Снова приехав в Париж, он начинает учиться сначала в Академии Жюлиана, затем в вечерней школе декоративных искусств, где был замечен и приглашен без конкурса в Школу изящных искусств Гюставом Моро, пророчески предсказавшим Матиссу: «Вам предстоит упростить живопись». В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Прием упрощения и схематизации фигур и пространства, усиливающий столкновение и яркость звучания трех цветов – красного, зеленого и синего, – одновременно способствовал выявлению движения, концентрируя внимание на выразительности буквально считанных штрихов, прекрасно передающих ощущение форм и динамики фигур. И действительно, ритм «Танца» властно захватывает все существо зрителя.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег187. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Основной фон составляет «абсолютная синева» неба, рождая космические ассоциации.
Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением. Начало 1900-х было ознаменовано для живописца большими переменами – круг его общения постепенно становится всё шире, а сам Матисс с головой погружается в искусство, знакомясь с новыми мастерами, в том числе и весьма одиозными. Проведя с работой одну неделю, я обратила внимание на некоторые, прежде незамеченные, детали.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Настоящим «вождем» группы фовистов был Анри Матисс (1869-1954).
Позднее их стали покупать американские коллекционеры. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». Он убежден, что художник, отступая от натуры, «добивается большей красоты и величия».
Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. «Музыка» производит впечатление внезапно оборвавшейся киноленты. Но здесь его ждали неожиданные художественные впечатления, существенно превосходившие цель приезда, встреча с русским средневековьем.
В настоящее время существует в двух версиях. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
С меткой точностью запечатлены пучеглазые рыбки. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Неистовую круговерть «Танца» уравновесить и подчеркнуть могла только строгая неподвижность совершенно изолированных фигур. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. В декоративном панно «Красная комната» Матисс с полной свободой соединяет поверхность стола и стену в единую, ровную узорную плоскость в соответствии со своим пониманием композиции. В 1910 г. по заказу известного московского любителя и собирателя живописи С. И. Щукина Матисс создает ансамбль из двух больших декоративных панно: «Танец» и «Музыка».
В Марокко Матисс обрел свой живописный рай творческий парадиз, в основе которого лежит удивительная светоносность колорита и уподобил фигуры изображенных марокканцев цветкам и растениям. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Задание, которое мы выполняли на экспозиции Анри Матисса, не казалось сложным. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы с натуры в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, подсказывая конкретное композиционное решение, а подчас и древнюю ассоциацию прототип. Еще одно изменение в сознании художника случилось, когда он услышал музыку Рихарда Вагнера и Александра Скрябина.
Подзаголовок картины – «Десерт.
В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Центр натюрморта – стеклянный аквариум с плавающими рыбками – дан объемно, сквозь водную среду просвечивает дно аквариума. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В. Алпатов так отозвался об этих полотнах: «В них утверждается здоровая чувственность и вакхическая страстность. 171По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах. Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно красная, а арабески пронзительно синие.
Он начинает копировать в Лувре старых голландских и французских мастеров, внимательно изучает творчество постимпрессионистов испытывая большое влияние живописи Сезанна, пытается освоить «точечную» технику пуантилистов. Дополняет образ – острота ритма. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. Таким для него явился Поль Гоген. Формы предельно обобщаются и утрачивают свою объемность. Статичность отдельных друг от друга фигур создает ощущение покоя и наслаждения. Интерьеры особняков Морозова и Щукина предоставляли Матиссу возможность двигаться по пути создания принципиально нового декорав станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства иначе творить вторую натуру, пронизанный светом цветной космос, параллельный и органичный по отношению к живой природе. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Радостны и откровенны краски картины. В связи с занятиями правом ему пришлось жить в Париже, затем он служил клерком у адвоката в Сен-Кантене. Она – в композиции моей картины.
В 1905 г. в одном из залов парижского Осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А. -Ш. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Создав свою собственную образную систему, Матисс как всякий большой художник уже не умещался в узких рамках фовизма.
Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. Родился Анри Матисс 31 декабря 1869 г. в Като-Камбрези, на севере Франции. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Пляшущие создают арабеск в форме овального кольца, образованного сцеплением рук, фигуры подчиняются стремительному ритму движения. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Он очень поздно начал заниматься живописью.
«Фовизм был для меня испытанием средств», – писал он. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки.
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Этому мотиву словно вторят цветущие кусты вокруг столика, плавный контур плетеного кресла. Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. Парижская критика упрекала художника в грубости за яркость красок и лаконизм форм. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
И по контрасту плоско дана поверхность садового столика. В «Танце» человеческие фигуры заполняют все пространство холста, почти распирая раму. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Жизнь Анри Матисса была трудной, подчас драматичной. Композиционный центр выделен не только объемом, но и цветом: ярко-красные рыбки являются цветовым фокусом, притягивающим зрительский взгляд. Они пополнили собрания С. И. Щукина и И. А. Морозова. Насыщенный и яркий, даже агрессивный красный становится главным героем на полотне.
Он считал, что творчество начинается с умения видеть, а художник должен видеть мир «глазами ребенка», воспринимать его в чудесной простоте и увлекательности. Ещё один вопрос возник при моей «жизни с картиной»: насколько важна информация, которая стоит за произведением. Основной мотив произведения – движение по окружности. Так было с изображенным в левом углу окном. Первобытная дикость человечества привлекает его (художника) как источник обновления.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Я остановилась у картины Анри Матисса «Красная комната (Гармония в красном)». Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда.
«Танец» и «Музыка» – наивысшие взлеты гения Матисса. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала ldquoЖенщина в зелёной шляпеrdquo. В это время Матиссу был двадцать один год.
В «Музыке» царит гармония насыщенного зеленого цвета сочной травы и кирпично-красного цвета тел, обожженных солнцем. Удивительный поэтичный мир предстает перед зрителем на полотне Матисса «Красные рыбки».
Ещё в начале недели зародилось сомнение, то ли это чем мне показалось в начале. Так, сказочно, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко. И всюду, как разноцветные лампочки, вспыхивают пятна-фрукты. В огненной красноте обнаженных тел можно видеть отголоски античной вазрписи. Известный искусствовед"М.
Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Эти полотна предназначались для оформления парадной лестницы щукинского особняка. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). 1901 год можно назвать годом становления художника.