Там начался его отход от техники дивизио-низма. Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным. Этот вечный союз рождает новую жизнь и не случайно между ними древо. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Оба легко узнаваемы, хотя их черты предельно схематичны. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Принцип построения композиции «Разговора» тоже намного сложнее, чем можно это себе представить. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Другое название этой работы – «Десерт». Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. Принцип построения композиции «Разговора» тоже намного сложнее, чем можно это себе представить. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Первое выражено прямыми вертикальными линиями, второе – плавно и прихотливо изогнуто.
В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких». Исчезают стул и обои. Первое выражено прямыми вертикальными линиями, второе – плавно и прихотливо изогнуто.
Но об этом уже сказано в других разделах. Такой, какой был у Матисса в его доме. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины. Его одалиски — это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Зачем. Далее, две фигуры, которые тоже, словно знаки, воплощают два начала: мужское и женское.
Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Не менее значим зеленый – это цветение природы, символ плодородной Земли, а расположенное по центру «Древо Жизни» – вообще, древнейшее и незыблемое олицетворение жизненного цикла. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
В настоящее время существует в двух версиях. Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. 171Арумы ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)187 1913.
Следовали новые заказы, регулярно отбирались для московской коллекции только что снятые с мольберта полотна. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. 1901 год можно назвать годом становления художника. Особенно впечатлили Матисса фрески Джотто в Падуе, при сопоставлении которых с «Разговором» оказывается созвучным очень многое: и центральный мотив окна и насыщенный синий фон и само таинство сцены.
Не менее значим зеленый – это цветение природы, символ плодородной Земли, а расположенное по центру «Древо Жизни» – вообще, древнейшее и незыблемое олицетворение жизненного цикла. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Стайны подружились с художником.
Написанные лишь несколькими тщательно продуманными линиями, Женщины, в обитателям тохватало XX века, напоминают упрощенные скульптуры.
Речь идет о фовизме. Глядя на эту картину, зритель ощущает необычную насыщенность цветов, напоминающих пестрый восточный ковер и нарядный и жизнерадостный характер всего произведения. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Ни один из художников до А. Матисса не умел так убедительно передать те поразительно яркие, красочные сочетания, которые мы постоянно встречаем в природе, но редко находим у живописцев прошлых эпох. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Таким же образом написан и камин с расположенными на нем предметами. Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких».
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Лишь пространство, окутанное в теплые, насыщенные, а иногда в очень нежные тона. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Так родился фовизм (от fauve – фр. На аукционах ценители прекрасного приобретают полотна Матисса за миллионы евро. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Так Матисс с помощью чёрного цвета создал свет. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Оба легко узнаваемы, хотя их черты предельно схематичны. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Танец была создана в 1910 г. Это полотно было создано Анри Матиссом для Московского особняка С. И. Щукина.
Кажущаяся простота «Разговора» Матисса обманчива, а сам художник обладает необыкновенно глубокими познаниями в истории искусства для того, чтобы выразить интересующую его тему предельно просто и ясно. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Наконец, воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, цвета и света. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Эта дружба в его судьбе значила многое. Особенно впечатлили Матисса фрески Джотто в Падуе, при сопоставлении которых с «Разговором» оказывается созвучным очень многое: и центральный мотив окна и насыщенный синий фон и само таинство сцены.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. В картине очевиден отголосок художественного наследия старых мастеров.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Тем не менее, анализ полотна доказывает, что все здесь далеко не так ординарно, поскольку в картине заложена особая интерпретация действительности.
Другое название этой работы – «Десерт». Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. И вдруг картина достигла требуемого результата. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса. Но если бы по привычке мы стали искать в картине все то, что обычно передают художники (портретность образов, раскрытие характеров, подробности костюмов и т. д. ), мы бы обнаружили, что у А. Матисса многое из этого либо вообще отсутствует, либо намечено в самых общих чертах. Художник верен своему принципу, что искусство должно доставлять человеку радость, вот таким образом создает на своем полотне красочное зрелище, нарядное и приятное для глаз. Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Жил Матисс в это время трудно. Картина Матисса «Разговор» основана именно на этих законах. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой — пышный орнамент.
Разумеется, это иллюзия. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Зачем.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Он передает объемные формы, не прибегая к помощи линий и светотени и это позволяет ему усилить звучание цвета, не дробя его на отдельные плоскости и нигде не затеняя его. В «Семейном портрете» лишь изгиб фигуры сидящей за вышиванием Амели фиксирует основные грани дивана — валик за спиной, сиденье, переднюю стенку. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне.
Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным. Картина Матисса «Разговор» основана именно на этих законах. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии.
«Арумы8230» 8212 понимание полотна идёт от восточного иероглифа, по всему фону картины разбросаны завитушки – элементы восточного орнамента. В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Так, сказочно, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
«дикий») – новое направление в искусстве, для которого характерны интенсивные локальные цвета, обобщенные формы, отсутствие светотеневой моделировки и отказ от линейной перспективы. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой пышный орнамент.
Разумеется, это иллюзия. Никакой будничности, серости, никаких страданий и боли. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. Музыкальность линейных ритмов, Вот откуда потрясающий этот эффект симфонического звучания интенсивных цветов, завидная композиционная гармония. Он — психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира — то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Но об этом уже сказано в других разделах. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. «дикий») – новое направление в искусстве, для которого характерны интенсивные локальные цвета, обобщенные формы, отсутствие светотеневой моделировки и отказ от линейной перспективы.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег187. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Стайны подружились с художником. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. На холсте хорошо заметна свобода в выборе и цвета красок 8212 интенсивных.
В «Семейном портрете» тема группировки портрета, которая появилась еще в картине «Разговор», трактуется иначе и гораздо сложнее. Так, например, ее композиционное построение характерно для иконографической схемы «Благовещения», практиковавшейся в эпоху раннего Возрождения. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Кажущаяся простота «Разговора» Матисса обманчива, а сам художник обладает необыкновенно глубокими познаниями в истории искусства для того, чтобы выразить интересующую его тему предельно просто и ясно. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
.