+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Александра Головина «натюрморт С Флоксами»

Описание картины Александра Головина «Натюрморт с флоксами»

Работая в этом жанре, художник реализовывал в них свою неистощимую любовь к цветам, которые заботливо разводил на своей даче, любуясь их колористическим разнообразием, – «Флоксы» (1911, ГТГ), «Цветы» (1911, НГХМ), «Натюрморт. Асафьев писал в своей книге, размышляя о путях развития русского искусства: «Головин, головинское в оперно-балетном театре давно уже lt. Прежде всего это работы, созданные в период тесного сотрудничества с Еленой Поленовой (с 1890), когда Головин приобщился к ее опыту освоения национальных традиций и возрождения народных промыслов.

В те времена этот предмет – символ жженкой стихии. Мольера (9 ноября 1910 года, Александринский театр). драпировки – неизменные золотистые платки и полосатые ткани, – а также фарфор служили художнику своеобразным камертоном или, точнее, эталонным цветовым аккордом, по которому он настраивал колорит своих произведений их «цветовую музыку», что особенно явственно в его поздних работах – «Портрет Н. Е. Шаляпин несколько раз Головина обнимал и целовал, придя к последнему в декорационный зал».

Строгостью композиционного построения и изысканностью рафинированных линий силуэтов панно близки «классичности» Врубеля, с которым художник работал в это время в керамической мастерской С. И. Художником передано подлинное очарование природы Умбрии, этого «зеленого сердца» Италии, ощущение покоя, уюта и гармонии, разлитого в природе. Интерьер преображался каждый раз, следуя характеру модели. Канкрина (1905, ГРМ) и «Групповом портрете служащих Императорских театров» (1906, ГТГ) обстановка мастерской реалистична и деловита в портрете Н. К. Благодаря своим синтетическим свойствам пейзажи Головина органично «входили» в его театральные работы. Они были легко узнаваемы – простые, подчас грубоватые, так же не прикрашенные, как типы и костюмы в его эскизах к опере «Кармен». Здесь много воздуха, простора. Тот же принцип «превращения» (но уже обратного «с подмостков») в выставочное пространство будет применен художником в 1903 году в интерьере «Теремок», специально сочиненном для выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге.

Картины – Головин, Александр Яковлевич

Этот период прошел под знаком тесного сотрудничества художника с режиссером В. Э. Врубеля, В. А. Все в комнате дышит чувственностью, страстью и романтикой. Крамского, И. Е. С порталом гармонировали интерьеры («Столовая у Дон-Жуана», 1910, ГРМ) или контрастировала лаконичная простота пейзажей Италии и Испании, переносящих зрителей в природу тех мест, где начинались любовные приключения Дон-Жуана («Сицилийская деревня», «Деревня на берегу моря», оба 1910, ГРМ). Неслучайно, в своем обширном театральном наследии Головин выделял постановку «Орфей и Эвридика» как самую любимую, где все было подчинено красоте пейзажных фонов.

На главном фасаде разместилось большое панно «Принцесса Грёза» М. А. Изощренное узорочье, Неиссякаемая фантазия предметах художника, бутафории превращают их в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства, ювелирная проработка деталей в костюмах. Наверное, букет просто порадовал его своей красочностью.

Эти пейзажи демонстрируют удивительную целостность художественного мира, окрашенного элегическим настроением и наполненного проникновенной музыкальностью, – «Лесная река» (1908-1910, ГРМ), «Березы ночью» (19081910, ГТГ), «Пруд в чаще» (1909, ГТГ), «В старом парке» (1910-е, ГТГ), «Болотная заросль» (1917, ГТГ), «Осенний пейзаж» (конец 1910-х, НХМ РБ), «Осень» (1920-е, ГРМ). Пейзажное творчество Головина пронизано чувством поэтической ностальгии и возвышенного переживания утраты «идеального былого». Здесь много воздуха, простора. Он оформляет интерьеры и экспонирует керамические изделия и предметы быта, выполненные в керамико-художественной гончарной мастерской «Абрамцево» С. И. Коровина.

Описание картины Александра Головина «Цветы в вазе»

Но особо хочется отметить одну картину Головина – Натюрморт. Головин продолжал пополнять серию «Испанки» и после премьеры спектакля. Якунчиковой в Наре и будущий интерьер «Теремка» для выставки «Современное искусство» (1903) в Санкт-Петербурге. Александр Яковлевич Головин – страстный почитатель цветов. Спокойствием и уравновешенностью веет от этой картины. После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда.

Несколько лепестков слетело с флоксов и теперь они грустно лежат на столе. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла.

В картине Головина «Годы учения св. Одной из его первых театральных работ было совместное с Коровиным оформление возобновленного спектакля «Русалка» А. С. Головин А. Я. «Гениальным выдумщиком» Одним из первых их спектаклей была постановка «Дон-Жуана» Ж. -Б.

Он оформляет интерьеры и экспонирует керамические изделия и предметы быта, выполненные в керамико-художественной гончарной мастерской «Абрамцево» С. И. Часть из них – экспонированные на выставке эскизы занавесов, декораций и костюмов (ГЦТМ) – дает представление о спектакле, в котором Головин добился идеального стилевого единства всех его составляющих, а также связи художественного оформления с архитектурой зрительного зала. Она передаст свое настроение, все негативное просто-напросто улетучится из души. Мамонтова в Москве, в деятельность которой он включается в 1898 году. – декоратор императорских театров.

Бесплатная помощь с домашними заданиями

Интерьер преображался каждый раз, следуя характеру модели. Пейзаж с голубым павильоном» (1910, ГРМ), «Нескучный сад» (1910-е, СГХМ). Даже цветовая гамма (большего всего красного цвета и его оттенков) символизирует любовь.

Даргомыжского (4 сентября 1900 года, Большой театр). Его творчество убедительно подтверждает тезис о нераздельности и равноправности ипостасей двух творческой личности Головина – живописца и художника сцены. Прологом служат экспонаты, представляющие декоративное творчество художника. досадуя на одного из критиков, который увидел в портрете А. И.

Мастерская Головина служила не только творческой лабораторией художника. Лишь изящество форм придал ей гончар. Пейзаж с голубым павильоном» (1910, ГРМ), «Нескучный сад» (1910-е, СГХМ). В этом костюме и написал в 1906 г. Шаляпина Демона Головин. «Этот прием был новаторским, не говоря о том, что просто поражала виртуозность Головина и его талант орнаменталиста, – здесь он не знал соперников» Содружество Головина и Мейерхольда началось в 1908 году работой над постановкой пьесы К. Гамсуна «У врат царства» в Александринском театре и продолжалось до 1917 года, вплоть до постановки драмы М. Ю. В их стилистике можно видеть также и реминисценции творчества мастеров европейского модерна, в частности, французских художников группы «Наби».

Его портрет «Испанка на балконе» (1911, ГРМ), в котором воссоздан нежный, задумчиво-грациозный женский образ, принадлежит уже к новому периоду работы Головина в театре, когда им были оформлены самые блистательные спектакли. Понадобилось вмешательство Теляковского, чтобы новые костюмы были сделаны. Все в комнату напоено свежестью, в ней по-летнему тепло. Мольера (9 ноября 1910 года, Александринский театр).

Художник Александр Головин картины

изобразил простые флоксы, белого, розового и сиреневого цвета. На нем золотые бармы, унизанные жемчугом, рубинами и сапфирами.

Мамонтова. Смирнова в облике кавалера де Грие из оперы Ж. Массне «Манон» (1909, оба – ГЦТМ) и, конечно же, знаменитые портреты Ф. И. При этом созданные образы не лишены психологической характеристики. Каждый человек, которому довелось увидеть полотно «живьем», подолгу не мог оторвать от нее взора.

Специально сочиненном для выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге, Тот же принцип «превращения» (но уже обратного «с подмостков») в выставочное будет пространство применен художником в 1903 году в интерьере «Теремок»., которые и сейчас украшают здание. Его эскизы декораций к спектаклю «дочь моря» – «Фьорды», «Сад доктора Вангеля», «Столовая» (все -1905, ГЦТМ) – предельно приближены к станковым картинам. Художник вновь вернется к впечатлениям норвежских поездок в начале 1920-х годов в оформлении балетного спектакля «Сольвейг» по драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига.

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Его портрет «Испанка на балконе» (1911, ГРМ), в котором воссоздан нежный, задумчиво-грациозный женский образ, принадлежит уже к новому периоду работы Головина в театре, когда им были оформлены самые блистательные спектакли. Юбилейная выставка Александра Головина продлится до конца августа 2014 года. Цветы на полотне пропитаны нежностью. Поднявшись во весь свой исполинский рост, Демон проклинает мир, в котором царит рабское послушание, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты». При этом в картине нет ничего вымышленного.

Мастер знал, что нужно, для того, чтобы фарфор стал настоящим украшением в любом доме. Дополняет женские предметы на трюмо небольшая статуэтка-птица, которая имеет девичье лицо. Сергия Радонежского» (1895-1897, частное собрание), местонахождение которой было обнаружено в период подготовки юбилейной выставки Вслед за этой работой Головин вместе с К. А. В портрете М. А. Огромная копна рыжих волос, рыжие, свисающие до подбородка усы, мохнатые брови и распухший нос багровый любителя частых возлияний – вероятно, Свободными мазками, написал Головин комически-грозную физиономию незадачливого жениха Людмилы, в минуту творческого подъема, соперника Руслана. В книге Головина «Встречи и впечатления» приводится этот знаменательный разговор: «Вспоминаю одну из своих встреч с Левитаном, который с первых слов забросал меня вопросами: «Видели вы Шаляпина.

Кажется, что Демон только что произнес: «Проклятый мир. » и горное эхо повторяет его слова, разнося по вселенной. – член Союз русских художников. Видимо их сорвали во время прогулки по саду. Знаете ли вы, что такое Шаляпин. » Я должен был признаться, что еще не слышал. В период подготовки спектакля «Маскарад» Головин, согласно воспоминаниям Б. А. Цвет у них, как звук, приглушенный.

На подставке которого стоит сосуд с вином и лежат атрибуты власти полководца плеть и Справа меч, от ложа светильник. Оба обладали необыкновенной щедростью воображения. Художественный критик Сергей Маковский, первый биограф художника, констатируя, что Головин «давно уже пользуется вполне заслуженной славой блестящего театрального декоратора», высказал парадоксальное мнение, что «самое ценное в Головине вовсе не его постановки, как бы ослепительны ни были некоторые из них, а именно – эти мало известные пейзажи и портреты и те небольшие картины-эскизы к постановкам, которые можно рассматривать совсем независимо от театра. » Споры о том, считать ли Головина «театральным» художником или «станковистом», в духе времени обратившимся к театру, не утихают на протяжении многих лет, прошедших после первой публикации, посвященной мастеру. Напротив, она полностью поглощается, растворяясь в белом цвете фоновых декораций. даже в своем последнем спектакле по пьесе У. Шекспира «Отелло» (режиссерский план К. С. Одной из его первых театральных работ было совместное с Коровиным оформление возобновленного спектакля «Русалка» А. С. На пальцах перстни, На голове царя Бориса опушенная соболем «шапка Мономаха», коронационная горящие самоцветами.

Эти работы подпитывали его редчайшее чувство цвета, помогая найти сложную цветовую гамму. Готовился и артист к этому дню: «Они оба понимают: один что значит писать Шаляпина, а другой что значит позировать прославленному художнику». Даргомыжского (27 января 1917 года, Мариинский театр) – оформление спектакля получило иной характер, связанный с трагической развязкой драмы: рампа была решена в темных тонах и декорация 1-й картины «У стен Мадрида» (1917, ГРМ) с тревожными всполохами синего на зеленовато-желтом ночном небе Испании как бы готовила зрителей к финалу спектакля, главный акцент которого был сделан на склеп со статуей Командора («Могила Командора», 1917, ГРМ).

Застланный красным ковром просцениум отделялся от сцены пятью разного цвета занавесами своего рода «эмоциональными камертонами», настраивающими зрителя на развитие драматического сюжета в следующем акте. Серова, К. А. В простой стеклянной банке алеют две нежные розы.

Именно эти объекты становились центральным элементом на его полотнах. Если рассматривать орнамент как основу возникновения и развития стиля, то именно в нем можно видеть ту необходимую составляющую, позволившую художнику создать свой собственный орнаментально-декоративный стиль, который он смог выразить, по его словам, «с первых шагов» работы в театре. Экскузовича» (1922, СПбГМТиМИ), «Портрет Э. Ф.

Часть из них – экспонированные на выставке эскизы занавесов, декораций и костюмов (ГЦТМ) – дает представление о спектакле, в котором Головин добился идеального стилевого единства всех его составляющих, а также связи художественного оформления с архитектурой зрительного зала. В картине Головина «Годы учения св. Они были легко узнаваемы – простые, подчас грубоватые, так же не прикрашенные, как типы и костюмы в его эскизах к опере «Кармен». Он не только рисовал эти нежные создания, но и выращивал их. Головин продолжал пополнять серию «Испанки» и после премьеры спектакля. Головину позировали здесь люди искусства, литературы, знатные аристократы, светские дамы.

В портрете М. А. Его эскизы декораций к спектаклю «дочь моря» – «Фьорды», «Сад доктора Вангеля», «Столовая» (все -1905, ГЦТМ) – предельно приближены к станковым картинам. В основе которого лежало глубокое проникновение художника в искусство культуру и древнего Востока, Портрет стал квинтэссенцией декоративизма Головина, а также тонкое понимание пластической многозначности созданного великим артистом образа. Мейерхольдом, признанным основателем «условного театра». Художник не пытался прибавить своим героиням «испанистости».

А в пейзаже «Умбрийская долина» розовый куст служит своеобразным камертоном для всей выставки. В вазе сочетаются несколько видов мелких флоксов: белые, алые, розовые. Они служат фоном для многих портретов, включены в многочисленные натюрморты, украшают одежды в парадных портретах, вплетены в затейливую вязь орнаментов в эскизах декораций и костюмов, давая художнику своего рода камертон для создания «красочных симфоний». Рериха (1907, ГТГ) дощатый пол мастерской мистическим образом превращается в почти абстрактный фон, создающий среду напряженного и возвышенного диалога с моделью портрет балерины Е. А.

Наверное, букет просто порадовал его своей красочностью. Они были очень важны для художника. Но на картинах они трепетны и прекрасны, как живые. Автор умело переплел радостные ощущения молодых людей и неувядающую прелесть природы.

Зеленые стебли всех цветов просвечивают сквозь прозрачное стекло вазы. Канкрина (1905, ГРМ) и «Групповом портрете служащих Императорских театров» (1906, ГТГ) обстановка мастерской реалистична и деловита в портрете Н. К. Тяжелая, Величавая, фигура военачальника возлежит на инкрустированном слоновой костью и перламутром ложе, как базальтовая покрытом глыба, золотистой шкурой леопарда. Мейерхольда. Существеннейшая и принципиальнейшая черта творческой личности Головина заключена в том, что в ней обе ипостаси – живописца и художника сцены – слились нераздельно и равноправно» Головину предоставили зал, где экспонировались 198 произведений мастера, то есть экспозиция стала, по сути, первой своеобразной персональной выставкой 45-летнего художника, 72 работы на ней были им объединены в раздел «Фантазии», куда вошли орнаменты и цветы.

Б. В. Лермонтова «Маскарад» на сцене Александринского театра. В следующем спектакле на тему Дон-Жуана – «Каменный гость» по опере А. С. Таковы портреты Федора Ивановича Шаляпина. Что художник «театрализует портрет», Нельзя не согласиться с одним из исследователей Головина творчества в том, которые художник любил использовать и в сценическом оформлении, что он «строит композицию, как остановленную мизансцену, стремится представить модель как героиню спектакля» в наследии Головина сохранились десятки эскизов тканей и в своих портретах и натюрмортах.

даже в своем последнем спектакле по пьесе У. Шекспира «Отелло» (режиссерский план К. С. Картины Головина отличаются от работ других художников тем, что он смело использует свои собственные идеи и активно внедряет в искусство свой особенный почерк. В эскизе декораций «Хоромы княгини» словно воссоздан интерьер Кустарного отдела.

Вазу серебрят блики окон, напротив которых она стоит. Крамского, И. Е. Подлинные костюмы, сделанные по эскизам Головина (Александринский театр) и документальные фотографии сцен из спектакля (СПбГМТиМИ) дают возможность посетителям выставки глубже погрузиться в особенности его постановочного решения. При этом созданные образы не лишены психологической характеристики. Как играет. » Левитан был взволнован по-настоящему и, зная его тонкое артистическое чутье, я понял, что в театре появился действительно какой-то чародей» Иванов и художник по костюмам Е. П. Пономарев возмущались отказом Шаляпина играть в декорациях и костюмах, получивших «высочайшее» царское одобрение.

О которой писали многие представители художественного мира – певцы, Здесь царила особая атмосфера, актеры, музыканты, режиссеры, часто поэты, посещавшие радушного хозяина. драпировки – неизменные золотистые платки и полосатые ткани, – а также фарфор служили художнику своеобразным камертоном или, точнее, эталонным цветовым аккордом, по которому он настраивал колорит своих произведений их «цветовую музыку», что особенно явственно в его поздних работах – «Портрет Н. Е. Голлербаха» (1923, ГРМ). Кроме вазы с душистыми цветами, мы видим женский головной убор, который небрежно бросили.

В ней – охапка пестрых цветов. Цветы отражаются в зеркале, а это создает особую экспрессию. Якунчиковой в Наре и будущий интерьер «Теремка» для выставки «Современное искусство» (1903) в Санкт-Петербурге. Но грозный вид обманчив. Розы «разбросаны» по всей выставке, наполняя экспозицию своим ароматом.

Так родилась серия портретов «Испанки» (1906-1907): «Испанка с папиросой» (АГКГ), «Испанка (в пестрой кофте)» (НГХМ), «Испанка с букетом желтых цветов», «Испанка в зеленом», «Испанка в красном» (ГРМ), «Испанка (в подвенечном платье)» (СГХМ), «Испанка» (1907, ГТГ). Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен» (1908), «Портрет артиста д. А. Словно выражая в нем накопившуюся тоску по прошлому щемящую и боль от ускользающей красоты минувших эпох, Художник обращался к этому жанру с конца 1900-х1910-е годов, умирающей усадебной культуры и опустевших дворянских гнезд. Оба обладали необыкновенной щедростью воображения.

«Живописный темперамент» Головина взрывает принципы театральной декорации и, наоборот, в его станковые работы проникает «театральное начало», что придает им особую зрелищность, свойственную духу времени. Природа Норвегии приобретает в декорациях возвышенно романтическое звучание, соответствующее основной теме спектакля – возвеличивание вечно живой и вечно обновляющейся природы (эскизы «В лесу», «Свадьба» оба – ГЦТМ). На белой скатерти стоит простая стеклянная ваза.

Натюрморту «Цветы в вазе» отдается ведущее место среди самых узнаваемых картин. Цветам посвящено много полотен художника. К его знаниям, которые он получил, учась два первых года в МУЖВЗ на архитектурном отделении (1881-1883), добавились приемы орнаментики используемые Поленовой. Они служат фоном для многих портретов, включены в многочисленные натюрморты, украшают одежды в парадных портретах, вплетены в затейливую вязь орнаментов в эскизах декораций и костюмов, давая художнику своего рода камертон для создания «красочных симфоний». Уводящая вдаль перспектива справа кажется бесконечной и одухотворенной сияющим вдали светом смятые полотнища декораций и приспособления для их покраски, столь обыденно представленные на портретах служащих Императорских театров, превращены в некие почти аллегорические «художественные принадлежности».

Шаляпина. Это искусно сплетенная и украшенная нарядная хлебница, блестящая медная солонка, хрупкая статуэтка, салфетка с золотистой аппликацией. Головин на своем полотне.

Смирнова в облике кавалера де Грие из оперы Ж. Массне «Манон» (1909, оба – ГЦТМ) и, конечно же, знаменитые портреты Ф. И. Поодиночке они были бы просты, но все вместе создают впечатление пышности и роскоши. Это богатство Головин искал, одевая хористок и работниц театральных мастерских Мариинского театра в изготовленные им «испанские» костюмы, а затем писал в своей мастерской их портреты, создавая образы народных типов.

Не менее интересный по своему художественному решению, Для этой оперы Головин создал костюм главного персонажа исполненный по эскизам для Коровина московского спектакля, чем костюм. Если рассматривать орнамент как основу возникновения и развития стиля, то именно в нем можно видеть ту необходимую составляющую, позволившую художнику создать свой собственный орнаментально-декоративный стиль, который он смог выразить, по его словам, «с первых шагов» работы в театре. Мейерхольдом, признанным основателем «условного театра». «Живописный темперамент» Головина взрывает принципы театральной декорации и, наоборот, в его станковые работы проникает «театральное начало», что придает им особую зрелищность, свойственную духу времени.

Художник не пытался прибавить своим героиням «испанистости». в качестве художников для осуществления намеченных им преобразований в постановочной части спектаклей. Носовой» (не позднее 1914, ГИМ).

После первой же встречи певец покорил Головина «всей своей фигурой игрой, голосом». Элегантности, gt сделалось синонимом безупречного мастерства вкуса и щедрости художественного воображения. Спрятанные за прищуренными веками бегающие глазки выдают труса. «однако неточно, числить его главным образом художником театра – как это часто принято, Они породили необходимость всякое исследование десятилетий последних начинать с оговорки.

Воейковой» (1905, ГТГ). Работая в этом жанре, художник реализовывал в них свою неистощимую любовь к цветам, которые заботливо разводил на своей даче, любуясь их колористическим разнообразием, – «Флоксы» (1911, ГТГ), «Цветы» (1911, НГХМ), «Натюрморт. Этот период прошел под знаком тесного сотрудничества художника с режиссером В. Э. Благодаря которой выразительность цветовых аккордов костюмов и была аксессуаров наиболее явственной, Фонами для них служила пейзажная зелень декораций. ним.

Подобно гигантскому изваянию застыла его фигура на фоне нагроможденных скал. Они часто изображали цветы в своих работах. На платке причудливые узоры. Цветы в вазе. Даргомыжского (27 января 1917 года, Мариинский театр) – оформление спектакля получило иной характер, связанный с трагической развязкой драмы: рампа была решена в темных тонах и декорация 1-й картины «У стен Мадрида» (1917, ГРМ) с тревожными всполохами синего на зеленовато-желтом ночном небе Испании как бы готовила зрителей к финалу спектакля, главный акцент которого был сделан на склеп со статуей Командора («Могила Командора», 1917, ГРМ). Вместе они являют особый гармонический ряд, родственный испанской народной мелодике.

Контрастом к драматическим портретам Шаляпина в ролях Мефистофеля и Демона явился небольшой портрет артиста в гриме Фарлафа, написанный 18 сентября 1907 г., когда он пел эту партию в опере «Руслан и Людмила» на сцене Мариинского театра. Юбилейная выставка Александра Головина продлится до конца августа 2014 года. Увидеть и передать красоту цветов художники умели всегда. Нельзя не согласиться с одним из исследователей творчества Головина в том, что художник «театрализует портрет», что он «строит композицию, как остановленную мизансцену, стремится представить модель как героиню спектакля» В наследии Головина сохранились десятки эскизов тканей, которые художник любил использовать и в сценическом оформлении и в своих портретах и натюрмортах. На голове царя Бориса опушенная соболем коронационная «шапка Мономаха», на пальцах перстни, горящие самоцветами.

Прологом служат экспонаты, представляющие декоративное творчество художника. По своей орнаментальной выразительности, новизне поставленных задач и совершенству их воплощения портрет Шаляпина в роли Олоферна относится к самым ярким явлениям русской живописи эпохи модерна. Существеннейшая и принципиальнейшая черта творческой личности Головина заключена в том, что в ней обе ипостаси – живописца и художника сцены – слились нераздельно и равноправно» Головину предоставили зал, где экспонировались 198 произведений мастера, то есть экспозиция стала, по сути, первой своеобразной персональной выставкой 45-летнего художника, 72 работы на ней были им объединены в раздел «Фантазии», куда вошли орнаменты и цветы. Б. В.

Не случайно А. Н. «Испанка с папиросой» (АГКГ), «Испанка в зеленом», «Испанка с букетом желтых цветов», (ГРМ), «Испанка в красном» «Испанка 5» (СГХМ), «Испанка» (1907, ГТГ) – «Испанка 2» (НГХМ), Так родилась серия портретов «Испанки» (1906-1907). Уже говорилось о написанной здесь серии портретов «Испанки». Но самой главной областью его деятельности стал театр. В детстве будущий художник серьезно занимался музыкой. Головину принадлежала сама идея создания балета на музыку композитора. достаточно вспомнить картины И. Н. В 1905 г. Головин выполняет декорации и костюмы к опере «Моцарт и Сальери» и тогда же пишет первый портрет Шаляпина Мефистофеля в опере Гуно, в том самом костюме, который он сделал для миланской постановки.

Что изобразил А. Я. На главном фасаде разместилось большое панно «Принцесса Грёза» М. А. Зимой 8212 комнатные, а уж в марте-апреле подснежники8230.

В экспозиции представлены многочисленные натюрморты Головина. История русского искусства знает немало живописных портретов актеров в ролях. Это богатство Головин искал, одевая хористок и работниц театральных мастерских Мариинского театра в изготовленные им «испанские» костюмы, а затем писал в своей мастерской их портреты, создавая образы народных типов.

Вот какая мощь заключена в полотне мастера. Не случайно А. Н. «Сад доктора Вангеля», Его эскизы декораций к спектаклю «дочь моря» – «Фьорды», «Столовая» – (все -1905, ГЦТМ) предельно приближены к станковым картинам. Природа Норвегии приобретает в декорациях возвышенно романтическое звучание, соответствующее основной теме спектакля – возвеличивание вечно живой и вечно обновляющейся природы (эскизы «В лесу», «Свадьба» оба – ГЦТМ). Подлинные костюмы, сделанные по эскизам Головина (Александринский театр) и документальные фотографии сцен из спектакля (СПбГМТиМИ) дают возможность посетителям выставки глубже погрузиться в особенности его постановочного решения. Бродского).

Он вызывает в памяти и выполненный совместно с Е. Д. Каждый из этих портретов превращен был художником в насыщенное гармонией цвета своеобразное панно. Лермонтова «Маскарад» на сцене Александринского театра. Как он поет Мефистофеля. Люц (1909, ПГХГ) сирень, когда это были тщательно выписанные синие колокольчики, Головин с огорчением писал: «У меня особая любовь к цветам и я изображаю их с ботанической точностью» Особое место в творчестве Головина занимает жанр парадного портрета, работая в котором, художник стремился дать наиболее точную характеристику психологического состояния модели, кроющегося за внешним парадным обликом портретируемого, – «Портрет М. В. Они выделяются яркостью и буйством красок.

Портреты, Центральное ядро выставки составляют живописные произведения станковые Головина – пейзажи, позволяющие сосредоточиться на его творческой манере, натюрморты, авторских приемах. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства. С порталом гармонировали интерьеры («Столовая у Дон-Жуана», 1910, ГРМ) или контрастировала лаконичная простота пейзажей Италии и Испании, переносящих зрителей в природу тех мест, где начинались любовные приключения Дон-Жуана («Сицилийская деревня», «Деревня на берегу моря», оба 1910, ГРМ). (1863-1930) – знаменитый русский художник.

Этим свойством обладают все пейзажные работы, представленные на выставке: «Ветлы (Серебряные ветлы)» (1909, ЯХМ), «Вид в парке. При этом в картине нет ничего вымышленного. добычиной» (1920, ГРМ), «Портрет И. В. Цветы» (около 1912, НИМ РАХ, Музей-квартира И. И. Прирожденным театру, Ум Головина был в полной мере умом, театральности, зрелищности, человеку на подмостках» в Однако такой оценке творчества Головина его современники вовсе не были единодушны.

Нельзя не согласиться с одним из исследователей творчества Головина в том, что художник «театрализует портрет», что он «строит композицию, как остановленную мизансцену, стремится представить модель как героиню спектакля» В наследии Головина сохранились десятки эскизов тканей, которые художник любил использовать и в сценическом оформлении и в своих портретах и натюрмортах. Так, в портрете театрального чиновника В. И. Таковы портреты Федора Ивановича Шаляпина. И автор не концентрирует на ней внимание. Цветы» (около 1912, НИМ РАХ, Музей-квартира И. И. Художественный критик Сергей Маковский, первый биограф художника, констатируя, что Головин «давно уже пользуется вполне заслуженной славой блестящего театрального декоратора», высказал парадоксальное мнение, что «самое ценное в Головине вовсе не его постановки, как бы ослепительны ни были некоторые из них, а именно – эти мало известные пейзажи и портреты и те небольшие картины-эскизы к постановкам, которые можно рассматривать совсем независимо от театра. » Споры о том, считать ли Головина «театральным» художником или «станковистом», в духе времени обратившимся к театру, не утихают на протяжении многих лет, прошедших после первой публикации, посвященной мастеру. И только в середине букета яркий алый цветок, напоминающий лилию. «Гениальным выдумщиком» Одним из первых их спектаклей была постановка «Дон-Жуана» Ж. -Б. Он вызывает в памяти и выполненный совместно с Е. Д.

По своей орнаментальной выразительности, новизне поставленных задач и совершенству их воплощения портрет Шаляпина в роли Олоферна относится к самым ярким явлениям русской живописи эпохи модерна. Но за этим внешним покоем чувствуется злая и неукротимая сила. Так родилась серия портретов «Испанки» (1906-1907): «Испанка с папиросой» (АГКГ), «Испанка (в пестрой кофте)» (НГХМ), «Испанка с букетом желтых цветов», «Испанка в зеленом», «Испанка в красном» (ГРМ), «Испанка (в подвенечном платье)» (СГХМ), «Испанка» (1907, ГТГ). Неиссякаемая фантазия художника изощренное узорочье, ювелирная проработка деталей в костюмах, предметах бутафории превращают их в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. Мамонтова инициатора и автора программы строительства.

В следующем спектакле на тему Дон-Жуана – «Каменный гость» по опере А. С. После короткого отдыха наступил «важнейший момент в работе над портретом работа с художника моделью. Слышали его. Их можно рисовать круглый год. Эти пейзажи демонстрируют удивительную целостность художественного мира, окрашенного элегическим настроением и наполненного проникновенной музыкальностью, – «Лесная река» (1908-1910, ГРМ), «Березы ночью» (19081910, ГТГ), «Пруд в чаще» (1909, ГТГ), «В старом парке» (1910-е, ГТГ), «Болотная заросль» (1917, ГТГ), «Осенний пейзаж» (конец 1910-х, НХМ РБ), «Осень» (1920-е, ГРМ). В их стилистике можно видеть также и реминисценции творчества мастеров европейского модерна, в частности, французских художников группы «Наби». Смирновой (1910, ГТГ) написан на фоне театрального холста, сплошь покрытого легким, словно движущимся узором, оттеняющим характер живой, жизнерадостной элегантной женщины в шубке и фантастической шляпке с перьями, обрисованными легкой прихотливой линией. Повернувшись в полоборота, Он гордо стоит, подбоченясь правой рукой и держась левой за рукоять шпаги.

Кузмина интерьер мастерской получает особое значение. «Этот прием был новаторским, не говоря о том, что просто поражала виртуозность Головина и его талант орнаменталиста, – здесь он не знал соперников» Содружество Головина и Мейерхольда началось в 1908 году работой над постановкой пьесы К. Гамсуна «У врат царства» в Александринском театре и продолжалось до 1917 года, вплоть до постановки драмы М. Ю. Неподвижного и рельефного, Яркий капюшон подчеркивает мертвенную серость его как лица, маска. Так, в портрете театрального чиновника В. И. Репина, М. А.

В темных, глубоких глазницах угрожающе и насмешливо горят глаза. Сергия Радонежского» (1895-1897, частное собрание), местонахождение которой было обнаружено в период подготовки юбилейной выставки Вслед за этой работой Головин вместе с К. А. Прежде всего это работы, созданные в период тесного сотрудничества с Еленой Поленовой (с 1890), когда Головин приобщился к ее опыту освоения национальных традиций и возрождения народных промыслов. Люц (1909, ПГХГ) сирень, когда это были тщательно выписанные синие колокольчики, Головин с огорчением писал: «У меня особая любовь к цветам и я изображаю их с ботанической точностью» Особое место в творчестве Головина занимает жанр парадного портрета, работая в котором, художник стремился дать наиболее точную характеристику психологического состояния модели, кроющегося за внешним парадным обликом портретируемого, – «Портрет М. В. все это было когда-то натурщиками для меня в моих исканиях гармонии красок в декоративной для работе театра. В экспозиции представлены многочисленные натюрморты Головина.

Смирновой (1910, ГТГ) написан на фоне театрального холста, сплошь покрытого легким, словно движущимся узором, оттеняющим характер живой, жизнерадостной элегантной женщины в шубке и фантастической шляпке с перьями, обрисованными легкой прихотливой линией. Бенуа, говоря о декоративном творчестве Головина, относит его к «интернационалистам» или, как он пояснял, «к группе художников общеевропейских» Вопросы интегрирования в общеевропейские художественные процессы наряду с проблемами сохранения «самобытности» в искусстве, стоявшие перед русскими художниками на рубеже веков имели самое прямое отношение к творчеству Головина. Натюрморт А. Головина «Цветы в вазе» – яркая и красочная картина. Наблюдение за его излюбленными мотивами – тканями, фарфором, цветами – дает возможность почувствовать логику его композиционных и цветовых построений. Работа над подготовкой постановки драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» стала вершиной многолетнего сотрудничества А. Я. Головина и В. Э. Уводящая вдаль перспектива справа кажется бесконечной и одухотворенной сияющим вдали светом смятые полотнища декораций и приспособления для их покраски, столь обыденно представленные на портретах служащих Императорских театров, превращены в некие почти аллегорические «художественные принадлежности».

После первой же встречи певец покорил Головина «всей своей фигурой игрой, голосом». Олоферн облачен в роскошное красочное одеяние.

Она белого цвета, на ней нет узоров. А вокруг них розы, которые притягивают внимание. Академии художеств. Кузмина интерьер мастерской получает особое значение. В них нет вызывающей красоты, они простые и почти все выполнены в пастельных тонах.

Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен» (1908), «Портрет артиста д. А. В вазе сочетаются несколько видов мелких флоксов: белые, алые, розовые. Благодаря своим синтетическим свойствам пейзажи Головина органично «входили» в его театральные работы.

Репина, М. А. Это что-то необыкновенное. Уже говорилось о написанной здесь серии портретов «Испанки». Этим свойством обладают все пейзажные работы, представленные на выставке: «Ветлы (Серебряные ветлы)» (1909, ЯХМ), «Вид в парке.

В центре композиции стоит простая фарфоровая ваза. Нет кричащих и вызывающих нот. Строгостью композиционного построения и изысканностью рафинированных линий силуэтов панно близки «классичности» Врубеля, с которым художник работал в это время в керамической мастерской С. И. Голлербаха» (1923, ГРМ). Здесь царила особая атмосфера, о которой писали многие представители художественного мира – певцы, музыканты, актеры, режиссеры, поэты, часто посещавшие радушного хозяина. Художником передано подлинное очарование природы Умбрии, этого «зеленого сердца» Италии, ощущение покоя, уюта и гармонии, разлитого в природе.

достаточно вспомнить картины И. Н. Приступив в 1900 году к декорационному оформлению оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» для Большого театра, Головин обратился в разработке сценического пространства к композиционному решению и стилистическим приемам использованным им в интерьере Кустарного отдела для Всемирной выставки в Париже. Головинские костюмы передавали дух эпохи и привлекали живописной яркостью. Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа.

Врубеля, а по сторонам от него и на боковых фасадах – работы Головина: «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд». Даргомыжского (4 сентября 1900 года, Большой театр). История русского искусства знает немало живописных портретов актеров в ролях. «Клеопатра», Врубеля, «Поклонение божеству», «Жажда»,, «Поклонение природе» «Орфей играет», «Купание наяд» – а по сторонам от него и на боковых фасадах – работы Головина. А в пейзаже «Умбрийская долина» розовый куст служит своеобразным камертоном для всей выставки. Но это не основная деталь картины.

Головину позировали здесь люди искусства, литературы, знатные аристократы, светские дамы. Бенуа, говоря о декоративном творчестве Головина, относит его к «интернационалистам» или, как он пояснял, «к группе художников "общеевропейских"» Вопросы интегрирования в общеевропейские художественные процессы наряду с проблемами сохранения «самобытности» в искусстве, стоявшие перед русскими художниками на рубеже веков имели самое прямое отношение к творчеству Головина. В черной как смоль бороде переливаются золотые блестки. Поленовой проект столовой для дома М. Ф.



Иллюстрация К Сказке «марья Моревна» Работы Ивана Билибина
Описание Картины Николая Рериха «мадонна Орифламма»
Описание Картины Кузьмы Петрова-водкина «в Детской»
Описание Картины Кузьмы Петрова-водкина «берег»
Ларри Реки