Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. На пртяжении всей своей богатой истории это побережье привлекает множество посетителей – туристов, знаменитостей, писателей, художников (в числе которых Пабло Пикассо и Анри Матисса) и богатейших людей планеты.
Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких». Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Картина Матисса «Разговор» основана именно на этих законах.
Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. И вдруг картина достигла требуемого результата.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег187. В настоящее время существует в двух версиях. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему.
Особенно впечатлили Матисса фрески Джотто в Падуе, при сопоставлении которых с «Разговором» оказывается созвучным очень многое: и центральный мотив окна и насыщенный синий фон и само таинство сцены. Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса. Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Оба легко узнаваемы, хотя их черты предельно схематичны.
Этот замечательный натюрморт с корзиной фруктов, как бы низвергающихся на сверкающую белизной скатерть с ярким восточным узором, не один десяток лет украшал личную коллекцию Пикассо и теперь находится в его музее в Париже. Так родился фовизм (от fauve – фр. Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Он очень долго искал натурщиков для них.
Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне.
Впоследствии художник широко будет использовать тёмные контрастные контуры в своих работах. Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Далее, две фигуры, которые тоже, словно знаки, воплощают два начала: мужское и женское. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Первое выражено прямыми вертикальными линиями, второе – плавно и прихотливо изогнуто.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Так Матисс с помощью чёрного цвета создал свет. Этот вечный союз рождает новую жизнь и не случайно между ними древо. В понимании Матисса живописи воображаемой, преобразованной фантазией художника реальности, в этом процессе отводилась ведущая роль.
1901 год можно назвать годом становления художника. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Вооружившись чертежными инструментами, специалисты разделили полотно на пять равных отрезков по горизонтали и на три неравных отрезка по вертикали, где отрезок А в 1, 3 раза больше отрезка В, а отрезок Б в 1, 3 раза больше отрезка А. Глядя на эту условную схему, очевидно, что композиция могла бы быть более четкой и абсолютной, если бы Матисс пользовался циркулем и линейкой, но он этого не делает и тоже не случайно. Кажущаяся простота «Разговора» Матисса обманчива, а сам художник обладает необыкновенно глубокими познаниями в истории искусства для того, чтобы выразить интересующую его тему предельно просто и ясно.
Так, например, ее композиционное построение характерно для иконографической схемы «Благовещения», практиковавшейся в эпоху раннего Возрождения. В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Принцип построения композиции «Разговора» тоже намного сложнее, чем можно это себе представить.
Не менее значим зеленый – это цветение природы, символ плодородной Земли, а расположенное по центру «Древо Жизни» – вообще, древнейшее и незыблемое олицетворение жизненного цикла. В картине очевиден отголосок художественного наследия старых мастеров. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы. «дикий») – новое направление в искусстве, для которого характерны интенсивные локальные цвета, обобщенные формы, отсутствие светотеневой моделировки и отказ от линейной перспективы.