задачу, далекую от какой-либо развлекательности или поверхностности. Поистине, он настойчиво готовился к тому, чтобы «быть в состоянии показать заслуги моему отечеству». Лосенко долгое время не отчитывался даже перед Академией, так как занимался не «сочинением», но «упражнением» и не имел картин: «.
Первые варианты были сложны и декоративны. На первом же году занятий он принялся писать «Чудесный улов рыбы» (Русский музей) – многофигурную картину со сложной композицией. Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в Академии ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории, – произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы общественно-политической жизни.
Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Такое толкование заключалось и в самой программе, полученной художником от Академии И полностью заимствованной, кстати из «Древней Российской истории» М. В. Ломоносова (и из его же «Идей для живописных картин из российской истории»). Достаточно сравнить картину Лосенко с работами тогда же работавших в России иностранцев, чтобы убедиться, как последовательно и успешно он добивался строгого и «простого» стиля. профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании изданное».
Это не вполне точно первые русские картины на темы истории задолго появились до Лосенко. Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом князем Рогвольдом. Вас. Ни сына Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери скоро Буду вдовой я, несчастная.
мне весьма чувствительно, что я не могу представить никаких о себе свидетельств как моему пребыванию здесь, так и упражнению в науке ибо я не имею здесь особливого себе учителя, а упражняюсь сам по своей склонности. » Его «склонность» к изучению классического искусства разделяла с ним целая группа молодых живописцев разных стран среди этих художников Лосенко был наиболее заметен: его имя они называли первым. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. изображати Истории своего отечества и лица великих в оном людей.
Преподавание, разумеется, отнимало много времени. Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. Среди представленных произведений были работы Лосенко: картина «Товий с ангелом» (Третьяковская галерея), копии с двух портретов и написанный с натуры портрет придворного музыканта В. Степанова (возможно, знакомого Лосенко по его прежним выступлениям в придворном хоре). Им пользовались и в начале XIX века, несмотря на то, что аналогичные издания были тогда предприняты профессорами Академии Андреем Ивановым и В. Шебуевым.
Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Которые он сам скромно называл только этюдами и «академическими фигурами в величину ординарного человека», Результатом этой углубленной работы творческой Лосенко явились в 1768 году «Авель» (Картинная галлерея, Харьков) и «Каин» (Русский музей). Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой.
Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное». «. «Владимир и Рогнеда» – одно из выдающихся произведений русской живописи XVIII века. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил большой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763).
Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Пребывание Лосенко в Москве было недолгим, но оставило, однако интересный и многозначительный след в его творчестве в виде известного портрета Федора Волкова, «первого русского актера» (1763, Русский музей, повторение в Третьяковской галерее). Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. Занятия эти велись самостоятельно. В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, всепокорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г». Удивительно сделаны все мускулы и прибраны пристойные тени.
Историзм картины условен и фантастичен. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. В одном из писем к Фридриху Гримму она писала: «Я никогда не искала, но находила людей, которые служили мне и почти всегда хорошо служили».
Не я один вздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенкова. Преподавание, разумеется, отнимало много времени. ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку. Портрет бесспорно был очень похож.
«– – извещал Лосенко Академию в 1764 феврале года, Вскоре начну писать картину моей композиции», а в ноябре добавлял. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Характерно, то в отдельных частностях, что в картине Лосенко Гектор, как европейский монарх, окружен оруженосцами и пажами, о которых нет и речи в поэме.
в основном русских. родился в семье украинского казака. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Волкова).
в основном русских. Именно в это время Лосенко и написал его – «в роли Синава», как считалось долгое время.
скоро тебя аргивяне, Вместе напавши, убьют. К скупости колорита, Теперь стремился Лосенко к лаконичности изображения, сосредоточенности и строгости изображения человеческого тела. В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург. Новиков: «Физиономию он имел важную, глаза быстрые, карие. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор.
Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Нелепая система воспитания, введенная Бецким, неурядицы в управлении, расстройство денежных дел, зависимость от двора сильно затрудняли и рост молодых сил Академии и работу ее опытных мастеров. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Не я один вздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенкова.
К этим занятиям добавилось еще серьезное изучение анатомии человека. Эти произведения Лосенко произвели сильное впечатление. С патриотическим воодушевлением обращался к ее учащимся М. В. Он указывал, что «натура вся прекрасна» и советовал художникам обучаться на «моделях из разных обществ жизни человеческой». Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.
В созданных Лосенко портретах деятелей культуры русской (И, Углубленный интерес к конкретному живому человеку. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел».
Он вез с собой, кроме своих рисунков, собранную им библиотеку и коллекцию гравюр. После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. Он должен был разбираться в крайне запутанных делах недавно основанной Академии.
Береза всегда имеет свой рисунок. «. Этой идее подчинено все решение картины. Несколько свободнее трактован тогда же написанный портрет А. П. Историзм картины условен и фантастичен. Это менее всего означало «уход в прошлое», отрыв молодой Академии художеств от запросов и интересов общества.
Стыдитесь, несмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди. Мальчик обладал хорошим голосом и музыкальным слухом. Обе фигуры сопоставлены четко и ясно их жесты лишены малейшего преувеличения. Только служанка, плачет, утирая глаза платком. а с марта по декабрь – все последние девять месяцев я должен буду упражняться в колерах» (сентябрь 1767 года). Таким образом, мысль об открытии особой Академии художеств была рождена не желанием подражать примеру других стран (в первой половине XVIII столетия было открыто более десяти академий: в Вене, Копенгагене, Стокгольме, Венеции, Мадриде, Генуе и других городах), но причинами, лежавшими глубоко в самой русской действительности. Но пленящем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, в скромном, таком такой она навеки и запечатлена в его картине – со своей вечной темой обновления жизни.
Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным». «. С патриотическим воодушевлением обращался к ее учащимся М. В. Начиная с этой картины, в Академии появляется ряд произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории.
Это был образованный человек, живо интересовавшийся искусством. «Грачи прилетели» чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского. Он еще не был в состоянии (как и другие художники его времени) широко развернуть психологическое содержание образов: их характеристики раскрываются в жестах и движениях, в использовании которых художник достиг большой выразительности и понятности. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц.
С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Он не ограничивался только анатомически точной передачей форм, но и умел показать богатство тонов живого тела и найти общий живописный топ этюда. Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом». Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм.
Указом 4 поября 1764 года Екатерина II приписала себе честь открытия Академии. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. «Изъяснение» позволяет глубже понять замысел художника, его стремление решить в картине сложную задачу, далекую от какой-либо развлекательности или поверхностности. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора.
Лосенко был прекрасным педагогом. Картина несколько черна, лишена воздуха и глубины, но отдельные части ее бесспорно удачны. Он полностью отдает себя многогранной деятельности. Мысль об организации в России Академии художеств (вместе с самим наименованием) возникла задолго до того, как она официально была учреждена и открыта.
Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. Лосенко внимательно, вдумчиво относился к многочисленным ученикам. Ломоносов в речи по случаю избрания его членом Академии художеств: «. Пребывание Лосенко в Москве было недолгим, но оставило, однако интересный и многозначительный след в его творчестве в виде известного портрета Федора Волкова, «первого русского актера» (1763, Русский музей, повторение в Третьяковской галерее).
У своих учеников он в первую очередь развивал мастерство рисунка, разработав для них особое руководство (первое, созданное русским художником) Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй. Портрет Шувалова показывает в Лосенко еще недавнего ученика Аргунова. Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Результатом этой углубленной творческой работы Лосенко явились в 1768 году «Авель» (Картинная галлерея, Харьков) и «Каин» (Русский музей), которые он сам скромно называл только этюдами и «академическими фигурами в величину ординарного человека». Но Лосенко не подчинился свойственной классицизму рассудочности.
Идею картины воплощают только главные персонажи. Современники придавали им принципиальное значение.
Гектор стремительно из дому вышел. Он вез с собой, кроме своих рисунков, собранную им библиотеку и коллекцию гравюр. Он целиком отдавался своему делу. Обе основные фигуры Гектор и Андромаха выдвинуты вперед и помещены в самом центре композиции они выступают перед зрителями, как на сценических подмостках. Знаменитый Г. Державин, неведомые В. Караулов и «неизвестный из Твери» написали стихи «к портрету Лосенко».
Иногда эта школа называлась и более громким именем: так, в одном документе говорится, что в ноябре 1715 года Петр I «был в Академии, срисовали человека. » Она была еще далека от совершенства и ее руководители сами указывали (в 1719 году) на необходимость школы, «которая не именем только, но и делом соответствовала бы названию Академии». Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Ученики «фигурной палаты» или мастера Канцелярии от строений не могли ответить на появление новых запросов. Лосенко в работе над картиной разделял мнение Сумарокова: «пропади такое великолепие, в котором нет ясности». Воздействие просветительских идей XVIII века способствовало оформлению стремлений к воспитанию общества, к насаждению в нем норм «разумного» бытия. Карамзина.
Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. В 1760 – 1762 годах Лосенко работал в Париже под руководством художника Ж. Рету. Внимание зрителей ничем не отвлечено от основного повествования, заимствованного из античного эпоса (Фетида просит Зевса наказать греков за обиды, причиненные ими ее сыну, греческому герою Ахиллесу). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна "Авель" и "Каин" (оба 1768).
Вслед за Владимиром Рогнедой и художник начал работать над полотном Прощание Гектора с Андромахой (1773). Замечание о «натуральности» (один из критериев в оценках «Журнала примеченных работ») указывает на заботу художника о правдивости не только внешней, но и в самом существе сцены. Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало. Академия художеств дала ему тему: «Владимир и Рогнеда», но предоставила ему право самому уточнить сюжет. Об искусстве Лосенко высказывались разные суждения в русской демократической критике.
А после недолгого возвращения в Россию он два года занимается у Вьена (учителя Ж. Л. Давида), в живописи которого зарождались новые классицистические веяния. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Ему приходилось не только писать и рисовать, но и выполнять поручения Академии.
Шувалов охотно позировал прославленным портретистам своего времени, но то, что его новый портрет был поручен «подмастерью», необычно. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». хорошо групповано.
Серьезная работа над собой была его особенностью. Таковые виды умножают геройский огонь и любовь к отечеству». Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына.
Теперь Лосенко стремился к лаконичности изображения, к скупости колорита, сосредоточенности и строгости изображения человеческого тела. В XVIII веке эта тема была хорошо известна. И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств.
Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Он указывал, что «натура вся прекрасна» и советовал художникам обучаться на «моделях из разных обществ жизни человеческой». Пocлe его смерти их осталось, судя по описям, более 200 штук самого разнообразная содержания мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии».
Мысль об организации в России Академии художеств (вместе с самим наименованием) возникла задолго до того, как она официально была учреждена и открыта. Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. Тема губительности произвола развивалась во многих трагедиях на сцене русского театра.
Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. В журнале «Смесь» один неизвестный по имени «любитель художеств» писал о них: «Недавно я видел в Академии художеств три картины одного Россиянина, обещающего нам Рафаэля. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. Шувалов).
«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Можно сказать, что Академия сумела ответить на ломоносовский призыв к русским людям:. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Его картина увлекла современников прежде всего своей содержательностью.
Образы национального прошлого соотносились с тем, что волновало современников. По «Изъяснению» Лосенко учились целые поколения академической молодежи (так же как и по рисункам самого Лосенко, долго служившим образцами в классах Академии). Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Портрет Шувалова показывает в Лосенко еще недавнего ученика Аргунова. 30 июля 1737Глухов, Малороссия – 23 ноября 1773ПетербургУВЕЛИЧИВАЙТЕ, КАРТИНЫ, ПОЖАЛУЙСТА. Внимание Шувалова проявилось и в том, что в 1760 году он доверил молодому художнику написать свой портрет (находится в Русском музее).
Сумароков указывал на их морально-воспитательное значение: они «. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Поистине, он настойчиво готовился к тому, чтобы «быть в состоянии показать заслуги моему отечеству». Он первый художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с На этом история не заканчивается.
Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Он отмечал произведения и не «высокого» жанра, мало тогда ценившиеся: «.
Вскоре он приступил к преподавательской работе в Академии художеств. Лосенко изобразил в этом рисунке группу молодых людей (можно думать, своих приятелей-художников), с явным волнением слушающих чтение среди античных руин. Лосенко долгое время не отчитывался даже перед Академией, так как занимался не «сочинением», но «упражнением» и не имел картин: «. Действительно, Волков изображен с маской, короной и кинжалом, но это отнюдь не атрибуты «князя российского» из трагедии Сумарокова.
Замечание о «натуральности» (один из критериев в оценках «Журнала примеченных работ») указывает на заботу художника о правдивости не только внешней, но и в самом существе сцены. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Таковые виды умножают геройский огонь и любовь к отечеству». колера жаркие и вариации много в телах. академические фигуры в величину ординарного человека. » (март 1768 года).
Пушкин, говоря о театре, указывал на «. Пушкин, говоря о театре, указывал на «. Много внимания он уделял крупным вещам, работе над сложными композициями.
В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. ", ставший пособием для нескольких поколений художников.
Среди представленных произведений были работы Лосенко: картина «Товий с ангелом» (Третьяковская галерея), копии с двух портретов и написанный с натуры портрет придворного музыканта В. Степанова (возможно, знакомого Лосенко по его прежним выступлениям в придворном хоре). Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Заслугой Лосенко является то, что, не имея возможности в картине «больше брать, как только один момент», он в одном этом моменте показать все существо происходящего. Есть указания, что художнику покровительствовал Д. М. Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р. денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы.
Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Привлекательный моральный облик самого Лосенко отразился как в трактовке Сюжета, так и в том «Изъяснении», которое Лосенко представил в Академию художеств в период работы над картиной. Русская историческая живопись этой картиной твердо заявила о своем существовании. Они весьма разнохарактерны: «Изгнание» несколько вычурно, «Смерть Адониса» написана красиво, но поверхностно, «Андрей» – первоклассная, углубленная штудия обнаженного тела (остававшаяся образцом для копирования вплоть до начала XIX века). В произведениях конца 1760-х годов – «Зевс и Фетида», «Каин» – отчетливо выражены ясность, спокойствие и строгость композиции – особенности, характеризующие стиль классицизма.
Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. Многие. В 1753 году А. Лосенко попадает к художнику Ивану Аргунову. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. Обнаженные части фигур переданы без подчеркивания их «натуральности», без напряжения в сплетении мускулов.
Много внимания он уделял крупным вещам, работе над сложными композициями. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. – это было вполне естественно для его эпохи. Карамзина. Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады».
Этим объясняется некоторая эскизность образов. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Ученики «фигурной палаты» или мастера Канцелярии от строений не могли ответить на появление новых запросов. Он сумел заметить Федора склонность Алексеева к пейзажу и добился перевода Алексеева в пейзажный класс. "Владимир и Рогнеда" (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание). Талант и высокие человеческие качества способствовали тому, что после написания имевшей успех картины А. П.
одну картину моей композиции, этюд с натуры колерами, эскиз. » Это были «Венера и Адонис» («Смерть Адониса» находилась в музее Академии художеств), «Апостол Андрей Первозванный» (Русский музей) и эскиз «Изгнание из храма» (в 20-х годах XIX века был в «Русском музеуме» П. П. Этот момент действительно был важнейшим в «прежалостной судьбе» Рогнеды, так как именно с него последовали все позднейшие трагические события. Ныне начал рисовать с картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах.
Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. Образы национального прошлого соотносились с тем, что волновало современников.
Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили», пишет Акимов в «Северном Вестнике». У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. Сверх того Лосенко был вскоре избран на должность директора Академии. Но ее авторство оставалось гадательным.
Он стремился стать всесторонне образованным Художником с широким профессиональным и общим кругозором. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Все внимание художника сосредоточено на образах Андромахи и Гектора.
Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. О Владимире и Рогнеде говорилось во всех «Историях», написанных в XVIII – начале XIX века, – от «Древней Российской историй» М. В. Гораздо более значительной и художественно совершенной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, «Прощание Гектора с Андромахой». Последние слова, горячо произнесенные «любителем художеств», свидетельствуют, Что произведения Лосенко воспринимались современниками как крупный успех русского национального искусства. Лосенко заставил верить в то, что Владимир перед Рогнедой «изъясняет ей свои извинения в нанесенном отечеству ее оскорблении», тогда как она «как будто б с презрением его от себя отсылает».
Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. колера натуральны и кистью владено натурально». Он приближался уже, протекая обширную Трою, К Скейским воротам (чрез них был выход из города в поле) Там Андромаха супруга, бегущая, в встречу предстала. аттитюды (положения) фигур избранные. Его погубят несомненно.
Образ совершенно конкретен. Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника.
Иногда эта школа называлась и более громким именем: так, в одном документе говорится, что в ноябре 1715 года Петр I «был в Академии, срисовали человека. » Она была еще далека от совершенства и ее руководители сами указывали (в 1719 году) на необходимость школы, «которая не именем только, но и делом соответствовала бы названию Академии». Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Он приближался уже, протекая обширную Трою, К Скейским воротам (чрез них был выход из города в поле) Там Андромаха супруга, бегущая, в встречу предстала. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768).
В апреле 1769 года Лосенко отправился на родину. Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Просвещения, Их творческая практика ставила не перед ними проблем идейности, то-есть тех актуальных проблем, национального своеобразия, которые встали перед всем русским искусством в пору деятельности Ломоносова в науках и литературе, Сумарокова – в поэзии и драматургии, Федора Волкова – в области театра.
Им даны роли немых статистов. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Художник прекрасно осознавал миссию Екатерины Великой идеально понял историческую роль Владимира, мучительную двойственность русской души и, таким образом, после возвращения в 1770 году после многолетнего обучения мастерству за границей по указанию Екатерины создал прекрасную картину «Встреча Владимира и Рогнеды». Чувство жизни обогащает его картину, свидетельствуя о самостоятельности художника.
Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Лосенко не только работал над картиной. Церковь была построена в конце XVIII века. «Владимир и Рогнеда» – одно из выдающихся произведений русской живописи XVIII века. Мы действительно видим в нем Волкова таким, каким его характеризовал Н. И.
«хорошее разделение фигур плану по перспективы, колера весьма натуральны – композиция верная против сюжету. » Он делал заметки профессионального характера. Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, — «Прощание Гектора с Андромахой». В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» произведение, пришедшееся по вкусу современникам на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим приобретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать». представляет на стол рыбы, устрицы. По-видимому, он работал и над портретами (эскиз портрета Генингера имеется в Третьяковской галерее). А вдохновляет его на подвиг.
Впрочем, картина и без «Изъяснения» достаточно красноречиво говорит о себе. История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века. Даже сама история Владимира и Рогнеды непосредственно или в несколько измененном виде проходила через произведения А. Сумарокова, М. Хераскова, Я. Княжнина и других драматургов. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.
В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. В 17611764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого.
Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен. Историзм картины условен и фантастичен. Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии». Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. С конца 1765 года Лосенко живет в Риме. В возрасте тридцати шести лет А. П.
Рисунки для него были сделаны самим художником и гравированы С. Паниным и Г. Скородумовым. Французские учителя и «мадамы», не зная русского языка, производили «опыт создания нового поколения» над детьми солдат, ремесленников, дворцовых служителей. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Доброй славы отцу и себе самому добывая.
Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени. Все внимание художника сосредоточено на образах Андромахи и Гектора. Даже в 1857 году в Московском училище живописи и ваяния было составлено руководство, как «увеличивать и уменьшать фигуру человека», основанное на «Изъяснении» Лосенко. Этой идее подчинено все решение картины.
Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Особенно удачен был эскиз картины, выполненный маслом (1773, ГТГ).
Такое толкование заключалось и в самой программе, полученной художником от Академии И полностью заимствованной, кстати из «Древней Российской истории» М. В. Ломоносова (и из его же «Идей для живописных картин из российской истории»). Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц.
(Нельзя не заметить, что в сложно переработанном виде она возникает позднее в Думах К. Рылеева, в опере «Рогнеда» А. Серова и в других произведениях XIX века. ) Общественные идеалы представителей русского просветительства XVIII века были мало реальны в условиях крепостнической монархии. Они весьма разнохарактерны: «Изгнание» несколько вычурно, «Смерть Адониса» написана красиво, но поверхностно, «Андрей» – первоклассная, углубленная штудия обнаженного тела (остававшаяся образцом для копирования вплоть до начала XIX века). В «Изъяснении» обращает на себя внимание желание Лосенко показать пробуждение во Владимире чувства раскаяния и соболезнования, то есть сомнения в допустимости своих поступков. Они явились ярким свидетельством успехов национальной живописи. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына.
Почти все художники 18 века по своему происхождению принадлежали к народным «низам». В XVIII веке эта тема была хорошо известна. Свиньина известен по рисунку Н. Чернецова). скоро тебя аргивяне, Вместе напавши, убьют.
Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. чрезвычайно чисто выделано. ». Шувалова «отправили» «вояжировать в иностранные государства». Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна – это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона).
Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Вскоре за картину Владимир и Рогнеда (1770) – первое большое произведение исторического жанра в русском искусстве – Лосенко получил звание академика и адъюнкт-профессора. В «Изъяснении» живо рисуется гуманность Лосенко, желание найти в своих героях человечность и отзывчивость в трагических обстоятельствах. 1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix» однако неудача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были заняты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую похвалу».
Шувалов охотно позировал прославленным портретистам своего времени, но то, что его новый портрет был поручен «подмастерью», необычно. Этой идее подчинено все решение картины. Лосенко видел, что ему не хватит сил для работы над новой картиной «Прощание Гектора с Андромахой».
Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Воцарение Екатерины II принесло Академии большие перемены. Трагическим пафосом отмечены не только поза и жест героя, но и весь его облик, благородный и мужественный, в котором воплощен классический идеал мужской красоты.
Перед нами выступают бородатые академические натурщики с типично русскими лицами – сущности, в Лосенко не дал воинам, облаченные в античные доспехи, никакой характеристики. Национальное прошлое становилось исторической сюжетом картины – приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра, Новым было и содержание. И тщетно старается удержаться он в колеснице, а необузданные кони дальше ее несут супруга – тоже на верную гибель. Занятия эти велись самостоятельно. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.
К этим занятиям добавилось еще серьезное изучение анатомии человека. Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса непосредственному характеру выходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма. Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным.
Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Изъясняющего свои чувства убитой горем На Рогнеде, картине представлен момент раскаяния князя. Но ни натурализм, ни мертвенная рассудочность (погубившая произведения многих представителей классицизма конца XVIII – начала XIX века) не сказались в этих произведениях.
Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Он учился у него, потом в Академии художеств. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств. скоро тебя аргивяне, Вместе напавши, убьют.
Водоем стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко — «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). В рукописном трактате (присланном в Академию художеств в 1766 году) он отстаивал не идеализацию форм и не «чистоту» стиля (обычные для академического искусства середины XVIII века), но выразительность художественного произведения, характерность его образов.
Вторая историческая картина А. П. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. С памятниками античной культуры, в двух командировках заграничных он хорошо ознакомился с классическим и современным искусством. В начале 1763 года в Москве Федор Волков работал над постановкой аллегории-маскарада «Торжествующая Минерва». Он приближался уже, протекая обширную Трою, К Скейским воротам (чрез них был выход из города в поле) Там Андромаха супруга, бегущая, в встречу предстала.
Ломоносова до «Истории Государства Российского» Н. М. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Переживания Владимира и Рогнеды составляют основное звено повествования. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Лосенко внимательно, вдумчиво относился к многочисленным ученикам. никто из живописцев долгое время не сделал таких усилий проникнуть в самое существо дела». Портрет бесспорно был очень похож.
Доброй славы отцу и себе самому добывая. Праздник деревенский. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году.
«натурально изображены воздух и вода Хорошо – изображена свирепость. » Он ценил реалистичность произведений. Его увлекали теперь взаимная связь частей человеческого тела их значение друг для друга: в его «фигурах» можно проследить непрерывное чередование сухожилий, связок, мускулов, облегающих костяк, от пальца руки до плеча и грудной клетки. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Портрет задуман шире, чем только изображение исполнителя в какой-либо роли. Лосенко не только работал над картиной. Серьезная работа над собой была его особенностью.
На очереди стояло развитие прежде всего исторической живописи. Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выписаны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины) и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами». Что были на выставке пейзажи и с природой, Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал и с деревьями и воздухом, с «а душа есть только в bdquoГрачахldquo.
Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762). Они уже с начала 60-х годов придавали ей большое значение в развитии родной страны. Переживания Владимира и Рогнеды составляют основное звено повествования. Как на пример точно найденной детали, можно указать на правую руку Рогнеды, бессильно свисающую вниз (и кстати хорошо написанную в сильном сокращении).
Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этой идее подчинено все решение картины. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Но ни натурализм, ни мертвенная рассудочность (погубившая произведения многих представителей классицизма конца XVIII – начала XIX века) не сказались в этих произведениях.
Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии но, ведь и «самый высокий художник не есть еще творец». Он останавливал внимание на произведениях высокого искусства, на чертах «большого штиля» в них: «композиция величественная и великий маниер. профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании изданное». Лосенко предлагают написать картину на звание академика. Таким образом, в течение почти столетий полутора она оставалась никому не известной и не оказала вот таким образом никакого влияния на развитие исторической живописи в России.
как пропорция, так и краски приводят зрителей вне себя. К передаче его духовного мира составил основную отличительную черту Лосенко-портретиста. Все внимание художника сосредоточено на образах и Андромахи Гектора. «Более добросовестно относиться к своим обязанностям нельзя, – писал о Лосенко один из исследователей русского искусства, –.
С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Но Академия к моменту своего вторичного «открытия» уже была хорошо знакома передовым деятелям русской культуры. По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Он был профессором и преподавал в России. Но портрет имеет иное содержание.
Лосенко изобразил в этом рисунке группу молодых людей (можно думать, своих приятелей-художников), с явным волнением слушающих чтение среди античных руин. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. Образ абсолютно конкретен.
Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени. По Изъяснению и по рисункам самого Лосенко учился ряд поколений академической молодежи. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.
Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс "Изъяснение краткой пропорции человека. Лосенко искал в ней не эмоционально-приподнятого, в картине выступают новые, а спокойного и ясного стилистические – устремления художника. Таким образом, мысль об открытии особой Академии художеств была рождена не желанием подражать примеру других стран (в первой половине XVIII столетия было открыто более десяти академий: в Вене, Копенгагене, Стокгольме, Венеции, Мадриде, Генуе и других городах), но причинами, лежавшими глубоко в самой русской действительности. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. В дружной работе прошли пять с половиной лет в мастерской Аргунова. а на будущий год начну рисовать из славных картин. » (март 1766 года).
Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой. а с марта по декабрь – все последние девять месяцев я должен буду упражняться в колерах» (сентябрь 1767 года). Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия.
Русская историческая живопись этой картиной твердо заявила о своем существовании. Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера в них нет усталой, тонкой улыбки искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею.
Его преемник И. И. Для учеников Лосенко разработал особое руководство (первое, созданное русским художником) – «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием. После «Авраама» новая картина кажется подчеркнуто простой. Голицын, русский посол во Франции. Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание».
Воцарение Екатерины II принесло Академии большие перемены. Свиньина известен по рисунку Н. Чернецова). В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. Они уже с начала 60-х годов придавали ей большое значение в развитии родной страны.
«Начал писать колерами. Сравнение их с произведениями парижского периода весьма поучительно. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Он должен был разбираться в крайне запутанных делах недавно основанной Академии. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера.
Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. На очереди стояло развитие прежде всего исторической живописи. Так как их было целью не воссоздание прошлого, Художники XVIII века не искали исторической правды, а лишь воплощение той или иной отвлеченной идеи. У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Утомленный, Преследуемый измученный тьмою академических пустяков, опечаленный, ни в какой Академии не касающихся профессора, Лосенков не в коснуться состоянии кисти.
В начале 1763 года в Москве Федор Волков работал над постановкой аллегории-маскарада «Торжествующая Минерва». Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен. Его погубят несомненно. Работа над портретами Сумарокова и одного из видных актеров третьей четверти XVIII века Я. Шуйского (оба в Русском музее) позволяет считать, что уже в 1760 году Лосенко вошел в круг видных деятелей русской культуры своего времени. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств. Голицын, русский посол во Франции.
«– Такой же призыв к просветительству в искусстве заключался в словах и Устава самой Академии. Они знали, что позднее Рогнеда покушалась отомстить Владимиру, что он намеревался ее казнить и что она была спасена малолетним сыном. Картина Лосенко изображала тот момент, когда Владимир извещает Рогнеду о взятии Полоцка, убиении им ее отца и братьев и о том, что она должна стать его женой.
Знаменитый Г. Державин, неведомые В. Караулов и «неизвестный из Твери» написали стихи «к портрету Лосенко». как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Аргунову. У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773).
Все внимание художника сосредоточено на образах Андромахи и Гектора. Рисунки для него были сделаны самим художником и гравированы С. Паниным и Г. Скородумовым. Но исторические картины (с их сложным идейным содержанием, многофигурными композициями и пр. ) требовали от художников не только солидной профессиональной подготовки, но и внутренней близости к жизни и запросам русского общества. В основе замысла лежит Лосенко идея долга перед родиной и героического самопожертвования во имя отечества.
Гораздо более значительной и художественно совершенной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, «Прощание Гектора с Андромахой». Дальнейшая работа была направлена на поиски простоты и ясности картины. Есть указания, что художнику покровительствовал Д. М.
На первое место ставилось не успехи и дарование, а «доброе поведение». Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко Нат. Праздник деревенский. Это было признанием того, что его картина произвела большое впечатление. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. На путях Академии стояло немало препятствий.
которых ожидает отечество от недр своих и видеть таковых желает, каких зовет от стран чужих. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. Обнаженные части фигур переданы без подчеркивания их «натуральности», без напряжения в сплетении мускулов. Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Им даны роли немых статистов.
Последние слова, горячо произнесенные «любителем художеств», свидетельствуют, Что произведения Лосенко воспринимались современниками как крупный успех русского национального искусства. Было объявлено, что учащимся, чтобы не испортить вкуса, «не позволяется видеть мужиков». По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Им даны роли немых статистов.
Выразительна фигура девушки, в молчаливом отчаянии смотрящей перед собой невидящим взором. Чувство жизни обогащает его картину, свидетельствуя о самостоятельности художника. В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса истинного размаха. Лосенко как бы увлечен возможностью написать «телесно», почти иллюзорно, морщинистое лицо Авраама, его жилистые руки, сильные пальцы.
трубу, личину и кинжал»). 25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его превосходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко». Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя. Этой идее подчинено все решение картины. – это было вполне естественно для его эпохи. Лосенко как бы увлечен возможностью написать «телесно», почти иллюзорно, морщинистое лицо Авраама, его жилистые руки, сильные пальцы. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. изображати Истории своего отечества и лица великих в оном людей.
Он останавливал внимание на произведениях высокого искусства, на чертах «большого штиля» в них: «композиция величественная и великий маниер. Еще зима. Дмитриевский, товарищ Ф. Г. Связь всех явлений была очевидна для передовых людей того времени. Можно сказать, что Академия сумела ответить на ломоносовский призыв к русским людям:.
Мальчик обладал хорошим голосом и музыкальным слухом. Лосенко пробыл в Италии более трех лет.
В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери». Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Достаточно сравнить картину Лосенко с работами тогда же работавших в России иностранцев, чтобы убедиться, как последовательно и успешно он добивался строгого и «простого» стиля.
Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Лосенко видел, что ему не хватит сил для работы над новой картиной «Прощание Гектора с Андромахой». чрезвычайно чисто выделано. ». Сумароков указывал на их морально-воспитательное значение: они «. Я сделал картину у себя дома, которую по окончании. В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался".
К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно. По сохранившимся рисункам (наброскам композиции) можно проследить, как менялся замысел картины. Гектор стремительно из дому вышел. Человека, Лосенко правдиво волевое передал и смелое лицо Сумарокова, отдававшегося кипучей деятельности в эти годы, полного сил. Портрет задуман шире, чем только изображение исполнителя в какой-либо роли. Ранние произведения Лосенко свидетельствуют о мастерстве художника, сумевшего в период своей работы за границей изучить лучшее, что было создано искусством Запада (Чудесный улов рыбы, 1762 Андрей Первозванный, 1764 Жертвоприношение Авраама, 1765 Зевс и Фетида, 1769 Каин и Авель, оба 1768).
Он быстро и прочно завоевал любовь и уважение воспитанников Академии. Но Академия к моменту своего вторичного «открытия» уже была хорошо знакома передовым деятелям русской культуры. Его увлекали теперь взаимная связь частей человеческого тела их значение друг для друга: в его «фигурах» можно проследить непрерывное чередование сухожилий, связок, мускулов, облегающих костяк, от пальца руки до плеча и грудной клетки. Бецкий выше всего ценил «воспитание» – «дар первейший, самый существенный и самый дражайший», помощью которого он намеревался «произвести новую породу» людей – кротких, благонравных. На таком пути можно было впасть в надуманность, но Лосенко удачно избежал Эту опасность.
В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769). Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет "Чудесный улов" (1762). аттитюды (положения) фигур избранные. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли.
Связь всех явлений была очевидна для передовых людей того времени. Новиков: «Физиономию он имел важную, глаза быстрые, карие.
Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Ломоносова до «Истории Государства Российского» Н. М. По сохранившимся рисункам (наброскам композиции) можно проследить, как менялся замысел картины. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Заехавший в Глухов уставщик придворного певческого хора увез его в 1744 году в Петербург. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет "Зевс и Фетида" (1769).
«Картинность» целого, звучные цветовые пятна измельченная трактовка форм были оставлены в прошлом. Действительно, Волков изображен с маской, короной и кинжалом, но это отнюдь не атрибуты «князя российского» из трагедии Сумарокова. Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств. Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко выставил свои работы в Академии художеств. Французские учителя и «мадамы», не зная русского языка, производили «опыт создания нового поколения» над детьми солдат, ремесленников, дворцовых служителей. Действие развернуто на городской площади, Андромаха в Лосенко картине не удерживает мужа, но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады», «у Скейских ворот, перед выходом в поле».
Волкова). На таком пути можно было впасть в надуманность, но Лосенко удачно избежал Эту опасность.
Он отмечал произведения и не «высокого» жанра, мало тогда ценившиеся: «. Ни сына Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери скоро Буду вдовой я, несчастная. Начиная с этой картины, в Академии появляется ряд произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории.
Слова Лосенко заслуживают полного уважения. Не. Главное же было в том, что Лосенко не повторял в ней шаблонов французского академизма (хотя имел его образцы перед глазами). По-видимому, он работал и над портретами (эскиз портрета Генингера имеется в Третьяковской галерее).
В «Двух академических фигурах» и в «Зевсе и Фетиде» Лосенко успешно овладел новыми средствами художественного выражения. Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Но исторические картины (с их сложным идейным содержанием, многофигурными композициями и пр. ) требовали от художников не только солидной профессиональной подготовки, но и внутренней близости к жизни и запросам русского общества.
Лосенко сам сознавал неизбежность недостатков в своей картине и ссылался на то, что из-за малой изученности «Российской истории я не мог сделать лучше, в чем и Академии уже известно сколько мне стоило труда». Лосенко заставил верить в то, что Владимир перед Рогнедой «изъясняет ей свои извинения в нанесенном отечеству ее оскорблении», тогда как она «как будто б с презрением его от себя отсылает». Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы.
Академию 1758 – 1763 годов (хотя и было признано официально, что она «в краткое время довольно оказала успехов») предпочли забыть в новом царствовании. Им даны роли немых статистов. Уже в начале XVIII века была устроена при Санкт-петербургской типографии рисовальная школа для обучения молодых людей «по правилам и по всем отраслям искусства». Спустя девять лет, в 1753 году, трое потерявших голоса певчих – А. Лосенко, И. Саблуков, К. Головачевский – были отданы «в обучение живописи». Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763).
Этим объясняется некоторая эскизность образов. Внимание Шувалова проявилось и в том, что в 1760 году он доверил молодому художнику написать свой портрет (находится в Русском музее). В дружной работе прошли пять с половиной лет в мастерской Аргунова. (Нельзя не заметить, что в сложно переработанном виде она возникает позднее в Думах К. Рылеева, в опере «Рогнеда» А. Серова и в других произведениях XIX века. ) Общественные идеалы представителей русского просветительства XVIII века были мало реальны в условиях крепостнической монархии. мне весьма чувствительно, что я не могу представить никаких о себе свидетельств как моему пребыванию здесь, так и упражнению в науке ибо я не имею здесь особливого себе учителя, а упражняюсь сам по своей склонности. » Его «склонность» к изучению классического искусства разделяла с ним целая группа молодых живописцев разных стран среди этих художников Лосенко был наиболее заметен: его имя они называли первым. Он писал затем, что отправил в Россию «.
Лосенко умирает. Он особо указывал на «кабинет эстампов», куда он ходил для изучения гравюр с великих произведений мирового искусства. О Владимире и Рогнеде говорилось во всех «Историях», написанных в XVIII – начале XIX века, – от «Древней Российской историй» М. В. Спустя девять лет, в 1753 году, трое потерявших голоса певчих – А. Лосенко, И. Саблуков, К. Головачевский – были отданы «в обучение живописи».
Не неуменьем, но исканиями Лосенко следует объяснить то, что в его первой большой картине совмещены манерно жестикулирующие фигуры исполненные в академическом духе и фигуры, внимательно написанные с натуры, свидетельствующие о серьезном ее изучении и своеобразии, самостоятельности художника. Его последняя картина "Прощание Гектора с Андромахой", его чудесные портреты современников (особенно хорош "Портрет актера Федора Григорьевича Волкова") кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта. Повествующей о насильственном браке Владимира и Рогнеды, Таковые виды умножают геройский огонь и любовь к отечеству».
В «Изъяснении» живо рисуется гуманность Лосенко, желание найти в своих героях человечность и отзывчивость в трагических обстоятельствах. В рукописном трактате (присланном в Академию художеств в 1766 году) он отстаивал не идеализацию форм и не «чистоту» стиля (обычные для академического искусства середины XVIII века), но выразительность художественного произведения, характерность его образов. Доброй славы отцу и себе самому добывая.
Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Академию 1758 – 1763 годов (хотя и было признано официально, что она «в краткое время довольно оказала успехов») предпочли забыть в новом царствовании. Измученный духовно и физически, художник скончался на тридцать шестом году жизни.
Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. История становилась как бы средством иносказания. колера жаркие и вариации много в телах. Обе фигуры сопоставлены четко и ясно их жесты лишены малейшего преувеличения. Нужны были свои художники, патриотически преданные делу родного искусства, взамен «иностранных, которые, обогатясь, уезжают» (И.
Академия художеств дала ему тему: «Владимир и Рогнеда», но предоставила ему право самому уточнить сюжет. Заслугой Лосенко является то, что, не имея возможности в картине «больше брать, как только один момент», он в одном этом моменте показать все существо происходящего. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады».
Художник создает произведение на тему из русской истории – "Владимир и Рогнеда" (1770). Не понятая и не оцененная современниками, а мозаика замечательная Ломоносова, была в буквальном смысле слова похищена у истории русского искусства. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все делали мне хорошую похвалу».
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). К безжизненному телу матери тянется ребенок. В «Двух академических фигурах» и в «Зевсе и Фетиде» Лосенко успешно овладел новыми средствами художественного выражения. Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя. ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку.
Недостаточная общественная значительность искусства 30-х – 40-х годов, однообразие жанров и тематики (аллегории, мифологические и религиозные сцены), постоянное одностороннее стремление к декоративности, культ декоративного панно, отсутствие полноценного мастерства стали в середине XVIII века препятствовать дальнейшему успешному развитию русского искусства. На каждой выставке появляется их несколько десятков. «Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ. В апреле 1769 года Лосенко отправился на родину.
Даже в 1857 году в Московском училище живописи и ваяния было составлено руководство, как «увеличивать и уменьшать фигуру человека», основанное на «Изъяснении» Лосенко. Антона Павловича Лосенко называют основоположником русской исторической живописи. Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. «Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия боле романтичен.
Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Были видны и недостатки: существовавшее художественное образование имело утилитарный, узкопрактический характер, его нельзя было назвать действительно высшим, отвечающим понятию Академии. Хотя деятельность в Академии художеств отнимала много времени и сил, Лосенко начал работу над новой картиной Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ) на сюжет из Илиады Гомера. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Воздействие просветительских идей XVIII века способствовало оформлению стремлений к воспитанию общества, к насаждению в нем норм «разумного» бытия.
Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Удивительно сделаны все мускулы и прибраны пристойные тени. Идею картины воплощают только главные персонажи. Было объявлено, что учащимся, чтобы не испортить вкуса, «не позволяется видеть мужиков». Стоячий портрет милорда аглицкого.
Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. Шувалова «отправили» «вояжировать в иностранные государства». Но Лосенко не подчинился свойственной классицизму рассудочности. После достигнутых успехов Лосенко все же не считал своих занятий законченными.
Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Внимание зрителей ничем не отвлечено от основного повествования, заимствованного из античного эпоса (Фетида просит Зевса наказать греков за обиды, причиненные ими ее сыну, греческому герою Ахиллесу). Обступивших главных героев. Работа над портретами Сумарокова и одного из видных актеров третьей четверти XVIII века Я. Шуйского (оба в Русском музее) позволяет считать, что уже в 1760 году Лосенко вошел в круг видных деятелей русской культуры своего времени. Тема губительности произвола развивалась во многих трагедиях на сцене русского театра. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства.
Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями. Дмитриевский, товарищ Ф. Г. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах.
носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все делали мне хорошую похвалу». Лосенко сам сознавал неизбежность недостатков в своей картине и ссылался на то, что из-за малой изученности «Российской истории я не мог сделать лучше, в чем и Академии уже известно сколько мне стоило труда». Стоячий портрет милорда аглицкого. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Вслед за Владимиром и Рогнедой художник начал работать над полотном Прощание Гектора с Андромахой (1773).
Только два рисунка подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» вносят диссонанс в эту характеристику. Современники высоко ценили эти работы Лосенко, подчеркивая и национальное значение.
Нужны были свои художники, патриотически преданные делу родного искусства, взамен «иностранных, которые, обогатясь, уезжают» (И. История становилась как бы средством иносказания. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». Последним произведением Лосенко, созданным в Риме, была картина «Зевс и Фетида» (недавно поступившая в Русский музей). Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына.
Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно». Шувалов). Вскоре начну писать картину моей композиции», – извещал Лосенко Академию в феврале 1764 года, а в ноябре добавлял: «. «Речь идет о Лосенкове, – писал он, – искусном, честном, несчастном человеке.
До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Учителем их стал Иван Аргунов. «Речь идет о Лосенкове, – писал он, – искусном, честном, несчастном человеке. никто из живописцев долгое время не сделал таких усилий проникнуть в самое существо дела». Его картина увлекла современников прежде всего своей содержательностью. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств.
Именно в это время Лосенко и написал его – «в роли Синава», как считалось долгое время. Дальнейшая работа была направлена на поиски простоты и ясности картины. «Ученое» знание натуры совмещалось у Лосенко с эмоциональным отношением к ней. В картине нет деталей, не имеющих непосредственного отношения к раскрытию содержания, помещенных только ради декоративного эффекта. Много внимания Лосенко уделял и живописным этюдам обнаженного тела (ряд «натурщиков» в Русском музее и Третьяковской галерее). Он еще не был в состоянии (как и другие художники его времени) широко развернуть психологическое содержание образов: их характеристики раскрываются в жестах и движениях, в использовании которых художник достиг большой выразительности и понятности. Много внимания Лосенко уделял и живописным этюдам обнаженного тела (ряд «натурщиков» в Русском музее и Третьяковской галерее).
одну картину моей композиции, этюд с натуры колерами, эскиз. » Это были «Венера и Адонис» («Смерть Адониса» находилась в музее Академии художеств), «Апостол Андрей Первозванный» (Русский музей) и эскиз «Изгнание из храма» (в 20-х годах XIX века был в «Русском музеуме» П. П. Безличную и пассивную, Воины в картине Лосенко составляют «толпу», кормилица Астианакса, маленького которой противопоставлены «герои». О его живом, одухотворенном отношении к действительности с большой силой говорят некоторые его рисунки, хотя бы «Путешествующие». Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. Это было признанием того, что его картина произвела большое впечатление.
Он целиком отдавался своему делу. В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизненный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le dsespoir dArmide» и «Le Faune enchan», театр «высоких трагедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Наоборот, - в произведениях исторического жанра трактовались тогда злободневные проблемы общественного бытия, политической жизни. Недостаточная общественная значительность искусства 30-х – 40-х годов, однообразие жанров и тематики (аллегории, мифологические и религиозные сцены), постоянное одностороннее стремление к декоративности, культ декоративного панно, отсутствие полноценного мастерства стали в середине XVIII века препятствовать дальнейшему успешному развитию русского искусства. Результатом этой углубленной творческой работы Лосенко явились в 1768 году «Авель» (Картинная галлерея, Харьков) и «Каин» (Русский музей), которые он сам скромно называл только этюдами и «академическими фигурами в величину ординарного человека». Ломоносов в речи по случаю избрания его членом Академии художеств: «. что мне кажется очень ненатурально».
Ни сына Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери скоро Буду вдовой я, несчастная. В журнале «Смесь» один неизвестный по имени «любитель художеств» писал о них: «Недавно я видел в Академии художеств три картины одного Россиянина, обещающего нам Рафаэля.
Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником.