Природа вечно дышит. Саврасов быстро становится знаменитым. Дважды был в гражданских браках (не надо считать гражданские семьи чем-то неудачным в 19 веке в рафинированных столицах Российской империи гражданские семьи были весьма частым явлением160— хотя формально и не имели таких же юридических прав, как теперь). За ними виднеется черное поле, серый горизонт. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова.
На втором плане мы видим деревню. Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» мне понравилась тем, что в этих серых, коричневых красках есть радостное предчувствие весны, тепла, ласкового солнца. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Он лишен тех повествовательных подробностей о русской весне, которых немало в картине.
Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Здесь была показана особая глубина цвета, «хрупкость» деталей, озаренных неповторимыми полутенями. Поле уходит далеко вдаль и переходит в линию горизонта.
Он тусклый и потому не дает блики на свету. Они выглядят пока очень одинокими, худенькими и раздетыми. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.
Ощущение борьбы темного и светлого. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Но мешала болезнь160— алкоголизм.
И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это – весна. Береза всегда имеет свой рисунок. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить – воздух. Конечно же, в России были и другие художники-пейзажисты. Видеть красоту надо, понять, любить. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. В этой картине русский зимний пейзаж разделен на две части. Саврасова. Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» мне понравилась тем, что в этих серых, коричневых красках есть радостное предчувствие весны, тепла, ласкового солнца.
Не известно, куда она ведет и не известно, когда она закончится. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. «Грачи прилетели» чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского. Становление художника происходило очень быстро. Имеет философский смысл картина «Грачи прилетели».
По такому этюду не сделаешь картину. Именно два чувства сложились в «духе» картины – ее ауре: это печаль и радость нового весеннего пробуждения. Наиболее значительным произведением Саврасова 1860-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. 2 Портрет А. К. Саврасова работы И. Волкова, 1884 Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца третьей гильдии.
Стволы дубов в Останкине высохли. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе». Вокруг ствола берез проталинки, видны следы детей, собак, а может быть даже зайцев. Прекрасными образцами техники папье-пеле могут служить листы Вечер.
И Саврасов сумел очень точно передать этот момент. Около лужи голый кустик. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать. Мандельштам). Но совсем скоро на них будет роскошный наряд из зеленой и сочной листвы.
С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Суетятся, Все торопливые грачи резвятся в воздухе и лишь одна маленькая птичка у сидит корней одной из березок. Это скорее эскиз по памяти. Весеннее небо особенное.
«с натуры нельзя так написать – он предположил, Сравнивая два дошедших до нас с этюда самой картиной, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти. Картина выдающего и очень талантливого художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» – одно из лучших полотен мастера. Морозный зимний день. На переднем плане картины изображены грачи на голых березках. Картина Саврасова Зимняя дорога была написана в тяжелый период жизни художника, вот таким образом полотно наполнено душевными переживаниями мастера и во многом отражает его настроение. Весна.
И Саврасов сумел очень точно передать этот момент. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Эти слова А. С. Пушкина невольно вспоминаются мне, когда я смотрю на картину А. Саврасова «Зимний пейзаж». Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.
Однако их полотна были больше похожи на работы итальянских и французских мастеров. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей. Художник создает новые эскизы и этюды полотна и довершает картину в Москве.
Монохромная гризайльная поверхность не мешает воспринимать произведения во всем многообразии и сложности замысла художника, который и при этих ограниченных возможностях сумел передать состояние бледно-солнечного дня ранней весны (Начало весны) сгущающегося вечера остывающей, туманящейся степи с лужами, впитавшими блеск небесного светила (Вечер. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Именно надломленность художника позволяет получить неповторимую прелесть печали и тоски.
Такой простой и внешне безыскусной, в ней, картину вот таким образом сразу и восприняли как олицетворение русской природы, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, всей деревенской России. Такая же поэтичная, «Грачи прилетели» чудесная картина истинно весенняя, в одно то и же время тоскливая и радостная, как вступление к «Снегурочке» Римского.
Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу. Птицы сидят на ветках, в прошлогодних гнездах, некоторые летают или сидят на снегу. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.
В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Небо по-зимнему голубое, облаков почти нет. Картина поражала удивительным оптимизмом. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе». В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. Но проклятая болезнь не давала нормально жить.
На заднем плане, за двором и деревней, стелется тающее поле. Для изображения птиц художник использует черные, темные цвета. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1854 г. 1844Московское училище живописи, ваяния и зодчества 1854 Живя и работая по большей части в Москве, Саврасов в 18711875 г. 18711875 участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 18731878 в академических выставках.
Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Серые деревянные домики как будто тоже просыпаются после долгого зимнего сна. Птицы сидят на ветках, в прошлогодних гнездах, некоторые летают или сидят на снегу. Лишь к 1873 году полотно перестает «путешествовать» с одной выставки на другую. Сколько было таких сел в России.
Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Народ даже точно отметил их прилет 17 марта. На заднем плане картины художник изобразил деревенскую околицу.
Так, несомненно, перекликаются полотно Весенний день (1873) и исполненный спустя три года рисунок Начало весны. На переднем плане – рыхлый грязный снег. Да, да. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину. Конечно, мы не слышим звуков, но кажется, они оглушают нас.
Они выглядят пока очень одинокими, худенькими и раздетыми. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И. Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе.
«Грачи прилетели» — чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. А вокруг тишина. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму.
Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. До Саврасова. Грачи прилетели, 1872) Творчество А. К. Картину «Грачи прилетели» художник написал в 1871 году, в которой выразил все, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны. «Грачи прилетели» показывает в полной красе прелесть России, не нагромождая в себе торжественность, как это было у Шишкина или романтическое приукрашивание оттенков, как делал это Куинджи.
Еще зима. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Поле уходит далеко вдаль и переходит в линию горизонта. Но совсем скоро на них будет роскошный наряд из зеленой и сочной листвы. Настроение нужно.
Надо у природы учиться.
Эти березки старенькие, обломанные и на них сидят хлопотливые грачи, они вьют гнезда. Нет выше наслаждения созерцания природы. Не известно, куда она ведет и не известно, когда она закончится. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.
главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это – весна. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Несколько голых берез – кривых и изломанных. Картина выдающего и очень талантливого художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» – одно из лучших полотен мастера.
Уже нет таких кучевых серых облаков, которые роняют на землю пушистые снежинки. Видно, что они мокрые от растаявшего снега. Семья с Верой Ивановной Киндяковой распалась очень быстро последние четыре года художник жил с Екатериной Матвеевной Моргуновой, в этой семье повились двое детей САВРАСОВ, АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ (1830-1897), художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского пейзажа настроения в русской живописи. Но эта заурядность кажущаяся. Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. «Зима. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.
А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Наезженная в этой части дорога ведет к избушкам. Дважды был в гражданских браках (не надо считать гражданские семьи чем-то неудачным в 19 веке в рафинированных столицах Российской империи гражданские семьи были весьма частым явлением160 хотя формально и не имели таких же юридических прав, как теперь). В серый цвет окрашены и березки.
шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Воздух как будто кипит, взбудораженный взмахами их сильных крыльев. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя.
К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Во-первых из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы. Картина «Грачи прилетели» (холст, масло, 62х48, 5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва) А. К. Саврасова, была написана в 1871 году.
Над домами возвышается небольшая часовня. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. Многие любители живописи, которых поразила тонкая динамичность картины «Грачи прилетели», едут туда только для того чтобы сравнить церковь на полотне и материальный прототип. «Грачи прилетели» (1872).
А дальше все: и дорога и ее обочина и крыши домов покрыто снегом. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо. Работа над полотном началась в Костромской губернии в деревне Молвитино (в современности Сусанино). Да она и сейчас неплоха.
Грачи прилетели, 1872) Творчество А. К. Именно тут настроение – как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, – окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в bdquoГрачах. Под березами виднеются обломанные ветки берез и следы птиц. Первоначальные этюды к картине Грачи прилетели А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром.
В его картине зимний пейзаж является явным отражением душевного состояния художника. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Романтика бессмертна. Осенью 1857 года женился Саврасов на Софье Герц. Первый признак наступления настоящей весны – прилет грачей. Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии.
Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Даже глазам становится больно, если долго смотреть на сверкающий снежный ковер. Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании.
Он тусклый и потому не дает блики на свету. Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж.
Вдалеке светлеют храм и колокольня. Не изобразил ли Алексей Кондратьевич в лице маленького грачика собственную тоскующую душу. Уже нет таких кучевых серых облаков, которые роняют на землю пушистые снежинки. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Последние годы художник провел в нужде. — Да, да.
На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Важнейшими из которых являлись зрителя введение в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система, с самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. И проявлялась она отнюдь не только в картинах с изображением возносящих к небу шатры и главы монастырей, церквей и колоколен.
Вокруг ствола берез проталинки, видны следы детей, собак, а может быть даже зайцев. Весеннее небо особенное. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство.
Берег Волги", "Пожар в лесу", "Ранняя весна" «Грачи прилетели» (1872). К светло-голубому, с высокими облаками небу мнутся еще голые ветки берез. Около нее стоит часовня, она тоже старая и облезлая. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. По одну сторону дороги остался лес, а по другую виднеется лишь несколько небольших кустов.
Так бывает, когда человек, долго носивший теплую куртку во время холодной зимы, вдруг однажды вышел в ней на улицу и заметил: Стоп, а ведь теплая одежда больше не нужна, весна началась и теперь с каждым днем будет теплее. Церковь была построена в конце XVIII века. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля – все обжито и согрето сердечным теплом. За ними виднеется черное поле, серый горизонт.
Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. Весна ", "Закат", "Зимний пейзаж (Оттепель)", "Зимний пейзаж", "Зимняя дорога", "К вечеру", "Летний пейзаж.
Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. На лугах мирно пасется стадо. Ступайте в природу, — говорил он нам. Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал. Но эта заурядность кажущаяся.
Всегда поет и песнь ее торжественна. Первый признак наступления настоящей весны – прилет грачей. В серый цвет окрашены и березки. Видно, что они мокрые от растаявшего снега.
Довольно плотная бумажная основа покрывалась несколькими тончайшими слоями гипса. Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Картина представляет собой довольно неказистый, обыденный пейзаж.
Он еще два раза пробовал создать семью. Уж распустился дуб. В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». Жил в Москве. Бушует полая вода, Шумит и глухо и протяжно. Грачей пролетные стадаКричат и весело и важно. Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретомГустые белые парыНапоены теплом и светом. А в полдень лужи под окномТак разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятномПо залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаковНевинно небо голубеет, И солнце ласковое греетВ затишье гумен и дворов. Весна, весна. Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца.
Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Кто знает, а быть может маленький скворец является самим Саврасовым. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866). Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Старый дом, наверное, жилой.
Над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней, На дальнем виднеются плане невзрачные заборы и деревянные крыши. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. Художник изобразил небо тусклым и вечерним. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. «Грачи прилетели», это маленькое полотно, становится возможностью художника открыть миру всю нежность и любовь к рано умершей дочери. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».
На этой бумаге (ею пользовался не только Саврасов, часто к подобной технике прибегал, например, И. К Айвазовский) художники рисовали обычным графитом или литографским карандашом, сепией, применяли растушку или местами проскребали тонированный гипс острым предметом (ланцетом, ножичком иглой) до другого тона или до белой основы, чтобы появились светлые блики. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. На переднем плане – рыхлый грязный снег. Их мы видим на березках на первом плане. На нем проталины, мокрый снег.
Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. Но в феврале 1871 года умирает его дочь (третья по числу умерших детей в семье Алексея Кондратьевича). Для изображения птиц художник использует черные, темные цвета. Восход луны (1872), Начало весны (1876) и другие работы, созданные в разные периоды деятельности Саврасова, но не уступающие друг другу в выразительности и мастерстве исполнения.
Как-то художник сказал жене: «Хочется не упустить весны. Что были на выставке пейзажи и с природой, Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, с и деревьями и с воздухом, «а душа есть только в «Грачах». Кстати, пейзаж написан с натуры в Костромской области и эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. — Там красота неизъяснимая. Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте и в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Во-вторых, стоит посмотреть внимательнее и мы видим признаки ве.
А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Он реже выставлялся, работал все более неровно. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы». Каждая веточка как хрустальная, сквозь эту кружевную накидку едва чернеют стволы деревьев. На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы. Какой мох.
В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое». Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Картина представляет собой довольно неказистый, обыденный пейзаж. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Но эта заурядность кажущаяся. На дальнем плане, На их земле, кровли, видны уже нагретые солнцем деревянные части строений.
Серые деревянные домики как будто тоже просыпаются после долгого зимнего сна. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Все поздравляли художника с творческой удачей.
Дали", "Сельский вид", "Дубы", "Закат", "Зимний пейзаж. Весна. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, окончил его в 1854. Мотив.
Сюжет картины прост и незатейлив. Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. Конечно же, в России были и другие художники-пейзажисты. Нужна романтика. Он умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных.
Вдалеке раскинулось черное поле. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И. Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Но проклятая болезнь не давала нормально жить. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
Восход луны) мутной ночи, растревоженной то показывающейся, то прячущейся за облаками луной (Лунная ночь над озером) светлых городских сумерек с рано зажженными фонарями (Сумерки. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Картина наполнена воздухом – весенним, свежим, теплым. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников (1870).
За которым виднеются деревянные, Сразу за художник березами нарисовал постаревший сырой забор, жилые постройки, скорее всего. Которая обессмертит имя художника и станет первой поэтической картиной русской Возник природы, замысел картины, положит начало лирическому пейзажу. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов.
Сюжет картины прост и незатейлив. А цвет и общее настроение картины тому подтверждение. Возле лужи мы видим одинокий голый куст.
Рисунок Начало весны гораздо лаконичнее, строже, но и монументальнее. Под березками лежит талый и грязный снег. Простой, почти убогий мотив. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. На них с шумом и граем опускается стая грачей.
По одну сторону дороги остался лес, а по другую виднеется лишь несколько небольших кустов. На каждой выставке появляется их несколько десятков.
Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . Вскоре (конец 1871 года) была впервые представлена публике в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Несколько голых берез – кривых и изломанных.
На втором плане мы видим деревню. Над домами возвышается небольшая часовня.
Слои тонировались легкими серыми, голубоватыми, зеленоватыми, розоватыми или желтоватыми оттенками (более темным цветом – для изображения ночных пейзажей, более светлым – для дневных). На каждой выставке появляется их несколько десятков. Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Их мы видим на березках на первом плане.
Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Деревушка у ручья", "Пейзаж с болотом и лесистым островом", "Пейзаж. Драматизм картине придают одинокие кусты, на фоне которых деревья кажутся мертвыми.
Несколько голых берез – кривых и изломанных. (Весна. Тяжело заболевает жена.